Благодаря игре Эрика Кантона, психологически точной и, я бы сказал, исповедальной, «Нечеловеческий ресурс» становится историей про то, как остаться человеком, когда всё вокруг — против тебя. Сериал не дарит хэппи-энда. Но надежду оставляет.
Кинорецепт от Бориса Бермана
«Нечеловеческий ресурс» (“Derapages”)
Борис Берман
Продолжение. Начало
«Нечеловеческий ресурс» — так перевели в России этот французский мини-сериал (“Derapages” / “Inhuman resources”, 6 серий, 2020 г.)
Обратил внимание на сериал из-за исполнителя главной роли. Это легендарный французский футболист Эрик Кантона: играл за сборную Франции, за марсельский «Олимпик», а его звездные годы пришлись на четыре сезона в «Манчестер Юнайтед». Английские болельщики боготворили французского нападающего, его звали King Eric; футбольный король отличался не только умением забивать, но и страстным, скажем так, темпераментом: споры с соперниками, с болельщиками и даже с арбитрами нередко заканчивались рукоприкладством…
В 30 лет Кантона перестал выходить на поле, а незадолго до этого начал сниматься в кино, на его счету около двадцати фильмов. Я ни одного не видел и взялся смотреть «Нечеловеческий ресурс» из академического, если угодно, интереса: главная роль в 6-серийном фильме — это использование «типажа» или ставка на актерский талант 54-летнего бывшего футболиста?
Скажу сразу: Кантона — сильный драматический актёр. Роль у него здесь сложная, с перепадами настроения, камера то и дело вглядывается в героя на крупных планах, и актёр Кантона нигде не теряет убедительности.
К футболу этот сериал не имеет не малейшего отношения. Если и сравнивать со спортом, то это бои без правил, причём такие, где и кровь не остановит схватку.
«Нечеловеческий ресурс» — это остросюжетная социальная драма. Никакого гламура, всё всерьёз и всё про реальную жизнь.
Эрик Кантона играет 57-летнего Алена Деламбра, который больше тридцати лет оттрубил в какой-то небольшой фирме, дослужился до начальника отдела по работе с персоналом, но по причине возраста (50+) был уволен. У него жена и две взрослые дочери, а ещё ипотека, которую нужно выплачивать, а денег нет. Деламбр перебивается случайными заработками — мизерными и унизительными (ему приходится сносить и издевательства, и даже зуботычины прораба).
Но однажды крупная авиационная корпорация предлагает Деламбру работу, которая может в корне изменить его жизнь.
Она и меняет. Но как!
Не хочу заниматься спойлерством, скажу только, что в основе сериала роман известного французского писателя, лауреата Гонкуровской премии Пьера Лемэтра «Темные кадры». Роман, в свою очередь, написан по следам скандала, потрясшего несколько лет назад французские медиа: руководство France Television Publicite, чтобы убедиться в преданности своих топ-менеджеров, решило устроить «ролевую игру», в ходе которой некие якобы террористы взяли в заложники несколько топ-менеджеров, подвергли их допросам и всяческим унижениям…
Вот примерно в такой же «ролевой игре» и предлагают принять участие безработному Деламбру; он должен сидеть в тайной комнате, следить за происходящим по мониторам и диктовать захватчикам, какие вопросы задавать заложникам и как их следует унижать — морально и физически…
Если вы полагаете, что этой «ролевой игрой» исчерпывается сюжет сериала, вы ошибаетесь.
Дальше начинается самое неожиданное и самое интересное.
Если кратко, это история о цене успеха. И о том, что считать успехом?
Готов ли герой заплатить по тем счетам, которые выставляет ему судьба, когда он, герой, вроде бы достиг того, чего хотел?
И сценарист Леметр, и режиссёр Зиад Даури не скрывают своей социальной позиции, своего неприятия принципов «бездушного капитализма», всё так. Но сериал не смотрится как пропитанная пафосом прокламация. Благодаря игре Эрика Кантона, психологически точной и, я бы сказал, исповедальной, «Нечеловеческий ресурс» становится историей про то, как остаться человеком, когда всё вокруг — против тебя.
Сериал не дарит хэппи-энда.
Но надежду оставляет.
P.S. Вероятно, знатоки подскажут, но я, признаться, не предполагал, что талантливый футболист может стать талантливым актером. Посмотрю-ка я теперь и другие фильмы с Эриком Кантона.