![]()
Но проблема — не в «кошерности» армии, а в том, что ультраортодоксальный контингент не служит по причинам теологического характера. И вот по этой причине отмотаем ленту событий почти на пару лет назад.
ПЯТАЯ КОЛОННА… В ИЗРАИЛЕ?
…ультраортодоксальное сообщество создало обширную и обособленную институциональную систему — школы, синагоги, благотворительные фонды, организации социальной помощи — все это функционирует отдельно и параллельно с общей системой израильского общества. По своей сути, это «государство в государстве».
В соответствии с этой принципиальной позицией, ультраортодоксы чувствуют себя «в изгнании среди евреев», и ведут себя соответствующим образом, т.е. занимают по отношению к своему же государству достаточно не лояльную позицию, которая, как мы видели выше, наносит ему ощутимый вред, соизмеримый с результатом деятельности пятой колонны.
«Мы наступаем на Мадрид с четырех сторон. четырьмя армейскими колоннами, но мы располагаем также пятой колонной в самом Мадриде, которая в решающий момент ударит с тыла».
(Из обращения по радио к населению испанской столицы генерала Эмилио Моле, командующего армией франкистов в начале октября 1936 года.)
Итак, мы видим, что «Пя́тая коло́нна» — это наименование агентуры генерала Франко, действовавшей в Испанской Республике во время Гражданской войны в Испании 1936–1939 годов.
Казалось бы, какое отношение к этому имеет Израиль?
Но дело том, что в политической фразеологии и журналистике это словосочетание уже давно вышло из географических границ Испании и активно употребляется по отношению к различным типам внутреннего противника в разных странах.
Прошу читателя обратить внимание на выделенное мною слово, потому что этот термин, именно в таком смысловом значении, я и хочу применить в своей статье, посвящённой деятельности ультраортодоксальной общины в Израиле: она вполне, по моему мнению, соответствует этому определению.
Почему я так считаю? Этому есть причины, которые будут изложены ниже.
Начнем с того, что бывший главный сефардский раввин Ицхак Йосеф 9 июля с.г. обратился с письмом к ученикам йешив с обвинением их «в ослаблении усердия в изучении Торы». Именно по этой причине, по его мнению, в Газе недавно погибло 5 израильских солдат, потому что, как утверждает раввин:
«нет иного пути, как усердствовать в изучении Торы, ибо она — наш щит и защита, она охраняет народ Израиля».
С таким же призывом Ицхак Йосеф выступил в синагоге перед своими учениками.
Следующая мизансцена с участием рава: вечером 16 июля после того, как ШАС объявил о выходе из коалиции: рав Йосеф раскритиковал Биньямина Нетаниягу и Юлия Эдельштейна.
Не особо стесняясь в выражениях, он от души прошелся по их личностям в связи с законом о призыве.
На кадрах ТВ, которые опубликовал 13-й канал, Йосеф говорит:
«Премьер-министр сказал сегодня, что можно призваться в армию, будучи религиозным, и завершить службу, оставшись религиозным.
Лжец! Почему ты врешь? Какая наглость! Маран сказал о премьер-министре, что он слепая коза. Я говорю: он слепой лис».
По мнению Ицхака Йосефа, в армии еврей не может остаться ультраортодоксом. Армия «испортит харедим». Он призвал своих учеников не обращать внимания на угрозы и санкции, и продолжать изучать Тору.
Сефардский раввин на этом не остановился, он также счел своим долгом напомнить, что Юлий Эдельштейн — сын священника.
«Он человек, чей отец принял христианство. Он вырос в доме священника и доставляет неприятности ученикам иешивы. Он носит кипу, но доставляет всем неприятности.
Ты придёшь и навредишь ученикам Торы. Что ты имеешь против учеников Торы?!»
Ицхак Йосеф не первый раз грубо отзывается об Эдельштейне. Более месяца тому назад раввин раскритиковал его за продвижение закона о призыве ультраортодоксов в ЦАХАЛ. Раввин сказал в интервью радиостанции:
«У него мерзкая душа. Он был узником Сиона и приехал в Израиль. Жаль, что приехал. Лучше бы там остался».
Однако же, вернемся к теме защиты Отечества, т.к. существует и другая точка зрения.
Спустя сутки после гибели солдат в Бейт–Хануне к общественности обратился командир батальона «Нецах Иегуди»:
«Вчера мы потеряли 5 лучших сынов, отважных бойцов, погибших, защищая народ Израиля».
Наш комментарий.
Сопоставим две точки зрения. Начнем с точки зрения военнослужащего.
Здесь все понятно:
Жаль, конечно, наших героев, но погибли они, защищая Родину: на войне как на войне — жертвы неизбежны. Это война, и «никто не даст нам избавленья»: если не мы, то кто?
Теперь очередь рассмотрения идеологии раввина:
нашу страну и её народ от всех недругов лучше всего защищает Тора. И однозначный вывод: больше усердия в изучении Торы,
«ибо она — наш щит и защита, она охраняет народ Израиля».
Ей-ей, мне даже как-то неловко высказывать в адрес взрослого человека такие азбучные истины:
что, урок Холокоста во Второй мировой войне, унесший жизни трети еврейского населения планеты,— это больше 6 млн чел — ничему не учит?
Ведь евреев в мире даже сейчас, спустя 80 лет после её окончания, по-прежнему меньше, чем до Холокоста: в 1939 году нас было 16,6 млн человек, а сегодня только 14,8.
И ведь как медленно восстанавливается численность нашей популяции!
По данным американского исследовательского центра Pew за период 2010-2020 гг. она увеличилась на 6,2%, т.е. с 13,91 млн чел. до 14,8, а нееврейское население планеты выросло на 12,3%: с 7 млрд чел. до 7,87 млрд, т.е. в два раза быстрее.
Заметки на полях. А вообще интересно, какой будет ответ на вопрос:
Почему два таких очень древних народа — китайцы и евреи — имеют такую разную численность?
Но… вернемся к основной теме.
Почему же уроки истории ничему не учат этих идеологов ультраортодоксальной общины?
В самом деле, точно так же, как в годы Холокоста, изучение Торы не защитило евреев от репрессий нацистов, так и сегодня народ Израиля может защитить от злобного мусульманского мира, в центре которого, по объективным законам мировой геополитики, оказался Израиль, так и сегодня успешное противостояние нашего народа сплошному враждебному окружению может обеспечить только народная армия Цахал.
Вот пишу я эти строчки, обвиняю харедим в том, что они не понимают элементарных вещей, и сам себе не верю: все-то они понимают, во всем-то они прекрасно разбираются, но желание занимать в обществе привилегированное положение, дающее им уникальную возможность пользоваться всеми благами, не внося в общественную копилку свою лепту, превалирует над гражданским долгом.
