Раввины и ученые — такие же люди, как и все, и никто, кроме Всевышнего, не является носителем истины в последней инстанции. Они так же ошибаются, как и все остальные. И у них не должно быть никаких привилегий над остальными гражданами Израиля.
Письмо другу
Михаил Корабельников
Требование Либермана отделить иудаизм от государства Израиля — нонсенс…
Так начинается твое, письмо. Однако, нонсенс ли? Я попробую изложить свою позицию, исходя из известных мне фактов истории и учитывая реалии настоящего.
1. Ты пишешь:
«Иудаизм сохранил еврейский народ в 2000-летнем галуте и позволил возродить Израиль».
Никто не отрицает величайшей заслуги иудаизма в деле сохранения еврейского народа в 2000-летнем рассеянии. Думаю, это не оспаривает и Либерман — во всяком случае, ничего подобного я от него не слышал. Но надо сказать прямо: заслуги иудаизма в возрождении государства Израиль намного скромнее. Возрождение Израиля — это, главным образом, заслуга политического сионизма. Отцы-основатели Израиля и первые его защитники от многочисленных врагов — в подавляющем большинстве своем были людьми светскими. Многие из них были приверженцами социалистической идеи, другие (Жаботинский, Бегин и иже с ними) были сторонниками ревизионизма в сионизме. Однако я не вижу, собственно, вклада ортодоксального иудаизма в возрождение израильского государства на святой земле. С другой стороны, существуют такие ультра-ортодоксы, которые вообще отрицают право Израиля на существование в качестве еврейского государства. Живя в Израиле, они не признают легитимности этого государства.
2. Привязанность евреев, в том числе, твоих прародителей, к иудаизму — это историческая традиция. Чем вообще занимались евреи в стародавние времена, лишенные в России гражданских прав, отлученные от множества профессий, стиснутые в «черте оседлости»? Они занимались торговлей, разрешенными ремеслами и молились еврейскому Богу. Это не было их выбором — в такие условия они были поставлены обстоятельствами. Мой дед по матери тоже был глубоко верующим человеком, строго соблюдал кашрут и постоянно молился. Да, он сохранил в семье еврейскую традицию, честь ему и хвала. Но традиции этой в реалиях СССР хватило лишь на одно поколение. Что же касается истребления евреев нацистами на оккупированных территориях, то их убивали не по религиозным, а по расовым соображениям. И были бы твои прародители по матери людьми, не верующими в Бога, их бы постигла та же участь.
3. Антисемитская природа СССР в сталинский и послесталинский периоды понятна всем, кого интересует эта проблема. Но как это обстоятельство связано с обсуждаемым вопросом? Никакой связи не вижу.
4. Также никто не отрицает того, что иудаизм — это мировоззрение. То есть, люди поступают так или иначе в жизненных ситуациях в силу определенного морального кодекса, данного иудейской религией (это — в идеале, в действительности же все обстоит несколько иначе). Но тут возникают два вопроса:
— вправе ли в светском государстве, каким является Израиль, некая группа населения, которая является явным меньшинством, навязывать свой образ жизни подавляющему большинству населения Израиля, живущему по своим понятиям об израильском государстве?;
— допустимо ли, чтобы это меньшинство имело бы какие-либо привилегии в сравнении с остальным населением страны? — Например, привилегию не служить в армии обороны Израиля. В то время как эта армия защищает жизнь этих людей от всевозможных покушений и само их право свободно исповедовать свою веру на всей территории государства.
Это ключевые вопросы в возникшем споре.
5. Повторяет ли требование Либермана отделить иудаизм от государства худшую большевистскую расправу с религией в СССР? Скажу прямо: ничего общего это требование с «худшей большевистской расправой» не имеет и иметь не может. Во всех светских государствах религия отделена от государства, и ничего, они как-то живут и процветают. Она не отделена в фундаменталистском Иране, в ряде других мусульманских стран. Ты там хочешь жить?
