Сёма Давидович: Без сапога пехотинца на земле врага

Loading

В эти дни, когда пошла вторая неделя Второй иранской войны — воздушных атак американской и израильской авиации на военные и государственные объекты Исламской республики Иран — нашего главного и самого опасного на сегодня врага, а о сухопутном вторжении в эту страну речи не идёт, мне кажется стоит вспомнить попытки в истории ХХ и ХХI столетий победить в войне без того, чтобы сапог пехотинца ступил на землю врага.

БЕЗ САПОГА ПЕХОТИНЦА НА ЗЕМЛЕ ВРАГА

Сёма Давидович

1. «Господство в воздухе»

 

Сначала не практика, а теория.

Итальянский генерал Джулио Дуэ (Giulio Douhet 1869–1930) вошёл в историю не своими военными достижениями — в 1918 году он всего 5 месяцев командовал Центральным управлением авиации. В историю он вошёл своей опубликованной в 1921 году работой «Господство в воздухе»[1], в которой утверждал, что массовыми бомбардировками можно, даже без сухопутной операции, победить в войне. В аннотации к русскому переводу этой книги, вышедшему в 1936 году написано:

Комкор В. В. Хрипин: Дуэ считается основоположником учения о современной воздушной войне. Его взгляды в этой области оказывали и оказывают крупнейшее влияние как на формирование теоретической военной мысли, так и на непосредственную практику строительства военных воздушных сил капиталистических государств. Острые споры, самые противоречивые оценки теории Дуэ свидетельствуют прежде всего о том, что эта теория — действительно незаурядное и значительное явление в области военной мысли. Некоторые подымают Дуэ на щит как некоего пророка будущей войны. Так, маршал Петэн в своем предисловии к книге Вотье «Военная доктрина генерала Дуэ» оценивает Дуэ как самого блестящего и глубокого военного философа и писателя современной эпохи. Практическая же деятельность по развитию воздушных вооружений, проводимая в крупнейших зарубежных государствах, — бурное развитие бомбардировочной авиации, резкое повышение значимости воздушных вооружений в общей системе вооруженных сил, создание независимых воздушных армий, образование воздушных министерств — в значительной степени совпала с основными взглядами Дуэ, тем самым повышая интерес к его теории в целом.

2. «Бомбардировщик» Харрис

В феврале 1942 г. Главный маршал авиации сэр Артур Харрис (Arthur Harris 1892–1984), вошедший в историю под прозвищами «Бомбардировщик Харрис» (Bomber Harris), и как «Мясник Харрис» (Butcher Harris) был назначен командующим бомбардировочной авиацией Его Величества и получил разрешение правительства на бомбёжку по площадям (то, что сегодня называют «ковровые бомбардировки). Английский историк Энтони Бивор в труде
«Вторая мировая война[2]» так охарактеризовал Харриса:

 Харрис, здоровенный, как бык, со щетинистыми усами, не имел ни малейшего сомнения, что ключом к успеху является разрушение немецких городов. Это, по его мнению, позволяло избежать необходимости отправки войск на континент для борьбы с вермахтом. Проживший трудную жизнь в Родезии, толстокожий чужак, Харрис не видел причин идти на компромисс с теми, кого он считал слабохарактерными джентльменами. Еще с ночей, проведенных во время налетов на Лондон на крыше министерства авиации, когда он видел, как бомбы люфтваффе падают на Лондон, Харрис более всего желал ударить в ответ, да еще и таким количеством зажигательных бомб, которое превышало бы возможности пожарных служб врага. Воздушные налеты на Лондон и другие города привели к гибели 41 тыс. мирных жителей и ранению еще 137 тыс. человек

Харрис заявил:

Нацисты вступили в эту войну, пребывая в довольно наивном заблуждении, что они будут бомбить всех остальных, а их никто не будет бомбить. В Роттердаме, Лондоне, Варшаве и еще в полусотне других мест они воплотили свою довольно наивную теорию в жизнь. Они посеяли ветер, а теперь пожнут бурю.[3]

Стоит напомнить, что немцы бомбили Лондон ещё в Первую Мировую Войну — 8 сентября 1915 года от сброшенных с дирижабля L-13 бомб погибло 22 человека и 87 были ранены.[4], а Бивор в своей книге пишет:

Неизбежный вопрос, было ли развязывание тотальной войны с воздуха против немецких горожан моральным эквивалентом такой же войны люфтваффе, слишком сложен, чтобы дать однозначный ответ. Однако если подходить статистически, количество жертв совместных стратегических бомбардировок оказалось в итоге несколько меньшим, чем количество жертв немецкой авиации, если считать всех граждан Западной Европы, Центральной Европы, Балкан и СССР, убитых люфтваффе.

Харрис просчитался: Гитлеровская Германия была разгромлена на земле, но вклад воздушных бомбардировок в её разгром отрицать нельзя. Личный архитектор Гитлера и Министр вооружений и военного производства, зарекомендовавший себя прекрасным организатором Альберт Шпеер написал:

«Десять тысяч [88-мм] зенитных орудий… вполне могли быть использованы в России против танков и других наземных целей»[5]

В августе 1942 года Черчилль, объясняя Сталину отказ от обещанного открытия Второго фронта заявил, что массированные бомбежки — это своего рода Второй фронт, а в феврале 1944 года Харрис был награждён орденом Суворова первой степени.

3. «Малыш» и «Толстяк»

Сражение за Окинаву, остров длиной около 100 км, находящийся примерно в 550 км к юго-западу от Японских островов на полпути к Тайваню и которое оказалось единственным сражением на территории Японии в ходе Второй мировой войны, продолжалось почти 3 месяца, с 1 апреля по 22 июня 1945 года. Американцы потеряли около 50 тысяч, из них 12.5 тысяч убитыми, потери японской армии составили до 110  тысяч, потери гражданского населения составили от 40 до 150 тысяч[6]. В плену оказалось только 7,401 японца[7], их командующий и его начальник штаба совершили харакири.

В результате, отмечает Бивор в уже упомянутой раньше работе:

самоубийственный характер обороны острова, несомненно, заставил военные умы в Вашингтоне призадуматься о следующих шагах[8]

7 августа с американского бомбардировщика B-29 «Enola Gay» была сброшена атомная бомба «Little Boy» («Малыш»), к концу года число погибших от неё составило до 166 тысяч.

9 августа с бомбардировщика Bockscar была сброшена атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») на Нагасаки, к концу года число погибших в этом городе составило до 80 тысяч человек.

15 августа Япония капитулировала.

4. Операция «Союзная сила»

24 марта 1999 года НАТО начало Операцию «Союзная сила» (Operation «Allied Force») с целью остановить войну в Косово[9]. В ходе этой операции 1,000 самолётов с аэродромов в Италии и Германии и с размещённого в Адриатическом море американского авианосца «Теодор Рузвельт» выполнили 10 тысяч бомбардировок.

Силы НАТО потеряли 3 самолёта, погибло двое и 3 взято в плен. Потери югославов составили 1,008 убитых и 5,173 раненных, было разрушено 25,000 домов, 69 школ и 176 памятников культуры[10]. По данным югославов погибло 2,500 гражданских лиц, 12,500 было ранено.[11]

Операция закончилась 11 июня выводом сил югославской армии из Косово и размещением там миротворческих сил «The Kosovo Force» (KFOR).

