Михаил Ривкин: Недельный раздел Цав

Loading

И таков подход РАМБАМа к ряду заповедей: он видит их смысл в войне против идолопоклонства, как сам он сформулировал это в «Учителе растерянных»…

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЦАВ

Михаил Ривкин«И никакой крови не ешьте» (Ваикра 7:26)

Ещё раз запрет поедания крови повторен в книге Деварим:

«Но крепись, чтобы не есть крови, ибо кровь есть душа; и не ешь души вместе с мясом» (Деварим 12:23 пер. Ф. Гурфинкель)

По словам автора кодекса заповедей «Сефер а-Хинух», эта заповедь практикуется

«Во всяком месте и во всякое время, как мужчинами, так и женщинами. И тот, кто её нарушил умышленно подлежит наказанию карет, а тот, кто нарушил по ошибке — приносит обычную грехоочистительную жертву» (Сефер а-Хинух, заповедь 148)

Тора ещё не раз упоминает эту заповедь: Ваикра 3:17, 17:14. Мы видим, что Тора особо акцентирует важность и строгость этого запрета, и этим побуждает нас задуматься над его смыслом, над теми духовными глубинами, которые скрываются за чисто ритуальным установлением. Разумеется, было бы большой ошибкой полагать, что чем больше мы углубляемся в смысл той или иной заповеди, чем доходчивее её объясняем, тем больше людей будут эту заповедь соблюдать. В данном случае мы сталкиваемся с неким парадоксом: именно запрет поедания крови, при всей своей непонятности, строго соблюдается многими евреями, и в древности, и в наши дни тоже. Соблюдается он и теми, кто пренебрегает многими другими заповедями, в том числе и такими, смысл которых достаточно очевиден. Итак, не от понимания смысла зависит соблюдения заповедей, и об этом следует помнить, когда мы приступаем к изучению смысла той или иной заповеди. Все попытки понять смысл заповедей относятся к категории еврейской мысли, а не к категории галахи, это, в любом случае, анализ субъективных мнений и суждений тех или иных мыслителей, толкователей и комментаторов. И даже когда речь идёт о величайших мудрецах, не стоит забывать, что их мнения остаются их частными умозаключениями. Соглашаясь с этим мнением или отвергая его, мы, по-прежнему обязаны строго соблюдать заповедь «которая практикуется во всяком месте и во всякое время». Понятен нам смысл заповеди или нет, принимаем ли мы хоть одно объяснение или отвергаем их все — на соблюдение это никоим образом не влияет. После такого предисловия посмотрим на некоторые авторитетные объяснения запрета поедания крови. Начнём с «Путеводителя растерянных»:

«Знай, что кровь была скверной в глазах язычников, но, несмотря на это они её ели. Они думали, что это пища бесов, и когда человек её поедает, он становится сопричастен бесу, может предугадывать и предсказывать будущее. И были такие люди, для которых поедание крови было весьма тяжело, ибо это противоречит природе человека, и они забивали животное, и собирали кровь в чаши или поддоны, и поедали мясо забитого животного, усевшись вокруг этих чаш. Они воображали себе, что бесы поедают эту кровь, которая служит им пищей, а сами они поедают мясо, и в этом проявляется любовь, приязнь и дружество между людьми и бесами, потому что ели они все вместе за одним столом, и к ним, якобы, являются эти бесы во сне, и рассказывают им будущее, и они становятся всеведущими.

И таковы мнения, которые господствовали во времена оны, и были общепринятыми, и ни у единого человека не было сомнения в их правильности.

