![]()
Прошли века. Государства, прибравшие к рукам большую часть населённой суши, Ойкумены, или, как их принято называть, колониальные державы, столкнулись с явлением. Значительная часть покорённого населения неспособна трудиться и приумножать оброк ввиду зависимости. Надо было что-то решать.
СКАЗАНИЯ О ЗАВИСИМОСТЯХ
Работая с зависимыми людьми, я задался целью быть полезным моим пациентам не только как лицо, обеспечивающее уход и лечение в приюте (можно и так назвать моё отделение в центре душевного здоровья), но и как проводник по дороге к чистоте. Не будучи частью программы анонимных зависимых — там всё строится на общем опыте употребления, решил, что смогу тем не менее внести свою лепту в воздействии на сознание человека, ищущего избавления от роковой привычки.
Я подготовил цикл, скажем, бесед с пациентами об исторических и культурных аспектах, просматривающихся в употреблении, ведущем к зависимости. Многие из постояльцев называют мои беседы уроками и даже лекциями. В среде зависимых нашей маленькой страны, а наше отделение принимает зависимых со всего Израиля, и за время моей работы, через него прошли тысячи людей, ко мне прилипло прозвище «Историк» и соответствующая известность в этих кругах.
Естественно, что беседы я подготовил на иврите и теперь пробую перевести на русский, чтобы выложить тут. Каждую беседу я предваряю вступлением, излагающим её цель и заканчиваю ответами на вопросы. Эти части я пропущу и перейду к главному.
Об ошибке истории
Я хочу привлечь ваше внимание к факту, что, невзирая на информированность человечества о вреде неконтролируемого использования психоактивных веществ, и глобальную борьбу с наркотиками, есть наркотическая субстанция, которую любой взрослый человек совершенно законно может приобрести в магазине. Вы поняли о чём я говорю? Правильно. Об алкоголе. Кто-либо хочет оспорить моё утверждение, что алкоголь — это наркотик? По таким признакам как механизм развития зависимости, вред организму, разрушение социально-экономических связей и возможностей, алкоголь один из самых опасных наркотиков. Так почему я, гражданин, могу спокойно взять этот наркотик с полки обычного супера, не нарушая при этом ни один параграф применения и хранения наркотических веществ? Попробую объяснить эту коллизию максимально коротко и доступно. Тут дело в разнице культур.
Человек знаком с продуктами брожения злаков или фруктов тысячи лет и употреблял их широко и повсеместно. Питие было незаменимой составляющей многих культур, среди них наша, танахическая, греческая, римская и т.д. Более того, вино было помощником в продвижении основополагающих философских идей. Вспомним древнегреческие симпозии. Возлежав в зале для пиршеств, мужчины проводили время в играх и беседах, опорожняя сосуды с вином. Всё так. Вот только наливали им вино в сосуды специальные рабы — мастера разведения. Неразведенное вино в Древней Греции пить было не принято. По атмосфере в зале, по содержанию или ритму речи, по ещё каким-то известным только ему признакам, раб решал, что гостю Бета надо плеснуть три меры воды на меру вина, а гостю Лямбде так все четыре.
— Что это он сейчас пролепетал? «Я знаю, что не знаю ничего?» И это великий философ? Так, Сократесу больше не наливать!
Потом пришла эпоха Рима, который скопировал у покорённой им Греции культурные воззрения и ритуалы. Но тут римляне столкнулись с сюрпризом. Привнеся Pax Romanum на земли, населённые германскими племенами, они познакомили германцев и с вином. Но чего простодушные германцы не поняли, так это зачем портить водой такой по мужскому хороший, возбуждающий напиток, и не стали разводить вино. С тех пор у впечатлительных римлян появилась поговорка: «Пьян как германец».
Ну, хорошо, мы поняли, эффект опьянения древние познали, но где тут о зависимости? Об алкоголизме? А я вам скажу, что алкоголизм, как широкое явление, появился с повышением градусности опьяняющих напитков. Если веками человечество употребляло низкоградусные вино и пиво — опьянел, проспался, отряхнулся и за работу — за плуг, весло или копьё, то вдруг этот размеренный ритм нарушил Его Сатанинское Величество Алкоголь.