17 февраля 2008 года Косово провозгласило свою независимость.

5. Вторая Ливанская война

1 июня 2005 18-м Начальником Генштаба впервые в истории Израиля стал лётчик, в прошлом Командующий израильскими ВВС,[12] Дан Халуц (דן חלוץ).

12 июля, после нападения боевиков Хезбаллы на пограничный патруль и убийством пятерых военнослужащих ЦАХАЛа из которых тела двух: Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева были похищены, началась Вторая Ливанская Война.

Здесь не место описывать ход той 34-хдневной войны (на сайте была опубликована очень интересная статья про неё: Шмуэль Данович. Июль-август 2006. Хайфа), единственно, что замечу принципиальную разницу той войны с войной  сегодняшней — тогда не было средств ПВО, способных защитить от ракет Хезбаллы, но уже в нескольких километрах южнее Хайфы шла мирная жизнь без сирен и «бумов».[13].

Безоговорочной победой результаты войны назвать нельзя, хотя и никакого «поражения», о котором многие говорили, или даже кричали, конечно же не было, а главное — исход войны обеспечил более, чем 16 лет спокойной жизни на Севере, но считалось, что Дан Халуц, как выходец из ВВС, не смог правильно и вовремя оценить необходимость проведения наземной операции.

Дан Халуц ушёл в добровольную отставку 17 января 2007 года.

Примечания:

[1] Дуэ, Джулио Douhet, Giulio Господство в воздухеhttps://militera.lib.ru/science/douhet_g1/index.html

[2] Энтони Бивор Вторая мировая война

[3] Arthur Harris

[4] Бомбардировка Лондона 8 сентября 1915 года

[5] Arthur Harris

[6] Battle of Okinawa

[7] Битва за Окинаву

[8] Энтони Бивор Вторая мировая война

[9] С 28 февраля1998 по 11 июня 1999 года между армией Союзной Республики Югославии, в состав которой входили Сербия и Черногория, и косовскими сепаратистами-албанцами, стремившимися создать независимое государство.

[10] NATO bombing of Yugoslavia

[11] Бомбардировки Югославии (1999)

[12] 5-м Начальником Генштаба тоже был в прошлом Командующий ВВС Хаим Ласков, но он лётчиком не был.

[13] В самом её конце одна ракета взорвалась в районе Хадеры

72 комментария для “Сёма Давидович: Без сапога пехотинца на земле врага

  1. Предсказамус иранскму министру иностранных дел:

    Господин Аракчи,
    Если хочется жить
    На ТВ не торчи —
    Иль тебя замочить?

  2. Наверное будет полезно взвесить эффект «прямого силового решения» на фоне впечатлительности/уязвимости «плохих парней».
    Основа дерзости разрушителей мирового порядка — их самоуверенность и ограниченная уязвимость.
    Парадокс состоит в том, что разгром жизненного пространства — это предел влияния на ход событий.
    Противник, убежденный, что хуже уже не будет, нащупает в этом опору своей стойкости. Очевидно, что разгром не станет победой, если на побежденного нечем влиять.
    Прежние угрозы исполнены, а других нет.

    Есть две основы для безнаказанности:
    подавляющая/неконвенциональная сила;
    невосприимчивость слабости к поражению.
    В противостоянии с режимами власти России, или Ирана это залог их неуязвимости.
    Мощь Ирана — в его сети сторонников — нерегулярных, сеющих хаос в окружающем мире.
    Ограничение уязвимости — в массивности стран, способной (и привычной к бедной жизни). «Босяку пожар не страшен».
    Мощь России — в том, что она ядерная держава (угроза ядерной войны — порог влияния её власти). А обширность территории — запас неуязвимости.
    Образ жизни — «Привычка» к небогатой жизни массы населения — ещё одно обстоятельство, повышающее нечувствительность к ударам противников.

    1. Геннадий К: 14.03.2026 в 17:01
      Парадокс состоит в том, что разгром жизненного пространства — это предел влияния на ход событий.
      —————————
      Любопытный и, вероятно, достаточно трезвый взгляд. Не буду касаться Ирана и России, поскольку перед глазами гораздо более близкий пример — Газа. Территория в руинах, разрушено и жилье, и места работы. Население живет в каких-то палатка, люди потеряли практически всё и их жизнь до начала инициированной хамасовцами войны должна им казаться если не богатой, то вполне благополучной. Поэтому я практически уверен, что если бы сегодня в Газе провели какие-нибудь выборы, то тамошнее население вновь бы проголосовало за ХАМАС. А что ему остается? Поверить обещаниям Трампа о том, что Газа будет превращена в средиземноморский Сингапур? Поверить обещаниям, для выполнения которых пока ничего не делается? Так что да-«разгром не станет победой, если на побежденного нечем влиять».

    2. Геннадий К:
      14.03.2026 в 17:01
      E.L.Геннадий, при вашем определении победы — её не будет по определению. Но победа — это не степень страдания, а утрата способности действовать. Даже самый «нечувствительный к боли» режим уязвим к потере управления, ресурсов и элит. Именно по этим параметрам и бьют США и Израиль. Не будем забывать и о возможном давлении изнутри.

  3. Ссылка на статью Мартина Крамера — элегантная попытка заблаговременно постелить соломку для Нетаниягу к моменту, когда понадобится давать народу объяснения по исходу войны. Проблема в том, что «стелить соломку» надо по итогам сразу трех войн: в Газе, в Ливане и в Иране. Хотя бы в одной из них нужна чистая победа, нокаутом. Нам позарез нужен победный задел. Ситуация стремительно меняется, на носу промежуточные выборы в США и очередные выборы у нас. Без убедительной победы кусать будут со всех сторон не по-детски.

    1. Барух Герман: … трех войн: в Газе, в Ливане и в Иране. Хотя бы в одной из них нужна чистая победа, нокаутом ….
      ========
      Полностью согласен.

    1. Вот это утверждение просто неверно:
      «Тридцать пять лет спустя операция «Буря в пустыне» вспоминается как последняя решительная победа Соединенных Штатов в региональной войне»
      Была абсолбтная победа в Афганистане со свержением власти талибов, была победа в Ираке со свержением Садама Хусейна. Другое дело, что после военной не последовала победа политическая.
      На эту тему сегодня на ББС очень интересная статья, с цитатами из дневника Президента Буша ст.
      Миссия выполнена? Как в Иране могут повториться ошибки Ирака-2003
      https://www.bbc.com/russian/articles/cwykz1dp073o
      Интересно бы почитать,что напишут в дневнике Трамп и Нетанияху.

      1. Сэм, эти три войны: «Буря в пустыне», иракская война 2003 г. и нынешяя война с Ираном,- принципиально отличаются друг от друга (ролитической) целью войны.
        «Буря в пустыне» имела целью освобождение Кувейта (была бы вообще эта война, если бы Саддам, посмотрев на стянутые туда силы союзников, добровольно ушел из Кувейта?).
        Целью иракской войны 2003 г. было ликвидировать диктаторский режим, предоставив народу самому создать демократическое государство — цель утопическая для Ближнего Востока.
        Цель нынешней иранской войны состоит в том, чтобы прибрать к рукам природные и промышленные ресурсы Ирана, прежде всего нефть, газ и редкоземельные металлы — цель конкретная и достижимая (но наземная операция все же потребуется).

