Лев Мадорский: Почему евреи принимают христианство?

Loading

Довольно давно, ещё проживая в Москве, я посещал некоторое время общество «Евреи за Иисуса». Хочется вспомнить, как это получилось, и для этого перенесёмся в 1992 год…

Лев Мадорский

ПОЧЕМУ ЕВРЕИ ПРИНИМАЮТ ХРИСТИАНСТВО?

«Слово христианин основано на недоразумении: в сущности был один христианин и тот умер на кресте»».
Фридрих Ницше

Лев МадорскийВопрос, как говорится, интересный, особенно, для меня, так как родная сестра (её муж, русский и глубоко верующий, умер несколько лет назад) фанатичная христианка. Она строго соблюдает все посты, сменила огромную, около двух тысяч томов, библиотеку классики на те же две тысячи книг по богословию, завесила стены иконами, смотрит по телевидению все религиозные программы и постоянно молится, молится, молится…

Пишу всё это не в негативном ключе, так как сам я человек верующий и утром во время пробежки читаю, правда, не «Отче наш», а «Шма Исраэль», и пишу в позитиве не только потому, что это сестра, но и потому, что считаю, что Бог один и не так уж существенно из какого дома мы ему молимся.

Довольно давно, ещё проживая в Москве, я посещал некоторое время общество «Евреи за Иисуса». Хочется вспомнить, как это получилось, и для этого перенесёмся в 1992 год…

В том году в Москве было холодно. И голодно. Даже с хлебом перебои. На прилавках стояли в гордом одиночестве трёхлитровые банки с берёзовым соком. Молчаливые, хмурые очереди выстраивались задолго до открытия магазинов. Двери брали штурмом, отметая слабых и чересчур интеллигентных. Поэтому радостным событием стал этот телефонный звонок в квартире престарелых родителей. Приветливый, женский голос произносил слова правильно, излишне отчётливо и с чуть заметным акцентом: «С Вами говорят из финского общества «Евреи за Иисуса». Приезжайте, пожалуйста, 3 мая к 10 часам утра по адресу Б. Дмитровская 6 за продуктовым набором. Спаси вас Христос».

Родителям поехать уже было тяжеловато и они попросили меня. Несмотря на то что 3 мая был рабочим днём, во дворе на Б.Дмитровской уже за полчаса до срока собрались человек 40-50. В основном, соплеменники. Народ прибывал и прибывал. Двор с трудом вмещал желающих отовариться на халяву. Обратил внимание на высокого, могучего телосложения мужчину, лет 40. Он выделялся не только ростом, но и тем, что единственный был в кипе, с трудом зацепившейся за густую, чёрную шевелюру. Евреи подходили и откровенно его рассматривали, может, потому, что в этом обычном, грязноватом московском дворе глазу зацепиться было не за что. Я тоже подошёл.

— Зачем Вы в кипе?

Гигант посмотрел на меня. Не почувствовал насмешки и ответил откровенно: — Продукты для евреев. А я по паспорту русский. Но только по паспорту. Так что, думаю, кипа не помешает. — И добавил, как бы оправдываясь, — надо родителям помочь.

В 10 часов во двор въехал рафик, груженый большими, картонными коробками. Судя по тому, с каким напряжением выгружал их водитель, коробки были серьёзными. Толпа одобрительно загудела. Сначала принял водителя, высокого роста, аккуратно одетого, за финна. Но, когда он споткнулся и, чуть не уронив коробку, длинно матернулся, понял, что ошибся.

В другом конце двора высокая, средних лет женщина отмечала получателей продуктов и желающим выдавала Библию. Новый завет. В придачу к Библии евреи получали, тоже бесплатно, устные сентенции, примерно, одинакового содержания: «Первыми христианами были евреи. Христос был евреем. Евреи-избранный народ». Потомки Авраама, привыкшие слышать в свой адрес высказывания совсем другого рода, смущённо улыбались. Доброе слово и кошке приятно.

Потом раздавали коробки. Наиболее дотошные стали проверять, что дают. Маленького роста, бочкообразный мужчина пошёл жаловаться. У него не оказалось бутылки масла, которую он заметил у других. После долгих поисков бутылку нашли.

И тут, по-театральному неожиданно, в центре двора возник невысокого роста молодой человек. Похожий на еврея. В чёрном до пят пальто, с длинными волосами, непокрытой головой, угольными глазами и вскинутыми вверх руками. Он молчал. И было в его молчании и в его позе что-то завораживающе-напряжённое. Разговоры прекратились. Воцарилась тишина. Как музыканту мне ближе слово пауза. Долгая пауза, нарушаемая лишь отдалённым, уличным шумом. Точно выдержать паузу большое искусство: ещё мгновение и она оборвётся. И в это мгновение молодой человек заговорил. Отчётливо произнося каждое слово. По-артистически непринуждённо.

Величайшая трагедия человечества — евреи вне Христианства и Христианство без евреев. Избранный Б-гом народ отказался от сына Б-га — Иисуса Христа. Начиная с этой чудовищной ошибки тянется цепь кровавых событий от Крестовых походов до двух Мировых войн и Катастрофы. От неё — неисчислимые страдания еврейского народа. Они кончатся, когда потомки Авраама вернутся к Христу. Вернутся к предкам, которые первыми пошли за Христом, которые первыми поняли его божественную суть.

Молодой человек говорил долго. Он рассказывал о рождении Христа-царя Иудейского, о крещении евреев в Иордане, о чудесах, которые творил Иисус. Говорил вдохновенно. Казалось слова рождались сейчас, в эту минуту. Серый, московский двор раздался, посветлел. Я огляделся. Евреи стояли отрешённо, с задумчивыми, торжественными лицами. Словно не слушали, а вслушивались в себя. Показались мне они другими. Не суетливо— замотанными, как ещё полчаса назад, а спокойными и уверенными. Потомками великого, древнего народа осознавшими своё величие.

Потом я подошёл к еврею-христианину. Он выглядел вблизи симпатичным парнем, лет 25. Держался просто, естественно.

— Вы еврей?

— Да.

— Почему ушли к Христу?

— Я не уходил. Я пришёл.

— Но почему пришли не к своей религии? Почему изменили религии отцов?

— Потому что поверил — Он помолчал. — Этим объясняется всё.

Молодой человек застенчиво улыбнулся: «Я не считаю, что изменил. Христианство-дерево. Огромное и прекрасное, а иудаизм-корни. Христос был еврей и мать его Мария еврейка. Христианство-тоже учение отцов. Закончил неожиданно, как бы сам удивляясь тому, что говорил: «Иисус не нарушал еврейских законов. И ученикам своим не велел: «Не нарушать пришёл я, а исполнять».

Я не был, как, впрочем, и сейчас, большим знатоком Торы и не мог возразить юному христианину. Да и не хотелось спорить с хозяевами после таких прекрасных подарков. Уходил я вместе с гигантом в кипе.

— Что скажете?

Он заглянул в коробку: «Ради таких продуктов готов записаться куда угодно. Даже в адвентисты седьмого дня».

В пяти минутах ходьбы от двора, где нас обращали на путь истинный, находилось израильское посольство. Около него, прямо на улице располагался рынок, на котором можно было купить всё — от магендовида до квартиры, пообщаться, узнать последние новости. Придерживая драгоценную коробку двумя руками, я направился туда, надеясь приобрести саквояж. Мы собирались на постоянное жительство в Германию.