И в самом деле, существует просто объективная необходимость детальнее разобраться с идеологией ультраортодоксов, с целью обосновать более убедительно наши упрёки в настолько некорректном поведении их общины по отношению к гражданскому обществу современного Израиля, что
вопрос о вреде, наносимом этой деятельностью стране, вполне соизмерим с деятельностью пятой колонны.
Но, чтобы обвинения наши не выглядели голословными, будем опираться только на факты.
Итак, идеология харедим изнутри.
Прежде всего, уже стало притчей во языцех обвинять харедим в уклонении от воинской и трудовой повинностей. И, казалось бы, причины этого скорбного явления, при этом причины достаточно достоверные, объективные, а не надуманные, вполне глубоко вскрыты общественным мнением, но это всё, так сказать, привносится извне, силами, которым легко пришить ярлык природной враждебности к этому сегменту общества.
А если посмотреть на эти проблемы изнутри?
Именно с этой целью мы решили воспользоваться разъяснениями раввина Гая Алалуфа, лидера общины «Даат у-Твуна» в Рош — Аине и члена Ассоциации общинных раввинов.
Основной вопрос современности в этой области, волнующий светское общество Израиля, — это нежелание ультраортодоксальной общины участвовать в защите Отечества, причем, под таким вызывающим лозунгом:
«Умрем, но не пойдем в Цахал! Мы защищаем Израиль нашими молитвами, защищаем изучением Торы не хуже, а лучше силовых структур!»
Итак, основополагающий вопрос:
Почему ультраортодоксы отказываются служить в армии?
Казалось бы, что еще необходимо, если Цахал для привлечения харедим к воинской службе создал для них специальную бригаду «Хашмонаим» со всеми условиями для отправления религиозных обрядов, вплоть до устройства, фигурально выражаясь, походного алтаря, но, несмотря на это, с набором в эту бригаду харедим, не всё ладится?
Ведь действует же в этом секторе множество общинных организаций, связанных, например, с медициной: «Эзер ми-Цион», «Яд-Сара», «Ацала».
Почему же ультраортодоксы относятся к вопросам здоровья серьезно и рационально, а к защите жизни людей, в т.ч. и к своей, так наплевательски?
Ниже мы постараемся дать ответы на поставленные вопросы, ориентируясь на разъяснения уважаемого рава.
А ответы здесь до наивности простодушны. Например:
Если не заботиться о своем здоровье, можно пострадать или даже умереть.
С армией же ситуация иная: когда вас защищают другие, это уже не ваша проблема.
Один из ведущих раввинов ультраортодоксального сектора, Исраэль Шрайбер, знаток Торы, в самом начале войны, когда еврейский народ был максимально сплочен, ответил на вопрос по поводу отношения к солдатам, которые гибнут, защищая страну, в т.ч. и харедим, в частности.
Раввин, ничтоже сумняшеся, сказал, что к этим солдатам надо относиться как к мусорщикам.
Это двойное пренебрежение, потому что и мусорщиков нужно уважать за работу. Но раввин несколько раз повторил:
«Что нам до них?»
И даже тот факт, что 7 октября в Сдероте и Офакиме несколько харедим были убиты по дороге в синагогу, с точки зрения ультраортодокса, это не то, что должно побудить его к действиям:
«Это случилось не со мной, а с другими людьми».
И эти взгляды почитаемых раввинов находят единодушный отклик у рядовой паствы. Например, знаток Торы и ученик колеля (йешивы для женатых) ответил, что продолжает учиться как обычно, ничего не изменилось, и он этим гордится. Произошедшее нисколько не изменило его приоритеты.
И даже если бы резня произошла в ультраортодоксальном поселении, все равно — реакция раввинов была бы однозначной:
«В чём же мы ошиблись? Мы недостаточно изучали Тору? Или потому, что женщины носили парики, а не платки?»
В любом случае, никакого самоанализа в духе
«почему мы не пошли в армию» или «теперь мы пойдём в армию»
не последовало, потому что харедим не пересмотрели свое отношение к армии: они просто удовлетворились бы молитвами о погибших.
Почему? Потому что ультраортодоксальный образ мышления сильнее любого исторического события и интерпретирует его соответствующим образом:
«В диаспоре нас убивали на протяжении тысяч лет. Освящение имени Всевышнего в момент мученической смерти — это заповедь, на которой воспитываются ультраортодоксы.»
По сути, и в Израиле это происходит время от времени. Поэтому реакция осталась неизменной:
«Это — часть реальности. Почему я должен идти в армию только из-за того, что нас периодически убивают?
Но если убийства станут чрезмерными, я сделаю то, что делали мои предки — эмигрирую».
А сегодня в повестке дня — довольно пикантное обстоятельство: за последний месяц ученикам йешив были отправлены тысячи повесток, но на них откликнулись единицы.
Что будет дальше? Харедим убеждены, что военная полиция не начнет охотиться на уклонистов и тащить их на призывные пункты, как это происходит в отношении других категорий населения.
Их уверенность опирается не только на специфику текущей политической ситуации, но и потому, что такие меры только сделают ультраортодоксов ещё более стойкими в их антиизраильской позиции.
Потому, что в Талмуде упоминается понятие аркита ди-месана: когда издают антиеврейский указ, даже если он касается способа завязывать шнурки, евреи объединяются и противостоят угнетению. Так было в диаспоре, так это будет и в Израиле. И харедим убеждены, что ситуация в Израиле не дойдет до такого, но если все-таки это случится, результат для всего израильского общества будет катастрофический.
Далее. В эти дни бригада «Хашмонаим», предназначенная для ультраортодоксальных новобранцев, завершает первый цикл призыва. Можно ли надеяться на то, что изменения всё-таки происходят?
Нет и еще раз нет. По мнению ультраортодоксов, бригада «Хашмонаим» — это обман. С одной стороны, считают они, там предлагаются условия несения службы, вполне сравнимые с критериями ультраортодоксального штетла. Никто и мечтать не мог, что армия пойдет на такие крайние уступки.
С другой же стороны, в этой бригаде все равно нет истинных харедим. Туда, в основном идут люди, которые уже вышли из ультраортодоксальных рамок. Именно поэтому обман — говорить, что батальон «Хашмонаим» будет состоять из харедим.
Обсуждение темы призыва должно быть честным и откровенным. Мы имеем дело с определенным явлением, и его невозможно скрыть, повторяя:
«Ультраортодоксы, в общем-то, хотят пойти в армию, но проблема в том, что там есть девушки — инструкторы по физподготовке и тому подобные вещи».
