Лев Мадорский: Не зарыть в землю талант…

Loading

Мама продолжала говорить, но я не слышал слов. Господи, это была прекрасная музыка. Нежная и чарующая. Тонкая паутинка мелодии на фоне поразительной, загадочно-неожиданной, абсолютно неправильной гармонии. Музыка, которая рождалась, казалось, прямо сейчас, в эту минуту из под неумелых, неуверенных пальцев девочки. Музыка словно сошедшая с неба. Ощущение приобщения к великой тайне охватило меня. Тайне божественной и необъяснимой.

Лев Мадорский

НЕ ЗАРЫТЬ В ЗЕМЛЮ ТАЛАНТ…

(Две истории)

Лев МадорскийПриятель недавно упрекнул: «О чём только ты не пишешь на портале. О русско-украинской войне, о войне Израиля с ХАМАС, о советском антисемитизме, даже о смысле жизни. Почему ты не сделаешь главной темой то& в чём неплохо разбираешься как учитель музыки с многолетним стажем, о музыкальном воспитании? О том& как сделать& чтобы дети полюбили музыку? Как сделать& чтобы одно из самых прекрасных искусств вошло в их жизнь?»

Я решил послушаться приятеля и посвятить заметку этой теме, тем более, что здесь нет необходимости постоянно заглядывать в Интернет, опасаясь (такое со мной случается) спутать даты, фамилии, авторов приведённых цитат. Начну, пожалуй, с нескольких основных принципов, без которых правильное музыкальное воспитание было бы невозможно.

Нельзя учить музыке ребёнка, не учитывая его психологических особенностей, как умственных, так и физических. Нельзя искусственно ускорять музыкальное воспитание ученика по придуманному нами графику, правильней было бы создать условия для его естественного, свободного развития. Другими словами, порядок изучаемых учеником пьес, как в техническом, так и в музыкальном отношении, должен последовательно увеличиваться по сложности. Тут есть что-то общее со спортом: например, при прыжках в высоту опытный тренер поднимает планку постепенно, по сантиметру. Есть, конечно, и другие принципы, но это как-нибудь в другой раз.

Здесь хочу рассказать две истории из моего опыта…

Алина

Я был начинающим педагогом в московской музыкальной школе и у меня была мечта, затаённая и страстная—встретить вундеркинда и сделать из него великого пианиста, виртуоза, известного на весь мир, который прославился бы сам и прославил бы меня. Но шли годы и мечта оставалась мечтой. И вот однажды случилось…

Пятилетнюю Алину Писецкую, очаровательную девчушку с широко раскрытыми, серыми глазами, слишком серьёзную и сдержанную для своих лет, привела мама, Анна Сергеевна, бухгалтер нашей музыкальной школы, которая пела, как я знал, в художественной самодеятельности, и, оставив в классе, ушла. В тот день (всё, что произошло тогда, запомнилось очень хорошо) я занимался с сильным учеником — старшеклассником. Он играл сложный для музыкальной школы «Революционный этюд» Шопена. Девочка сразу удивила меня тем, как слушала. Так не может слушать обычный ребёнок! Алина сидела неподвижно и видно было, что ей нравится ослепительно-яркая, героическая музыка Этюда. Но больше всего поразило меня, что в тех местах, где ученик ошибался, девочка недовольно поёживалась.

Когда ученик ушёл, я сел поближе: «Тебе понравилась музыка?» — Алина молча кивнула. — «Как думаешь, что под такую музыку лучше всего делать: «мечтать, думать, маршировать или петь?», — спросил я. Алина ничего не ответила, причём, у меня появилось ощущение, что вопрос показался её бессмысленным.

— Вы можете что-нибудь сыграть? — неожиданно спросила девочка. — Хорошо, сыграю, — согласился я, — но потом ты споёшь мне какую-нибудь песенку. — Ты знаешь какую-нибудь песню? — Знаю, — кивнула девочка. И вдруг, не дожидаясь пока сыграю я, запела. Тихо, еле слышно, детским, хрипловатым голосом. Запела старинную русскую песню: «Степь да степь кругом, путь далёк лежит. В той степи глухой замерзал ямщик». Тоненький ручеёк мелодии вился серебряной струйкой, звенел, то нарастая, то затухая». Я понял, что песню эту Алина слышала в исполнении мамы. В детском садике такую песню она вряд ли могла услышать. Но какое недетское чувство! Какая искренность и напряжённость исполнения !

