Гарик Мазор: Четвертая Ливанская

Loading

И если исчезнет «Хизбалла», на её место придут другие: радикальные суннитские группировки, международные джихадистские сети, экстремистские силы, связанные с региональными игроками, включая Турцию и Катар. И тогда Израиль столкнётся не с одним противником, а с множеством — менее предсказуемых и куда более опасных. На этом фоне становится понятной политическая стратегия Израиля.

Гарик Мазор

ЧЕТВЕРТАЯ ЛИВАНСКАЯ

Гарик Мазор«Сторожевой пёс Израиля» — именно так называют террористические бандформирования «Хизбаллы» в Ливане не только головорезы Аль-Каида, Исламское государство, ХАМАС, «Братьев-мусульман», но и радикально настроенные арабские СМИ внутри суннитских стран.

Попробуем разобраться.

Тот факт, что нынешняя — ни много ни мало уже четвёртая по счёту — война Израиля в Ливане далеко не последняя, ни у кого из израильтян не вызывает ни малейших сомнений. Как и не вызывает сомнения, что война эта, как и все предыдущие военные столкновения с «Хизбаллой», будет приостановлена неким соглашением, о подготовке которого уже официально заявляют в Иерусалиме и Вашингтоне.

Так что же происходит все эти долгие десятилетия: Израиль не может уничтожить «Хизбаллу» или, может быть, не хочет?

Это звучит парадоксально — особенно для страны, обладающей одной из самых сильных армий в мире, имеющей самые современные и передовые технологии. Армией, чьи ВВС смогли создать над всем небом Ближнего Востока своё абсолютное превосходство.

Однако если отойти от эмоций и посмотреть на сорокалетнюю историю израильско-ливанских войн, становится очевидно: речь идёт не о неспособности, а о выборе.

Следует чётко различать: Израиль ведёт столь длительную войну не с Ливаном как государством, не с его правительством и не с ливанской армией. Уже более двадцати лет Израиль находится в состоянии постоянного конфликта с шиитской террористической военизированной организацией «Хизбалла», полностью вооружаемой и финансируемой Ираном.

В 1982 году Израиль начал Первую Ливанскую войну — операцию «Мир Галилее». Эта война стала ответом на непрекращающиеся атаки вооружённых банд «Организации освобождения Палестины» во главе с Ясиром Арафатом, окопавшихся в Ливане после событий Чёрного сентября 1970 года, когда боевики Арафата предприняли попытку свержения короля Хусейна ибн Талала и захвата власти в Иордании. После жёсткого и кровавого подавления попытки переворота иорданскими властями Арафат со своими боевиками к 1971 году был полностью изгнан с территории Хашемитского королевства. Они нашли новое прибежище в Ливане, где на юге страны создали террористическое «государство в государстве» — так называемый «Фатхленд», откуда дестабилизировали Ливан и организовывали террористические нападения против Израиля.

В войне 1982 года Израиль потерял более 650 погибших солдат, тысячи погибших были и с ливанской стороны.

Тогда было принято решение: Израиль останавливает военные действия против ООП, а лидеры террористов во главе с Арафатом будут депортированы из Ливана в Тунис.

Именно тогда, в 1982 году, вместо террористов ООП юг Ливана заняли шиитские боевики «Хизбаллы».

Следующая война уже с «Хизбаллой» началась в 1985 году и длилась эта война пятнадцать лет — до 2000 года. Израиль оказался втянут в Южном Ливане в войну на истощение.

В итоге Израиль в 2000 году вышел со всей территории Южного Ливана, включая приграничную буферную зону безопасности.

В 2006 году — Вторая Ливанская война.

121 погибший военнослужащий Израиля, 44 погибших мирных жителя, более 4000 ракет, выпущенных по Израилю.

В Ливане — свыше тысячи погибших, разрушенная инфраструктура.

Результат — соглашение о прекращении огня, продвигаемое администрацией Джорджа Буша-младшего и тогдашним госсекретарём Кондолизой Райс. Соглашение было оформлено под эгидой ООН. «Хизбалла» осталась «при своих», а Израиль — с тяжёлым чувством неудовлетворённости.

С 2006 года начался затянувшийся на 20 лет период перманентной эскалации: бесконечные ракетные удары, ликвидации, ответные израильские атаки.

Итог всей этой статистики предельно прост: ни одна война не решила проблему. Ни одна.

И здесь возникает главный вопрос: неужели Армия обороны Израиля не способна довести дело до конца?

