![]()
Надо сказать, что до января 1949 года и слова-то такого «космополит» в советском языковом обиходе не было и что оно означает, подавляющее большинство советских граждан понимало очень смутно. Да, впрочем, так слово это в обиход и не вошло.
СОВЕТСКИЙ «ИЗРАИЛЬ» НА БЕРЕГАХ БИРЫ
«Если ты живёшь в Нью-Йорке, то будь ты хоть сто раз католик, ты всё равно еврей…»
Бленни Брюс (1923-1966)
На днях в центре Брауншвейга (Германия), где я живу, встретил старого приятеля, назовём его Миша, с которым мы давно не виделись. Как выяснилось, он уже лет десять живёт с женой недалеко от города, в пригородном районе. Поговорили, вспомнили общих знакомых, и Миша пригласил в ближайшие выходные посетить его. Но пишу не для того чтобы рассказать об этой поездке, которая, действительно состоялась, а потому что встреча напомнила мне об удивительном месте на территории бывшего Союза — Еврейской автономной области (ЕАО) со столицей в Биробиджане. Напомнила потому что в этом городе Миша родился, вырос и оттуда переехал в 2005 году в Германию. Что же это был за удивительный, еврейский островок в стране махрового антисемитизма?
Мы зашли в кафе и об этом проговорили более 2-х часов. Мне было интересно и, надеюсь, что тема заинтересует читателей «Мастерской»…
Тут сразу бросается в глаза значительная разница между рассказом Миши и тем, как эта область описывается в пропагандистских советских «призывалках» к переселению. Начнём со второй части «картины маслом», в которой от ЕАО остаётся впечатление как об одном из самых красивых мест планеты:
«Город Биробиджан расположен на живописных берегах впадающей в Амур горной реки Биры. Вместе с бережно охраняемыми островками тайги, рукотворными рощами, красочными аллеями многорукавное речное обрамление областного центра придаёт неповторимый облик комплексу жилых микрорайонов, промышленных зон, автомагистралей.»
Так и хочется быстрее собирать чемоданы, заказывать билеты на поезд или самолёт, и, как писал полный тёзка сегодняшнего российского президента Владимир Владимирович, «задрав штаны бежать за комсомолом». Чтобы подтолкнуть к такому решению сомневающихся евреев 28 марта 1928 года даже было выпущено специальное постановление Президиума ЦИК СССР о создании при Президиуме специального Комзета, Комитета по земельному устройству. Сейчас в это трудно поверить, но Комзет был специально создан чтобы переселить евреев, и не просто евреев, а, как подчёркивалось, «трудящихся евреев» из других областей нашей Родины в приамурскую полосу Дальневосточного края.
Сейчас, когда с тех пор прошло много лет, естественно возникает вопрос: какого чёрта? Зачем это нужно было? Чем евреи не угодили власти?
Тут нет однозначного ответа, но есть, как минимум, две версии: чтобы потомки Авраама не занимали престижные рабочие и учебные места, которые по праву принадлежали коренным жителям страны, и чтобы избежать международного позора от Погромов, которые вроде бы уже назревали и которые невозможно было бы скрыть от международной общественности. Антисемитизм и антисионизм стали стержнем сталинской политики. На их основе, как уже не раз было в советской истории, Иосиф Виссарионович намеревался сплотить советское общество.
