Арье Барац: Две скрижали и две спирали

Loading

Центральным звеном в чреде этих научных прорывов по праву считается разгадка молекулярной структуры ДНК. Когда и при каких обстоятельствах произошло это открытие?

Арье Барац

ДВЕ СКРИЖАЛИ И ДВЕ СПИРАЛИ

Арье БарацПомимо Торы, в эмпирическом мире присутствует еще один осмысленный текст, автором которого является не человек, а Всевышний, и это — макромолекулы ДНК, на которых записано все живое.

Авторство это оспаривается с одной стороны библейскими критиками, а с другой — некоторыми биологами, тщетно пытающими объяснить, каким образом система кодировки могла возникнуть сама собой безо всякого Разработчика.

Но если библейской критике можно противопоставить свидетельство Израиля, тысячелетия живущего импульсом Синайского откровения, то какой аргумент предъявить скептикам от биологии?

Как ни странно, все то же свидетельство Израиля!

В самом деле, если Автор генетического кода и Автор Торы — одно лицо, то разгадка кода ДНК должна являться не только научно-историческим, но одновременно также и сакральным событием; должна являться, праздничной датой иудейского календаря!

Предвечная Тора, глядя в которую Всевышний творил мир, открылась в Пятикнижии, дарованном на горе Синай в пятидесятый день после Исхода — 6 сивана 2448 года (1312 до н.э.)

Но ведь и молекулярная система ДНК-РНК-белок, сотворенная миллиарды лет назад, также открылась в определенный день человеческой истории!

В какой же именно? Когда еврейскому народу следует праздновать это событие? Какая дата является альтернативной Пятидесятницей?

Проследим же цепочку открытий, приведших к разгадке генетического кода.

В 1865 году Грегори Мендель в ходе скрещивания садового гороха, пришел к выводу, что отдельные свойства организма развиваются под воздействием «наследственных факторов», которые не смешиваются при образовании гибридов, но либо проявляются, либо подавляются.

В 1902-1903 годах Теодор Бовери и Уолтер Саттон независимо друг от друга установили, что эти «наследственные факторы» присутствуют в хромосомах, состоящих из дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и белков.

Тогда же — в начале ХХ-го века относительно белков стало известно, что они состоят из аминокислот, а ДНК — из четырех азотистых оснований — аденина, тимина, гуанина и цитозина, связанных с сахаром и остатком фосфорной кислоты.

Но кто именно — белки или ДНК — отвечают за передачу наследственных признаков, было непонятно. Лишь в 1944 году Освальд Эвери обосновал, что не белки, а дезоксирибонуклеиновая кислота определяет свойства организма.

Однако, если у кого-то на этот счет еще оставались сомнения, то они полностью развеялись в 1953 году, после того, как Уотсон и Крик предложили молекулярную структуру двойной спирали ДНК.

Из опубликованной ими статьи «Структура дезоксирибонуклеиновой кислоты» явствовало, что представляющая собой скрученную двойную спираль ДНК обладает уникальной способностью к реплицированию, и тем самым идеально отвечает требованию передачи наследственной информации.

Но каким образом? Каким образом самоудваивающаяся ДНК может влиять на синтез белка? Как она задает последовательность аминокислотных остатков?

Уже через год после публикации Уотсона и Крика физик-теоретик Георгий Гамов высказал предположение, что речь идет о кодировке, что аминокислоты, из которых построены все белки, должны быть закодированы триплетом нуклеотидов.

В 1961 году догадку Гамова экспериментально подтвердил биохимик Маршалл Ниренберг. Кишечная палочка, помещенная в среду с нуклеиновой кислотой, состоящей только из урацила, стала производить полипептид, состоящий только из аминокислоты фенилаланина.

К 1965 году, т.е. к столетию открытия Менделя, в лаборатории Ниренберга были расшифрованы все 64 кодона-триплета.

Центральным звеном в чреде этих научных прорывов по праву считается разгадка молекулярной структуры ДНК.

Когда и при каких обстоятельствах произошло это открытие?

В конце 1951 года сотрудники Кембриджского университета Уотсон и Крик в ходе рентгенологических исследований предположили, что ДНК имеет форму тройной спирали.

К тем же выводам пришел и Морис Уилкинс, проводивший в 1950 году аналогичные исследования в Королевском колледже Лондона под руководством Джона Рэндалла.

В начале 1951 года в эту группу была привлечена Розалинд Франклин, изобретательная ученая, улучшившая метод и качество снимков. Она также склонялась к спиральной модели, однако в мае 1952 года… «похоронила» ее: вместе со своим аспирантом Гослингом она написала своему коллеге Морису Уилкинсу шуточный некролог на смерть спиральной модели ДНК.

Чем было вызвано ее разочарование?

6 мая 1952 года после 62-х часовой (хорошо памятной мне)[*] экспозиции волокон ДНК на рентгеновском дифрактометре, Франклин получила фотографию, под номером 51: крестообразное изображение, которое она истолковала, как крест на спиральной модели.