        1. Иран больше любой еропейской страны, кроме России, больше Украины.
          Сегодня его оккупация кажется маловероятной, очень маловероятной. Если, конечно, иранская армия будет сопротивляться.
          Но вот в 1941 году Британия и СССР без всяких проблем очень быстро установили контроль над Ираном.
          Как изменился мир!!!

          1. Сэм: 13.03.2026 в 22:36
            Как изменился мир!!!
            —————————————
            Мир действительно изменился. Недавно посмотрел интервью Игоря Липсица Гордону, немного процитирую (убрав «междометия»):

            «разрушаются очень многие основы бытия и в то же время не создаются новые. То, что мы сейчас наблюдаем это разрушение концепции мирного сосуществования, как говорил когда-то Леонид Ильич Брежнев, помните? А кошмар же какой. Мы начинаем с тоской вспоминать терминологию времен Хельсингских соглашений. Наверное, молодые даже не поймут, о чем я разговариваю. Что за слова я употребляю, какие Хельсингские соглашения, какие борьба за мир, Пагуошское движение. Нобелевская премия, то есть Нобелевская премия мира осталась. Была еще Ленинская премия мира, если помнишь, да? О. что было-то … Это была некая такая реакция мировой цивилизации на Вторую мирову войну. Это была попытка вылечиться, попытка создать иммунитет к войне. И на какое-то время она работала. Сейчас, похоже, это все сработало плохо. Это не спасло, человечество опять идет к войне, опять рассуждает с позиции силы. То, как работает сейчас Трамп принципиально от взглядов Гитлера уже не отличается, так же, как не отличается от взглядов Путина. Мне это хочется, мне это нужно, у меня есть армия, я это могу. И никакого ограничения не существует. Поэтому эти все международные институты упорядочения мира, стабилизации мира, они все перестают работать. Учитываю, что люди самые страшные хищники на планете, друг друга ненавидят и всегда находят почвы для конфликта. Мы идем в очень неприятную полосу роста числа войн, роста числа погибших. Это очень неприятная полоса, но она, видимо, надолго.»

            Вообще, интересное интервью, по крайней мере, местами: https://youtu.be/JOnfBl7340M?si=OwdYFQCjtFgzin4X

      2. Сэм, «ваши» БиБиСиторы во многом согласы с «моим» Мартином Крамером: сейчас с Ираном будет похоже на 1991 с Саддамом Хусейном, когда он был крепко побит, но сохранил власть в Багдаде.

        Только БиБиСиторы считают, что это плохо: «… Результатом стали годы напряженности, периодические бомбардировки, опасения по поводу разработки оружия массового уничтожения и, в конечном итоге, еще одна война в 2003 году. …»

        А Мартин Крамер и трамписты считают, что это хорошо.
        И в Иране 2026 они попробуют резко сократить период «Ирак 1991~2003». Напряженности и периодических бомбардировок Ирана они НЕ боятся.

        1. Benny B: 14.03.2026 в 00:22
          \\\\\\\\\\\
          См. Сэм: 12.03.2026 в 22:46
          Бенни, вам слово эмпатия знакома?
          P.S.
          Больше на темы нашей Второй иранской войны я с вами не дискутирую.
          Пока вы своими ушами не услышите указание Службы тыла:
          во время тревоги выйти из машины, отойти подальше, лечь на землю и главное — не забыть закрыть голову руками.
          Ведь рук то две, а голова она одна
          .

  4. Benny B: 11.03.2026 в 23:12?
    1. Поэтому договор Обамы в 2015 провалилась с исламо-нацистами Ирана уже в 2016, ещё ДО избрания Трампа.
    Провалился не так громко, как в 1939-ом, а полностью прогнил втихаря — сохранив очень красивую упаковку. Если бы вам было бы важно это выяснить, то вы бы давным-давно сделали бы это сами. Но у вас нет ни малейшего сомнения в ваших догмах.

    \\\\\\\\\\\\
    Ну так снизойдите к моим недостаткам и приведите факты, подтверждающие Вашу аналитику. Или «аналитику»?
    2. в 2022: капитуляция Беннета-Лапида перед президентом Байденом и Хизбаллой в вопросе морских границ;
    \\\\\\\\\\\
    Какой раз даю ссылку на эту мою давнишнею статью с фактами, цифрами, картами
    Сёма Давидович: «Распродажа Родины»!??!Дежа вю
    https://club.berkovich-zametki.com/?p=73877
    3. Вначале хотел отреагировать совсем иначе, типа написав про «два мира, два шапира», и у второго нет сирен, мамадов, а дети учатся, театры открыты и пр., но прочёл симпатичную статью Верника и написал так, как написал

    Michael Polyak:11.03.2026 в 21:32
    Военная победа над Хизбаллой в 2006-м дала 18 лет тишины, но при этом она накопила тысячи ракет, которые летят на нас до сих пор — это для нас тоже поражение
    \\\\\\\\\\\
    Вы предпочли бы 18 лет обстрелов?

    1. Сэм:

      Ну так снизойдите к моим недостаткам и приведите факты, подтверждающие Вашу аналитику.
      Или «аналитику»?
      =========
      Сначала вы ясно объясните, при каких фактах и условиях вы признаете, что я прав, а вы не правы.

      Это потому, что анекдот про «игру в шахматы с голубем» должен оставаться анекдотом.
      Особенно в вопросах жизни и смерти многих тысяч людей МОЕГО народа.

      1. Удмвлён, что Вы не поняли.
        Или не захотели понять?
        Я имел ввиду вот это, написанное Вами:
        Поэтому договор Обамы в 2015 провалилась с исламо-нацистами Ирана уже в 2016
        Я тогда читал, что инспекторы МАГАТЕ не находили тогда нарушений. Если это не так, то приведите факты и дайти ссылки на них

        1. Сэм: Я тогда читал, что инспекторы МАГАТЕ не находили тогда нарушений. Если это не так, то приведите факты и дайти ссылки на них
          ======

          Во время Второй мировой войны инспекторы МККК («Международный Комитет Красного Креста») посетили те нацистские концлагеря, которые им показали нацисты — и НЕ нашли там свидетельств о массовых убийствах людей.

          Сейчас любому вменяемому еврею понятно, что тогда, во время Второй мировой войны, произошло с инспекторами МККК.
          Тогда же правду узнали (из других источников) только те евреи, которые хотели знать эту ОЧЕНЬ БОЛЬНУЮ правду.
          И тогда было много еврейских дурачков и/или злодеев, которые не хотели знать правду и/или знали, но упорно её скрывали от других евреев.

          А в наше время (2016~2026) та трагедия повторяется в виде фарса у израильских анти-бибистских дурачков и/или злодеев, которые верят МАГАТЕ, Обаме, Байдену и прочим полным гордыни Западным ничтожествам, которые решили помочь современным исламо-нацистам уничтожить миллионы евреев.

          Да даст Господь разум этим еврейским дурачкам.
          И да воздаст Господь мерой за меру этим гордым Западным ничтожествам и еврейским злодеям.