Это неправда. Например, несколько лет назад мэром Хайфы была избрана Эйнат Калиш, светская женщина левых взглядов, и литовская ультрарелигиозная община поддержала ее в предвыборной гонке, включая учеников йешив, которые вовсе не требовали от нее обычных ультраортодоксальных стандартов, потому что она «не наша». Что же мешает им смотреть в глаза девушке-военнослужащей?
Конечно же, от армии нужно требовать создания оптимальных условий для приема ультраортодоксов. И действительно, армия сейчас щедро предоставляет такие условия, хотя далеко не каждый литовский ультраортодоксальный юноша нуждается в них.
Но проблема — не в «кошерности» армии, а в том, что ультраортодоксальный контингент не служит по причинам теологического характера.
И вот по этой причине отмотаем ленту событий почти на пару лет назад. Уже тогда шли горячие дискуссии насчет закона о призыве харедим в Цахал.
Например, 19 июля 2023 года авторитетное ультраортодоксальное издание «Кикар шабат» утверждало, что сделать это необходимо в самом начале зимней сессии кнессета — то есть сразу после осенних праздников. Именно в тот день — 19 июля — ортодоксы в лице лидеров ШАС и Яадут ха-Тора потребовали от Биньямина Нетаниягу утвердить закон о призыве (хок ха-гиюс), в рамках которого учащиеся йешив получат отсрочку от армейской службы.
Требование было озвучено на специальном заседании с участием главы правительства, созванном по требованию религиозных фракций. Среди участников были Арье Дери, лидер ШАС, Ицхак Гольдкнопф, лидер Яадут ха-Тора, Моше Гафни, лидер Дегель ха-Тора (входит в блок Яадут ха-Тора), Меир Поруш, лидер Шломо эмуним (входит в Яадут ха-Тора), а также министр обороны Йоав Галант и министр по связям правительства и кнессета Давид Амсалем.
То же издание «Кикар шабат» тогда писало:
«Глава правительства решил не выносить на обсуждение кнессета законопроект о призыве, опасаясь, что это может катализировать общественный протест».
Чтобы доказать сие, обратимся к истории религии, которая повествует, что Тора была дана народу Израиля, а не отдельному человеку, и когда в Торе упоминается «царство священников и святой народ», это означает обращение не к индивидууму, а к народу в целом.
Следовательно, слова «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь один» относятся к народу Израиля, а не к отдельному человеку.
Так это было вплоть до появления ультраортодоксии.
И вообще, иудаизм до возникновения харедим не был изолированным, он был открыт к внешнему миру, умел сочетать Галаху и современную жизнь.
Ультраортодоксальное же течение возникло как реакция на Хаскалу, движение еврейского просвещения. Основатель ультраортодоксии, Хатам Софер (раввин Моше Софер), сказал, что
ультраортодоксам нужно выстроить стену, чтобы укрыться от современности.
Под влиянием эпохи Просвещения, а также либерализма и протестантства иудаизм превратился в индивидуальную религию. Веяния тех лет превратили отдельного человека в самостоятельную единицу, чего изначально не было в иудаизме. В Торе акцент делается на семьи, племена и целый народ. Ультраортодоксия же переняла концепцию, сосредоточенную на личности:
Тора-де была дана человеку, а не народу.
Но какому человеку?
— Мне, ученику ультрарелигиозной йешивы, «сыну Торы». Поэтому главное — это «я», и самое важное, чтобы у меня была возможность изучать Тору весь день.
Отсюда и проистекает нежелание солидаризироваться с израильским обществом. Именно это обстоятельство наиболее выпукло высвечивает ту роль, которую объективно играет община в израильском гражданском обществе, роль пятой колонны.
Это также проявляется во многих других аспектах ультраортодоксального общества. Например, в квотах для сефардов, желающих поступить в ашкеназские йешивы, в нежелании интегрировать людей с определенным мировоззрением (неофиты). Это происходит потому, что основной акцент делается на «меня», а не на народ, частью которого «я» являюсь. И это акцент теологический, а не эгоистичный.
И нужно подчеркнуть, что ультрарелигиозное мировоззрение, по сути своей, очень агрессивное: оно стремится навязать свою точку зрения всем оппонентам: «Делай, как я!»
Вот только один из недавних примеров.
Ультрарелигиозные радикалы устроили 10 июля беспорядки во время церемонии присяги военнослужащих второй роты ортодоксальной бригады «Хашмонаим», которая проходила в Модиине: они пытались сорвать присягу ультрарелигиозных солдат.
Среди прочего, демонстранты кричали:
«Скорее умрем, чем пойдем в армию»,
— и это о время войны, когда ежедневно «за вашу и нашу свободу» гибнут бойцы Цахала — и называли солдат «эллинизированными», «предателями», и требовали
«Сними кипу и цицит».
Несколько пожилых женщин, находившихся в это время в клубе поблизости, вышли к воротам и стали подбадривать солдат и их семьи. 85-летняя Рахель, пережившая Холокост, выкрикнула:
«Позор и стыд! Почему наши дети должны умирать в Газе, а вы сидите на шее у общества»
Она аплодировала ультраортодоксальным семьям, пришедшим на церемонию, на которой солдаты принесли присягу.
Церемония, проведенная для второго набора бойцов «Хасмонаим», была адаптирована под религиозные требования. Вместо привычной присяги ее назвали «церемонией заявления», звучали хасидские мелодии вместо армейских, а в центре аудитории установили перегородку между мужчинами и женщинами.
Солдаты, призванные в апреле, не скрывали волнения. Значительную часть недели они посвятили тренировкам в память о четырех бойцах харедимного батальона «Нецах Йегуда», погибших в боях в Газе. Это, по их словам, придало особое значение церемонии.
Но большинство солдат и их родителей отказались говорить с журналистами, а те, кто согласился, просили не фотографировать их, чтобы не пострадал их статус в общине. При этом один из отцов отметил:
«Я рад и взволнован, но это не идеал. Кто не учится — пусть идет в армию, но, конечно, предпочтение — учеба в йешиве«.
А это все означает, что новые веяния в общине харедим с трудом пробивают себе дорогу. Но все-таки уже вполне уместно вспомнить строчки из Булата Окуджавы, сказанные, правда, совсем по другому поводу:
«Еще в литавры рано бить, но все же
Я рад до этого дожить, желаю вам того же…»
…Протест в Модиине произошел на фоне продолжающихся — и пока, в основном, неудачных — усилий ЦАХАЛа по призыву ультраортодоксов, чтобы решить острую нехватку личного состава после начала войны.
