![]()
Когда-то два эти имени, Солжа и Сахарова, были благодарно и неразделимо соединены в нашем сознании. Но прочтя «Теленка», и избранные тексты обоих, наиболее дотошные из нас поняли, что «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой», как два эти русских гения.
САХАРОВ КАК ГЕРОЙ НОВЕЙШЕГО РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
14 декабря, 35 лет назад умер Сахаров. 19 декабря вся страна его хоронила.
Мне до конца жизни не составит труда помнить, сколько лет «прошло, протекло, как песок в корабельных песочных часах» с этих всенародных похорон. В тот траурный для всей России день, 19 декабря 1989 года, мы навсегда покидали Россию и Ленинград. Тогда еще был «Ленинград».
А вот что было за полгода до этих похорон.
Эта 35-летней давности фотография — лучшая иллюстрация к знаменитому постулату Нагорной Проповеди: Блаженны изгнанные за правду. Минуту назад, он, немолодой, узкоплечий, в венчике пушистых седых волос, вышел, как Народный Депутат Первого Съезда Народных Депутатов на его трибуну, и сказал им, что, мы должны искупить свою вину перед народом Афганистана, поскольку, мы, мол, сжигали напалмом их женщин и детей. И сидящие в зале при этих словах завизжали, как ведьмаки, заулюлюкали, закричали, захлопывая и затаптывая каблуками его речь, и выходя после него на трибуну, проклинали его. Тот, кто видел этот репортаж по ТВ, (я успела), никогда его не забудет.
В 2003-ем году на Васильевском острове был установлен лучший, на мой взгляд, памятник постсоветского времени. На постаменте в полной рост, нелепый и бесстрашный, стоит Андрей Дмитриевич Сахаров. Я бы назвала эту превосходную работу скульптора Левона Лазарева — «Слабость, которая одолевает силу». Или, по-другому, если бы места хватило:
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Будучи когда-то самым молодым Академиком АН, он, окончательно прозрев к началу 60-ых, не мог простить себе, что дал в руки столь зловещему, опасному для всего человечества режиму, водородную бомбу. И тогда он пришел в ЦК и как дитя положил на порог все свои сбережения — 150 тысяч рублей.
Солженицын в «Бодался Теленок с дубом» осудил его за это ребяческое безрассудство, правильно, в общем-то, рассудив, что эти громадные по тем временам средства нужно было отдать семьям политических вместо того, чтобы возвращать назад злодеям на их злодейские дела.
Когда-то два эти имени, Солжа и Сахарова, были благодарно и неразделимо соединены в нашем сознании. Но прочтя «Теленка», и избранные тексты обоих, наиболее дотошные из нас поняли, что «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой», как два эти русских гения. В «Теленке» Александр Исаевич фундаментально обосновал претензии к своему политически наивному, как ему казалось, собрату. Андрей Дмитриевич неумело защищался. Дело в том, что он страшно проигрывал Солжу, что называется, стилистически. К гениальной «страстной публицистике» которого никогда не смог и приблизиться. Но отваживался спорить с ним. Противу всякой логики подымал свой голос за свободу евреев, в частности, детей Елены Боннер от первого брака, (а не всех граждан СССР) эмигрировать. Это особенно возмущало Солженицына.
Но воспомнить сегодня Андрея Дмитриевича хочется не разборками со знаменитым нобелиантом, а вот этим прелестным извлечением из Довлатова. «Академик Сахаров» встает из него уже не как живой человек из плоти и крови, а как мифологизированная фигура новейшего русского фольклора, (которой, заметим, никогда не сделался в глазах народа АИС):
«Есть в советской пропаганде замечательная черта. Напористая, громогласная, вездесущая и беспрерывная — советская пропаганда вызывает обратную реакцию.
Критикуют фильм — значит, надо его посмотреть. Ругают книгу — значит, стоит ее прочитать. На кого-то персонально обрушились — значит, достойный человек…
Один знакомый лектор (из прогрессивных) жаловался мне:
«На тысячу вопросов готов ответить. Есть два, которые меня смущают. Хоть с работы увольняйся!.. Первый вопрос. Отчего в дружественном Египте нет коммунистической партии? А во вражеском Израиле есть? И притом целых две… И второй. Насчет Сахарова. Правда ли, что он — Герой Социалистического Труда? Да еще трижды?..»
Десятки раз я слышал:
«Вот напишу академику Сахарову! Поеду в Москву к академику Сахарову!»
И адреса-то человек не знает. Да, может, и знал бы — не поехал. Русский человек и в жалобную-то книгу не пишет. Душу отведет, востребует книгу, а писать не станет…
Тут важно другое. Появилось ощущение новой инстанции. Раньше было что? Партком? Где сидят знакомые лодыри и демагоги? Местком? Где те же лодыри и демагоги бегают шестерками перед начальством? Милиция, прокуратура? Да разве они защитят? От них самих защита требуется…
Вот и раздается повсюду:
«Напишу академику Сахарову!»