Народу был много. Я походил между рядами, с удивлением рассматривая евреев со всего Союза. Из Грузии— в огромных кепках. Среднеазиатских— небольшого роста, смуглых, даже, кажется, слегка раскосых. Высоких, блондинистых из Прибалтики. Две тысячи лет не прошли бесследно. Прочитал объявление о том, что в Хайфе одинокой женщине до тридцати лет могут на определённых условиях сдать комнату бесплатно…

И вдруг я замер поражённый. Не может быть. За маленьким столиком, на котором лежали непонятные вещи, стоял тот самый еврей-христианин, с которым я расстался недавно. Или его брат-близнец. Подошёл поближе, присмотрелся. Нет, всё-таки, не он. Но до чего похож! Те же пронзительно-чёрные глаза, длинные волосы, даже пальто того же покроя.

— Что продаёте?

— Я не продаю,-возразил молодой человек и внимательно посмотрел на меня.

— Вы еврей?

— Да.

— Мать еврейка?

— Да.

— Хотите сделать тфилин?

Моё невежество было безграничным,-Что это такое?

— Молитва. Еврей должен делать ежедневно. — Близнец смотрел спокойно и приветливо, — Особенно важно тфилин сделать первый раз. Это Ваш первый шаг к Б-гу.

Я шёл к Б-гу уже несколько лет и обидно было узнать, что не сделал ещё и первого шага.

— Хотите? — повторил молодой человек.

— Хочу.

Не знаю почему, но домой шёл в радостно-приподнятом настроении.

Как было бы здорово, — фантазировал я, — если бы они встретились, поговорили, может быть, даже подружились. Ведь у них так много общего. У обоих мать еврейка. Оба одинаково относятся к Христу. Или почти одинаково. Верят в одного Б-га.

Вспомнил этот случай и теперь лучше стал понимать сестру, принявшую христианство…

111 комментариев для “Лев Мадорский: Почему евреи принимают христианство?

  1. Лев, я не говорю о процессе, меня насмешила форма изложения.. Перечитайте и может тоже улыбнетесь.. Но посыл понятен и, с моей сугубо личной точки зрения, верен: еврей хоть как-то соблюдает заветы творца, знает наши праздники, соблюдает 10 заповедей, или хотя бы большинство из них, ну и конечно первые три из них них. И мне непонятен термин «светский еврей», даже смешно, т.к. эти первые три заповеди в обсуждаемом понятии отсутствуют.. А национальность «еврей» мне знакомая только на просторах СССР и в Израиле. Может я ошибаюсь. С удовольствием узнаю здесь ещё в каких странах есть такая национальность, а не только вероисповедание.. 4

    1. Извините, что вмешиваюсь, но понятие «национального», т.е. этнического еврея существовало, например, в Испании времен Фердинанда и Изабеллы, где марраны, не уличенные инквизицией в двоеверии, вполне официально именовались «новыми христианами» с поражением в некоторых правах, в дореволюционной России это выражалось словами: «Жид крещенный — что вор прощенный», а в России советской объясняли, что бьют-то не по паспорту, т.е. де факто еврей как этническое понятие существовал всегда, а верует ли он и како верует, мало кого интересовало. Просто официальное «вероисповедание» было маркером национальной принадлежности.

      1. . де факто еврей как этническое понятие существовал всегда, а верует ли он и како верует, мало кого интересовало. Просто официальное «вероисповедание» было маркером национальной принадлежности.
        ————————
        С первым утверждением, Элла, согласен. указанная в паспорте или в анкете национальность была причиной дикриминации, закрывавшей двери в престижные вузы и на престижную работу. А со вторым не соглашусь: в атеистической стране никто вероисповедением не интересовался.

        1. в атеистической стране никто вероисповедением не интересовался

          Правильно, в ней в ходу другие маркеры.

          1. в атеистической стране никто вероисповедением не интересовался

            Правильно, в ней в ходу другие маркеры.
            ——————
            Точно, Элла! Когда поступал в заочную аспирантуру по психологии и попросил ускорить сдачу кандитатского по английскому, учёный секретарь, сидевший под портретом Карла Маркса, которому моя торопливость не понравилась, сказал: » У Вас, Лев, неблагоприятная генетическая информация». Я стал багровый: «А как насчёт информации человека, под портретом которого Вы сидите ?» Тут он стал багровый.

    2. Леонид, если этот еврейский вопрос Вас так зацепил, найдите в ютьюбе и прослушайте вышедшую 6 месяцев назад лекцию Игоря Торика «Евреи, или иудеи?». Прочитайте обязательно там комментарии, в том числе мой.

      1. Аркадий, вы хотите подискутировать над значением слов עברי и יהודי? Так русские интерпретации не соответствуют их значению.. Увы 🙂🙃

      2. Я, Аркадий. прослушал лекцию. Познавательно и не стандартно…

    3. «Может я ошибаюсь. С удовольствием узнаю здесь ещё в каких странах есть такая национальность, а не только вероисповедание.. 4»
      ***
      Да, ошибаетесь. Во всех странах есть такая национальность. Другие народы, у которых национальность существует отдельно от религии, легко и просто определяют национальную принадлежность своих ближних и дальних соседей. Например, немцы говорят: «Вокруг нас живут датчане, поляки, чехи, венгры, французы, голландцы, чуть дальше — испанцы, итальянцы, греки, румыны … и тд.». Можно конечно сказать «Вокруг них живут христиане», но это будет неопределенно, поэтому все предпочитают называть соседние народы по их национальной принадлежности. Под такое же самое национальное определение подпадают и евреи, в том числе и все светские, у которых атрибуты религиозности отсутствуют, но национальность отсутствовать никак не может по факту рождения у еврейских родителей/-теля.
      ***
      P.S. Из всех 10 заповедей, светскому еврею актуальны 6, т.е. с 5-ой по 10-ую. Первые 4 предназначенны иссключительно для набожных людей, верящих в божественное, а не человеческое их происхождение.

    4. еврей хоть как-то соблюдает заветы творца, знает наши праздники, соблюдает 10 заповедей, или хотя бы большинство из них, ну и конечно первые три из них них
      ———————
      Ну, Леонид, в отношении второй заповеди- не прелюбодействуй очень сомневаюсь, что здесь уместно слово «конечно»..

  2. Обращение к коллегам.
    Хватит зудить по поводу того, как и где молится Лев. По крайне мере, помолчите те, кто не молится ни в покое, ни в движении.

    1. Хватит зудить по поводу того, как и где молится Лев. По крайне мере, помолчите те, кто не молится ни в покое, ни в движении.
      ———————
      Спасибо, дорогой Борис Д., за поддержку. Я уже пояснял тем, кто с упорством- упрямством , достойным лучшего применения, продолжает повторять вслед за небезызвестной любительницей скадалов Соней Тучинской, что я молюсь на бегу » с красным от натуги лицом»,: я для молитвы делаю паузу, ухожу в сторону от аллеи, поворачиваюсь на восток и закрываю лицо рукой, но некоторые оппоненты не читают мои объяснения.