          1. P.S.: В открытой прессе есть даже про жалобы от инспекторов МАГАТЕ в период 2015~2016. Жалобы про то, что Иран не даёт им доступа к тем центрифугам, про которые были веские причины подозревать нарушения. В одном случае инспекторам доступ дали потом (примерно через 3 недели), в других им не дали доступ вообще.

            А потом иранцы унизили американских солдат («2016 United States–Iran naval incident»), Обама начал высылать им полные наличных $$$ самолёты, и инспекторы МАГАТЕ начали слушаться иранцев.

            1. Бенни,
              1 Я попробовал погуглить и нашёл сообщения о препятствиях работе инспекторов МАГАТЕ, датированные 2018 годом, т.е. ПОСЛЕ выхода Президента Трампа из Соглашения. Я вполне допускаю, что есть и другие факты, поэтому и попросил ссылки, но Вы ограничились общими декларациями.
              2. Если бы у инспекторов Красного Креста, посетивших Терезин (про другие посещения я не читал), были бы записи камер наблюдений, работающих 24\7, то и выводы их были бы иными.
              3. Про «самолёты с долларами». Про что-то такое я вспомнил, и выяснил с помощью ИИ. Выяснилось, был один случай в 2016 году, было послано около 400 миллионов наличными, т.к. банковские переводы были запрещены санкциями. Это была часть денег, хранившихся в США со времён шаха. Одновременно были освобождены захваченные иранцами американцы, очевидно те, про кого Вы вспомнили.

              1. «Не играйте с голубем в шахматы — он раскидает фигуры, нагадит на доску и полетит рассказывать, как он вас уделал».

                P.S.: Кому интересны ссылки на самые важные факты в иранском вопросе за последние 17 лет:
                https://arbat.dreamwidth.org/tag/iran

                1. Cпасибо, Бенни, за аргументированный ответ.
                  А очередной ваш «арбат» мне не интересен. От слова — совсем.

                  1. Cпасибо, Сэм, за ваши не-умные и/или манипулятивные вопросы.

                    И мне не интересны, от слова «совсем», позиция тех израильтян, которые и сегодня сожалеют о выходе Трампа из Обамовской сделки с Ираном.
                    Их позиция или инфантильная, или злодейская.

                    1. Бенни, вам слово эмпатия знакома?
                      P.S.
                      Больше на темы нашей Второй иранской войны я с вами не дискутирую.
                      Пока вы своими ушами не услышите указание Службы тыла:
                      во время тревоги выйти из машины, отойти подальше, лечь на землю и главное — не забыть закрыть голову руками.
                      Ведь рук то две, а голова она одна.

                    2. Benny B: 12.03.2026 в 22:34
                      О чем Вы с ним спорите? Для него Барак Ху@сейныч, самый большой друг Израиля, который направлял самолеты, набитые кэшью, всем этим аятоллам. Десятки и сотни миллионов $$. Надеясь, что скоро под суд отдадут. Сёмка ваш слезами тогда будет заливаться, погодите чуток 🙂

              2. Сэм: 12.03.2026 в 21:24
                Бенни,
                1 Я попробовал погуглить и нашёл сообщения о препятствиях работе инспекторов МАГАТЕ, датированные 2018 годом, т.е. ПОСЛЕ выхода Президента Трампа из Соглашения. Я вполне допускаю, что есть и другие факты, поэтому и попросил ссылки, но Вы ограничились общими декларациями.
                ————————
                Сэм, что вы такое говорите, какие общие декларации ? Наше заокеанское хамло дало пару ссылок, из которых всё и всем стало абсолютно ясно. Оказывается, как сказал Стив Уиткофф, иранцы ещё в мае 2025 сами сказали ему что у них есть 450 кило обогащенного до 60% урана. Сами сказали!!! А Трамп сразу эту новость Биби сообщил. А после этого ещё кто-то из МАГАТЭ это заявление иранцев подтвердил (а как не подтвердить, если сам Стив Уиткофф рассказал?) . Наверняка этот подтвердивший, которого на иранские ядерные объекты давно не пускали, сам этот уран на аптекарских весах взвешивал🙂. Так что иранцы сами напросились…

                1. «Трамп сразу эту новость Биби сообщил. А после этого ещё кто-то из МАГАТЭ это заявление иранцев подтвердил (а как не подтвердить, если сам Стив Уиткофф рассказал?) . Наверняка этот подтвердивший, которого на иранские ядерные объекты давно не пускали, сам этот уран на аптекарских весах взвешивал🙂. Так что иранцы сами напросились…»
                  __________________

                  По крайней мере «Витёк» пробирочкой не тряс, как перед вой ной с Ираком.
                  Кстати, Садам считал, что на него не нападут — глупо ликвидировать противовес Ирану, но ведь известно, что:
                  «Глупость — это не отсутствие ума, это такой ум.» 😉
                  Генерал Лебедь, кажется 😉

                  Трамп тоже альтернативно мудёр, но… для Израиля это хорошо, а на США и остальной анисемитский мир мне, если честно, глубоко насмного(рать)

                  P.S. Выступления Трампа иногда сильно напоминают выступления начальника транспортного цеха ликёро-водочного завода из рассказа Жванецкого.
                  Там цех тоже хронически отставал (при Байдене и Обаме), а теперь (при Трампе) хронически опережает.

                  1. Zvi Ben-Dov: 13.03.2026 в 11:55
                    Трамп тоже альтернативно мудёр, но… для Израиля это хорошо, а на США и остальной анисемитский мир мне, если честно, глубоко насмного(рать)
                    ——————————
                    Григорий, в принципе я с вами согласен. Но хорошо ли для Израиля то, что сегодня делает Трамп, будет ясно не завтра и даже не послезавтра…Особенно с учетом того, что Биби и Израиль это не синонимы. Мне так кажется.

                    1. «Но хорошо ли для Израиля то, что сегодня делает Трамп, будет ясно не завтра и даже не послезавтра…Особенно с учетом того, что Биби и Израиль это не синонимы.»
                      ________________

                      https://www.youtube.com/watch?v=U5qfVqLpl8E&t=67s
                      https://www.youtube.com/watch?v=BXIyDa15vgk
                      Чтобы поймать маньяка нужен другой маньяк

                      Чтобы продуктивно общаться с маньяком — тоже
                      Повезло повезло в этм Биби на излёте карьеры
                      Посмотрим — повезёт ли на выборах 😉

                    2. Владимир, как не относиться к ним, мы все кровно заинтересованы в их успехе в этой Второй иранской войны.
                      Вопрос только в том, в чём он будет. Президент Трамп сказал, что его стране даже выгоден рост цены на нефть.
                      У нашего с Вами премьера тоже уже есть успехи:
                      — утверждение бюджета гарантировано,
                      — Кнессет без его решения распущен не будет и срок выборов будет устанавливать он,
                      — суд над ним заморожен,
                      План Трампа по Газе заморожен.
                      Вчерашняя его пресс-конференция впечатлила, конечно, не рассказом о наших победах – пару часов назад слушал по Решет Бэт интервью с жителем посёлка Каври у границы с Ливаном, у них было прямое попадание хизбалинской ракеты, к счастью обошлось без жертв. Он сказал, что они сначала слышат взрыв, а потом уже сирену. И есть много незащищённых зданий.
                      И даже не тем, что отказался осудить «комплимент» Президента нашего Главного союзника в адрес Президента своей страны.
                      Больше всего меня впечатлило сообщения, что я живу в «региональной Сверхдержаве». Дело в том, что я много-много лет прожил просто в Сверхдержаве и особой пользы для себя в этом не видел.
                      Но будем ждать обещанного сюрприза. Неужели речь идёт о Саудии?