Тут мне хочется вспомнить один случай. Был я в командировке. Рано утром оказался на псковском автовокзале. В прибежище местных алкашей. Разговорился с одним. Лицо сизое, опухшее, руки трясутся. Сунул я ему два рубля. Алкаш выпил портвейна, немного отошел. Каким-то чудом распознал во мне интеллигента. Видимо, захотел мне угодить. И рассказал такую историю:
«Был я, понимаешь, на кабельных работах. Натурально, каждый вечер поддача. Белое, красное, одеколон… Рано утром встаю — колотун меня бьет. И похмелиться нечем. Еле иду. Мотор на ходу вырубается. Вдруг навстречу — мужик. С тебя ростом, но шире в плечах. Останавливает меня и говорит:
— Худо тебе?
— Худо, — отвечаю.
— На, — говорит, — червонец. Похмелися. И запомни — я академик Сахаров…»
…Я понимаю, что это — наивная выдумка опустившегося человека. И все-таки… Если оставить в стороне убогую фантазию этого забулдыги… Да это же сказка о благородном волшебнике! Ведь именно так создается фольклор! В наши дни. Вокруг конкретного живого человека…
Пусть наивно, смешно. Но ведь это прямая трансформация мечты о справедливости…
Сахаров выслан. Живет в Горьком. Вокруг него — люди. Инстанция существует!»
Постскриптум
Как уже было сказано, в день похорон Сахарова, 19-го декабря 1989 года, поездом Ленинград-Варшава мы уезжали из Питера навсегда. Прощаясь с друзьями на перроне Варшавского Вокзала, говорили о Сахарове, сознавая, какая страшная и невосполнимая потеря была его смерть для нас, для обновляющейся России.
По приезде в Сан-Франциско, не говоря ни слова по-английски, а также не владея никаким пригодным для жизни в Америке ремеслом, но страстно желая таковым овладеть, я, ни секунды не раздумывая, пошла на курсы кассиров при местной еврейской организации. Мы постигали тайны устройства кассового аппарата на неведомом нам английском языке. Это было пострашнее, чем фантазия у Гете.
На этих курсах я познакомилась с женщинами, прибывшими в Сан-Франциско со всех необъятных просторов нашей бывшей родины, и так же, как и я, мечтавших овладеть профессией кассира. Женщины были милые и настолько простодушные, что с первого дня обращались друг к другу на «ты».
Я решила пригласить их к себе домой для укрепления и развития дружеских отношений, ну и просто, ностальгически попить чаю на кухне.
На стене в крошечной прихожей у меня висела фотография Сахарова, еще питерская, в рамочке советского производства. «Папа какой у тебя симпатичный, Соня, а ты сама-то — ну просто вылитый он, правда — девочки?», сказала одна из моих будущих коллег, вглядываясь в один из самых известных портретов Андрея Дмитриевича. Девочки дружно закивали головами в знак согласия.
Это была цена эмиграции. Собственно, я знала о ней наперед. А предупреждение мне вышло от одного великого изгнанника из «Флоренции желанной, вероломной, низкой, долгожданной», томик бессмертной поэмы которого на языке оригинала до самой смерти носила с собой в сумочке Анна Ахматова.
Прямо там, на перроне Варшавского вокзала я получила прощальный подарок от очень близкого мне человека, горевавшего ужасно и по ушедшему Сахарову, и по отбывающим нам. «Это тебе там пригодится», сказал он, протягивая мне том «Божественной Комедии» из Всемирки. И когда пронзительно дорогие мне лица стали медленно исчезать в ранних декабрьских сумерках, я открыла книгу на заботливо заложенной закладкой странице и слепыми от слез глазами прочла оказавшиеся пророческими строчки:
«Ты будешь знать, как горестен устам
Чужой ломоть, как трудно на чужбине
Сходить и восходить по ступеням.
Но худшим гнетом для тебя отныне
Общенье будет глупых и дурных,
Поверженных с тобою в той долине.»

Ася Крамер
:Иосиф Гальперин:
“Вам из Калифорнии, конечно, виднее!”
Соня Тучинская:
“А проживание в Северной Калифорнии не вызывает никакого ощущения причастности к чему-то великому”
———
- Соня, собеседница моя дорогая, почему вы решили что упомянутые мною «эксперименты Калифорнии» имеют оттенок “чего-то великого”? Какие именно по-вашему я могла посчитать таковыми? Эксперименты с образованием? С разнообразием? Эксперименты по изменению человеческой анатомии? С инвазией и перемещением людских масс?
По- моему, мы сами стали объектом гигантского эксперимента. В то же время калифорнийское лекало копируется то там, то здесь.
Об этих экспериментах я и сообщила И.Гальперину, который, как и вы, решил что я нашла время прихвастнуть, дескать: “SF- это звучит гордо!”
По правде говоря я в ужасе от непонимания, от фрагментации сознания. Мы все в каких-то разных лакунах и “моя твоя не понимает”.