Что касается СССР, то, надо признать: во времена революционных потрясений церкви разрушали, служителей культа преследовали. Но такую свою участь русская православная церковь вполне заслужила всем своим поведением. На протяжении сотен лет она была прислужницей российской монархии и кормилась из ее рук. «Боже, царя храни» — вот был девиз русской православной церкви. Она воспитывала подданных российской короны в духе рабской покорности монархии и назначенным ею наместникам. И не только большевики — большая часть российского просвещенного общества в предреволюционный период не жаловало церковь.
В наше время все повторяется, как будто бы не было урока, преподанного православной церкви Октябрем. По утверждению российского патриарха — отца Кирилла (в мире — Гундяева) — сейчас в России каждый день открываются две-три новые церкви. Можно сказать с полной уверенностью: столько же каждый день в стране закрывается больниц и медицинских пунктов из-за нехватки средств на их содержание. Постепенно Россия превращается в православный Иран, так как история никого и ничему не учит.
Нельзя людям навязывать какой бы то ни было образ мысли, тем более — евреям с их критическим умом. Если и желательно воспитывать в гражданах страны определенные нравственные ценности, исходящие из иудейской веры, то лишь личным примером. Примером самоотверженного служения израильскому государству и еврейскому народу. А каким примером служат наши ортодоксы (кроме «вязаных кип», разумеется)? По моему, может быть, и поверхностному, но все же устойчивому восприятию, вся их деятельность направлена исключительно на упрочнение своего положения в государстве и получение от него тех иди иных преференций. Когда я их вижу на экранах телевизора в меховых шапках (в разгар израильского лета), в длинных черных сюртуках и с пейсами, среди них много молодых и здоровых бездельников, то ничего, кроме чувства отторжения, эта картина у меня не вызывает. Боюсь, что моими глазами их видит и большинство других людей, евреев и не евреев. При всей моей преданности еврейскому народу, эта картина воспитывает во мне антисемита.
6. Кроме того, у меня большие претензии к руководителям еврейских общин предвоенной Европы. У подавляющего большинства из них просто не хватило здравого смысла внять многочисленным предупреждениям Владимира (Зэева) Жаботинского о смертельной угрозе европейскому еврейству, исходящей от Гитлера и нацистской Германии, и призывам Жаботинского бежать, как можно скорее, куда угодно и всеми возможными способами. Сам он был готов возглавить миллионную колонну евреев, направляющуюся в Палестину. Он был уверен, что британские власти подмандатной Палестины не смогли бы остановить этот массовый напор гонимого народа. Жаботинского тогда не приняли всерьез, и он умер от сердечного приступа в 1940-м году. И за то, что произошло потом, среди прочих несут ответственность и все эти «святые» толкователи Торы, руководители еврейских общин которым доверял простодушный народ наш.
Какие из всего я делаю выводы? Адепты иудейской веры, раввины и ученые — это такие же люди, как мы с тобой, как и все остальные, и никто, кроме Всевышнего, не является носителем истины в последней инстанции. Они так же ошибаются, как и все остальные. И у них не должно быть никаких привилегий над остальными гражданами Израиля. Отделение церкви от государства я поддерживаю, даже если это государство — Израиль.
Что автор, что комментаторы напоминают пятилетних девочек, играющих с куклами в «дочки-матери», обсуждая при этом проблемы контракцепции и гинекологии. А также воспитания детей. Один «ИСЛАМИСТСКИЙ Ирак, где ЦЕРКОВЬ не отдеоена от Государства». Те еще, специалисты!
Как глубоко всажена в «мозги наций» (по Ленину) слепая ненависть к Богу!
“Что автор, что комментаторы напоминают пятилетних девочек, играющих с куклами в «дочки-матери», обсуждая при этом проблемы контракцепции и гинекологии…
Как глубоко всажена в «мозги наций» (по Ленину) слепая ненависть к Богу!”
:::::::::::::::::::::::
как глубоко всадил Toshkandi в мозги (по Ленину) игил; хватило бы в Субботу сил – сказал друзьям мафусаил
Какие выводы делает уваж-ый автор? — “…pаввины и ученые — это такие же люди, как мы с тобой, как и все остальные…И у них не должно быть никаких привилегий над остальными гражданами Израиля..” — такие выводы поддержать нельзя ни над, ни – под. Как нельзя поддержать Отделение.
Ни в Израиле, ни в Аустралии. Вера это не “мундиры голубые”.
Это – по существу безусловно интересной, но сомнительной по выводам работы М.К. Imho.
… Это ключевые вопросы в возникшем споре. ….
==========
Автор фактически призывает отделить Главный Раввинат от Государства Израиль, но в этой статье его вообще не интересует вопрос «зачем и кому этот Главный Раввинат нужен, кто и как пострадает от его отмены». По-моему ПЛОХО так обсуждать серьёзные вопросы.
По существу «ключевых вопросов» автора могу только процитировать «Бормашенко — 2019-07-05 16:51:31(90)»:
«… израильские крупные партии подкупают религиозные партии. Это отвратительная традиция. Но так устроены все демократии, демократия частично основана на подкупе определенных слоев населения. Вместе с тем я хочу демократии, она — наименьшее зло …»
Это верно и принципиально важно для любой демократии, но это ещё более важно для демократии вроде Израиля, Канады, Бельгии, Швейцарии и т.д., где само государство существует только потому, что разные «общины» сумели достигнуть компромисса.
А Израиль ещё постоянно воюет за само своё существование, для Израиля это ещё более важно.
Отвечаю на комментарии к моей статье.
1.»Отделение церкви, как в России, невозможно, да и там была другая религия «Марксизм-ленинизм».
Насколько мне известно, церковь была отделена от государства не только в бывшем СССР, но и в большинстве развитых стран всех континентов. И есть очень немного стран, где она не отделена. Ярким примером служит исламистский Иран.
2. Я не испытываю вражды к харидим, но желал бы их видеть такими же членами израильского общества, как и остальные граждане страны — с теми же правами и обязанностями.
3. Не мне судить, возможна ли коалиция без харидим. Но если невозможна, то тем хуже для Израиля.
Михаил К.
В средней израильской семье 2-3 ребенка, а в религиозной от 5 до 10. Вот вам и будущее общества. У религиозных Танах и рав превыше приказов командира и устава, значит это проблемные солдаты.
Eugene V: … У религиозных Танах и рав превыше приказов командира и устава, значит это проблемные солдаты.
========
Если уж пошли такие стереотипы, то для «превыше приказов командира и устава» у светских вместо Танаха есть СМИ (их очередной нарратив), а вместо рава — есть судья БАГАЦа.
И мотивация молодых светских евреев быть бойцами в ЦАХАЛе слишком часто основана НЕ на убеждениях, а на «стремлении к личному самосовершенствованию» (неплохо для войны, но разрушительно для спокойного времени) или на «здоровом национализме подростков»: инстинктивно готов рисковать жизнью за свой народ, а по убеждениям (ещё не полностью развитыми) он тот же «только индивидуалист». Когда такой станет генералом, то он будет призывать «откупаться от ракет из Газы» или «уничтожить Хамас и передать Газу Абу-Мазену» 🙂
Обратный пример — Росссия, где церковь завоёвывает всё больше позиций во всех сторонах жизни, от школ до властных структур.
«Отделение церкви от государства я поддерживаю, даже если это государство — Израиль.»
Без них невозможна коалиция, т.к. общество расколото, но воинствующих атеистов в Израиле не много, поэтому досы будут в кнесете и правительстве. Иудаизм привлекает евреев все больше, как мне кажется, вражды особой харидим не вызывают, за исключением отдельных проявлений экстремизма (к женщинам или к своим же солдатам). Отделение, как в России невозможно да и там была другая религия «марксизм — ленинизм». Лет 50 назад вызвал меня парторг по фамилии Раскин и говорит:» завтра ты пойдешь на овощебазу» А я ему отвечаю: » не могу, завтра — Йом Кипур». Он мне:» Но ты же не веришь». Я ему: «Но ты же, Раскин, тоже не веришь, а ведь служишь» …..
Eugene V
5 июля 2019 at 9:01
«Отделение церкви от государства я поддерживаю, даже если это государство — Израиль.»
Без них невозможна коалиция
————————————————————————————————————
Какое это имеет отношение к сохранению политических прав для религиозных, как и их права на создание партий?
Вот если бы был закон о праве участия в выборах только населения, платящего налоги или плативших всю жизнь, тогда возможно мы бы не зависили от религиозных партий.