Ответ неудобный, но правдивый.

Армия, безусловно, способна раз и навсегда сломать шею «Хизбалле». Но армия не принимает таких решений. Это зона ответственности политиков.

Парадоксально, но в том, что в арабском мире «Хизбаллу» нередко называют «сторожевым псом Израиля», есть своя холодная логика, как бы цинично это ни звучало.

Пока «Хизбалла» контролирует юг Ливана, она блокирует на границе с Израилем появление куда более хаотичных и не менее опасных сил: «Исламского государства», «Братьев-мусульман» и их прокси, включая ХАМАС.

Военная монополия «Хизбаллы» в Ливане — это одновременно и угроза, и барьер.

Теперь представим, что Израиль действительно уничтожает «Хизбаллу». Полностью. Без остатка.

История Ливана даёт однозначный ответ, что будет дальше.

После ухода из Ливана ООП в 1980-х возникла «Хизбалла».

После каждого ослабления власти в Ливане появлялись новые центры силы.

Ливан представляет собой настолько пёстрое и многополярное в конфессиональном и этническом смысле государственное образование, что пустоты там не может быть по определению.

И если исчезнет «Хизбалла», на её место придут другие: радикальные суннитские группировки, международные джихадистские сети, экстремистские силы, связанные с региональными игроками, включая Турцию и Катар.

И тогда Израиль столкнётся не с одним противником, а с множеством — менее предсказуемых и куда более опасных.

На этом фоне становится понятной политическая стратегия Израиля.

Это не стратегия победы.

Это стратегия управляемого контроля.

Такая же стратегия управляемого контроля выстраивается сейчас США и Израилем в отношении Ирана.

Израиль методично и последовательно снижает потенциал «Хизбаллы»: уничтожает склады, ликвидирует командиров, разрушает инфраструктуру.

Но не разрушает систему полностью.

Это и есть политика управляемого напряжения.

Но здесь возникает самый опасный вопрос.

Ведь такая стратегия уже применялась.

В секторе Газа — по отношению к ХАМАС.

Результат известен.

И именно поэтому сегодня вопрос звучит иначе:

не является ли «управляемое напряжение» не решением, а отложенной катастрофой?

А если это так, тогда какое может быть настоящее решение ливанской проблемы?

Решение может быть только одно: Израиль при посредничестве США и других влиятельных стран налаживает полную нормализацию отношений с ливанским правительством; Ливан присоединяется к Авраамическим соглашениям, на территории Ливана размещаются военные базы США. В то же время арабские страны Залива инвестируют в Ливан миллиарды долларов в развитие и строительство.

Однако это всего лишь гипотетический сценарий.

Пока же реальность остаётся прежней.

Жители севера Израиля продолжают жить под вой сирен.

Города, посёлки и кибуцы — под постоянной угрозой ракет.

Солдаты Израиля продолжают воевать — и погибать — в Ливане.

А «Хизбалла» продолжает существовать.

Не потому, что её нельзя уничтожить.

А потому, что мир, который наступит после её уничтожения, может оказаться ещё более опасным.

И, возможно, главный парадокс всей этой истории заключается в том, что чем сильнее становится Израиль в военном отношении, тем более ограниченными оказываются возможности его окончательной победы.

Потому что в современном мире сила больше не гарантирует развязки — она лишь позволяет удерживать хрупкий баланс, за пределами которого начинается хаос, последствия которого могут оказаться куда страшнее самой затяжной войны.

24 комментария для “Гарик Мазор: Четвертая Ливанская

  1. «
    … Ливан присоединяется к Авраамическим соглашениям, на территории Ливана размещаются военные базы США. …
    »
    ======Ув господа пользователи,
    Когда месяц+ назад началась иранская компания
    Пентагон получил на неё 200 миллиардов долларов денег налогоплательщиков.
    Вчера аналитики подведя итоги отметили что обойдётся она в триллион
    долларов, это около ШЕСТИ годовых бюджетов государства Израиль
    на всё про всё.
    ——
    Здесь на сайте считают что у Трампа тумбочка, где эти деньги лежат?
    Когда я сказал одному из пользователей это, он предложил мне
    30 серебренников в обмен на ТРИЛЛИОН долларов американских
    тружеников.
    ––––
    Часы идут, и Федеральное правительство Трампа
    вскоре окажется в долгу на 40 ТРИЛЛИОНОВ долларов,
    Китайский Юань утопит доллар, а банкрот Трамп вылетит из кресла
    как пробка из шампанского
    –––––
    =====Вопрос к вам господа:
    Израиль готов своими деньгами оплатить эти базы,
    для своей безопасности?
    Заложите эти деньги в бюджет, и тогда нет проблем.

