Исраэль Дацковский: Еврейский ЦАХАЛ. Окончание

 246 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Армия мирного времени должна быть строго профессиональной… Армия должна превратиться в еврейскую армию со святостью в стане, с ежедневной серьезной учебой Торы, нормальным кашрутом, по-настоящему преданными Торе раввинами, отсутствием нежелательных/запрещенных контактов между полами.

Еврейский ЦАХАЛ

Исраэль Дацковский

Окончание. Начало

 Исраэль Дацковский Часть II

5. Источники и причины побед еврейской армии, как их видит Тора

Так как еврейскому народу даже при наличии своей государственности приходится жить как овечке среди семидесяти волков, Тора не могла не затронуть тему еврейской армии в качестве внешней, материальной структуры, видимо реализующей защиту от многочисленных врагов и завоевателей.

Сначала Тв-рец в Своей Торе указывает на несущественность численного состава еврейской армии. Он указывает на совершенно иную причину силы и успеха армии, которая лежит вне самой армии и не изучается в военных академиях. В Книге Шмот, в недельной главе Мишпатим (23:22) Тв-рец заявляет: «Если же слушаться будешь голоса его [ангела, посланного Тв-рцом хранить евреев] и сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с врагами твоими и теснить притеснителей твоих». Необходимость боевых действий непобедимой (если есть поддержка Тв-рца, гарантирующего победу) еврейской армии даже не упоминается в связи с полным отсутствием необходимости в таких действиях — Тв-рец сам, без помощи евреев разберется с их врагами. И эта безмерная защита евреев -только за их послушание Тв-рцу. В книге Ваикра, в недельной главе Бехукотай (26:3,8) Тора, обращаясь ко всему еврейскому народу, сообщает нам: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди мои соблюдать будете и исполнять будете их, …пятеро из вас прогонят сто и сто из вас прогонят десять тысяч». Между прочим, отметим возрастание силы евреев при объединении (число евреев во второй части обещания возросло в двадцать раз по отношению к первой части, а число прогоняемых врагов — в сто раз). Примерно подобные мысли с еще лучшим численным соотношением атакующих евреев и убегающих врагов Тора в качестве имевшихся фактов приводит в недельной главе Аазину книги Дварим (32:30): «Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять десять тысяч, если бы не предал тех заступник их и не предал бы тех Г‑сподь?» И объяснена причина успеха столь малых еврейских сил над столь большими вражескими армейскими соединениями — оставление врагов евреев Тв-рцом, а отнюдь не военная подготовка и современнейшее вооружение еврейской армии. Эти материальными факторами победы Тв-рец, похоже, вообще пренебрегает.

Кроме этих мест Тора не раз и не два указывает, что численное и силовое превосходство противника над евреями (что бывало почти постоянно) не должно приводить ни к страху перед превосходящими силами врага, ни к решению избегать военного столкновения с врагом по этой причине. Приведем лишь некоторые из таких мест Торы.

Недельная глава Шлах книги Бемидбар (13:31) приводит слова разведчиков о земле Израиля: «…не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас». Тора, как и всегда, предлагает лечение раньше болезни. Фразой раньше (13:30) приведены слова Калева бен Йефуне, также бывшего в составе разведчиков, но в оценке Страны оказавшегося в меньшинстве вместе с Йеhошуа бин Нуном: «…непременно взойдем и овладеем ею [Страной], потому что мы можем одолеть ее». Слова Калева никак не соотносятся с превосходящей силой народов, населяющих Страну — он не отрицает их силу, не рассказывает народу сказки о слабости народов, но знает, что не военная мощь решает исход войны.

Недельная глава Экев книги Дварим (7:17-19): «Если скажешь в сердце своем: «многочисленнее меня народы эти [7 ханаанских народов, подлежащих изгнанию из Страны, передаваемой Тв-рцом еврейскому народу], как же могу я изгнать их?». Не бойся их, твердо помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой с Фараоном и всем Египтом… Так же сделает Г-сподь, Б‑г твой, со всеми народами, которых ты боишься». Здесь, кстати, упомянут страх перед превосходящими по силам армиями. Страх — естественен, но он не может быть причиной изменения решения о войне, об отказе от нее.

Та же недельная глава (11:22-23): «Ибо если строго соблюдать будете все эти заповеди… то прогонит Г-сподь все народы эти от лица вашего и овладеете вы народами, которые многочисленнее и сильнее вас».

Недельная глава Шофтим книги Дварим (20:1): «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ многочисленнее тебя, не бойся их, ибо с тобою Г-сподь…».

