Лев Мадорский: Диссидент по призванию

Loading

Естественно, что девушка была тут же арестована кишащими вокруг агентами КГБ и в первый раз оказалась в КПЗ (камере предварительного заключения). В те годы Гулаг ушёл в прошлое, но его эстафету почти сразу же приняла карательная психиатрия. Новодворскую почему-то не оставляют в Кащенко…

Лев Мадорский

ДИССИДЕНТ ПО ПРИЗВАНИЮ

Лев МадорскийУ Валерии Ильиничны Новодворской диссидентство было в крови. Её нельзя было испугать, её нельзя было сломить. Чтобы она замолчала, её надо было убить. Других вариантов не было. Отношение к ней россиян было диаметрально противоположное. Одни считали, что она ненавидела Россию, по мнению других, напротив, Валерия Ильинична переживала за свою родину и хотела сделать её страной, в которой уважались бы права человека.

К сожалению, в сегодняшней России её мечта так и осталась мечтой. Впрочем, я даже думаю, нет такой страны, в которой она бы не вошла в число оппозиционеров власти. Потому что Новодворская относилась к людям, у которых диссидентство было в крови. Это было её призвание, её нормальное состояние, если хотите, её судьба. И не только потому, что по определению не бывает власти идеальной, но и потому, что даже у такой фантастической, идеальной власти всегда будут недостатки, ошибки, погрешности.

Родилась Валерия Ильинична в Белоруссии (деревня Барановичи) 12 мая 1950 года (папа еврей, мама русская) в интеллигентной семье. Познакомился со сведениями о ней в сети и появилась странное предположение, что, возможно, непреклонность, воинственность, несгибаемая воля Новодворской идёт от деда со стороны матери, дворянина, дуэлянта, который даже будто бы вызвал на дуэль князя Андрея Курбского и был убит, или от другого её деда, польского, мальтийского рыцаря.

Уже с детства Новодворская походила больше на мальчика (не играла в дочки-матери, а платьям предпочитала джинсы), чем на девочку. Может потому, что воспитывалась она среди взрослых и до семи лет не общалась со сверстниками. Да и позже она почти не видела других детей. Впрочем, девочка не очень-то стремилась с ними общаться и ей были совершенно не интересны обычные, девчачьи разговоры о куклах, платьях и мальчишках. Подростком, в пубертатном возрасте Валерия больше походила на отчаянного пацана и начала заниматься спортом, в котором девочки встречались довольно редко: прыжками с парашютом, фехтованием и стрельбой.

Училась Валерия очень хорошо и окончила школу с серебряной медалью, причём, в школьные годы в никаких антиучительских бунтах замечена не была. Видимо, девочка всё носила в себе. Вулканическая лава бунтарства против советской власти прорвалась наружу в 1969 году, после окончания школы, когда Валерия узнала о Гулаге, процессе писателей Синявского и Даниэля, которые публиковали книги антисоветского направления и о вводе советских войск для подавления восстания в Чехословакию.

В 19 лет Валерия, ещё совсем девчонка, показала на что она способна. В этом году, в Кремлёвском дворце, центре советского официоза, во время исполнения оперы Вано Мурадели «Октябрь» она стала разбрасывать листовки антисоветского содержания с собственным стихотворением. Приведу первое четверостишие: «Спасибо, партия, тебе, За этот вымысел и ложь. За все портреты и доносчиков. За выстрелы на Пражской площади».

Естественно, что девушка была тут же арестована кишащими вокруг агентами КГБ и в первый раз оказалась в КПЗ (камере предварительного заключения). В те годы ГУЛАГ ушёл в прошлое, но его эстафету почти сразу же приняла карательная психиатрия. Новодворскую почему-то не оставляют в Кащенко (возможно, московская психиатрическая клиника была уже переполнена сумасшедшими, не желающими следовать линии партии), а летом 1970 года перевозят в Казань, где она два года (!) находилась на принудительном лечении в специальной психиатрической клинике с классическим для таких «больных» диагнозом— «вялотекущая шизофрения и параноидальное развитие личности».

Выйдя из больницы, Валерия Ильинична не «излечилась», (как я уже написал, её нельзя было сломить), а, напротив, ещё более активно продолжает диссидентскую деятельность. Некоторые СМИ писали о ней и её заключении. Имя Валентины Ильиничны становится известным в СССР. С этого времени Новодворская так же популярна как, скажем играющий роль городского сумасшедшего Жириновский — Жирик (мама русская, папа юрист), или основатель и лидер оппозиционной партии «Яблоко» Григорий Явлинский Валерия пишет книги, названия которых подчёркивают их антисоветское содержание: «Над пропастью во лжи» и «Карфаген должен быть разрушен». В то же время она вместе с Сергеем Григорьянцем, другим диссидентом, основателем правозащитного фонда «Гласность», организует оппозиционную партию «Демократический союз» и читает лекции в РГГИ (Российский государственный, гуманитарный институт), что стало возможным, так как ректором его был оппозиционный политик Юрий Афанасьев, которого позже называли «прорабом перестройки».

В этом же 1988 году начинает выходить газета «Свободное слово», отражающая политические взгляды партии с тиражом 55 тыс. (!) экземпляров. Газета распространялась сторонниками партии по всей территории СССР.
«Я — инсургент, (по-немецки повстанец. Л.М.) говорила Новодворская. — А для повстанца пол не важен. Мы с товарищами в одном партизанском отряде. У нас впереди баррикады, а на войне, как на войне». В этой фразе Валерии Ильиничны вся суть её бунтарского характера, который не изменился до самой смерти.

Умерла великая правозащитница 12 июня 2014 года в больнице в возрасте 64 лет от инфекционно-токсического шока. Похоронена в Москве на Донском кладбище.

Светлая ей память…

91 комментарий для “Лев Мадорский: Диссидент по призванию

  1. Kramm
    — 2025-05-22 01:22:47(755)

    Лев М.: « Валерия Ильинична переживала за свою родину и хотела сделать её страной, в которой уважались бы права человека.»

    Вы можете представить нам сегодня хоть один физический
    или интеллектуальный продукт который она оставила
    этому народу за который переживала?
    –––––
    Она оставила нам на память пример бесстрашия в борьбе за справедливость и человеческое достоинство. Но не всякому интересен этот дар. Конечно, не каждый способен ему последовать, но хуже того: не каждый способен оценить его.