Недавно ЦАХАЛ официально объявил о начале рассылки первых повесток учащимся йешив, после многих лет отсрочек и юридических лазеек, позволявших массовое уклонение. По плану, до конца лета должны быть направлены 54.000 повесток в адрес 80-тысячной группы получателей отсрочек в возрасте от 18 до 26 лет, в соответствии с указаниями юридического советника правительства Гали Бахарав-Миары.
Армия обещает существенно усилить меры принуждения и наказания для тех, кто не явится. Сообщается, что тем, кто проигнорирует три первые повестки, будет направлено официальное предупреждение о возможном аресте — по почте и по телефону. Через 30 дней после повестки будет выслан приказ 12 с конкретной датой призыва. Неявка приведет к автоматическому ордеру на арест, и человек может быть задержан при любой проверке полицией. Сейчас большинство таких арестов происходит в аэропорту Бен-Гурион, но ЦАХАЛ планирует расширить практику и на другие места.
Однако на фоне коалиционного кризиса, в котором ультраортодоксальные партии бойкотируют голосования в кнессете до принятия нового закона о призыве, пресс-секретарь Ликуда Гай Леви заявил в эфире религиозной радиостанции «Коль бе-рама»:
«Мы, премьер-министр и Ликуд, не позволим этой силовой кампании состояться ни при каких условиях«.
Тем временем в ультраортодоксальных кругах царит глубокое разочарование тем, что проект закона, гарантирующий освобождение от службы для учащихся йешив, до сих пор не представлен. Напомним, в июне 2025 года они отказались голосовать за роспуск кнессета только после того, как глава комиссии кнессета по иностранным делам и обороне Юлий Эдельштейн представил им лишь принципы законопроекта. В ШАС и Яадут ха-Тора надеялись, что уже очень скоро будет готов текст, которого они так ждут.
Однако вскоре после отлета Нетаниягу в США выяснилось, что дело зашло в тупик. Представитель харедим на переговорах, экс-министр Ариэль Атиас, вышел после встречи с Эдельштейном с пустыми руками. По словам источников, речь шла лишь об общих положениях, как и перед войной с Ираном — без конкретики. Те же источники обвинили Эдельштейна в том, что он отказался от части прежних договоренностей.
А теперь…немного истории.
С момента «переворота» 1977 года и прихода к власти правительства Бегина участие ультраортодоксальных партий в правых коалициях стало почти постоянным. В рамках этого союза «Ликуд» предложил ультраортодоксам стать частью широкой коалиции традиционалистов, религиозных и ультраортодоксов. Ультраортодоксы ответили согласием, но выдвинули одно ключевое условие: защита жизненно важных интересов их сообщества, в первую очередь
— полное освобождение от призыва для каждого мужчины, для которого изучение Торы является занятием всей жизни.
И под этим флагом, к сожалению, уже полвека харедим шествуют по жизни.
Но ввиду присутствия в правых коалициях светских партнеров (таких как «Наш дом — Израиль») или центристских сил (например, «Еш Атид» это требование постоянно сталкивалось с трудностями).
Их надежды, что это требование, наконец, будет реализовано не сбылись: политика откладывания и затягивания со стороны Нетаниягу привела к тому, что ультраортодоксальное руководство начинает осознавать, что даже внутри национального лагеря существует принципиальное несогласие с всеобщим освобождением от призыва. Это порождает у ультраортодоксов новое осознание своей оппозиционности по отношению к израильскому обществу.
Это чувство им хорошо знакомо — можно даже сказать, оно является основополагающим. В его рамках ультраортодоксы возвращаются в оппозицию, как это было на протяжении десятилетий до 1977 года. Возвращение происходит не только под давлением политических обстоятельств, но и потому, что они видят себя как принципиальных противников ценностей сионистского государства. Такое государство, по их мнению, не может быть подлинным домом для ультраортодоксального общества и его ценностей.
И вообще ультраортодоксальное общество пересматривает свои отношения с государством на фоне кризиса вокруг закона о призыве.
Около месяца назад два министра от партии «Агудат Исраэль» — Ицхак Гольдкнопф и Меир Поруш — подали в отставку из правительства. И совсем недавно партия «Дегель ха-Тора» также объявила о выходе из коалиции, вслед за чем и «Агудат Исраэль» покинула коалицию.
Конечно, и эти события можно воспринять как тактическую уловку: втайне они надеются, что до вступления отставок в силу будет найден компромисс по закону о призыве, и стороны вернутся в объятия коалиции и правительства.
Однако, возможно, общественность харедим рассматривает и более радикальные шаги: готовность «пойти до конца», выйти из правительства и даже, может быть, привести к его падению.
А может быть, это начало глубокого изменения в характере отношений ультраортодоксов с израильским обществом в целом — возврат к прежней исторической позиции обособленности. Это долгосрочная тенденция, и её нельзя игнорировать.
Такое государство, по их мнению, не может быть подлинным домом для ультраортодоксального общества и его ценностей.
Ведь согласно этой модели, ультраортодоксы воспринимают себя как «остаток уцелевших» как еврейскую группу, оставшуюся верной традиции несмотря на волны модернизации, секуляризации и национализма. Исходя из этого сознания, ультраортодоксальное сообщество создало обширную и обособленную институциональную систему — школы, синагоги, благотворительные фонды, организации социальной помощи — все это функционирует отдельно и параллельно с общей системой израильского общества. По своей сути, это «государство в государстве».
Возможно, мы становимся свидетелями возвращения к идеологической изоляции.
В соответствии с этой принципиальной позицией, ультраортодоксы чувствуют себя «в изгнании среди евреев», и ведут себя соответствующим образом, т.е. занимают по отношению к своему же государству достаточно не лояльную позицию, которая, как мы видели выше, наносит ему ощутимый вред, соизмеримый с результатом деятельности пятой колонны.
И опять звучит знакомый рефрен: пятая колонна! «Которая в решающий момент ударит с тыла» И никуда от этого не деться!

«Не в армию, а в Умань: 50.000 хасидов собрались в паломничество
В разгар войны и на фоне протестов против службы в ЦАХАЛе идет подготовка к поездке ортодоксов к могиле раввина Нахмана». … По планам израильского правительства в сентябре может начаться крупная военная операция по захвату Газы. Для участия в ней планируется призвать не менее 200 тысяч резервистов. Уже сейчас им было сообщено, что осенние праздники, включая Рош ха-Шана, скорее всего, придется провести на фронте.»
https://www.vesty.co.il/main/article/ryc1ji3uge
К сожалению, в статье используется старый пропагандистский приём — заклеймить целую группу как «пятую колонну». В СССР конца 40-х евреев называли «космополитами», в Германии с 1933-го пропаганда НСДАП готовила почву для изгнания и уничтожения, представляя их врагами изнутри. У Сталина и у Гитлера это не было побочной темой: антисемитизм сам становился целью, инструментом государственной политики. И тот и другой хотели изгнать и уничтожить евреев. Поэтому здесь речь идёт не о «нейтральном механизме», а о прямой антисемитской пропаганде, направленной на дегуманизацию евреев. История показывает: если вовремя не распознать такой приём, он неизбежно ведёт к расколу и бедствиям. Почему бы модератору не подумать об этом перед публикацией подобного текста?