Алкоголь — заметьте, слово арабское. В языке иврите, родственном арабскому, эта субстанция называется коhель. Учёные — алхимики, вот, опять арабское слово, изобрели способ дистилляции вина, кратно повышающий в исходной жидкости градусность — содержание активного вещества, которое и называется алкоголь. Кстати, арабские учёные — мусульмане. Коран, как мы знаем, запрещает использование пьянящих напитков — на ту пору вина и пива. Так зачем же им понадобилось изобретать новое поколение запрещённого продукта? Да в том то и дело, что алхимики о том, что изобрели спирт, «дух» в переводе на наш язык, были ни сном ни духом, извиняюсь за тавтологию. Вернее, они надеялись, что этот новоявленный дух поможет им своей чудодейственной силой превратить сурьму (точный перевод слова алкоголь — сурьма) в золото. А о том, что дух надо выпить, чтобы увеличить уровень сурьмы в организме, алхимики не заикались и в бреду. Но, как всегда в этом мире, любое изобретение или новшество может попасть в руки людей, которые найдут ему другое, не запланированное изобретателем применение, как, допустим, спички в руки Герострата. И кому же пришлось по душе (опять о духе) применение внутрь алхимической субстанции? Европейцам! Причём, в основном, жителям северной Европы. Это они называли жидкости с большой концентрацией алкоголя «аква вита» — вода жизни. Действительно, эликсир. Ведь чем характеризуется север Европы? Что первое представляется обывателю? Зима. Нет, не так. Зима!!! Продолжительная, морозная, мрачная, да и, чего греха таить, скучная. А тут пришла панацея: глотнул и согрелся, развеселился, время побежало и жизнь наладилась. Ух, как правильно назвали — аква вита! И стали страдальцы сами гнать и употреблять пользы ради эту самую акву виту. Причём проявилась особенность: чем ниже градусы Цельсия в данной местности зимой, тем выше градусы алкоголя в местных традиционных напитках жизни. Ой, не всё так просто и однозначно! Кроме пользы есть вред. А поздно, батя. Спились. Вот где и когда зависимость приобрела размеры эпидемии. Ведь кто знал, что навязанное извне короткое сосудорасширяющее действие алкоголя, привносящее чувство «сугрева», организм воспримет как угрозу: «А чего это моя кровь так свободно полилась? А может она утекает? Течёт наружу? Может меня кто продырявил?» — и тут же включает компенсаторные механизмы — выделяет сосудосуживающие гормоны, отменяющие сосудорасширяющее действие чужеродного баловника — алкоголя. И так как эти ребята, гормоны, свои, родные, то и их действие на организм крепче и продолжительнее. Вот, согревшийся спиритусом мужчинка выходит из паба, чтобы проделать двухсотметровый путь к родному крыльцу, по дороге упс, умирает от переохлаждения.
Или эйфория:
Мужик: — Ой любо, ой развеселился, плесните ещё, ноги сами в пляс идут!
Организм: — Какая такая холера на него нашла? С чего это он так разДУХарился? Гормоны, ату его!
И всё. Похмелье, депрессия, вечные спутники алкоголизма.
Но это выяснилось позже, когда питие вошло в жизнь населения повсеместно. Так, а если вспомнить, чем занимались жители тех мест зимой, которая своей суровостью парализовала любую деятельность? Даже до появления алкоголя?
Ладно, подскажу. Многие из них покидали родные края в целях поиска наживы. Морем или сушей.
Викинги, ну вы помните, прыг в челны и вот, пожалуйста, при деле. Увидят корабль сильнее: «Агой, мы купцы, меняем наши меха на ваше олово», — застанут кого послабее: «Спокойно, не двигаться, это налёт.» Аппетит разгорается, можно ведь не только кораблями промышлять. Так, тихим и не очень сапом, они сначала грабили, а затем и вовсе оккупировали целые берега.