С конвергенцией вы меня тоже удивили. Ведь это была основа предложений Сахарова. Именно теперь. спустя больше чем 30 лет, их можно и даже нужно проанализировать.
Но вы пишете, что аналитика — это не ваше. Сторонние знания, за пределами тех, которые у вас уже есть, вас тоже не интересуют. (Ведь я в своем комменте написала о психологическом управляющим воздействии, о котором только сейчас стали открыто говорить. Сейчас, а не тогда когда вы читали дневники! Об этом мой пост, а совсем не о вас).
Кстати, дорогая Соня, вы все время пишете про “мужской” склад ума. И я даже боюсь предположить, что вы оставляете “‘женскому”.
Я бы назвала эту превосходную работу скульптора Левона Лазарева — «Слабость, которая одолевает силу». Или, по-другому, если бы места хватило:
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Как-то трафаретно это.
Victor Blokh: 26.12.2024 в 14:07
Как-то трафаретно это.
——————————
По-моему, определение «трафаретно» не очень подходит для предложения Сони использовать слова Н.Некрасова о Добролюбове для надписи на памятнике А.Сахарову.
Владимир, трафаретно потому, что это уже избитая фраза, как и первая фраза в цитате. Кстати, эта первая фраза, на мой взгляд, вообще не соответствует скульптуре в этом памятнике.
Конечно, самовосхваление!
«Сам себя не похвалишь — весь день, как оплёванный ходишь»
Не знаю, кто, но «в точку»!
Переношу сюда временно оказавшийся бесхозным комментарии Аси Крамер
Ася Крамер
— 2024-12-21 22:48:58(76)
Соня, решила вам написать. Почему? Потому что я вас читаю, и по-прежнему с интересом. Так кому же мне писать?! Писать отдельные статьи мне трудновато. А ответить, обменяться доброжелательными мнениями — в самый раз.
Все мне у вас нравится, и содержание, и стиль, и молодой задор. Единственное, о чем я хочу поговорить, это о том, что вы не “осовремениваете” свои мысли. Вы писали о Сахарове, упоминали Новодворскую. Писали о Толстом, Горьком. Но неужели вы сейчас думаете о них так же, как много лет назад, неужели вам не открылись новые горизонты? Ведь сейчас неожиданно распахнулись кладези интернета (чем нам придется заплатить за такой щедрый “подарок судьбы”?) , покопавшись там можно много интересного найти. То, что казалось сплетнями о любовных отношениях знаменитостей, обретает черты той “управляемости” которую мы только сейчас начинаем замечать. Или то что было сверх прогрессивным, тоже как бы обветшало.
Сахаров, к примеру, развивал идеи конвергенции, которая на тот момент казалась выходом. Но потом выяснилось, что конвергенция, как партнерское сотрудничество, невозможна. Один партнер должен “лечь” под другого, образно говоря. И эта “позиция” еще не так плоха, казалось бы. Но при этом надо принять всю повестку, отдать остатки суверенитета, атомную энергетику похерить, всякие отходы хоронить и пр. и пр. Может я в чем-то ошибаюсь, давно в эту тему не влезала. Поправьте меня, если это так.
Новодворская по современным понятиям — отъявленная радикалка. Этакая антифовка.
Толстой, Горький, Маяковский, Есенин Только сейчас, дорогая Соня, по нашему теперешнему знанию-пониманию, о них можно писать настоящие статьи. Смотрите, Соня. У каждого в окружении появлялся “странный” человек — то ли жена, то ли секретарь, помощник, наперсник и друг. Чертков у Толстого, имевший на него огромное, даже тотальное влияние. Софья Андреевна его раскусила, но как умело он повел против нее атаку!
У Горького актриса Андреева. После революции куратор у писателя срочно сменился и вместо старорежимной актрисы появилась Мура Будберг, железная женщина, как он ее сам называл. И к железной Муре он тоже воспылал любовью. Именно ей он посвятил свой последний роман.
У Маяковского — Лиля. Без психологического воздействия на сознание или подсознание такие унизительные зависимости кажутся невозможными.
У Есенина Айседора. Странная связь, поскольку люди они ну совершенно разные. Если на Есенина надели цилиндр, он же не стал другим человеком, правда!
Поймите меня правильно, я не против старых статей. Но немного осовременивать их не то что нужно, но было бы интересно.
