Леонид Смиловицкий: Китай глазами израильтянина Часть V

Loading

В Китае не престижно жаловаться и бездельничать. Чувство социальной справедливости искусно направляется государством в индивидуальную трудовую деятельность — людям дают заработать. При этом социальные противоречия внутри общества скрываются.

Китай глазами израильтянина

Часть V
(путевые заметки, 3—21 июля 2018)

Леонид Смиловицкий

Окончание. Начало

Леонид СмиловицкийПрава человека

Не пытайтесь объяснить китайцу его права как личности, он этого не поймет. Европейское, израильское или американское понятие приоритета индивидуального над общественным здесь не работает. Каждый человек в Китае трудится на себя, но при этом он — неотъемлемая часть коллектива — семьи, соседей, сослуживцев на работе. Общинное самосознание китайцев безупречно учитывается при контроле государства над личностью. С детского сада детям внушают уважение к старшим, подчинение властям. Такая традиция в Китае родилась давным-давно не от хорошей жизни. Только вместе можно было прокормить себя, чтобы не умереть от голода, бороться со стихийными бедствиями, защищаться от внешнего врага.

Технологические достижения и права личности между собой не связаны. Приведу только один пример. В современном торговом центре по продаже жемчуга в Пекине сын обратил мое внимание на аппарат, которые сканировал посетителя перед тем как выдать туалетную бумагу. Может, это и правильно? Китай большой, нужно экономить. Но потом я подумал, что в Израиле такой фокус не пройдет. Правозащитники возмутятся, кому достанется собранная база данных? Кто ею воспользуется и в каких целях? И вообще, это вмешательство в личную жизнь. Однако в Китае таких вопросов никто не задаёт. В то же время в туалете стульчаков не было и справлять нужду приходилось традиционным китайским способом — на корточках.

В Китае не престижно жаловаться и бездельничать. Чувство социальной справедливости искусно направляется государством в индивидуальную трудовую деятельность — людям дают заработать. При этом социальные противоречия внутри общества скрываются. Поскольку власть КПК не имеет контроля, а оппозиция отсутствует, то апеллировать не к кому. В Китае вы не встретите нищих, калек, попрошаек, инвалидов, людей с ограниченными возможностями без сопровождения. Фасад общества должен быть красивым, зачем раздражать? Китайцев отучили от выражения своего мнения, настаивания на соблюдении своих прав. Не случайно правительство Китая блокировало на своей территории программные сервисы Google, Facebook, Twitter, WhatsАpp. На замену им были сделаны специальные китайские версии, не связанные с остальным миром.

Молодежь выбирает Интернет, теперь он важнее книг и газет

Правда, время от времени на улицах Китая можно увидеть эмблему серпа и молота, но этим не злоупотребляют. Никто не развешивает плакаты «народ и партия — едины» или «партия — наш рулевой». Портреты государственных деятелей и Мао-Цзэдуна можно видеть на сувенирах, тарелочках, чашках, брелоках и денежных банкнотах. Кстати, портрет Мао-Цзэдуна появился на денежных знаках Китая только после 1999 г. До этого на купюрах были изображения рабочих, крестьян и других тружеников Поднебесной. Молодежь воспринимает облик Мао скорее как национальный символ.

Самые популярные портреты в Китае – Мао-Цзэдун и Си Цзиньпин, действующий генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР и Центрального военного совета

Великая китайская стена

Великая китайская стена давно признана чудом света и даже получила нарицательное значение. О Стене я много слышал, читал, видел в передачах, посвящённых истории и этнографии. Её построили в древности (начата в III веке до нашей эры). В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около миллиона человек. Многие века Стена исправно служила охране границ Империи, сдерживая кровожадных неприятелей. Но слышать и читать — это одно, а видеть своими глазами — другое. Побывать в этих местах, пройти по Стене, посмотреть по сторонам, представить, какие события разворачивались здесь в течение столетий, невероятно интересно. Протяжённость укреплений 9 тыс. км, а ее полная длина — 21 тыс. км. Они включают в себя не только стены, но и рвы, а также естественные рубежи в виде холмов и рек. На протяжении многих столетий стена меняла названия. Изначально Стена называлась «Барьером», «Разгулом» или «Крепостью», а позднее обрела более поэтичные названия, такие, как «Пурпурная граница» и «Земля драконов». Только в конце XIX в. она получила название, которое известно по сей день Великая Китайская Стена. Понятно, что это место паломничества путешественников из разных сторон света.