Так возник проект создания в заброшенных, болотных районах Дальнего Востока с гнилым, плохо пригодном для жизни климатом ЕАО (Еврейской Автономной области) со столицей в Биробиджане и насильственного переселения туда евреев. Одним из главных лозунгов в борьбе стала борьба с сионизмом и сионистами. На гребне этой волны началась и борьба с врачами-убийцами и с космополитами, среди которых подавляющее количество фамилий были еврейские, был зверски убит председатель еврейского антифашистского комитета великий советский актёр Соломон Михоэлс. Таким образом, и образование ЕАО преподносилось как средство спасения евреев от Погромов, от народного гнева…
Надо сказать, что до января 1949 года и слова-то такого «космополит» в советском языковом обиходе не было и что оно означает, подавляющее большинство советских граждан понимало очень смутно. Да, впрочем, так слово это в обиход и не вошло. Всё началось с разгрома, как писала «Правда», «антипатриотической группы театральных критиков». Тем, кто за этими событиями следил и хотя бы немного разбирался в театральной жизни, было ясно, что это бездарные драматурги сводят счеты со своими критиками. Худшие из худших литераторов— Софронов, Суров, Бубенов, Первенцев (кому сейчас что-либо скажут эти имена и на какой помойке можно отыскать их пьесы и романы?) — громили лучших из лучших, отправляя в лагеря Гулага и в психиатрические лечебницы.
Те, кто постарше, помнят одного такого заключённого Иосифа Юзовского, написавшего в лагере и положившего на музыку талантливую песню:
«Товарищ Сталин, Вы большой учёный, в языкознании познавший толк, а пишет Вам простой советский заключённый, кому товарищ серый, брянский волк. За что сижу, по совести, не знаю, но прокуроры, видимо, правы», и вот сижу я в Туруханском крае, где при царе бывали в ссылке Вы.»
Рядом с ним сидели на нарах Георгий Бояджиев, Леонид Малюгин, Яков Варшавский, Александр Борщаговский и некоторые другие самые острые критические перья страны, её совесть.
Атака на «безродных космополитов» последовала почти сразу после разгрома Еврейского антифашистского комитета и ареста его членов, видных деятелей советской науки и культуры. Еще несколькими месяцами раньше эта организация была обезглавлена: великого популярного артиста ГОСЕТ, Государственного Еврейского театра, Соломона Михоэлса, тайно и зверски убили сталинские киллеры. Из фильма «Цирк» был вырезан эпизод с его участием, где он поет колыбельную на идиш, а чуть позже и театр был закрыт. Сначала на временный ремонт, но, как известно, ничего нет более постоянного, чем временное, а затем и навсегда…
После закрытия ГОСЕТа настало время кульминации этой кампании, время третьего сталинского удара по советским евреям, который обещал быть самым сокрушительным и о котором мы начали разговор в начале заметки: высылка в ЕАО всех евреев во главе с членом Политбюро ЦК КПСС Лазарем Моисеевичем Кагановичем. Как известно удар этот не состоялся, так как, слава тебе Господи, Сталин помер. Захлебнулся в пролитой им крови, как сказала моя мама, услышав утром 5 марта 1953 года по радио сообщение о его смерти. И зааплодировала на радостях. Впрочем, не только она, но и все советские евреи должны были быть поголовно счастливы, так как кондрашка, хватившая тирана, спасла их от нового Холокоста.
Итак, сталинский проект собрания всех советских евреев в ЕАО полностью провалился. Прошло много лет, но что же происходит в тех краях сегодня. Тут опять две версии. Если верить официальной пропаганде, то всюду царит красота и благоденствие. Но от приятеля, со встречи с которым начинается эта заметка, я узнал, что это не совсем так. Гнилой, болотный, с максимальным количеством дождливо-пасмурных дней климат никуда не испарился, как и никуда не делись провинциальный промтоварно-продуктовый дефицит, плохая работа общественного транспорта и некачественные квартиры. Да и название еврейская автономная область чисто условное, так как собрать миньян даже на религиозные праздники здесь очень сложно. На всю область полтора еврея…

Должен вам сказать, Лев, вы очень близки к народу. Слово ваше проникает в глубины, затрагивает души самых простых и бесхитростных людей.
Есть в полевой геофизике такие фанаты вашего творчества как помбуры. Слово такое смачное, они не бурильщики, а только помощники, квалификации и знаний им не надо, не все из них вышли из Кембриджа, необходимы только грубая физическая сила да умение тонко критически оценивать разные байки.