                2. Vladimir U: … Наше заокеанское хамло дало пару ссылок …
                  =====
                  Про это в Букингемском дворце говорят «The Gentlemen does not see its own hump» 🙂

    2. Сэм, я из любопытства попробовал выяснить откуда у Ирана взялись 400-450 кг обогащенного до 60% урана. Всюду говорится, что это по данным МАГАТЭ. Всё, что будет сказано в дальнейшем, основано на публикациях DW, который в свою очередь ссылается на публикации Reuters. И так:
      В отчетах МАГАТЭ сказано, что до выхода США из Соглашения, т.е. до мая 2018, Иран не нарушал условий соглашения и имел только уран обогащенный до 3.67%. В августе 2019-го МАГАТЭ сообщило, что Иран обогатил уран до уровня в 4.5%, что соответствует нормам организации. В том же году было сказано, что запасы ядерного топлива в Исламской Республике превышают 2400 кг. После ликвидации К.Сулеймани в 2020, Иран заявил, что повысит степень обогащения урана и в 2021 МАГАТЭ сообщило, что Иран произвел некоторое количество обогащенного до 20% металлического урана. По оценке МАГАТЭ, на тот момент, когда Израиль начал авиаудары (13 июня 2025), т.е. уже через 4 года, Иран располагал запасами в 440 кг урана, обогащенного до чистоты 60%. Любопытно, что кроме отчетов МАГАТЭ есть и другие источники информации. Например сайт Инфотек пишет, что в Натанзе работали до 7 000 центрифуг и в 2024 году максимальный уровень обогащения достиг 20% по содержанию урана-235.
      В любом случае, даже с учетом того, что Иран добывает собственную руду на двух иранских урановых рудниках, мне совершенно непонятно как из 2400кг обогащенного до 4.5% материала произвести 440кг обогащенного 60% материала…. И вряд ли мы узнаем откуда взялась эта пугающая цифра…

      1. «В любом случае, даже с учетом того, что Иран добывает собственную руду на двух иранских урановых рудниках, мне совершенно непонятно как из 2400кг обогащенного до 4.5% материала произвести 440кг обогащенного 60% материала…. И вряд ли мы узнаем откуда взялась эта пугающая цифра…»
        ____________________

        Все эти агенства «знают» только то, что им «сливают», а то, что им «сливают» и то, что есть на самом деле — «две большие разницы»
        Сосредоточимся на фактах — Иран бомбят и ещё некоторое время продолжат бомбить, а склько у него обогащённого до 60% урана знают только иранцы, но я и в этом не до конца уверен.

        1. Zvi Ben-Dov: 12.03.2026 в 18:26
          Все эти агенства «знают» только то, что им «сливают», а то, что им «сливают» и то, что есть на самом деле — «две большие разницы»
          ——————————-
          Об чем и речь. Но вы же не думаете, что мы в июне ударили по Ирану, а Трамп пару дней тому назад заявил «Если бы мы этого не сделали, через две недели у них была бы ядерная боеголовка» основываясь на информации МАГАТЭ 😉

          1. «Но вы же не думаете, что мы в июне ударили по Ирану, а Трамп пару дней тому назад заявил «Если бы мы этого не сделали, через две недели у них была бы ядерная боеголовка» основываясь на информации МАГАТЭ»
            ____________________

            Я не думаю — думать (в наше время) вредно. Я ловлю вибрации Мироздания 😉

      2. … По оценке МАГАТЭ, на тот момент, когда Израиль начал авиаудары (13 июня 2025), Иран располагал запасами в 440 кг урана, обогащенного до чистоты 60%.
        … вряд ли мы узнаем откуда взялась эта пугающая цифра
        ======
        Иранцы сами сказали это МАГАТЭ и американцам — и они проверили и подтвердили эту информацию.
        Именно поэтому Китай, Россия и другие союзники Ирана внутри МАГАТЭ тоже с этим согласны.

        Источники (это надёжные источники):

        https://www.twz.com/nuclear/special-operations-raid-to-secure-irans-enriched-uranium-may-become-a-very-risky-necessity
        Ищите текст «In that first meeting, both of the Iranian negotiators said to us directly, with no shame»

        https://apnews.com/article/iran-nuclear-iaea-weapons-grade-uranium-c3ae6a8aae96d54355df73842916a324
        Ищите текст «based on the information provided by Iran»

  5. Cэм! Рассуждения о «победе или поражении», основанные на %% нерелевантны. Для генералов 90% перехватов — победа. Но если из 20 запусков прорвалось 1-2, и произошло прямое попадание в бомбоубежище, то для нас с Вами — это реальное поражение. Или по-другому. Военная победа над Хизбаллой в 2006-м дала 18 лет тишины, но при этом она накопила тысячи ракет, которые летят на нас до сих пор — это для нас тоже поражение.

    1. Победа для нас — это уничтожение Хизбаллы и Хамаса и ликвидация режима аятолл. Все остальное — передышки.

      1. Michael Polyak:
        Победа для нас — это уничтожение Хизбаллы и Хамаса и ликвидация режима аятолл. Все остальное — передышки.
        =====
        Но всё же лучше передышка, в которой исламо-нацисты и палестино-нацисты своими сломанными пальцами собирают свои выбитые зубы — и регулярно продолжают получать палкой по заднице от уверенных в себе израильтян.

        Но, конечно, этого действительно не больше, чем временная передышка:
        Современные нацисты скоро снова станут готовится убивать / готовится сделать новое 7 октября / готовится сделать что-то ещё хуже.
        Для мира они должны окончательно потерять власть и территорию — как гитлеровцы в Германии, и как немецкий народ в Судетской области и Восточной Пруссии в 1945-ом.

  6. Вернемся к названию статьи «Без сапога пехотинца на земле врага» и попробуем понять чем может закончится война (а она, судя по заявлениям Трампа, должна закончится раньше, чем он заявлял ранее). (1) Али Хаменеи, который никогда не скрывал своего желания «уничтожить сионистский режим» ликвидирован. Замечательно! Но его место рахбара занял сын, ничуть не лучше относящийся к Израилю. Напомню, что ранее были ликвидированы куча лидеров ХАМАС и лидер Хезболлы-пришедшие им на смену друзьями Израиля не стали. (2) Одной из целью войны была ликвидация ядерной программы Ирана. Кто-нибудь в курсе где закопаны 400кг обогащенного до 60% урана и как быстро иранцы смогут его откопать после окончания бомбежек??? (3) Ещё одной целью Израиля в этой войне была ликвидация баллистических ракет (и пусковых установок для их запуска), которые способны долетать до нас. ЦАХАЛ ежедневно отчитывается о том, что уже ликвидированы 50-60-70-80% пусковых установок. Отлично!!! Но сирены в стране не прекращаются. И кто может дать гарантию, что отчеты ЦАХАЛ соответствуют действительности и, что не менее важно, иранцы при желании не смогут восстановить свой ракетный потенциал? (4) Хезболла (это ненавистник Израиля, которого мы уже много раз побеждали и разгромили в течении последней войны с ХАМАС) не дает покоя жителям севера (и, как выясняется, не только севера) страны. Бомбить их можно сколько угодно (ПВО у них нет), но «без сапога солдата» ничего с ними не сделаешь, а лишних сапог у нас нет. Допускаю, что после прекращения прекращения активных действий в Иране Хезболла тоже возьмет паузу. (5) Два слова про экономику. По самым скромным оценкам эта война обойдется Израилю в десятки миллиардов. И это «без сапог солдата».
    P.S. Всё, о чем я написал, в последнее время часами обсуждается в СМИ и на множестве интернет-каналов десятками «аналитиков» и «военных экспертов». Наберемся терпения и подождем что будут вешать на уши избирателям и как и под каким соусом будут продавать победу те, кто инициировал эту войну…