Еще жестче Тора говорит в недельной главе Ки Таво книги Дварим. Здесь есть не только обещание победы в случае верности евреев Тв-рцу и его заповедям (28:1,7): «И будет, если ты будешь слушать голоса Г-спода, Б-га твоего, чтобы исполнять и соблюдать все заповеди Его, <…> Поразит перед тобою Г-сподь врагов твоих, восстающих против тебя; путем одним они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя».

Очень важно — здесь есть и неприкрытая угроза Тв‑рца в случае еврейского неповиновения (28:15,25): «И будет, если не будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего, чтобы строго исполнять все заповеди Его и уставы Его… Предаст тебя Г-сподь на поражение врагам твоим; путем одним выступишь ты против него, и семью путями побежишь от него…». Заметим, что здесь Тора требует в случае НЕсоблюдения заповедей иметь большую армию, вооруженную многочисленной бронетехникой и другими видами вооружений. Ведь чтобы наполнить семь путей убегающей армией, бросающей по обочинам дорог боевую технику, нужно сначала серьезно наполнить армию людьми и вооружениями.

Тора не раз и не два указывает на прямое влияние Тв-рца на противника евреев в реальных военных действиях или в предотвращении военной схватки. Также Тв-рец воздействует в положительном смысле на способность евреев противостоять врагу. А иногда, к сожалению, в отрицательном: Он же приказал иудейскому царю Цидкияhу приклонить «…шею под ярмо царя Бавельского [Невухаднеццара]…» и служить ему и народу его, а не сопротивляться ему — Ирмеяhу 27:12. В таких случаях еврейское сопротивление захватчику становится не просто бесполезным, а самоубийственным. Тв-рец помогает евреям (когда они заслуживают помощи Тв-рца) в войнах многими способами. Выделим семь из них и приведем примеры, хотя ни в какой мере не претендуем ни на то, что описали все способы влияния Тв-рца на исход войн, ни на то, что привели все имеющиеся примеры для каждого способа Его влияния.

А. У врага просто не возникает желания нападать на евреев при их заведомо не готовом к обороне состоянии.

В недельной главе Ваишлах книги Берешит (34:30) после разгрома города Шхема за историю с Диной Яаков опасается мести окружающих народов (воодушевленных, кроме идеи мести, и возможностью богатого и легкого грабежа), понимая свою малочисленность и незащищенность. Однако у окружающих канаанских народов даже мысли не возникло напасть на Яакова.

Еще пример. Известно, что все мужчины еврейского народа (все! Включая армию!) должны были три раза в год (В Пейсах, Шавуот и Суккот) идти в Иерусалимский Храм, оставляя Страну незащищенной. Два Храма простояли в сумме 830 лет, 2 500 уходов мужчин в Иерусалим. Враги (которых всегда хватало вокруг Страны) хорошо знали даты ухода всех в Храм. И ни разу не попытались напасть на открытую и лишенную человеческой защиты страну в эти периоды. Хотя войн в Израиле хватало, они никогда не начинались в период этих обязательных для посещения Иерусалима праздников.

Б. Создание необоснованной, но хорошо организованной Свыше паники в стане врага.

В недельной главе Бешалах книги Шмот в стихе 14:24 Тора пишет: «Г-сподь <…> привел в замешательство стан Египтян».

В стихе 4:15 книги Шофтим (Судьи) записано: «И поверг Б-г в смятение Сисру и все колесницы [бойцов на колесницах], и весь стан…».

Еще один пример мы находим в книге Мелахим II в стихе 7:6. Когда арамейский царь с огромным войском осадил Шомрон, у осажденных начался сильнейший город и надежды на спасение почти не осталось, Тв-рец сделал так, «…что стану арамейскому послышался грохот колесниц с лошадьми и шум большого войска». Они решили, что подошла подмога евреям со стороны хитийцев и египтян, оценили силы несуществующей помощи как весьма превосходящие их собственные силы, бросили свой стан со всем вооружением и имуществом и в панике сбежали.

Сюда же относится победа Гидона над мидьянами в седьмой главе книги Шофтим.

В. Прямая помощь Свыше: бросание Тв-рцом камней с неба на врагов евреев (книга Йеhошуа 10:11), обрушение стен Йерихо (книга Йеhошуа 6:20), утопление египетской армии в Красном море (недельная глава Бешалах книги Шмот). Обещано даже в случае необходимости послать шершней на врагов, скрывшихся от евреев (стих 7:20 в недельной главе Экев книги Дварим).

Г. Предание сильных в руки слабых, многочисленных в руки немногих.

Сюда отнесем историю еврейских побед над греками, что привело к установлению праздника Хануки.

К этой же категории относится победа группы Йеhошуа над Амалеком из недельной главы Бешалах книги Шмот.