Добавлю, маккартизм в США, в 1949-1954 годах, В силки охотников на»ведьм» тогда попалось множество евреев, обвинённых в антиамериканизме, антисемитские настроения в Америке усилились в разы, причём это было именно юдофобство, а не антисионизм.
EvgenyL: 14.08.2025 в 20:04
К сожалению, в статье используется старый пропагандистский приём — заклеймить целую группу как «пятую колонну»… Поэтому здесь речь идёт не о «нейтральном механизме», а о прямой антисемитской пропаганде, направленной на дегуманизацию евреев. История показывает: если вовремя не распознать такой приём, он неизбежно ведёт к расколу и бедствиям.
——————————
Ну вы, EvgenyL, даете! «Пятой колонной» хорошо организованные группы отказывающихся служить в ЦАХАЛ ультраортодоксов ( а также их раввинов-предводителей и представителей ультраортодоксальных политических партий) называют не немцы, россияне, англичане, французы, американцы и т.д., а те евреи-израильтяне, которые честно служат в армии и работают. Антисемитизмом здесь не пахнет. Раскол в обществе из-за поведения этих антисионистских и антиизраильских групп ультраортодоксов произошел достаточно давно, а предсказываемые вами бедствия не за горами. Потому как наша израильская «пятая колонна» плодится и размножается…
Vladimir U:
15.08.2025 в 10:51
EvgenyL: 14.08.2025 в 20:04
К сожалению, в статье используется старый пропагандистский приём — заклеймить целую группу как «пятую колонну»…
——————————
Ну вы, EvgenyL, даете! «Пятой колонной» хорошо организованные группы отказывающихся служить в ЦАХАЛ ультраортодоксов ( а также их раввинов-предводителей и представителей ультраортодоксальных политических партий) называют не немцы, россияне, англичане, французы, американцы и т.д., а те евреи-израильтяне, которые честно служат в армии и работают. Антисемитизмом здесь не пахнет.
//////////////////////////////////////////////////////////////////
E.L. Владимир, как я понимаю, ни вы ни автор статьи в израильской армии не служили, но выступаете от лица людей, которые служили в армии. Хотя это не имеет никакого значения в данном вопросе. Давайте по факту: до этой статьи и вашего комментария, я не встречал, чтобы харедим называли “пятой колонной”. Возможно, теперь начнут — благодаря вам. Автор и вы берете ярлык «пятая колонна», как будто это объективный диагноз ситуации: мол, вот есть реальная проблема, и мы её называем своим именем. Так вы не “диагностируете” проблему, а используете стандартный пропагандистский прием, который не описывают реальность, а формируют её через манипуляцию . Слово «пятая колонна» автоматически переносит разговор в военную/предательскую плоскость, хотя речь идёт о сложной религиозно-социальной группе. И создаётся иллюзия, что проблема решена одним словом, хотя на деле она только загоняется глубже. Такие слова не решают проблему, а лишь делают за ХАМАС их работу по расколу евреев. Я хотел бы пожелать нам всем, чтобы харедим, а не общая безопасность, были единственной проблемой Израиля.
EvgenyL: 15.08.2025 в 21:31
E.L. Владимир, как я понимаю, ни вы ни автор статьи в израильской армии не служили, но выступаете от лица людей, которые служили в армии. Хотя это не имеет никакого значения в данном вопросе.
————————
Действительно, я в израильской армии не служил — служил мой сын. И действительно, это не имеет никакого значения в данном вопросе. Тогда зачем вы это упомянули? Это у вас такой пропагандистский прием?
С дальнейшим вами написанным совершенно не согласен. Проблема этой «сложной религиозно-социальной группы» ( отказ нести равное с другими евреями-израильтянами бремя гражданских обязанностей — служить в армии, работать) известна давно, а с началом войны она многократно обострилась. Так что да-мы её называем своим именем. И да, с нашей точки зрения наиболее правильно называть эту «сложную религиозно-социальную группу» пятой колонной. И мы имеем полное право предлагать варианты решения этой проблемы. Это, практически единственное, что могут сделать авторы статьей на эту тему и участники обсуждения. Потому как решать проблему обязана власть.
Я с определением «пятая колонна» «несогласный»
Харедим это, скорее, балласт, который в нормальных количествах придаёт устойчивость, например, кораблю, но при увеличении может привести к тому, что судно затонет — в лучшем случае его (корабля) полезная нагрузка сократится почти до нуля.
Мы почти до этого добрались — пора сбросить балласт, чтобы безопасно плыть дальше.
Zvi Ben-Dov: 16.08.2025 в 09:03
————————
Нет ничего страшного в том, что вы «несогласный». Я понимаю, что довольно неприятно соглашаться с тем, что внутри страны существует «пятая колонна», т.е. группа людей, действующих в интересах врага. Но надеюсь вы согласны с тем, что категорический отказ служить в ЦАХАЛ подавляющего большинства ультраортодоксов и их предводителей — это действовать в интересах врагов Израиля?
Кстати, о балласте. В мирное время эту группу населения так и называли и предлагали различные способы превращения излишков балласта в полезный груз. Но сегодня далеко не мирное время!
«…довольно неприятно соглашаться с тем, что внутри страны существует «пятая колонна», т.е. группа людей, действующих в интересах врага. Но надеюсь вы согласны с тем, что категорический отказ служить в ЦАХАЛ подавляющего большинства ультраортодоксов и их предводителей — это действовать в интересах врагов Израиля?»
________________
Наверняка мне бздительности явно не хватает 😉
Zvi Ben-Dov: 16.08.2025 в 09:47
Наверняка мне бздительности явно не хватает 😉
————————
В данном случае здравого смысла было бы вполне достаточно.
К сожалению, в статье используется старый пропагандистский приём — заклеймить целую группу как «пятую колонну».. .Поэтому здесь речь идёт … о прямой антисемитской пропаганде, направленной на дегуманизацию евреев. .. Почему бы модератору не подумать об этом перед публикацией подобного текста?