    1. Я уже не говорю о том, что Валерия Новодворская — автор множества блестящих эссе и статей…

      1. Виктор (Бруклайн):
        22.05.2025 в 00:57

        Я уже не говорю о том, что Валерия Новодворская — автор множества блестящих эссе и статей…
        —————-
        Также Валерия Ильинична написала ряд книг, например, «По ту сторону отчаяния» и вышел её 3-х томник избранных статей.

    2. Она оставила нам на память пример бесстрашия в борьбе за справедливость и человеческое достоинство. Но не всякому интересен этот дар. Конечно, не каждый способен ему последовать, но хуже того: не каждый способен оценить его.
      ———————
      Спасибо, дорогой Борис Д! Хорошо скахано!

  2. Несколько замечаний и уточнений по тексту автора:
    -––––
    «в школьные годы в никаких антиучительских бунтах замечена не была.»

    Она в школе издавала и вывешивала стенгазету к которой
    сбеглась молодёжь и учителя, но учителя не стали писать
    на неё в инстанцию, всё–таки она была первой в успехах в школе
    ––––––
    «возможно, московская психиатрическая клиника была уже переполнена сумасшедшими, не желающими следовать линии партии»
    Вы слово сумасшедшими не взяли в кавычки, а без них
    прочтите ещё раз написаное по смыслу
    ––––––
    «играющий роль городского сумасшедшего Жириновский — Жирик (мама русская, папа юрист)
    »

    У Вас идеализация его роли.
    Напротив здания Московской консерватории на
    Чайковского/ ныне Новинском в 90х ХХ века
    он старый московский особняк превратил в дом
    «Либерально Демократической Мысли»
    Уж бессребренице Валерии Ильиничне и не мечталось подобное
    ––––––––––––––
    « Валерия Ильинична переживала за свою родину и хотела сделать её страной, в которой уважались бы права человека.»

    Вы можете представить нам сегодня хоть один физический
    или интеллектуальный продукт который она оставила
    этому народу за который переживала?
    –––––

  3. «Ни дня без строчки.» — Юрий Олеша = «Думай же уже что-нибудь! Не сиди зазря!» — из памятки еврейской мамы на внутрeнней стороне дверцы туалета.

  4. Лев Мадорский: 11.05.2025 в 10:51
    Вспоминаю редких предшественниц — Галину Старовойтову, Анну Политковскую…
    ——————
    Я бы добавил ещё … Навального
    =================================================================
    Я имел в виду только женщин с чертами пассионарности, но если брать шире, то Алексей Навальный — бесспорный пассионарий.

    1. Барух Герман
      — 2025-05-12 11:42:15(764)

      Лев Мадорский: 11.05.2025 в 10:51
      Вспоминаю редких предшественниц — Галину Старовойтову, Анну Политковскую…
      ——————
      Я бы добавил ещё … Навального
      =================================================================
      Я имел в виду только женщин с чертами пассионарности, но если брать шире, то Алексей Навальный — бесспорный пассионарий.
      /////
      Если говорить о диссидентской деятельности — ни Старовойтова, ни Политковская, ни Навальный предшественниками не были; их скорее можно назвать последователями. К предшественникам можно отнести Сахарова, Григоренко

      1. По времени ухода из жизни Старовойтова и Политковская — предшественницы Новодворской.

        1. Барух Герман
          — 2025-05-13 10:44:20(861)
          По времени ухода из жизни Старовойтова и Политковская — предшественницы Новодворской.
          ///
          Любопытная логика, согласно которой Свердлов — предшественник Ленина, а бесспорный пассионарий Навальный бесспорно ни при чем.
          Может, не стоит вокруг малозначащей оговорки (или даже ошибки) сооружать логически безупречную позицию? Выглядит смешно и уважения не добавляет.

  5. Главный вопрос для меня — чего хотела В.И.? Как я понял, она выступала за все хорошее против всего плохого. Это крайне наивная, идеалистическая позиция. Все равно полагать: если уберем, изгоним и т.п. плохих людей. то останутся только хорошие и заживем, как в Раю. При всем сочувствии к ее позиции , которая и предопределила, к сожалению, ее судьбу, следует отметить, что такой умозрительный подход совершенно не жизнеспособен и, конечно, обречен на провал.
    Как в любом человеке, так и в любом народе, есть плохое и хорошее. И, понятно, эти сущности нельзя разъединить. Борясь с плохими людьми (или, точнее, с теми, которых мы считаем плохими) мы не можем не затронуть хороших. Поэтому лозунг «Весь мир насилья мы разрушим до основания…» никогда, к счастью, не может быть реализован. Ибо, когда все разрушено «до основания», ничего построить уже не удастся.

    1. . Борясь с плохими людьми (или, точнее, с теми, которых мы считаем плохими) мы не можем не затронуть хороших.
      —————-
      Спасибо, Анатолий! В скобках, на мой взгляд, суть, так как у нас нет математического посыла в отношении того что есть плохое и что есть хорошо и не у кого , в духе Маяковского » кроха сын к отцу пришёл и спросила Кроха» прояснить ситуацию

  6. Vladimir U: 11.05.2025 в 12:08
    Л. Беренсон: 11.05.2025 в 11:39
    …цитаты Новодворской, которые во многом актуальны и сегодня.
    ————————-
    Спасибо, Лазарь Израйлевич. Да, умела В. Новодворская припечатать! И все же любопытно-что бы сказала Валерия Ильинична, если бы жила до 2014г в Киеве и наблюдала происходящее на Украине?
    *************************************************
    Происходившее и происходящее в Украине далеко от нравственности, справедливости, честности, порядочности, т.е. космически далеко от минимальной нормальности.
    Вероятно, это и наследие бесчеловечности режима СССР и противоправной сущности предыдущих режимов.
    Не заблуждаясь в отношении «добропорядочности» Запада, полагаю, что в нём всё же больше плюсов.
    Стремясь сблизиться с Западом, Украина стала жертвой агрессии. Только в этом качестве, по-моему, она заслуживает заступничества, сочувствия и поддержки.

    1. Л. Беренсон: 11.05.2025 в 13:04
      —————————
      Лазарь Израйлевич, я совсем не об обсуждении или осуждении Украины. Мне просто действительно интересна возможная реакция В.Новодворской на всё предшествующее 2014 году в случае, если бы она жила в Киеве и наблюдала за происходящим там изнутри..

    2. «Происходившее и происходящее в Украине далеко от нравственности, справедливости, честности, порядочности, т.е. космически далеко от минимальной нормальности.»

      Видите ли, именно этими качествами Украина абсолютно ничем не отличается от всех остальных стран.

