Рич Тенорио: Как британский еврей 19-го века стал вождем зулусов и военачальником рабовладельцев

Loading

Американский историк Адам Ровнер описывает богатую событиями жизнь Айзекса в своей новой книге “Еврей, который хотел стать королем: правдивая история кораблекрушения, выживания и скандала в Викторианской Африке”. Издательство Калифорнийского университета опубликовало ее 15 апреля 2025 года.

[Дебют] Рич Тенорио

КАК БРИТАНСКИЙ ЕВРЕЙ 19-ГО ВЕКА СТАЛ ВОЖДЕМ ЗУЛУСОВ И ВОЕНАЧАЛЬНИКОМ РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ

В новой книге «Еврей, который хотел стать королем» историк Адам Ровнер рассказывает биографию Натаниэля Айзекса, который потерпел кораблекрушение и прожил богатую жизнь, полную приключений и коррупции

Газета «The Times of Israel», Иерусалим, Израиль

https://www.timesofisrael.com/how-a-19th-century-british-jew-became-a-zulu-chieftain-and-slaveholding-warlord/

26 апреля 2025 года

Перевод с английского Александра Левковского

Рич ТенориоЖизнь Натаниэля Айзекса противоречила общепринятым нормам. Белый англичанин еврейского происхождения, достигший совершеннолетия в начале 19 века, большую часть своей карьеры он провел на окраинах Британской империи в Африке. В Южной Африке он завоевал доверие знаменитого вождя коренных народов Шака Зулу, который сделал Айзекса вождем, ведя кровопролитные войны с другими племенами. Позже, будучи британским агентом в Западной Африке, Айзекс заключил договоры с местными правителями, чтобы положить конец работорговле, но в конце концов сам стал военачальником рабовладельцев.

Американский историк Адам Ровнер описывает богатую событиями жизнь Айзекса в своей новой книге “Еврей, который хотел стать королем: правдивая история кораблекрушения, выживания и скандала в Викторианской Африке”. Издательство Калифорнийского университета опубликовало ее 15 апреля 2025 года.

В начале своей карьеры “Айзекс играл роль Иосифа — своего рода советника короля Шаки”, — рассказал Ровнер газете «The Times of Israel» в телефонном разговоре. — Позже, в Западной Африке, он стал своего рода фараоном, твердолобым властелином тех, кто действовал против его воли”. Но “это не совсем пасхальная история”, — говорит Ровнер, который руководит центром иудаистики в Денверском университете, где он также является профессором английского языка. — “Он не совершил исход. Это было добровольное изгнание. Единственный способ, при котором он действительно мог преуспеть как бедный еврей из рабочего класса в Англии, — это добраться до самых окраин империи и попытаться сделать себе имя, используя всё, что у него есть, — свое мужество и способность перехитрить тех, кто хочет его обойти”.

Когда автор впервые наткнулся на эту историю, он даже не знал имя персонажа. Это произошло во время работы над предыдущей книгой — “В тени Сиона: земли обетованные перед Сионом”. Одним из первоисточников оказался неожиданно интригующим: речь британского драматурга Исраэля Зангвилла, активно работавшего в конце 19-го и начале 20-го веков. Зангвилл, наиболее известный тем, что своей одноименной пьесой популяризировал термин “плавильный котел”, рассуждал о том, что евреи имеют такое же право на родину, как и все остальные. Приводя свои аргументы, Зангвилл упомянул неназванного еврейского короля народа Зулу. Достаточно сказать, что это вызвало интерес Ровнера и побудило к поиску в Интернете.

“Об Айзексе было написано несколько отрывочных статей и одна генеалогическая книга, которую он сам опубликовал», — говорит Ровнер. — “Это была хорошая история, и я начал ее изучать”. Как выяснил автор, “в Айзексе было нечто большее, чем просто невероятный факт, что он был вождем зулусов”. Работа над этой историей заставила Ровнера уехать далеко от его родной базы в штате Колорадо. Он не давал скучать таможенникам, посетив множество международных пунктов назначения, связанных с повествованием: Англию, Южную Африку, Сьерра-Леоне… даже остров Святой Елены, где некогда Наполеон доживал свой век в изгнании, — как раз в тот момент, когда некий еврейский британец-подросток приехал туда изучить у своего дяди импортно-экспортный бизнес.