      1. Один когда-то «пнул» другого
        За против сказанное слово —
        Забыта суть давным-давно,
        Но в трубах булькает …о…но…
        😀

        1. Забыта суть давным-давно,
          Но в трубах булькает …о…но…
          —————-
          И мне долдонят без конца-
          Лам ца дрица, ца ца

  3. Извиняюсь, если повторю кого-то, все комментарии не прочитал, но мне понравились два момента..
    1. Разговор с творцом на бегу! Символично. 🙂
    2. Светский еврей! Человек либо еврей, либо нет..
    Купил эти перлы.. Спасибо

    1. 1. Разговор с творцом на бегу! Символично
      —————
      Это , Леонид, не разговор на бегу и об этом я уже писал: Я останавливаюсь, ухожу в сторону, поворачиваюсь на восток и в этой паузе молюсь. Повторяю, во время утренней пробежки, но не на бегу. С покрытой головой. И читая » Шма Исраэль» закрываю лицо рукой.

      1. Лев Мадорский: 25.02.2025 в 22:01
        Я останавливаюсь, ухожу в сторону, поворачиваюсь на восток и в этой паузе молюсь … С покрытой головой.
        ————————————————
        Вспомнилось рукописное объявление на дверях синагоги в Донецке:
        «Господа евреи, заходя в синагогу, накройте голову чем-нибудь, хотя бы носовым платком».

      2. Лев, я не говорю о процессе, меня насмешила форма изложения.. Перечитайте и может тоже улыбнетесь.. Но посыл понятен и, с моей сугубо личной точки зрения, верен: еврей хоть как-то соблюдает заветы творца, знает наши праздники, соблюдает 10 заповедей, или хотя бы большинство из них, ну и конечно первые три из них них. И мне непонятен термин «светский еврей», даже смешно, т.к. эти первые три заповеди в обсуждаемом понятии отсутствуют.. А национальность «еврей» мне знакомая только на просторах СССР и в Израиле. Может я ошибаюсь. С удовольствием узнаю здесь ещё в каких странах есть такая национальность, а не только вероисповедание.. 4

        1. А национальность «еврей» мне знакомая только на просторах СССР и в Израиле. Может я ошибаюсь.
          —————-
          Думаю, Леонид, что, ошибаетесь. Вспомним Иран и некоторые другие мусульманские страны.

    2. Леонид: «Человек либо еврей, либо нет»
      ___________
      А еврейка для Вас не человек?

      1. Леонид: «Человек либо еврей, либо нет»
        ___________
        А еврейка для Вас не человек?
        ————————
        Более того, Аркадий. В иудаизме матриархат и именно еврейка на первом месте

        1. А еврейка для Вас не человек?
          ———————
          Тут я , тупарь. не врубился. Я тоже люблю евреек. И не только…

          1. «Я тоже люблю евреек. И не только…»
            __________________________

            Все, у кого «из половых органов остались одни глаза, но взгляд твёрдый» с удовольствием обсудят с вами эту тему 😀

      2. АРкадий:
        Леонид: «Человек либо еврей, либо нет». /// А еврейка для Вас не человек?
        ———————————————————————
        Понимаю, что разговор очень серьёзный, но всё-таки, подслушанный диалог:
        — Вы любите евреев?
        — Нет.
        — Вы что, антисемит?
        — Нет, я люблю евреек.

      3. Таким образом женщина для Вас не человек? Как то попахивает гизанутом.. 🤣

          1. Лев Мадорский: 28.02.2025 в 05:38
            Гизанут, уважаемый, Леонид, это что за зверь? Иврит?
            ***
            Некоторые читатели/комментаторы, Лев, не только путаются в понятиях «национальность — вероисповедание», но и в терминах «расизм — мизогиния».
            «Гизанут» (גִזעָנוּת) на иврите расизм, «мизогиния» — ненависть, неприязнь по отношению к женщинам. Но так как женщины в целом не являются отдельной расой, то ивритский термин «гизанут» к ним никак неприменим. Расизм может существовать между женщинами отдельных рас, как в Израиле, скажем между белой ашкеназкой и черной эфиопкой, но это уже другая, отдельная тема.

            1. Расизм может существовать между женщинами отдельных рас, как в Израиле, скажем между белой ашкеназкой и черной эфиопкой, но это уже другая, отдельная тема.
              _________________
              Спасибо, БорисБ. Понял. И вспомнил пару, живущую в соседнем доме: он эфиоп, она молоденькач девочка, немка, белее снега. Дружная пара. Их сын, мальчик, очень смуглый, в отца. Когда идут рядом по улице, как принято в Германии, взявшись за руки ( так ходят даже пожилые) некоторые оглядываются.

  4. А вот «принявшие» иудаизм:
    В поселениях Иудеи и Самарии выявлены христианские миссионеры
    В нескольких религиозных поселениях Иудеи и Самарии выяснилось, что как минимум семь семей, относящихся к христианской миссионерской секте, скрывали свою истинную религиозную принадлежность и вели образ жизни, имитирующий ортодоксальный иудаизм.
    Далее см. https://www.newsru.co.il/jtradition/24feb2025/missionary.html

    1. как минимум семь семей, относящихся к христианской миссионерской секте, скрывали свою истинную религиозную принадлежность и вели образ жизни, имитирующий ортодоксальный иудаизм.
      —————-
      Я , Владимир, не вижу в принятии евреями христианства ничего крамольного. Вера интимное дело и каждый верит так как он считает нужным. Бог один, но пути к Нему разные.

  5. Ну чем этот Boris B. отличается от большевиков ленинского разлива?

    Ох, развелось здесь «борисов»

    1. В разумении «мудрецов» мракобесного разлива, вроде Ох-ый — коррекция, скорее всего ничем. С чем Вас, любезный, и поздравляем.

  6. Boris B.
    — 2025-02-24 22:02:29(976)

    «Ни для кого не секрет, что иногда светские люди по каким-либо причинам становятся верующими. Так кто или что мешает светскому еврею вдруг поверить в бога и принять христианство …?»
    ***
    Да, такое недоразумение иногда случается, они становатся верующими. Но я имею в виду светских, которые ни «иногда», ни никогда, ни вдруг и ни по каким-либо причинам не становятся верующими. Им в мутной воде религии ловить нечего, а жизнь без нее прекрасна …????????
    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++
    Ну чем этот Boris D. отличается от большевиков ленинского разлива и членов Евсекции. А, наверное, рассказывает гостям на своей кухне, как он не принимал совесткую власть.

    1. Ну чем этот Boris D. отличается от большевиков ленинского разлива и членов Евсекции. А, наверное, рассказывает гостям на своей кухне, как он не принимал совесткую власть.
      ————————
      Во-первых, Вы » Ох-ный» , с таким красочным ником, непонятно почему перенесли Бориса Б (Борис Д. другой комментатор) в древние старцы — «не принимал советскую власть», а , во-вторых, я согласен с Борисом Б, что не так-то часто атеисты с детства позже становятся верующими.

  7. «Почему евреи принимают христианство?»

    Вопрос не совсем корректный — он совершенно не имеет никакого отношения к светским евреям. Правильнее он бы звучал «Почему верующие евреи принимают христианство?», ответ на него скорее всего лежит в плоскости личного отношения конкретного человека к вере и звучит примерно так: «Верующий еврей перешел в христианство, так как иудаизм оказался не способен дать ему ответы на интересующие его вопросы бытия».
    По той же причине некоторые христиане переходят в ислам (певец Кэт Стивенс, нынче Юсуф Ислам), а мусульмане в христианство («Зеленый принц», Мусаб Хасан Юсеф ,сын основателя Хамаса). В своих интервью они утверждают, что перейдя в другую религию они получили ответы на те для себя важные вопросы, которых не могли получить в прежней.