      1. «Происходившее и происходящее в Украине далеко от нравственности, справедливости, честности, порядочности, т.е. космически далеко от минимальной нормальности.»
        ——————
        Не понял. Вы за кого, Яков за коммунистов или за большевиков? ( Петруха)

    3. Л. Беренсон — 2025-05-11 14:38:48(674) Происходившее и происходящее в Украине далеко от нравственности, справедливости, честности, порядочности, т.е. космически далеко от минимальной нормальности… Украина стала жертвой агрессии. Только в этом качестве, по-моему, она заслуживает заступничества, сочувствия и поддержки.
      ====
      Ну ежели так, уважаемый Л. Беренсон, Рашизия и права, что хочет приблизить Украину к «нравственности, справедливости, честности, порядочности, минимальной нормальности». А «агрессия» — это так, «словцо» из милицейского протокола о хулиганстве — хирургический инструмент лечащего хирурга. И ежели это мелкое «словцо» опустим, то и не заслуживает Украина Вашего «заступничества, сочувствия и поддержки». Мило и ловко Вы, одним абзацем, может и не желая, всех «одним … помазали»!

      1. Л. Беренсон — 2025-05-11 14:38:48(674) Происходившее и происходящее в Украине далеко от нравственности, справедливости, честности, порядочности, т.е. космически далеко от минимальной нормальности… Украина стала жертвой агрессии. Только в этом качестве, по-моему, она заслуживает заступничества, сочувствия и поддержки.
        —————
        Скажу только своё мнение. Украина в отношении антисемитизма далека от моральных норм, но сейчас мы говорим о ней как о стране, которая подверглась агрессии, и я на её стороне…

  7. Друзья! Несмотря ни на что, статьи Льва набирают больше всех комментариев. Предлагаю немного смягчить свои формулировки, а описки типа «опмска» вовсе пропускать. Спасибо за понимание.

    1. «Предлагаю немного смягчить свои формулировки, а описки типа «опмска» вовсе пропускать.»
      ______________________

      Как «короля делает свита» — так и «статью делают комментарии». По крайней мере не научную статью.

      P.S. Если не будет описок — почтеннейшая публика не поверит, что статью писал Лев 😉

      1. P.S. Если не будет описок — почтеннейшая публика не поверит, что статью писал Лев 😉
        ——————-
        Да, Цви, описки моя фирменная фишка

    2. Предлагаю немного смягчить свои формулировки, а описки типа «опмска» вовсе пропускать
      ——————
      Спасибо, Евгений, но я со своей стороны буду трижды перечитывать написанное и, может быть, количество описок уменьшится в три раза. Хотя свежо предание, но верится с трудом…

    1. Маркс Тартаковский.:
      11.05.2025 в 12:07

      Какой всё-таки ужас — и статейка и все эти отзывы!
      _—————
      Вы о чём, Маркс? Как у Элочки Людоедки: «Ах, мужчина не говорите загадками»

      1. Как погляжу — какое здесь скопом отвращение к собственной жизни, судьбе… Все ведь прожили в Сов. Союзе полжизни, иные и две трети — прожили куда сытнее, комфортнее, благополучнее, безопаснее, чем я — отчего же такое отвращение?.. Новодворская в данном случае лишь повод разоблачиться. С неё что взять: она с рождения больной человек. Тут уже и не о сексе речь («Это скучно: я читала») — она и не влюблялась никогда. Люди физически несостоятельные опасны. Они мстят в той или иной форме. Есть, как и во всём, исключения, но не в данном случае. Собственная физическая «недостоверность» диктует отношение к окружающим, к миру…
        Не стал бы касаться этой опасной темы — если бы не прямое ко мне обращение нашего автора расписавшегося во всю т.с. ширину души.

        1. «Как погляжу — какое здесь скопом отвращение к собственной жизни, судьбе… Все ведь прожили в Сов. Союзе полжизни, иные и две трети — прожили куда сытнее, комфортнее, благополучнее, безопаснее, чем я — отчего же такое отвращение?»
          ______________

          Стыдитесь, «узники разлуки»!
          Не время жить да поживать!
          Любите, блин(!) Рассею, суки —
          Благодарите, вашу Мать!
          😉

        2. «С неё что взять: она с рождения больной человек. Тут уже и не о сексе речь («Это скучно: я читала») — она и не влюблялась никогда. Люди физически несостоятельные опасны» — Речь не мальчика и не мужа, а патологически здорового человека, каковые один из главных источников опасности.

          1. ечь не мальчика и не мужа, а патологически здорового человека, каковые один из главных источников опасности.
            ———————
            НапишуЮ Валерий. как я это понимаю: У каждого человека есть какая-то червоточина и не имеющие е1 становятся тоже не совсем здоровыми. Слишком нормальными. Это так?

  8. Прочитал превосходное содержанием, стилем и высокими чувствами эссе госпожи Тучинской. Очень рекомендую: https://litbook.ru/article/7058/.
    Но и в этой достойной работе о Валерии Ильиничне есть пробел: автор обошла вниманием пророческие предвидения Новодворской. Поскольку неполная правда есть форма лжи, считаю должным их привести, помня слова Чаадаева из эссе госпожи Тучинской: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать». 

    «Россия захвачена пиратами». 15 ярких и пророческих цитат Валерии Новодворской о Путине, войне и Украине
    22 октября 2022, 11:18
    Валерия Новодворская (1950—2014) — советский диссидент, российский политик, писатель, публицист. Она умерла спустя несколько месяцев после начала войны России против Украины, однако предугадала многое из того, что случилось в последующие годы и происходит сейчас. Последовательный антикоммунист, Новодворская отлично понимала опасность реставрации ЧК/КГБ и прихода к власти в РФ представителя спецслужб Владимира Путина. После аннексии Крыма безоговорочно поддержала украинцев, а в апреле 2014 года заявила о принятии воинской присяги на верность правительству Украины.
    «Новодворская была адекватна всегда. Она не меняла своих взглядов ради того, чтобы понравиться публике», — сказал о ней ее соратник Константин Боровой.

    НВ собрал цитаты Новодворской, которые во многом актуальны и сегодня.

    О Путине

    1 Путин — чекистская шкура, политическая бездарность и сталинист, мстительный и жестокий. Нет ни одной хорошей вещи, которую Путин бы сделал, да и ошибок у него нет — сплошные преступления, сознательные.

    2 Нынешний режим чекистов — это птеродактили, а вы когда-нибудь слышали, что птеродактили что-то построили? Они могут только расклевывать.