Что может увидеть такой помбур? – Взялся автор за интересную тему, что такое ЕАО сейчас? Но рано помбур зарадовался, что именно с этой загадочной ЕАО автор – не знает, даже в Вики поленился залезть, привлеченный гидом Миша тоже полностью не в курсе. Короче, с ЕАО полный голяк. Зато много полезного помбур может узнать из истории. Оказывается пахан и лучший друг антисемитских помбуров специально создал область, чтобы через 20 лет загнать туда Вовси со всей его компанией врачей-убийц. Вот ведь человечище! Как далеко глядел…
Ознакомившись с такой информацией типа чо к чему?, помбур с удовлетворением так охарактеризует данное произведение: «Ни пришей к @изде рукав». И как всегда попадет в точку, помбуры вообще редко ошибаются.
Прислушайтесь, Лев, к советам «сценариста глубокого буренияь и мотайте на вторичный половой признак 😉
Как-то сидели мы втроём в бистро Дома Совписов за бутылочкой кальвадоса, и Муля Кроткий, парируя очередную двусмысленную шутку сильно перебравшего Миши Светлова, слегка запинаясь, произнёс: » Поверхностный острослов — мастер неглубокого каламбурения!»
Помбуры, помдуры, помпадуры.
*********
Помпадур, как высшая стадия помбуров!
Ах, Гоигорий, не говорите загадками
Какие -то помбуры- шпомбуры. Но спасибо что читаете мои заметки
Помбуры, шпомбуры, помподуры
‐——-
По моему, Аркадий, мы с Вами восприняли загадочных помбуров одинаково. Вы знаете такое слово?
Ах, Гоигорий, не говорите загадками
Какие -то помбуры- шпомбуры. Но спасибо что читаете мои заметки
Извините, сдублировал
Григорий
Миша из Биробиджана указал мне по вотсапу на некоторые неточности. По пунктам:
1. Его дедушка и бабушка приехали на Дальний Восток летом 1933 годв
2. Не бабушке, а тёще было не 102, а 92 года
3 И ещё интересно, что популярный автор сайта Инна Беленькая землячка Миши и перехала в ФРГ в 2002 году
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 15:34
3. И ещё интересно, что популярный автор сайта Инна Беленькая землячка Миши и перехала в ФРГ в 2002 году
——————————-
Лев, вы в переезде Инны в ФРГ уверены?😏
Vladimir U: 01.08.2025 в 20:24
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 15:34
3. И ещё интересно, что популярный автор сайта Инна Беленькая землячка Миши и перехала в ФРГ в 2002 году
——————————-
Лев, вы в переезде Инны в ФРГ уверены?😏
________________________________
Это недостающий штрих к портрету Левы.
0
Инна, Вы не жили в ЕАО? Это, как я понял недоразумение?
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 22:21
Инна, Вы не жили в ЕАО? Это, как я понял недоразумение?
__________________________________
Ну, что вы, Лев! Оттуда я переехала в ФРГ. Но вначале образовала ЕАО. А потом уже… Берлинскую Стену знаете? А кто ее разрушил? То-то же. И вообще я » с Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как‑то всё…» Большой оригинал. Моих, впрочем, много есть сочинений: «12 стульев знаете? — Три стула мои…»
Большой оригинал. Моих, впрочем, много есть сочинений: «12 стульев знаете? — Три стула мои…»
——————
Мне, Инна, понравилось, хотя немного пересолили, или переперчили, или пересладили с иронией. Мне сказали подробности про Вашу жизнь ( ничуть не интимные) а я повторил как дуракЮ, или точнее, потому что дурак. Вот и вся картина маслом. И чего тут размазывать ?
Лев Мадорский: 02.08.2025 в 15:27
Мне, Инна, понравилось, хотя немного пересолили, или переперчили, или пересладили с иронией.
_______________________________
Лев, так это же не я. Начиная от Пушкина, это обожаемый Райкин — монолог Хлестакова. Я думала, вы слышали.
Лев, «сказали подробности»?
Прекратите писать, немедленно!
Вы, конечно, опять назовите это опечаткой…
Позор.