Простите, Соня, но я хотел бы высказать мнение по поводу реплики Аси Крамер. Понимаю, что в мировой журналистике полно материалов, перемывающих косточки медийным фигурам прошлого и настоящего, люди судят по чужим (своих зачастую нет) впечатлениям от личностей и по своим — от действий этих личностей. Это не всегда хайп, чаще даже — желание поделиться соображениями и чувствами. Не мне судить, я так не умею. Но меня коробит, когда речь идет о современниках, пусть уже ушедших. Подождите немного… Мне повезло — были мимолетные разговоры и с Александром Исаевичем, и с Андреем Дмитриевичем, чисто журналистские — с Солженицыным на премьере его пьесы в МХТ, с Сахаровым — на заседаниях МДГ. Масштаб этих людей, неординарный ход их мысли не позволяет мне на основании немногих минут личных впечатлений высказываться в целом об их наследии, тем более — однозначно. Но к их шлейфу я уже привык. А вот тона высказывания о Лере Новодворской, моего многолетнего товарища, высказывания далекого от контекста когдатошних ее дел и прозрений более поздних, полностью предсказавших путинизм и его развитие, такого залихватско-желтого наклеивания ярлыков — я потерпеть не могу. И выношу коллеге порицание — за поверхностность…
Ну, за Вашу «коллегу», дорогой Иосиф, я не отвечаю. А вот за себя — да, отвечаю.
Я не могу согласиться с Вашим подходом к великим современникам.
Почему же «нельзя высказываться в целом об их наследии», причем, независимо от того, брал ты у них интервью или нет, был знаком лично, или, не был?
Вот однозначно, то есть, прямолинейно, в черно-белом спектре, писать о людях такого калибра как Валерия Новодворская — действительно нельзя.
И я стараюсь этого не допускать. И если оценка личности героя моего эссе, очерка, заметок, вызывает у меня когнитивный диссонанс, то это обязательно выльется на бумагу.
Вот, к примеру, Ваша любимая «баба Лера»… Восхищение ее жертвенным служением Свободе мешается с оторопью от ряда ее радикально-большивистских высказываний…:
«10 лет без Валерии Новодворской: А теперь без меня, Веник, без меня…»
@https://tuchiki.livejournal.com/196210.html@
Какая уж тут может быть однозначность.
Хаг Ханука Самеах, Иосиф!
Простите, Соня, но я хотел бы высказать мнение по поводу реплики Аси Крамер
Понимаю, что в мировой журналистике полно материалов, перемывающих косточки медийным фигурам прошлого и настоящего…
______________
Вот именно от этого меня коробит… В сети повторяют «википедийные» истины с чувством полной уверенности в истинности «матерьяла»… А я говорю: Минуточку! Эти пылкие «любови» самых не подходящих друг другу людей и их ранние смерти, часто экзотического свойства… Все это похоже на совсем другое!
Впрочем до этого абзаца вы, видимо, не дошли. Вы увидели имена, священные для вас, Сахарова и Новодворской, и зашлись в праведном гневе. Потому что у вас есть убеждения, так? А убеждения, ув.Иосиф, как старые шубы, надо проветривать. Что я и делаю потому что живу на излете 2024 года, да еще в Калифорнии, где берут начало все мировые эксперименты, причем самой разной направленности. А вы где-то в 1992-ом, где «Ельцын такой молодой…» Порицание с поклоном возвращаю.
Ася, Ася, я же не успела Вам ответить, Вы меня опередили.
Понимаете, у нас с вами, как говорили братья Гонкур, разная «земная оптика».
Я неисправимо старомодна, застряла даже не в 1992-ом, а в русском 19-ом — начале 20-го века, и посему ИИ, слагающий стихи, вызывает у меня непобедимое отвращение. А проживание в Северной Калифорнии не вызывает никакого ощущения причастности к чему-то великому.
Осовременивать взгляд на Толстого, о котором я написала эссе, где отношениям треугольника «ЛНТ- Софья Андреевна-Чертков» уделена целая глава? И на черта мне интернет, когда я пишу эссе «Тайна зеленой палочки, или Мой Толстой», если я с 20 лет читаю Дневники Толстого, а позже, когда были опубликованы и дневники Софьи Андреевны, читала в паралель, что в такой-то день писала она. А главное, я не живу без книг Толстого. И все это — в моем эссе.
Развить другой взгляд на несравненный шедевр Горького «Страсти-Мордасти» ? О чем, кстати, написано в этом году, и впервые опубликовано здесь.
И в своих серьезных эссе об Эренбурге, Гумилеве… я стараюсь не допускать расхожих фактов, пошлой банальности. Жизнь Эренбурга я восстановила по лучшим его 10 стихотворениям…Но их надо было выбрать из одной тысячи…Но так как я до полного безобразия люблю Эренбурга-поэта, выбрать эти десять не было для меня сложной задачей. И кто мог бы мне открыть «новый взгляд на Эренбурга», когда я прочла все до одной книги блестящего филолога Бориса Фрезинского, общепризнанного эксперта по Эренбургу. И не только его.
Вы, в отличие от устаревшей меня, прогрессивный автор. Понимаете, что такое «конвергенция» по Сахарову. А я, мало того, что старомодна, еще и невежественна, и не знала значения этого слова до сегодняшнего дня. Для Вас важны экономоческие идеи Сахарова, а для меня то, что в парадигме Добро — Зло, он представляет то самое добро, которое слабостью одолевает зло. А что до Валерии Новодворской, то Вы просто не прочли, что я о ней написало. Э.Б., мнение которого для Вас куда авторитетнее моего, считает, что это лучшая моя работа. И в ней, между прочим, Баба Лера явлена отнюдь не святой, но со всеми своими противоречиями, «ибо я ценю людей не за их цельность, а за размах совмещающихся в них антиномий».