    3 Я замужем за Путиным… Я знаю, что он меня переживет. Он молодой, спортивный, а я старая, больная. И страшно делается: дитятко наше убогое, которое нянька еще в роддоме на голову уронила, с детским церебральным параличом и задержкой умственного развития, по имени Россия, ему достанется, и некому будет сиротку даже пожалеть…

    4 Путину жилось бы спокойнее, если бы он не отнял у народа демократию. Минздрав России и демократы предупреждают: автократия и диктатура опасны для вашего здоровья. Закон бумеранга.

    О России и россиянах
    5 Наш корабль — Россия — захвачен пиратами… Только фанатики, скоты и совки могут быть здесь счастливы. Мыслящий человек быть счастлив в России не может.

    6 Русские не сдаются, в отличие от поднимающих лапки совков. В России пять процентов русских, варягов, викингов, европейцев, носителей скандинавской традиции. Остальные — пресмыкающиеся, амебы и инфузории-туфельки.
    7 Гордыня и фанатизм всегда были нашими главными бедами, и первым мобилизацию объявил именно Николай II из-за очередных славянских фантазий, проливов, претензий на «интересы» на Балканах, словом, имперского бреда ценой в десятки миллионов жизней.

    Об Украине и войне
    8 Украинские солдаты умирают за то, чтобы выжила их страна под названием Украина, чтобы она оторвалась от нашей проклятой, жалкой, рабской, злобной России. Уж я вам как уроженица этой России говорю, я знаю, что у нас здесь происходит.

    9 Похоже, что единственной задачей Крымского аншлюса является установка в Ливадии новой скульптуры: Сталин сидит с трубкой, а по бокам — два пустых кресла. Великобритания и США ушли и унесли с собой надежду, свободу, прогресс и цивилизацию. Ушли и не вернутся.
    10 Дорогие донбасские ополченцы. Они же сепаратисты, они же террористы и как вас там еще в истории назовут, вы даже представить себе не можете. Я русская, я вам не из Киева звоню, я звоню вам из Москвы. Видимо, вам еще никто не сказал правды о том, какая участь вас ожидает и в качестве какой разменной монеты употребляет вас Москва. Мои дорогие-хорошие, вы во имя чего собираетесь умирать? Мы никак здесь не можем понять, зачем вы собираетесь умирать и за кого? Неужели за российское телевидение, которого вы насмотрелись?

    11 Сегодняшний пароль свободных людей «Слава Украине!», а отзыв — «Героям слава!». Пожалуйста, спасите Украину, и это единственное, что может спасти Россию.

    12 Видите, кто защищает демократию и свободу — страны, которым самим бы как-то прожить. Латвия, Литва, Эстония, Польша, Украина… Они и сами еще не забыли, что такое неволя, поэтому отличают добро от зла.
    13 Советский Союз подмял, искалечил Восточную Украину, но общей украинской сущности изменить не смог. И вот после 23 лет Холодной войны мы снова накладываем на нее свою тяжелую длань. Она встречает нас с ужасом и недоумением: бедная, чистая Украина, без чеченской крови на руках и без имперского яда в сердце. Блок был прав: мы скифы. Накидываем аркан и волочим по земле в рабство, в полон.

    14 Наша сегодняшняя судьба так постыдна и тяжка, что украинцы бегут от нее, как от чумы, ища и находя свои корни в вольных нравах запорожских хлопцев, в бунте гетмана Мазепы, в круговой обороне ОУН и УПА, в патриотизме Степана Бандеры.

    15 Украину берегите, она — надежда человечества. Украина — это та Русь, которая осталась дома.

    Редактор: Николай Поддубный
    Всё вышесказанное представил Гугл: Предсказания Новодворской о Путине, России и Украине сбываются — YouTube

    1. Л. Беренсон: 11.05.2025 в 11:39
      …цитаты Новодворской, которые во многом актуальны и сегодня.
      ————————-
      Спасибо, Лазарь Израйлевич. Да, умела В. Новодворская припечатать! И все же любопытно-что бы сказала Валерия Ильинична, если бы жила до 2014г в Киеве и наблюдала происходящее на Украине?

    2. А вы что ,Леонид, считаете Навального как россиские СМИ экстремистом уголовником?

    3. Хотел выбрать, Лазарь, что особенно шедевральное, но так и не сумел. Сплошные шедевры. Новодворская и Невзоров близнецы братья, точнее , брат и сестра…

  9. Льву Мадорскому спасибо за высочайшего достоинства ИМЯ. Живые отклики, дополнения и исправления не умаляют Вашей заслуги «зачинщика». Оснований для высокомерной издёвки над Вашим текстом нет.
    Хочу оспорить одно Ваше утверждение: «Впрочем, я даже думаю, нет такой страны, в которой она бы не вошла в число оппозиционеров власти».
    ВАЛЕРИЯ НОВОДВОРСКАЯ
    «Я была в Израиле, я все это видела, и ЦАХАЛ – единственная армия, в которой мне захотелось служить немедленно, потому что я никогда не видела такую добрую и демократичную армию. Я, к сожалению, по состоянию здоровья уже не могу нигде служить. Но я помню, как я плакала, что я не еврейка, что мне нельзя жить в Израиле и что я не имею никакого права на эту дивную страну. Мне было очень трудно оттуда уезжать. Это пример того, на что способен человеческий интеллект, потому что ничего, кроме интеллекта и таланта у евреев, когда они явились на эту землю, не было. И они все показали, на что способны эти два качества. Я думаю, что Израиль – это самое драгоценное достояние человечества, и его надо беречь и лелеять».
    Здесь Валерия Ильинична верна себе: пассионарно!

    1. Я думаю, что Израиль – это самое драгоценное достояние человечества, и его надо беречь и лелеять».
      ——————
      Я не был знаком с этим высказыванием Новодворской и оно, на мой взгляд, поднимает авторитет В.И. на новую высоту. Светлый человек и светлая её память !