Лев, «сказали подробности»?
Прекратите писать, немедленно!
Вы, конечно, опять назовите это опечаткой…
Позор.
—————————-
Серёжа, Вы, по всей видимости, пришли ко Льву Мадорскому на новенького. «Сказали подробности» — это ничто, в сравнении с глумлением, которому он все с большей интенсивностью подвергает слово и мысль во всех своих текстах последнего времени. Текстах бессмысленных, однообразных по сюжету (встретил я одного своего знакомого еврея…а евреев этих встреченных ему еще лет на сто хватит), банальных до мохнатой пошлости, но изобилующих при этом грубейшими ошибками самого разного толка. Да. Позор. Но не только для него.
По моему, Ваш комментарий, Антогонист, соответсвует Вашему нику. Ответить на него , написанного в оскорбительном тоне, невозможно
Лев, пусть словосочетание «мохнатая пошлость» (по-моему, калька с английского — по крайней мере похожее выражение я встречал) приоткроет вам глаза и вы, взможно, угааете, с кем имеете дело.
Лев- Антогонисту
——————
Подумал и отвечу по другому: «Спасибо Вам за важное и ценное замечание»
Самое интересное, что Вы, Антогонист, ни слова не сказали по существу моего абсолютно безобидного и политически нейтрального текста.
Лев, кажется, вам изменяет чувство меры.
Лев, кажется, вам изменяет чувство меры.
————————
Может быть, уажаемый Землемер. А Антогонисту?
Дорогой Лев, автору требовать что-то от комментатора довольно странно. Но комментарии симптоматичны. Постарайтесь понять их, как вы требуете понимания от них.
пусть словосочетание «мохнатая пошлость» (по-моему, калька с английского — по крайней мере похожее выражение я встречал) приоткроет вам глаза и вы, взможно, угааете, с кем имеете дело.
——————
Спаибо, Цви. Наверно лучше всего поступить так как Вы мне уже в таких случаях предлагали, а сейчас предлагает также тот самый Миша из Биробиджана, не обращать внимания. Типа: «Чего не скажешь в шутейном разговоре»
Серёжа: 03.08.2025 в 23:35, Антагонист: 04.08.2025 в 03:45
—————————-
Господа, загляните на авторскую страничку Л.Мадорского и убедитесь, что в редакционном портфеле уже лежат 9 его статей для еженедельных публикаций аж до 3 октября. Так что будет что обсудить и скучно не будет😉
Инна Беленькая: 01.08.2025 в 20:54
Это недостающий штрих к портрету Левы.
—————————-
Инна, мне иногда кажется, что Лев Мадорский специально пишет подобное в своих комментах, а потом, иронично улыбаясь, наблюдает за реакцией читателей 😉…
Vladimir U: 02.08.2025 в 13:48
Инна, мне иногда кажется, что Лев Мадорский специально пишет подобное в своих комментах, а потом, иронично улыбаясь, наблюдает за реакцией читателей 😉…
__________________________
Владимир, такое «нарочно не придумаешь». Помните, была такая рубрика в газетах.
А вы классно пародии сочиняете!
Лев Инне
——————
Всё-таки, я никак не могу понять, уважаемая Инна, чем Вас так разволновала фальшивая информация одного бывшего биробиджанца, что Вы раньше жмлм в Биробиджане?
Лев Мадорский специально пишет подобное в своих комментах, а потом, иронично улыбаясь, наблюдает за реакцией читателей 😉…
———————
Ну что касается иронии то тут мне до Инны далеко
Лев, вы в переезде Инны в ФРГ уверены?😏
——————
Так мне сказал Миша, но уверенности нет
Лев, вы в переезде Инны в ФРГ уверены?😏 (Владимир У)
——————————
Вы, Моня, слушали как поёт Карузо?
Ну мне Рабинович напел.
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 11:15
ТОВАРИЩ СТАЛИН,
вы — большой ученый!
