Виктор Соколовский: Восхождение к жизни

Loading

А свобода… Ничто нельзя завоевать до конца — один раз и навеки. Тем более Свободу. Ее надо защищать каждый день, каждый час… Защищать от рабства, которое, подобно войску фараона, то и дело пытается настигнуть нас…

Виктор Соколовский

ВОСХОЖДЕНИЕ К ЖИЗНИ

Виктор Соколовский„Расстояние“ от восхищения до страха можно порой „измерить“ в горах взглядом, переведя его от вершины к пропасти под ногами. Примерно таков „путь“ „взгляда“, переходящего от дарования скрижалей Завета на вершине Синая к празднованию по случаю „дарования“ золотого тельца внизу, в отсутствии Моше — „путь“, который предлагает нам совершить глава Ки Тиса второй книги Пятикнижья.

„Паденье — неизменный спутник страха, и самый страх есть чувство пустоты.“ Из золота и страха затерянных в пустыне рабов был рожден телец. Служит ли слово „пустыня“ метафорой — идет ли речь о народе, потерявшимся в пространстве, или о людской пустыне, „где один к одному одинок“ — не важно. Не играет роли и время. Нам сообщают о вневременном — о жизни, пытающейся обмануть себя присутствием идолов и, с их помощью, спастись от страха и бессмысленности происходящего.

Хур, поддерживавший руки Моше во время битвы с Амалеком, по преданию был убит лишь за то, что порицал, требовавшего изготовления тельца, народ. У Аарона не оставалось выхода…

„И взял он (золотые украшения) из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого. И сказали они: вот божество(а) твое(и), Исраэйль…“

Тельцы, идолы, кумиры… — названия разные, суть одна. Не важно, живые ли они, мертвые ли… Рабство не мыслит себя без них, а потому неизбежно порождает объекты для поклонения.

„Если бы мне пришлось выбрать, кого убрать из этой жизни рабов или тиранов, я, конечно, выбрал бы рабов. Даже не сомневался бы в этом, потому что рабы сами же создают тиранов.“

И хотя слова Ибн Хальдуна прозвучали в 14-м веке, справедливо будет вывести их за рамки исторического контекста. Потому что они опровергают одну из самых древних, доживших до наших дней, „сказок“: существование несчастных, безвинных народов, которыми, по каким-то неведомым причинам, все время правят тираны. Лживая, удобная „сказка“! Тираны и рабы составляют единое духовное пространство. Смертью первенцев Египта — смертью „уравнявшей“ фараона с последним из его рабов подтверждается эта истина.

А свобода… Ничто нельзя завоевать до конца — один раз и навеки. Тем более Свободу. Ее надо защищать каждый день, каждый час… Защищать от рабства, которое, подобно войску фараона, то и дело пытается настигнуть нас…

Но, говоря о свободе, не забудем и о другой, устремленной вверх перспективе главы. Поднявшись к вершине, мы услышим: „Ты сказал: „Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих“.“. — Мы оказываемся внутри диалога и слышим слова Моше, обращенные к Творцу. Представить подобное, находясь внизу, в пропасти, невозможно. Будь идол живым существом, он, даже находясь рядом, отстранен от нашего Я. Он — вечное воплощение страха — зеркало, из которого смотрит на человека его собственное, непреодоленное рабство.

Эта отчужденность вызывает в памяти пару „Я-Оно“, которую Мартин Бубер противопоставлял паре „Я-Ты“. Вечное Ты, знающее человека по имени?! И не просто знающее, но которому можно сказать: „… дай мне знать пути Твои, дабы я знал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих“. Ты, с которым возможно общение… Какая пропасть лежит между беседой на вершине и происходившим внизу!

Я и Ты… Навязать Ты невозможно. Выбор Я своего Ты подразумевает свободу. В их диалоге нет страха. Как сама жизнь, Ты — в отклике, и Я неспособно осознать себя без Ты. Но, что еще важнее: без Ты не существует Полноценности. Ты восполняет Я, и это справедливо как для обычной земной жизни, так и для сфер, где царствует Дух. И разве не о том же в псалме Асафа: „… Бог твердыня сердца моего и часть моя (удел мой) вовек.“? А вот пророк Иеремия: „Господь часть моя, говорит душа моя, итак, буду надеяться на Него…“. В словах Моше: „… дай мне знать пути Твои, дабы я знал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих“ мольба о близости без которой невозможно исполнить Предназначение жизни!

Мы покидаем, охватывающую пропасти и вершины, главу Ки Тиса.

Но восхождение продолжается, и пока мы в пути, наше Ты не покинет нас.

2 комментария для “Виктор Соколовский: Восхождение к жизни

  1. «…рабы сами же создают тиранов“ — великая мысль, которая раз за разом подтверждалась и подтверждается, как вчера, так и сегодня: по всему миру и на протяжение всей истории.

  2. «А свобода… Ничто нельзя завоевать до конца — один раз и навеки. Тем более Свободу. Ее надо защищать каждый день, каждый час… »
    _____________

    У Гёте (Фауст) сказано лучше:
    «Жизни годы
    Прошли не даром; ясен предо мной
    Конечный вывод мудрости земной:
    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день за них идёт на бой!“

    Ну и о «врожденном» рабстве — в нём наша суть, как и у крыс, кстати:

    «6 крыс были помещены в ящик, из которого был один выход, ведущий в бассейн. Бассейн вел к еде. В итоге крысы разделились на 4 группы: 2 ведущих, 2 ведомых, 1 одиночка и 1 – отверженный. За едой плавали ведомые и отдавали еду ведущим (после побоев), только после того, как поедят ведущие, ели ведомые. Одиночка сам себе добывал еду и мог за себя постоять. Отверженного все обижали, и он питался отбросами.
    Эксперимент проводился 20 раз и каждый раз результаты были одинаковыми – разделение на 4 группы. При этом даже если в ящик помещали все 6 крыс ведущих или одиночек, ведомых или отверженных – снова происходило разделение ролей.»

    https://dzen.ru/a/ZXk80pk-JXe8Ef99
    См. третий эксперимент

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.