    ***
    «Почему евреи принимают христианство?
    …»
    Точно по той же причине что записывались «русскими»
    в паспортах в бывшем СССР.
    –––––––
    Как то мне пришлось наблюдать картину, как один
    из записаных об’яснял Сохнутовскому интерв’юру мотивы
    и побуждения со свидетельством о рождении в руках.
    ========грустно господа=======»

    Вполне возможно спросить и по другому — «Почему неевреи принимают иудаизм?»
    Во многих случаях и тут можно ответить так, как ответил г-н Крамм — «по той же причине что записывались «русскими» в паспортах в бывшем СССР.».
    Имя сему явлению, особенно в Израиле, где вся регистрация гражданского состояния сосредоточена в руках раввината, рука об руку работающего с ШАС-овским МВД — старый как мир и всем известный житейский КОНФОРМИЗМ, когда ради личного и семейного спокойствия, ради будущего детей, нееврей, под нажимом социальных обстоятельств, вынужден проходить гиюр. Я сам знаком с некоторыми такими. Это совершенно светские люди, никак не связанные с религией. ========грустно господа=======» …

    1. Вопрос не совсем корректный — он совершенно не имеет никакого отношения к светским евреям. Правильнее он бы звучал «Почему верующие евреи принимают христианство?», ответ на него скорее всего лежит в плоскости личного отношения конкретного человека к вере и звучит примерно так: «Верующий еврей перешел в христианство, так как иудаизм оказался не способен дать ему ответы на интересующие его вопросы бытия».
      ———————
      Ну, во-первых, уважаемый Борис Б., на мой взгляд, слово «верующий» было бы лишним, так как, раз речь идёто вере, то само собой разумеется, что принимающий другую религию не атеист а, во-вторых, Вы не допускаете вариант, что принятие христианства один из видом мимикрии в антисемитской стране.

      1. «слово «верующий» было бы лишним, так как, раз речь идёт о вере, то само собой разумеется, что принимающий другую религию не атеист а, во-вторых, Вы не допускаете вариант, что принятие христианства один из видом мимикрии в антисемитской стране.»
        ***
        1) Ваш заголовок, Лев, как бы подразумевает аксиому, что абсолютно все евреи — религиозны и некоторые из них, покидая иудаизм, переходят в христианство, но это совершенно не так. Но все таки если речь идет о вере, то принимающего другую религию «не атеиста» (как вы подчеркнули) наверно сложно заподозрить в мимикрии, вы не находите? Человек верит в бога, но та религия, которую он пытался исповедовать, его больше не удовлетворяет. Человек меняет религию.

        2) Я не знаю о какой такой «антисемитской стране» вы говорите (которую имеете в виду?), но религиозная мимикрия была более актуальна в прошлые века, когда общества христианских стран были куда более религиозны. В нынешнии век секуляризма, особенно в западных странах, где кроме религиозных церемонии и обрядов давно существуют государственные институты, обеспечивающие своих граждан всеми необходимыми гражданскими услугами, надобность в мимикрии давно отпала. Наверно она ещё существует, но нынче это скорее маргинальное явление, чем распространенный тренд.

    2. Boris B.: 24.02.2025 в 17:51
      «Почему евреи принимают христианство?»
      Вопрос не совсем корректный — он совершенно не имеет никакого отношения к светским евреям.
      ———————————
      Почему вопрос не совсем корректный? Ни для кого не секрет, что иногда светские люди по каким-либо причинам становятся верующими. При этом ни для кого не секрет, что иногда представители европейских национальностей (например, немцы, русские, шведы) принимают ислам или проходят гиюр и становятся иудеями, а представители восточных национальностей (например корейцы, узбеки) становятся христианами. Так кто или что мешает светскому еврею вдруг поверить в бога и принять христианство (или ислам, или буддизм, или бахаизм)??? В жизни ведь разное бывает 😉

      1. «Ни для кого не секрет, что иногда светские люди по каким-либо причинам становятся верующими. Так кто или что мешает светскому еврею вдруг поверить в бога и принять христианство …?»
        ***
        Да, такое недоразумение иногда случается, они становатся верующими. Но я имею в виду светских, которые ни «иногда», ни никогда, ни вдруг и ни по каким-либо причинам не становятся верующими. Им в мутной воде религии ловить нечего, а жизнь без нее прекрасна …😉😉

        1. Да, такое недоразумение иногда случается, они становатся верующими. Но я имею в виду светских, которые ни «иногда», ни никогда, ни вдруг и ни по каким-либо причинам не становятся верующими. Им в мутной воде религии ловить нечего, а жизнь без нее прекрасна …😉😉
          ——————
          Такой мой московский друг детства. И от этого наша дружба ( последнее время, к сожалению, на расстоянии) ничуть не уменьшилась. Но тему веры мы при общении избегаем.

      2. «Так кто или что мешает светскому еврею вдруг поверить в бога и принять христианство (или ислам, или буддизм, или бахаизм)??? В жизни ведь разное бывает»
        ___________________

        У светских евреев иногда прозрение — бывает, что оно (прозрение) даже коллективное 😀

        1. У светских евреев иногда прозрение — бывает, что оно (прозрение) даже коллективное 😀
          —————
          Да, Цви. Именно так. Я воспитывался в атеистической семье и «прозрение» наступило, примерно, в 25 лет, когда я понял, что другого кроме Божественного объяснения появление на Земле человека разумного с совестью или с моральными принципами нет и быть не может.

            1. Лев, ну вы прям «по Канту» 🙂
              https://www.youtube.com/watch?v=-BG8M7VEfWQ&t=618s
              ——————
              Наивно, конечно, но воспринимаю тот факт, что самостятельно пришёл к кантовскому выводу — Бог единственный источник морали, как комплимент. Несмотря на возражения лектора, или журналиста совесть, на мой взгляд, не могла родиться из ниоткуда, как река родилась из ручейка. Проще было бы человеку примерить на себя примитивное
              — побеждает сильный и «граждане довольные расходятся по домам».

              1. «»побеждает сильный и «граждане довольные расходятся по домам»».
                –––
                У Вас противоречие с зеляком – клссиком Карлом Марксом
                который считал что сила женщины в её слабости.

                1. У Вас противоречие с зеляком – клссиком Карлом Марксом
                  который считал что сила женщины в её слабости.
                  —————
                  Это, Крамм, хороший, я бы сказал, классический парадокс, но тут всплывает другой парадокс, не менее сильный: основоположник был заядлым антисемитом и значит, евреем самоненавистиником. Тут его изречения ( не хочется здесь приводить) могут соперничать с изречениями Вагнера.

                  1. Где то в Июне 2011г мне с женой довелось слышать
                    замечательное пение артиста в роли Зигмунда в премьерной
                    постановке «Валькирии» Рихарда Вагнеравна сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
                    Дорогое было удовольтвие по $600 билет на душу.
                    Как и прочтение первого тома «Капитала» который и по сей день
                    изучают на эконом факультетах в Европе и США у меня не вызвало это
                    никаких ассоциаций с антисемитизмом

                    1. Как и прочтение первого тома «Капитала» который и по сей день
                      изучают на эконом факультетах в Европе и США у меня не вызвало это
                      никаких ассоциаций с антисемитизмом
                      ——————
                      Вагнер, уважаемый Крамм, прекрасный композитор, но страшный антисемит.Его высказывания в сети. Одно другому не противоречит. Было много талантливых людей-антисемитов. Тоже самое у Маркса, но тут важный нюанс- у Карла родители евреи.