    1. Владимир, согласен со всем, написанным Вами . В статье я напомнил, что после «неудачной» Второй Ливанской войны на нашем Севере много лет было более-менее спокойно. Спокойно в соответствии с принятым Совбезом решением. И ещё раз напомню заявление Голана в самом начале этой войны — потом историки будут спорить, как спорят было до сих пор были две Мировой войны или одна с 20-летнем перерывом — можно ли называть её Второй иранской, или то, что было в июне прошлого года и сегодня — это одна война с небольшим перерывом. Голан тогда заявил, что за военными достижениями должно последовать политической урегулирование.
      Ну а насчёт заявлений нашего с вами премьера можно только вспомнить его заявление меньше полутора лет назад, что Хизбалла отброшена на 20 лет назад…

      1. Сэм: 10.03.2026 в 14:28
        (1)Владимир, согласен со всем, написанным Вами .
        (2) Голан тогда заявил, что за военными достижениями должно последовать политической урегулирование.
        ————————
        (1) Спасибо. Вы смотрите на ситуацию не через розовые очки.
        (2) Я не представляю возможности хоть какого-либо политического урегулирования с нынешним, отнюдь не сломленным, иранским режимом. Просто вспомните-смогли ли мы достичь политического урегулирования с многократно побежденными ХАМАС и Хезболлой? Более того, можно ли считать приемлемым политическим урегулированием наши отношения с ПА? И ещё более того — можно ли называть хорошим политическим урегулированием отношения между различными лагерями (лагерь «только Биби» — лагерь «только не Биби» — ультраортодоксы) у нас в стране?

        1. Не смотреть через розовые очки, Владимир, мне не позволяют уши, которые слышат не слишком приятные звуки сирен – желаю всем нашим со-сайтникам не израильтянам, включая «оптимиста на расстоянии» Бенни, их никогда не услышать.
          С удовольствием читаю сообщения о сокращении ракетного потенциала Ирана на 80% и сокращении числа обстрелов на 90%, но как это увязать с тем, что происходит в реале?
          Все мы, как ни относиться к нашему теперешнему правительству и нашему с вами премьеру (которым теперь уже не угрожает роспуск Кнессета – бюджет будет принят!), мечтаем о победе.
          Вопрос только что будет ей считаться – обстрел раз в неделю, как нам сегодня пообещали чтобы скучно не было?
          А относительно «какого-либо политического урегулирования с нынешним, отнюдь не сломленным, иранским режимом» напомню о Соглашении Обамы 2015 года, по которому допускалось обогащение урана до 3.1% и по которому уже обогащённый уран был вывезен из Ирана. И инспекторы МАГАТЕ подтверждали соблюдение иранцами этого соглашения. И не было никаких сегодняшних 60%.

          1. 1) По «Соглашению Обамы 2015 года» в 2030-ом у исламо-нацистов Ирана было бы ядерное оружие: официально, с разрешения всего Запада, Китая и России.

            2) «Не слишком приятные звуки сирен» сейчас — это плата Израиля за приятные иллюзии, начиная примерно с 1982 года.
            Типа теперь есть «международное право» и уже НЕ актуально «поднявшегося убить тебя — убей его раньше».

            P.S. у Европы и Америки плата за такие-же их приятные иллюзии всё ещё впереди.
            И есть веские основания опасаться, что эта плата будет гораздо более высокая, чем у Израиля сейчас.

            1. Бенни, может чуть-чуть поменьше апломба и категоричности в выводах?
              Две победы в совсем недавнем прошлом уже были — и победа над Ираном с уничтожением его ядерной программы и над Хизбаллой, котоую отбросили на 20 лет назад.
              Воппросы: что тогда уничтожают сегодня в Иране и из какого «прошлого» летят ракеты Хизбаллы вплоть до Тель Авива?

              1. Сэм: Бенни, может чуть-чуть поменьше апломба и категоричности в выводах? …
                ====
                Сэм, это вы скажите самому себе: вы тотально категоричны с объективно ложными, но приятными вам иллюзиями.

                Например:
                1) Про «недавние две победы», в которых исламо-нацистких врагов НЕ добили — но после которых якобы можно навсегда (или на 20 лет) прекратить с ними воевать.
                2) С требованием, чтобы Биби и Трамп детально и конкретно объяснили бы всем (включая Иран) про цели и методы этой войны, про стратегию её завершения, и про политическое урегулирование после неё.

                В обоих случаях вы тотально категоричны в том, что можно делать «1» и/или «2» — и всё будет хорошо все 20 лет.

                Но есть такая вещь как РЕАЛЬНОСТЬ — и иногда (особенно на войне с исламо-нацистами) надо категорично знать, что вера в иллюзии ведёт к большим проблемам.

                1. Ну какая ж это «категоричность», когда я просил вас ответить на 2 простых вопроса, а Вы вместо этого опять пустились в философствование

                  1. Ну могу ответить прямо: это вопросы или чудовищно инфантильные, или чудовищно подлые и манипулятивные.

                  2. P.S.: Факты и ничего кроме фактов: 12-и дневная война с Ираном летом 2025 уничтожила ядерную инфраструктуру Ирана и замуровала под землёй ~450 кг обогащенного (60%) урана.

                    С одной стороны это огромная победа, которая предотвратила возможность Ирана создать ЯО уже в 2025.

                    Но с другой стороны: за пол года работы вполне реально разобрать эти подземные завалы, добраться до этих ~450 кг и сделать из них «грязную» боеголовку для ракеты.
                    Обогатить их от 60% и до оружейного уровня, а потом сделать из них десяток ядерных боеголовок для ракет (мощностью с Хиросиму) тоже несравнимо легче, чем обогатить их до 60%.

                    Для обеих этих опций Ирану уже НЕ нужна мощная ядерная инфраструктура. Достаточно обычной промышленности.

                    1. Benny B:11.03.2026 в 16:57, на один мой «инфантильно-подлый вопрос» Вы ответили, на другой, про Хизбаллу, которая между прочим объявила сегодня войну Израиля, нет.
                      Что же касается Вашего ответа, то замечу, что если бы Иран вступил в 2025 год с ураном, обогащённым до 3.1%, как было обусловлено соглашением 2015 года, а не с сегодняшними 60%, то разговор был бы совсем другой.

