![]()
По мнению астрологов (был у меня такой знакомый в Москве), рождению гения на земле предшествует рождение его звезды на небе. Если это так, то такие звёзды родились в годы, которые указаны выше. Несколько слов о жизни каждого из них…
ВРЕМЯ ГЕНИАЛЬНЫХ БАРДОВ
В российской истории было немало мрачных периодов: «Смутное время» после смерти одного из самых жестоких российских царей Ивана Грозного, период царствования Пётра Первого, когда боярам отрезали не только бороды, но, порой, и головы, 300 лет самодержавия Романовых с их крепостным правом, по сути, рабством, антисемитизмом, чертой оседлости и Погромами, естественно переросших в советский антисемитизм, лагеря Гулага и психбольницы при Брежневе, сегодняшняя кровавая, преступная русско-украинская война. Да мало ли чего было!
Но были и светлые периоды. К одним из таких периодов относятся перестроечные 60–70-ые годы ХХ века, связанные с появлением гениальных бардов, талантливых поэтов, соединявших в себе четыре ипостаси: они писали не только слова и музыку к этим словам но и пели свои песни, а также аккомпанировали себе на гитаре. Таких бардов в ХХ веке было в советской истории немало: Александр Галич, Юрий Визбор, Новелла Матвеева, Александр Городницкий, Александр Розенбаум, некоторые другие. Я хочу вспомнить двух самых великих, без преувеличения, гениальных — Владимира Семёновича Высоцкого (25.01.1938 – 25.07.1980 гг.) и Булата Шалвовича Окуджаву (9 мая 1924 года – 12 июля 1997 гг.), песни которых пережили более чем пол века и продолжают звучать сегодня.
По мнению астрологов (был у меня такой знакомый в Москве), рождению гения на земле предшествует рождение его звезды на небе. Если это так, то такие звёзды родились в годы, которые указаны выше. Несколько слов о жизни каждого из них…
Детство
У Володи, довоенного ребёнка, детские годы были непростые: эвакуация на Урал, послевоенное детство в ГДР, где служил отец, потом развод родителей, сложные отношения с отчимом, наконец, возвращение в Москву, где семья поселилась на Большой Каретной. Этот адрес мы знаем по одной из первых, популярных песен Высоцкого:
«А где твои 17 лет? На Большой Каретной. А где твои 17 бед? На Большой Каретной. А где твой чёрный пистолет? (Возможно, пистолет отца Л.М.) На Большой Каретной. А где тебя сегодня нет? На большой Каретной».

У Булата, который был старше Высоцкого на 14 лет, тоже «Всё смешалось в доме Облонских» и детство сына врага народа, арестованного по ложному доносу и расстрелянного, как и детство Володи, можно назвать счастливым с большой натяжкой. Он тоже родился в Москве и, кстати, не так далеко от Большой Каретной, на Арбате. Помните:
«Ты течёшь, как река, странное название. И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат. Ты моё призвание. Ты и радость моя, и моя печаль».

В двухлетнем возрасте Булат переехал с семьёй в Тбилиси, а позже в Нижний Тагил. Сначала всё в семействе Булата было вроде бы хорошо, тем более, что отец занимал важные партийные должности. Но не забудем, что это были времена доносов и гулаговских лагерей. Это были времена, когда все доносили на всех и судьба могла измениться в одно мгновение. Так и случилось. На Окуджаву-отца поступил ложный донос. Его арестовали (как всегда ночью к подъезду подкатил чёрный воронок), отправили в лагерь и там расстреляли. В 1938 году мать Булата, как жену врага народа, сослали в лагерь в Караганду, а вернуться оттуда Ашхен довелось только в 1947-м.
Булат с бабушкой жил в Москве, в коммуналке на Арбате. В 1941 году в 17 лет, Булат, приписав 1 год, ушёл добровольцем на фронт, где служил в артиллерии. Был ранен. Позже он напишет:
«Ах война, что ж ты сделала, подлая, Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли. Повзрослели они до поры. Провожали слезами горячими. И ушёл за солдатом солдат. До свидания, мальчики, мальчики, Возвращайтесь скорее назад».