      3. Так кто или что мешает светскому еврею вдруг поверить в бога и принять христианство (или ислам, или буддизм, или бахаизм)??? В жизни ведь разное бывает 😉
        —————
        Совершенно с Вами Владимир У, согласен

  8. «..
    Почему евреи принимают христианство?
    …»
    Точно по той же причине что записывались «русскими»
    в паспортах в бывшем СССР.
    –––––––
    Как то мне пришлось наблюдать картину, как один
    из записаных об’яснял Сохнутовскому интерв’юру мотивы
    и побуждения со свидетельством о рождении в руках.
    ========грустно господа=======

    1. Как то мне пришлось наблюдать картину, как один
      из записаных об’яснял Сохнутовскому интерв’юру мотивы
      и побуждения со свидетельством о рождении в руках.
      ========грустно господа=======
      ——————
      Разделяю Ваши эмоции, уважаемый Крамм

    2. Kramm: 24.02.2025 в 00:03
      «..Почему евреи принимают христианство?…»
      Точно по той же причине что записывались «русскими» в паспортах в бывшем СССР.
      ———————————-
      Сильно ошибаетесь! Расскажу одну историю. Лет 7-8 назад, когда мы жили в Иерусалиме, неожиданно позвонила одна довольно дальняя давешняя знакомая из России (узнала наш номер телефона от наших друзей). Она еврейка, муж еврей, дети евреи, все, естественно, неверующие. У неё сын (ему около 35 лет) попал в тяжелую автоаварию, весь поломанный лежит в больнице, врачи благоприятный прогноз давать опасаются. Так вот она, зная что мы живем в Иерусалиме, слезно попросила поставить свечки за здоровье сына в Троицком соборе и в Храме Гроба Господня. Ну, моя жена, добрая душа, сходила, выполнила эту просьбу. О чем этой знакомой и сообщила. Получила море благодарностей и мы об этом как-то забыли. Через год или полтора получили ещё порцию благодарностей и узнали, что с парнем все в порядке, выкарабкался и потихоньку ходит. А от друзей узнали, что мать и отец парня, пока он в больницах лежал, крестились и постоянно молились за его здоровье. Вот так два неверующих еврея стали христианами. Больше всего нам понравилось что когда парень об этом узнал, то сказал родителям «папа-мама, вы что, совсем сдурели?» …

        1. У меня, Олег бы такой случай. В Израиле когда стоял в огромной очереди у Храма Господня, где какой-то красочно одетый монах пускал для освящения предметов по одному ( мне парнёр по дуэту в Германии передал золотой кольцо) какой-то человек попросил меня освятить своё очень похожее кольцо и тоже золотое. Я положил оба кольца на специальное блюдо, а когда вернулся в Германию выяснилось, что привёз не то кольцо. Был колоссальный скандал.

      1. «…Сильно ошибаетесь! Расскажу одну историю….. »
        –––
        Я ответил азтору в контексте социального явления.
        В любом единичном случае можно привести другой пример.
        –––––
        Хотя в данном приведеном Вами примере квалифицированые
        врачи в Склифе были бы намного более к месту чем свечки, молитвы,
        и прочие хоругви.
        ––––
        Вот «маместник Бога на земле» по совместительству глава государства
        Ватикан уже на ИВЛ в госпитале, надеюсь кардиналы ставят свечки.

  9. Лев! Спасибо за честную статью. Ваши сцены с евреями 1992-го очень похожи на сцены 90-го, когда мы приехали из Новосибирска в Москву для отъезда. Тогда еще израильтяне работали в голландском посольстве. А т. н. «религиозный товар» продавали во дворе напротив очереди в посольство. Я тоже, как и Вы, купил там Библию, т. к. знал, что она начинается с «Ветхого Завета», это я считал что-то вроде Торы. В общем, религиозным я не стал, хотя верю в Создателя и уважаю людей религиозных. Для меня принять «человек создан по образу и подобию…» — неприемлемо. Медицинское образование не позволяет.
    Мне очень важны традиции моего народа, их и придерживаюсь. Я, как говорят, «одноразовый иудей»: прихожу в синагогу и читаю по-русски «Махзор» только в Йом Кипур.
    Жизненный опыт подтверждает парадигму, что евреи это большая семья. . А христиане — они снаружи.

    1. Мне очень важны традиции моего народа, их и придерживаюсь. Я, как говорят, «одноразовый иудей»: прихожу в синагогу и читаю по-русски «Махзор» только в Йом Кипур.
      ——————
      Спасибо и Вам, Михаил, за положительную оценку текста. Приятно, что в нашей истории отъезда в Германию много общего. Я в Рош ха Шана у Главной синагоги на ул Архипова познакомился с женой.

  10. Соня Тучинская
    — 2025-02-22 19:25:26(763)

    Любезнейший автор, в моем флоридском condominium complex живет много русских евреев, но только один из них — верующий, в смысле — соблюдающий.
    ************************************
    Что Вас, не соблюдающую, так задело, как Лев М. соблюдает? И что за авторитет, возможно, случайно соблюдающий знакомый — один на всю не соблюдающую, даже как Лев М., тусовку?
    Что за занудство и страсть к скандалам?

    1. Что за занудство и страсть к скандалам?
      ==========
      Это одержимость. Темному одержателю несчастной женщины неймется…

    2. что за занудство и страсть к скандалам?
      —————-
      Спасибо, уважаемый Не-поклонник, Вы точно сформулировали основную черту С.Т.

  11. Любезнейший автор, в моем флоридском condominium complex живет много русских евреев, но только один из них — верующий, в смысле — соблюдающий. Ему я задала вчера днем вопрос о Вас, верующем иудее, читающим «Шма Исраель» во время утренней пробежки.
    Он, отсмеявшись, спросил меня, а что мешает бегуну читать «Шма» до того, как он выбегает из дома. Тем более, что чтение этой молитвы, как он сказал, тебует не только абсолютного сосредоточения, но и закрывания глаз рукой.
    Так что, не сходится, уважаемый автор. Остается порадоваться за Вас, что Вы способны на утреннюю пробежку. Но главный вопрос остался открытым, откуда инфо о том, что Биби — безбожник.

    1. Так что, не сходится, уважаемый автор. Остается порадоваться за Вас, что Вы способны на утреннюю пробежку. Но главный вопрос остался открытым, откуда инфо о том, что Биби — безбожник.
      ——————
      Всё-таки, Соня , опять это странное, допотопно-высокомерное обращение «любезнейший». И опять Вы невнимательно читаете как текст, так и комментарии. Я нигде не писал, что Биби безбожник. Вам необходимо к чему-то придраться, ну не можете Вы без этого. Сначала я читал молитву на бегу, с красным от натуги лицом, теперь, почему-то Вы решили, что я читаю молитву неправильно, не закрывая глаз рукой. Откуда вы это знаете? И зачем лицемерно, с подковыркой радоваться, что я ещё способен на утреннюю пробежку, хотя я нигде не писал о своём возрасте. В нашу прошлую, такую же безрадостную встречу в совсем другой статье Вы написали что больше не будете читать то что я пишу. Так не читайте, пожалуйста…

    2. Соня Тучинская:
      «… в моем флоридском condom …»
      ——————————————————————
      Соня! Что-то вы раздухарились ненашутку. Какое вам дело, клён, до того, кто из нас в кого/что верит и как по этому поводу молится? Найдите более интересную тему для опровержения всех и вся.
      Лев потеряет значительно в моём уважении, если будет и дальше объясняться с вами по этому поводу.