Д. Использование внебоевых критериев для победы — в войне с Амалеком главную роль играло положение рук Моше рабейну, наблюдавшего бой с холма. Стих 17:11 недельной главы Бешалах книги Шмот указывает: «И было, как поднимет Моше руку свою, одолевал Исраэль, а как опустит руку свою, одолевал Амалек». Затем руки Моше ослабли и победа евреев была обеспечена тем, что Аарон и Хур удерживали руки Моше в поднятом состоянии до конца битвы.

Е. Создание ненормальных природных явлений, которые помогают евреям.

Когда битва Йеhошуа складывалась удачно для евреев, но день клонился к вечеру и не хватало светлого времени дня для достижения победы, Йеhошуа приказал Солнцу остановиться и оно выполнило приказ (книга Йеhошуа 10:12).

Сюда же можно отнести рассечение Красного моря (недельная глава Бешалах книги Шмот).

Ж. Но одним из самых сладких для евреев воздействий на исход войны являются случаи, когда война идет вроде бы обычным путем по земным законам войн, но перед битвой звучит тихий Голос: «не бойся его [очередного врага евреев], ибо в руку твою предаю Я его и народ его, и страну его…» (эта цитата из стиха 21:34 недельной главы Балак книги Бемидбар, но таких мест в хумаше и пророках не столь уж мало). Правда, в таких случаях, а к этим случаям относятся ВСЕ победы евреев, важно не возгордиться и не приписать себе и своей военной силе почет победы, но помнить, Кто эту победу даровал.

Тв-рец хорошо и надежно охранял Страну и евреев в ней. При этом идея о роспуске еврейской армии и об отсутствии необходимости учиться воевать никогда в голову еврейским царям не приходила. Защита Творца не исключала человеческие попытки земного решения военных вопросов, так как нам запрещено полагаться на чудо.

Кроме сказанного, кроме требования послушания Тв-рцу и соблюдения Его заповедей всем народом, а не только армией (!), Тора требует соблюдения святости военного стана. Это включает как избегание в стане всего дурного, стыдного, то есть, задается требование высокоморального поведения солдата и офицера (недельная глава Ки Теце книги Дварим 23:10), соблюдение ритуальной чистоты (там же 23:11), соблюдение личной гигиены (там же 23:12-14) и общее требование святости (там же 23:12-15).

Не можем не привести здесь слова пророка Зхарии (4:6) о рецепте военной победы над врагом: «…не могуществом и не силой, но духом моим, — сказал Б-г воинств».

Итак, Тора явно не связывает победы еврейской армии ни с количественным составом этой армии, ни с боевой подготовкой, ни с количеством и качеством вооружений. Критерий победоносности армии — помощь Тв-рца как «плата» за послушание и соблюдение. При этом Тора отнюдь не пренебрегает материальной оболочкой победы и конкретизирует ряд неочевидных требований.

Тора задает ряд условий военных побед и поражений евреев.

Условия победы:

Первое положение встречается в недельной главе Ки Теце книги Дварим (23:15): «Ибо Г-сподь, Б-г твой, идет в среде стана твоего, чтобы спасать тебя и низлагать врагов твоих перед тобою; и будет твой стан свят, и не увидит он у тебя срамного, и [не] отвратится от тебя». Здесь имеется в виду как стан евреев вообще, так и военный стан армии в период ведения войны. Объявлено явное присутствие Тв-рца в стане (при соблюдении святости стана) и Его работа при низложении врагов. Армия, ее численность, вооружение и боеспособность будет в этом случае второстепенным по важности элементом. Мы не хотим сказать, что армия будет совсем декорацией, так как Тв-рец старается действовать путями, очень похожими на природный ход событий и победа будет дарована именно воюющей армии, но пружина задействования механизма победы объяснена в здесь явном виде.

Второе положение: Стихи 28:9,10 в недельной главе Ки Таво книги Дварим: «…если будешь соблюдать заповеди Г-спода, Б-га твоего, и ходить будешь Его путями. И увидят все народы земли, что Имя Г-сподне наречено над тобою, и устрашаться они тебя». Народы мира устрашатся евреев даже без того, что евреи будут бряцать оружием. Все будут видеть, под чьей защитой находятся евреи, сомнений в силе такого Защитника ни у кого не возникнет, как не возникнет и желания нападать на евреев (как не возникло желание у сильных и воинственных ханаанских народов нападать на очень слабый в военном отношении стан Яакова после расправы над Шхемом в недельной главе Ваишлах книги Берешит в стихе (35:5): «И был страх Б-жий на городах, которые вокруг них, и не преследовали сынов Яакова».).

Третье положение рассматривает случай, когда у кого-нибудь из народов мира глупость перевесит страх перед Защитником евреев, и они все-таки придут воевать. Их шансы на успех равны нулю. Стих 28:7 в недельной главе Ки Таво книги Дварим сообщает: «Отдаст Г-сподь твоих врагов, восстающих против тебя, на разгром перед тобою: одним путем выступят против тебя, но семью путями побегут перед тобой». О требуемом количественном составе армии, ее подготовке и ее необходимом вооружении Тора умалчивает, так как ни количество солдат, ни их вооружение особого значения для победы не имеют — всю основную работу делает Тв-рец.