    2. «…я плакала, что я не еврейка, что мне нельзя жить в Израиле…»

      (Реплика из зала) Новодворская, как дочь еврея, прекрасно могла (имела право по закону) жить в Израиле…

  10. Заметка у Льва Мадорского получилась несколько поверхностная (учитывая масштаб героини), но читать можно. В целом, автор вполне адекватно описал характер Валерии Ильиничны — диссидент(ка) от рождения. У меня, однако, давно уже сложилось впечатление, что полностью психически нормальной ВИ, все-таки, не была. Либо она была не так умна, как ей самой и другим казалось. Все умные люди давно поняли что Россия — нереформируема (тьфу, еле выговорил), и ее, как и саму Новодворскую, исправить может только «смерть». Поэтому, уехали из рашки и продолжают уезжать. И про рашку не вспоминают. А те, кто «топит» за Прекрасную Россию Будущего (навальнисты, ходорковские, кара-мурзы, яшины и… несть им числа) — либо дураки, либо пляшут под дудочку «вашингтонского обкома» — за хорошую зарплату (гранты)…

    Интересно, что один мой близкий родственник работал в том же КБ, что и отец Новодворской. И отец периодически жаловался моему родственнику на скандальное поведение дочери. И даже спрашивал совета… Это, понятно, было очень давно, когда Лера была школьницей, и происходило, по-видимому, до того, как «органы» взялись за Леру всерьез. Не уберег папа…

    Какое-то время, незадолго до смерти, ВИ выпускала вместе с «олигархом» К. Боровым глуповатые видеоролики. Это меня удивляло. Возможно, состояние ее психики начало давать сбои…

    В общем, спасибо Льву за то, что напомнил нам об этой очень необычной женщине — Дон-Кихотом в юбке, героине, без преувеличения…

    1. к записи Леонид Рифенштуль:
      «А те, кто «топит» за Прекрасную Россию Будущего (навальнисты, ходорковские, кара-мурзы, яшины и… несть им числа) — либо дураки, либо пляшут под дудочку «вашингтонского обкома» — за хорошую зарплату (гранты)…»
      ********************************************
      Оскорбительный выпад обывателя, мерящий достойных по себе.

    2. Леонид, вы только своих единомышленников считаете умными людьми? То есть, помногу отсидевшие Ходорковский, Яшин, Кара-Мурза сделали это по глупости и продолжают что-то делать для России только на гранты? Кстати, какие гранты получает Ходорковский?

      1. Сразу замечу, что измерять полезность человека длительностью сроков его отсидки — плохая идея. (Это так, к слову.)

        Что важно понять для правильной оценки деятельности политика (особенно, политика в России): сегодня существует, в основном, ДВЕ картины мира. В одной картине Россия — это обычная страна, подпавшая под власть некоей банды злодеев. Достаточно отогнать эту банду от власти, и Россия «проснется» как принцесса из сказки и превратится в хорошую, нормальную страну. Есть и вторая картина: Россия — это средоточие мирового зла по самóй своей сути. Нормальной, комфортной для проживания и неопасной для цивилизованного мира страной она не может стать В ПРИНЦИПЕ. Доказать («логически», «математически») правильность той или другой картины — невозможно. При этом, история России последних 500 лет, явно, демонстрируе правильность второй, «пессимистической» картины мира. Так что, «ратоборцы» за «Прекрасную Россию Будущего», конечно, имют право на свою точку зрения. Но и я имею право считать их дураками и/или жуликами. Как-то так…

    3. необычной женщине — Дон-Кихотом в юбке, героине, без преувеличения
      ————————
      Дон Кихот в юбке, Леонид, очень точно. Силы были явно не равные, но В.И. смело видалась на ветряные мельницы не думая о последствих.

  11. Валерия Новодворская — последняя пассионария современной России. Из Сети: «Пассионарии – люди, имеющие идеальную цель, изменяющую мир, и для ее достижения использующие избыток своей энергии. То есть, чем больше в этносе пассионариев, тем он активнее, а с уменьшением их числа становится все более вялым и, наконец, рассыпается на мелкие группы, тихо живущие в родном ландшафте.»
    Вспоминаю редких предшественниц — Галину Старовойтову, Анну Политковскую… Негусто для большого народа.

    1. Вспоминаю редких предшественниц — Галину Старовойтову, Анну Политковскую…
      ——————
      Я бы добавил ещё Сергея Навального

      1. «Я бы добавил ещё Сергея Навального…»

        Лев, дорогой, да что это с Вами? 🙂

        1. А вы что ,Леонид, считаете Навального как россиские СМИ экстремистом уголовником?

          1. Лев Мадорский: 11.05.2025 в 12:10
            А вы что ,Леонид, считаете Навального как российские СМИ экстремистом уголовником?
            ————————-
            Всё проще-вероятно Леонид считает, что того Навального, о котором идет речь, звали Алексей, а не Сергей 🤔.

          2. «А вы что, Леонид, считаете Навального … экстремистом-уголовником?»

            Лев, как Вам могло прийти такое в голову? Но Вы назвали Навального «Сергеем», и это заставило меня беспокоиться о Вашем самочувствии…

              1. «Память подвела…»

                Так, в этом и есть страннность! Память может подвести, если речь идет о чем-то «постороннем» для человека. Например, можно забыть (перепутать) имя, Герцена. Или Аристотеля, или Наполеона и пр. Но, напр., имя Пушкина забыть нельзя В ПРИНЦИПЕ! Или Ленина того же, или Путина… Навальный находился «на слуху» последние 20 лет! Им был полон Ю-Тьюб и др. СМИ! КАК можно забыть его имя (независимо от отношения к нему как к политику и человеку)? Поэтому я и задумался о Вашем, Лев, здоровье… Пардон за откровенность.

  12. У Вас там в одном месте «Валентина» вместо «Валерия». Исправьте, будьте так любезны.
    Видимо следующей героиней станет Валентина Терешкова, образом коротой уже оккупировано сознание автора.
    1. Автор пишет: «возможно, непреклонность, воинственность, несгибаемая воля Новодворской идёт от ДЕДАа со стороны матери, дворянина, дуэлянта, который даже будто бы вызвал на дуэль князя Андрея Курбского и был убит, или от другого её деда, польского, мальтийского рыцаря.»
    То есть, автор полагает, что ПРАДЕД нашей современницы Новодворской жил во времена Ивана Грозного, в середине 16 века? Это даже трогательно…., чтоб не сказать больше…

    2. Допустив эту чудовищную ошибку, автор не упомянул о реальном ПРАДЕДЕ Новодворской:
    Ее реальный прадед со стороны матери описан Львов Николаевичем Толстым в «Воскресенье» под своим именем, дворянина-революционера Новодворского, который женился в Сибири на крестьянке.