—————————
Ох, музыка навеяла:
Товарищ Лев, вы написали много,
Затронули вы море разных тем.
Но зачастую, если глянуть строго,
Вы в них не разбираетесь совсем.
Зачем вы пишете никто, увы, не знает,
Сдается мне, не знаете и вы.
Но если автор в тему не вникает,
То критики, конечно же, правы.
В Германии, у немцев вы живёте.
Ну и зачем вам тот Биробиджан?
И на Портале вы в большем почёте.
Так может лучше про израильтян?
Иль просто сесть за клавиши клавира
Ведь в Брауншвейге жизнь то удалась.
Что потеряли вы у речки Бира?
Вам эта ЕАО на кой сдалась?
Вы ж ближе к нам чем Бенни из Канады,
Пишите ж про Израиль, товарищ Лев,
Чтоб все враги подохли от досады
От ваших текстов просто обалдев!
Иль просто сесть за клавиши клавира
Ведь в Брауншвейге жизнь то удалась.
Что потеряли вы у речки Бира?
Вам эта ЕАО на кой сдалась?
————————
Спасибо за экспромт да ещё в стихотворной форме. А написал потому что , как я указал в тексте, встретил в Брауншвейге случайно приятеля, бывшего биробиджанца и он вспоминал прошлую жизнь. А по умению экспромто-импровизировать ( нет, конечно, такого сочетания) Вы можете конкурировать с ЦВИ.
Отлично, но в этой строке:
«Пишите ж про Израиль, товарищ Лев»
не соблюдается ритм — может так:
«Пишите про Израиль лучше, Лев»
Zvi Ben-Dov: 01.08.2025 в 15:26
———————————
Спасибо, Григорий. Не спорю, ваш вариант годится. Но если не «про Израиль», а «про Израйль»? Не сверх красиво, но ритм не сбивается.
От Еврейской автономной области была немалая польза тем евреям, которые туда поехали до войны. Война началась, мужчины ушли воевать, а женщины и дети выжили, пусть и не в райских условиях, но Слава Богу выжили. А вот те , кто попали под окупацию, большинство погибли, светлая им память…
Война началась, мужчины ушли воевать, а женщины и дети выжили, пусть и не в райских условиях, но Слава Богу выжили. А вот те , кто попали под окупацию, большинство погибли, светлая им память
—————-
Да , Вадим, Вы правы. Как говорится, нет худа без добра…
Попросил написать пару слов Мишу из Биробиджана, но он говорит что чтобы написать комментарий нужно авторизироваться, а он это не умеет.
Комзет был образован в 1924 году, в том числе и для создания альтернативы сионизму. По первоначальному проекту Кремля в северной засушливой части Крыма начали создавать еврейские колхозы и госхозы. Предполагалось переселить до 200 000 украинских евреев, безработных и лишенцев, объявив затем северный Крым с прилегающей к нему территорией Украины, Еврейским национальным районом. Финансировал проект Джойнт, для чего была создана амута «Агроджойнт». В 1928 году Сталин поменял приоритеты, решив с помощью еврейского национального образования осваивать Дальний восток СССР. Агроджойнту ничего не оставалось, как начать финансирование переселения евреев, в т. ч. и из Крыма, в Биробиджан.
В 1928 году Сталин поменял приоритеты, решив с помощью еврейского национального образования осваивать Дальний восток СССР.
——————
Это, Аркадий, была одна цель, а вторая всё-таки антисемитская: убрать евреев с престижной работы и освободить их квартиры. Имею в виду социальные квартиры.
Спасибо, Михаил, согласен. Доверять памяти когда всё можно проверить у ИИ или у Гоголя, это не простительно.. За что и получаю заслуженные нагоняи от модератора. Успокаивает немного,то это у меня с детства. В школе первый сдавал работу, толком не проверив
Еще одна поправка, историческая. В 1928-м тов. Сталин еще не был тем самым «большим ученым», про которого писал Юз Алешковский. Кстати мне известен такой вариант: «… В языкознаньи главный корифей. А я простой советский заключенный, не коммунист и даже не еврей.»