Когда Алина допела до конца, со всеми куплетами, точно выговаривая все нелёгкие для ребёнка слова, я уже понимал, что передо мной вундеркинд, ребёнок необычайной музыкальной одарённости. Неужели, как говорил Остап Бендер, «хрустальная мечта» осуществилась? Это было невероятно! Это было сказке подобно!

Когда пришла мама, я рассказал ей о своих впечатлениях. Анна Сергеевна не очень удивилась. Она не раз слышала, как поёт Алина, и, кажется, предвидела подобную реакцию. Вопрос о том, что девочка будет заниматься в моём классе, был решён. Я был счастлив…

До первого урока с Алиной оставалось два дня. Если честно, я не находил себе места. У меня не было опыта работы с детьми подобной музыкальной одарённости. Как не ошибиться? Как не наломать дров? Как соединить красоту музыки с необходимостью долгих и скучных упражнений пока к этой красоте удастся приблизиться?

К великому сожалению, история про Алину на этом обрывается. Девочка ходила ко мне на уроки всего один год. За это время сделала очень неплохие успехи, играла на уровне третьего класса, начала сочинять музыку. Но папа её был военнослужащий и воинскую часть, где он служил, перевели в другой город. Позже узнал, что Алину так и не отдали в музыкальную школу.

Саша

И еще об одной музыкально одарённой девочке, Саше, с которой так и не удалось позаниматься, хочется рассказать. Познакомились необычно. Летом я читал на балконе, на первом этаже, пока детишки лет 7-8-ми не начали играть в футбол прямо под окнами, на газоне. Это, вроде бы, в Германии не разрешается, но солнечный день, отсутствие поблизости спортивной площадки. Да и мячик был несерьёзный, резиновый. Короче, футболистов никто не гонял. Они вошли в азарт, оспаривали каждый гол, кричали. Читать было невозможно. Стал наблюдать за игрой с опаской следя за мячом, и дождался… Раздался звон и ребята разбежались. Осталась только девочка лет семи-восьми. Худенькая, светловолосая, высокая для своих лет. «Кто ударил?» — «Я». Она смотрела виновато, но спокойно. «Как тебя зовут? Где ты живёшь?» — это были не праздные вопросы. Вставить новое стекло стоит недёшево.

«Александра Гердт. Живу дом 42 на втором этаже, — девочка показала на соседний дом. — Но мамы нет дома. Она пошла в магазин. Будет, примерно через час» — Девочка говорила приветливо, немного растягивая слова, словно даже с некоторым любопытством. Несмотря на ситуацию, от всего её облика веяло спокойствием и уверенностью, что всё будет хорошо. Иначе просто быть не может. — Необычный ребёнок, — подумал я.

Через пару часов позвонил в квартиру Гердт. Открыла невысокого роста худенькая женщина лет тридцати. С неправильными, тонкими чертами лица. Как и дочь, смотрела спокойно и приветливо. «Александра уже рассказала?» — «Да, рассказала. Ради бога, извините её и не беспокойтесь. Скажите сколько стоит ремонт и мы заплатим». Мы замолчали, считая вопрос исчерпанным. «Может чашечку кофе?» Я не отказался.

В комнате стояло старинное пианино. «Играете?» «Так немножко, в детстве училась. Теперь Александра пробует. Поиграй, дочка». Девочку не нужно было уговаривать. Она открыла крышку, посидела, как бы, примериваясь, и заиграла. Осторожно, чуть касаясь клавиш, мягкими аккордами.

Мама продолжала говорить, но я не слышал слов. Господи, это была прекрасная музыка. Нежная и чарующая. Тонкая паутинка мелодии на фоне поразительной, загадочно-неожиданной, абсолютно неправильной гармонии. Музыка, которая рождалась, казалось, прямо сейчас, в эту минуту из под неумелых, неуверенных пальцев девочки. Музыка, словно сошедшая с неба. Ощущение приобщения к великой тайне охватило меня. Тайне божественной и необъяснимой.