    3. Автор пишет: «в школьные годы в никаких антиучительских бунтах замечена не была.»
    А вот это признание Новодворской эссеист-стахановец не нашел, видимо, время прочесть:
    «…Говорила на равных, делала только то, что хотела. Наверное, только уровень знаний спасал меня от исключения из школы. Я ни разу не мыла класс, я не дежурила, я не проходила школьную практику, не ездила на сельхозработы, не занималась производственным обучением (в аттестате у меня прочерк). Я не играла на переменках, не научилась танцевать, занималась по университетским учебникам. Списывать, правда, давала, но с видом крайнего презрения…»

    3. Говоря о ее национальной и религиозной самоидентификации, неслабо было бы упомянуть следующее:
    ВИН, будучи наполовину русской, наполовину (по отцу) еврейкой, крестилась в православие в 1990-ом году. Когда ее имя оказалос в Еврейской Электронной Энциклопедии, она написала туда письмо, чтобы ее изъяли из списков. Она считала себя русской, православной, но принадлежала не московской Епархии, а украинской автокефальной. Крестным отцом ее был знаменитый священник Яков Кротов. Он же отпевал ее в Донском Монастыре. Нельзя при этом не упомянуть, что она нежнейше любила Израиль и написала прелестнейшее, поэтическое эссе об этой стране.

    4. Безликими, равнодушными словами упоминается о пребывании ВИН в Казанской психлечебнице при МВД. Не приводится ее страшное признание того времени:
    «Мне ни разу не посчастливилось найти на прогулке кусок стекла. Покончить с собой в Казани так же невозможно, как и в Лефортове. О свободе в Казани не мечтают: будущего нет. В него перестаешь верить через 3-4 месяца. Перестаешь даже надеяться и мечтать. Ничего нет и не будет, кроме этой Преисподней. Как там у Булгакова? «И обвиснешь на цепях, и ноги погрузишь в костер…» Я была похожа на тень из Аида, ходила уже с трудом. Впечатляли и полуседые волосы (в 21 год)».
    Ну, а кроме того, она пережиал там драму отторжения от классического диссидентского движения:
    Встретившись там с диссидентом и поэтом Натальей Горбаневской, она услышала о т нее, что ее подрывная деятельность и крайний радикализм вредны для их общего дела. И тогда пришли осознание одиночества. Тупик. Безысходность. Отчаяние.

    С полной уверенностью можно сказать, что автор, придумывая тему для этого текста, не потрудился прочесть ни одной книги ВИН. А у нее их четыре.

    С улыбкой пропуская другие сатирически работы автора, типа, «А есть ли Бог», не могла не прочесть эту, о дорогом мне человеке, с которым я так часто радикально расхожусь во мнениях и оценках.
    И вот, пребывая в прекрасной Вене, вместо того, чтобы с утречка направить стопы к знаменитому замку «Бург», о котором мы с мужем (он уже покрикивает, чтобы я отлипла от компа) только что прочли/перечли в одноименном историческом портрете Алданова, я пишу отзыв на этот недоброкачественный, и даже, оскробительный для памяти великого человека, даже не знаю, как назвать,…- размышлизм.

    Да, знаю, знаю, что это ужас как нескромно. Но через несколько месяцев по ее смерти я написала эссе ее памяти, опубликованное в НЙ «толстом журнале» «Слово/Word», основанном когда-то Бродским и Довлатовым, что было мне, как автору, особенно приятно.

    Вот оно, эссе, под именем: «Одна из всех — за всех — противу всех!»:
    https://litbook.ru/article/7058/

    Не могу не заметить, что начала наших эссе очень похожи. Как будто мое начало переписано иностранцем, с сохранением основного смысла.

    1. Отвечать С.Т. по сути не буду, потому что никакой другой реакции кроме оскорбительной, и постоянного выискивания к чему бы придраться, от неё и не ожидал

      1. Лев, так ведь оказывается и искать не надо. Но в том, что касается намерений Сони — думаю, что вы правы 😉

        «Русская интеллигенция… мало того, что под дверь нагадит — всем предлагает понюхать и оценить, как сильно от этой кучи пахнет совестью»
        А.Невзоров

        1. «Русская интеллигенция… мало того, что под дверь нагадит — всем предлагает понюхать и оценить, как сильно от этой кучи пахнет совестью»
          А.Невзоров
          ——————
          Да, когда почитаешь Александра, то понимаешь, что значит владеть русским языком.

          1. Глебыч — выдающийся публицист мирового уровня.
            Вот ещё от него:

            Подавляющая часть населения Российской Федерации уже выведена на плановый уровень кретинизма

            Совет гарпий по правам человека

            Экскрементозность. Зашизофренелость (о рассеянах)

            В Рассее чиновник, дважды пойманный на правде, тут же вывозится на городскую свалку и, под присмотром отделения Росгвардии, скармливается бомжам

            О деградации в «культурной элите» Рассеи
            Они все живут в страхе, но в страхе, размазанном по времени, в страхе, разбавленном болтологией и хлопотами воровства и подхалимства, а хорошая такая, концентрированная, ударная доза страха — она вызовет и бешенное ускорение происходящих процессов деградации.

            Если вам так нравится жизнь в лепрозориии — то, скорей всего, вы прокажённые.

            Из грязи в мрази (СВО-эволюция рассейского быдла – Z.B.D)

          2. Что касается опечатков, которые сидят один на одном и третьим погоняют , то тут согласен . Вечно спешу , спешу , а куда непонятно

        2. «Русская интеллигенция… мало того, что под дверь нагадит — всем предлагает понюхать и оценить, как сильно от этой кучи пахнет совестью»
          А.Невзоров
          ————————————————
          В этом Глебыч прав. Добавлю только, что многие представители «русской(гусской ) интеллигенции» имеют, мягко говоря, не очень русское происхождение. Это факт, который они демонстративно игнорируют, но реципиенты (гы-гы-гы) создаваемого ими контента не только не игнорируют, но и возводят его а ранг мотивации, определяющей всю их деятельность, главным образом — трепание языком. В этом легко убедиться, если понаблюдать за тем, что вытворяют такие выдающиеся представители русской оппозиционной интеллигенции, как Быков, Альбац, Шендерович. А также ррррусские патриоты — Соловьёв, Норкин, Шейнин. Сюда можно ещё добавить и укррраинских патриотов — Гордон, Шейтельман, Берёза.