    1. «Часы идут, и Федеральное правительство Трампа
      вскоре окажется в долгу на 40 ТРИЛЛИОНОВ долларов…»
      ___________________

      Что меня интересует меньше всего — так это американский долг.
      А войнушку не ради Израиля Трамп затеял, а ради США.
      Тут такое дело:
      1. Маленькй долг — маленькие войнушки
      2. Большой долг — большие. Вплоть до Мировой.
      Не разочаровал Рыжий, хоть и превратил Израиль в свой личный орден ассасинв. Израиль, кстати, не очень-то упирался — на какая-то там Европа 😉

    2. Kramm: … Вопрос к вам господа:
      Израиль готов своими деньгами оплатить эти базы,
      для своей безопасности?
      ========
      Израиль этого НЕ требует. От самых левых и до самых правых партий в Израиле — никто это НЕ требует.
      Даже автор этой статьи (а это его идея) этого не требует.

      А теперь мой вопрос к вам:
      Готовы ли вы прекратить воровать продукты в Волмарте?

    3. Kramm: 15.04.2026 в 04:50
      Вопрос к вам господа:
      Израиль готов своими деньгами оплатить эти базы,
      для своей безопасности?
      ————————
      Парочка простых встречных вопросов к вам, г-н Крамм: » А разве хоть одна из почти 80 стран, в которых имеются американские военные базы, оплачивает их содержание своими деньгами??? И разве США создала эти базы не в собственных интересах, а исключительно для обеспечения безопасности стран, на территории которых они расположены????»»

      1. «
        Парочка простых встречных вопросов к вам, г-н Крамм.
        »
        Всётаки для приличия сначала надо ответить
        на поставленый вопрос, а потом ставить сколько
        своей душе угодно своих.

        1. KRAMM: 18.04.2026 в 07:06
          Всё-таки для приличия сначала надо ответить на поставленный вопрос, а потом ставить сколько
          своей душе угодно своих.
          ———————————-
          Совершенно не обязательно! Ещё Сократ получив в ходе диалога вопрос от собеседника задавал тому наводящие вопросы вместо того чтобы что-то утверждать. Собеседник же, отвечая на них, «рождал истину» – формулировал ранее неизвестные ему утверждения. Таким образом отвечая вопросом на вопрос Сократ побуждал собеседника к размышлению и к уточнению смысла сказанного…
          В нашем случае мои встречные вопросы должны были подтолкнуть вас к пониманию того, что задавать ваш вопрос «Израиль готов своими деньгами оплатить эти базы для своей безопасности?» не имело смысла, мягко говоря😉.

            1. «Не по чину берёте.»
              _______________

              ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ- басня
              С.Михалков

              «Я лягу на полок, а ты потри мне спину, —
              Кряхтя, сказал толстяк худому гражданину. —
              Да хорошенько веничком попарь.
              Вот так-то я, глядишь, чуток и в весе скину.
              Ты только, братец, не ошпарь!»
              Трет Тонкий Толстого. Одно пыхтит лежачий:
              «Еще разок пройдись!.. Еще наддай!..
              А ну еще разок! Смелей — я не заплачу!
              А ну еще разок!..» — «Готово, друг! Вставай!
              Теперь я для себя парку подкину.
              Мочалку мылить твой черед!» —
              «Нет, братец, уж уволь! Тереть чужую спину
              Мне не положено по чину.
              Кто трет другим, тот сам себе потрет!»

              Смеялся от души народ,
              Смотря в предбаннике, как Тонкий одевался
              И как в сторонке Толстый волновался:
              Он чином ниже «оказался!

              https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/001/369/003.htm#:~:text=%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D1%87%D1%83%D0%B6%D1%83%D1%8E%20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D1%83%20%D0%9C%D0%BD%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5,%2C%20%D1%82%D0%BE%D1%82%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82!%22

  2. Давид Гендельман, 5 апреля 2026:
    «… Главная часть оружия это голова его владельца, а у нас голова несколько десятилетий была такая, что у нас сейчас танков в три раза меньше, чем в 1982, и марш-марш на Бейрут нам сейчас устраивать нечем. И даже если завтра все головы поменять на правильные, танки от этого завтра не появятся, это дело долгое. Поэтому сейчас против Хизбаллы у армии оперативная задача это максимальное ослабление, а полное искоренение это когда-нибудь потом …«.

    Но это только оперативная задача.

    Стратегическая военно-политическая задача правительства Нетаниягу (не ЦАХАЛа, а именно правительства) это в каждой войне делать джихадистам новую «Накбу»: изгнание и потеря земли.

    Это путь к моральному (а потом — политическому и военному) уничтожению не только Хизбаллы, но и самой идеи войны джихада против Израиля.

    В Ливане это значит навсегда захватить часть Южного Ливана и навсегда изгнать оттуда гражданское население врага — чтобы НЕ было бы «болота» партизанский войны против Израиля, как было в 1985~2000.

    Именно это правительство Нетаниягу сейчас и делает.

    1. Benny B: 12.04.2026 в 17:23
      ===========================================================
      Убедительно. Если только не спасуем перед внешним давлением.

      1. Барух Герман:

        Убедительно. Если только не спасуем перед внешним давлением.
        ======
        Очень важно понимать настоящую причину стратегических уступок Израиля: «внешнее давление заставило» или «добровольное решение ПМ Израиля».

        Например, в ноябре 2024-го ПМ Нетаниягу добровольно согласился отступить из Южного Ливана в обмен на пустые обещания «разоружения Хизбаллы».
        Наверное ради целей войны с Ираном.

        Вообще, если «внешнее давление заставило» то долг ПМ Израиля максимально публично заявить «из нас делают новую Чехословакию». В конце 2001-го ПМ Ариэль Шарон публично заявил такое про Америку — и её внешнее давление было преодолено.

  3. «Управляемый контроль» говорите? Вам кто-то выдал гарантийный талон на право быть управляющими? Вы уверены, что вы единственные, кто рвется «контрольно поуправлять» планетой? Вынужден вас огорчить: кодла антиконтролеров уже сложилась. Как вам Китай, Россия, Иран, Северная Корея в одной упряжке? Поищите другие рецепты выживания.

  4. Vladimir U: 11.04.2026 в 19:45
    Замечательный вариант!!! Я на него полностью согласен. Осталось уговорить Трампа, Ливан и арабские страны
    —————
    P.S. Tолько когда будем Трампа уговаривать важно не напоминать о взрыве в Бейруте в октябре 1983 здания штаба морской пехоты США… Это я к тому, что опасения автора по поводу того, что вместо Хезболлы могут прийти радикальные суннитские группировки, международные джихадистские сети, экстремистские силы, связанные с региональными игроками, включая Турцию и Катар возможно таки имеют основания…

    1. «Без звериной серьёзности»
      Лично я за подход «Сам себе политолог» с очётом того, что «Миром правят не политичские деятели, а диагнзы (этих самых политических деятелей)» — навеяно А.Невзоровым

  5. Таже «логика» как и предыдущей статье. Победить недопустимо ибо будет еще хуже. А может стоить попробовать хоть один раз?

    1. oleg balagula: 11.04.2026 в 20:19
      Та же «логика» как и предыдущей статье. Победить недопустимо ибо будет еще хуже. А может стоить попробовать хоть один раз?
      ——————-
      Может для начала потренироваться побеждать на ХАМАС ???

  6. Не могли бы Вы, уважаемый автор, написать поподробнее про» бесконечные ракетные удары» после окончания Второй Ливанской войны 2006 года?
    Я их не ощущал.

  7. «Решение может быть только одно: Израиль при посредничестве США и других влиятельных стран налаживает полную нормализацию отношений с ливанским правительством; Ливан присоединяется к Авраамическим соглашениям, на территории Ливана размещаются военные базы США. В то же время арабские страны Залива инвестируют в Ливан миллиарды долларов в развитие и строительство.»
    Замечательный вариант!!! Я на него полностью согласен. Осталось уговорить Трампа, Ливан и арабские страны. Ну и нашего вождя Биби, естественно..

    1. Vladimir U: 11.04.2026 в 19:45
      Осталось уговорить Трампа, Ливан и арабские страны.
      —————————————-
      И автор не объяснил, почему на территории Ливана должны быть размещены военные базы США. Чем хуже военные базы тех же арабских стран Залива, которым предстоит инвестировать там миллиарды долларов?

      1. «Чем хуже военные базы тех же арабских стран Залива…» Ну, это же элементарно, Ватсон! Арабы не воюют с джихадистами. В свое время ИГ в Сирии и Ираке громили курды с помощью США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.