Мать Александры продолжала говорить, но, увидев выражение моего лица, замолчала. Девочка закончила играть и закрыла крышку. «Вам понравилось? Это она сама, без учителя». Я сидел потрясённый, не зная что сказать. Ведь играла не Александра. Не только Александра. Проявился дар, заложенный свыше. Горел огонь, зажжённый Богом. Как выразить такое словами?

«Вы знаете, что девочка талантлива?» — «Ну, Вы преувеличиваете— зарделась от удовольствия мама — «Да, очень талантлива», — Я понимал, что говорить такое при девочке не стоит, но случай был особый. — Покажите её в музыкальной школе, каждый учитель скажет.

«Да нет, — мама говорила уверенно, как о давно решённом— Музыка требует много времени, а Сашенька будет зубным врачом. У нас это семейное. И дедушка был стоматолог, и муж. У нас своя практика».

— Да что Вы говорите?! Какой зубной врач? — Взорвался я. — У девочки талант. От Бога… Одумайтесь. Я учитель музыки и понимаю в этом. Могу с ней заниматься бесплатно.

Я говорил что-то ещё, чересчур громко, жестикулируя, волнуясь. Мама Александры смотрела непонимающе и, пожалуй, даже испуганно. Лицо её стало холодно-вежливым. Она взглянула на часы, показывая что торопится. «Большое спасибо. Мы с мужем подумаем. Всего хорошего».

Шло время. Саша встречая меня здоровается, приветливо улыбается. Мать Саши тоже здоровается и тоже приветливо, но старается быстрее пройти мимо, словно боится, что я снова начну разговор об одарённости дочери. А мне, действительно, хотелось заговорить. Однажды я даже написал что-то вроде письма родителям, которое заканчивалось словами в несколько высокопарном ключе: «Не берите грех на душу. Не идите против Бога!», но бросить его в почтовый ящик не решился…

Вот такие две истории, по мнению автора, достаточно драматичные. Истории, когда талант зарывается в землю…

50 комментариев для “Лев Мадорский: Не зарыть в землю талант…

  1. От Бориски Б. «Советские “грамотные божники”, вроде ю-суфа к. и пр., даже до исхода Шабата (!) со своим ответом в интернете не могут повременить. В самый разгар КОЙДЕШ ХА-КОДАШИМ (святая святых в иудаизме!), включив компютер, стучат по клаве!»
    Приходится напомнить этой и прочим местным сторожевым б-ям, что в Иудаизме, как и каждой религии и своде законов, есть Дух и буква, которая была начертана много тысяч лет назад и поэтому там и осталась… а вот Дух напротив жив и ему, а не полуистлевшей букве, давно утратившей всякий разумный смысл, надо следовать. Как сказано: Суббота для Еврея, а не еврей для Субботы. (Хотя таким субботним церберам, как эта б…, — этого в жизни не понять!

  2. Хорошо, когда у человека один талант обнаружился, максимум — два. Из двух выбрать можно.
    А если талантов, причём, как в естественных науках, так и в гуманитарных «ненауках» и, не дай Бог, в искусствах, как прыщей на подростковой роже — как быть?
    Результат, скорее всего будет такой:

    В себе за много-много лет
    Талантов тьму похоронил
    И вот гуляет меж могил —
    А сам-то жив он или нет…

    Такому лопата бы очень пригодилась — легча зарывать 😀

    1. Я подозреваю, дорогой Цви, что это Вы про себя: и жнец, и швец, и на дуде игрец…

  3. Лев Мадорский: 04.04.2025 в 21:18
    Мы все висим на волоске случайности.
    ********************************************
    Вы совершенно правы: универсальной значимости афоризм. И если этот волосок случайности свёл нераскрывшийся талант с настоящим учителем, он, учитель, по долгу своей профессии и настоянию совести должен повести, навести, увести, умыкнуть (если другого способа нет) и довести потенциальный талант к своему полному проявлению. В нередком случае, когда возможности учителя исчерпаны, он должен передать ученика шлифовальщику более высокого класса. Учить -это и наставлять, и напутствовать.

