Борис Гулько: …и все на одного

Loading

С начала 2025 года двумя государственными деятелями, определяющими мировую политику, стали близкие по духу главы США и Израиля, Трамп и Нетаньяху. А центральным вопросом этой политики стал конфликт между еврейским государством и интернационалом евреененавистников. США возглавил единственный с момента рождения Израиля безусловно дружественный ему президент США.

Борис Гулько

…И ВСЕ НА ОДНОГО

11.03.2026

Борис ГулькоЧеловеческая психика устроена, вроде, понятно. Людям нравится доброе, разумное, красивое, удобное. И не нравится злое, дурное, грязное, глупое.

Построенный на такой простой шкале эмоциональных предпочтений мир был бы благополучен и приятен. Но мы знаем, что он ни то, ни другое.

Открытие, что мир, столь красивый, с неописуемой голубизны небом, разнообразием цветов и растений, бабочек, жуков, стрекоз и птиц, не столь уж гостеприимен, я узнал в три года. Я впервые вышел за калитку нашего двора и был бит незнакомыми мальчишками, сообщившими мне, что я — еврей. Открытие, что всю предстоящую жизнь я буду нести клеймо, отделяющее меня от моих соседей и сверстников, произвело тяжелое впечатление и отразилось в снившихся мне кошмарах. Один запечатлелся в зрительной памяти: я иду по нашей улице, и у меня нет попутчиков — все идут навстречу.

Как выглядела жизнь в рабочем посёлке в 43 км от Москвы в середине 20 века? Все крали всё. Из двора нашего дома украли мои сушившиеся ночной горшок, привезённый из Германии — папа прослужил там несколько лет после войны; мою записанную перину, тоже иностранку.

Двор наш упирался спиной в забор завода. Кравшие что-то на заводе перебрасывали украденное в наш двор, перемахивали через забор и уносили добычу.

Нещадно пили — мой друг Сашка попросил меня: сегодня получка. Отец его придёт домой пьяным и будет бить мать. Но если я посижу у них — он постесняется. Оказалось правдой, хотя более неприятного вечера в моей жизни не было.

В раннем детстве я выучил трудное слово: космополиты. Их тогда часто ругали по радио. Разоблачили врачей-отравителей, травивших вождей СССР на деньги благотворительной еврейской организации «Джойнт». Ожидались погромы, которые Сталин поручил организовать главе коммунистов московской округи Хрущёву. Тот рассказал об этом в мемуарах. Сейчас понимаю — это был самый опасный момент в моей жизни. Папа готовился к отпору и держал под кроватью топор. 5 марта — день смерти Сталина — самый счастливый юбилей в истории советских евреев.

1 сентября 1954 года я стал школьником. И вскоре открыл для себя основной закон динамики антисемитизма. Мальчики моего класса — я их видел впервой, после уроков собрались, чтобы побить еврея — меня. Я научился драться, и отношения наладились. Но иногда мальчики с той же целью объединялись вновь. Эта периодичность вражды действовала в младших классах школы так же чётко, как действует против нас в нашем нынешнем взрослом мире.

Годы после смерти Сталина казались приемлемыми. Жизнь в стране была убога для всех. Евреи приспосабливались к ней лучше других, что несколько компенсировало дискриминацию. К ней претерпевались.

Всё в жизни советских евреев перевернула 6-дневная война 1967 года, уникальная в истории войн. Сверхъестественные героизм и успехи израильтян поразили затравленных советских евреев. В СССР возникли две ветви еврейской реанимации. Одни — «культурники» — боролись за возрождение еврейских языка и культуры в СССР, другие — сионисты — за алию в Израиль. Многих, впрочем, просто манила возможность эмигрировать из социалистического рая.

Самой героической из «культурников» была личность Иосифа Бегуна, за свою деятельность отбывшего три срока в ГУЛАГе. Освобождённый в 1987 году и получивший разрешение на репатриацию в Израиль, он задержался на полгода в СССР для организации еврейской библиотеки и выставки еврейской культуры. Вспоминается искренний ответ отказника, которого решили отпустить перед самой Олимпиадой 1980 года в Москве. «Можете собраться за 3 дня?» — спросили его в ОВИРе. «Я могу собраться сейчас в вашем кабинете» — ответил настрадавшийся отказник.

Ключевыми для прорыва «Железного занавеса» стали 14 отчаянных еврея, продемонстрировавших 15 июня 1970 года готовность пойти под расстрельную статью за попытку угона самолёта и шанс покинуть СССР. Невероятна история «самолётчика» рабби (ныне) Йосефа Менделевича, 11 лет заключения соблюдавшего кашрут в ГУЛАГе. Мне рассказывал об этом подвиге проведший время в одной зоне с Йосефом осуждённый на два с половиной года в кишинёвском антисионистском процессе профессор Лазарь Трахтенберг. Чем питался Йосеф, как выжил?

Весь этот героизм, сочувствие мира, демонстрации поддержки — далёкое прошлое. 8 октября 2023 года мир проснулся в иной реальности.

Накануне, вечером 7 октября, мы узнали о чудовищном преступлении, совершённом в тот день арабами Газы против жителей приграничных киббуцев, а также против собравшейся на музыкальный фестиваль в ночь на 7 октября еврейской молодёжи. Массовость и изуверство избиения евреев были чудовищны: 1200 убитых; 3,4 тыс. раненых и 251 заложников; сожжённые заживо младенцы; изнасилованные и покалеченные взрослые.