          1. На мой взгляд, уважаемый Блатт) почти все перечисчленные Вами работают в самом низкопробном жанре- жанре пропаганды. Тут в хорошую сторону выделяется Невзоров…

      2. » Отвечать С.Т. по сути не буду»…
        А Вы рискните, голубчик, ответьте по сути хоть раз. Опровергните мое подозрение, что Вы на голубом глазу путаете события 16-го и 19-го века. То есть, докажите, что в голове у Вас, когда Вы «корпели» над этим текстом, были достойные публичного внимания мысли и идеи… А не неряшливо объединенные под одним названием обрывки случайных знаний из интернет источников…
        Поверьте, дорогой автор, я бы наикогда не стала уличать Вас в чудовищном невежестве, если бы Вы оставались в рамках двух своих излюбленных тем, «Есть ли евреи на Марсе» и «Существует ли Бог» .
        Тогда у Вас осталось бы меньше времени на то, чтобы писать в жанре ЖЗЛ о личностях калибра Юрия Карабчиевского и «бабы Леры»…

        1. А Вы рискните, голубчик, ответьте по сути хоть раз
          ———————
          Я отвечал Вам, Соня, поначалу, но для Вас каждый мой ответ как красная тряпка на быка.
          И это пренебрежительно-высокомерное, гобучик

    2. «И вот, пребывая в прекрасной Вене, вместо того, чтобы с утречка направить стопы к знаменитому замку «Бург»»
      ___________________

      Какой ещё замок!?
      Вена очень вкусный город — рибс, шницель (всех видов), филе… карпа…
      А какие кондитерские!

      Приставки подбирал к корням —
      В мозгу крутилось: «Похер, нахер…»
      И, наконец, я вспомнил: «Захер!»
      Пирожные там просто ням!

      На самом деле оказалось, что кондитерские изделия хороши не только у «знаменитостей» но и в обычных забегаловках…

      P.S. И ещё… В Вене (в отличие от Берлина) очень дружелюбно относятся к тем, кто говорит на руссскм языке. Наверняка это связано с тем, что советские войска там не задержались.
      С теми странами, где задержались всё иначе:

      Ты хочешь охай, хочешь — ахай,
      Но прошлого не изменить —
      Рассею все послали нах…
      И не хотят благодарить…
      За всё хороше послали —
      Обиды не перенесли:
      Вы, суки, нас освобождали?
      Чего ж вы после не ушли?
      Сентябрь 2019

      1. В Вене (в отличие от Берлина) очень дружелюбно относятся к тем, кто говорит на руссскм языке. Наверняка это связано с тем, что советские войска там не задержались.
        ——————
        В Вене не было, но после 24 февраля в Германии отношение к русскому языку изменилось и не в лучшкю сторону.

    3. Соня Тучинская: 11.05.2025 в 08:47
      «У Вас там в одном месте…»
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      Соня, что за мелочные придирки? Пятьсот лет туда-сюда…, ну предка перепутал наш эссеист-стахановец (кстати, симпатичное определение), ну безлико и равнодушно про психлечебницу – в конце концов, личного опыта у передовика нет… — какое это все имеет значение? Народу нравится, стопятьсот комментов дадут, сайт живет, а на Мадорском даже бурлит – что еще надо…
      Вот Лева в интервью местному отделению Süddeutsche Zeitung пообещал новую капитальную статью по мотивам одного эпохального исследования. Была такая история, когда Стоянов стоял позади сидящего на венском стуле Олейникова и запустил обе руки в его пышный, кудрявый парик. Ситуация указывалась как «Есть ли жизнь на Марксе?»

      1. А я думал, уважаемый Григорий Б. , куда Вы исчезли, если влруг пояилась С.Т.? Почему не стоите плечом к плечу как обычно? Только подумал и здрасте ваша тётя, тут как тут

        1. Я вам, Лева, не тетя, а ненасытный читатель ваших писательских глыб, полемических утесов и мелкой щебенки ответов на комменты

          1. Я вам, Лева, не тетя, а ненасытный читатель ваших писательских глыб, полемических утесов и мелкой щебенки ответов на комменты
            ————————
            Хорошо излагает, учитель Шура ( О.Бендер)

            1. Лева, Adagio, еще чуть-чуть, Adagissimo и не надо никаких Sforzando! Не «учитель Шура», а учитесь, Лева.

          2. В этом конкретном случае, дорогой Григорий, комментарии, вовсе не мелкая щебенка, а то главное, ради чего сооружаются в нескончаемом лупе «писательские глыбы»…

            1. Чтобы ответить С.Т. в форме дискуссии надо научиться лаять из подворотни, потому что весь её пренебрежительно- высокомерный лексикон вынуждает использовать только такой язык общения. Такому языу не обучен и потому на её комменты не отвечаю. Но Вы, милая Сонечка, не сердитесь. Как говорит российская пословичца: » Мы кого обидели , зла не помним»

                1. И сразу в одном купе появляется её партнёр по обличительному бизнесу из другого полушария Г.Б.

                  1. как там у Жванецкого: » Спасибо, Константин. Нормально, Григорий»

  13. Лев, есть неряшливость, неточности и ляпы (Валентина вдруг, князь Курбский, который спорил с Иваном Грозным, а уж никак не с дедом ВИ, психологические извивы). Но дело не в том. К сожалению, вы вслед за советскими психаатрами путаете личностные убеждения с диагнозом, выводя их не из светлой глубины знаний и понимания, а из темных омутов подсознания. Я так понимаю — вслед интернетным борзописцам. К их сожалению, еще остались люди, которые видели и помнят реалии.
    Валерия никогда не была мужланом, была в меру кокетливой и эмоциональной женщиной, красившей губы и любившей конфеты. Ее позорно сравнивать с Жириком, хотя он и пытался по совету кураторов из КГБ в раннюю перестройку пристроиться в ДемСоюз, она никогда и ни от кого не получала инструкций, она вела свою антиимперскую линию от протеста против танков в Вильнюсе до протеста против бомбежки Грозного, до протеста против путча в Крыму, она никогда не льстила обывателям-ватникам и не искала дешевой популярности.
    Она, в отличие от Жириновского, действительно изучала историю, была принципиальным политиком и публицистом, противостояла и той интеллигентщине, которая махнула рукой на страну и общество, видя тоталитаризм естественным для России. ВИ видел в русской истории и республики Пскова и Новгорода, и протопопа Аввакума, и князя Курбского, и Чаадаева. И потому и для себя видела возможность и необходимость бороться с ложным величием.
    ВИ не была прирожденным отрицателем, у нее были положительные идеалы, прежде всего — свободы, она надеялась на утверждение ее в Украине, она хотела, чтобы свобода не угасла в западном мире (свобода — прежде всего, а не справедливость, которую еще легче можно извратить). Ее политические прозрения и твердая позиция, советы товарищам, которых она дружески любила — Гайдара и Немцова, показывали России альтернативный гэбистскому путь.
    Мн повезло, я лет тридцать близко наблюдал ее, а последние двадцать лет она была нашим семейным товарищем. Она любила и умела спорить, но радовалась, когда кто-то находил новые аргументы в разговоре. Увы, она вряд ли бы порадовалась данной заметке.