    1. Мы все висим на волоске случайности.
      ********************************************
      Вы совершенно правы: универсальной значимости афоризм. И если этот волосок случайности свёл нераскрывшийся талант с настоящим учителем, он, учитель, по долгу своей профессии и настоянию совести должен повести, навести, увести, умыкнуть (если другого способа нет) и довести потенциальный талант к своему полному проявлению
      ——————
      Подписываюсь, дорогой Лазарь, под каждым Вашим словом. Когда у меня ( очень редко) уходит ученик, я обвиняю только себя: не сумел, не заинтересовал, не увлёк. Особенно обидно , если уходит способный ребёнок. Недели две назад такое случилось и я переживаю до сих пор.

  4. И то хорошо, что тутошний постоянный автор вспомнил по случаю о своих дедушках и бабушках, а то ведь в своем германско-прекрасно-космополитском «далёке», он со своими озлобленными подпевалами взял в привычку поливать помоями приверженцев Иудаизма — одной из основных Мировых религий — толком их не зная и не понимая; так же как и о религии своих предков не зная ни бельмеса.

    1. он со своими озлобленными подпевалами взял в привычку поливать помоями приверженцев Иудаизма — одной из основных Мировых религий
      —————————-
      Напротив, я, Джозеф, человек верующий и не вижу рядом никаких » озлобленных
      подпевал», а вижу только озлобленного комментатора.

      1. Самое удивительное, что ни с того ни с сего, что называется, на ровном месте.

      2. Странно, что автор, постоянно позиционирующий себя в качестве «верующего еврея», что у нашего народа является синонимом , «соблюдающего еврея», не отходит в Шаббат от компа, скруполезно отвечая на каждый, самый ничтожный коммент. А традиционную утреннюю пробежку «верующий» автор пропускает в Шаббат?

        1. Я, уважаемый Муля, отношусь к странной породе верующих, но не ведущих еврейский образ жизни. А отвечать на комменты мне нравится. Разве не имею права ? Если бы не было комментов, я бы здесь не писал.

          1. Я Вас понимаю, уважаемый автор. Быть верующим, но не вести еврейский образ жизни — это необычайно выгодная позиция. Удбно считать себя верующим и бодро стучать в Шаббат по клавишам. А то еще и бегать в парке по утрам.
            Я, помню, тоже пытался жить такой комфортабельной жизнью, именуя себя при этом верующим. Но мое мошенничество довольно скоро было разоблачено «верующими, ведущими еврейский образ жизни». А Вы молодца! Устроились — дай Бог каждому!
            «Если бы не было комментов, я бы здесь не писал» ????
            Я неисправимо отстал от жизни. Я то, пао старинке думал, что пишут, когда не могут не писать. А оказывается пишут….для КОММЕНТОВ! Чем больше, тем лучше!
            А Вы когда-нибудь задумывались над парадоксом куда более скромного, чем под Вашими текстами, комментирования таких блестящих авторов, как Арье Барац, Борис Неплох, Леонид Гиршович…. Да и еще с десяток другой имен можно назвать.
            Так что, прямой корреляции между качеством текста и количеством комментариев — НЕТ. А бывает даже, что она носит обратный характер. Об этом стоит поразмышлять, не правд ли? Может быть даже избрать этот факт темой Вашего следующего исследования?

            1. Л.М.-С.Т.
              ——————-
              Когда увидел коммент Сони Тучинской под статьёй о музыкальном воспитании ( Сони, которая писала недавно, что больше мне не напишет), то понял, что жди подвоха. Так оно и есть. Такое ощущение, что С.Т. всё время на стороже, как сами догадайтесь кто и всё время ждала, случая кусануть. Ну и дождалась, правда, совсем на другую тему. Я, действительно, люблю отвечать на комменты, мне это интересно, но не в этом случае…

            2. Никак не оценивая личность автора, подписывающегося «Арье Барац» замечу, что на мой взгляд многое из того, что он пишет:
              абсолютно не объективно
              полностью экстриместко,
              а игнорирование замечаний к им написанному свидетельствует
              или о неспособности обосновать свою точку зрения
              или о презрении к читателю.
              Или и о том и о другом вместе.
              А Лев, хотя в его статьях порою встречаются неточности, очень часто находит интересную для многих тему для обсуждения.