Помню, какую противоположную реакцию вызвали у нас беспомощные вирши Бродского — Похороны Бобо. Мне было достаточно увидеть их вопиющее версификационное несовершенство. Вам было важно отгадывать куда и и по каким улицам везли труп возлюбленной великого Пиита.
Я воспринимаю реальность другими рецепторами, нежели Вы. Как говорил Левочка, «не умом, но всем существом своим». А у Вас мощнейший интеллектуальный аппарат, который редко у женщин случается, и настроен, именно, на аналитический анализ происходящего. И я желаю Вам всяческих успехов, открытий, и озарений на этом пути.
А в жалкое свое оправдание повторю гениальную максиму автора Портала — Леонида Гиршовича:
«Это заблуждение думать, что Россия сидит на нефтяной игле. Россия сидит на игле русской литературы ХIХ века. Это ее главное полезное ископаемое.»
Хаг Ханука Самеах, дорогая Ася! И право, Вам не за что на меня сердиться.
«Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить …
«Это заблуждение думать, что Россия сидит на нефтяной игле. Россия сидит на игле русской литературы ХIХ века. Это ее главное полезное ископаемое.»
_________________
По словам А.Невзорова русская литература ХIХ века — это скла жизни… для ХIХ века, причём, лишь для мизерной части (тогдашнего) народа.
Но… дело на любителя — на какую иглу садиться.
Пока опустим, что рассейский фашизм ХХI века (рашизм)- это любимый «ублюдок» той самой русской литературы.
Спойлерская журналистика обычно не привлекает моего внимания, «перетряхивание шуб» расхожих тем не интересует. Пишу, что знаю, а не то, что взбрело вдруг. Вам из Калифорнии, конечно, виднее. Привет Блаватской!
Сахаров дал Советам водородную бомбу, объективно послужил злу. Капица отказался работать на оборону. Солженицын, простой антисемит и после дессидентства пошёл на поклон режиму!
Vladimir U:
21.12.2024 в 21:07
Дорогая Соня, вы забыли добавить ссылки на то, где читатель этой вашей неплохой статьи может увидеть упомянутые в ней фотографии — я восполнил этот пробел. А вы, вместо того, чтобы сказать спасибо, привычно ХАМИТЕ.
Уважаемый , Владимир! Я хотел бы напомнить один из ваших комментариев к статье СТ:
Vladimir U:
15.12.2024 в 17:10
Мадам Вредная тетка…. мне бы и в молодости, после литра выпитой, никогда даже в голову бы не пришло…
Получается, как у М.Жванецкого: « Яша! Вы еще за то не отсидели. Зачем опять нервничаете?» Если это не хамство, то, что есть хамство?
Шить «одеяло лжи из лоскутьев правды» надо так, чтобы швы были… незаметны. 😀
EvgenyL: 24.12.2024 в 13:34
Уважаемый , Владимир! Я хотел бы напомнить один из ваших комментариев к статье СТ
——————————
Дорогой EvgenyL, будьте пожалуйста точнее (другими словами-не передергивайте) — это был не мой комментарий К СТАТЬЕ СТ, а ответ на её довольно хамскую реплику «Какая неприятность. Никак не выходит завалить эту вредную тетку «
Уважаемый, Владимир! Я считаю, что недопустимо говорить женщине что-либо неподобающее или пошлое. Это касается любой ситуации, независимо от обстоятельств. Вежливость и уважение должны быть прежде всего.
EvgenyL: 24.12.2024 в 16:43
————————-
EvgenyL, в принципе я с вами согласен. Но, пардон, что тут следует обсуждать? Статью Сони Тучинской о А.Д.Сахарове или ваше мнение по поводу того что можно и что нельзя говорить женщине, даже если она ведет себя по отношению к другим людям как последняя хабалка
«…что можно и что нельзя говорить женщине…»
_________________
Ой провоцируете вы меня, Владимир «на объяснить» 😀
Zvi Ben-Dov: 24.12.2024 в 18:13
Ой провоцируете вы меня, Владимир «на объяснить» 😀
—————————-
Только увидел эту вашу реплику. С каких это пор вас надо на что-то провоцировать ?😀
«С каких это пор вас надо на что-то провоцировать ?😀»
__________________________
Меня (добродушного и кроткого) все только и делают, что провоцируют 😀
EvgenyL: 24.12.2024 в 16:43
Уважаемый, Владимир! Я считаю, что недопустимо говорить женщине что-либо неподобающее или пошлое. Это касается любой ситуации, независимо от обстоятельств. Вежливость и уважение должны быть прежде всего.
———————————————
Высокоидейных спорщиков среди насельников гостевой много, а вот джентельменов — раз два и обчелся. И Вы, Евгений, один из них.