И что же? В тот день — 8 октября, мир захлестнули демонстрации поддержки… погромщиков и убийц! Многие элитные американские университеты, за обучение отпрысков в которых чадолюбивые родители отстёгивают по $100 000 в год, немедленно превратились в агитационные центры ХАМАСа. Неомарксизм, которому обучают в таких учебных заведениях молодое поколение страны, недешёв. Массовую демонстрацию поддержки ХАМАСа в здании Grand Сentral (Центральной железнодорожной станции Нью-Йорка) кто-то обрядил в одинаковые одежды. Затем такую же отдельную демонстрацию ряженные молодые еврейские олухи провели в Tramp-Tower — одном из самых известных небоскрёбов Нью-Йорка. Со времён мятежей в честь рецидивиста Джорджа Флойда лета 2020 года в США дремала фашистская антифашистская организация «Антифа». Сейчас её разбудили. Сочувствующие прогрессивной молодёжи обозреватели утверждали, что та не понимает геноцидальный смысл кричалки «От моря до реки Палестина будет свободной». Отлично понимает. Мир наполнился ненавистью к евреям.

Джо Байден, по окончанию своей службы президентом США отдавший на сцене честь поставившему его на этот высокий пост Обаме, суетился, выказывая сочувствие Израилю, но не давая тому воевать. То на это наложит эмбарго, то на то. То прикажет это не бомбить, то другое. Пригнал к берегам Ирана, руководившего оркестром своих террористических прокси авианосец. Затем, не сделавшего ни выстрела, отправил назад. Запретил Израилю воевать в «священный месяц рамадан». Мусульмане в это время во всю воюют. В нынешний рамадан американская и израильская армии со вкусом крошат центр исламского терроризма Иран.

Ещё совсем недавно, к концу 2024 года, мир мне сильно не нравился. Европа без аппетита, но старательно себя пережёвывала. Западная её часть, под влиянием переселенцев из мусульманских стран, безвольно приняла их ценности и вражду к евреям. Отбивались страны, натерпевшиеся от СССР, как Чехия и Венгрия. Но они невелики и погоды не делают. США, в которых я прожил 33 года, под скользким доминированием клики Обамы покорно погружались в болото неомарксизма.

Израиль, семилетие жизни в котором я отметил в эти дни, находится на том же разломе между добром и злом, между традиционными ценностями, «сделавшими Америку великой», которые обещал ей вернуть президент Трамп на выборах 2016 года, а затем и 2024 года, и неомарксизмом обамовского разлива, торжествовавшего в США с 2008 по 2016 год, и снова с 2020 по 2024 год.

С начала 2025 года двумя государственными деятелями, определяющими мировую политику, стали близкие по духу главы США и Израиля, Трамп и Нетаньяху. А центральным вопросом этой политики стал конфликт между еврейским государством и интернационалом евреененавистников. США возглавил единственный с момента рождения Израиля безусловно дружественный ему президент США.

После выборов декабря 2022 года Израиль имеет уникального лидера: опытного, выдающегося оратора, с блестящими способностями, замечательно образованного, представителя заслуженной сионистской семьи, военного героя. Но люто ненавидимого левой элитой, готовой пожертвовать всем, только чтобы сместить этого Биби Нетаньяху с его поста. Имея неограниченные деньги: $1млрд от USAID, аналогичные суммы от частных фондов из США и Западной Европы, поддержку левой прессы и левых генералов, верхушки юридической системы Израиля, полновластно владеющей «принципом целесообразности», эта элита яростно вела 9-месячный антиправительственный путч. Его прервала лишь беда 7 октября. И даже проводя 3 дня в неделю в роли обвиняемого в суде, Биби блестяще провёл свою страну через 2 с половиной года войн, иногда одновременно на семи фронтах, с семью противниками разом.

В эти дни на огромном электронном экране под крышей многоэтажной башни на пересечении двух важных артерий Иерусалима проспекта Рабина и бульвара Герцля красуются портрет Дональда Трампа во весь рост и надпись: «Спасибо Б–г и президент Трамп!»

Не слишком ли круто: Господь, а рядом президент? Если припомнить мои детские впечатления — весь мир против тебя; поискать на карте мира крошечное пятнышко Израиля, на который ополчился весь свет: гранды Англия, Франция, Испания — что плохого мы им сделали? ООН, организующий мировые съезды для осуждений евреев, за то, что не хотят покорно погибнуть… И против этого изобилия безумия выходит немолодой человек — через несколько месяцев Трампу стукнет 80. Даже не политик — кроме работы президентом США Трамп никогда не занимал никакой пост. И он один перевешивает всё это позорное «мировое сообщество», и помогает нашим героическим воинам и умелому руководству достичь победы.

Определённо, президент США заслужил своё место на этом экране над Иерусалимом!

44 комментария для “Борис Гулько: …и все на одного

  1. Юрий Деген: 15.03.2026 в 14:31
    Мирон Амусья и корректность? Возможно, в спорах с Вами. А вот 3 примера (навскидку — есть гораздо больше) его «корректности» по отношению к оппонентам, кстати, более близким к нему идеологически, чем Вы…
    ===================================================================
    Да, конечно, тексты в примерах не назовешь вегетарианскими, но все же красные линии не пересечены.