    1. https://www.youtube.com/watch?v=liCUW_Z_rII
      Вам бы так: наш ответ беспросветно темным и полубезграмотным б-рискам, л-кам и прочим.
      —————————
      Если Вы, Джозеф, про клезмеровский ансамбль, то, напротив, песню на идиш с удовольствием дослушал до конца. Вспоминаются родители, бабушка, говорившие на идиш. Спасибо за сноску

      1. Советские “грамотные божники”, вроде ю-суфа к. и пр., даже до исхода Шабата (!) со своим ответом в интернете не могут повременить. В самый разгар КОЙДЕШ ХА-КОДАШИМ (святая святых в иудаизме!), включив компютер, стучат по клаве! Подзабыв что день назад там что-то про шмат трефного мяса уважаемому Э.Малинскому писали … Ой вей …😟 Таково лицо совкового квасного патриотизма в Израиле. Лицемерие жуткое … 😅

        1. B — она и есть б. Ей главное подсуетиться, да себя хоть за полтинник, а нонче за полшекеля продать вместе с тутошним муз. педагогом, так и не вырастившего (к его вроде бы большой печали) ни одного хоть сколько-нибудь стоящего музыканта, зато строчащего чуть ли по два наставленьица своим поклонникам — тьфу ты поклонницам, как эта б, каждую неделю 🙂

  5. . Она улыбнулась и сказала: «у меня одна больная тоже начала музыкой заниматься после сорока лет».
    —————
    Перечитал на другой день и захотелось, уважаемая Инна, вспомнить. Один папа моей ученицы крупно поругалс с мамой: он хотел чтобы дочка занималась спортом, а гн музыкой и специально приехал попросить меня, чтобы я отговорил её мол нет способностейИ, в частнсти он говорил: «Они что больные заниматься музыкой. Намного полезней заниматься спортом»

  6. «Первые два аргумента, уважаемый БорисБ, с определённой долей условности звучат убедительно, а религиозные выражения в тексте непосланного , практически, не несут смысловой нагрузки…Это, скорее, крылатые фразы»
    ***
    Лев, я знаю, что эту тему многие верующие обходят гробовым молчанием, особенно те из бывших советских, у которых, по одному меткому выражению, только в самолете по дороге из Совдепии в Израиль вдруг начали расти борода и пейсы (а сдесь они стали страстными божниками, харедофилами и борцами с безбожием), но вы представляете себе такую ситуацию, какую описали в своих историях, например в Бней Браке или в Иерусалимском квартале Меа Шеарим? Вы стучитесь в дом ультраортодоксального семейства (если вы будете в светском одеянии, не уверен что вас пустят за порог) и пытаетесь его уговорить, что их сын иешиботник или их дочь из Бейт Ульпана зарывают свой музыкальный талант в землю потому, что родители (и все общинное окружение) за них решили, что их предназначение — только религия и религиозный образ жизни? Уверен, что у вас даже мысли о таком визите и разговоре не появится. Я прав? Если да, можете обьяснить почему?
    В Израиле сотни тысяч молодых парней и девушек, которым путь в мир музыки, науки, исскуств, спорта напрочь закрыт за глухими стенами религии (кстати, бывшие советские граждане, нынешние израильские божники-ликудофилы относятся к этому явлению с трепетным “пониманием”). Несомненно среди них были, есть и будут способные, талантливые, но так и не сбывшиеся «Ейнштейны и Гинзбурги, Ойстрахи и Спиваковы, Модильяни и Плисецкие, Спитцы, Спасские и Полгар». Разве их вам не жаль? Смогли бы вы упрекнуть их родителей в том, что они идут против бога и берут грех на душу?

    1. В Израиле сотни тысяч молодых парней и девушек, которым путь в мир музыки, науки, исскуств, спорта напрочь закрыт за глухими стенами религии
      ———————
      Я согласен с Вами, Борис В. Это печально, когда религия вольно-невольно встаёт в конфронтацию с музыкой. Особенно трудно мне, верующему человеку и я , как всегда, за нахождение какого-то компромисса. Он всегда возможен…

  7. Лев, безусловно, многое в жизни зависит от обстоятельств и вроде бы случайностей, тем более что совкового атеиста переубеждать — пустое дело. Но, хорошо известно, что многие знаменитости, даже в той же музыке родились в селах или маленьких городках у родителей, которые в лучшем случае были лишь в лучшем случае любителями. Не мне Вам напоминать, что например Тихон Хренников, тоже ведь не последний музыкальный деятель и даже композитор, был 10ым ребенком в семье торговцев лошадьми, которые никакого отношения к музыке не имели, были просто любителями. Или вспомните певцов, хотя бы Федора Шаляпина и ту же Лидию Русланову — тоже, следуя Вашим стереотипам, можно сказать счастливое стечение обстоятельств. Но главное ведь огромный Талант, который в землю не зароешь. Или возьмем повыше: Ференц Лист, тоже ведь родился не в самом большом городе, у отца, который был просто любителем музыке, но проявил свои удивительные музыкальные способности с самого раннего детства. Такие примеры можно множить и множить, хоть в музыке, хоть в математике, да где угодно!