Светлой Вам Хануки, если Вы ее празднуете!
«Держите меня семеро» — пятерых не хватит!
В книге Доры Штурман (в соавторстве) «Современники» приводится сравнение взглядов Солженицына и Сахарова. Правда, несколько предвзято, с уклоном в сторону первого.
Академик Андрей Дмитриевич Сахаров много чего натворил в своей жизни. Так однажды по молодости лет сотворил он со товарищами водородную бомбу. А к бомбе ещё напридумывал всякие разные бонусы. Умный был человек, образованный. Даром, что ли, в 32 года стал действительным членом Академии наук… И бомба, и бонусы всяки-разны назывались ядерным щитом страны от заморского супостата, который испокон веку поглядывал кровожадным глазом в сторону Родины да зубами пощёлкивал. А за бомбу с бонусами «Родина щедро поила его (Сахарова) берёзовым соком, берёзовым соком.» Три звезды Героя социалистического труда, а премий — немерено. И Сталинские, и Ленинские.
Но однажды Академик проснулся и крамольная мысль с чёрного хода забрела в его образованный мозг: «А не хватит ли бомб? Этак же и планету можно вдребадан раздербанить к чёртовой матушке!» И пишет он статью — «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В статье говорилось об опасности дальнейшей гонки вооружений, его (вооружения) накоплено столько, что планету можно уничтожить несколько раз. Говорилось о том, что существующие две системы от конфронтации должны перейти к поиску точек сотрудничества. Провидцескими оказались слова Академика, что в результате сотрудничества капиталистическая система воспримет лучшие элементы социализма, социалистическая же — лучшие элементы капитализма, что и наблюдается нынче прямо-таки и невооружённым глазом.
Руководящая и направляющая сила советского общества была крайне удивлена таким восприятием объективной реальности в лице перманентного, вплоть до окончательной победы, противостояния двух систем. Учёному мягко было указано, что несмотря на его исключительно высокое образование, товарищ слегка ошибается, недопонимает он основ классовой борьбы.
А тот — упёрся! «Гонка вооружения — говорит — разорительна для страны, приведёт, мол, к краху экономики!» Руководящая и направляющая сила:
— В борьбе за дело мира и щастье всего международного пролетариата мы за ценой не постоим!
Объявили Академика сумашедшим (опыт был, в своё время кровавый царизм мыслителя и тоже очень уж образованного Чаадаева объявлял сумашедшим), спровадили учёного в город Горький, приставив к нему лечащего врача в образе КГБ.
Пройдёт время, академик Сахаров выступит в 1980 году против ввода советских войск в Афганистан. И вспоминается мне несуразная фигура Андрея Дмитриевича на трибуне съезда народных депутатов уже в перестроечные времена, его тихий голос, которым и не пытался перекричать улюлюкающую толпу патриотов, а пытался возвать к их разуму.
Всё, с чем выступал Сахаров в своих статьях, речах, возваниях, сбылось. Есть желание узнать об этом удивительном человеке — читайте.
Освистан, оплёван, ошельмован «патриотами», он тихо уйдёт из жизни, и Родина, для которой он сделал неизмеримо много, и о которой болел душой, «вычеркнет» с лёгкостью его из числа патриотов, подсаживая на это место куда более покладистых…
Сахаров Андрей Дмитриевич мыслил глобально, геополитически, переводя на понятный и современный язык.
И подумалось: а нашлось бы ему место в Академии геополитических проблем, Президентом в которой — генерал-полковник Леонид Ивашов.
https://club.berkovich-zametki.com/?p=9810
«Эта 35-летней давности фотография — лучшая иллюстрация к знаменитому постулату Нагорной Проповеди: Блаженны изгнанные за правду.»
——————————-
Желающие взглянуть на эту замечательную фотографию (да и на другие упомянутые в тексте фото) могут тут — https://tuchiki.livejournal.com/206021.html? . Ну или тут — https://tuchiki.livejournal.com/107837.html
Досточтимый Vladimir U,
Вы не публикуетесь, и потому не знаете, что напечатанное в бумажных изданиях и собственных блогах — не считается опублекованным раннее в СМИ.
«Опять двойка» — любезнейший… Ну, что это… Недаром я безошибочно определила Вас представляетелем Клуба Троечников.
А вот еще что. Сахарову, о котором я написала с нежностью и горечью, будут отмечать годовщины рождения и смерти, еще очень, очень долго.
А от таких как Вы, (до 120-ти Вам!) останется в итоге только черточка между датами рождения и ухода. Помните, учитель Мельников наставлял наглорожего десятиклассника на уроке про лейтенанта Шмидта?
И правую руку Вы используете не для того, чтобы пером водить по бумаге, а для писания доносов. И еще кой-чего, для чего тоже потребна бумага.
Старайтесь лучше. Читайте, читайте мой блог. Вам и Вашим дружбанам — одна польза выйдет.