Но была дарована Тора, в её совершенстве и величие, чтобы искоренить эти предрассудки, и запретила поедать кровь, и усилила этот запрет, подобно тому, как усилила запрет идолопоклонства. Сказано в Торе: «Обращу лицо Моё на душу того, кто будет есть кровь» (Ваикра 17:10), подобно тому, что сказано про отдающего детей Молеху: «Обращу лицо Моё на того человека» (Ваикра 20:6). И нет третьей такой заповеди, где это выражение использовалось, кроме идолопоклонства и поедания крови. И Тора очистила кровь, и сделала её средством очищения для того, что должно очистить: «И покропи на Аарона и одежды его … и будут освящены» (Шемот 29:21). И заповедала окропить жертвенник, и служение состоит в том, чтобы пролить её там, но не собирать: «И Я предназначил её для жертвенника. Для искупления душ ваших» (Ваикра 17:11)»

Это — характерный пример методологии РАМБАМА в истолковании заповедей. Там же он пишет:

«И заповедано проливать кровь каждого животного, которое будет забито, не будучи при этом жертвенным животным, как сказано: «На землю выливайте её, как воду» (Деварим 12:16,24, 15:23). И после того предупреждают нас, чтобы не собирались мы вокруг крови и не ели бы рядом с нею, как сказано «Не ешьте при крови» (Ваикра 19:26, пер. Ф. Гурфинкель)» (РАМБАМ «Учитель растерянных» 3:46)

И таков подход РАМБАМа к ряду заповедей: он видит их смысл в войне против идолопоклонства, как сам он сформулировал это в «Учителе растерянных»:

«Вся наша Тора, её высший смысл, в котором она коренится — искоренить эти предрассудки из сердец, и память о них из реальности» (там 3:29)

Но ведь сказано ясно и недвусмысленно, что заповедь эта обязательна во всяком месте и во всякое время — так как же совместить её вечность с преходящим характером обычаев идолопоклонников, против которых эта заповедь, якобы, направлена? РАМБАН расходится с РАМБАМом и в этом случае тоже, хотя его критика в данном случае не столь радикальна, как критика взглядов бен Маймона на смысл жертвоприношений в целом. Вот что пишет РАМБАН:

«Ибо душа плоти в крови она» — смысл сказанного в том, что нам запрещена кровь, ибо назначена она для жертвенника, дабы искупить души наши. И возникает вопрос: почему же нам запрещена кровь животных и птиц, даже если мы не приносим их в жертву? На этот вопрос можно ответить так: это сделано, чтобы отдалить нас от нарушения главного запрета, чтобы отучить нас от крови, как таковой, чтобы мы не касались её. \…\ И Рав написал в «Учителе растерянных», что Хасдеи пренебрегали кровью и считали её скверной, но ели её, потому что желали слияния с бесами, чтобы узнавать у них будущее. Тора стремится побороть эту глупость и отучить нас от этого предрассудка, и потому запретила нам кровь и избрала её для очищения, посредством крапления на жертвенник ради искупления. И потому сказано в Торе: «Обращу лицо Моё на душу того, кто будет есть кровь» (Ваикра 17:10), так же, как и про тех, что жертвует детей своих Молеху, что является одним из видов идолопоклонства. И слова эти нигде более в Торе не употребляются, кроме этих случаев.

И идеи эти логически согласованы, но в Писании дано иное объяснение. Про смысл запрета крови всюду сказано: «Ибо душа всякого существа это кровь его» (Ваикра 17:14), и во Второзаконии предостерегают: «Но крепись, чтобы не есть крови, ибо Кровь — душа; и не ешь души вместе с мясом» (Деварим 12:23, пер. Ф. Гурфинкель)» (РАМБАН Ваикра 17:11)

Мы видим, что в данном случае РАМБАН готов был бы принять смысл заповеди, как он изложен в «Учителе растерянных», если бы не ясное и однозначное пояснение смысла этого запрета в Торе.

И хотя РАМБАН соглашается со словами РАМБАМа, в другом своём комментарии он пишет так:

«Только как едят газель и оленя, так ешь это» \…\ И далее написано «но крепись», что никак не согласуется со всем этим, ибо в чём же именно заключается крепость и мужество в запрете есть кровь? Ибо должно было бы написать «соблюдай, чтобы не есть крови». И мы находим выражение «крепись, чтобы…» в заповеди, которую дал Всевышний Йеошуа: «Только тверд будь и очень мужествен, чтобы бережно соблюдать Тору всю» (Йеошуа 1:7). И слова «будь твёрд» (крепись) относятся к заповедям запрещающим в целом, а слова «бережно соблюдать» к заповедям предписывающим в целом.