      1. Лев потеряет значительно в моём уважении, если будет и дальше объясняться с вами по этому поводу.
        ————————
        Спасибо, Виктор! Вы правы, это моё врождённое и тут совершенно неуместное стремление всегда искать компромисс и кому-то что-то объяснять. Может, иногда это и нужно, но с Соней бесполезное занятие…

      2. Виктор Зайдентрегер: 22.02.2025 в 21:17
        Соня! Что-то вы раздухарились ненашутку. Какое вам дело, клён, до того, кто из нас в кого/что верит и как по этому поводу молится?
        ———————————————-
        А вообще мы дошли до жизни такой, что Соня Тучинская дает наставлния еврею, как следует правильно молиться! (И ради Бога, не слушайте этих наставлений).

        1. У Сони просто фантазии не хватает.
          Шма читают и в минуты (смертельной) опасности.
          Утренние пробежки от инфаркта в определённом возрасте могут к этому самому инфаркту привести.
          Поэтому чтение Шма перед пробежкой и во время перерывов (особенно если покраснел и задыхаешься) вполне себе логично.
          Соне нужен дополнительный «шма-конвульсиум» со знающими людьми. 😀

          1. Соне нужен дополнительный «шма-конвульсиум» со знающими людьми. 😀
            ————
            Спасибо, Цви! Вы как всегда даёте точные формулировки. Этот кухонный кипеж с С.Т. мне уже порядком осточертел

  12. Комментарий от приятеля из Израиля под подписью Исраэль Галили:
    ————
    Как порой у вас случается, выбрана интересная тема, освещение и препарирование которой не может быть ограничего статьёй такого обёёма и содержания. Действительно, почему? И только ли евреи в течение своей жизни покидают веру, вручённую им рождением, и являются ли евреи в данном слусает чем-то из ряда вон? Продолжение следует

    1. Признаюсь и в юности и в период взросления и у меня возникали вопросы задаваемые Вами. В те годы я пришёл к выводу, что покидающих еврейство однозначно осуждаю, ибо покидающий угнетаемых и преследуемых присоединяясь к ним не ищет никаких выгод и не преследует никаких целей кроме поиска справедливости на пути к Господу, тогда как покидающий еврейство желает присоединиться к сильным и главенстующим , желает обеспечить себе спокойное существование, став частью гомогенной среди большинства. Продолжение следует.

      1. Но вера во Всевышнего- дело совершенно интимное и личное и кто мы такие, чтобы приветствовать его или осуждать? История полна примеров. когда казалось бы вполне достойные и уважаемые люди уходили в стан мвоих угнетателей. Возьмите, например, хорошо знакомых Вам по работе и делу сестёр Гнесиных или братьев Рубинштейнов, или из наших современников- Спивакова.
        Продолжение следует

        1. Продолжение. Всегда находится оправдание, объяснения, тысячи причин. Но! Рядом сотни примеров из вашей же области знаний, когда личности оставались со свим народом и не предавали его. Фамилии назрвите сами.

          1. И последнее продолжение:
            Посмотрите сколько выкрестов в квадрате даже в этой интересной статье. И что побуждали их к смене веры? Вера?! Ничего подобного, только стремление устроиться в жизни

  13. Очень интересная подробность еврейской жизни в Москве в начале 90-х. Спасибо, Лев!
    /Oleg: «… эта статья абсурдна.»
    —————————————
    Странное замечание. Прежде всего, это не статья, а воспоминания. Так было, и как это воспоминания можно назвать абсурдом?/

    1. Так было, и как это воспоминания можно назвать абсурдом?/
      ——————
      Спасибо, Виктор. Вы точно ответили на реплику Олега. Это не столько статья, сколько зарисовка, где ничего не придумано…

    2. Абсурдно само название статьи. Причины почему евреи принимали и принимают христианство или ислам совершенно очевидны и конечно не такие как это видится автору.

      1. Причины не те ( Олег)
        ——-
        Какие же причины верные, уважаемый Олег?

  14. ВВЕДЕНИЕ В АГНИ ЙОГУ
    ОСНОВЫ НАУЧНОГО, ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ НОВОЙ ЭПОХИ Составитель С. В. Стульгинский Новосибирск, 1997 (выдержки с небольшими изменениями)
    https://www.koob.ru/stulginskis/vvedenie_v_agni_iogu

  15. «Объединение религий придет. Сказания исполнятся. Народы восстанут, и построят Новый Храм»
    (Из «Записей Учения Живой Этики — Агни Йоги»)

    Введение в Агни Йогу
    https://www.koob.ru/stulginskis/vvedenie_v_agni_iogu
    Стульгинскис С.В. | Агни Йога
    «Наступило время небывалое в истории планеты. Время выбора и отбора. Быть или не быть человечеству… Пользуясь огромной духовной восприимчивостью Елены Ивановны Рерих, из Башен Гималайской Твердыни было дано Провозвестие «ко всему обнищавшему человечеству» в виде книг Живой Этики, или Агни Йоги, Йоги огня духа.
    Эта Йога приносит нам прозрение в законы Бытия. Она формирует наше мировоззрение. Не на ощупь, не наугад идем мы, озаренные Светом Знания, и все, что с нами происходит, приобретает иной смысл, и масштаб, и значение».

  16. Cтатья, возможно, и абсурдна, но интересна и хорошо изложена. Рад поздравить автора.

    1. Cтатья, возможно, и абсурдна, но интересна и хорошо изложена. Рад поздравить автора.
      —————
      Спасибо, Маркс. Ваше одобрение для меня важно

  17. Сэм:
    21.02.2025 в 11:15
    В какой раз тупо повторяю, что от перехода в христианство число евреев уменьшилось больше, чем от всех погромов.
    Уважаемый Сэм! Из вашего замечания следует, что евреи, при смене религии, перестают быть евреями.
    1). Значит ли это, что принадлежность к иудаизму является обязательной характеристикой при ответе на вопрос: «Кто такой еврей?» Ведь, сменив религию, человек, по-прежнему, остается рожденным от еврейки и является евреем по Hалахе.
    2). Таким образом, при смене религии человек не может поменять свою еврейскую душу, но всегда может сделать тшуву. А при погромах, человека убивают, и он уже никак не может вернуться в иудаизм. Т.е. ваше сравнение между переходом в другую религию и гибелью от погрома некорректно — ни количественно, ни качественно. И не стоит это «тупо повторять». ИМХО.

    1. Я, EvgenyL, уже дал ссылки на свою статью в Заметках, где приведены разные т.з. по этому вопросу. Там как раз говорится, что в своём подавлющем большинсве уже второе поколение «выкрестов» не имело отношения к еврейству. Тут было бы интересно узнать от автора статью про детей его сестры.
      И если Вы, уважаемый EvgenyL, израильтянин, то уверен, что в курсе требований Закона о возвращении. И я с ним согласен.