Мы привели мнение Торы об источниках военных побед еврейской армии и требованиях к ней. Выяснилось, что ни количество солдат, ни качество вооружения не является определяющими условиями победы над врагом. Хотя, в силу запрета полагаться на чудо, никто не отрицает необходимость наличия в Израиле мощной, многочисленной в военное время, хорошо обученной, и отлично вооруженной армии. Но все-таки причиной и движущим механизмом побед или поражений евреев всегда (и в наши дни тоже) является уровень отношений народа с Тв-рцом.

6. Структура еврейской армии по Торе

Во-первых, Тора указывает на необходимость всеобщей воинской обязанности во время войн (и прямым следствием такого подхода является оттренированная и постоянно поддерживаемая боеготовность всего еврейского мужского населения). В недельной главе Бемидба́р (очевидно, что это первая глава одноименной книги Торы) Тора, давая повеление о пересчете евреев, указывает, что считать нужно именно военнообязанных (1:3): «От двадцати лет и выше, всех поступающих в войско в Израиле…». И во фразе 1:19 Тора добавляет: «…поголовно…». В этом исчислении не было исключений — ни по состоянию здоровья, ни по семейному положению, ни по уровню в учебе Торы. Понятно, что при призыве в действующую армию состояние здоровья будет учтено — хромые и слепые воевать не могут. Основанием для такого мнения, кроме логики, является требование «физической цельности» ко́энов для службы Тв-рцу в Храме.

Так как здесь говорится о большой возрастной группе, чуть ли не весь еврейский народ, мужчины от 20 лет до 60 (а эта верхняя граница возрастов годных для призыва в армию учится из стиха (27:3) недельной главы Бехукотай книги Ваикра из того, что вся эта возрастная группа мужчин имеет одинаковую стоимость при выкупе души, вопрос призыва женщин вообще не рассматривается, автору Торы такое в голову не пришло), то понятно, что речь идет о мобилизации на необходимую войну (иврит: мильхе́мет мицва́). То есть, Тора явно говорит о резервистах. Это нам указывает на существенную разницу между составом резервистов и составом постоянно отмобилизованной армии.

Классикой призыва на войну из резерва является история краткой войны с Амалеком в конце недельной главы Бешалах книги Шмот. В этой же главе указано, что евреи вышли из Египта вооруженными (13:18), причем, вооружена была не отдельная группа евреев, а масса. Кстати, воевать в рабстве они явно не учились. Но когда возникла необходимость войны с Амалеком политическое руководство (Моше́ рабе́йну) обратилось к военному руководству (Йеhошу́а бин Нун) с требованием провести ограниченный призыв резервистов и с ним разгромить Амалека. Стих 17:9 приводит нам слова Моше, обращенные к Йеhошуа: «…Выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком…», то есть Йеhошуа должен был отмобилизовать часть резерва. Так и было сделано.

Далее, после захвата Страны, например, у царя Давида, постоянно отмобилизованная армия была очень небольшой по составу, профессиональной (постоянная служба за зарплату) и фактически включала в себя небольшие гарнизоны на границах и царскую охрану (гвардию). Понятно, что призываемые на войну резервисты к началу возраста призыва, то есть, к 20 годам должны были уметь воевать, пройти военную подготовку и приобрести военную специальность до этого возраста. Кроме этого, призываемые на войну 30-летние, 40-летние и далее должны были не забыть, как держать оружие, иначе от них мало толку в бою. Значит, тут в скрытой форме указано на непрерывную военную тренировку резервистов для поддержания и сохранения их военных умений. И еще тут указано на всеобщность призыва в случае необходимости (все, поступающие в войско, другие не проходили пересчет. Поголовно.), а значит, на всеобщность начальной военной подготовки и дальнейших резервистских тренировок. Итак, указание Торы о пересчете евреев дало нам указания о построении еврейской армии.

Тогда почему Торой указан столь поздний даже по современным меркам возраст призыва молодежи в действующую армию — аж 20 лет? Даже если (ошибочно) считать, что Тора больше описывает реальности тех давно ушедших в иной мир поколений, то напряженность вопроса только возрастает. Тогда рано начинали работать для помощи семье — никак не позже 14 лет, а пасли скот дети и помладше, женились рано — можно предположить, что не позднее 16 лет. То есть, Тора указывает призывать в армию не юнцов, а состоявшихся в жизни мужчин — работающих, семейных, с детьми, с уже полученной специальностью. Даже начальная военная подготовка, нужно полагать, проводилась относительно близко к возрасту возможного призыва, можно предположить, с 19 лет, то есть тоже касалась состоявшихся в жизни юношей. Тора требовала, по сути, сначала состояться в гражданской жизни, найти в ней свое место и лишь затем по необходимости заниматься военной работой.