[В данном стихе удивительно использование формулировки «крепись, чтобы не есть крови», ибо выражение «крепись и будь твёрд» относится к соблюдению Торы в целом, но нет примеров того, что эти слова применяются к соблюдению отдельной заповеди. Поэтому употребление этого выражения применительно к одной конкретной заповеди требует объяснения — МР]

И в чём же именно нужно быть крепким и твёрдым в одной конкретной заповеди, и почему же выбрана она изо всех запрещающих заповедей?»

И далее РАМБАН отвечает на свой вопрос, и вновь возврается ко мнению РАМБАМа, которое он изложил, согласился с ним, а потом поставил под сомнение, но не довольствуется этим мнением:

«Но мне представляется, что предупреждение быть крепким и твёрдым связано с тем, что было распространено поедание крови в Египте. Там было принято совершать жертвоприношения козлам, как сказано: «Жертвы приносят бесам, не Б-гу» (Деварим 32:17). И служение это состояло в поедании крови, ибо собирали кровь для бесов в сосуды и чаши, и сами же эту кровь поедали, как бы участвуя тем самым в трапезе бесов, и соединялись с ними, как об этом уже написано в книге «Учитель растерянных».

Но не в этом состоит главный смысл запрета поедать кровь, ибо написано явно: «ибо кровь это душа» (Ваикра 17:11). Но этот обычай был глубоко укоренён и почитаем именно благодаря вере в бесов и желанию соединиться с ними, и обычай этот был заимствован в Египте»

Итак, РАМБАН в конечном счёте приходит к выводу, что смысл запрета не исчерпывается сопротивлением всем видам идолопоклонства и чужеземным обычаям, но имеет и ещё один смысл, изначальный и вечный, прямо вытекающий из простого текстуального анализа Писания:

«И следует так толковать смысл запрета: Всевышний сотворил все творения для нужд человека, ибо из всех творений только он познаёт Творца, но, несмотря на это, изначально разрешил ему есть только растения и плоды, но не живые существа, как сказано ясно в разделе Брейшит: «вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу» (Брейшит 1:29). И когда после Потопа пришло спасение благодаря Ноаху, и принёс тот жертвоприношение из животных, то было это угодно Ему, и разрешил Он убой: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все» (Брейшит 9:3), ибо весь смысл их жизни — ради человека, и душа их — во искупление души человека. И должно эту душу приносить в жертву Всевышнему, но не поедать её, ибо не должно одушевлённому существу поедать душу, ибо душа всякой твари целиком принадлежит Всевышнему, как душа человека, так и душа животного. Ведь и у животных есть привычка убегать от опасности, и стремиться к полезному, и у животных есть способность различать между людьми, и привязываться к ним, например, собаки любят своих хозяев» (РАМБАН Ваикра 17:11)

По Мнению РАМБАНа главный смысл запрета крови состоит в воспитании человек в духе почтения к жизни, жизни каждого одушевлённого существа. Поскольку животные тоже живут, и им дарована Творцом жизненность, чувства, в известной степени способность различать опасность и благо, и даже чувство преданности, любви, потому нельзя одушевлённому существу поедать душу другого существа.

Посмотрим теперь, что пишет «Сефер а-Хинух», заповедь 158:

«И ещё можно сказать про запрет крови: в поедании её есть нечто от свойства жестокости. Тот, кто глотает кровь живых существ, тело которых подобно его телу, тот глотает то самое, в чём сосредоточена их жизнь, и с чем связана их душа. Ибо известно, что есть у животных «душа», которую мудрецы называют «душа жизненная». Иными словами, душа, которая не рассудочная. У животных есть способность избегать опасностей и ловушек, и некоторые другие способности»

Рав Ицхак Авррам а-Коэн Кук усматривает в тонкостях Торы скрытое недовольство поеданием мяса вообще. Он полагает, что разрешение поедать мясо — это некий компромисс, некая уступка слабостям человеческой натуры, потому что ещё не настал час, когда человек сможет полностью обуздать свои кровожадные инстинкты. Человека следует приучать постепенно, сначала — к милосердию по отношению к людям, и только после того — к милосердию по отношению к животным. Вот что он пишет о заповеди покрывать землёй кровь забитого животного:

«Признание нечестья это первый шаг к его исправлению. «Дабы ты помнил и устыдился!» прикрой пролитую кровь. Прикрой своё нечестье! И это повторяющееся действие с течением времени воспитает поколения. И этот молчаливый протест (система заповедей, регламентирующих поедание мяса, таких, как законы кашерного убоя, запрет крови, кашерование мяса, покрытие пролитой крови) с течением времени превратится в громогласный призыв и увенчается успехом. Повеление забивать скот определённым способом, призванным уменьшить страдания животного, уже произвело нужное действие на нас. Мы знаем, что не с автоматическими бездушными существами мы имеем дело, но с живыми душами»

И теперь нам лучше понятна главная мысль РАМБАНа, который видит в запрете крови не тактический шаг в борьбе с идолопоклонством, не заботу о здоровье человека, но воспитание правильного, благородного отношения ко всему живому. И это правильное отношение не зависит ни от места, ни от времени, ни от тех или иных обычаев окружающих нас племён и народов.

В заключение следует, пожалуй, уточнить, что Рав Кук не был сторонником вегетарианства. Он полагал, что пока мы не достигли первой цели, пока не воспитали гуманного отношения к ближнему своему, пока не сделали немыслимым убийство человека человеком, вегетарианство не приблизит нас к «эре милосердия». Более того, оно может дезориентировать некоторых людей и отвлечь их внимание от достижения главной заповеди Торы: возлюби ближнего как самого себя.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Цав

  1. «Не пейте кровь мёртвых помидоров, ибо Душа их в томатном соке!»

    А если серьёзно…
    Написанное РАМБАМом — это квинтесенция системного подхода в Иудаизме.
    А РАМБАН скорее всего простро завидовал его мудрости, на этм (системном) подходе основанной. Ведь те, которые считают себя мудрецами, завидуют мудрости мудрецов, как богатые завидовали богатству богатых 🙂

    1. Не думаю, что полемику РАМБАНа против РАМБАМа можно свести к каким-то личным мотивам. Бен Нахман очень высоко оценивал бен Маймона, называл его Рав, и писал (см. в тексте), что его мнение «логически согласовано» (מתיישב). Но РАМБАНу этого было недостаточно, он хотел каждый раз найти конкретное и простое объяснение законов Торы по пшату. А РАМБАМ, именно в силу своих способностей и особой склонности всё систематизировать и сводить в систему, не хотел ограничивать себя простым смыслом Торы, даже когда этот смысл совершенно очевиден – «кровь это душа». Он написал несколько трудов по еврейской вере и еврейской мысли, строго м логично выстроенных и разбитых на части, разделы и подразделы, но при этом не проявлял никакого интереса к комментированию Торы или Гемары. Наверное именно потому, что первоисточники далеко не всегда укладываются в строгое рациональное обоснование.
      Так, РАМБАМ видит смысл жертвоприношений в том, что Тора не желает сразу отучать евреев это этого обычая, по сути языческого (см. статью «О смысле храмовых жертвоприношений»), и тем самым приближает евреев к духовному, сублимированному монотеизму медленно и постепенно. На что РАМБАН совершенно справедливо указывает про жертвоприношение Ноаха, про которое прямо сказано, что оно угодно Всевышнему. Это простое и очевидное объяснение, но РАМБАМ сознательно его избегает. Ему важно и в данном случае тоже притянуть борьбу против идолопоклонства. И в случае с запретом крови он поступает так же. Слова «кровь – это душа» его не удовлетворяют. Он находит смысл запрета в борьбе с идолопоклонством, между делом указывая на медицинские соображения: вред крови для организма.

      1. «Это простое и очевидное объяснение, но РАМБАМ сознательно его избегает.»
        _____________________

        Отбросив муть
        (РАМБАМ не прост),
        Не стал «тянуть
        Кота за хвост»… 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.