    1. «Да, конечно, тексты в примерах не назовешь вегетарианскими, но все же красные линии не пересечены.»
      ________________________

      «Лучшие» тексты Мирона Юрий, вероятно, хранит для потомков 😉

  2. Доброе утро, уважаемые собеседники! По поводу ухода с сайта Бориса Геллера. Я вспомнил настоящего человека и настоящего ученого Мирона Амусью, да будет благословенна его память! Мы с ним расходились во взглядах и, бывало, спорили с высоким накалом страстей, но корректность была непременным условием в наших комментариях. «Мастерская» несет существенные потери, когда с ее страниц уходят такие люди, как Мирон Амусья. Давайте же общаться так, чтобы не выталкивать интересных людей, прежде всего — именно тех, чьи взгляды не совпадают с вашими. Очень жалею, что не вижу публикаций Эдуарда Бормашенко. Он держит высокую планку в своих публикациях, до которой хочется дотянуться. Отдельное thank you веселому цинику Цви Бен Дову. Многих покусывает, но ведь получается остроумно!

    1. Мирон Амусья и корректность? Возможно, в спорах с Вами. А вот 3 примера (навскидку — есть гораздо больше) его «корректности» по отношению к оппонентам, кстати, более близким к нему идеологически, чем Вы:

      Мирон Амусья:
      03.09.2020 в 13:21
      Черноглазу — думал промолчать, но отвечу от имени иже с ними. Это вы, Мааян, и иже с вами, годами раскалываете правлый лагерь, начинаете его разрушение с клеветы и поношений в адрес его признанного более половиной евреев страны лидера. Не знаю, какое место вам за это следует надрать, но то, что подобная деятельность позорит звание узника Сиона — у менгя сомнения нет. Правый лагерь жив и будет жить, а его разрушители, сильные правой фразой, но слабые недиванным деййствиям, этому помешать не смогут, сколько б ни старались.

      Мирон Амусья:
      16.08.2021 в 12:10
      Папу-то, милейший, приличней было бы оставить в покое, и говорить от своего скромненького имени, а не из-за его великой тени. … А анализ полётов снарядов в 1996, сделанный вами или когда вы где-то вблизи делавших стояли, т.е. присутствовалие при том, как анализировали другие, сегодня абсолютно несущественен. Тоже мне, Кахалани новый выискался.

      Мирон Амусья:
      29.07.2021 в 15:10
      А потому в пустоту или в себя, а вовсе не в ХС, летят ваши, г-жа Рон, сентенции: «Харедофилус Secularis Vulgaris Ignoramus, хоть он и еврей, с детства не ходил не в синагогу, а в церковь. Вырос в культуре, отрицавшей религию, но религия, о которой он имеет хоть какое-то представление, — христианская. Поэтому он не знает (и, что хуже, знать упорно отказывается), что у евреев нет монахов. И непогрешимых понтификов тоже нет».
      Печальная, с колокольным звоном по себе, получилась у вас, Софья, статья.

    2. «Борис Геллер: 12.03.2026 в 10:29
      По поводу статьи Бориса Гулько, комментариев и состояния сайта «Мастерская»
      …На этом я прощаюсь с сайтом и с журналом. Все когда-то кончается. Не жаль.»

      Мое мнение тут как-то болезненно воспринимают. Хотя я как раз никогда никуда не уходил и публикуюсь, и иногда комментирую на этом портале, с момента его основания 25 лет назад и даже до того. (Есть тут в архивах раздел «До журнала».)

      Я еше в «юбилейной» статье от 2017 года писал, что мне кажется, при всех успехах и достижениях системных проблем две, процитирую свои слова, опубликованные на портале (надеюсь, мою критику не забанят, она ЗДЕСЬ уже опубликована 9 лет назад):

      «К двум главным, системным проблемам «Заметок» я бы отнес (1) почти полное отсутствие профессиональных историков среди авторов, (2) отсутствие интереса со стороны молодежи. Что касается первого, то журнал, позиционирующий себя как просветительский исторический журнал, все же должен стараться привлекать и давать приоритет историкам. Такие среди авторов есть, но очень мало и далеко не в каждом выпуске. А вот почему молодежи среди авторов так мало, я не знаю. Есть множество молодых людей, как начинающих студентов, так и зрелых исследователей, интересующихся еврейской историей и культурой. Они пишут разные работы.»
      https://club.berkovich-zametki.com/?p=28952#MN

      Я думаю, если бы здесь было больше активно работающий людей (историков, переводчиков, экскурсоводов по Израилю и еврейским местам диаспоры, преподавателей иврита и идиша, участников экспедиций, аспирантов, редакторов и так далее), то и тон и тематика разговоров в гостевой тоже была бы другой. При этом я не имею в виду только профессионалов, работа может быть (и чаще всего бывает) любительской.

      Мне жаль, что ушли из Гостевой люди, одно время писавшие сюда почти каждый день — Арье-Лейб Лондон (редактор и ведущий идишских программ «Голоса Израиля»), Laplandian/Йоэл (относительно молодой идишский литератор, преподаватель и переводчик), Simuliacrum (профессор чего-то биомедицинского из Нью-Йорка, большойзнаток идиша родом из Кишинева), Riftsh (профессор биоинформатики из ун-та Дж/ Мэйсона, большой знаток идиша родом из Черновцов). Они были тут активны в 2001-2010 годах. Тогда и обсуждения в Гостевой были познавательными (хотя идиш — не моя тема). Интересно, кто-нибудь кроме меня их вообще помнит?

      1. М Ноcoновский: 15.03.2026 в 17:58
        ____________________________
        А вы не забыли как Сталин ответил на претензии и жалобы члена политбюро Поликарпова (кажется) на писателей: «Других писателей у меня для вас нет».