1. Великая китайская стена, древняя и молодая

Самый доступный участок Стены для посещения приближается к Пекину на расстоянии 75 км. Туда можно добраться разными путями, на поезде, автобусе, такси. Поскольку это оказался наш последний день пребывания в Китае и времени было в обрез, мы взяли такси.

В истории много примеров, когда люди пытались загородить себя от внешней опасности с помощью внушительных фортификационных сооружений. Древние римляне построили сложную систему укреплений на своих границах в Европе, защищаясь от набегов варваров. Из современной истории наибольшую известность получили линия Мажино, линия Маннергейма, линия Зигфрида, линия Сталина, но первой была Китайская стена.

Толщина Великой стены в основном около 5-8 м, а высота чаще всего около 6-7 м, а на некоторых ее участках высота достигает 10 м. Выложена из камня и кирпича, который в два раза больше стандартного размера, к которому мы привыкли. Каких же сил стоило её построить? Одновременно это свидетельство силы и могущества китайских императоров, которые заставили тысячи своих подданных в течение десятилетий упорного труда возводить её километр за километром с помощью кирки и лопаты.

Стена пролегала по вершине горного хребта, слева и справа от которого раскинулась лесистая местность. Впереди на горизонте небо смыкалось с землёй через горы, вершины которых уходили в облака. С утра было пасмурно, но духота не проходила. Отсутствие открытого солнца нас спасало, мы поднимались выше и выше. Пот градом катился со лба за шиворот майки, и очень быстро мы полностью вымокли. Несколько предприимчивых торговцев тут же предлагали воду и прохладительные напитки, но уже по цене в четыре раза дороже, чем в начале маршрута. Одновременно — сувениры, включая цитатники с изречениями Мао Цзэдуна, в том числе и на русском языке. Тем не менее, я проникся уважением к людям, которые каждый день выносили на продажу нехитрый товар, карабкаясь на Стену, чтобы заработать свой кусок хлеба.

Мы прошли только пять километров Стены, которая неуклонно ползла вверх. В отдельных местах подъем составлял от 45 до 60 градусов. Но тех, кто отважился на восхождение, это не останавливало. Среди них были мужчины и женщины, юноши и девушки, люди старшего возраста и даже преклонных лет. Люди говорили на разных языках, имели разную историю жизни, но всех их объединяло одно желание — увидеть Стену. Родители вели за руку или несли на себе маленьких детей, которые успели выбиться из сил, но не повернули назад.

Храбрая мать покоряет Стену

Впечатления от посещения Стены, превзошли мои ожидания. И не только потому, что это уникальное место в мире, что больше ни один народ не оказался на это способным. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что к Стене приходят в своём большинстве люди не от праздного любопытства, а те, кто привык в жизни преодолевать препятствия, жаждут впечатлений, знаний. Неизбежно рождалась мысль о величии человеческого труда, свидетельстве трудолюбии и упорства китайского народа, которые позволили возвести это чудо Света.