Автор провел обширные архивные исследования, посетив такие места, как Кейптаун, остров Святой Елены и столицу Сьерра-Леоне Фритаун.

“Для меня важно не только иметь бумажные документы из архива”, — говорит Ровнер. — “Мне также нравится заниматься «архивом ног» — идти по тому же пути… видеть те же достопримечательности, те же места, возможно, те же народы, что жили во времена Айзекса. Для меня это делает всё более реальным.”

Это включало в себя визит на отдаленный остров Матаконг, у берегов Гвинеи. Там, вдали от глаз британцев, Айзекс стал военачальником, держал рабов и, как утверждает автор, возможно, также торговал рабами. Попытка британского правительства привлечь Айзекса к ответственности за рабовладение в конечном итоге провалилась.

Как и следовало ожидать, повествование о жизни Айзекса поставило перед автором множество задач. “Это непростая история”, — объясняет Ровнер. — “Сначала он был поклонником культуры Зулу”, а затем выразил “несогласие с работорговлей” в своих многотомных мемуарах. “Позже он медленно, очень медленно втягивается в [рабовладение]”. Это [вечный] острый вопрос о том, мог ли белый еврей владеть чернокожими рабами. История участия евреев в работорговле на протяжении десятилетий вызывала споры из-за противоречивых заявлений о степени участия евреев в ней. “Очевидно, что евреи были вовлечены в работорговлю”, — говорит Ровнер. — “Они не были главными движущими силами”, хотя и имели “избыточную видимость”. И, добавляет он, Айзекс, возможно, был особенным человеком — в отличие от предыдущих евреев-рабовладельцев в Британской империи, он держал рабов после того, как Англия отменила работорговлю в 1833 году: “Он был человеком, — говорит Ровнер, — работавшим на границах империи и подрывавшим британские интересы… Я не думаю, что это является отражением его иудаизма. Тем, кто так полагает, возможно, стоит задуматься о том, что они сами создают антисемитские стереотипы.”

Древнейшая ненависть формирует зулусского еврея и следует за ним по пятам. В книге исследуется роль антисемитизма в жизни Айзекса. Он родился в 1808 году в Кентербери, Англия. В то время как его отец рано ушел из жизни Айзекса, он был близок к своей матери и получил что-то вроде еврейского образования в стране, где евреев было немного, но существовало множество форм антисемитизма: более грубая форма, подпитываемая фольклорными стереотипами, и предположительно более «благородная» форма, которую, как утверждается, имел землевладельческий класс. используя её для лишения евреев законных прав, которыми пользовались другие британцы.

Антисемитизм последовал за семьей Айзексов даже на остров Святой Елены, [где жили и работали его дяди]. Хотя дяди Натаниэля посещали церковь, они, вероятно, делали это потому, что это было обязательным, но даже это не могло уберечь их от местного антисемитского возмущения.

Местные жители возмущались также тем, что дядя Айзекса Джеймс и его брат Льюис Соломон стали доверенными лицами заключенного на острове в тюрьму Наполеона Бонапарта. После трех лет пребывания на острове Святой Елены Айзекс подружился с амбициозным канадским морским капитаном Джеймсом Сондерсом Кингом, который пригласил его присоединиться к поискам счастья в Южной Африке.

Кинг и Айзекс благополучно добрались до Кейптауна, но последующая поездка в Порт-Натал закончилась кораблекрушением. Кинг, Айзекс и другие члены экипажа выжили, отчасти благодаря гостеприимному приему со стороны племени зулусов. Они узнали, что участники предыдущей экспедиции по созданию торгового поста были живы. Вождь зулусов Шака решил встретиться с белыми пришельцами. Среди тех, кто согласился, был Айзекс, который принес лидеру зулусов значительный запас слоновой кости. “Для зулусов тот факт, что Айзекс был евреем, что у него не было подходящей родословной… ничего не значил”, — говорит Ровнер. — “В этом смысле зулусы были гораздо более равноправны, чем британское общество”.

В книге описываются зверства зулусов, совершенные против других племен и против их собственных соплеменников. Айзекс завоевал известность среди зулусов, участвуя в смертоносном нападении на другое племя, во время которого он получил ранение в спину. В результате Шака наградил Айзекса почетным званием и позже дал ему титул вождя, вместе с участком земли.