Во-вторых, Тора заботится об отсутствии в боевых частях людей, моральное состояние которых может повредить духу атакующей армии. В недельной главе Шофтим книги Дварим (20: 5-8) указаны категории мужчин, призванных в армию, но освобожденных от участия в боевых действиях (только в случае разрешенной войны. В остальных типах войн участвуют все). К этим категориям относятся обручившийся, но еще не женившейся (кстати, после свадьбы он еще на год освобождается от армии, чтобы веселил жену (недельная глава Ки Теце книги Дварим 24:5). Считается, что год достаточен для зачатия в случае нормального здоровья обоих супругов), насадивший виноградник, но не почавший его и построивший новый дом, но не обновил его. Но Тора в своей мудрости добавила еще одну категорию освобождаемых от боя (20:8): «тот кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». Но это освобождение от боя, а не от военной подготовки в мирное время.

И, в-третьих, совершенно неожиданно (неожиданно из-за возможной идеализации еврейской армии, преданной Тв-рцу) в комментарии на стих 20:9 (недельная глава Шофтим книги Дварим), РАШИ приводит мысль о загранотрядах для ведущей военные действия еврейской армии, отрядах, которые должны предотвратить бегство солдат из ведущей бой военной части, в том числе и прямой ликвидацией убегающих солдат руками евреев, специально поставленных охранять боевые порядки армии сзади. И солдаты должны это ясно осознавать. По мнению РАШИ, действующая армия для обеспечения своей боеспособности должна закрыть свободу покидания боевых порядков для солдат в случае опасности для их жизни на поле боя. Эта опасность существует в любом, даже успешно развивающемся бою, она же многократно возрастает в бою, который развивается неблагоприятно. Солдат должен знать, что у него нет свободы выбора спасать свою жизнь бегством, он должен до конца выполнять боевой приказ даже ценой своей жизни, которую он все равно потеряет, если побежит назад. Загранотряды Красной армии во время Великой отечественной войны оказались просто реализацией советов РАШИ.

Теперь о построении армии в древнем Израиле. Не было в Стране постоянно призванной армии — только небольшая группа постоянно служащих за зарплату профессионалов вокруг царя и небольшие гарнизоны на границах (Гвардия? Личная царская охрана?). Обязательной достаточно долгой срочной военной службы молодых людей у евреев не было и в помине — евреи не позволяли себе транжирить молодые годы своих детей в период их жизни, когда было необходимо устраиваться в жизни — жениться, создавать базу заработка, закладывать фундамент всей дальнейшей жизни. Всегда был командующий (у Давида — Йоав бен Цруя). Армия мобилизовывалась из запаса только во время военной необходимости и к ней прикомандировывался коэн, помазанный на войну. Демобилизация осуществлялась сразу после окончания боевых действий. Но военнообязанными были все мужчины возраста от двадцати лет до шестидесяти. И все были всегда готовы к войне (а это означает и начальное овладение военной специальностью и постоянное или периодическое поддержание боеготовности). Тора выставила очень серьезные и строгие требования к порядку в воинском стане — не только никаких девочек в стане (военнослужащая — зверь вообще неизвестный у евреев во все времена еврейской государственности, кроме существующего сегодня государства), но строгая дисциплина, порядок, гигиена. И святость стана. Последнее — очень объемное и сложное требование! Оно не может быть реализовано без строгого соблюдения Закона (читай — еврейского образа жизни) всеми военнослужащими. В армии должна быть атмосфера еврейской (религиозной) жизни, учебы и соблюдения Торы Израиля, изучения армейского аспекта Галахи. Обязательно должна присутствовать атмосфера соблюдения заповедей и непрерывной учебы, прерываемой лишь на необходимейшие другие действия (даже если эти «другие» армейские действия занимают значительнейшую часть суток). Должно быть уважение не только к званию, но и уважение к Знанию и к людям этим Знанием обладающим.