Переселение евреев в 28-м не было актом антисемитизма. Более того, до 30-х годов за антисемитизм могли вообще посадить. Это была политика создания нового советского человека, трудящегося для освоения Дальнего Востока и Крайнего Севера, а не для заработка. Тогда же были и колхозы в Крыму. А Утесов пел: «На Север поедет один из вас, на Дальний восток — другой». А гос. антисемитизм начался во время и после войны.
Извиняюсь надо: «…были и еврейские колхозы в Крыму».
«…были и еврейские колхозы в Крыму».
——————
Насколько я знаю их еврейский характер продержался недолго.
Еврейский характер колхозов продержался недолго, потому что у евреев видимо была возможность удрать из колхоза. У русских такой возможности не было, т. к. им не давали паспортов, как крестьянам в царской России. А если бы были паспорта, то все бы давно разбежались. Отслужившие в РККА практически не возвращались домой.
А, по моему, Михаил, был всегда, только в.меньшей степени.
Отсюда и антисемитская ложь: » Евреи воевали под Ташкентом» хотя по количеству Германии ероев Соетского Союза идн.занимали 4 ое место после русских, украинцев и.белоруссов
Героев
Лев! Пишете Вы хорошо, но слишком полагаетесь на свою память. «Задрав штаны бежать за комсомолом» — это не Маяковский, а Сергей Есенин.
Спасибо, Миша П., за уточнение
Л.М.
Те, кто постарше, помнят одного такого заключённого Иосифа Юзовского, написавшего в лагере и положившего на музыку талантливую песню: Товарищ Сталин, вы большой учёный …
———————————————————————————————-
Лев, я не очень понял, какое отношение этот заключённый имеет отношение к песне Ю. Алешковского, написавшего ее в 1959 году через несколько лет после отсидки за воровство автомобиля?
Да и слова песни в ВИКИ несколько другие.
Лев, а при чем тут кампания против космополитов, убийство С.Михоэлся и пр.
——————
На мой взгляд, Инна, выселение евреев из Москвы было в том же ряду , что и приведённые Вами-мной преступления Сталина. Это всё звенья одной цепи
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 07:18
_______________________
А какие жизненные обстоятельства вынудили родных Миши ехать на Дальний Восток? Ведь их же не принудительно отправляли?
Я жду пока Миша напишет. Он обещал, но может обещал, чтобы я отвязался
А какие жизненные обстоятельства вынудили родных Миши ехать на Дальний Восток? Ведь их же не принудительно отправляли?
————————
Нет, конечно, Инна. Дедушку и бабушку Миши привлёкло первое слово в ЕАО , Еврейская.
Инна, это правда, что Вы тоже из Биробиджана?
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 20:04
Инна, это правда, что Вы тоже из Биробиджана?
______________________________
Конечно, Лев, я — из числа первых переселенцев, т.с поднимала ЕАО
Да, Инна, наверно, Вы правы. Миша рассказал о сегодняшней жизни в Биробиджане мало, потому что не входил в число тех полутора евреев, которые там остались и приехал в Германию уже давно. Рассказал только, что когда его дедушку и бабушку привезли туда в товарных вагонах, зимой ( он ещё, естественно, не родился),то поселили в холодных неотапливаемых бараках и многие там погибли. это было ещё одно страшное преступление Джугашвили.
Реклама ЕАО напоминает мне рекламу БАМа. Старший брат жены, идейный комсомолец, приехал на эту стройку, без тёплой одежды, отморозил ноги и еле вернулся домой. Он жил в пригороде Москвы.