                    2. Сэм: … если бы Иран вступил в 2025 год с ураном, обогащённым до 3.1%, как было обусловлено соглашением 2015 года, а не с сегодняшними 60%, то разговор был бы совсем другой.
                      ======
                      Идея «наши необратимые уступки в обмен на ваши голословные обещания» принципиально порочна с нацистами и исламо-нацистами.
                      Поэтому договор Чемберлена в 1938 провалилась с Гитлером в 1939.
                      Поэтому договор Обамы в 2015 провалилась с исламо-нацистами Ирана уже в 2016, ещё ДО избрания Трампа.
                      Провалился не так громко, как в 1939-ом, а полностью прогнил втихаря — сохранив очень красивую упаковку. Если бы вам было бы важно это выяснить, то вы бы давным-давно сделали бы это сами. Но у вас нет ни малейшего сомнения в ваших догмах.

                      Сэм: … на один мой «инфантильно-подлый вопрос» Вы ответили, на другой, про Хизбаллу, которая между прочим объявила сегодня войну Израиля, нет.
                      ======
                      В войне в конце 2024 Нетаниягу на ~80% исправил последствия 2-ух чемберленовских ошибок вашего (ВАШЕГО !!!) лагеря:
                      — в 2000: бегство Эхуда Барака из Южного Ливана;
                      — в 2022: капитуляция Беннета-Лапида перед президентом Байденом и Хизбаллой в вопросе морских границ;
                      Так что прежде чем искать среднего размера веточки в глазах Нетанияху, посмотрите на огромные бревна в глазах лидеров вашего лагеря.

    2. «Всё, о чем я написал, в последнее время часами обсуждается в СМИ и на множестве интернет-каналов десятками «аналитиков» и «военных экспертов».»
      ___________________

      Кошмар эксперДов и мастер-класс

      Во время последних войн(ы) Израиля на аннал-лизы различных медиа эксперДов, приглашённых поделиться тем, что они считают мнением, просто жалко смотреть.
      Раньше у них был доступ к инсайдерской информации, кoторой с ними (по глупости) делились военные и политики, а теперь единственное, что им осталось — это надувать щёки.
      Они знают о том, что происходит и о целях и планах не больше нашего, и оказалось, что они в своих прогнозах… ничуть не умнее.
      Мне бы стОило провести с ними MUST (multilevel universal system thinking) мастер-класс, чтобы они поняли, что к чему и не старались реализовать священное «право обЧества знать».
      Потребительские уровни MUST следующие:
      Результат, который надо получить
      Метод достижения этого результата (на самом дел метод может быть не один)
      Технология, поддерживающая метод — сет взаимосвязанных эффектов из нескольких областей человеческой деятельности (тоже может быть не одна0
      Набор средств реализующих эту технологию (тоже может быть не один)
      И, наконец, конкретная реализация набора средств, включающая параметры, относящиеся ко всем предыдущим уровням.
      Предположим, что результат (военный и/или политичесский) хотим плучить мы, а противник или враг хочет его не допустить или ему помешать.
      Это недопущение для него его результат, для получения которого он должен определить метод, разработать технологию, выбрать средства и, наконец определиться с конкретной реализацией.
      Это требует времени, денег и… других ресурсов.
      Зачем ему (противнику/врагу) сообщать информацию, которая позволит ему правильно построить своё противдействие нашим целям?
      Гораздо лучше если он не знает наших целей, либо гтовиться пртиводействовать ложным целям, которые можно «слить» тем же медиа.
      Поэтому требования к военному и политическому руководству раскрыть цели звучит… нелогично и даже истерично.
      Не надо и даже вредно обЧеству знать — для него же вредно, хотя это бльно бьёт по медиа. Они, получается, ничего не знают и вынуждены, кaк и мы, фантазировать.

      1. Zvi Ben-Dov: 10.03.2026 в 17:03
        Мне бы стОило провести с ними MUST (multilevel universal system thinking) мастер-класс, чтобы они поняли, что к чему и не старались реализовать священное «право обЧества знать».
        ————————-
        Наверно MUST (multilevel universal system thinking) мастер-класс надо проводить не с медиа эксперДами, а с власть предержащими. И если следовать вашим рекомендациям, то должно получиться что-нибудь похожее на это:
        1. Результат, который надо получить — превращение Ирана из врага в нейтральное государство или даже дружеское государство (в дальнейшем просто «результат»).
        2. Метод достижения этого результата — смена нынешнего иранского режима (это без вариантов!)
        3. Технология, поддерживающая метод — (а) устранение лидеров режима и ближайшего верного им окружения (по другому устранить этот режим нереально), (в) подготовка лидеров, согласных обеспечить желаемый результат (иначе на смену нынешним придут такие же), (с) создание в стране условий, при которых основная масса населения не желала бы возвращения к власти сторонников устраненных лидеров и поддерживала бы приход к власти сил, которые провозглашают своей целью желаемый нами результат (на реализацию этого подпункта нужно время).
        4. Набор средств реализующих эту технологию — устранение военными методами враждебных нам лидеров страны и различных структур и создание тяжелой экономическое ситуации для населения, объяснение населению методами пропаганды причин тяжелого положения и путей выхода из этого положения (первое на этом пути — приведение к власти «правильных» сил), действенная поддержка новой «правильной» власти.
        Как-то так, если коротенько 😉. А Нетаниягу и Трамп что делают?

        1. » А Нетаниягу и Трамп что делают?»
          __________________

          Они до MUST не доросли и вряд ли дорастут, но мой коммент был о другом — о «священном праве общества знать»

          1. Если кого-то заинтересует, что такое MUST (multilevel universal system thinking) — можно посмотреть тут:
            https://stihi.ru/avtor/zvibendov&book=19#19
            Ну и ТРИЗ заметки посмотрите, хотя лучше посмотреть тут:
            https://www.altshuller.ru/map/
            MUST — это не ТРИЗ, но… близкий родственник.
            Были бы у меня амбиции — стал бы признанным гением, как Альтшуллер и Голдратт (теория ограничений), а так стался непризнанным — даже в «узких кругах ограничнных людей» 😉

      2. Согласен с «Zvi Ben-Dov: 10.03.2026 в 17:03»:

        Обществу только в общих чертах надо знать про цели и методы войны.
        Если это станет известно СМИ или обществу в конкретных деталях, то это станет известно и врагу — и врагу станет гораздо легче победить.

        И это ещё «цветочки».
        Про одну (всего-лишь одну !!!) из «ягодок» пишет мудрая Тора (Шемот, глава 13):

        17. И было, когда отпустил Фараон народ, то не повел их Бог по пути через землю Плиштим, ибо близок он; ибо сказал Бог: Как бы не раздумал народ, видя войну пред собою, и не возвратились бы они в Египет [уже не как народ, а как толпа рабов]. 18. И Бог направил народ в обход путем через пустыню к Тростниковому морю, и вооруженными [снабженные всем нужным для боя и перехода] вышли сыны Исраэля из земли Египетской.

    3. Трамп заявил что-то невнятное про конец войны — и цена сырой нефти в Америке упала с ~120$ до ~90$.