Но вернёмся к Высоцкому. В некоторой степени помогала популярности Владимира Семёновича его работа в театре «На Таганке», где художественным руководителем был демократически настроенный и любивший песни Высоцкого Юрий Любимов. Он дал барду возможность сыграть роль Гамлета в спектакле Шекспира «Гамлет». Этот спектакль всегда шёл при аншлаге. Тем не менее, хотя песни Владимира Семёновича слышались в магнитофонной записи чуть ли не из каждого окна, пластинки с его песнями не выпускались, а о выступлениях по Радио и на Телевидении не было и речи.
В 1967 году Высоцкий познакомился с известной французской актрисой Мариной Влади, которую советский зритель знал по ставшему популярным в бывшем Союзе фильму «Колдунья» (советую пересмотреть, Л.М.). В 1970 году певец и актриса поженились и их любовь, разделённая тысячами километров (он в Москве, она в Париже) продолжалась до смерти великого барда в 1980 году. Позже об этой необычной любви на расстоянии Влади напишет в переведённой на русский язык книге: «Владимир или прерванный полёт».
Окуджава после госпиталя вернулся на фронт написал свою первую песню: «Нам в холодных теплушках не спалось, но не гаснул всю ночь огонёк…». В 1945 году будущий великий бард приехал в Тбилиси и начал работать токарем на заводе, а в в 1950 году окончил экстерном филологический факультет Тбилисского университета и два года преподавал русский язык и литературу в старших классах обычной средней школы в Калужской области.
Концертная деятельность у обоих бардов тоже шла по разному руслу. Если Окуджаве, несмотря на его «антинародное» происхождение, власти разрешали выступления на официальных, в том числе, столичных концертных площадках (о выезде за рубеж первые годы речь не стояла), то Высоцкого всячески гнобили и, если он получал возможность выступить, то только не совсем официально, в сравнительно небольших клубах и домах культуры. При этом и у того, и у другого залы были всегда переполнены. Первое публичное выступление Булата состоялось в 1961 году в Харькове, а у Высоцкого 25 декабря 1967 года в одном из НИИ.
Несмотря на разницу поколений и песенных стилей Высоцкий и Окуджава ценили творчество друг друга. Высоцкий называл Окуджаву «духовным отцом, а Окуджава Высоцкого «младшим братом». Когда Владимир Семёнович трагически погиб от передозировки наркотиков, Булат Шалвович написал песню «О Володе Высоцком»:
О Володе Высоцком я песню придумать решил.
Вот ещё одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил.
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает Природа.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает Природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон
Ну а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон.
Ну а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился
Белый аист московский на белое небо взлетел
Чёрный аист московский нa чёрную землю спустился.
Белый аист московский на белое небо взлетел
Чёрный аист московский нa чёрную землю спустился.

Лев! Не понял, о каком отчиме Высоцкого вы пишете? У него была мачеха, но вроде бы к ней не было претензий…
Отчима Володи, Михаил, звали Григорий Бартош.
Замечательная «аннотация» к «предстоящим гастролям бардов Окуджавы и Высоцкого» в городе Мухобойске!
И Булат Окуджава, и Владимир Высоцкий — это ярчайшие ЯВЛЕНИЯ не только в культуре России, но и в мировой культуре.
Несколько слов: Булат Окуджава удостоился чести выступить в Париже в концертном зале «Олимпия»; Япония рукоплескала Булату Окуджаве на его выступлениях по приглашению правительства Японии; в Польше ежегодно проводятся фестивали Булата Окуджавы, в которых принимают участие начиная с сельских школьников, заканчивая актёрами варшавских театров.
Владимир Высоцкий при жизни стал всемирно известным, его песни исполняют в Англии, в Германии, в Скандинавских странах, в США, в Израиле.