——————————————————————————————————————————————-
А Вы, уважаемый комментатор, желали, чтобы я назвал » целую группу» поимённо ? И в этом случае обвинение в «дегуманизации евреев» отпало бы? Оригинальная логика… А какой совет в таком случае последовал бы моде- ратору?
+1
1) Мерзкое поведение части харедим в вопросе мобилизации в ЦАХАЛь — это только повод.
Для автора этой статьи и резвящихся под ней комментаторов это всего лишь повод излить свою ненависть на религиозный сионизм.
Этим светских борцунам с иудаизмом смертельно НЕ нравится, как религиозный сионизм понимает Галаху и роль государства в жизни общества.
С Галахой тут понятно: многие из этих борцунов они «евреи по отцу», страшно за это обиженные именно на Галаху.
Галаха иудаизма для них это примерно как Карфеген для Катона, который любую свою речь завершал фразой «Карфеген должен быть разрушен».
С ролью государства в жизни общества у них тоже похоже: им нестерпима модель религиозного сионизма, где вся суть это «взаимное уважение между сильными общинами / секторами общества». Светские борцуны с иудаизмом хотят некую Вертикаль Власти: какую-то невообразимую смесь российской Вертикали Власти с вокнутой Вертикалью Власти лево-радикального Запада.
=============
2) К еврейским «кастам» (коаним, левиим и обычные евреи, ака «кляль исраэль») я отношусь по-еврейски:
Раби Шимон говорит: «Есть всего три короны: корона Торы, корона священства и корона царства. Но корона доброго имени выше их всех». (Мишна «Поучения Отцов», 4:17).
Обратите внимание: официально у доброго имени (и взаимного уважния) нет короны — но в реальности она есть и она выше всех официальных корон.
Именно это и нестерпимо и нашим светским борцунам с иудаизмом, и лево-судейской мафии БАГАЦа с их «сущностной демократией». Все они стороники Вертикали Власти — или российской, или лево-радикальной западной.
«Мерзкое поведение части харедим в вопросе мобилизации в ЦАХАЛь — это только повод.»
Не было бы мерзкого поведения, не было бы и повода, Бенни.
Штудируйте причинно-следственные связи.
***
«Для автора этой статьи и резвящихся под ней комментаторов это всего лишь повод излить свою … »
Да, да, конечно. Ихтамнет, вывсёврёте …
***
«… им нестерпима модель религиозного сионизма»
а) О религиозном сионизме не было сказанно ни слова упрека.
б) Модель религиозного сионизма нестерпима ультраортодоксам. Об этом они говорят открыто, считая религиозных сионистов опасными еретиками, не допуская их в свою среду.
По дороге на работу, у автобусной остановки я часто вижу ультраортодоксов и религиозных сионистов — как молодежь, так и более зрелых. Я никогда не видел их вместе. Они никогда не общаются, не разговаривают, стоят на растоянии, полностью игнорируя друг друга.
Землемер: 13.08.2025 в 16:24 В продолжение следует сказать, что до разговоров от отделении религии от государства, следует отделить мафдат от религии. Их право представлять религию присвоено ими в глубокой древности и не оспаривалось до сих пор. А начинать надо с него. Когда и по какому праву вера превращена в свод мелочных правил поведения, т.н. Алаху, навязанных в форме якобы общепринятого согласия?
На вопрос что делать, есть естественный ответ, прямо в иудаизме:
— Поступай так, как ты хотел бы, что бы поступали с тобой.
Мафдат, партия веры, מפדת — это по существу движение гражданского неповиновения. В данном случае — это обструктивное политическое движение. Законы, которые они системно нарушают, не направлены против них, но жизненно важны для существования страны.
Самое простое поведение государства — это такое же отношение к ним, лишение членов мафдат всех гражданских привилегий, включая медицинские, транспортные и другие льготы, банковское обслуживание, виртуальные информационные услуги и, в первую очередь, постепенное сокращение субсидий, предназначенные именно этому сектору. Лет за 10 их можное изолировать от государства, не лишая формального гражданства.
Описанная мера — это удовлетворение скрытого в их поведении запроса поступать с ними также, как открыто и декларативно поступают они.
Это вторая часть известного Золотого правили этики.
Раввины аксакалы будут массово молиться и просить у всевышнего отдельного кастового закона о непризыве в АОИ ультраортодосам:
https://www.7kanal.co.il/flashes/486727
В то время молодые иешиботники “резвятся” танцуя (и осуществляя другие, непотребные действия) на могиле патриарха государственности. Об этом сообщил даже ультрарелигиозный портал «Бэ Хадарей Харедим»:
https://news.israelinfo.co.il/news/121996
https://www.bhol.co.il/news/1702184
Я за службу всех евреев в ЦАХАЛе. Но я категорически не согласен с обвинении ешиботников «пятой колонной». Этот термин означает агентов врага в тылу. Юридически их можно приравнять к светским уклонистам, но они не агенты.
Не может быть отдельного закона для какой-либо общины. Вопрос о службе должен решаться на индивидуальном уровне. В частности гос-во в праве отказать в финансировании и льготах гражданину, невыполняющему его требований. Об этом, как я понимаю, и был закон Эдельштейна. Вот его и надо принять. Интересно, а как с этим делом у израильских арабов?
Михаил Поляк: 12.08.2025 в 22:50
«Юридически их можно приравнять к светским уклонистам, но они не агенты.
Не может быть отдельного закона для какой-либо общины. »
***
Нет, нельзя приравнять. У светских уклонистов нету ПОТОМСТВЕННОГО отказничества, который существует из поколения в поколение у ультраортодоксов и который окончательно утвердить всеми возможными способами пытаются харедимные партии и раввины. Далее вы сами это подтверждаете, ибо НЕТУ НИКАКОГО ОТДЕЛЬНОГО ЗАКОНА для светской общины, не существует никакой светской (или несветской) партии в Кнессете, которая агрессивно, угрожая государству, добивалась бы отмены призыва светской молодежи.
Своим последним вопросом вы ставите знак уравнения между ультраортодоксами и арабами, т.е. выделяете их как две отдельные, чуждые государству общины, с которых надо требовать уважать государственные законы и выполнять свой гражданский долг, ибо сами, добровольно они этому всячески противятся и даже совместно согласовывают свои действия в Кнессете, чтобы любой закон, обязывающий их служить в АОИ, провалить.
Михаил Поляк: 12.08.2025 в 22:50
Но я категорически не согласен с обвинении ешиботников «пятой колонной». Этот термин означает агентов врага в тылу. Юридически их можно приравнять к светским уклонистам, но они не агенты.