      2. М Ноcoновский: 15.03.2026 в 17:58
        «К двум главным, системным проблемам «Заметок» я бы отнес (1) почти полное отсутствие профессиональных историков среди авторов»

        Из номера в номер в «Заметках» публикуются Павел Полян и Игорь Островский, не просто профессиональные историки, но звезды первой величины в своих областях. Это только пример навскидку. Редко какой исторический журнал может похвастаться такими авторами. Вы бы, Михаил, немного освежали свои претензии, отряхивали их от нафталина, а то выглядите смешным. Десять лет прошло, и тогда Ваши претензии были надуманными, а сейчас тем более.

  3. Simon Starobin: не согласен с Вашим мнением о Бегуне: «Не отпускали, вот и занимался еврейской культурой». После трёх отсидок и многих лет отказа он получил разрешение, но задержался на полгода, чтобы создать еврейскую библиотеку и еврейскую выставку.
    Потрясающая самоотверженность!

  4. Кстати, сегодня весьма уважаемый мной журналист Габи Вольфсон высказался по поводу петиции профессора Моше Коэн-Илия. Петиции, которую тут выложил и предложил израильтянам под ней подписаться один известный заокеанский хам. Вольфсон сказал, что он даже представить себе не мог, что уважаемый им профессор способен так унизить государство Израиль прося президента США решить наши внутренние дела.
    P.S. Я даже не говорю о том, что ни сам ПМ, ни его канцелярия ни одним словом даже не обмолвилась об этой петиции! П-о-з-о-р-и-щ-е!!!!!!

    1. Vladimir U: 14.03.2026 в 13:46
      Я даже не говорю о том, что ни сам ПМ, ни его канцелярия ни одним словом даже не обмолвилась об этой петиции! П-о-з-о-р-и-щ-е!!!!!!
      ———————————————-
      Согласен: П-о-з-о-р-и-щ-е!!!!!!
      Посмотрим, сколько наберется этих граждан, чьим «ясным общественным мандатом» пользуется правительство.
      А что касается нашего ПМ, то он как Людовик XIV: «Государство — это я». И если оскорбили не его особу, то ничего страшного не произошло, все в порядке, все в пределах нормы.

  5. Борис Геллер: 12.03.2026 в 10:29
    Идет серьезный передел мира, сфер влияния. Формирование новых союзов. Наконец-то многие вещи стали называться своими именами.
    ——————————————————
    Это верно. Путин и Трамп открыли новую эпоху колониальных войн — сначала Путин в региональном масштабе, а затем Трамп вывел этот процесс на мировой уровень.
    Вот и я попытался нащвать вещи своими именами.

  6. Одни — «культурники» — боролись за возрождение еврейских языка и культуры в СССР, другие — сионисты — за алию в Израиль. Многих, впрочем, просто манила возможность эмигрировать из социалистического рая.

    Самой героической из «культурников» была личность Иосифа Бегуна, за свою деятельность отбывшего три срока в ГУЛАГе.
    ——————————————————————————————————————
    Уважаемый Борис Францевич, здесь не совсем согласен с Вами. Познакомился с Иосифом Бегуном в 1972 году. Он уже был отказник и собирался в Израиль. Не знаю помнит он меня или нет, слишком много, наверное, было у него таких знакомых. В промежутках между отсидками я вёл с ним длительные разговоры в библиотеке Ленина. Он познакомил меня со своим учеником иврита и два года брал у него уроки. Моё мнение Иосиф был как Вы называете «культурник» временный или более правильно сказать вынужденный. Не отпускали, вот и занимался еврейской культурой.

  7. Борис Геллер: 12.03.2026 в 10:29
    По поводу статьи Бориса Гулько, комментариев и состояния сайта «Мастерская»
    _______________________________________________________________________
    Сколько раз я говорил себе: не лезь в эту помойку! Не связывайся! Разговаривать не с кем..
    ———————————————————————————————————
    Именно так думаю и я , под каждым словом Бориса Геллера подписываюсь. Уходить собирался, но не буду. Считаю что Евгений Михайлович Беркович делает огромное дело и буду помогать как могу.
    Уходить — это значит ухудшать ситуацию. Ну а белый шум всегда существует на то и нужны фильтры ( собственные).

    1. Simon Starobin: 13.03.2026 в 18:42
      Борис Геллер: 12.03.2026 в 10:29
      По поводу статьи Бориса Гулько, комментариев и состояния сайта «Мастерская»
      _______________________________________________________________________
      Сколько раз я говорил себе: не лезь в эту помойку! Не связывайся! Разговаривать не с кем..
      ———————————————————————————————————
      Именно так думаю и я , под каждым словом Бориса Геллера подписываюсь. Уходить собирался, но не буду. Считаю что Евгений Михайлович Беркович делает огромное дело и буду помогать как могу.
      Уходить — это значит ухудшать ситуацию.

      Дорогой Семен,
      прошу прощения, что из-за разных дел не смог сразу поблагодарить Вас за мудрую и взвешенную позицию. Да, я сожалею, что уважаемые мною люди время от времени уходят с поля обсуждения статей нашего Портала (некоторые не один раз!). Но что делать, жизнь течет, у кого-то начинают преобладать другие интересы, кто-то не выдерживает грубостей, которые несмотря на усилия модераторов то и дело прорываются на страницы комментариев и сообщений в Гостевой. Особенно активный в этом направлении Иосиф К-н со вчерашнего дня переведен в режим чтения до выхода апрельского номера «Семи искусств». Так же строго мы намерены и в дальнейшем реагировать на оскорбления участников и Портала в целом.