Допустим я — левантийский крестьянин. Как мне надоело горбатиться на этом клочке земли, еле сводя концы с концами. Вот бы мухтар деревни заметил мою дочь и взял в жёны. Я бы на старости лет имел что-то с его стола. А если бы пашалык-бей взял мою дочь в гарем, о как бы это помогло моей бедной уставшей спине. Но как я могу приблизиться и быть принятым этими людьми? Это ведь не люди даже, а почти боги. Тут появляются рыжие великаны в рогатых шлемах с заплетёнными в косы бородами. Головы, что мухтара, что бея, летят с плеч. Вот они — боги! Я хочу быть им полезным, хочу быть как они. Что для этого нужно? Повторять за ними всё, что они делают. Вот так влияние доминантной культуры завоевателей привело к тому, что покорённые народы начали употреблять алкоголь даже там, где до того о нём не знали, и там, где это запрещалось религией.
Прошли века. Государства, прибравшие к рукам большую часть населённой суши, Ойкумены, или, как их принято называть, колониальные державы, столкнулись с явлением. Значительная часть покорённого населения неспособна трудиться и приумножать оброк ввиду зависимости. Надо было что-то решать.
Собрались и решили. Тут я позволю себе цитату из Вики, хотя в беседе это просто проговариваю близко к смыслу:
Международная опиумная конвенция; или Гаагская конвенция, подписанная в Гааге 23 января 1912 года, — первое международное соглашение о контроле за оборотом наркотических средств.
Соглашение было подписано Германией, США, Китаем, Францией, Великобританией, Италией, Японией, Нидерландами, Персией, Португалией, Россией, и Сиамом. Конвенция предусматривала, что «Обязующиеся державы должны приложить все возможные усилия для осуществления контроля, в том числе и силового, всех лиц производящих, импортирующих, продающих, распространяющих, и экспортирующих морфий, кокаин и их производные, а также для учёта зданий, в которых эти лица содержат подобные производства и торговые места».
А что ж такое? Морфий, кокаин и их производные? А алкоголь где?
Да в том то и дело, что сами эти заседатели и подписанты были пьяницами, не видя в этой привычке никакого греха. Вот эти индейцы, примитивные создания, жующие свой кок и не желающие лезть в забой на благо человечества, вот их надо отлучить от их наркотика и цивилизовать. А азиаты, опиокурильщики? Кто за них, обкурившихся, будет работать на чайных плантациях? Вы не имеете права ломать нам файф-о-клок! К чёрту ваш опиум! И вот горькие пьяницы: лорд Смит — Великобритания, барон фон Шмидт — Германия, князь Кузнецов — Россия, граф Де Лефевр — Франция и иже с ними, подписывают конвенцию о запрещении наркотиков, не включающую «родной» алкоголь. Вот она, ошибка истории.
Прошло всего лишь два года и в 1914 году грянула Великая Война. Между кем? Да между теми же державами, представители которых подписывали Гаагскую конвенцию. Вдруг выяснилось, что часть воюющих стран не может мобилизовать в армию молодых людей по причине их алкогольной зависимости.
Россия тогда же ввела на территории империи сухой закон. США прекратили выпуск виски с 1917 года, а с 1919 ввели тоже сухой закон, утвердив соответствующую 18 поправку к конституции. Освобождённая революцией из объятий Российской Империи Финляндия тоже вводит сухой закон в 1919 году, но поезд с пьяными машинистами уже мчался на всех парах и сухим законом его было не остановить.
Человечество, отвергнув сухие законы, как не оправдавшие себя, поняло, что избавление принесёт не борьба и запреты, а воспитание. Воспитание поколения тех, кто сознательно откажется от первой рюмки, как от угрозы моральным принципам.
И вот сижу я перед вами и веду эту беседу, потому что отношусь к вам, как к проводникам этих принципов, чтобы вы могли эту информацию передать дальше, своим близким и окружающим, укрепляя корни воспитательного действия. Ведь нет человека зависимого, желающего своим детям, родным, близким себе людям своей хвори и судьбы.
P.S. Моё решение публиковать следующие беседы будет зависеть от заинтересованности читателей.