7. Необходимое сегодня построение еврейской армии

Итак, мы полагаем, что организация армии должна быть четко разделена на армию мирного времени и воюющую армию, и это совершенно разные армии. Армия мирного времени должна быть строго профессиональной (как профессиональна сегодня полиция). Армия должна измениться в сторону превращения ее в истинно еврейскую армию, и в этом есть два независимых, но необходимых аспекта: технический — армия должна превратиться в профессиональную в мирное время и всенародную в дни войны (такая армия не требует аспекта еврейства — это техническое построение армии), и армия должна превратиться в еврейскую армию со святостью в стане, с ежедневной серьезной учебой Торы, нормальным кашрутом, по-настоящему преданными Торе раввинами, отсутствием нежелательных/запрещенных контактов между полами. Совершенно необходима всенародная (для ВСЕХ еврейских юношей) серьезная военная подготовка (в условиях святости стана и ежедневной глубокой учебы Торы, подготовка, ограниченная по сроку и без выполнения текущих функций армии мирного времени) с поддержанием боевых навыков долгие годы (тренировочный и учебный короткий, но часто-периодический милуи́м без «таасуки» — без выполнения рутинных задач армии). Если армия будет действительно еврейской, наполненной знанием Тв-рца и учебой Торы (по нашему мнению — не менее 3-4 часов в день с распределением по уровням учебы), то такая подготовка займет не столь уж мало времени — полагаем, от полугода до года военной учебы для рядового и младшего командного состава (в зависимости от военной специальности, только учеба и тренировка, без исполнения тех необходимых для Страны функций службы мирного времени, которые полностью перейдут к профессиональной части армии и к полиции, что сегодня после курса молодого бойца реально наполняет время службы, собственно, являясь существенным большинством времени службы). Часть юношей, явное меньшинство (предположим, примерно каждый восьмой — десятый) продолжит получать навыки младших офицеров — еще 6-8 месяцев учебы плюс начало службы для тренировки (прохождение стажировки), некоторые получат относительно короткую подготовку МАК или МАША́К (иврит — мефаке́д кита́ или мефаке́д шеэйно́ каци́н — аналоги командиров отделения, сержантов). Итого — полтора — два года службы, но, помним, что для существенного меньшинства и по добровольному выбору. Небольшая часть останется на постоянной кадровой службе с почти непрерывной военной учебой — чтобы стать костяком командования (командирами среднего и высшего звена — от роты и выше) в мирное время и во время войн. Но основная часть кадровых офицеров будет готовиться в специальных академических военных колледжах. Обычно этот слой в мирное время перенасыщен офицерами — это неизбежно, естественно и правильно, это обеспечивает качественный командный состав для сильно расширяющейся на период войны армии. Как, впрочем, оружие и боевая техника должны быть запасены для армии военного времени, а в мирное время необходимо их проверять, поддерживать их готовность к войне и по мере необходимости заменять, что является одной из задач армии мирного времени. Для ушедших в запас — ежегодные (или чаще — в зависимости от звания и сложности военной специальности) учебные (и только учебные, тренировочные, а потому — короткие по времени) сборы для поддержания и пополнения знаний, навыков, формы.

Необходим полный запрет армейской службы девушек. Все «женские» армейские должности могут заниматься только контрактницами (вольнонаемными) по их свободному выбору, как и другие места работы женщин. При этом многие «женские» места службы станут «мужскими». Необходима нормализация кашрута в армии и приведение в порядок института армейских раввинов, жизненно необходима серьезная многолетняя военная учеба командиров. Необходима «вечная» отсрочка от армии весьма небольшого количества выдающихся учеников как Торы, так и фундаментальных наук (в первую очередь, математики, физики, химии). Нужно давать отсрочку от армии тем, кто получает нужные армии военного времени профессии (инженеры врачи и другие), передавать им необходимые военные знания еще в период учебы по специальности, присваивать им офицерские звания, призывать «отсрочников» после окончания академической учебы на очень ограниченные сроки для согласования полученных ими знаний с нуждами армии, а не огромный срок, как сейчас по программе «атуды».

Вся текущая военная работа (напомним — военная работа мирного времени) — охрана границ и военных объектов, боевые дежурства, обучение новичков, необходимое военное присутствие, содержание техники и оружия и еще очень многие нужды армии мирного времени, всегда готовой к войне -только для контрактников и кадровиков. Обществу гораздо легче заплатить налог на содержание такой армии, чем платить годами молодости своих сыновей.

И, конечно, Страна нуждается в срочном создании как военных училищ академического уровня для подготовки кадровых младших офицеров (как правило, получающих академическую степень в нужных армии областях знания), так и серьезной военной академии для передачи знаний в области военных наук старшему (кадровому) комсоставу (частично такие академии сегодня уже созданы в ЦАХАЛе, но пока в них учатся далеко не все претендующие на звания старших офицеров). Создать эти учебные заведения не так уж трудно — в мире накоплен огромный опыт функционирования таких академий, программ обучения, типов специализаций, уровней и сроков необходимой учебы.

Понятно, что при возникновении прямой опасности для Страны и в случаях начавшихся войн — немедленный массовый призыв ополчения — уже обученного, оттренированного, уже заранее сформированного в боевые части, снабженные техникой и оружием, в части, сразу готовые к бою.