      Я хотел бы обратить внимание коллег на существенную разницу Портала как совокупности четырех самостоятельных изданий и информационной структуры вокруг него, призванной дать возможность выразить читателю свое мнение. Я лично отвечаю за качество изданий, и судя по отзывам, которые я получаю и которые из скромности не буду здесь повторять, издания пользуются заслуженным авторитетом. Публикация в них — это честь, которой добиваются многие. За все ошибки и неточности в журналах несу ответственность только я — их главный редактор. Ни одна строчка в публикациях Портала не появляется без моего одобрения. Другое дело — Гостевая, блоги и комментарии. Их пишете вы, участники дискуссий и авторы Портала. Грязь в них — это ваша грязь. Противоречивые мнения, так раздражающие чувствительных авторов, это ваши мнения. Портал не имеет никакой партийной принадлежности, мы даем высказаться всем, кто способен вести беседу культурно. И если, например, мнения одних израильтян не нравятся другим израильтянам, то виноват в этом не Портал, мы только зеркало, отражающее противоречия жизни. Винить и оскорблять за это наши издания, все равно что оскорблять главного режиссера театра за грязь на улице, ведущей к сцене. Режиссер отвечает за качество спектаклей, а мусорят на улице те самые зрители, которые стремятся в театр.

      И все же я смотрю на наши издания с оптимизмом: к нам идут великолепные новые авторы, верность Порталу сохраняют и многие ветераны, которые сотрудничают с нами с первых номеров журналов, портфели наших изданий заполнены на несколько месяцев вперед и новые номера, я уверен, вас не разочаруют. Остается только сдерживать свои эмоции во время споров и диспутов, помнить, что мы на общественной площадке и за ником всё равно не спрячешься. А чтобы память была крепче, я попрошу модераторов следить за тоном дискуссии строже и безжалостно пресекать грубость и оскорбления.

      Дорогой Семен, возвращаюсь к Вашему сообщению и хочу еще раз сказать — наш Портал потому и существует уже больше четверти века, что у него есть такие друзья и помощники, как Вы.

  8. Борис Геллер: 12.03.2026 в 10:29
    По поводу статьи Бориса Гулько, комментариев и состояния сайта «Мастерская»
    …На этом я прощаюсь с сайтом и с журналом. Все когда-то кончается. Не жаль.
    =================================================================
    Борис, не сдавайтесь, пожалуйста, держите удар. Время от времени проговаривайте про себя знаменитое некрасовское:
    Его преследуют хулы:
    Он ловит звуки одобренья
    Не в сладком ропоте хвалы,
    А в диких криках озлобленья.
    И я не всякий раз согласен с вами, но вы ближе других к моему пониманию объективного комментатора. Даже если и чувствуется политическая предустановка, то у вас она вторична по отношению к фактам.

    1. Барух Герман: 13.03.2026 в 09:00
      Борис, не сдавайтесь, пожалуйста, держите удар.
      ————————————-
      Уважаемый Барух, позвольте спросить-о каком ударе вы говорите? Если я не ошибаюсь Борис Геллер никогда не высказывал собственного мнения по поводу НАПИСАННЫХ НЕ ИМ СТАТЕЙ и не участвовал в их обсуждении. Так что я полностью согласен с репликой Цви: «Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны» — очередной израильский пенсионер, который считает себя экспертом в некоторых вопросах, решил отдохнуть. Ну и удачи ему и не кашлять🙂

      1. Уважаемый Владимир, Борис Геллер не совсем рядовой пенсионер. Он эксперт — криминалист с приличным стажем работы в израильской спецслужбе. У него, видимо, завышенные требования к этике комментариев и это его обижает. Когда я посоветовал ему «держать удар», я имел в виду, что общение в соцсетях и на сайтах мало похоже на фехтование благородных мушкетеров, а ближе к боям без правил. Надо терпеть.

        1. Барух Герман: 14.03.2026 в 19:02
          ———————
          Уважаемый Барух, я прекрасно знаю что БГ не совсем рядовой пенсионер — о том, что он является экспертом в ряде вопросов, о своей исключительной информированности по сравнению с участвующих в обсуждении его статей читателями и о своих заслугах он упоминал во многих своих статьях. Я так же заметил, что его не устраивает как уровень авторов «Мастерской» (этому посвящена даже отдельная статья БГ), так и участников обсуждения. При всем этом я не заметил «ударов» по автору, которые бы наносили читатели и держать которые вы БГ призвали. А о том, что он намерен покинуть Портал БГ начал говорить ещё в 2023 году. Лично мне статьи БГ были интересны поскольку в большинстве из них он поднимал важные для Израиля темы. Иногда я в обсуждении статей БГ участвовал, иногда нет, в чем-то с автором соглашался, в чем-то не соглашался. Но замечу, что ни в одной из статей автор не выглядел благородным мушкетером ни в отношении тех, о ком пишет, ни в отношении людей, которые высказывали собственное мнение в комментариях (пылью он их называл). Так что я останусь при своем мнении: «Ушел? Ну и удачи ему и не кашлять»

  9. Борис Геллер: 12.03.2026 в 10:29
    На этом я прощаюсь с сайтом и с журналом. Все когда-то кончается. Не жаль.
    ********************************
    Очень жаль. Уход умного, эрудированного, интересного автора обеднит жизнь портала.
    Надежда на оставшихся и приход новых имён.

  10. Michael Polyak: Вы пишете: «Трамп действительно «убоище», если верить всему, что он говорит». Не могли бы разъяснить, что вам не нравится в позиции Трампа? Мне представляется, что он говорит дело, и делает разумные вещи — в рамках своих возможностей.