      А мечтающие выспаться лётчики и солдаты ВВС ЦАХАЛа ещё активнее «заработали» по режиму аятол (оставляя Хизбаллу под минимальным присмотром, к сожалению).
      Американские военные, между прочим, тоже всё больше и больше ускоряются с «работой» по режиму аятол.

      Кааааароче, всё идёт по плану: паникёры / анти-трамписты / анти-бибисты паникуют; китайцо-россияне «морально поддерживают» аятол — а пока режиму аятол продолжают «ломать кости» (копирайт от Биби).

      Похоже, что после Хаменеи-отца и Хаменеи-сына следующим рахбаром Ирана будет Хаменеи-святой-дух 🙂

  7. Израиль пять бомбит хранилища нефти в Иране, хотя и стало известно, что Трамп и Линдси Грэм (каждый по отдельности), взяв пример с Пу, раздражённо бросили ручку на стол — ведь нефть будет нужна «прекрасному Ирану будущего»
    Мне кажется, что Израиль в такое будущее Ирана не очень верит — потому и бомбит активы КСИР, которые тот наверняка потом использует для перевооружения.
    Такое ощущение, что Израиль не очень верит в смену режима и считает, что в случАе чего (падение режима) иранцам помогут те, кто наложит лапу на его ресурсы

  8. Доктрина Дуэ может сработать при психологическом сломе противника, как было в Японии в 1945-м и в Косово в 1999-м. В остальных случаях авиация — это мощнейшее оружие для поддержки «сапог». Но наше время победить без него все же нельзя, в особенности если народ поддерживает свою армию.

  9. Мир меняется. В эпоху глобализации локальная война может привести — и довольно быстро привести — к мировому экономическому кризису (что мы наблюдаем сегодня). В таких условиях завершение войны будет определяться экономическими соображениями, а не военными — хоть с сапогами на земле, хоть без них.

  10. EvgenyL, никакого вопроса в название статьи нет, возможно Вы спутали с моей предыдущей статьёй, а это чисто информативная. Допускаю, что среди посетителей сайта не все знали о рассказанном в ней, рассказанном сверхкратко. Я вот раньше знал совсем не всё, кроме последней главки про Вторую Ливанскую Войну, но я знал, что надо искать.
    Ну а выводы может сделать сам. Своё же отношение я выразил тем, что напомнил результаты того «поражения» в 2006 году, принёсшего спокойствие на много лет на наш Север. И само собой напрашивается сравнение с блестящей победой нах Хизбаллой меньше полутора лет назад. И которая сегодня опять обстрелела Тель Авив.
    А о Севере и говорить нечего.
    Benny B:09.03.2026 в 16:58
    Вашими устами …
    Конечно большое — стратегия, видится на расстоянии, а я вот вижу и слышу много чего другого.
    И совсем не превосходного.

    1. Сэм: 09.03.2026 в 21:30
      =====
      Сэм, «Вашими устами …» это про верующих в «смену режима» и в трамповскую версию «нового Ближнего Востока» (расширение «Соглашений Авраама», экономический коридор «Индо-Тихоокеанский регион — Ближний Восток — Европа» и т.д.)

      А я минималист: на этой войне с Ираном смена режима желательна, но НЕ обязательна: достаточно чтобы исламо-нацистский Иран был бы вынужден прекратить терроризировать и подминать под себя Ближний Восток — и надолго потерял бы ценность для Китая в его планах напасть на Тайвань.

      Говорить про всё остальное сейчас — это из серии «мечтаем о светлом будущем».

      Сейчас время ценой маленьких и средних войн предотвратить:
      а) Большую (для всего мира) Войну против Запада со стороны Китая, России, Ирана и т.д. .
      б) Большую (для Израиля) Войну против Израиля со стороны всех исламо-нациствов мира и их про-палестинских союзников на Западе, в Китае и в России.

  11. Сэм! Вы задаёте вопрос уже в названии статьи, но не формулируете вывод. Получается доказательство теоремы, но — без формулы!? Тогда какова цель статьи — лишь познакомить читателя с примерами?

  12. Когда 28 февраля был ликвидирован верховный лидер Ирана Али Хаменеи, то первыми к его разрушенному бункеру подошли силы КСИРа.
    И среди них был шпион Моссада — который, похоже, сфотографировал труп Хаменеи и выслал фотку в Израиль.

    Около половины иранцев, особенно в столице и вообще городских, они в открытую или тайно ненавидят режим аятол. И они находятся во всех структурах государства аятол, включая армию и КСИР. Они и потенциальные «сапоги пехотинца на земле врага», и реальный «кинжал внутреннего врага аятол у сердца режима аятол».

    Бомбёжки продолжаются, центральная власть режима аятол слабеет и реальную власть получают лидеры на местности.
    Скорей всего где-то в апреле (до или после Песаха) станет понятно и про шансы на смену режима аятол, и про влияние этой войны на мировую экономику.
    А на данный момент: дела на стратегическом уровне идут превосходно для США и Израиля.

    Превосходно даже если в конце этой войне режим аятол всё же устоит.
    Если он «всего лишь» станет смертельно раненным, стратегически НЕ опасным для США и Израиля и сдохнет в ближайшие годы — то и это превосходно.

    1. P.S.: Новое ПВО Китая показало себя не очень хорошо в небе Ирана.
      Это очень важно в плане предотвращения Большой Войны, и в частности для безопасности Тайваня.

      https://t.me/david_gendelman/1414
      … Я и сам всегда за то, что большая война это война количеств, но нож должен работать, а не только блестеть, а то как бы не подвел в нужный момент. «Смотри не обломай перо».

  13. Сэм сделал краткий обзор о действии авиации в ряде войн и конфликтов. Да, авиация это сила. Замечу лишь, что не нужно забывать — и США, и страны НАТО, и Израиль использовали и сегодня используют эту силу против противников, которые находятся в другой лиге и чьи силы и возможности в воздухе (да и в ПВО) абсолютно не сопоставимы с их силами и возможностями…

  14. Сэм: «…о сухопутном вторжении в эту страну речи не идёт…»
    ================================================================
    Уже заговорили о сухопутной операции. И реакция со стороны иракских курдов последовала. Они приняли решение соблюдать нейтралитет и не пересекать иракско — иранскую границу в координации с американцами, открыто заявив, что опасаются предательства со стороны руководства США (напомнив о недавнем предательстве, совершенном американцами в отношении сирийских курдов). А без участия курдов перед американцами маячит призрак вьетнамской и афганской войн.

  15. Доброе утро, Сэм! По тексту у вас пять знаковых сюжетов. Полагаю, одного сюжета явно не хватает: 12-дневная война США и Израиля с Ираном, 2025 г.

  16. Любая сложная система, развиваясь, стремится стать средой. Это закономернсть.
    ВВС — сложная система и она, развиваясь таки стала средой — по крайней мере в Израиле.
    Есть ещё одна закономерность — переход от систем иерархических к системам с так сказать нечёткой (плавающей» иерархией, в которых иерархия зависит от контекста.
    Израильская армия идёт «туда»
    Я об этом писал на Портале в контексте возврата к однополярному миру.
    Больше об этом (об этих закономерностях) есть на моих страницах, но вряд ли кто (на излёте жизни) гтов к такому (прочитать туеву хучу материала) подвигу — до 120-ти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.