18/01/2026

Михаэль, это были не мои тезисы, а тезисы Его Величества ИИ. Ясно, что в среде ваших пациентов обсуждать эти тезисы — табу. Но за пределами специализированных учреждений можно поговорить, к примеру, о полезных свойствах марихуаны. Встречал ребят — милуимников (низкий им поклон!), страдающих от посттравматического синдрома после длительного пребывания в зоне боевых действий. Насколько я понимаю, в лечении ПТСР прибегают к малым дозам лекарств, содержащих опианты. А к сигаретам уже и не тянет. Более того, сигаретный дым неприятен.
Барух Герман: 06.02.2026 в 16:30
Михаэль, это были не мои тезисы, а тезисы Его Величества ИИ. Ясно, что в среде ваших пациентов обсуждать эти тезисы — табу. Но за пределами специализированных учреждений можно поговорить…
———————————
Простите, имел в виду тезисы ИИ Вами опубликованные.
Об обсуждении пользы психоактивных веществ в дозированных количествах и целевом их применении — я этого обсуждать не буду. Вы бы знали, сколько таких парней и девушек прошло через нас. Тех, кому рекомендовали «лечиться» канабисом, опиоидами, риталином…
Благими надеждами вымощена дорога в ад
Шабат шалом!
Михаэль Верник: 06.02.2026 в 10:03
Я, грешный, тоже беспощадно курил (52 года!), но вот уже ровно 20 лет, как «завязал». Сегодня решил убить двух зайцев сразу: придать дискуссии новый поворот и вооружиться советами ИИ. Начал беседу с ним вопросом: «На одном из порталов участвую как комментатор в обсуждении темы о наркотической и алкогольной зависимости. При всеобщем осуждении злоупотреблений наркотиками и алкоголем в стороне от обсуждения остаются положительные эффекты от дозированных специалистами приемов этих веществ. Я хотел бы привнести в дискуссию категорию меры, сославшись на авторитет великих эскулапов древности. У кого — то из них (у Гиппократа? у Парацельса? ) есть афористичное высказывание, которое в моем вольном изложении звучит так: «Все есть лекарство, и все есть яд. И только мера делает субстанцию либо лекарством, либо ядом». Как в точности звучало это высказывание?
Получилась увлекательная беседа. Цитирую самую существенную часть беседы. «В подобных дискуссиях важно не просто процитировать классика, а связать его слова с реальностью, чтобы оппоненты не обвинили вас в «оправдании зависимости».
Вот три варианта формулировки для вашего комментария, в зависимости от того, какой тон вы хотите задать:
Вариант 1: Философско-рациональный (самый взвешенный)
«В обсуждении часто теряется важнейший принцип медицины, сформулированный ещё Парацельсом: „Всё есть яд, и всё есть лекарство; то и другое определяет доза“. Мы привыкли демонизировать сами вещества, забывая о категории меры. Этиловый спирт — это и антисептик, и основа для многих жизнеспасающих настоек. Опиаты в руках врача — это избавление от невыносимой боли, без которого современная хирургия была бы невозможна. Проблема не в субстанции как таковой, а в культуре (или отсутствии) её применения и контроля. Злоупотребление — это всегда вопрос дозы и осознанности, а не само свойство молекулы».
Вариант 2: Научно-исторический (для интеллектуального веса)
«Интересно, что мы склонны делить мир на „белое“ и „черное“, игнорируя биологический закон гормезиса. Как отмечали эскулапы древности, от Гиппократа до Парацельса, грань между исцелением и отравлением крайне тонка. Фармакология выросла из изучения ядов. Если мы исключим из дискуссии „терапевтическое окно“ (диапазон доз, в которых вещество приносит пользу), мы обесценим огромный пласт медицины. Зависимость — это трагедия утраты меры, но сама мера — это то, что превращает опасное вещество в инструмент созидания».
Вариант 3: Краткий и хлесткий (для быстрого ответа)
«Согласен с общим осуждением зависимости, но хочу напомнить классический канон врачевания: „Sola dosis facit venenum“ (Только доза делает яд). Даже чистая вода в избытке смертельна, а змеиный яд в микродозах спасает сердце. Давайте разделять химическую зависимость как болезнь и само вещество как инструмент, который в руках специалиста может быть благом. Проблема не в наличии вещества, а в нарушении той самой „золотой середины“, о которой твердили медики древности».