Видели, комменты, там оставленные?
«Вы прекрасны.
Спасибо вам, очень пронзительно.»
«Сахаров всегда казался мне одним из очень немногих по настоящему порядочных людей. Жаль, что сейчас среди российской оппозиции не видно людей его уровня.
Светлая ему память.»
«До слез! Только на прошлой неделе с внезапно приехавшим другом молодости вспоминали Сахарова как пример того, как технарь, создавший страшное оружие, стал пацифистом гуманитарием»
Вот видите, у одних людей мой текст вызвал чуть не слезы, а Вас он подвигнул наклепать ябеду.
Соня Тучинская: 21.12.2024 в 20:52
—————————
Дорогая Соня, вы забыли добавить ссылки на то, где читатель этой вашей неплохой статьи может увидеть упомянутые в ней фотографии — я восполнил этот пробел. А вы, вместо того, чтобы сказать спасибо, привычно хамите. Причем так спешно и с таким количеством грамматических ошибок, что любая учительница русского языка вкатила бы вам двойку. Для информации на будущее-мне абсолютно наплевать на ваше хамство в мой адрес.
Да, действительно непонятно. Вы написали вполне комплиментарно и я по вашей ссылке пошла и посмотрела. Мой вывод такой: Вавилонская башня в очередной раз рушится — и люди перестали понимать друг друга! 🙂
Соня Тучинская: 21.12.2024 в 20:52
Досточтимый Vladimir U,
Вы не публикуетесь, и потому не знаете, что напечатанное в бумажных изданиях и собственных блогах — не считается опублекованным раннее в СМИ.
\\\\\\\\\\\\\\
Владимир Уваров
https://z.berkovich-zametki.com/avtory/uvarov/
P.S.
Ничего лучше не может характеризовать выросшкго в Ленинграде, кончившегосяя приличный институт как признание:
По приезде в Сан-Франциско, не говоря ни слова по-английски, а также не владея никаким пригодным для жизни в Америке ремеслом,…
========Ув г-н Сэм,
Сначала с наступающим Вас 2025 Годом,
и немного по делу:
Автор понятия не имеет ни о Андрей Дмитриевиче(АД)
ни о Александре Исаевиче(АИ), а пишет о них, зачем?
Ведь еще аспирант АД участвуя в водородном проекте
предлагал в виде мин установить их вокруг восточного
и западного побережья США и устроить дикое цунами на что
(советские адмиралы !!) обвинили его в человеконенавистничестве.
А когда он предложил 100 мегатонную бомбу на Новой Земле испытать
и Политбюро отказало – подался в миротворцы с Еленой Бонар.
========
(АИ) закончил физмат Ростовского университета и писал диплом
вместе с Глушковым у известного геометра Мордухай Болтовского,
который считал его талантливым математиком а он подался
чёрт знает во что вместо дела.
=====
Ну а автор:
1. может учил немецкий или французский всю жизнь?
Испанский не проходит он в Калифорнии второй в ходу.
2. Может всю жизнь мечтала работать стоя?
В США кассиры работают стоя.
«Ведь еще аспирант АД участвуя в водородном проекте
предлагал в виде мин установить их вокруг восточного
и западного побережья США и устроить дикое цунами на что
(советские адмиралы !!) обвинили его в человеконенавистничестве.»
________________________
«Прозрел» мужик под конец жизни и ушёл молодцом.
С некоторыми и этого не происходит. 😀
Знаете, что, г-н Kramm, Академик Сахаров 1000 раз искупил ту свою работу. А сколько учёных, и среди них сколько еврейских учёных, кто не искупили. а тут на сайте продолжают ими восторгаться!
Про Солженицына могу сказать тоже самое.
Да, он был российский националист, не принявший Запад.
Но его «Один день Ивана Денисовича» вбил первый гвоздь в крышку гроба усатого вурдалака, а «Архипелаг Гулаг» — в гроб той системы , которой мы все жили.
Что касается его антисемитизма, то он очень уважительно относился к евреям, которые захотели уехать.
P.S.
Чуть не забыл про самое важное:
У нас кассирш уже давно не заставляют работать стоя. По крайней мере я такого не видел.
Сэм: 24.12.2024 в 10:09
«Про Солженицына могу сказать тоже самое.
Да, он был российский националист, не принявший Запад.»
***
Принял Солженицын Запад, принял. Так принял, что аж целых 20 лет там прожил. Не уехал ведь в Иран, Пакистан или Конго, а в Швейцарии, Франции, Канаде, США, … безбедно жил и работал, разьежал с выступлениями за хорошие деньги по всему Западному миру. “Неприятие” им Запада, как “неприятие” Запада Ноамом Хомски. Тот тоже критикует, скулит, проклинает, но на Кубу к Фиделю или в Северную Корею к Ыну так и не перебрался.
Boris B.: 24.12.2024 в 18:42
Сэм: 24.12.2024 в 10:09
«Про Солженицына могу сказать тоже самое.