Армия никогда и нигде не может осуществить свое коренное переустройство. Принципиальное формирование структуры, построения и принципов функционирования любой армии всегда принадлежит гражданскому обществу и его руководству (демократическому или иному). Поэтому рассмотренные вопросы построения армии и всего лишь как следствие — вопросы призыва в армию, должны быть темой серьезной общественной дискуссии, чего увидеть нам пока не довелось.

Print Friendly, PDF & Email

9 комментариев к «Исраэль Дацковский: Еврейский ЦАХАЛ. Окончание»

  1. Самое умное, что я читал по-русски на тему «призыв ультра-ортодоксов в ЦАХАЛь»:
    https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5324941,00.html

    Это о полу-поддерживаемом и правительством и оппозицией законе, о котором Кнессет наверное скоро будет голосовать — или будут новые выборы.
    Если коротко, то суть вот в чём: постепенно (10 лет) и добровольно-принудительно: адатация ЦАХАЛа под «не совсем привычных новобранцев» + «экономические санкции против йешив, если те не будут выполнять нормативы по призыву».

    Важнейшая предпосылка статьи (да и самого закона):
    большинство ультра-ортодоксов, прошедших армию, остаются ультра-ортодоксами, но также становятся интегральной частью рынка труда в Израиле.

  2. Benny!
    Для изменения любой системы, и армии в том числе, должно существовать две вещи — доктрина желательного (идеального ) построения армии и путь перехода от сегодня к завтра. Так как сейчас обсуждается вопрос призывать-не призывать В НЫНЕШНЮЮ АРМИЮ, а мысль о, мягко скажем, неидельности армии сегоднящнего дня вообще не обсуждается, даже вопрос не поставлен, у нас все хорошо, гражданский долг, равное распределение, этих дармоедов — в армию, в генералы — самых-самых, то я счел нужным вопрос поставить и одну из моделей (наверно, из ряда возможных) предложить. Продолжение существования сегодняшней армии как устойчивой и никуда серьезно не изменяющейся системы — это означает продолжение беспримерного ограбления народа именно на мозги, а не на деньги или какие-то еще материальные блага.
    Вопрос должен быть поставлен и доктрина идеальной армии завтрашнего дня должна возникнуть.
    А что касается пути перехода от сегодня к завтра (не зная завтрашнего идеала, пути не наметить), то я его не обсуждал. Можно в качестве первой (спорной!) мысли кинуть (в пределах предложенной модели идеальной армии): Призывать по этой модели (краткая, примерно 1/2 года) срочная служба исключительно для получения той или иной военной специальности, затем 2 раза в год по 5 дней интенсивный милуим для поддержания знаний и формы с хоршими как пряником, так и кнутом для реального участия — призывать именно харедим как пилотный проект.
    Спасибо за комментарии, Шаббат Шалом.

    1. Кстати, в соседней статье Владимир Янкелевич обсуждает подготовку «правильного» генералитета (и высшего слоя политруководителей) через «Фонд Векснера» (Wexner). Несколько в ином ключе, но в том же напрвлении военной бездарности, но политической правильности этот же вопрос обсуждает Яков Кедми в своей книге «Безнадежные войны». Я же вопрос подготовки кадров армии вообще не обсуждал, хотя из изредка поступающей информации страшно становится и за нашу армию, и за нашу Страну. Да поможет нам Б-г!

    2. Уважаемый Исраэль!
      Вы говорите правильные вещи, но вы смешиваете то, что категорически нельзя смешивать:

      Мясную и молочную пищу вы ведь НЕ смешиваете, это закон Б-га.
      Но есть Закон Природы (созданной Б-гом природы), который не менее строго запрещает смешивать «идеал» (цель конечных устремлений) и «следующий шаг» (или несколько шагов на следующем этапе). Если это всё-же смешать, то от этого не будет АБСОЛЮТНО никакой пользы, но вред будет ОЧЕНЬ большим: это создаёт «хаос в общественном пространстве», который потом создаёт беспричинную ненависть или огромное отчуждение.

      У вас эти «идеал» и «следующий шаг» разделены на 90% — но этого категорически не достаточно, необходим тот-же принцип «меньше 1/60».

      Я пробую объяснить это на абстрактно-философском уровне, но это супер-дупер прикладная вещь: представьте себе, что воспитательница детского сада пробует учить детей квантовой физике. Это ведь ПОЛНОСТЬЮ, ТОТАЛЬНО, АБСОЛЮТНО дисквалифицирует её как воспитательницу, ведь правда ?

      Шабат Шалом.

  3. В первой части есть довольно правильные цели, но по-моему также глубокое непонимание, что к ним надо стремиться в рамках эффективного использования «того, что есть сейчас» (данные ресурсы).