Небольшой совет для дискуссии: Если вас начнут атаковать аргументами в духе «наркотики нельзя дозировать», можно мягко напомнить, что в современной доказательной медицине существует целое направление — заместительная терапия и использование психоактивных веществ для лечения тяжелых депрессий и ПТСР (под строгим контролем, разумеется). Это и есть торжество принципа Парацельса в XXI веке»
Барух Герман: 06.02.2026 в 11:01
Если вас начнут атаковать…
—————————————————
Если меня начнут атаковать, я быстренько сольюсь. В виртуале я человек неконфликтный. Этот мир для меня хобби, а хобби, по моему скромному разумению, это утеха. Только положительные эмоции. Конфликтов хватает «во вне».
По поводу Ваших тезисов. Я никогда не выскажу подобного в кругу борющихся с зависимостью. Для них самая горькая мысль — «никогда и ни разу больше», а тут я расскажу им, что-то о дозах. Вот Вы, простите за конкретику, возьмёте выкурить сигаретку как средство успокоиться?
Моё решение публиковать следующие беседы будет зависеть от заинтересованности читателей
____________________________
Не сомневайтесь, Михаэль
Не все заинтересованные вылезут из шкафа, но читать и сопереживать молча — безусловно.
Я ещё немного постесняюсь, но потом все-таки спрошу…
Наталия Шайн-Ткаченко: 06.02.2026 в 10:45
Я ещё немного постесняюсь, но потом все-таки спрошу…
————————————————————————————
Спасибо, уважаемая Наталия, за поддержку!
С придыханием жду вопроса.
У моей подруги 🙂 кардиологическая проблема.
Таблеток много и она стала ОЧЕНЬ бояться прозевать какую-нибудь.
Придумала систему подсчета, обращает внимание четное или нет количество на блистере и тп.
Ваше мнение: это уже туда, к зависимости и надо начинать всерьез бороться или пока просто бзик?
Вопрос не оффтопик! Ну не алкогольный.
Спасибо заранее. Передам подруге
Наталия Шайн-Ткаченко: 06.02.2026 в 11:07
Таблеток много и она стала ОЧЕНЬ бояться прозевать какую-нибудь.
——————————————————————————————
Нет. То, что Вы описали, это не выглядит зависимостью (тут уместно слово «совсем») и даже бзиком. Это природная забота о здоровье/жизни и страх собственноручно навредить. Меня тоже, как лечащегося препаратами, посещают такие. Особенно страшно принять лишний раз по рассеянности или забывчивости. Передайте подруге, пусть приобретёт в «Медтехнике» контейнер для лекарств с ячейками по ежедневным приёмам и дням недели. Она раз в неделю его «зарядит» лекарствами, а затем будет очень наглядно знать выпила-не выпила.
Наталия, прошу, возьмите в редакции мой адрес электронной почты и свободно обращайтесь ко мне с конкретными вопросами. Тут отвечать на них мне не с руки. На сей раз стесняюсь я.
https://www.youtube.com/watch?v=kUBcBv08k-s
Михаил Жванецкий — Монолог «Про таблетки»
: 06.02.2026 в 11:29
Михаил Жванецкий — Монолог «Про таблетки»
——————————————————————
Спасибо, уважаемый Zvi Ben-Dov. Великолепно! И актуально, (тут зачёркнуто), до дрожи.
Чтобы дважды не вставать — коробочка для лекарств, упоминаемая ММ, и контейнер, который я посоветовал подруге Наталии Шайн-Ткаченко, на иврите называется «труфон». Информация не для Вас, а через Вас.
Вы уже ответили! А личный пример, как известно…
Спасибо.
Подруга теперь будет спать спокойно, это раз.
И два, ответ, как мне показалось,
может заинтересовать еще кого-нибудь из стеснительных.
Жду продолжения.