Да, он был российский националист, не принявший Запад.»
***
Принял Солженицын Запад, принял. Так принял, что аж целых 20 лет там прожил. …безбедно жил и работал, разьежал с выступлениями за хорошие деньги по всему Западному миру.
—————————————————————
Вот я бы бабло немерянное делал, напиши я книгу, которую перевели на все языки народов мира, — думает обыватель. Ну, ясно, дело, Солженицын и делал.
И невдомек обывателю, что Солженицын все роялти от «Архипелага» отдавал на поддержку «политических» и их семей в Союзе. А посылки им отправляли — еврейская теща Солжа и трое его подросших сыновей.
Невольно вспоминается:
«…Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением. Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабости могущего. При обнаружении всякой мерзости она в восхищении: «Он мал, как мы! Он мерзок, как мы!»…»
Из письма Пушкина к Вяземскому»
«….У нас кассирш уже давно не заставляют работать стоя…..»
У нас тоже никто не заставляет, просто это работа такая,
кому не нравится – голосут ногами.
======Оценивать сегодня прошлые мотивы,
«Гвозди бы делать из этих людей…» с последующем забиванием их
в гробы дело совсем не нужное глядя на то как быстро ржавеют
гвозди сегодняшние у нас на глазах, которые ещё и забить не успели
то ли в гробы, то ли в пьедесталы.
Сэм: 21.12.2024 в 22:04
Ничего лучше не может характеризовать выросшкго в Ленинграде, кончившегосяя приличный институт как признание:
По приезде в Сан-Франциско, не говоря ни слова по-английски, а также не владея никаким пригодным для жизни в Америке ремеслом,…
—————————
То, что у природа обделила Вас чувством стиля, это Вам самому после рецензии одного знатного дона очевидно. Но она поскупилась в отношении Вас, дорогой Сэм, и языковым слухом и чувством смешного. А наградила, единственно, страстным желанием перекладывать на бумагу свои мысли…
Как же можно было сходу не расслышать в этой фразе некое,…, ну как бы это сказать, кокетство, что ли…
Милая Соня, не хочу плагиатствовать и повторять написанное Владимиром.
Мне, простому израильскому инженеру, абсолютно, что до лампочки, что до фонаря, ни какой у меня стиль, ни какой у меня слух.
Мне их вполне достаточно, чтобы ясно понять, что ваш «стиль» – это слащавость и многословие, а уровень – пустое словоблудство того «дона», так вас восхитившее.
И повторю, с вашим возращением на сайт, который вы пытаетесь заполнить продуктами жизнедеятельности своего ЖЖ и опустить до уровня вашего «Кстати», он, сайт, пропитался ароматами той ленинградской коммунальной кухни, в которой, может физически, может виртуально, вы выросли.
Увы.
«…сайт, пропитался ароматами той ленинградской коммунальной кухни, в которой, может физически, может виртуально, вы выросли.»
_______________________
https://www.youtube.com/watch?v=8wRL9d8Q8xM
Дюна — Коммунальная квартира
😀
«Когда-то два эти имени, Солжа и Сахарова, были благодарно и неразделимо соединены в нашем сознании.»
***
А почему не до конца по панибратски?
«Когда-то два эти имени, Солжа и Саха, были благодарно и неразделимо соединены в нашем сознании.»
Boris B.: 21.12.2024 в 19:51
«Когда-то два эти имени, Солжа и Сахарова, были благодарно и неразделимо соединены в нашем сознании.»
***А почему не до конца по панибратски?
«Когда-то два эти имени, Солжа и Саха, были благодарно и неразделимо соединены в нашем сознании.»
____________________________________________________________________________________________
Понимаете, Борис, если «до конца по панибратски», то все с ходу догадаются, что к этим двум гениям надо присоединить ещё и Тучу!
«Понимаете, Борис, если «до конца по панибратски», то все с ходу догадаются, что к этим двум гениям надо присоединить ещё и Тучу!»
***
Типа, «читал статью Тучи про Солжа и Саха»?🤔
А проживание в Северной Калифорнии не вызывает никакого ощущения причастности к чему-то великому.
———-
Соня, собеседница моя дорогая, почему вы решили что «эксперименты Калифорнии» имеют оттенок величественности? Какие именно по-вашему я могла посчитать таковыми?
Эксперименты с образованием? С разнообразием? эксперименты по перемене анатомии? Было бы смешно, если бы у вас возникло ощущение причастности к великому. По- моему, мы сами стали объектом гигантского эксперимента. В то же время калифорнийское лекало копируется то там, то здесь.
С конвергенцией вы меня тоже удивили. Ведь это была основа его предложений. В общем, это не совсем ваша тема, мне кажется.
Борис, шутка хорошая, но ради справедливости хочу заметить, что тут дело не в панибратстве. Такие сокращения это обычные интеллигентские понтЫ тех лет — Хэм, Солж.
Интеллигентность здесь и не ночевала. Скорее – самовосхваление.