Лев, и все-таки, о чем же вы проговорили с вашим приятелем более 2-х часов(если вы его не выдумали, конечно). Простите меня за назойливость, но он переехал в Германию в 2005 г., т.е. большую часть жизни он провел в тех дальневосточных краях. И ему нечего рассказать? Ни в жисть не поверю…
Простите меня за назойливость, но он переехал в Германию в 2005 г., т.е. большую часть жизни он провел в тех дальневосточных краях. И ему нечего рассказать? Ни в жисть не поверю…
———————
Да, наверно странно, но это так. Он правда рассказывал, что биробиджанцы ездят закупаться
в Китай, где граница почему-то открыта. Миша родился в шестидесятые и, переехал в Германию уже взрослым. Один сын живёт в Германии, другой в Израиле. О сегодняшней жизни на берегах Биры мало что знает. И, вообще, не любит почему-то вспоминать биробиджанские годы…
Переслал, Инна, по вотсап эту заметку бывшему жителю Биробиджана и он позвонил. Выяснилось, что Миша, действительно за эти годы несколько раз летал в Биробиджан пока была жива дожившая ( несмотря на гнилой климат!) до 102 лет бабушка. Сейчас полетел бы , да санкции. И надо лететь с пересадкой ( двумя пересадками, так как в Москву через Турцию ) и уже нет сил.
Хочу ещё сказать, Инна, спасибо за интерес к этой заметке, которая на фоне сегодняшних событий вряд ли у кого-то вызовет интерес.
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 09:04
Хочу ещё сказать, Инна, спасибо за интерес к этой заметке, которая на фоне сегодняшних событий вряд ли у кого-то вызовет интерес.
_____________________________
Лев, было бы еще интересней, если бы мы услышали рассказ Миши о Биробиджане. Ведь название заметки такое многообещающее и красноречивое.
Миша, как он сказал по телефону, не очень любит вспоминать то время, но я ему ещё раз позвонил и он обещал пару слов написать.
Всё верно. Я даже решил, Инна , привети тексты двух песен того времени
Еврейская комсомольская
музыка И.Дунаевский слова В.Волженин
На рыбалке у реки тянут сети рыбаки,
На откосе плещет рыба, словно глыба серебра,
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.
Над рекою, под водой плавал месяц молодой,
Не меня ли ты ласкала, называла «Милый мой».
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.
На рыбалке у реки тянут сети рыбаки,
Тянут, песни распевая, а милая не со мной,
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.
ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
муз.И.Дунаевский, сл.В.Волженин
Ох, ты сердце,
Ох, ты девичье,
Не видать мне с тобой покою!
Пел недаром за рекою,
За рекою соловей
Приходи вечор , любимый,
Приходи и обогрей.
Пел недаром за рекою,
За рекою соловей
Ох ты ночка,
Ночка темная,
Разгони ты печаль -заботу,
А на зорьке за работу,
За работу веселей.
Приходи вечор, любимый,
Приголубь и обогрей.
А на зорьке за работу,
За работу веселей.
Лев,
я прошу прощение за мелкое хулиганство.
Я ещё в детстве знал, откуда эта песня и её содержание, но распевали мы тогда её на другие слова:
На рыбалке у реки
Кто-то стырил сапоги,
Я не тырил, я не брал,
Я на шухере (или вассере) стоял.
»
Вот полный текст (Л.М.)
Товарищ Сталин…
Это одно из многих стихотворений, написанных о сталинских лагерях, которые «вдохновляли» не только Алешковского, но и многих других авторов, стихи которых были изданы в книге «Поэзия узников ГУЛАГа», фрагменты из которой вы найдете здесь: «ПОЭЗИЯ ГУЛАГА».
Там же, кстати, стихотворение Булата Окуджавы «Сталин Пушкина читал…».
Песню Алешковского знали многие, а исполняли, конечно, далеко не все.
Известен вариант молодого Высоцкого.
ТОВАРИЩ СТАЛИН,
вы — большой ученый!
Товарищ Сталин —
Вы большой ученый,
В языкознаньи знаете вы толк,
А я простой советский заключенный
И мне товарищ — серый брянский волк.
За что сижу, воистину, не знаю,
Но прокуроры, видимо, правы.
Сижу я нынче в Туруханском крае,
Где при царе сидели в ссылке вы.