  11. По поводу статьи Бориса Гулько, комментариев и состояния сайта «Мастерская»
    _______________________________________________________________________
    Сколько раз я говорил себе: не лезь в эту помойку! Не связывайся! Разговаривать не с кем. Но на этот раз не удержался. Я могу вообразить какой вой поднимется в комментариях по поводу моей заметки. Особо активные могут не стараться, — читать не буду.

    Итак, Борис Гулько написал прекрасную статью. Я бы с удовольствием подписался под каждым тезисом, может быть с некоторыми оговорками. Но и суть, и стиль отличные. Браво!

    Читаешь комментарии, и диву даешься. Могу представить себе, что пятерка завзятых рецензентов встает утром, — и к компьютеру. Кого бы сегодня облить грязью?! Это — смысл их жизни. Отстрелялся с утра, и ты, вроде, не жалкий пенсионер, а значимая фигура, литературный критик, политический эксперт.
    Он нам статью, а мы ему глупый стишок. Он что-то создал — а я его и матом бы покрыл. Жаль, что модератор не пропустит. Уж я бы постарался.

    Посмотрите, во что превратился сайт. Одни и те же люди по кругу пишут примерно одно и то же. Для некоторых сайт стал вотчиной. Если раз в неделю не появился очередной бред — гевалт! И комментарии: «Спасибо автору за глубокий, философский рассказ» А автор и рад, шлет их один за другим. Ведь печатают.

    Все так называемые «дискуссии» сходу сворачивают резко в сторону от сути, превращаясь в «перепих» постоянных участников междусобойчика. Имена называть не буду, сами их знаете.

    А теперь по поводу сути статьи Бориса Гулько.

    С дивана, конечно, не видно, но мы переживаем исторические времена. События, которые происходят на наших глазах, просто невероятны. И не имеет смысла чернить Нетаньяху и Трампа. Да, они мне, как личности, не всегда симпатичны. Да, Нетаньяху должен окончить политическую карьеру, ибо, как «капитан» несет ответственность за все, что произошло на корабле. Для Трампа это так или иначе последняя каденция. А жаль.

    Пару лет тому назад я присутствовал на ежегодной закрытой лекции по вопросам военных технологий. Большие знатоки (без иронии!) говорили о том, что Израиль не может бомбить Иран, — потеряет весь воздушный флот за один полет. Русские С-300 нам не переплюнуть! Ну, и где русские и их ПРО!? Где Иран? Ни ВВС, ни ВМФ.

    У Нетаньяху, как и у Трампа есть видение ситуации, опыт и нюх. Этого не отнять. Лидеры Европы, НАТО и иже с ними сдулись в один момент до размеров детского шарика. Песочница для пигмеев. Идет серьезный передел мира, сфер влияния. Формирование новых союзов. Наконец-то многие вещи стали называться своими именами. Вот так.

    На этом я прощаюсь с сайтом и с журналом. Все когда-то кончается. Не жаль.

    1. «На этом я прощаюсь с сайтом и с журналом. Все когда-то кончается. Не жаль.»
      ____________________

      https://www.youtube.com/watch?v=nhllZWfnXKQ
      Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны — Обыкновенное чудо

      Но вы, конечно, не прочитаете. Жаль 😉

  12. Вообще — написано хорошо, а то, что это «альтернативная история» — для нас не так и важно, как «очевидцев»
    А представьте, что лет этак через сто в компьютрных архивах кто-то (вроде любца Истории Сэма) это прочтёт — ведь наверняка будет уверен, что это и есть настоящая История, изложенная в историческом докУменте.
    И будет так же спорить «за науку Историю» с каким-нибудь циником-скептиком Цви 😉

    1. Григорий, учёный-историк тем и отличается от любителя истории, типа меня или Гроссмейстера тем, что понимает, какой материал — документ, письмо, мемуары, интервью, он читает.
      Именно поэтому я, «любец Истории Сэм», всегда в своих статьях даю ссылку на источник информации, чтобы читатель сам мог сделать вывод, верить ей, или нет.
      К сожалению Гроссмейстер этого не делает.
      Никогда

      1. Сэм, не относитесь к «себе любимому» слишком серьёзно — в коз… э… Б.Геллера или М.Тартаковского превратитесь 😉

        1. Я, Григорий, не к себе серьёзно отношусь, а к Науке (из раздела гуманитарных) по названию История.
          Что же касается Бориса Геллера, то мне жаль, что он решил уйти, как жаль, что ушли Юдович, Янкелевич, Рабинович, Бормашенко.

  13. «Биби блестяще провёл свою страну через 2 с половиной года войн, иногда одновременно на семи фронтах, с семью противниками разом.»
    ***
    Блестяще?! Непонятно что вы имеете в виду. Если то, о чем бравурно сообщалось на протяжении этих двух с половиной лет («Иран повержен», «Ядерный потенциал отброшен на десятилетия назад», «Смертельный удар по оси зла», “Хезболла поставлена на колени”, “Мы в шаге от полного разгрома Хамаса”, “Хамас будет разоружен, Газа превратится в ривьеру”, “Аннексия, трансфер, новые поселения в Газе!”, … и тд. и тп. в том же духе), то это “блестяще” будет длится ещё долгие, долгие годы. Особенно в свете острой нехватки личного состава в Цахале и освобождения десятков тысяч молодых бездельников-уклонистов от службы в ненавистной им и их лидерам армии.

    P.S. Вчера “поставленая на колени Хезболла” обьявила о начале операции против Израиля, согласовала свои действия с иранскими аятолами и выпустила свыше 100 ракет и кадбамов по всему северу Израиля. Включая Крайот, Хайфу и пригороды.