“Айзекс пытался заинтересовать британцев территорией, которую ему предоставили”, — говорит Ровнер. — “Британцы не были заинтересованы в том, чтобы еврейский парень без социального положения и с небольшим образованием развивал империю”. К тому времени, когда Айзекс покинул Южную Африку, у него уже были дети от некоей африканки. Он вернулся в Англию с высоким мнением о Шаке, и хвалебные описания вождя зулусов в автобиографии Айзекса, возможно, породили мифическое описание военной доблести Шаки, — миф, впоследствии распространившийся в романах-бестселлерах Х. Райдера Хаггарда.

Второй акт жизни Айзекса начался с очередного делового предприятия в Западной Африке. Здесь он настолько преуспел в своих отношениях с местными королями, что британское правительство наняло его для заключения сделки другого рода: в обмен на британские товары местные правители должны были положить конец работорговле.

Ровнер задокументировал девять таких договоров, заключенных Айзексом. В конце концов, Айзекс стал достаточно богатым, чтобы купить остров Матаконг, где он модернизировал порт и обучил частную армию. “К сожалению, похоже, что власть ударила ему в голову”, — говорит Ровнер. — “Он стал коррумпированным. В итоге он стал держать рабов, а возможно, и торговать ими”.

“Домашнее рабство издавна практиковалось в Западной Африке различными культурами, цивилизациями и группами”, — добавляет Ровнер. — “Похоже, что Айзекс как бы использовал [местную практику] домашнего рабства в качестве оправдания для удержания людей в рабстве”.

В Западной Африке у Айзекса родились еще двое детей, сын и дочь, от Мэри Энн Лайтборн, женщины со смешанным европейским и африканским происхождением, семья которой была связана с работорговлей. После того как их отношения закончились, Айзекс вступил в новые отношения с другой женщиной европейского и африканского происхождения, Ханной Хейс, которая, как предполагает Ровнер, могла убедить его самого стать работорговцем. “Это можно интерпретировать как ситуацию из ”Макбета», где роль леди Макбет играет эта женщина», — говорит Ровнер. — “Прежде всего Айзекс был очень проницательным бизнесменом. Вероятно, он понял, что может заработать хорошие деньги и разбогатеть, торгуя человеческими душами”.

Когда одна из дочерей Айзекса стала взрослой, она поехала с ним в Ливерпуль, где сестра и шурин Айзекса были активными членами местной еврейской общины. Дочь Айзекса вышла замуж за ирландского иммигранта, который, как предполагает Ровнер, был неевреем. Тем не менее, отмечает Ровнер, до самой своей смерти в 1872 году Айзекс сохранял связи с иудаизмом. “Его дочь и зять перевезли его тело… на старое еврейское кладбище в Кентербери”, — говорит Ровнер. — “Он был похоронен рядом со своей матерью»… Он считал себя евреем. Его еврейская идентичность явно что-то значила для него, возможно, в сентиментальном плане”.

4 комментария для “Рич Тенорио: Как британский еврей 19-го века стал вождем зулусов и военачальником рабовладельцев

  1. стали доверенными лицами заключенного на острове в тюрьму Наполеона Бонапарта.
    \\\\\\\\\\\
    !?!?!?

    1. Спасибо, Сэм, за правильное замечание. Будет исправлено.

  2. И куда только евреев не заносила Судьба.

    «Недаром детский психотерапевт профессор Фаерштейн слыл оригиналом. Разработанная им система реабилитации творила чудеса. Очередь к нему на прием в иерусалимской больнице «Адасса» была расписана на полгода вперед. В его частном санатории-пансионате лечились дети из разных стран мира, причем там были не только евреи. Сколько раз ему предлагали переехать в Америку, в Европу, но он считал, что место еврея в Израиле и построил дом в религиозном районе Иерусалима. Друзья недаром называли профессора оригиналом. После тяжелого года творческой, но изнурительной работы, он проводил отпуск в самых неожиданных местах. Но в этом году доктор Фаерштейн превзошел ожидания ко всему привыкших друзей и близких. В Интернет он нашел информацию о племени индейцев, сохранившемся в тех лесах Америки, что расположены на границе с Мексикой, и решил посмотреть на аборигенов собственными глазами. Профессор списался с туристическим агентством и попросил организовать для него тур. С большим трудом от вождя племени было получено разрешение на визит.»

    https://toldot.com/articles/articles_10361.html
    https://haifainfo.com/?p=174629

    1. Евреи почему-то «лезут в вожди» — зулусов, индейцев, … пролетариата 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.