В чужих грехах мы сходу сознавались
Этапом шли навстречу злой судьбе
Мы верили вам так, товарищ Сталин,
Как может быть не верили себе
Итак сижу я в Туруханском крае,
Где конвоиры словно псы грубы,
Я это все, конечно, понимаю,
Как обостренье классовой борьбы.
То дождь, то снег, то мошкара над нами,
А мы в тайге с утра и до утра,
Вы здесь из искры разводили пламя,
Спасибо Вам, я греюсь у костра.
Вам тяжелей, вы обо всех на свете
Заботитесь в ночной тоскливый час
Шагаете в кремлевском кабинете,
Дымите трубкой, не смыкая глаз
И мы нелегкий крест несем задаром
Морозом дымным и в тоске дождей
Мы как деревья валимся на нары,
Не ведая бессонницы вождей
Вчера мы хоронили двух марксистов,
Тела одели ярким кумачом.
Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, ни при чем.
Он перед тем как навсегда скончаться
Вам завещал последние слова.
Велел в евонном деле разобраться
И тихо вскрикнул: Сталин – голова!
Живите ж тыщу лет, товарищ Сталин,
И пусть в тайге придется сдохнуть мне
Я верю будет чугуна и стали
На душу населения вполне.
Я верю будет чугуна и стали
В «Еврейской комсомольской» только и еврейского, что это «Ё-о-о», то есть «Да» на идише.
Я, Инна, полчаса назад поговорил с бывшим жителем Биробиджана, живущим сейчас в Германии в пригороде Браушвейга, и попросил написать пару слов .Он обещал. Посмотрим
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 10:44
Я, Инна, полчаса назад поговорил с бывшим жителем Биробиджана, живущим сейчас в Германии в пригороде Браушвейга, и попросил написать пару слов .Он обещал. Посмотрим
_________________________
Лев, оставьте вы Мишу в покое. Мне его даже жалко стало. Ему ведь этого ничего не надо. Это вам нужен был Биробиджан, как предлог поговорить об антисемитизме вообще.
Лев Мадорский: 01.08.2025 в 10:44
Я, Инна, полчаса назад поговорил с бывшим жителем Биробиджана, живущим сейчас в Германии в пригороде Браушвейга, и попросил написать пару слов .Он обещал. Посмотрим
_____________________
Лев, не надо ни о чем просить Мишу. Мне стало неловко- чего прицепились к человеку. Не хочет вспоминать и не надо.
Лев, а все-таки, что вам друг-то рассказал? Интересно же, полжизни там прожил, родился там. Я все ждала, что вы вот -вот начнете.
Но так и не услышала его рассказа об этой жизни в Биробиджане. Вы все больше про общеизвестные факты, закрытие еврейского театра, антисемитскую кампанию, смерть усатого вурдалака…
На гребне этой волны началась и борьба с врачами-убийцами и с космополитами, среди которых подавляющее количество фамилий были еврейские, был зверски убит председатель еврейского антифашистского комитета великий советский актёр Соломон Михоэлс. Таким образом, и образование ЕАО преподносилось как средство чтобы спасти евреев от Погромов, от народного гнева…
_______________________________
Лев, а при чем тут кампания против космополитов, убийство С.Михоэлся и пр. ?
«Организованное заселение этого района после революции началось в 1925 году. 28 марта 1928 года Президиум ЦИК СССР принял постановление «О закреплении за КомЗЕТом для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края»[49][50] в количестве примерно 4,5 млн гектаров[51]. В апреле-мае 1928 года на станцию Тихонькая стали прибывать эшелоны с первыми переселенцами-евреями[6][1 Первая в области еврейская школа открылась в ноябре 1929 года в селе Валдгейм[59].» Это из ВИКИ.
А я помню , как по радио часто звучали песни Дунаевского к кинофильму «Искатели счастья», 1936г. , о переселении евреев в Приамурье(меня тогда еще не было, естественно ). Просто музыка Дунаевского была любимой, и это были такие зажигательные еврейские мелодии.