На мой взгляд, откликов УЖЕ достаточно, чтобы приступить к публикации новых глав из начатой автором серии серии!
В.Зайдентрегер: 06.02.2026 в 14:17
На мой взгляд, откликов УЖЕ достаточно, чтобы…
—————————————
Спасибо за поддержку, уважаемый Виктор!
Буду готовиться к следующей «беседе»
Доброе утро, Михаэль! Неожиданный, но очень актуальный поворот в вашем творчестве. И очень точное название благодаря собирательному термину «зависимости». Но коли так, то шире круг: не найдется ли местечко рядом с собственно наркотиками и алкоголем для никотиновой зависимости? Вот определение термина «наркотики» от ИИ:
Обзор от ИИ
Наркотик (от греч. narkotikos — приводящий в оцепенение) — это химический агент, который, согласно определению ВОЗ, вызывает ступор, кому или нечувствительность к боли. В юридическом и социальном смысле это психоактивное вещество, оборот которого ограничен или запрещен законом из-за способности вызывать привыкание, зависимость и наносить вред здоровью, меняя функции ЦНС.
Основные характеристики наркотиков:
Фармакологическое действие: Изменяют психическое состояние, функции центральной нервной системы.
Медицинское определение: Вещества, вызывающие потерю чувствительности или паралич.
Юридическое определение: Запрещенные или строго контролируемые вещества (в соответствии с Единой конвенцией о наркотических веществах 1961 года).
Зависимость: Способны вызывать физическую и психологическую зависимость.
Часто термин ошибочно применяют ко всем психоактивным веществам (ПАВ), хотя в строгом смысле он относится в основном к опиатам или опиоидам (наркотическим анальгетикам).
Конечно, никотин даже с натяжкой трудно пристегнуть к категории «наркотики», зато собирательный термин «зависимости» снимает ограничения, и можно обсуждать привычку к тобакокурению вместе с привычками к собственно наркотикам и алкоголю. Шабат шалом.
Барух Герман: 06.02.2026 в 09:20
Доброе утро, Михаэль! Неожиданный, но очень актуальный поворот в вашем творчестве. И очень точное название благодаря собирательному термину «зависимости».
—————————————————
Спасибо большое за поддержку, уважаемый Барух!
У меня «зависимость» это калько от ёмкого ивритского слова «итмакрут».
Это не поворот, а применение рабочих намёток на публику Портала. Так сказать, тест на правильность направления.
В моей практике я не касаюсь табакокурения, т.к. у нас есть другой ответственный за освещение этой темы. Мы в нашей клинике не занимаемся вплотную «отлучением» от курения. Но Вы правы, психологическая зависимость развивается по единому механизму на все воздействия: наркотики, алкоголь, курение, игры, шоппинг, секс. Я, как бывший курильщик, могу понять своих подопечных, в попытках отказаться от «удовольствий». У меня есть беседа о механизмах привыканий и зависимости с акцентом на разницу между ними. Наверное переведу, оформлю и пришлю в редакцию.
Алкоголь усваивается в организме человека в два этапа: сначала алкоголь превращается в какой-то ужасный яд, а потом этот ужасный яд — в сахар.
У части людей (например, у большинства итальянцев, евреев, болгар и т.д.) есть генетическая устойчивость к развитию алкоголизма потому, что первый этап у них медленный, а второй — быстрый.
Но у другой части людей есть другие гены. У них первый этап быстрый, а второй — медленный. Например, в значительной мере это многие русские, в крайней мере это почти все американские индейцы. Гены у них такие, которые поощряют развитие алкоголизма.
IMHO:
1) Запрещать алкоголь для первой части — это примерно как запретить им слушать музыку или смотреть кино. Алкоголь для них это часть культуры здорового досуга. Запрет такого — это рабство, насилие и унижение над человеческой личностью. Именно поэтому в США пришлось отменить «сухой закон» (недавняя легализация марихуаны в Канаде частично тоже на это похожа).