  8. Лев, написано хорошо и, конечно, безумно жалко этих подававших большие надежды девчушек, и даже их глуповато-меркантильных мам и пап. Только одно маленькое замечание: настоящего гения никаким железобетоном не залить — он, как тот зеленый росточек весной, пробьётся через любой асфальт. Примеров тому много в той же музыке, где будущие гении — это не то же самое, что вундеркинды — ещё не научившись толком ходить, заползали под рояли и пианино, когда на них играли их мамы, папы или какие-то гости. Этот же «феномен» можно обнаружить наверно в любой творческой деятельности. Вот возьмем к примеру шахматы: Фишер, он же даже школы-то не закончил, а часами и днями сидел за доской, хоть никто его не заставлял, а наоборот хотели заставить его это «глупое увлечение» бросить. Так что настоящий талант — он сам свой талант шлифует и отгранивает, и в конце концов пробивает тот асфальт, под который его хотели закатать.

    1. Начтоящего гения никаким железобетоном не залить
      —-‘
      Не согласен, уважаемы Джозеф. Даже наша планета и жизнь на ней возникла чудом . Даже гений всех времен и народов мог бы не появитьс я, если бы родился в глухой деревушке, дома не было бы клавесина и папа не был бы музыкантом

  9. У Алины все может с возрастом быстро пройти и раствориться, таких случаев много!А вот маму бухгалтера потерять жаль! Мама немецкой девочки права: зачем мыкаться музыкой когда зубы денежнее! И еще: не надо бесплатно, это выглядит подозрительно!

    1. Мама немецкой девочки права: зачем мыкаться музыкой когда зубы денежнее! И еще: не надо бесплатно, это выглядит подозрительно!
      ——————
      Что касется меркантильности мамы, то в нашей ситуации деньги будут стоить слишком дорого, так как зарывается в землю талант, а насчёт бесплатных уроков Вы правы: к беплатному учителю никто не отдаст ребёнка, так как бесплатный сыр Вы знаете где.

  10. А я, вспоминая Елену Фирсовну, думаю, какой она была удивительный человек. Ей неважно было, где она играет и для кого. Пусть это была психиатрическая больница, геронтологическое отделение с больными Альцгеймером или острое отделение, где по недосмотру медперсонала, на нее напал больной. Для нее это была концертная деятельность. Она появлялась в концертном платье, с улыбкой, освещавшей ее лицо, играла классические вещи, а на редкие хлопки, неизменно раскланивалась. Выглядело это немного странным. Конечно, в глубине сознания у нее появлялось сомнение, нужна ли ее игра, стоит ли вкладывать в нее всю душу для кучки пациентов, которые не понимают, где находятся и что кругом происходит. И порой она меня спрашивала, заглядывая мне в глаза и ожидая, что я развею ее сомнения: скажите, разве я не даю концерт? Конечно, я старалась ее не огорчать своим ответом.

    1. Инна, Елена Фирсова — известный композитор, много лет как живет в Англии. Как она попала к Вам в психушку?

      1. Joseph K: 04.04.2025 в 15:27
        Инна, Елена Фирсова — известный композитор, много лет как живет в Англии. Как она попала к Вам в психушку?
        __________________________________
        Будьте внимательней, Joseph. Я пишу о Елене Фирсовне, а не о Фирсовой Елене.

        1. Прошу прощения, Инночка! Но раз уж разговор зашел, то кто она была Елена Фирсовна, если не «психиатрический секрет»?