Однако Уилкинсу своей фотографии Рози не показала.

Лишь в январе 1953 года это сделал аспирант Рози — Гослинг. Одни считают, что он коварно предал свою наставницу, другие, что он лишь выполнял поручение Рэндалла, распорядившегося, чтобы собранные Рози данные были представлены ее коллегам, после того как та вознамерилась перейти в Бэркбек-колледж.

Как бы то ни было, 30 января 1953 года Уилкинс показал фотографию Уотсону, который в следующих словах описывает это в своей книге «Двойная спираль»:

«Как только я увидел рентгенограмму, у меня открылся рот и бешено забилось сердце. Распределение рефлексов было неизмеримо проще, чем все, получали раньше… Более того, бросавшийся в глаза черный крест мог быть лишь результатом спиральной структуры. Можно было получить некоторые важнейшие параметры спирали, просто посмотрев на рентгенограмму. Не исключено, что всего за несколько минут можно будет установить число цепей в молекуле».

https://www.chem.msu.ru/rus/books/watson/21-23.html

Эти минуты затянулись на месяц, но 28 февраля именно на основании 51-ой фотографии, которая разуверила Франклин в спиральном характере ДНК, Уотсон построил модель ее двойной спирали!

«Утром, — вспоминает Уотсон, — явившись первым в наш кабинет, я быстро убрал со своего стола все бумаги, чтобы получить большую ровную поверхность, где можно было бы складывать пары оснований, соединенных водородными связями…

Вдруг я заметил, что пара аденин — тимин, соединенная двумя водородными связями, имеет точно такую же форму, как и пара гуанин — цитозин, тоже соединенная по меньшей мере двумя водородными связями… Если пурин всегда соединяется водородными связями с пиримидином, то две нерегулярные последовательности оснований прекрасно укладываются регулярно в центре спирали. При этом аденин всегда должен спариваться только с тимином, а гуанин только с цитозином.

Поэтому было очень легко представить себе, как одна цепь может стать матрицей для синтеза другой.

Явившийся наконец Фрэнсис не успел еще войти, как я объявил, что теперь дело в шляпе. Хотя первые несколько минут он из принципа сохранял скептицизм, но совпадение формы пар А-Т и Г-Ц произвело на него ожидаемое впечатление… Однако мы оба знали, что цель будет достигнута, только когда мы построим полную модель, удовлетворяющую всем стереохимическим требованиям. Приходилось учитывать и тот факт, что речь шла о вопросе чрезвычайной важности, и не следовало раньше времени кричать «Эврика!». Вот почему мне стало не по себе, когда в обеденный перерыв Фрэнсис принялся рассказывать всем, кто был в «Орле», что мы раскрыли секрет жизни».

В кротчайшее время догадка подтвердилась, и 25 апреля 1953 года исследователи опубликовали в журнале Nature статью «Структура дезоксирибонуклеиновой кислоты».

Однако «Международным днем ДНК» человечество по праву объявило не только 25 апреля, но также и тот день, в который сама догадка пришла в голову Уотсона, а Крик огласил ее перед собранием ученых в трапезной Кэмбриджа.

Это произошло 28 февраля 1953 года, т.е. Тринадцатого адара 5713 года.

Тринадцатое адара — день, на который приходится пост Эстер, является тем днем, в который судьба евреев перевернулась. Именно на эту дату — как на самую подходящую для геноцида — указал жребий, брошенный Аманом (3:13). И именно в этот день Израиль одолел погромщиков, как сказано:

«Иудеи… собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою, и убили из врагов своих семьдесят пять тысяч человек… в тринадцатый день месяца Адара, а в четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья» (9:16)

Итак, открытие Уотсона имело место в ту, вычисленную Аманом дату погрома, который обрушился на голову самих протонацистов. Тринадцатое Адара является символом возможности Божественного вмешательства в, казалось бы, полностью предопределенную ситуацию, вмешательства в работу часов, которые Часовщик уже передал в руки клиента!

В противоположность явному дарованию Торы в Шавуот, когда евреи слышали голос Всевышнего, открытие генетического кода Он приурочил к Пуриму, отмеченному неявностью Его присутствия.

Но Шавуот относится к Пасхальному циклу, считается его последним днем — Ацерет Пэсах, а значит суть этой игры — игры Пурима и Шавуота сводится к близнецовости Пурима и Песаха.

Действительно, с наступлением месяца Адар, в соответствии с астрономически-климатической ситуацией Сангедрин решал, кем будет объявлен следующий месяц: Нисаном, или Вторым Адаром? Т.е. решал, каким праздником будет отмечено следующее полнолуние — Пуримом или Песахом?