2) Но для второй части алкоголь это как героин или другой тяжёлый наркотик. Если человек начнёт, то велики шансы, что он не сможет вовремя остановиться. Особенно если в его жизни наступит «чёрная полоса». Тут нужны или законодательные запреты (как для индейцев в Канаде) или воспитание. Воспитание поколений тех, кто на основе своих убеждений сознательно откажется от первой рюмки — как нормальный человек отказывается от героина или других тяжёлых наркотиков. Или как религиозный еврей отказывается от свиного стейка.
Benny B: 06.02.2026 в 00:01
Спасибо, уважаемый Benny B, за вдумчивый и обстоятельный отзыв.
«И вот сижу я перед вами и веду эту беседу …»
=====
Не первое апреля, всему верю.
«И вот стою я перед вами, простая русская баба…» героиня Веры Марецкой из фильма «Член правительства».
Михаэль, позвольте добавить детали, которые могут менять акценты.
1. Опьянение продуктами брожения известно не только людям, но и животному миру. То есть, даже там, где высокое сознание и понуждение к труду не слишком котируется. Видимо, есть какие-то биологические процессы, поощряемые алкоголем.
2. А зависимость, как мы знаем, бывает не только от веществ, даже и не жидких (сахара не было в обиходе, соль ценилась и специи…), теперь вот дофаминовая зависимость — от удовольствия, мягко говоря, в том числе и от насыщения впечатлениями виртуальными.
3. Что касается аква виты, то она долгое время была лекарством и продавалась в аптеках. В основном, употреблялась в качестве основы настоек. Назывались они «вотками».
4. Очень может быть, что кельты (тоже, кстати, германцы) нашли путь к своему виски без арабских инструкций, у них, ирландцев, шотландцев, полно легенд из раннего средневековья. Но признанные марки ведут отсчет от довольно поздних времен, когда аква вита уже была. То же самое — японцы со своим саке и китайцы со змеиной настойкой мао тай. Хотя все это может быть прикрытием той же арабской алхимии. Кстати, повсеместно разбавлять чистый спирт-ректификат (до этого был дистиллят, гораздо менее ядовитый) начали довольно поздно, два столетия назад. Англичане — для производства джина с хинином, необходимого «внутреннего антисептика» от вибриона, а российские винокурни — для контроля и взимания госналогов (не по своей инициативе).
5. Роль евреев-винокуров — тема огромного и разностороннего исследования. Не встречал.
6. Живя в Болгарии, в селе, где у всех есть виноградники и вино, а также крепчайшая ракия (и я грешен), с удивлением обнаружил минимальное количество не только алкоголиков, но и простых пьяниц. Похоже и на Кавказе.
Иосиф Гальперин: 05.02.2026 в 22:29
Михаэль, позвольте добавить детали, которые могут менять акценты.
—————————————————-
Спасибо, уважаемый Иосиф Давидович, за детали.
Мне было интересно прочесть Ваши тезисы и приятно, что это мой текст сподвиг Вас на их написание.
Изложено очень грамотно, кратко и по существу. Спасибо автору и редакции. Буду рад читать новые работы, расширяющие тему.
Abram Torpusman: 05.02.2026 в 21:39
Буду рад читать новые работы, расширяющие тему.
——————————————————————-
Большое спасибо за поддержку, уважаемый Abram Torpusman!
«Сказание о зависимостях». — Хорошо изложено! Ну, за сказанное 😉
Vladimir U: 05.02.2026 в 19:41
Хорошо изложено! Ну, за сказанное 😉
——————————————-
Уважаемый Vladimir U, не поддержу. Мне надо держать марку.🫣
За похвалу спасибо!
Михаэль Верник: 05.02.2026 в 19:49
За похвалу спасибо!
———————
Не за что, Михаэль — мне нравится всё вами написанное и опубликованное. Но смею предположить, что в данном случае обсуждение пошло в несколько неожиданном вами направлении 😉
Vladimir U: 06.02.2026 в 12:51
…смею предположить, что в данном случае обсуждение пошло в несколько неожиданном вами направлении…
—————————————
Для меня сам этот текст дело новое. Обычно я провожу такие беседы не по бумажке, а тут записал и опубливалось. Так что у меня не было особых ожиданий о направлении отзывов. Они есть и я благодарен.