    1. Лев, так ведь оказывается и искать не надо. Но в том, что касается намерений Сони — думаю, что вы правы 😉
      —————-
      Спасибо, Цви. Тут искать, действиетльно не надо. Всё очевидно.

    2. . Ее политические прозрения и твердая позиция, советы товарищам, которых она дружески любила — Гайдара и Немцова, показывали России альтернативный гэбистскому путь.
      ——————
      Я не знал , Иосиф, лично Новодворскую, и вряд ли кто-то знал её близко из читателей Сайта,поэтому было бы здорово если бы Вы написали о ней пару слов.

    3. Иосиф Гальперин: 11.05.2025 в 08:35
      ВИ не была прирожденным отрицателем, у нее были положительные идеалы, прежде всего — свободы, она надеялась на утверждение ее в Украине…
      ————————————
      Уважаемый Иосиф Давидович, похоже вы тут единственный, кто лично знал В.Новодворскую и общался с ней. Л.Беренсон опубликовал (11.05.2025 в 11:39) некоторые высказывания Валерии Ильиничны, в которых она клеймит Россию и поддерживает Украину. Высказывания эти сделаны после событий на Украине в 2014г и , понятно, что по другому В.Новодворская не могла. Не могли бы вы (если считаете себя вправе предположить реакцию Новодворской на героизацию на Украине оуновцев и бандеровцев, борьбу с использованием русского языка, антисемитизм и т.д) ответить на мой вопрос: «Что бы сказала Валерия Ильинична, если бы жила до 2014г в Киеве и наблюдала происходящее в те годы на Украине?» Или она считала всё это «издержками производства» и не высказывалась на эту тему?

    4. Валерия никогда не была мужланом, была в меру кокетливой и эмоциональной женщиной, красившей губы и любившей конфеты
      _________________
      Спасибо, Иосиф , я взял эти факты из сети, но это ненадёжный источник. Вернее, подчас , в сети сталикиваются факты диаметрально противоположные. Но, согласитесь, что суть не в этих чисто внешних сторонах её личности…

  14. Великая конечно женщина или — если пол не важен, то — инсургент, как и многие другие её соратники диссиденты. Интересно, что они стали появляться, как грибы после дождя, или во всяком случае так казалось, совковым обывателям, когда этот самый совок безнадежно захирел и его оставалось — хотя он продолжал, как смертельно раненный и умирающий зверь, злобно огрызаться — только подтолкнуть к его бесславной кончине, что они с успехом и сделали. И тут встал вопрос построения чего-то нового, соответствующего их мечтаниям и чаяньям. К всеобщему удивлению, здесь они оказались в большинстве своем совершенными импотентами. Ведь: Ломать — не строить, или как сказал ещё когда-то тоже Валерий, только Брюсов:

    Но там, где вы поете песнь побед,
    Я вижу новый бой во имя новой воли!
    Ломать — я буду с вами! строить — нет!

    Однако, кое-что всё-таки построили… и «результат» этого строительства, от которого всех в мире буквально тошнит и воротит,- у нас у всех перед глазами.

    1. Спасибо, Лев, за память о Валерии Новодворской. Несомненно, она была уникальной личностью, и, как всякая уникальная личность ,сложная. Думаю, в крови ее было не столько диссидентство, сколько непреодолимое никакими соображениями и событиями стремление к справедливости. В России оно, конечно, выразилось в диссидентстве, в ее случае бескомпромиссном. Если ее упрекали в резкости суждений и иной раз в противоречиях, так такова сама идея справедливости. Мужество , с которым В. Н. оставалась верной борьбе за справдливость не должно быть забыто.

      А вот пара ее высказываний:

      «Украина – это та Русь, которая осталась дома»

      «Слабая, никчемная, потерявшая опору на Западе Россия быстренько станет не придатком, а хуже: колонией Китая. Китай миндальничать с нами не будет»

      «Секс – это скучно: я читала»

      P.S. Последнее высказывание напомнило мне бурную дискуссию вокруг Вашей, Лев, «провокации» — текста «Существует ли Б-г?» (251 комментариев!) . Многие из них звучали как: «Вера – это ложь: я читал» ! 🙂

      1. Думаю, в крови ее было не столько диссидентство, сколько непреодолимое никакими соображениями и событиями стремление к справедливости.
        ——————-
        Согласен, Борис Д. Но это был тот не такой уж частый случай, когда стремление к справедливости и диссидентство естественно совпали по вектору.

    2. Ведь: Ломать — не строить, или как сказал ещё когда-то тоже Валерий, только Брюсов:

      Но там, где вы поете песнь побед,
      Я вижу новый бой во имя новой воли!
      Ломать — я буду с вами! строить — нет!
      ——————
      На протяжении истории, Джозеф, особенно, истории России мы всё больше убеждаемся в истинности слов Брюсова. Те кто хорошо умели ломать, начиная от Ульянова. стоили из рук вон плохо. Это доказал и Владимир Владимирович, царствию которого уже 25 лет. Почти рекорд. так долго держатся только тираны…Да здравствуют в таких странах бунтарм как Мария Ильинична !

      1. Лев Мадорский: 11.05.2025 в 08:39
        Да здравствуют в таких странах бунтари как Мария Ильинична !
        ——————————
        Лев, вы о ком статью написали? О «Валентине Ильиничне», о «Марии Ильиничне» или все же о Валерии Ильиничне Новодворской?

        1. Отвечая на этот вопрос, главное — это не трясти головой, чтобы и другие имена не упали с полочек и не перемешались 😉

          1. «Спасибо, Владимир, за поправку. Это опмска.»
            ___________________

            Ну опмска — так опмска 😉

            1. Zvi Ben-Dov: 11.05.2025 в 09:12
              Ну опмска — так опмска
              ——————————
              Нет, это очепетка.

              1. Что касается опечатков, которые сидят один на одном и третьим погоняют , то тут согласен . Вечно спешу , спешу , а куда непонятно

            2. А вы что ,Леонид, считаете Навального как россиские СМИ экстремистом уголовником?

            3. По количеству описок, Цви, претендую на попадание в книгу Гиннеса. Щательней надо Щательней ( Жванецкий)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.