          1. Joseph K: 04.04.2025 в 16:17
            Прошу прощения, Инночка! Но раз уж разговор зашел, то кто она была Елена Фирсовна, если не «психиатрический секрет»?
            ______________________________
            Никакого «секрета» нет. Она была музыкальным работником . Есть такая единица в кадрах больницы. О ее жизни я ничего не могу сказать. Но первое впечатление от общения с ней, что перед тобой «обломок империи». Она не вписывалась в наши реалии, очень отличаясь от окружающих ее людей.

  11. «— Да что Вы говорите?! Какой зубной врач? — Взорвался я. — У девочки талант. От Бога… Одумайтесь. Я учитель музыки и понимаю в этом. Могу с ней заниматься бесплатно.»
    Я говорил что-то ещё, чересчур громко, жестикулируя, волнуясь. Мама Александры смотрела непонимающе и, пожалуй, даже испуганно. Лицо её стало холодно-вежливым. Она взглянула на часы, показывая что торопится. «Большое спасибо. Мы с мужем подумаем. Всего хорошего».
    ***
    Уважаемый Лев, не воспринимайте мой коммент на личном уровне, но я с мамой девочки могу согласиться по нескольким причинам.

    1) Старая мудрая поговорка «непрошеный совет как незваный гость» возникла не на пустом месте.

    2) Практически незнакомый пожилой дядя страстно напрашивается к несовершенолетней девочке в учителя, притом бесплатно! Человек наверно выглядит интеллигентно, его предложение звучит весьма благородно, но что у него на уме, какие мотивы желания — у матери несовершенолетней могут возникнуть по этому поводу вопросы. Она их не озвучит, но обязательно об этом подумает. Отец девочки, естественно, тоже. Отсюда сразу холодно-вежливое лицо.

    3) Не зная людей (даже если они живут по соседству), тем более если разговариваешь с ними первый раз, не стоит переходить на религиозные понятия. Светским людям они ни о чем не говорят, и нередко вызывают подозрения. Когда такое случается со мной и незнакомый человек в первом нашем разговоре начинает сыпать религиозными выражениями (в Израиле это частая повадка верующих — таким образом они прощупывают незнакомца), я тоже взглядываю на часы, показывая что тороплюсь.

    1. «непрошеный совет как незваный гость»
      ——————-
      у матери несовершенолетней могут возникнуть по этому поводу вопросы
      ———————
      Первые два аргумента, уважаемый БорисБ, с определённой долей условности звучат убедительно, а религиозные выражения в тексте непосланного , практически, не несут смысловой нагрузки…Это, скорее, крылатые фразы

  12. В чрезвычайно интересном сообщении нашего постоянного автора, изложенном, прямо скажем, литературно художественной форме, приведены печальные случаи, когда музыкально талантливые дети не получили поддержки в необходимом развитии.
    Надо отметить, что музыкальный талант определяется чрезвычайно рано. Вместе с тем, родители иногда не обращают внимания не неординарные музыкальные способности и «звёздочки» гаснут, так и не появившись (об этом. собственно, и поведал наш автор). Но бывает и так, что взрослые зачастую ошибочно считают ребёнка музыкально одарённым и, тем самым, собственноручно ломают ему судьбу.
    Попробуем разобраться.
    Есть хорошие и очень хорошие музыканты, но есть – подлинные таланты. Они отличаются тем, что музыка для них образ жизни, естественная потребность, без которой они себя плохо чувствуют. Они слышат в музыке несоизмеримо больше, чем каждый из нас. Главный признак таланта – это страстная потребность в музыкальной деятельности.
    Неплохого музыканта можно сделать из ребенка: при наличии определённых задатков и умелом педагогическом подходе. В отличие от этого музыкально одаренный малыш испытывает сильное и постоянное желание совершенствоваться и реализовывать себя в музыке.
    Фундамент музыкального таланта – это музыкальные способности. Среди них основные – это те, без которых невозможна ни одна музыкальная деятельность: ни исполнение музыки, ни ее сочинение, ни даже ее восприятие. К ним относятся ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство и способность к формированию обобщенных музыкально-слуховых представлений.
    Ладовое чувство – это способность воспринимать музыку как выражение определенного содержания. Его внешние проявления – способность оценить характер музыки более разнообразно, чем «грустная» или «веселая», отличить завершенную мелодию от незавершенной, устойчивую гармонию от неустойчивой.
    Музыкально-ритмическое чувство выражается в способности двигаться сообразно музыкальному ритму – маршировать в такт, танцевать, передавая характер музыки в движении.
    Способность к обобщенным музыкально слуховым представлениям проявляется в умении опознавать мелодии, которые ребенок где-то и когда-то слышал, в любом тембровом изложении – какой бы человек их ни напевал без слов, на каком бы инструменте их не играли.
    Чтобы поддержать становление музыкального таланта родителям не нужно заставлять заниматься, поскольку талант не терпит насилия. Конечно, занятия музыкой требуют регулярности, но желание заниматься должно исходить от ребёнка, а не от мамы с папой.
    Также не стоит поощрять успехи материальными благами (например, новой игрушкой). В этом случае сильно пострадает в ребенке творческое начало. И ни в коем случае нельзя родителям возлагать на ребёнка свои надежды и обязательства, говоря: «Ты должен» и т.п. Постоянная стимуляция таланта подобным образом приводит к снижению той самой «естественной», «природной», «идущей изнутри» мотивации к творчеству.
    Для выявления музыкальных способностей своего ребёнка необходимо советоваться с опытными педагогами. Ведь, каким бы очевидным ни казался музыкальный талант ребёнка его родителям, решающее слово следует оставить за педагогом-музыкантом.