———————————
(1) Михаил, юридически приравнять уклонистов-ультраортодоксов к светским уклонистам нельзя. Нельзя потому, что юридически преступление (грабеж, кража, убийство, да любое преступление) совершенное человеком в одиночку и в составе организованной банды-это разные вещи и наказываются по-разному.
(2) Михаил, вы можете предложить другое название вместо «пятая колонна» (термина, который означает агентов врага в тылу) для организованной группы лиц, члены которой во время войны отказываются с оружием в руках воевать с врагами???
(3) Какие меры, на ваш взгляд, государство обязано предпринять против лидеров и идеологов подобной группы в условиях военного времени?
Владимир! 1) В одиночку или группой харедим не наносят ни конкретного вреда, ни пользы нашему гос-ву, так же, как скажем пацифисты или баптисты. Может быть их стоит рассматривать как дезертиров, но я не юрист, не знаю. Так что Ваше сравнение не релевантно.
2) Называйте их отказники или еще как, но они не пятая колонна.
3) Если есть юридически обоснованные меры для отказников, надо их использовать . Но скорее всего стоит применить штрафные и/или экономические меры: лишить такие ешивы гос. поддержки, как недружественных организаций; лишить неподчиняющихся правилам индивидов пособий и льгот; и наоборот предложить награду за честную службу и т. п. Я поинтересовался как гос-во поступило с похожей группой — с арабами. Может уже есть работающая схема.
В Ливане эту роль играла (или играет) Хизбалла, т.е. партия аллаха. Фартически религиознае партии в Израиле — это тоже самое, с нашими отличиями, ответвления Мифлегет Адонай. А высказанное вслух, намерение обрушить израильскую финансовую систему (старший мудрец рав Ланда) — это похуже терроризма.
Условные «харедим» (читай-ультраортодоксы) это, на мой взгляд — маугли, еврейские маугли. Известно, что если человеческие маугли прожили в животном мире лет пять, то дальше их возврат в нормальное человеческое общество практически невозможен. Так же, безусловно, обстоит дело и с «харедим». Но если человеческими мауглями случайно становятся, то «харедимами» рождаются. «Харедим», оказавшиеся в этом обществе через гиюр, составляют мизерную долю.
В настоящее время в Израиле уже столько родителей-«харедим», что, мне кажется, точка невозврата для этого общества пройдена. Обижаться на них, перевоспитывать их, наказывать их — бесполезно, да и бесчеловечно, поскольку они в своём «харедизме» нисколько не виноваты.
Евреи, говорят, очень умные, но я не верю, что проблема «харедим»-антиизраильцев может быть решена ими в обозримое время. Нет такого рецепта и у меня. Считаю, однако, что вопрос об этом должен быть поставлен в стране прямо сейчас в качестве насущной задачи. Смысл её вижу в том, чтобы религиозная вера евреев не превращалась в массовый религиозный фанатизм. (И без отделения религии от государства, как показывает опыт цивилизованных стран, здесь не обойтись.)
В.Зайдентрегер:
Условные «харедим» (читай-ультраортодоксы) это, на мой взгляд — маугли, еврейские маугли …
=====
А на мой взгляд: все условные «расчеловечиватели харедим» под этой статьёй это злобные и тупые моськи. Не более еврейские, чем те «нетурей карта», которые лижут задницу исламо-нацистам.
Взгляды разные важны, взгляды разные нужны.
Ибо Д-Е-М-О-К-Р-А-Т-Ь-Я, ерш её медь !
А как вы оцениваете распространение демократии на кастовую систему*, называемую иудаизмом? Как его включить, крысиного короля скопом или каждую особь по отдельности? Жду обсуждения проблем каждого из вариантов.
P.S. Три иудейские касты — это коаним, левиим и кляль исраэль.
А у Коли, чтож такого,
мать — свидетель Иеговы.
Мамы всякие важны,
мамы всякие нужны.
«Это также проявляется во многих других аспектах ультраортодоксального общества. Например, в квотах для сефардов, желающих поступить в ашкеназские йешивы, в нежелании интегрировать людей с определенным мировоззрением (неофиты). Это происходит потому, что основной акцент делается на «меня», а не на народ, частью которого «я» являюсь…» (Эдуард Малинский)
Эта проблема существует давно, но обычно о ней помалкивают, особенно в партии ШАС. Арье Дери и прочие деятели ультрарелигиозных сефардов, да и вся улица восточных евреев, постоянно, охотно и агрессивно набрасываются на светских ашкеназов, якобы все ещё дискриминирующих мизрахим с самого начала алии из арабских стран (Авишай Бен Хаим даже сделал карьеру социолога на теории «первого и второго Израиля»), но! … послушно помалкивают в тряпочку, когда дело касается откровенного расизма в ашкеназких ультрарелигиозных учебных заведениях или в распределении квартир в новостройках для ашкеназких харедим.
Проликудовские ура-патриоты тоже обходят эту неудобную тему гробовым молчанием.
«Ашкеназские раввины выступили против распределения сефардских школьниц»
https://www.newsru.co.il/jtradition/3jul2025/girls.html
***
Информация, которую многие НЕ знают (или знать не хотят):
«Скандал в Иерусалиме: уничтожены письма о призыве в армию»
https://cursorinfo.co.il/israel-news/skandal-v-ierusalime-unichtozheny-pisma-o-prizyve-v-armiyu/
«Арье Дери: «Не дай Б-г, чтобы в голову пришло внести свой вклад»
Лидер партии ШАС — учащимся ешивы «Шаар ха-Мелех»: даже во время войны нет места мыслям о призыве»
https://www.7kanal.co.il/news/278309
Информация, которую многие НЕ знают:
Несколько дней назад оказалось, что раввины Хабада в Израиле НЕ смогли договориться с ЦАХАЛом по поводу призыва хабадников:
(иврит) https://www.inn.co.il/news/676120
Вот о чём идёт речь в этой статье (к ней я добавил то, что знаю из других хабадских источников):
Как известно, многие хабадники и сейчас служат в ЦАХАЛе. Но обычно они начинают службу не в 18 лет, а в 20~23 — уже после «высокой иешивы» и женитьбы. Срочную они обычно служат в боевых частях, а потом по-максимуму служат в активном резерве (3~4 недели каждый год, примерно до 40~45 лет).
Раввины Хабада предложили ЦАХАЛу: а давайте после «высокой иешивы» призывать ВСЕХ хаббадников? Подавляющее большинство наших парней заканчивают иешиву до 23-и лет. Давайте призывать их. Вот мы даже открыли программу подготовки парней-хабадников к службе в пехотной бригаде «Хашмонаим»:
(русский) https://www.newsru.co.il/jtradition/17may2025/chabad.html
И что же им ответил ЦАХАЛ?