    2. EvgenyL: 21.02.2025 в 13:31

      «Значит ли это, что принадлежность к иудаизму является обязательной характеристикой при ответе на вопрос: «Кто такой еврей?» Ведь, сменив религию, человек, по-прежнему, остается рожденным от еврейки и является евреем по Галахе.»
      ***
      Это гордиев узел еврейской идентичности. По принятому в Израиле (и не только в Израиле) определению евреем считается тот, кто а) родился от еврейской матери или б) прошел признанный государством ультраортодоксальный гиюр. В случае гиюра на новоиспеченном гере “висит” строгая религиозная “повинность”, в виде соблюдения еврейского образа жизни, включающего заповеди, кашрут, … и тп. Таким образом гер не может стать «датлашом» («дати леше авар», бывшим религиозным). Меня одна женщина из ортодоксальных уверяла, что даже если гер решает отойти от религии и прекращает соблюдение заповедей, то его гиюр все равно раввинатом не отменяется. Не знаю насколько это правда, но тут вопрос другой: совершивший гиюр этнический узбек (китаец, швед, эстонец, … и тд.), но затем полностью отошедший от религии иудаизма и не соблюдающий никаких заповедей, считается кем? Все ещё гером-евреем? На каком основании? Национальность у него узбек (китаец, швед, эстонец …), религиозная принадлежность уже отсутствует, стал полностью светским (или уже до гиюра был, но жизненные обстоятельства заставили подыгрывать), но числится евреем?!

      С рождением от еврейской матери дело обстоит по другому. Сам факт такого рождения уже определяет человеку его еврейскую национальность, НО никак не обязывает его быть верующим, религиозным, соблюдать заповеди. Т.е. в случае рождения от еврейской матери принадлежность к иудаизму не является обязательной характеристикой при определении национальности. В г-ве Израиль и в мире огромное число светских галахических евреев, несоблюдающих религиозную традицию и это не отменяет их еврейскую национальную принадлежность.

      И тут наступает интересный момент: Еврей, сменивший религию, но в любом случае ВЕРЯЩИЙ В ЕДИННОГО БОГА (христианин, мусульманин), молящийся, исполняющий религиозную традицию, только с “другой колокольни”, с точки зрения иудаизма прекращает считаться евреем, со всеми отсюда вытекающими последствиями.
      Еврей, рожденный от еврейской матери, но светский безбожник (как Нетаньягу, например…), или прошедший строгий ортодоксальный гиюр гер, но позже полностью отошедший от религии, считается галахическим евреем par excellence. Ему позволенно зажигать огонь в еврейской кухне, прикасаться к кидушному вину, жениться через раввинат, быть похороненным на еврейском кладбище, … и тд.

      1. Еврей, рожденный от еврейской матери, но светский безбожник (как Нетаньягу, например…), или прошедший строгий ортодоксальный гиюр гер, но позже полностью отошедший от религии, считается галахическим евреем par excellence. Ему позволенно зажигать огонь в еврейской кухне, прикасаться к кидушному вину, жениться через раввинат, быть похороненным на еврейском кладбище, … и тд.
        —————
        Вспоминаю, БорисБ., как когда я в 90-ые был членом правления еврейской общины Магдебурга ( Германия) в общине были немцы, в прошлом католики , которые под влиянием кантора, которому они сдали комнату, приняли в Иерусалиме ортодоксальный гиюр, завели два холодильника, заказывали в Бердине кошерную еду, переехали ближе к общине, чтобы не ездить на машине в Шаббат. Короче были большими евреями чем я , еврей по матери.

        1. «в общине были немцы, в прошлом католики , которые под влиянием кантора, которому они сдали комнату, приняли в Иерусалиме ортодоксальный гиюр, завели два холодильника, заказывали в Бердине кошерную еду, переехали ближе к общине, чтобы не ездить на машине в Шаббат. Короче были большими евреями чем я , еврей по матери….»
          ***
          Никаких возражении. На тот момент своей жизни они приняли такое решение, считали его правильным. Возможно, остались ему верны до конца своих дней.
          Мой вопрос о другом: С тех пор много времени утекло и если кто-то из них отошел от религии, перестал соблюдать иудейскую традицию, стал совершенно светским человеком, то можно ли его все ещё считать бОльшим евреем чем Лев Мадорский, урожденного от еврейской матери? Или же бывший гер-иудей снова вернулся в облик обычного этнического немца, только уже без иудаизма и раннего католицизма?

          1. Интересный вопрос, Борис. Я не знаю точного ответа. Надо глянуть в сети или спросить у ИИ

  18. Лев, судя по его стаьям, представляется интеллигентным и добрым человеком. Но, прошу прощения, эта статья абсурдна.
    ——————
    Ответ Вам, Олег, почему-то оказался сверху

  19. В какой раз тупо повторяю, что от перехода в христианство число евреев уменьшилось больше, чем от всех погромов.
    И Лев, если Вам интересно, то у меня на этй тему была статья в прошлом и последнем № Заметок.

    1. И Лев, если Вам интересно, то у меня на этй тему была статья в прошлом и последнем № Заметок.
      —————-
      Что-то , Сэм, я полистал и не нашёл Вашей статьи на эту тему. Скиньте, пожалуйста, сноску.

        1. «зачем ждать нападения, понести множество потерь и затем креститься, будучи ограбленными, как это произошло с евреями Севильи, Кордовы и Толедо, когда можно креститься до того, спасти и себя, и своё имущество и избежать нестерпимых страданий?
          ——————-
          Спасибо, Сэм. Кое-что знал, но выветрилось. Итак, переход в христианство и мусульманство в исторической ретроспективе нередко был связан с выбором : перейти в другую веру или умереть. Думаю, что в таких условиях большинство иудеев не готово бы было пойти на смерть. Даже в наше время, привычка к преследованиям и к дискриминаций ( только привычка и не более того) заставляет евреев живущих вне Израиля, мимикрировать и скрывать свою национальную принадлежность. Я знаю такие случаи в современной Германии.

  20. В дополнение к интересной статье имеет смысл добавить информацию о евреях, ставших православными, в царской России, когда были случаи массового насильственного крещения евреев. Особенно такая практика была распространена в первой половине 19 века.
    Большое количество законодательных актов, регулировавших жизнь еврейской общины Российской империи, было принято именно в это время. Многие из них носили дискриминационный характер и были направлены на насильственное обращение иудеев в христианскую веру. Так, вводился рекрутский набор среди еврейского населения.
    При этом всем военнослужащим официально предоставлялась полная свобода вероисповедания, а для иудеев были созданы условия для отправления религиозного культа, в том числе и учреждены синагоги.
    В действительности же, введение рекрутской повинности задумывалась как «перевоспитательная мера». Евреи призывались в армию с ранних лет в качестве кантонистов, что облегчало их обращение в другую веру. Некоторые семьи переходили в христианство, чтобы избежать призыва их малолетних детей. К таким относится семья Рубинштейнов, которые приняв православие, спасли от службы своих сыновей Антона и Николая, в будущем известных музыкантов. В то же время известно, что к некоторым из обращенных в православие солдат применялись не только методы убеждения, но и насилие с целью принудить их сменить веру.
    Известны случаи, когда несколько сотен еврейских мальчиков-кантонистов во время крещения в Волге совершили «ал кидуш ха-Шем» — приняли мученическую смерть во имя своей веры. Практике насильственного крещения, в особенности несовершеннолетних, был положен конец в второй половине 19 века.