События Пурима, выстраивавшиеся без явного участия Бога, противоположны и одновременно комплементарны событиям Песаха, в которых Бог участвовал непосредственно: в обоих случаях на карту было поставлено существование Израиля, обе истории начались в одном месяце, и обе растянулись на год (ровно столько продолжались десять казней), причем в обоих случаях задержка была вызвана волей земных владык. Но если в Пасхальной истории не только природные стихии, но даже и само упрямство Паро контролировалось Богом («Я ожесточу сердце Паро и умножу знамения Мои и чудеса Мои» (Шмот 7:3)), то в истории Пурима все было «пущено на самотек».

Итак, два Божественных текста — текст Торы и текст ДНК относятся к двум временным масштабам — историческому и эволюционному, но свидетельствуют об одной вечности!

Как мир создан 22 буквами и 10 сфирот, так все живое создано 22 аминокислотами и 5 нуклеотидами.

Таким образом, две скрижали и две спирали не просто принадлежат одному и тому же Автору, они сопрягаются, они создают следующую — высшую пару.

Примечания

Вопрос изоморфизма генетического и священного языков рассматривается мной в статье «Малый взрыв», посвященной Шавуоту https://club.berkovich-zametki.com/?p=84480

а также в книге «Сверхновое время»

http://www.abaratz.com/SVERH-N-5.pdf

[*] 62-х часовая экспозиция хорошо памятна мне тем, что приблизительно на ее 50-м часу я увидел свет.

11 комментариев для “Арье Барац: Две скрижали и две спирали

  1. Забавно! Очередная попытка одного из наукопросвещённых служителей культа впрячь в одну телегу коня и трепетную лань.

    1. АРкадий:
      «Забавно! Очередная попытка одного из наукопросвещённых служителей культа впрячь в одну телегу коня и трепетную лань.»

      ××××××××

      Забавно! Как раз в Пурим очередная попытка «просвещённых» служителей злодея Амана смешать с грязью еврейских евреев.

      Сейчас в Израиле и на Западе много развелось таких служителей Амана. Интересно, как с ними закончится на этот раз.

  2. «Тогда же — в начале ХХ-го века относительно белков стало известно, что они состоят из аминокислот, а ДНК — из четырех азотистых оснований — аденина, тимина, гуанина и цитозина, связанных с сахаром и остатком фосфорной кислоты.»

    Кому, б-дь, стало известно!? Фишелю (Фебусу) Левину ведь!

  3. Почему не упомянута роль Фишеля Левина (Phoebus Levene) в открытии ДНК? Он наш, русско-американский ученый эмигрант, родился в 1869 в Литве, жил и учился в Питере, работал в Америке (умер в Нью-Йорке в 1940) и открыл что ДНК состоит из четырех нуклеатидов.

  4. «Соня, это не для среднего ума!» — вспомнился мне по прочтению этого эссе отчаянный выкрик моего постоянного попутчика на русские курсы software тестеров, когда преподаватель в первый раз приступил к «shell script». На курсы эти мы с ним ездили на моей машине, но с ним за рулем, а в классе обычно сидели в разных местах, и этот крик отчаяния пронесся через хохот всего класса,
    С тех пор в нашей семье эта фраза стала мемом.
    Так вот, устав изумляться фантастической широте познаний автора, в этот раз должна признать, что не будучи в силах прорваться через ученую терминологию, не уразумела ни главного посыла, ни аргументов его доказательства. В чем, разумеется, виноват не автор, а маленький женский ум одной из его преданных читательниц.

    1. Моя жена, на аналогичных курсах по Базику, сказала что не видит логики.
      Преподователь сказал, не терея времени на об’яснения: «Пользуйся МОЕЙ логикой»,
      тоже мем, однако,

    1. Я бы (по методу гирлянд ассоциаций) пошёл бы дальше…
      Две скрижали — две ноги, две руки, два глаза, два уха, две ноздри.
      Десять сфирот — десять пальцев на руках, десять пальцев на ногах.
      Двадцать две буквы — тридцать два зуба минус десять пальцев на руках или ногах.
      И т.д.
      А сколько создано двумя руками с десятью пальцами…
      Вариантов просто не счесть 🙂
      Правда, не так наукоёмко, как код ДНК, 22 аминокислоты и пять нуклеатидов — кстати, пять нуклеатидов — пять чувств.

      1. Это прямо по Чапаева:
        «- Ну и мудак же ты, Василий Иванович!»
        «- Да, силен я еще, Петька»

        1. Реальная история…

          -Папа, не едь быстро, потому, что ты мэудак, а я не мэудэкет…
          А теперь представьте себе, что буква «э» в слове «мэудак» произносится быстро, почти неразличимо для нетренированного «русского» уха…
          Вот и я ох@@л, услышав это от своей маленькой дочки, когда она села в машину.
          Мэудак — это пристёгнутый в переводе с иврита. В моей старенькой машине для сидящих на заднем сиденье ремни безопасности не предусматривались, поэтому дочка и беспокоилась.
          С тех пор я иногда использую слово «пристёгнутый» в ином, отличном от оригинального, значении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.