По-сути ЦАХАЛ им ответил следующее: «Нам НЕ нужно, чтобы вы призывались и служили с высокой мотивацией после 20~23 лет. Нам нужен скандал про то, что харедим не хотят призываться в 18 лет.»
В результате раввины Хабада (и не только раввины, и не только Хабада) поняли, что лево-светские генералы ЦАХАЛа по наводке лево-судейских разжигают ненависть к харедим чтобы свалить правительство Биби. Поэтому эти де-генералы также НЕ хотят уничтожить ХАМАС (для этого нужна полная оккупация всего Сектора Газа) и выше всего ставят цель «освободить заложников через сделку» (сделки Шалита им было мало, они ещё хотят).
Обидно, что даже «7 октября» НЕ научило ни сторонников Биби, ни сторонников власти лево-судейских тому, что оно должно было их научить.
Обидно, но НЕ страшно: исламо-нацисты Ближнего Востока и лево-либералы Запада их ещё этому научат.
А вечный народ не боится длинного пути. Ам Исрайль Хай !
Benny B: 12.08.2025 в 17:03
И что же им ответил ЦАХАЛ?
По-сути ЦАХАЛ им ответил следующее: «Нам НЕ нужно, чтобы вы призывались и служили с высокой мотивацией после 20~23 лет. Нам нужен скандал про то, что харедим не хотят призываться в 18 лет.»
——————————
Бенни, (1) вопрос об изменении правил призыва для какой-либо группы населения решает не ЦАХАЛ, а Кнессет, (2) ваше изложение сути ответа ЦАХАЛ хабадниками -это ложь. (3) А правда в том, что в Израиле проживают всего (по самым оптимистичным оценкам) около 20000 любавичских хасидов. Так что даже призыв ВСЕХ хабадников (младенцев, детей, стариков и женщин) армию не спасет😉. (4) Вашу всегдашнюю песню о том, что «лево-светские генералы ЦАХАЛа по наводке лево-судейских разжигают ненависть к харедим чтобы свалить правительство Биби» оставлю без комментариев.
А я с +-ом
Многоуважаемый Vladimir U, я НЕ разделяю вашу глубочайшую веру в лево-судейские догмы.
Я верю в наблюдаемую мной реальность:
1) Моё изложение сути ответа ЦАХАЛа хабадниками — это теперь, К ОГРОМНОМУ СОЖАЛЕНИЮ, широкий консенсус самых про-цахаловских раввинов Хаббада в Израиле.
Другие харедимные раввины, которые ещё недавно поддерживали проект «харедимной пехотной бригады Хашмонаим» — они тоже получили от ЦАХАЛа очень неприятный плевок в лицо.
2) Как и кого призывают в ЦАХАЛ — при ПМ Нетаниягу это решает не Кнессет, а лево-судейская мафия (БАГАЦ, юр.советница и т.д.) и послушные этой мафии генералы ЦАХАЛа.
«Спасибо» ПМ Нетаниягу за назначение ещё одного послушного.
P.S.: и снова повторяю:
Обидно, что даже «7 октября» НЕ научило ни сторонников Нетаниягу, ни сторонников власти лево-судейских тому, что оно должно было их научить.
Обидно, но НЕ страшно: исламо-нацисты Ближнего Востока и лево-либералы Запада их ещё этому научат.
А вечный народ не боится длинного пути. Ам Исрайль Хай !
— Ам Исрайль Хай! — говорите. И как же он без вас-то справится?
Статья до невозможности наивная. Ну, ясно же, что подлецы, разрушающие страну, созданную не «велением Господа», но людьми, обеспечившие, наконец, народу место под солнцем. Вообще-то, не рассуждать нужно, но разогнать эту сволочь — иначе страна, созданная таким трудом, такими усилиями и жертвами, исчезнет. Вина в данном конкретном случае — Нетаньяху, спасавшегося и спасающегося от уголовных обвинений. Первые претензии за саму эту бесконечную и безвыходную войну, за погибших солдат и беспомощных заложниках — на его совести. Когда он пяток лет назад тасовал с помощью выборов, следовавших одно за другим, правительственную колоду, я писал: да, дайте ему, наконец, государственную амнистию — он ведь страну сгубит. Никто не откликнулся. Получили то, что получили.
«Когда он пяток лет назад тасовал с помощью выборов, следовавших одно за другим, правительственную колоду, я писал: да, дайте ему, наконец, государственную амнистию — он ведь страну сгубит. Никто не откликнулся. Получили то, что получили.»
__________________
Пророчество Маркса (не Великого, а местного свидетеля Времени) всесильно потому, что оно верно! 😉
Да, оспорить написанное автором невозможно, сегодняшние ультраортодоксы — это самая настоящая пятая колонна в Израиле. Пятая колонна со своими лидерами, полководцами, идеологами. С этим согласится практически всё светское население страны и, возможно, большинство религиозных сионистов. Лидеры этой пятой колонны угрожают стране гражданской войной, но при этом прекрасно понимают, что никакой гражданской войны в Израиле не будет. Многочисленные беспорядки, которые с лёгкостью организовывают лидеры пятой колонны-это не гражданская война, а то, к чему Израиль уже привык. Кроме того, невозможно посадить в тюрьмы тех ультраортодоксов, которые по велению их лидеров рвут повестки в армию и активно участвуют во всяческих беспорядках. Единственный, на мой взгляд, действенный метод борьбы с отказывающимися служить в армии ультраортодоксами — это быстрое и безусловное вычеркивание их из списка граждан страны со всем из этого вытекающим. Но нынешняя коалиция на это никогда не пойдет. Так что нет никакой надежды на то, что пятая колонна самораспустится и исчезнет.
«Многочисленные беспорядки, которые с лёгкостью организовывают лидеры пятой колонны-это не гражданская война, а то, к чему Израиль уже привык. Кроме того, невозможно посадить в тюрьмы тех ультраортодоксов, которые по велению их лидеров рвут повестки в армию и активно участвуют во всяческих беспорядках. Единственный, на мой взгляд, действенный метод борьбы с отказывающимися служить в армии ультраортодоксами — это быстрое и безусловное вычеркивание их из списка граждан страны со всем из этого вытекающим.»
________________
«Нет насилия в Духовном»
Просто… за него (за Духовное) платить не надо… совсем и ультраортодоксальное общественное бытие определит сознание 😉
Конечно, бородатые разносчики Духовности будут за это проклинать…
За одно и увидим — прислушивается ли к ним Всевышний или таки прав Губерман:
Есть люди (их ужасно много)
Чьи жизни отданы тому,
Чтоб обосрать идею Бога
Своим служением Ему.
И.Губерман
Мечты, мечты…