Ни Окуджава, ни Высоцкий НИКОГДА НЕ БЫЛИ БАРДАМИ. Кто такие барды? Это те, кто исполняет самодеятельные частушки на лирические и бытовые темы.
Булат Окуджава — ПОЭТ. В среде знаменитых поэтов-шестидесятников — Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина — он по праву занимает ПЕРВУЮ СТРОКУ в этом списке/.
Высоцкий — никогда не был бардом. Он — единственный, кто возродил жанр скоморошества в России. Он и принадлежал к славному племени СКОМОРОХОВ, возникших в России в 11 веке и истреблённых указом царя Алексея Михайловича и усилиями идеологической прокладки русского царизма — православной церковью в 17 веке.
Великая Эпоха Возрождения в Европе возникла на ростках европейского скоморошества, возникшего в Европе в 6-7 веках. В отличие от России, в Европе скоморошество не уничтожали. Что такое Высоцкий? Это — тот самый скоморох из картины Тарковского «Андрей Рублёв».
Рад ли я этому опусу господина Мадорского? Рад. Хоть какое-то слово сказано в адрес Владимира Высоцкого в день его рождения, в адрес СКОМОРОХА,который НА ВСЕ ВРЕМЕНА. Как и Булат Окуджава, ПОЭТА на все времена.
https://www.youtube.com/watch?v=xB_I7OlbRWA
https://www.youtube.com/watch?v=t6lWBwlXylM
Очень хороший комментарий, Яков! Но не согласен, что бард это из тоже уважаемого на Руси племени скоморохов , менестрелей. При этом абсолютно согласен, что бард это прежде всего поэт. Я ,как видно из текста, считаю, что и тот и другой были гениями, а гении развиваются по другим законам чем мы, простые смертные. И не стоит, по моему, их сравнивать в ключе- скоморох и поэт. И тот и другой поэты, но разные…
Ни Окуджава, ни Высоцкий НИКОГДА НЕ БЫЛИ БАРДАМИ. Кто такие барды? Это те, кто исполняет самодеятельные частушки на лирические и бытовые темы.
Булат Окуджава — ПОЭТ. В среде знаменитых поэтов-шестидесятников — Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина — он по праву занимает ПЕРВУЮ СТРОКУ в этом списке/.
————-
И ещё … Перечитал и мне показалось, что в Вашем , Яков, комменте есть значительначя доля иронии: «Замечательная «аннотация» к «предстоящим гастролям бардов Окуджавы и Высоцкого» в городе Мухобойске!» С другой стороны, можно поспорить о том кто занимает первое место в приведённом Вами списке.
Вместе со скоморохами неожиданно вспомнил про российских юродивых. Муж сестры, глубоко верующей христианки, был русский, христианин. Однажды, когда он был смертельно болен и попросил меня что-нибудь почитать, я стал читатьиз свей книжки глава про юродивых. Глава написанная в явно уничижительном тоне. Больной возмутился: «юродивые святые люди» и назвал меня местечковым еврейчиком. Тут возмутился я и и ушёл в другую комнату. Он вскоре умер. Не могу себе этого простить, хотя прошло много лет…
Попробуйте исполнить приведённые две песни в бардовском стиле — хором или в застолье.
Кстати, стихи Окуджавы «Молитва» поляки исполняют только в костёле, и профессиональные певцы, и любители — от солдат до студентов.Я видел несколько исполнений этого стихотворения поляками.
То же самое и с «Банькой» Высоцкого: ни хором у костра, ни в застолье её не исполнишь.
Да, Яков! «Молитва» Окуджавы в исполнении Гвардцители это шедевр, который даже сам Булат не пел с таким совершенством.
Сегодня обе Ваши сноски прекрасно проиллюстрировали и украсили текст. Спасибо.