    По-моему, во второй части этот подход доводится до полного абсурда: народу, явно предпочитающему содержание армии соблюдению Торы — такому народу предлагается армия, подходящая только для почти безгрешного народа праведников.

    P.S.: очень рекомендую серию из 7 статей:
    https://david-2.livejournal.com/512849.html

    1. Benny!
      Отделим мух от котлет:
      То, что святость стана и всеобщее изучение Торы в армии (и в жизни) — реальность НЕ сегодняшнего дня (к сожалению) — это понятно, это мечта о будущем.
      А вот необходимость короткой учебной службы для ВСЕХ и интенсивные учебные достаточно частые сборы для приобретения и поддержания боевых навыков для использования их в возможных войнах в качестве всенародной армии вместо траты молодых лет и милуима на функции армии мирного времени (и альтернативная служба в том же флаконе) — сегодняшняя актуальнейшая необходимость. Нам необходимо сохранять бездарно и массово теряемые сегодня в армии мозги народа (проблема уходит корнями в школу, но это — в других текстах).
      Я не писал о выделении и воспитании специфично отбираемых людей на армейское продвижение вплоть до высших званий — IQ поменьше, подчинение левой догме — побольше. Достаточно посмотреть на генералов в Кнессете.
      Еще: «народу, явно предпочитающему содержание армии». Народ ничего не предпочитает и не выбирает — он вынужден слепо (под угрозой силы) подчиняться тем, кто захватил политическое руководство. Демократия умерла еще в Афинах (предварительно казнив Сократа). Нынешние «демократии» еще требуют своего анализа. Бред про народ-суверен, делегирующий полномочия …. еще думающих уже давно не вдохновляет.

      1. Исраэль Дацковский — 2 августа 2018 at 8:00:

        « … А вот необходимость короткой учебной службы для ВСЕХ и интенсивные учебные достаточно частые сборы для приобретения и поддержания боевых навыков для использования их в возможных войнах в качестве всенародной армии вместо траты молодых лет и милуима на функции армии мирного времени (и альтернативная служба в том же флаконе) — сегодняшняя актуальнейшая необходимость. …»
        ——————
        1) Управление кадров генштаба ЦАХАЛа («ака = агаф коах адам») не только теоретически согласно с такой «Большой Целью», но уже давно сделало high level анализ, разбило большую цель на много частичных целей (от краткосрочных и до отдалённых) и произвело необходимые расчёты: при каких условиях каждая частичная цель возможна, что для этого надо сделать, сколько это будет стоить (денег, времени, риска, других ресурсов), какие преимущества / недостатки / неизвестные побочные эффекты и т.д. Многое из этого есть в открытой прессе.
        2) Многие частичные цели уже были успешно реализованы в прошлом, а также уже разработаны и приняты к исполнению детальные многолетние планы на будущее. Многие раннее солдатские должности теперь занимают контрактники или штатские: технические специалисты — повара — строители — ремонтники — шофёры и т.д. и т.д; полицейские — жандармерия — охранники — операторы наблюдения и т.д. и т.д. Многое из этого тоже есть в открытой прессе.

        « … Демократия умерла еще в Афинах (предварительно казнив Сократа). Нынешние «демократии» еще требуют своего анализа. Бред про народ-суверен, делегирующий полномочия …. еще думающих уже давно не вдохновляет. »
        ——————
        Это понятно: слишком многие люди следуют за своими желаниями, получют удовольствие от своих благих намеренией и просто игнорируют реальность, пока она их лично не «укусит». Но по-моему вы решили только первую 1/3 этих проблем.

        1. С такой скоростью изменений они как раз уложатся к плановому приходу Машиаха в конце 6000 — ого года.
          Повторю — армия сама себя изнутри серьезно, качественно изменить не может принципиально — ей нужны внешние приказывающие указания на такие изменения.

          1. …. Повторяю — армия сама себя изнутри серьезно, качественно изменить не может принципиально — ей нужны внешние приказывающие указания на такие изменения.
            ——————
            Но я ведь Вам в этом никогда и не возражал.
            Я говорил другое: любые изменения должны ну хоть чуть-чуть учитывать «то, что есть сейчас».

            В конце 90-ых я несколько лет служил офицером в управлении технологии и логистики генштаба ЦАХАЛа. Уже тогда мы (и не только мы) стремились сделать многие вещи в предлагаемом Вами довольно очевидном направлении.

            Моё мнение: на основании «бытовых знаний» и анализа Торы Вы обсуждаете как кардинально изменить реально существующую систему, гораздо более сложную, чем любой проект инфраструктурно-транспортных сооружений.
            Тору я тоже ОЧЕНЬ уважаю, но нельзя же так: публике такая статья будет иногда любопытна, но у любого хоть немного понимающего человека она будет вызывать недоумение.

            Шабат Шалом и желаю удачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *