![]()
В конце предвыборной встречи я набрался наглости и попросил автограф, еще накануне снял с книжной полки фотокопию портрета Эренбурга работы Пикассо, рамочку я делал сам из тонкого картона. Илья Григорьевич на ней и расписался.
ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ
Эстетические, частично — этические, мировоззренческие (включая религиозные) представления сформировались у меня от общения с личностью Ильи Григорьевича Эренбурга. Нет, вживую я видел его один раз, о чем ниже, но вот личность автора в его книгах я почувствовал еще подростком, начиная с новомирских публикаций мемуаров «Люди. Годы. Жизнь», потом, конечно, «Хулио Хуренито», «Тринадцать трубок»… Те стихи, его собственные, которые он скупо цитировал в мемуарах, стихи его друзей из разных стран определили мои вкусы в поэзии, а представления личностей и особенностей манеры художников — мои вкусы в изобразительном искусстве.
Поэтому в любом возрасте я в меру сил следуя за Эренбургом и моим старшим товарищем Аликом Глезером, не скрывавшим своего модельного, я бы сказал, пристрастия к Илье Григорьевичу, старался совмещать журналистику, публицистику с непридуманной прозой и стихами, часто — в одном тексте, был внимателен к друзьям-художникам. Но в конце мая 1966 года я об этом не слишком думал, когда одноклассник Юлай Загафуранов, сын одноногого фронтовика, председателя Верховного Совета Башкирской АССР провел нас со старшим товарищем Геной Розенбергом неизвестными публике коридорами, ведущими из совминовской столовки (она была через двор от нашей уфимской школы) в зал Верховного Совета, на встречу с кандидатом в члены Совета Национальностей Верховного Совета СССР Ильей Эренбургом. У дверей возникла заминка: вы х-х-то? Недаром Гена был капитаном нашей команды КВН, мы сразу сказали: юнкоры «Пионерской правды»! Правды в этом было меньше, чем половина, я был внештатником республиканской молодежки.
Полный зал местной интеллигенции, кого-то знаю. Отец мой Давид Гальперин, секретарь Союза журналистов Башкирии, очень удивился моему появлению, но гнать не стал. Илья Григорьевич был внимателен и серьезен, иронию по поводу «Совета Национальностей» и предстоящего выбора еврея от Башкирии не подчеркивал, рассказывал, что в прежнем своем депутатстве старался помогать тем краям, от которых его выбирали. Вопросов по политике не было, думаю, учитывался полудиссидентский статус Эренбурга. Недавнюю травлю со стороны Шолохова и компании подкованные уфимцы хорошо помнили.
Был один вопрос от моего знакомого молодого поэта Газима Шафикова:
— Илья Григорьевич, вот вам уже 76-й год пошёл, вы до сих пор курите?
— Да, курю.
— А ведь говорят, что курение укорачивает жизнь…
— Знаете, молодой человек, жизнь укорачивает не курение, а неприятности. Курить по крайней мере приятно.
В конце предвыборной встречи я набрался наглости и попросил автограф, еще накануне снял с книжной полки фотокопию портрета Эренбурга работы Пикассо, рамочку я делал сам из тонкого картона. Илья Григорьевич на ней и расписался. А Гена после автографа получил роскошный подарок — перьевую авторучку Эренбурга. Через несколько дней он писал выпускное сочинение на свободную тему, захватив из дому том собрания сочинений с «Оттепелью». Удачно выпустился, теперь он членкор Академии Наук. Я был в школе еще год, уже следующим летом, когда я поступил на журфак МГУ, несколько раз пытался, собравшись с духом, позвонить в дверь его квартиры на улице Горького, 7. Но руку мою отдергивал Саша Касымов, мой уфимский друг, разделявший трепетное отношение к Эренбургу.
Как же я жалел об этом, двигаясь вместе с вереницей допущенных «представителей общественности» мимо гроба Ильи Григорьевича, установленного в ЦДЛ. Это было уже начало сентября, не все старшекурсники вернулись с каникул, поэтому от журфака делегировали нескольких первокурсников. Помню Веру Кондратович, дочку опального зама Твардовского по «Новому миру», дочь Александра Бека Таню, уже тогда серьезного поэта. Мы видели, как охранка внимательно относилась к процессии, одни и те же мужички выходили откуда-то сбоку и присоединялись к скорбящим, слушали разговоры, отходили уже перед самым гробом, чтобы через пару минут присоединиться к следующей группе. У Ильи Григорьевича был приподнят уголок губ. Я написал тогда плохие стихи, вот окончание: «Висит табличка «Выход», иди вперед, вперед… Но оглянись: он тихо трубочку сосет».
Я вспомнил эти разного уровня события, глядя на снимок, который разыскала в семейном архиве моя сестра: Илья Эренбург разговаривает с уфимцами за кулисами встречи. К нему лицом, рядом, мой отец Давид Самойлович Гальперин. 7 июля было сто лет со дня его рождения.


Комментариев накопилось множество — одарённый журналист написал впечатляющее эссе об Эренбурге, талантливом еврее, в судьбе, творчестве, чувствах и деятельности которого — весь ХХ век.
В нескольких постингах особо настойчивы упрёки/обвинения писателя не просто в конформизме (что позволило ему творить добро), а в прислужничестве тирану-маниакальному убийце…
Похоже, что таких критиков Эренбурга устроило бы, раздел’и он судьбу Бабеля.
Victor Blokh: 18.07.2025 в 17:31
Сэм: 18.07.2025 в 17:20
Виктор, повторяю ещё раз — Эренбург, при всех своих несомненных достоинствах, был слугой усатого вурдалака, помогавшего тому обманывить доверчивых западных интеллигентов и при этом самому преуспевать.
И Вы полагаете, что это навредило евреям?
Что касается отношения отношения «к трудящимся Израиля», то по Вашему отношение должно опредяляться родом их деятельности? И Вы уверены, что к солдатам ЦАХАЛа Эренбург тоже хорошо относился?
А к генералам?
А к политикам?
\\\\\\\\\
Я знаю только, что Эренбург не делал различия в роде занятий евреев, когда дело касалось их дискриминации или преследования их за то, что они евреи.
////////////
Виктор, я читал, что в разгар сталинского антисемитизма были евреи, которые обращались к Эренбергу с просьбой о защите.
И знаете что, Виктор, я попробую последовать призыву Владимира, но вследствии вредности и нудности своего характера всё же напишу:
Вполне могу допустить свою необъективность — своё отношение к сталинскому режиму я переношу и на его верного слугу — Эренбурга, многогранная личность которого этой чертой не ограничивается.
Сэм: 18.07.2025 в 17:20
Виктор, повторяю ещё раз — Эренбург, при всех своих несомненных достоинствах, был слугой усатого вурдалака, помогавшего тому обманывить доверчивых западных интеллигентов и при этом самому преуспевать.
И Вы полагаете, что это навредило евреям?
Что касается отношения отношения «к трудящимся Израиля», то по Вашему отношение должно опредяляться родом их деятельности? И Вы уверены, что к солдатам ЦАХАЛа Эренбург тоже хорошо относился?
А к генералам?
А к политикам?
Я знаю только, что Эренбург не делал различия в роде занятий евреев, когда дело касалось их дискриминации или преследования их за то, что они евреи.
Сэм
— 2025-07-17 09:57:40(280)
Уважаемый Элиэзер, рад был после очень долгого перерыва прочесть Вашу реакцию на написанное мною. Правда не на то, что сегодня для меня актуально, а на тему, которая, хоть и интересную, но, честно признаться – актуальную для меня не слишком.
Нашёл свой давнишний комментарий к той Вашей статье и повторю его – он и сегодня выражает мою т.з. (Выделение жирным шрифтом – сегодняшнее)
Сэм31.03.2018 в 13:45
Мне просто написать свой отклик – мне повезло, что я прочёл эту статью раньше.
Очень, очень хорошо. Сказать, что читал с интересом – ничего не сказать. И могу признаться в своём ренегатстве: Я вырос со знанием того, что от новой Катастрофы нас спасла только смерть тирана – так рассказывала мне моя покойная мама, но честно говоря, книга Костырченко убедила меня в том, что это были только слухи. Теперь, прочитав Вашу статью, я очень не уверен в своём новом убеждении. Впрочем, в любом случае факт, что слухи были и то, что им верили, лучше всего говорит о том властителе… Но если быть честным, и хотя это можно признать проявлением моей местечковости, но полное игнорирование того, что замечательный человек, писатель Илья Эренбург, мемуары которого я когда-то, тысячу лет назад прочёл с большим интересом, являлся ярым и принципиальным противником Израиля, игнорирование этого является приверженностью к ПОЛУправде.
Уважаемый Сэм,
Это было бы так, если бы было верно, но это не так. Я нашел замечательную статью Сони Тучинской, которую раньше проглядел (как-то получилось, что мы с Соней стали не очень комплементарны друг к другу), очень в пользу Эренбурга не менее, чем я, но не избегшую критики его отношения к Израилю. Сразу отбросьте резкие слова, которые я выделил большими буквами:
ЯРЫЙ и ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ противник Израиля?
Цитируются такие замечательные стихи, о которых Соня пишет: «Комментировать «еврейские» стихи Эренбурга – дело неблагодарное. Они – поминальная молитва по шести миллионам…» А вот что он писал в 20-летнем возрасте:
…Ты здесь не нужен,
пришлый и гонимый,
Сбери своих расслабленных детей,
Уйди к родным полям Иерусалима,
Где счастье знал ты
в юности своей…
ЯРЫЙ и ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ противник?
Я не говорю о совершенном подвиге – «Чёрная книга», составленная им и Василием Гроссманом. Когда-то сохранённая дочерью в единственном экземпляре, она сейчас доступна всем. Ну, так не оценил он сионизма и, как пишет Соня, «Ведь теперь он, вслед за новой «линией партии», уверен, что «создание государства Израиль не является решением так называемого еврейского вопроса». Сэм, есть много причин, почему мы хотим еврейское государство. Но нет никаких причин отрицать, что лозунг “Never again” не смог быть осуществлен, и Израиль, хотя и способен скобя защищать, но безопасным убежищем для евреев не стал.
Соня:
Эренбург «пытается убедить читателя, что «решение этого вопроса зависит не от военных побед в Палестине, а от победы социализма над капитализмом…» Он один так считал? Разве Израиль не построен социалистами Вашего, Сэм, уклада, например, Бен-Гурионом, и долго победа социализма там была почти несомненна? Разве кибуцное движение не было резко и надолго расколото тем «непреодолимым» разногласием, должны ли портреты Сталина продолжать висеть в столовой после разоблачения его культа или нет? Израиль, наверно, единственная страна, где социализм не полностью провалился, и он сумел перейти к рыночной экономике, но пройдя через 450%-ю инфляцию. Так что это незачем винить Эренбурга за плохое погимание того, что всё равно не было ни его уровнем компетенции, ни его жизненной задачей?
А что он саам думал о своей роли в 1953-м? Он пишут:
«Я пропускаю рассказ о том, как пытался воспрепятствовать появлению в печати одного коллективного письма. К счастью, затея, воистину безумная, не была осуществлена. Тогда я думал, что мне удалось письмом переубедить Сталина, теперь мне кажется, что дело замешкалось, и Сталин не успел сделать того, что хотел. Конечно, эта история – глава моей биографии, но я считаю, что не настало время об этом говорить…»
Соня это комментирует так:
«В людоедском 53-м, поставив на кон свою жизнь, он не убоялся отправить Сталину судьбоносное для советского еврейства письмо. И тот же самый человек в сравнительно вегетарианские 60-е посчитал, что «еще не настало время об этом говорить». Нет. Дело просто в том, что Илья Григорьевич не был уверен, как не уверены сегодня мы. Всё, что он и мы знаем, что письмо было найдено на столе больного Сталина. Эренбург не хотел брать грех на душу и присваивать себе заслугу, в которой не был уверен. Мы ему обязаны доверием, потому что сам он такие страшные слова мог бросить о себе в год смерти – может, от них и умер 31 августа 1967 года:
Пора признать — хоть вой, хоть плачь я,
Но прожил жизнь я по-собачьи,
Не то что плохо, а иначе, —
Не так, как люди или куклы,
Иль Человек с заглавной буквы…
Таскал не доски, только в доску
Свою дурацкую поноску,
Не за награды — за побои
Стерег закрытые покои,
Когда луна бывала злая,
Я подвывал и даже лаял
Не потому, что был я зверем,
А потому, что был я верен
—Не конуре, да и не палке,
Не драчунам в горячей свалке,
Не дракам, не красивым вракам,
Не злым сторожевым собакам,
А только плачу в темном доме
И теплой, как беда, соломе.
Уважаемый Элиэзер, у меня нет времени, и желания, искать все заявления Эренбурга по поводу сионизма и Израиля, но помню то, что он, написвшись, кричал послу Израиля в СССР Голде Меерсон на приёме в посольстве Чехословакии: «i>Ненавижу евреев, родившихся в России, которые говорят по-английски.«. Это, кстати, и к Вам, и к некоторым другим почитателям Эренбурга, относится. А вот ответ Голды Вас не касается: «А я жалею евреев, которые не говорят на иврите или хотя бы на идише»
Замечу только, что портреты Сталина висели в кибуцах сторонников партии МАПАМ, получившей на первых выборах в Кнессет 19 мест и не висели в кибуцах сторонников партии Бен-Гуриона , ненавидевшего усатого вурдалака, партии МАПАЙ, получившей на тех выборах 46 мест. Эти цифры более, чем наглядно, характеризует, Как тогда раскололся «социалистический Израиль». Кстати, Вы странным образом позабыли, что 3-хзначная инфляция была следствием экономических волюнтаристских экспериментов пришедшего к власти «буржуазного» Ликуд во главе с Бегиным. И немного странно, что Вы, живший тогда в Израиле, не помните этого.
А Илья Эренбург, при всех своих безусловных талантах и, вполне возможно, роли в отмене, или откладывании, решения о высылки евреев, был орудием, талантливым и поэтому эффективным, той так ненавидимой Вами власти на международной арене.
Относительно констатации Вами факта, что «Израиль, хотя и способен себя защищать, но безопасным убежищем для евреев не стал» интересно было бы прочесть Ваше мнение о росте антисемитизма в мире, в том числе и в вашей замечательной стране.
Что касается смены Ваших личных предпочтений, то самым убедительным для меня является отсутствие Вашего ответа на посланный Вам вчера, в ответ на Ваш, Email, в котором я написал то, что не могу, и не хочу писать для общего обозрения.
С уважением
Сэм
Соня Тучинская: 08.07.2025 в 23:29
Автору — спасибо, за то, что поделились уникальными воспоминаниями, связанными с Ильей Эренбургом, — «гением века», спасшего наших родителей, а значит и нас от Амана 20-го века — Сталина.
Я полностью присоединяюсь к Вашей оценке, Соня, и спасибо Иосифу Гальперину за замечательные воспоминания.
Сэм: 09.07.2025 в 11:45
Очередной пример выдачи гипотезы\версии за однозначный факт.
Да, на сайте 5 лет назад была соответствующая этой версии очень интересная статья:
Элиэзер М. Рабинович: Возвращаясь к 1953-му: Страна была готова к депортации евреев.
Но вот что написано относительно того письма Эренбурга Сталину в классической работе Геннадия Костырченко…
Сэм, спасибо за высокую оценку той статьи (2018), которая, однако, на Вас нисколько не повлияла. Это была большая статья с с двоякой целью: 1) все, что можно было сказать о письме Эренбурга и еврейской интеллигенции Сталину и в газету без всяких извинений и с бескомпромиссной апологией мужеству Ильи Эренбурга и 2) категорическому неприятию работы Геннадия Костырченко, которую вы сейчас назвали «классической». Я, в основном, согласен с куда более интересным подходом друга писателя и живого свидетеля Бенедикта Сарнова, памяти которого, как и памяти Эренбурга, я посвятил статью, или со статьёй моего покойного сокурсника и ровесника Анатолия Рохваргера, который тогда же напечатал (5 февраля 2018 г.) в «Мастерской» аналогичную статью «Герой и Праведник Эренбург».
В приложениях приведены и разобраны все опубликованные и архивные варианты писем Эренбурга и т.н. «еврейской общественности». Что касается того, был ли Эренбург сторонником сионизма или он предпочитал ассимиляцию, меня в тех обстоятельствах это совершенно не интересовало и, мне кажется, не должно интересовать и Вас. Это было время такой смертельной опасности для евреев — я в то время был в 9-м классе и помню каждый момент, и я убежден об огромной личной роли писателя в побуждении Сталина, по крайней мере, отложить решение, пока у Бога не нашлась свободная минутка для вмешательства. Какие бы приёмы и слова не использовал Эренбург, в тех обстоятельствах, это было «пикуах нефеш» — спасение душ и жизней, и если эти слова подействовали, то дальнейшее значения не имеет. Вы же оба входили в возраст на декаду позже и живого чувства времени не имеете, а некоторые оценки Костырченко я считаю морально неприемлемыми. Он, видите ли, пишет, что «Эренбург был очень ценен для режима, особенно не тревожась за свою безопасность». А почему он был в чуть большей безопасности, чем тоже прошедший через Испанию – Михаил Кольцов, или Бабель? Просто историк понятия не имеет об атмосфере того времени.
А когда историк пишет о речи Эренбурга 27 января 1953-го год, все следы элементарной порядочности исчезают. Лауреату предложили упомянуть врачей-«убийц», но он сказал, что скорее откажется от премии, чем выполнит это требование. Костырченко пишет:
«Незадолго до этого он немало потрудился, прикрывая от критики Запада шовинистическую политику Сталина: 27 января писатель во время вручения ему международной Сталинской премии за укрепление мира между народами заявил, явно пытаясь успокоить западное общественное мнение».
«Каково бы ни было национальное происхождение того или иного советского человека, он прежде всего патриот своей Родины и он подлинный интернационалист, противник расовой или национальной дискриминации, ревнитель братства, бесстрашный защитник мира».
Ах так?! А где же продолжение? Это был бесчестный обрыв цитаты, смысл которой совершено иной – не успокоить западное общественное мнение, а бросить Сталину в лицо:
На этом торжестве в белом парадном зале Кремля я хочу вспомнить тех сторонников мира, которых преследуют, мучают, травят, я хочу сказать про ночь тюрем, про допросы, суды, про мужество многих и многих…”
«Травят — назавтра газеты добавили два слова, чтобы получилось: «травят силы реакции»…
Кого еще Вы знаете, кто так бы сказал?
Я закончил статью фразой:
«Илья Григорьевич Эренбург был рыцарь. Может быть, не «рыцарь без страха и упрёка», но — рыцарь». Но я уже неоднократно исправлял себя и признавал неправоту ограничения:
ОН БЫЛ РЫЦАРЬ БЕЗ СТРАХА И УПРЁКА!
Надежда Мандельштам:
«Толпы пришли на его похороны, и я обратила внимание, что в толпе — хорошие человеческие лица.… Это была антифашистская толпа».
Борис Слуцкий:
Было много жалости и горечи.
Это не поднимет, не разбудит.
Скучно будет без Ильи Григорьича.
Тихо будет.
Необычно расшумелись похороны:
давка, драка.
Это всё прошло, а прахам поровну
выдаётся тишины и мрака.
Как народ, рвалась интеллигенция.
Старики, как молодые,
выстояли очередь на Герцена.
Мимо гроба тихо проходили.
Эту свалку, эти дебри
выиграл, конечно, он в чистую.
Усмехнулся, если поглядел бы
Ту толпу горючую, густую.
Эти искаженные отчаяньем
старые и молодые лица,
что пришли к еврейскому печальнику,
справедливцу и нетерпеливцу,
что пришли к писателю прошений
за униженных и оскорблённых.
Так он, лёжа в саванах, в пелёнах,
выиграл последнее сражениe.
Уважаемый Элиэзер, рад был после очень долгого перерыва прочесть Вашу реакцию на написанное мною. Правда не на то, что сегодня для меня актуально, а на тему, которая, хоть и интересную, но, честно признаться – актуальную для меня не слишком.
Нашёл свой давнишний комментарий к той Вашей статье и повторю его – он и сегодня выражает мою т.з. (Выделение болдом – сегодняшнее)
Сэм31.03.2018 в 13:45
Мне просто написать свой отклик – мне повезло, что я прочёл эту статью раньше.
Очень, очень хорошо. Сказать, что читал с интересом – ничего не сказать. И могу признаться в своём ренегатстве: Я вырос со знанием того, что от новой Катастрофы нас спасла только смерть тирана – так рассказывала мне моя покойная мама, но честно говоря, книга Костырченко убедила меня в том, что это были только слухи. Теперь, прочитав Вашу статью, я очень не уверен в своём новом убеждении. Впрочем в любом случае факт, что слухи были и то, что им верили, лучше всего говорит о том властителе. И ещё 3 момента, которые мне понравились в Вашей статье:
1. Вы широко и подробно приводите точку зрения, с которой не согласны. К сожалению, это почти что исключение для статей на сайте.
2. Вы делаете упор на то, что именно свидетель событий лучше понимает происходящее. (Увы на сайте это зачастую не так). И именно Ваше свидетельство очевидца побуждает меня начать сомневаться в версии Костырченко.
3. Вы даёте ссылки. Недавно на сайте снова начался спор на эту тему и Ваша работа – лучший свидетель того, что давать — лучше.
Не знаю, по какому разделу (мне кажется странным, что категории «Еврейская история», или «История евреев» нет), но эта Ваша работа заслуживает победы на конкурсе.
А мой комментарий, на который Вы отреагировали, был прежде всего вызван неприятием часто повторяющейся сегодня на сайте выдачи исторической версии как общепринятый исторический Факт.
Но если быть честным, и хотя это можно признать проявлением моей местечковости, но полное игнорирование того, что замечательный человек, писатель Илья Эренбург, мемуары которого я когда-то, тысячу лет назад прочёл с большим интересом, являлся ярым и принципиальным противником Израиля, игнорирование этого является приверженностью к ПОЛУправде.
Сэм: 17.07.2025 в 08:55
Илья Эренбург, мемуары которого я когда-то, тысячу лет назад прочёл с большим интересом, являлся ярым и принципиальным противником Израиля, игнорирование этого является приверженностью к ПОЛУправде.
—————————————
Чтобы не останавливаться на полуправде: Эренбург не был врагом еврейского народа, как раз наоборот.
Виктор, Эренбург был евреем, сторонником ассимиляции
Виктор, Эренбург был евреем, сторонником ассимиляции
——————————————-
Сэм, я не знаю, как Эренбург представлял себе ассимиляцию, но он всегда считал себя евреем и различал евреев среди дугих. Да он и сам был ассимилированным евреем. Мне кажется, что ассимиляция по Эренбургу не означала отказа от своей национальной идентификации. Мы с Вами тоже в немалой степени ассимилированы.
Сэм, кого Вы больше любите: евреев или Израиль?
Евреев в Израиле.
Считаю, что евреям есть смысл жить в двух станах в Израиле и Америке.
двух странах
Cэм: 18.07.2025 в 15:35
Евреев в Израиле.
—————————
А Эренбург любил евреев и за пределами Израиля.
А Эренбург любил евреев
иза пределами Израиля.Нет, Сэм. К трудящимся евреям Израиля Эренбург относился так же, как и к другим трудящимся (и не трудящимся) евреям. Эренбург, похоже, до конца дней своих оставался социалистом-интернационалистом (и при этом всегда различал евреев среди других).
Виктор, повторяю ещё раз — Эренбург, при всех своих несомненных достоинствах, был слугой усатого вурдалака, помогавшего тому обманывить доверчивых западных интеллигентов и при этом самому преуспевать.
Что касается отношения отношения «к трудящимся Израиля», то по Вашему отношение должно опредяляться родом их деятельности? И Вы уверены, что к солдатам ЦАХАЛа Эренбург тоже хорошо относился?
А к генералам?
А к политикам?
Victor Blokh: 18.07.2025 в 12:50
Cэм: 18.07.2025 в 15:35
—————————
Ох, дорогие мои Сэм и Виктор, иногда стоит остановиться. Потому как у наблюдающих за вашей перепиской могут и дополнительные вопросы возникнуть. Ну, например, а о том каких евреев (хоть в Израиле, хоть вообще) вы больше любите? Троцкого, Овадью Йосефа, Рабина, Баруха Гольдштейна, Сару Нетаниягу, Мерав Михаэли, Яира Голана, Итамара Бен-Гвира и т.д.😉
Владимир, я люблю свою жену.
А евреи — такой же народ, как и все остальные, и среди них есть и Герой Израиля Рабин и террорист Амир.
Сэм: 18.07.2025 в 19:24
—————————
Сэм, в этом я не сомневаюсь. Но тем не менее вы решили ответить на вопрос Виктора😉
Сэм:
18.07.2025 в 19:24
Владимир, я люблю свою жену.
А евреи — такой же народ, как и все остальные, и среди них есть и Герой Израиля Рабин и террорист Амир.
———————————
Герой Израиля Рабин и террорист Амир — это троллинг штоле?
А вот Шмуэль Мушник, гид, этнограф, журналист, фотохудожник, создатель и хранитель Музея Погрома в Хевроне, отчаянной смелости (живет в одном из крошечных ерейских анклавов, которые не соедиенные между собой выживают посреди арабья самого звероподобного толка), и просто — умнейший муж иудейский, — так вот, он мне, когда водил меня по Хеврону, сказал, что Рабин — это пособник убийц евреев Израиля, а Амир — их спаситель.
Кому поверит человек, не лишенный окончательно простого здравомыслья? Левому социалисту и хайфскому инженеру, балующемуся историческими опусами или выдающемуся Хранителю Хеврона — Шмуэлю Мушнику, живущему там в бывшей больнице Хадасс, и домашняя синагога которого находится в гробнице Махпела, рядом с домом. Я думаю, двух мнений быть не может.
А у меня об Игале Амире написано, не как о стрелявшем в Рабина злоумышленнике, а как о человеке по шекспировски трагической судьбы, о его любви к Ларисе, о его сыне, зачатом в тюрьме:
@http://blogs.7iskusstv.com/?p=136959@
И еще было о нем же, в сравнении с другим Игалем, Тумаркиным.
@http://tuchiki.livejournal.com/139878.html@
— «Два Игаля»
ИгальТумаркин — поп-ап скульптор, благополучно откинувший копыта 4 года назад, — лауреат Государственной Премии Израиля, чью землю он покрыл своими ублюдочными конструкциями из мусора и металлолома. Любимец «прогрессивной израильской общественности». Ваш, Сэм, кумир, зуб даю.
Первый Игаль ценой собственной жизни вывел из игры главного «игрока» Осло, которому по наущению дьявола выпало в 1995-ом быть ПМ Израиля (да будет исторгнуто имя его из народа его).
Второй — выставил скульптуру громадной свиньи в тфилине на площади Царей Израилевых в 1980-ом году, что не помешало ему стать лауреатом главной Национальной Премии в 2004-ом. Евреи, однако, народ небрезгливый и необидчивый, и массово протестовать против этого дикого решения не вышли. Не помешали Игалю Второму и высказывания наподобие следующего: «Когда я вижу харедим, то понимаю нацистов, которые убивали их во время Холокоста».
О первом вспоминается несказанно прекрасными строчками из украинского поэта Васыля Стуса:
О, мой народ, тебе останусь верным
и к вечной жизни в смерти обернусь.
Склонюсь я до земли перед тобой,
в твои глаза вгляжусь, благоговея.
И обручусь с родной землей моей.
Брезгливо поминая второго Игаля, приходит на ум диалог на кладбище из «Компромисса» Довлатова:
— Такое несчастье, такое несчастье…
— Но, говорят, покойный был негодяем?
— Не то слово, не то слово…
«Глупость — дар Божий, но не следует им злоупотреблять.»
Приписывается Отто фон Бисмарку
Соня Тучинская: 18.07.2025 в 21:34
======
Уважаемая Соня!
В поисках разборок можно многое, но в поиске истины НЕ надо быть святее Папы Римского:
1) В дружеских дискуссиях на ФБ со своими сторонниками Лариса Амир (жена Игаля Амира, которая в очень близких с ним отношениях) много раз прозрачно намекала, что Игаль стрелял в Рабина и ЧТО ЭТО БЫЛО ОШИБКОЙ — но скорей всего Рабина убил не Игаль, а ШАБАК. Я думаю, что это мнение и самого Игаля.
2) Живущий в Хевроне крайне-правый поселенец Барух Марзел — и все другие последователи рава Маира Кахане, включая его самого — уважают тех арабов, которые уважает евреев и их право на жизнь:
Барух Марзел, много лет назад: «Да, стены моего каравана пробиты в нескольких местах пулями. Но это — выстрелы издалека. А вблизи — это клан Аль-Джабари, они с нами не воюют. И арафатовским ублюдкам на их территорию хода не дают. С их точки зрения, именно эти тунисские пришельцы — бандиты, воры и оккупанты, не мы. С аль-джабаритами можно ужиться и договариваться — они своё место знают, и нас уважают».
https://www.facebook.com/lenskys/posts/pfbid02XoWb7XQ2HXpgeAp825jrotdcgHbR2zEnMpRK7UhCJieoCDVBuyhfZTT5dRLLPtwCl
Спасибо, уважаемый Элиэзер, прежде всего за исторически точные характеристики, которые я не написал, не будучи так, как Вы, погруженным в те реалии. Я это знал и чувствовал, но писал, прежде всего, о своих тогдашних ощущениях. Рад, что их не пришлось менять.
Соня Тучинская: 09.07.2025 в 19:16
Вот эта деталь: «Ведь ни он сам, как, собственно, и никто в близком окружении Сталина, не мог предвидеть реакции на это письмо всесильного хозяина Кремля, обратившегося к тому времени в абсолютно непредсказуемого параноика»
оспаривает другой ваш тезис:
«Евреи, жившие в Советской России в середине прошлого века, и их потомки обязаны самим фактом своего существования «уму и сообразительности» Ильи Григорьевича Эренбурга».
Тем более, что вы пишете:
«По замыслу советского Амана дело это должно было уже в марте вылиться в публичные казни «врачей-отравителей».»,
однако, Аман умер 5 марта 1953. И данные о перемене его настроения после письма Эренбурга (3 февраля) отсутствуют.
Я, вместе с вами, не сомневаюсь в мужестве Эренбурга, но при этом не уверен, что оно сыграло заметную роль. Вряд ли Сталин не взвесил международные последствия своего намерения. Таких промахов за ним не значится.
Землемер: 10.07.2025 в 10:55
Вряд ли Сталин не взвесил международные последствия своего намерения. Таких промахов за ним не значится.
———————————
Сталин прозевал нападение Гермаии на СССР в 1941, потому что считал это нереальным. Затем всячески помогал Германии в ее войне с Англией. Сотрудничал с репрессивными службами Германии, выдавая им друзей Советского Союза. Запретил Коминтерну борьбу с немецким фашизмом и требовал от французских коммунистов отстаивать в обществе пораженческую позицию. А до того запретил немецким коммунистам союз с социал-демократами, что привело к власти фашистов. И это всего лишь малая часть, его внутренняя и политика тоже вызывала весьма некомплиментарную реакцию на Западе.
И чему этот список возражает. Попробуйте различать решения Сталина и его осведомленность на момент принятия решений.
См. ниже: Victor Blokh: 18.07.2025 в 19:5
Виктор, согласен с Вами за исключением одного пункта — даже при гипотетическом союзе социал-демократов и коммунистов, и даже если забыть на секунду, что первые были для вторых, или по крайней мере для Сталина, врагами не меньшими, если не большими, чем всевозможные «правые», то по результатам выборов в ноябре 1932 года социал-десократы и коммунисты вместе не могли бы сформировать правительство. У первых был 121 мандат, у вторых — 100, (у нацистов 197), а всего в Рейхстаге было 584 депутата. И были партии, такие, как Партия Центра — 70 мандатов, Немецкая национальная народная партия — 51 мандат, Баварская народная партия — 20 мандатов, Немецкая народная партия — 11 мандатов и ещё более мелкие, которые бы ни в коем случае не вошли бы в союз с коммунистами. Об этом я много лет назад прочёл на этом сайте — к сожалению не помню имени автора и название статьи, может Модератор или архивариус поможет? — а цифры я взял из статьи «Парламентские выборы в Германии (1932, ноябрь)» в Википердии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B2_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_(1932,_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C)
Об этом я много лет назад прочёл на этом сайте — к сожалению не помню имени автора и название статьи, может Модератор или архивариус поможет? —
+++++++++++++
https://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer9/Ljubeznik1.php
Cпасибо, именно эту статью я и имел ввиду.
Сэм: 18.07.2025 в 17:34
.. а цифры я взял из статьи «Парламентские выборы в Германии (1932, ноябрь)» в Википердии
—————————
Ох, Сэм, за что же вы так девушку Вику не любите?😂
Владимир, я только что написал о 2 своих недостатках — о вредности и нудности. Сейчас напишу ещё об одном — о наивности.
Которая допускала вероятность того, что найдутся те, кого заинтересуют приведённую мною Цифры и Факты, опровергающие довольно распространённое ошибочное суждение.
И, откровенно от кого-кого, но от Вас я не ожидал такого внимание к опечаткам — к сожалению на сайте нет возможности предварительного просмотра.
Сэм, современник и человек, причастный к тем событиям говорит об этом иначе — см: http://antology.igrunov.ru/authors/genri/to_erenburg.html
P.S. Кстати (оффтопик), там есть замечательна фраза, на мой взгляд применимая и к нашему нынешнему премьеру:
«Сталин думал, что Гитлер ведет с ним игру, которая привычна ему самому, в которой он всегда видел подлинное содержание всей политики — игру в обман и шантажирование другого.»
Виктор, я очередной раз не сдержался и продолжаю вам отвечать.
В приведённом Вами тексте, в начале есть возможность одним кликом прочесть, кто автор этого текста. И он совсем не просто «современник».
И заодно на Л. Беренсон: 18.07.2025 в 20:25
Уважаемый Лазарь, из уважения к Вашему возрасту и, главное, к сохранению Вами прекрасных способностей, а также помня о написанных Вами когда-то в моей адрес добрых словах, я не хочу вступать с Вами в дискуссию о личности Ильи Эренбурга, тем более, что добавить к написанному мною мне нечего, а написанное Выне оспорили.
Но не удержусь и спрошу: Вам ничто не напоминает Ваше нежелание указать моё имя?
Сэм: 18.07.2025 в 21:14
Виктор, я очередной раз не сдержался и продолжаю вам отвечать.
В приведённом Вами тексте, в начале есть возможность одним кликом прочесть, кто автор этого текста. И он совсем не просто «современник».
—————————————
Сэм, дорогой, мне это известно.
Вы заблуждаетесь в моём якобы нежелании называть ваше имя. Я его просто забыл по причине возраста, о котором вы не раз напоминали, сопровождая реверансами. Вы же по молодости лет помните и мне напоминаете о сказанных вам добрых словах, вероятно, это имело место — заслужили, я добрые слава дарю с лёгким сердцем.
Victor Blokh: 18.07.2025 в 19:56
**********************************
Многоуважаемый Victor Blokh,
превеликое спасибо за ссылку на письмо Эренбургу от необыкновенно яркого и многогранного
Эрнста Генри (Лейба Абрамовича Хентова).
Его правда: он жил в то время, служил тем же «идеалам» и всему знал цену. Публично и подпольно (под прикрытием журналиста и посланника) он к тому же в Интернационале проводил преступную политику Сталина.
Л. Беренсон: 18.07.2025 в 21:24
——————————
Спасибо, Лазарь Израйлевич.
Перечитал. Журналист, профессионал высокого класса, написал интересные воспоминания из своей юности, об отце, о встрече с Ильёй Эренбургом… В комментариях появились уникальные фотографии о Гальпериных, Берковичах, разного смысла и достоинства отзывы (один беспричинно злостный и язвительный), имена и стихи разного масштаба известных поэтов… Слово за словом — есть пища чувству и уму.
Моё отдельное восхищение представленной работой Сони Тучинской об Эренбурге. Всё в этой даме от Бога: и характер и талант.
Спасибо, господа, жизнь с вами не скучная. Когда случится, будет что вспоминать.
Л. Беренсон: 09.07.2025 в 10:43
Моё отдельное восхищение представленной работой Сони Тучинской об Эренбурге.
————————————-
Здесь не раз уже отмечалась прекрасная стилистика умонятого Сониного эссе и эта оценка в высшей степени справедлива, но «матчасть» вызывает вопросы. Соня пишет:
Эренбург несколько переиграл в этой не совсем кошерной игре.
Написано так, будто Соне известна мера этой игры. На мой взгляд, к критике Эренбурга нужно подходить более ответственно.
Комментировать комментарии — не мой жанр. Хорошо, что есть мнения. Но отвечать на фактические «непонятки», думаю, надо. В Башкирии евреев любили не больше, чем всюду, даже в глухих таежных деревнях, где не было отродясь евреев, этим словом могли ругаться, видимо, внедрила религия, та или иная. Но было три волны переселений в прошлом веке: в Первую мировую, во Вторую, и сразу после Отечественной, когда понадобились мозги и руки в оборонке и нефтехимии. Рукам и мозгам радовались, но в партийную элиту, понятно, не пускали. Отец стал секретарем СЖ, потому что в главной газете ему ничего не светило, а союзом руководил на общественных началах его бывший редактор молодежки, у которого отец был замом. Союз журналистов никогда, ни до отца, ни после не играл никакой роли в общественной жизни. А при отце стал неформальным генератором карьер. Евреев в подобных точках бифуркации было достаточно, пока не подросли «местные кадры». Помню в нашем дворе общение отца с ученым из соседнего подъезда — по фамилии Беркович. Крупный, высокий, интересный человек…
Ну, а насчет «прислоняться к великим» — механистический подход. В советское время (думаю, и сейчас во многих местах) творческая личность не могла полностью выразиться под цензурой, в общении многое становилось понятнее. К тому же 17-летнему провинциалу необходимы были простые советы: как дальше жить?
В Башкирии евреев любили не больше, чем всюду…
Евреев в подобных точках бифуркации было достаточно, пока не подросли «местные кадры».
—————————————————————————————————————
Можно я похвастаюсь вкладом моей фамилии в культуру Башкирии?
Читаем Башкирскую ВИКИ:
«Зайдентрегер Моисей Акимович (28.3.1914, г.Оренбург — 29.6.1994, Уфа), пианист, педагог. Заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств БАССР. Окончил Моск. консерваторию. В 1939—94 преподаватель Уфимского училища искусств, одновр. в 1960—68 — Уфим. уч.-консультац. пункта Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных.
Основоположник фортепианной исполнительской школы в Башкортостане.»
Труд М. Зайдентрегера был высоко оценён в Республике, о чём свидетельствует следующий документ:
Постановление Совета Министров Башкирской АССР от 19.08.1980 № 428 «Об установлении персональных пенсий:
5. Увеличить персональную пенсию местного значения с 1 августа 1980 года:
Зайдентрегеру Моисею Акимовичу до 110 рублей в месяц.»
(В МАСТЕРСКОЙ уже был материал о М.З. — https://club.berkovich-zametki.com/?p=39754)
Не исключено, что М.З. участвовал в той встрече с Ильёй Эренбургом, но подтверждающих документов у меня нет. Зато точно был на встрече с И. Эренбургом я. Это было в 1959 году в Москве в Литературном музее(?) на собрании, посвященном 100-летию со дня рождения Шолома-Алейхема, на котором И.Э. председательствовал. Я стоял на расстоянии четырёх-пяти вытянутых рук от стола президиума, так что автограф мне не удалось бы получить, если б даже я об этом подумал.
Прочитал все комменты…
По-моему, самообнуляться перед великими/знаменитыми — это неправильно.
https://www.youtube.com/watch?v=ZRTVxxYbYQA
https://www.youtube.com/watch?v=uMkI1SeLcPo
Ведь я червяк в сравненьи с ним…
Селфи с великими
Каких людей я знал когда-то!
Каким титанам руку жал!
Кто был моим духовным братом!
С кем пил и под столом лежал!
Личное знакомство с знаменитыми людьми чревато сильным разочарованием в кумире — цельных натур, адекватных своему таланту в одной или даже нескольких областях чрезвычайно мало.
Как хорошо сказала, кажется, Фаина Раневская:
«Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа.»
Помятуя об этом никогда не желал лично познакомиться ни с кем из «великих», чтобы не портить прежнего впечатления.
«Я вспомнил эти разного уровня события, глядя на снимок, который разыскала в семейном архиве моя сестра: Илья Эренбург разговаривает с уфимцами за кулисами встречи. К нему лицом, рядом, мой отец Давид Самойлович Гальперин. 7 июля было сто лет со дня его рождения.»
Последние слова в очерке Иосифа Гальперина.
Именно они и обозначают смысл всего очерка. Они посвящены памяти отца, Давида Самойловича Гальперина.
К чему в качестве приложения пришпилен Илья Эренбург?
Чтобы обозначить преемственность поколений. Иосиф Гальперин, как и отец, стал журналистом, очень известным журналистом.
И как у отца, у Иосифа Гальперина — такие же кумиры и идеалы.
Значит, как пел Высоцкий, «значит, нужные книги он в детстве читал…»
Значит, воспринял мысли и характер отца.
Но куда мне, скудоумному до высоколобых и высокообразованных… Все стали вспоминать личные свои соприкосновения с Ильёй Григорьевичем…
Автору — спасибо, за то, что поделились уникальными воспоминаниями, связанными с Ильей Эренбургом, — «гением века», спасшего наших родителей, а значит и нас от Амана 20-го века — Сталина. Как поэт он несравненно выше нежели прозаик и, даже, публицист.
Вот такие прелестнейшие стихи писал еще в молодости:
О Москве
Есть город с пыльными заставами,
С большими золотыми главами,
С особняками деревянными,
С мастеровыми вечно пьяными,
И столько близкого и милого
В словах: Арбат, Дорогомилово…
1913 г.
К слову, на приложенной фотографии у Эренбурга, единственного у всех, добротные европейские ботинки. Понятное дело, он же не вылезал из Европы, все за мир боролся. Но там интересная история, зачем он на самом деле после 50-ти так часто устраивал «мирные конференции» на Западе. Я сейчас поставлю ее в Блог свой.
Совершенно изумило меня обилие еврейских фамилий в культурных и управленческих заведениях Башкирии. А они неглупые люди, башкирцы-то. Выбрали бы депутатом своего, ничего бы хорошего им не досталось. А такая столичная штучка, как Илья Григорьевич, наверняка, выбивал что-то для них.
Иосиф, а Вы видели фотографию юного Жени Берковича с родителями и Эренбургом, на даче последнего в Новом Иерусалиме под Москвой?
Я всем завидую, кто видел его живьем.
А стихи про «трубочку» и вправду плохие, хотя и трогательные
Иосиф, а Вы видели фотографию юного Жени Берковича с родителями и Эренбургом, на даче последнего в Новом Иерусалиме под Москвой?
Вот одна их них
Да, я один раз где-то видела эту фотографию.
И все равно — охренеть можно…
С какой любовью и мама и вы с братом на него смотрите…
Мама — красавица абсолютная.
Эренбург — неотразим.
Как мне жаль, что мое эссе о нем уже было напечатано и нельзя его поставить в 7 искусств.
Там и и про эти по-крокодильи полуприкрытые тяжелыми веками, но до конца жизни, поразительные глаза.
И как туда, где сделан этот снимак, приезжали «молодые дарования» Аксенов и Гладилин.
И чем их кормили у Эренбургов. Скудно, но по европейски.
А вы приехали в обеденное врмя? Сидели у Эренбургов за столом?
Там ведь стены все увешаны подлиниками картин его друзей, Аксенов рассказывал…
Замечательно! Бесценный вклад в копилку памяти.
Соня Тучинская: 08.07.2025 в 23:29
Автору — спасибо, за то, что поделились уникальными воспоминаниями, связанными с Ильей Эренбургом, — «гением века», спасшего наших родителей, а значит и нас от Амана 20-го века — Сталина.
\\\\\\\\\\\\
Очередной пример выдачи гипотезы\версии за однозначный факт.
Да, на сайте 5 лет назад была соответствующая этой венрсии очень интересная статья:
Элиэзер М. Рабинович: Возвращаясь к 1953-му: Страна была готова к депортации евреев
http://s.berkovich-zametki.com/2018-snomer1-erabinovich/
Но вот что написано относительно того письма Эренбурга Сталину в классической работе Геннадия Костырченко «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм», кстати посвятившему целую главу этому выдающемуся деятелю сталинского времени, космополиту, но, увы, отдавшему себя на службу той чудовищной власти, и бывшему кроме всего абсолютно искренним противником сионизма:
Возникла и заминка с Эренбургом, который, прежде чем поставить свой автограф, решил заручиться благословением Сталина, направив ему записку, в которой как сторонник полной ассимиляции евреев намекнул на заведомую порочность затеи с посланием, исходящим от людей, объединенных по национальному признаку. Он также выступил против использования в письме определения «еврейский народ», которое, по его мнению, могло «ободрить националистов и смутить людей, еще не осознавших, что еврейской нации нет». Что ж, будучи искусным пропагандистом сталинской политики на Западе, Эренбург был очень ценен для режима и потому, особенно не тревожась за свою
безопасность, мог позволить себе некоторые вольности, тем более что в данном случае он не вышел за рамки ортодоксального большевизма. Незадолго до этого он немало потрудился, прикрывая от критики Запада шовинистическую политику Сталина: 27 января писатель во время вручения ему международной Сталинской премии за укрепление мира между народами заявил, явно пытаясь успокоить западное общественное мнение:
«Каково бы ни было национальное происхождение того или иного советского человека, он прежде всего патриот своей Родины и он подлинный интернационалист, противник расовой или национальной дискриминации, ревнитель братства, бесстрашный защитник мира».
Сомнения писателя дошли до всесильного адресата (его записка потом была обнаружена на «ближней даче» среди других бумаг), который тем не менее не позволил ему уклониться от исполнения номенклатурного долга. Так под обращением наряду с прочими* появился и автограф Эренбурга.
* На подписном листе к обращению в редакцию «Правды» (хранится в РГАНИ — ф. 5, оп. 25, д. 504, л.177-179) имеются также оригинальные автографы С.Я. Маршака, B.C. Гроссмана, М.О. Рейзена, М.И. Ромма, Л .Д. Ландау, И.О. Дунаевского и многих других видных деятелей еврейского происхождения.
Высказанные писателем замечания были учтены при редактировании письма, которое в целом было несущественным и свелось в основном к тому, что из него изъяли противоречившее сталинскому учению о нациях словосочетание «еврейский народ», почему-то вкравшееся в текст.
@http://krotov.info/libr_min/11_k/os/tyrchenko_1.html@
Надеюсь, что эта ссылка будет активной
@http://krotov.info/libr_min/11_k/os/tyrchenko_7.html@
https://krotov.info/libr_min/11_k/os/tyrchenko_7.html
Спасибо за ссылку, Сэм.
Есть люди, способные к решению лишь линейных уравнений. (хотя и в этом нет уверенности, видя, что и со второй попытки не удалось to activate link к Гене). Поэтому постижение таких сложных, противоречивых, нелинейных явлений, как Илья Григорьевич Эренбург, им просто недоступно. И они из всего моря фактов выбирают какого-то Гену Костоногого, и судят о «гении века» по следам Гены. В то время, кода дело с огромной вероятностью разворачивалось по такому сценарию:
(За неприлично длинный последующий отрывок, оправданием которому лишь имя Эренбурга, прошу великодушно меня простить автора этого мемуара о встрече с Эренбургом. )
…Безжалостное уничтожение «Черной книги» стало очередным ударом для Эренбурга. Однако, не оставляющее его в покое Провидение, готовило ему испытание, рядом с которым это был удар мяча при игре в лапту. Ему была уготована главная роль на той, подобной библейской, странице истории советского еврейства, которая могла стать последней.
Начнем с признания, что свойственный ему политический конформизм, Эренбург демонстрировал и когда речь шла о важнейших вехах в жизни еврейского народа. Пока Сталин (даже после начала войны с арабами) поддерживал создание Израиля, и Эренбург мог позволить себе искреннее ликование по этому поводу: «Трагично создание государства Израиль – акт о его рождении написан не чернилами – кровью…Советское правительство тотчас признало еврейское государство. Это признание придает силы героям, которые теперь отстаивают Израиль…». Но как только мнение Кремля меняется, он, говоря об Израиле, начинает продвигать бредовую идею о нем, как о солончаке, на котором не живут, предлагая евреям, как и прежде, быть щепоткой соли в чужом супе. Иными словами, ратует за ассимиляцию евреев и их дружбу с трудящимися тех стран, где им выпало родиться.
Осенью 1948 года в Москву в качестве главы дипмиссии новорожденного государства приезжает Голда Меир. В Большой Московской Синагоге, куда она приходит на субботнюю службу, московские евреи окружают ee ликующей толпой, и забыв об осторожности, приветствуют ее и сотрудников посольства на идише и иврите. Окончательно впав в неконтролируемую эйфорию, они выкрикивают здравницы Израилю и еврейскому народу.
Эренбург, чутко уловив недовольство Кремля этой двойной лояльностью своих еврейских подданных, публикует огромную статью в Правде. До сих пор существует мнение, что он написал ее, чтобы между строк призвать советских евреев к осторожности, предупредить их о смене парадигмы в национальной политике, о начале эры государственного антисемитизма, о чем сам он был уже хорошо осведомлен. Но, даже, если намерения были таковы, Эренбург несколько переиграл в этой не совсем кошерной игре. Ведь теперь он, вслед за новой «линией Партии», уверен, что «создание государства Израиль не является решением так называемого “еврейского вопроса”». Далее, он пытается убедить читателя, что «решение этого вопроса зависит не от военных побед в Палестине, а от победы социализма над капитализмом…» ну, и тому подобная трескучая демагогия, в которой он довольно поднаторел в качестве прикормленного властью гуманитария с полезными ей связями на Западе.
Нам по определению не дано проникнуть в замыслы Всевышнего. Поэтому мы никогда не узнаем, почему, невзирая на явно имевший место конформизм самого непростительного свойства, именно он, Илья Эренбург, был избран орудием для задуманного Им плана спасения евреев в Пурим 53-го года. Может быть потому, что такое предназначение было по плечу ему одному?
Дело «безродных космополитов» и «разоблачение псевдонимов» в 48-ом, «ночь расстрелянных идишских поэтов» в 52-ом, все недавние расправы и избиения, вызванные к жизни застарелым зоологическим антисемитизмом «кремлевского горца», померкли зимой 53-го, когда на евреев сталинского царства неотвратимо надвигалось бедствие поистине библейского масштаба -«Дело врачей». По замыслу советского Амана дело это должно было уже в марте вылиться в публичные казни «врачей-отравителей». После этого треть евреев должна была погибнуть в результате «стихийного» общесоюзного погрома, с последующей высылкой оставшихся на неминуемую смерть в Сибирь, «с целью оберечь их от «справедливого народного гнева». В стране началась вакханалия страха и ненависти. Обычных районных врачей стали массово изгонять с работы, или заставляли их первыми глотать прописанные ими же порошки и микстуры, чтобы доказать, что они не отравлены. Над еврейскими детьми безнаказанно глумились в школах однокашники. Доходило до избиения прохожих с откровенно семитской внешностью прямо на улицах. Обо всем этом Эренбург узнает из огромного потока писем, приходивших к нему от униженных, преследуемых, напуганных евреев. Они просят своего единственного защитника о юридической, материальной и, просто, душевной поддержке, и он, всегда помогавший страждущим, делает в этот раз, больше, чем может.
По стране прокатился вал антисемитских митингов и собраний, где советские трудящиеся соревновались в степени экстравагантности мер, которые необходимо применить к «убийцам в белых халатах»: «запереть их в железную клетку, как обезьян, и не кормить, пока не умрут», «поломать врагам руки и ноги, а только потом казнить», или, к примеру, «физически выжигать их, как в старину фурункулы, каленным железом». Однако, этот низовой энтузиазм не удовлетворил Сталина.
И тогда он, в полном соответствии со своими садистическими наклонностями, возжелал, чтобы евреи сами попросили себя «выпороть», то бишь, обратились к правительству с открытым коллективным покаянным письмом, где выражалась бы просьба восстановить доброе имя советских евреев на освоении просторов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Подписантами этого письма стали десятки высокопоставленных и именитых евреев. Среди них не только Маргарита Алигер и Павел Антокольский, Лев Кассиль и Самуил Маршак, Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс, Исаак Дунаевский и Лев Ландау, но, и, страшно вымолвить, Василий Гроссман. И пусть кто-то, из тех, «кого там в то время не стояло», посмеет бросить в них камень. Но вы еще помните про выбор, который всегда есть? Не подписали этот, составленный в сталинской преисподней документ, поэт Долматовский, писатель Каверин, шахматист Ботвинник, певец Марк Рейзен. Не подписал его и Илья Эренбург, к которому первому пришли сталинские засланцы из «Правды».
Эренбург не просто выпроводил их, а написал свое собственное письмо, и когда из «Правды» пришли уламывать его во второй раз, с ними и передал его Сталину. Это был, если не отчаянный поступок самоубийцы, то акт беспримерного мужества, тем более, когда речь идет о таком осторожном человеке, как Эренбург. Ведь ни он сам, как, собственно, и никто в близком окружении Сталина, не мог предвидеть реакции на это письмо всесильного хозяина Кремля, обратившегося к тому времени в абсолютно непредсказуемого параноика.
Евреи, жившие в Советской России в середине прошлого века, и их потомки обязаны самим фактом своего существования «уму и сообразительности» Ильи Григорьевича Эренбурга. Поэтому, на до сих пор неутихающие споры, приспособленец он или герой, ответ может быть только один: герой-приспособленец.
Его изощренный ум и интуиция, вкупе с природным здравомыслием, безошибочно подсказали ему, что прибегать к нравственно-этическим доводам в разговоре с кровавым тираном бессмысленно. Используя свой огромный опыт общения с советской номенклатурой, он говорил со Сталиным на его языке. Да, говорил с ним подобострастно, как вассал со своим сюзереном. Да, утверждал, что евреев, как отдельный народ, в природе не существует. Предавал евреев, чтобы спасти евреев. Ведь он работал на результат, а не на отстаивание своих горних принципов, и цена неудачи была бы для его народа чудовищно-непоправимой. Это был как раз тот нечастый случай, когда цель оправдывает средства. В своем иезуитски вежливом письме Эренбург выразил опасение, что акция высылки советских граждан еврейской национальности подорвет престиж Советского Союза (читай – Сталина) среди западной интеллигенции, европейских компартий, и сторонников мира. Были там и другие хитроумные доводы, о которых легко узнать, прочитав этот, находящийся в открытом доступе, документ эпохи.
Вообще говоря, Сталин намеревался осуществить задуманный им план в ближайшем же будущем. На Дальнем Востоке для еврейских переселенцев уже были построены бараки. В больших городах европейской части Союза составлены по районам списки евреев с указанием их домашних адресов. Но терять престиж у коммунистов Запада Сталину не хотелось. С огромной долей вероятности можно предположить, что письмо Эренбурга, легшее на стол Сталина 3 февраля, заставило его призадуматься и отсрочить начало выполнения плана по «окончательному решению еврейского вопроса» в Советском Союзе. Тем более, что он никогда не торопился с исполнением своих кровавых задумок, зная, что никуда они не денутся. Но приближался Пурим, и чтобы, как издревле повелось, подгадать расправу над злодеем к этому веселому празднику, в дело пришлось вмешаться Провидению.
В 1953 году Пурим пришелся на 1 марта. Именно в этот день тело Сталина было обнаружено сотрудником охраны лежащим в луже собственной мочи на полу малой столовой ближней (Кунцевской ) дачи. У Сталина диагностировали правосторонний паралич, с дальнейшим кровоизлиянием в мозг и смертью, наступившей 5-го марта. Достоверное известно, что в тот день на столе усопшего лежали два письма, переданные позже в архив. Одно – коллективное, от еврейской общественности, для «Правды», другое – от Эренбурга на имя Сталина.
Господь, не нарушив им же установленной традиции, к положенному сроку «разобрался» и с кремлевским Аманом. А Мордехая-Эренбурга и евреев миловал. Всех «врачей-отравителей», кроме двух, замученных до смерти в подвалах Лубянки, освободили. Врачей, уволенных в начале зимы, восстановили на работе. Еврейские дети не боялись больше ходить в школу, а их родители – по улицам. Так что, в пятый день марта у русских евреев, помимо общечеловеческой радости избавления от тирана, есть все основания отмечать Малый Пурим – свой собственный «праздник избавления». Поскольку в Пурим иудеям показано напиваться до столь полного изумления, чтобы не отличать Мордехая от Амана, русские евреи могут смело доходить до этой стадии дважды в году.
Что до самого Эренбурга, то нам, обывателям, глядя из нашего пока еще благополучного 21-го века на то «интересное время», и вообразить нельзя, какой животный страх, какое адское напряжение всех нервных и физических сил пережил в конце зимы, начале весны 1953 года, избалованный славой и комфортом невротик, легко теряющий способность спать и есть при любой стрессовой ситуации…
И они из всего моря фактов выбирают какого-то Гену Костоногого, и судят о «гении века» по следам Гены.
\\\\\\\\\\
«Гена Костоногий» — прелесть!
Отвечу Сони на доступном её языке анекдотов с бородой, немного переделав его:
И она ещё что-то говорит мне про историю!
Между прочим, способная к решению криволинейных уравнений Соня, увы не ставшая Софой, даже не выделила приведённую ей цитату.
.
«Между прочим, способная к решению криволинейных уравнений Соня, увы не ставшая Софой…»
—————-
Жалко даже. Целый год была из этого источника доносилась «МЕРЗОСТЬ», смененная позже на «ПРЕЛЕСТЬ». А теперь в ходу продукт его жалкого воображения — СОФА НЕКАЯ (с Брайтона). Уже и соратники по вытравливанию меня с Портала, стыдясь за него, пытались отвратить несчастного от этой «Софы с Брайтона», но не таков этот человек, чтобы сдаться.
Хотя лучше бы ему тратить время не на «Софу», и, тем более, не на «Соню’, а на чтение хорошей художественной литературы, включая, между прочим, и алмазную поэзию «несиониста» Эренбурга, что неминуемо сказалось бы на качестве производимых этим пассажиром текстов. Оно стало бы выше.
Не оказавшася Софой Соня, вы абсолютно правы, хотя я никого никогда ниоткуда не выживал, но действительно меня тошнит от амбре коммунальной кухни, которую вы, после того, как были выгнаны с других площадок, распространяете здесь на радость муфасаилам этого сайта.
Что касается моего комментария относительно ваших исторических розысков, то я делал и буду делать, чтобы показать их уровень.
Уровень не достойный этого сайта.
«…распространяете здесь на радость муфасаилам этого сайта»
_______________
Получается бы, Сэм, хотите лишить «мафусаилов» радости.
Ладно скандалистка-Соня, так и не ставшая Софой — но «мафусаилов» за что наказывать? 😉
Жыт будэшь
Вспомнилась фраза моего учителя вокала (был в нашем политехническом институте так называемый «факультет общественных профессий» — ФОП), которую он сам услышал ещё от свего учителя-грузина: в консерватории»
«Жыт будэшь, пэт — ныкагда!»
К чему я это?
А к тому, что многим авторам вполне можно было бы сказать (с грузинским акцентом):
» Жыт будэшь, пысат — ныкагда!»
Сэм: 10.07.2025 в 07:42
…распространяете здесь на радость муфасаилам этого сайта.
=============================================»Мысли – это эхо электрических разрядов в нейронных цепях мозга. Сперва происходит разряд, а потом появляется мысль».
«Ничто не придает человеку такого мужества, как страх».
«Ничто не придаёт человеку такой активности, как
зависть».
Виктор Пелевин «Лампа Мафусаила…»
Меня просто распирает — даже пучит вскрыть, стоящую за этим комментом (и предыдущими и ещё более характерными комментами) этологическую суть.
Это реакция примАтивной самки на рангового и, возможно, тоже примАтивного самца.
Самцу непримАтивному и, возможно, рассудочному этой реакции не почувствовать и/или не понять.
Слава этологии! 😉
Соня, Вы грязно, в базарной манере отозвались об авторе, сочинений которого не читали и никогда о нем не слышали, и это при том, что в сущности Вы согласились с подмеченной им слабостью у Эренбурга.
Сэм: 09.07.2025 в 11:45
вот что написано относительно того письма Эренбурга Сталину в классической работе
Геннадия Костырченко «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм»:
—————————
Возникла и заминка с Эренбургом, который, прежде чем поставить свой автограф, решил заручиться благословением Сталина … который тем не менее не позволил ему уклониться от исполнения номенклатурного долга.
Очевидно, Костырченко ссылается на последний абзац в письме Эренбурга:
«Вы понимаете, дорогой Иосиф Виссарионович, что я сам не могу решить эти вопросы, и поэтому я осмелился написать Вам.Речь идет о важном политическом акте, и я решаюсь просить Вас поручить одному из руководящих товарищей сообщить мне —желательно ли опубликование такого документа и желательна ли под ним моя подпись. Само собой разумеется, что если это можетбыть полезным для защиты Родины и для движения за мир, я тотчас подпишу «Письмо в редакцию».»
Сэм, как Вы могли заметить, Эренбург не приводит в своем письме Сталину никаких оснований личностного характера, которые могли бы вызвать у него сомнение в уместности его подписи под этим обращением в «Правду» и, значит, не может быть и речи о каком-либо «благосвении» на персональную подпись. Если Костырчено не понимал этого, то он дурак, а если понимал, то подлец. Упоминание своей подписи необходимо было Эренбургу для оправдания смелости (или наглости) своего обращения к Сталину (и оба прекрасно понимали это).
Все сомнения Эренбурга вызваны исключительно политическими соображениями – Эренбург показывает политическую уязвимость этого обращения в «Правду», оправдывающего предстоящие гонения на советских евреев (см. 1-ю редакцию), — и даже предлагает Сталину правильное решение:
«следует опубликовать статью или даже ряд статей, подписанных людьми еврейского происхождения, разъясняющих роль Палестины, американских буржуазных евреев и пр. С другой стороны, я считал, что разъяснение, исходящее от редакции «Правды» и подтверждающее преданность огромного большинства тружеников еврейского происхождения Советской Родине и русской культуре, может справиться с обособлением части евреев и с остатками антисемитизма».
И Сталин принимает (!) предлжение Эренбурга (см. 2-ю редакцию письма в «Правду»):
«Учитывая важность сплочения всех прогрессивных сил еврейского народа, а также в целях правдивой информации о положениитрудящихся евреев в разных странах, о борьбе народов за укрепление мира, мы считали бы целесообразным издание в СоветскомСоюзе газеты, предназначенной для широких слоев еврейского населения в СССР и за рубежом.»
Вот под этой редакцией Эренбург ставит свою подпись.
Далее у Костырченко:
Высказанные писателем замечания были учтены при редактировании письма, которое в целом было несущественным и свелось в основном к тому, что из него изъяли … словосочетание «еврейский народ»
Это прямой подлог, достаточно сравить 1-ю и 2-ю редакции письма в «Правду».
будучи искусным пропагандистом сталинской политики на Западе, Эренбург был очень ценен для режима и потому, особенно не тревожась за свою
безопасность, мог позволить себе некоторые вольности
А это безусловная подлость. Высказать сомнение в разумности политического решения Сталина, т.е. стать в политическую оппозицию ему, да еще в национальном вопросе, да еще в вопросе его, Эренбурга, собственной национальности, – в случае несогласия Сталина с аргументами Эренбурга это означало подписать себе смертный приговор. Илья Григорьевич смертельно рисковал.
Впрочем, о тенденциозности и плохо скрываемом антисемитизме в этой и в других работах Костырченко уже не раз писали. Сэм, Вы добросовестный, но наивный историк.
Мы повторим своих отцов
И в наших детях повторимся.
Чертами прожитых веков
Мы с будущим соединимся.
Мы повторим своих отцов,
Их кровь бежит по нашим венам.
Да не прервётся нить веков —
Да будет жизнь благословенна.
«Мы повторим своих отцов / И в наших детях повторимся.»
————————————————————
— Яков, пожалуйста, не пугайте так! Не надо вам повторяться ни в наших, ни, пожалуй, и в своих.
Видите ли, любезный, я вас к разговору не приглашал. Я общаюсь с уважаемым Иосифом Гальпериным.
А встревать в чужой разговор — это свойство хама.
Есть что сказать по существу очерка Иосифа Давидовича — говорите, а не растекайтесь грязной лужей по столу.
Так это вы Иосифу поведали, что хотите повториться в ваших с ним детях?
Не хотелось бы вам мешать, но жаль, что вы не сможете получить премию Дарвина.
Спасибо, Яков!
«Встревать в чужой разговор — это свойство хама»
___________________
Для личных разговоров и переписок, г-н Kaunator, существуют социальные сети. Здесь общественный портал, и затыкать рот оппоненту не очень прилично. Если вы столь болезненно воспринимаете иронию, то должны покритичнее относиться к своим публикациям.
Когда речь идёт о памяти об отцах, то ирония не уместна. Но, видимо для вас ничего святого не существует, если вы способны иронизировать над памятью…
Не передёргивайте, «святой отец» Иаков, никакой иронии над памятью отцов, да и матерей, как и над текстом Гальперина и впомине нет. Вы, обиделись, что насмешник, землемер, слегка подёргал вас за усы, но согласитесь, Яков, что свою оригинальную мысль Вы зарифмовали несколько аляповато.
Спасибо автору за эти воспоминания о времени и о себе.
Проснулись у каждого свои — о нас всех в том времени.
Иосиф Гальперин: Илья Григорьевич
Отец мой Давид Гальперин, секретарь Союза журналистов Башкирии,
—————————————————————————————————
Ну если еврей может быть секретарём Союза журналистов Башкирии, то почему еврею не быть депутатом Совета национальностей от Башкирии?
Всё логично!
А что вас смущает?
В статью добавлена семейная фотография.
Светлая память обоим.
Несколько необходимых уточнений от моего тогдашнего сотоварища по авантюре, капитана школьной команды КВН Геннадия Розенберга. Во-первых, это было в конце мая 1966 года, я его выдернул с последнего звонка. Сейчас проверил: выборы были в мюне 1966 года. Глубоко каюсь, что не проверил раньше. Во-вторых, нас пустили в зал из коридора, потому что мы представились корреспондентами «Пионерской правды». После автографа Гене Илья Григорьевич подарил ему перьевую авторучку. Наверное, этот талисман помог ему и выпускное сочинение по «Оттепели» написать (свободная тема), и стать членом-корреспондентом Академии Наук.
Да, я хотел с ним встретиться, но когда совсем уже решился, он умер. Потом хотел встретиться с Паустовским. И Паустовский умер через год. Тогда я решил окоротить свои желания и поберечь замечательных писателей. Позже другой хороший писатель захотел меня увидеть. Я напрягся, но поехал на встречу.
А книги те же. И трубку я начал курить из-за Эренбурга (он очень вкусно писал об этом, и я обкуривал свои трубки почти по его науке).
«Я решил поберечь замечательнык писателей».
________________
А что помешало Вам встретиться с Прохановым, или Куняевым?
Кстати, у куняева была одна замечательная строфа —
Добро должно быть с кулаками,
добро с клыками быть должно
Чтобы летела шерсть клоками
С того, кто лезет на добро
последня строчка подгуляла, но мысль полезная)). Видимо недаром запомнилась. Больше ничено из его творений не знаю и не стремлюсь знать
Мне больше по душе:
Андрей Дементьев
«Добро должно быть с кулаками», —
Из древних кто-то утверждал.
А в кулаке зажатый камень
Меж тем своей минуты ждал.
И мне всегда мешала малость
Поверить в эту благодать:
Да, кулаки — они остались.
Добра вот только не видать.
2003 г.
И потому, что Дементьев — личность, а Куняев — мерзавец, и потому, что «Добро должно быть с кулаками» — строка Светлова, а Куняев её выдал за свою. Чистый плагиат.
«И потому, что Дементьев — личность, а Куняев — мерзавец…»
Так-то, оно так, Лазарь Израильевич. У первого — жена еврейка, а второй — антисемит, наверняка. И фамилия звучит препохабно.
Но при этом Куняев очень неплохой русский поэт.
И Дементьеву так не написать, сколько бы он не старался:
КАРЛ XII
А всё-таки нация чтит короля —
безумца, распутника, авантюриста —
за то, что во имя бесцельного риска
он вышел к Полтаве, тщеславьем горя.
За то, что он жизнь понимал как игру,
за то, что он уровень жизни понизил,
за то, что он уровень славы повысил,
как равный, бросая перчатку Петру.
А всё-таки нация чтит короля
за то, что оставил страну разорённой,
за то, что, рискуя фамильной короной,
повёл гренадёров в чужие поля.
За то, что цвет нации он положил,
за то, что был в Швеции первою шпагой,
за то, что, весь мир изумляя отвагой,
погиб легкомысленно, так же как жил.
За то, что для родины он ничего
не сделал, а может быть, и не старался.
За то, что на родине после него
два века никто на войну не собрался.
И уровень славы упал до нуля,
и уровень жизни взлетел до предела…
Разумные люди. У каждого дело.
…И всё-таки нация чтит короля!
«Чистый плагиат»
_____________
Строку «Добро должно быть с кулаками» М Светлов передал Куняеву и ещё нескольким поэтам-своим ученикам, с предложением написать по ней стих (Бенедикт Сарнов). За Куняевым много грехов , но по части плагиата у Светлова, он чист.
Кстати, у Игоря Мироновича про куняева была другая замечательная строфа: «Сейчас читал Куняева, Мне нравится хуйня его»
Кто зол, кто добр понять пытался,
Вокруг да около ходил —
В конце концов он разобрался,
Что добр, который… победил…
😉