«Ни Окуджава, ни Высоцкий НИКОГДА НЕ БЫЛИ БАРДАМИ. Кто такие барды? Это те, кто исполняет самодеятельные частушки на лирические и бытовые темы»
///
Одно из значений слова «бард» (например, в словаре Ожегова) — Поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.
Если поэт пишет музыку к своей поэзии и сам исполняет свои песни — он становится и бардом, не переставая быть поэтом. Этому совершенно не мешают тысячи исполнителей самодеятельных частушек, стихи которых порой и поэзией не назовешь.
Я тоже считаю, Александр, что сравнивать бардов и исполнителей частушек совершенно неуместно
https://samlib.ru/editors/k/kaunator_j/wremenanewybirajut.shtml
https://samlib.ru/editors/k/kaunator_j/belyjaistmoskowskij.shtml
Большое спасибо, Яков К., за интересные сноски. Кстати, на Руси, скоморохи были уличные артисты, которых слушали, которых уважали, а власти которых гоняли. Мне могут возразить, что народ уважал также и юродивых, которых в те времена считали чуть ли не святыми. Но это «две большие разницы». Тему эту -скоморохи-юродивые на Руси можно было бы значительно развить, если будет желание у Вас, Яков, или у других комментаторов…
Сегодня есть, конечно, и другие авторы-исполнители, но, на мой взгляд, Булат Шалвович и Владимир Семёнович взяли планку, которая ещё долго кому-нибудь из владеющих четырьмя испостасями ( музыка, поэзия, пение, аккомпанимент) будет под силу.
________________________________________________________________________
Ну уже который раз, уважаемый Лев, – пианист и учитель музыки, – аккомпанЕмент всё-таки. (контрОбас оставим в прошлом).
Да, и спасибо, мы столько нового узнали из Вашей подборки!!!
Спасибо, Зоя, с орфографией у меня проблемы со школы..конечно, аккомпанемент. Но в данном случае , описка. И спасибо за тёплые слова о заметке
Когда Высоцкий проезжал по Московскому проспекту
в Набережных Челнах из распахнутых окон домов Камазовцев
звучали во весь голос его песни с лент магнитофонов.
––––
Это и есть народное признание.
Верно, уважаемый Крамм . Голоса Высоцкого и Окуджавы звучали из окон любого.города бывшего Союза. До деревень очередь не дошла, я думаю, и сегодня…
В моем архиве есть редкое фото: Высоцкий, Окуджава, Любимов сидят рядом. Окуджава с гитарой, что-то поет… Снова и снова будет задаваться вопрос: что общего у этих, казалось бы совершенно разных людей – Окуджавы и Высоцкого? Мой ответ: время по-разному проговаривало о себе через них. Высокая гармония Окуджавы была рождена необходимостью преодоления чудовищных довоенных и военных трагедий. Если угодно, мы имели дело с посттравматическим творчеством. (Мне вспоминается рассказ Александра Володина (также солдата той войны), у которого текли слезы, когда он впервые услышал Окуджаву.) Бунтарский надрыв Высоцкого во многом рожден теми же трагедиями, но принадлежит времени „рефлексии“, когда шок прошел и можно было, что называется, оглянуться на ушедшее время. „Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить…“. Строчки Окуджавы – и о себе, и о Высоцком.
Все, что остается сказать: счастье, что они были и остаются с нами! И «незаконность», редкость этого счастья лишь растет по мере того как постигается Ужас в котором мы жили.
Почему-то, Евгений, ответ Вам ушёл вверх
Все, что остается сказать: счастье, что они были и остаются с нами! И «незаконность», редкость этого счастья лишь растет по мере того как постигается Ужас в котором мы жили.
——————
Спасибо, Виктор за замечательный комментарий. Я тоже считаю, что хотя мы давно перевалили в 21 век, эти два барда остаются с нами. Одним ближе Высоцкий, другим Окуджава, потому что они разные, у каждого своя колея, свой путь, своя манера письма. Сегодня есть, конечно, и другие авторы-исполнители, но, на мой взгляд, Булат Шалвович и Владимир Семёнович взяли планку, которая ещё долго кому-нибудь из владеющих четырьмя испостасями ( музыка, поэзия, пение, аккомпанимент) будет под силу.