      1. «А что это такое «кадбам», знаток Вы наш?»
        ___________________

        Тут главное — это «бам» после падения, а кад — это горшок, заполненный взрывчатым веществом, производящим этот самый «бам» 😉

  14. Мне очень интересно обсуждать самые важные проблемы, которые на данном этапе решают (или не решают, создают и т.д) Биби и Трамп.
    Особенно в сравнении с действиями их предшественников и планами оппозиции.

    А обсуждать их личности мне мало интересно.
    Sorry.

  15. Очень актуальная заметка, с очень правильно расставленными акцентами. Недаром она вызвала такую негативную реакцию наших «Израильских совков», оккупировавших это уникальный, можно сказать, сайт. Что также весьма характерно, они почти никак не отреагировали на свежую статью о российском антисемитизме или в лучшем случае отметили, что он их не интересует. Похоже, что всё, что там творилось и творится, до сих близко их сов. сердцам и поэтому обычно о всем этом, даже об антисемитизме они молчок, зато о действующем президенте США, других эпитетов кроме как «убоище» у них не находится.

  16. В ответ Владимиру, Цви и Сэму. Трамп действительно «убоище», если верить всему, что он говорит. Но давно уже ясно, что надо смотреть на то, что он делает, а не на то, что он говорит…

    1. Michael Polyak: 11.03.2026 в 22:36
      В ответ Владимиру, Цви и Сэму. Трамп действительно «убоище»…
      ———————
      Михаил, о Трампе я даже полслова не сказал. Но если вы полагаете, что «надо смотреть на то, что он делает, а не на то, что он говорит», то рекомендую вам посмотреть хотя бы на то, что сделал или делает Трамп для остановки войны России и Украины…

      1. Michael Polyak: 11.03.2026 в 22:36
        Трамп действительно «убоище»…
        ———————
        И уж если речь зашла о Трампе, то посмотрите как это «убоище» высказалось сегодня в адрес нашего президента («Герцог – жалкий слабак»: Трамп жестко раскритиковал президента Израиля, https://www.9tv.co.il/item/210643 ). Я считаю, что если бы наш нынешний ПМ был «уникальным лидером», то он бы не промолчал и поставил это «убоище» на место. Но ведь промолчит, сделает вид, что эти слова Трампа государство Израиль не оскорбляют…

        1. Граждане Израиля могут подписать петицию профессора Моше Коэн-Илия в которой он просит президента Трампа ввести персональные санкции против лидеров израильской юристократии:

          https://www.drove.com/campaign/699c29b69b87d097282eb8f4
          (текст на иврите, а потом тот же текст по-английски)

          Перевод петиции на русский (автор перевода: Александр Непомнящий):
          ==================================

          Президенту Соединённых Штатов Америки, Дональду Дж. Трампу,

          Мы, тысячи граждан Израиля, подписавшиеся здесь, обращаемся к Вам и призываем к введению санкций против юридической советницы правительства Израиля, Гали Бахарав-Миары, и против председателя Верховного суда Израиля, Ицхака Амита — с целью помочь спасти израильскую демократию от того, что мы рассматриваем как институциональный бунт против суверенитета народа.

          Как Вам известно, премьер-министр Израиля подвергается преследованию со стороны государственной прокуратуры в деле, которое многие считают политически мотивированным и лишённым прочного юридического основания, что стало очевидным по ходу судебного процесса. Сами судьи предложили прокуратуре снять обвинение во взяточничестве, в то время как остальные обвинения в основном касаются утверждений о сигарах и шампанском, якобы полученных от друзей в ограниченных количествах.
          Как человек, который сам испытал политическое преследование со стороны правовой системы, оказавшейся под контролем политических соперников — и который осведомлён о подобном использовании прокурорской власти в Бразилии против бывшего президента Жаира Болсонару и во Франции против Марин Ле Пен — Вы понимаете, что одним из эффективных способов ограничить злоупотребление прокурорской властью являются целевые санкции.

          Верховный суд Израиля присвоил себе полномочие отменять конституционные поправки без явного конституционного разрешения. Он широко вмешивается в публичные назначения на основании того, что называет доктриной «разумности». В то же время юридическая советница правительства, Бахарав-Миара, по мнению многих, занимается политически мотивированными действиями против правого руководства. На протяжении нескольких лет правоохранительные органы также применяли инвазивные инструменты слежки, которые в некоторых случаях, как сообщалось, использовались в делах, связанных с премьер-министром. Когда была создана правительственная комиссия расследования для изучения этого дела, действия юридического советника правительства и суда фактически привели к отставке уважаемых членов комиссии.

          Мы полностью осознаём, что наша просьба как граждан государства Израиль является необычной и может восприниматься как затрагивающая вопросы суверенитета. Однако многие израильтяне считают, что демократический суверенитет был значительно подорван. Правительство, пользующееся ясным общественным мандатом, испытывает трудности в функционировании перед лицом того, что многие считают самым активистским высшим судом в демократическом мире — судом, который глубоко вмешивается в вопросы безопасности, политики и назначений.

          Израиль распадается, и израильское «глубинное государство» действует таким образом, который подрывает американские интересы. Оно ослабляет центрального союзника Соединённых Штатов на Ближнем Востоке и препятствует критически важному сотрудничеству между премьер-министром Израиля и Вами в продвижении общих целей наших двух свободных народов.

          Соответственно, мы призываем Вас ввести санкции против Гали Бахарав-Миары и Ицхака Амита, аналогичные мерам, ранее направленным против судей Международный уголовный суд в Гаага и его главного прокурора Карима Ахмад Хана.