    1. И ни в коем случае нельзя родителям возлагать на ребёнка свои надежды и обязательства, говоря: «Ты должен» и т.п. Постоянная стимуляция таланта подобным образом приводит к снижению той самой «естественной», «природной», «идущей изнутри» мотивации к творчеству.
      ——————
      Спасибо, Анатолий, Со всем согласен. В Вашем тезисе затронута ещё одна стороны той же проблемы: оранжерейное взращивание в своём ребёнке , так называемых, звёздных качеств. Быд у меня и такой ученик. Подчас, это ещё хуже чем зарывание таланта в землю. Наш сынок или дочка самые, самые, самые !!!

      1. продолжение. Даже на концерте мама выходила к роялюя
        . специально ставила сыну стул. Как большому музыканту…Долго аплодировала…

  13. Игра нгра на муз. инструменте, особенно, на фортепиано это в одном флаконе: удовольтвие, эмоциональный выход, интеллектуальное развитие.

  14. Спасибо за воспоминание, уважаемая Инна! Оно подверждает, что для начала звнятий.музыкой нет.возрасиных огроничений

      1. У меня была ученица, которая начала заниматься в 69 летю Сказала что в детстве хотела, но не было возможности. И зан6ималась игрой всё свободное время. Однажды даже выступила на отчётном уонцерте. Это был фурор.

        1. Лев Мадорский: 04.04.2025 в 12:34
          ____________________________
          У меня, правда, до концертов дело не дошло, но Елена Фирсовна, помню, говорила, что у меня хорошее «туше».

          1. Елена Фирсовна, помню, говорила, что у меня хорошее «туше».
            ———————
            Хорошее тушу это один из важных показателей, что руки поставлены правильно

            1. Лев Мадорский: 04.04.2025 в 12:51
              _____________________________
              А я думала, туше — это что-то, связанное с извлечением звука. Нет?

              1. А я думала, туше — это что-то, связанное с извлечением звука. Нет?
                ———————
                Да, конечно. Это способ извлечения звука. Я о том, что хорошое туше-звукоизвлечение, как правило, говорит о том, что руки поставлены правильно

  15. Лев, мне ваш рассказ навеял одно воспоминание. Я всегда мечтала научиться играть. Но не пришлось. Моя мечта свершилась только после рождения ребенка. Получив декретные деньги, я купила пианино. Уже один взгляд на пианино доставлял мне эстетическое удовольствие — старинное, немецкой фирмы, с подсвечниками. Но где брать уроки? А к нам в отделение приходила Елена Фирсовна, музыкальный работник. Она была «из бывших». На ней было концертное платье, после исполнения она раскланивалась. (Я слышала, что когда-то один больной вцепился ей в волосы и вырвал клок, так что она носила что-то типа парика). И вот я спросила ее, может ли она давать мне уроки. Она согласилась. Я стала оставаться после работы. Как-то меня увидела заведующая отделением, спрашивает, что я делаю. Я ей объяснила. Она улыбнулась и сказала: «у меня одна больная тоже начала музыкой заниматься после сорока лет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.