Вы сильно сократили жизнь Окуджаве, он умер в 1997 году, а не в 1980! Хотя 17 лет это немного, я понимаю!
——————
Это Вы, Евгений, прочитали невнимательно. Я указал год смерти Окуджавы как раз 1997. Это из текста:
Я хочу вспомнить двух самых великих, без преувеличения, гениальных — Владимира Семёновича Высоцкого (25.01.1938 – 25.07.1980 гг.) и Булата Шалвовича Окуджаву (9 мая 1924 года – 12 июля 1997 гг.), песни которых пережили более чем пол века и продолжают звучать сегодня.
1. «Ты течёшь, как река, странное название. И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат. Ты моё призвание. Ты и радость моя, и моя печаль»
2. «Ах война, что ж ты сделала, подлая, Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли. Повзрослели они до поры. Провожали слезами горячими. И ушёл за солдатом солдат. До свидания, мальчики, мальчики, Возвращайтесь скорее назад».
—————————
Лев, вы привели эти два коротких отрывка из произведений Б.Окуджавы (произведений, которые, вероятно, каждый слышал в исполнении Булата Шалвовича) и… напутали в каждом из них. Может это и мелочь, но на мой взгляд это, мягко говоря, неприлично 🙁
1. «Ты течёшь, как река, странное название. И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат. Ты моё призвание. Ты и радость моя, и моя печаль»
2. «Ах война, что ж ты сделала, подлая, Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли. Повзрослели они до поры. Провожали слезами горячими. И ушёл за солдатом солдат. До свидания, мальчики, мальчики, Возвращайтесь скорее назад».
—————-
Я взял, Владимир У, эти отрывки из сети. Может Вас не затруднит указать в чём неточность.
Лев Мадорский: 25.01.2026 в 21:23
Я взял, Владимир У, эти отрывки из сети. Может Вас не затруднит указать в чём неточность.
—————————
Лев, ну неужели вам нисколько не интересно самому послушать эти вещи в исполнении Б.Окуджавы и понять в чем вы ошиблись????? Ну потеряйте всего 5 минут!
1. Песенка об Арбате — https://www.youtube.com/watch?v=QjMptBsrmW0
2. » Ах война, что ж ты сделала, подлая » — https://www.youtube.com/watch?v=fxv3Kd1428o&list=RDfxv3Kd1428o&start_radio=1
Ах война, что ж ты сделала, подлая, Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли. Повзрослели они до поры. Провожали слезами горячими. И ушёл за солдатом солдат. До свидания, мальчики, мальчики, Возвращайтесь скорее назад
———————
Да, здесь, Владимир, Вы правы. Правильный текст «На пороге едва помаячили». Но всё-таки в сети есть и неточный вариант : Провожали слезами горячими». Однако, мне урок. Надо было перепроверить и взять ваиант в исполнении самого барда. Спасибо.
Лев Мадорский: 25.01.2026 в 21:59
Да, здесь, Владимир, Вы правы. Правильный текст «На пороге едва помаячили». Но всё-таки в сети есть и неточный вариант : Провожали слезами горячими». Однако, мне урок. Надо было перепроверить и взять вариант в исполнении самого барда. Спасибо.
———————
Уж не знаю в какой сети вы искали, но кроме этого (1) в «Песне об Арбате » у вас «Ты и радость моя, и моя печаль», а у Б.Окуджавы «Ты и радость моя, и моя беда», (2) в песне «Ах война, что ж ты сделала, подлая» у вас «Возвращайтесь скорее назад», а у Б.Окуджавы «Постарайтесь вернуться назад». Оно вроде мелочь, но…
Вы сильно сократили жизнь Окуджаве, он умер в 1997 году, а не в 1980! Хотя 17 лет это немного, я понимаю!