Китай и родители

Чем становишься старше, тем чаще вспоминаешь родителей, с опытом которых сверяешь свою жизнь. Обычно мы повторяем родителей, вспоминая, как это делал отец или мать, а вот теперь я и мои дети. И в Китае мне неожиданно пришла мысль о том, что родители здесь никогда не были и не будут. С другой стороны, во времена их молодости и зрелости (1960-1980 гг.), такого Китая просто не существовало. Конечно, при стечении обстоятельств, родители могли приехать в эту страну, например, в составе делегации по линии Общества дружбы и культурных связей с заграницей, и им тоже показали бы красивейшие места. Но это все было бы для избранных. Мы с женой путешествуем при помощи сына и невестки, самостоятельно, стараясь понять страну и её народ без посредника. Такой, какой она есть, пусть даже глазами туриста. Мы ходим по улицам, покупаем то же самое, что и местные жители. Китай очень большой и 10% населения, которые составляют здесь средний класс, это 140 млн. чел. Конечно, хорошо зарабатывать в Израиле, а тратить деньги в Китае. Все стало другое, другими стали мы, хотя и унаследовали их гены и ментальность.

Справа налево: Леонид и Алекс Смиловицкие

Значение опыта Китая

Китай поражает воображение. Как его правительству удается решить то, над чем бились лучшие умы человечества в течение тысячи лет? Поднимались и подавлялись восстания рабов, менялись общественно-экономические формации. Как удаётся в Китае совместить личное с общественным, индивидуальное с коллективным, капитализм и социализм, государственный и честный секторы? Неограниченный идеологический контроль и отсутствие социальных конфликтов, какой ценой? Как удаётся сохранить материальную заинтересованность у работников и регулировать отношения между индивидом и обществом? Как достигнуть того, чтобы влияние внешнего мира не размывало внутренние устои в этой стране? Позволить китайцам выезжать за границу и возвращаться домой, не бояться за нажитое имущество? Ответы на эти вопросы в современной истории человечества искали не только в развивающихся государствах стран Азии, Африки и Латинской Америки, но и Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, получившие независимость в начале 1990-х годов. Насколько возможно сохранять внутренний мир и при этом обеспечивать благосостояние людей в отсутствии правового государства, соблюдения гражданских свобод? Можно ли при этом позволять своим гражданам оставаться самостоятельными, думающими, инициативными, свободными и счастливыми?

Китайская традиция в почете и уважении. Есть чем гордиться и любоваться

Вывод

Побывав в Китае, я подумал, насколько вырос мой жизненный опыт о возможностях человека. Знакомство с великой страной и великим народом принесли мне огромную пользу. Не в последнюю очередь потому, что нельзя понять себя и свою страну, не познавая весь остальной мир. Такую страну как Китай, лучше иметь другом. Знаменательно, что Китайская Народная Республика и государство Израиль в своей современной истории являются ровесниками. КНР была провозглашена 1 октября 1949 г., а Израиль — 14 мая 1948 г.

У наших стран большое будущее и прежде всего в экономике, науке, культуре. Китайский язык все больше изучают в израильских школах, университетах. Израиль с каждым годом посещают все больше туристов, бизнесменов из Китая, приезжают на работу специалисты и рабочие. И не случайно визы для граждан обеих стран выдают сроком на 10 лет. Китайские товары от электроники, одежды и предметов роскоши до стройматериалов давно заняли прилавки израильских магазинов, потеснив товары всех остальных стран мира, включая Японию, Америку и Германию.

С одной стороны, успех Китая возможен только благодаря полноправному вхождению в мировое сообщество. С другой стороны, современное руководство страны опасается, что общение с внешним миром взорвет ту систему отношений, которая была выстроена Компартией Китая внутри страны за послевоенное время. Пока удается сохранить достигнутый баланс, но какой ценой и как долго это будет продолжаться? Туристу в Китае это не дано заметить, и не только потому, что существует языковой барьер. Люди на улице не торопятся откровенничать с иностранцами, понимая, чем это может для них обернуться. Путевые заметки — это только первые впечатления от увиденного, во многом поверхностные и не глубокие. В то же время они очень важны как личное прикосновение человека к новой для него стране, ее природе, истории, традициям и народу. Без этого невозможно познание. Чем больше народы будут знать друг о друге, тем они станут больше доверять. Процесс познания нельзя остановить, а условием успеха является, когда есть чему поучиться. Китай — это кладезь достижений, опыта, знаний, пример трудолюбия и упорства на пути к цели.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.