    1. Практике насильственного крещения, в особенности несовершеннолетних, был положен конец в второй половине 19 века.
      —————
      Слава Богу, Анатолий, что это случилось и подняло человеческую цивилизацию ещё на одну важную ступень, потому что верить или не верить и во что верить, это интимное дело, которое касается только конкретного человека.

  21. «Избранный Б-гом народ отказался от сына Б-га — Иисуса Христа. Начиная с этой чудовищной ошибки тянется цепь кровавых событий от Крестовых походов до двух Мировых войн и Катастрофы.»
    ____________________

    Не совсем так, вернее, совсем не так, а как в стишке ниже:

    Затеять Рим решил уборку…
    Хоть жизнь была приятной в нём,
    Он влез в еврейские разборки,
    И Мир с тех пор горит огнём…

    ххххххххххххххххххххх

    «Eвреи стояли отрешённо, с задумчивыми, торжественными лицами. Словно не слушали, а вслушивались в себя. Показались мне они другими. Не суетливо— замотанными, как ещё полчаса назад, а спокойными и уверенными. Потомками великого, древнего народа осознавшими своё величие.»
    ___________________

    Описанная ситуёвина напоминает мой старый стишок:

    Мой друг к психологу ходил
    От энуреза излечиться
    И пусть болезнь не победил,
    Но ею он теперь ГОРДИТСЯ…

    1. Затеять Рим решил уборку…
      Хоть жизнь была приятной в нём,
      Он влез в еврейские разборки,
      И Мир с тех пор горит огнём…
      Мой друг к психологу ходил
      От энуреза излечиться
      И пусть болезнь не победил,
      Но ею он теперь ГОРДИТСЯ…
      —————
      Ещё раз, Цви, поражаюсьЮ что НЕТ такой темы на которую бы у Вас не нашлось четверостишия. Или экспромта, что ещё более ценно…

        1. Прочитав указанное, немедленно вдохновился:
          По каждой теме есть у Цви коммент:
          Друзьям экспромт, врагам же экскремент!

  22. Лев, судя по его стаьям, представляется интеллигентным и добрым человеком. Но, прошу прощения, эта статья абсурдна
    —————-
    Спасибо, Олег, за тёплые слова но мнение о тексте требует хотя бы минимальной расшифровки.

    1. Лев, вероятно я нашел излишне резкое слово для оценки статьи. Еще раз извиняюсь. Но, во первых, почему евреи изменяли не только своей религии, но и наследию своих предков хорошо известно и совершенно отлично от ваших предположений. А во вторых ваше понимание принятия христианства сестрой (и почему?) говорит о вашем безразлчии к такому явлению. Эти люди конечно имеют на это право, но у меня не вызывают уважения.

      1. Oleg: 22.02.2025

        Oleg, для того, чтобы читатели могли было вас отличить от ваших тёзок, вам следует добавить инициал после вашего имени (таково требование правил).

    1. Различные мировоззрения претендуют на истинность, но ни одно из них не стало единственным и всеобщим. Можно вообразить, что анализ истории, социальных условий человеческой жизни, разногласий между людьми приведет нас (силой логики или власть предержащих) к единственно «правильному» мировоззрению, но свободное общение между людьми обнаруживает иллюзорность такой возможности. Можно продолжать говорить о временности сосуществования различных мировоззрений, о прогрессе наук, философии, религии на пути к «единой и полной истине». Можно. Однако нескончаемые, продолжающиеся тысячелетиями, идеологические, религиозные, политические конфликты свидетельствует, что рациональное общение между людьми заключается скорее в диалоге, а не в сведении различных мнений к единственному, каким бы убедительным оно ни казалось.
      —————-
      Мне было, дорогой Борис Д. , чрезвычайно интересно прочитать-перечитать, хотя местами, признаюсь, по диагонали ,( дела, вечные, чёртовы дела) беседу с Вашим предисловием и переводом. Выборка из текста, вынесенная сверху, привлекла меня, верующего и читающего во время каждой утренней пробежки «Шма Исраэль), так как я тоже считаю, что «общение между людьми заключается скорее в диалоге, а не в сведении различных мнений к единственному» . Но главное моё убеждение, которой вряд ли найдёт на сайте много сторонников: Бог один и молиться ему можно из любого дома- иудейского, христианского, а, точнее, иудео-христианского, учитывая, что Иисус был еврей, или мусульманского. Восточные религию-философию не беру в расчёт, так как плохо её знаю.

      1. «Еврей, рожденный от еврейской матери, но светский безбожник (как Нетаньягу, например…) » — это Вы с какого перепугу, досточтимый автор, Натаньягу в свой круг светских безбожников записали?
        То, что Вы — безбожник, да еще кокетливый, это, ИМХО, можно вывести отсюда:
        «Выборка из текста, вынесенная сверху, привлекла меня, верующего и читающего во время каждой утренней пробежки «Шма Исраэль). А на вечеринке с друзьями, ведя даму в танце, Вы не читаете «Шма Исраель», как полагается «верующему» на сон грядущий?

        Пусть меня поправит кто-то из соблюдающих: можно ли, будучи верующим евреем, во время утренней пробежки, когда даже молодые бегуны с красными от натуги лицами обливаются ручьями пота, читать «Шма Исраэль»? Или это делают в уединении своего дома, или, в миньяне, в соседней к дому синагоге?

        То есть, с Вами, любезнейший автор, почти все ясно. А вот о Биби у Вас откуда, любезнейший, такое инфо. Безбожник — это Влаимир Б., и еще тот человек, с которым я его все время путаю, годостью об этом заявляющие при каждом удобном случае, а не Биби. Вы так не думаете?

        1. С Вами всё ясно
          ——————
          Пусть меня поправит кто-то из соблюдающих: можно ли, будучи верующим евреем, во время утренней пробежки, когда даже молодые бегуны с красными от натуги лицами обливаются ручьями пота, читать «Шма Исраэль»? Или это делают в уединении своего дома, или, в миньяне, в соседней к дому синагоге?
          ——————
          С Вами, Соня Т., уже не в первый раз истерично разбрасывающей оплеухи направо и налево, тоже всё ясно. И, как всегда, Вы разбавляете свои фантазии надуманными подробоностями. Я читаю, если Вы не просматривали, как обычно, текст по диагонали. «Шма, не на бегу с » красным от натуги лицом», а во время остановки, в стороне от аллеи лицом на Восток.
          И эти из вашего жаргона «любезнейший» вызывает отвращение. В общем, возможно, Вы, «любезнейшая» Соня сегодня не с той ноги встали . Бывает…

          1. «…уже не в первый раз истерично разбрасывающей оплеухи направо и налево…»
            __________________

            Анекдот вспомнил:
            Из медицинской карты: Психических отклонений нет — просто дура!

            1. Анекдот вспомнил:
              Из медицинской карты: Психических отклонений нет — просто дура!
              —————-
              Ну, Цви, на дуру, как-то, не тянет. Хотя это высокомерное из позапрошлого века «любезнейший» подталкивает в этом направлении

  23. Лев, судя по его стаьям, представляется интеллигентным и добрым человеком. Но, прошу прощения, эта статья абсурдна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.