          Мы полагаем, что такой шаг внесёт значительный вклад в укрепление израильской демократии.
          Благодарим Вас за внимание и за Ваше продолжающееся лидерство в поддержке свободного мира и народа Израиля.

          С уважением,
          Граждане Израиля.

    2. Michael Polyak
      — 2026-03-11 23:54:13(958)

      В ответ Владимиру, Цви и Сэму. Трамп действительно «убоище», если верить всему, что он говорит. Но давно уже ясно, что надо смотреть на то, что он делает, а не на то, что он говорит…
      ==========================
      Ясно ли? Мне уже довелось ответить на этот расхожее мнение (см. Борис Дынин — не просто философское поучение — 2026-03-01 20:55:51(215): «Рутинное повторение мантры: «Дела важнее слов», скрывает отказ от того, чтобы держать политика ответственным за слова, которые формируют общественное настроение, ожидания, создают атмосферу, в которой все оказывается возможным, всякое предательство, любую коррупцию доверия и ответственности, оправдание безответственности.» И далее)

      А теперь приведу пару исторических примеров, надеюсь, не безразличных коллегам.
      1) Адольф Гитлер (Германия, 1930 е).
      Слова – известны, а дела:
      резкое снижение безработицы; масштабные инфраструктурные проекты; восстановление промышленности; внешнеполитические «успехи» без войны (возвращение Рейнской области, аншлюс Австрии). И многие говорили, вспоминая Веймарскую республику, «Смотрите на дела — он поднимает страну».
      Надо ли напоминать коллегам , как дела стали реализацией слов? Чем оказалась нацистская Германия и ее конец?

      2) Иосиф Сталин (СССР, 1930 е)
      Слова — известны, а дела: индустриализация; рост производства; распространение образования, экономический рывок. И многие говорили , вспоминая царскую Россию, «Смотрите на дела — он модернизирует страну». Надо ли напоминать коллегам , как дела стали реализацией слов? Чем оказалась советская Россия и ее конец?

      Я не сравниваю Трампа (в связи с которым возник разговор о словах и делах) с ними, но не стоит повторять заезженные банальности, не вдаваясь в реалии, слишком часто не соответствующее интенции тех, кто повторяет банальности, якобы давно уже ясные.

      1. Борис Дынин: 12.03.2026 в 01:26
        ———————-
        Уважаемый Борис, нисколько не спорю с написанным вами. Однако мне кажется, что отвечая М.Поляку вы ошибаетесь — для тех, кто считает Трампа «убоищем» выражение «Дела важнее слов» ни сколько не влияют на их отношения к нынешнему президенту США. Вероятно более важным для считающих Трампа «убоищем» является весьма частое несоответствие его слов и дел. В итоге, если рассматривать всю совокупность последствий, к которым приводят дела Трампа, совершаемые им с благими намерениями, то приведенные вами исторические результаты таки могут являться основанием для сравнения, которое вы не делаете… Впрочем возможно я вас неправильно понял и поэтому на своей правоте не настаиваю.

      2. Борис Дынин: 12.03.2026 в 01:26
        Рутинное повторение мантры: «Дела важнее слов», скрывает отказ от того, чтобы держать политика ответственным за слова, которые формируют общественное настроение, ожидания, создают атмосферу, в которой все оказывается возможным, всякое предательство, любую коррупцию доверия и ответственности, оправдание безответственности.
        ————————————
        Есть и непосредственные результаты несответствия дел словам: бизнесмен, не выполняющий обещаний, становится недоговороспособным, то же справедливо и для государственного деятеля; государственный деятель, не выполняющий обещаний, теряет доверие партнеров и союзников (что мы видим сейчас на примере отношений стран Персидского залива и США) и уже трудно будет привлечь их к совместным действиям.

    3. Michael Polyak — 2026-03-11 23:54:13(958)
      ========
      То, что Трамп говорит — это тоже очень важно: с помощью тролления и других паскудных речей Трамп объясняет обнаглевшим и полным гордыни или ненависти 1) бывшим союзникам Америки и 2) сторонникам власти добренькой бюрократии внутри Америки, что невозможно продолжать так, как было раньше.

      Это очень неприятный, но наиболее гуманный и эффективный способ хотя бы частично спасти НАТО и уменьшить шанс гражданской войны внутри Америки.

  17. Cогласен, другого слова, как начинающего на М у меня нет.
    Кстати, не Байден приказал нашим самолётам вернуться .

  18. Б.Гулько: «После выборов декабря 2022 года Израиль имеет уникального лидера»
    На самом деле Израиль почти непрерывно имеет этого уникального лидера с 2009. А этот уникальный лидер имеет Израиль. Во любом случае все израильтяне знают, что именно этот уникальный лидер вскормил и выпестовал ХАМАС…
    P.S. Поражаюсь насколько надо ненавидеть Джо Байдена, чтобы написать столько чуши и откровенной лжи о его действиях после 7.10.23

  19. «Но люто ненавидимого левой элитой, готовой пожертвовать всем, только чтобы сместить этого Биби Нетаньяху с его поста.»
    ________________

    «Лютости» явно не хватает — иначе бы уже давно сместили. Левым бы такого, как Левин — и Биби стал бы нашим тёмным прошлым, а не продолжал бы быть настоящим.
    Но польза от Биби, разумеется, есть — у него прекрасные отношения с убоищем, ставшим американским президентом, а это «дорогого стоит»
    Трамп, хоть и убоище, но пока(?) весьма полезен Израилю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.