Новое, значительно дополненное издание книги Сергея Баймухаметова «Ложь и правда русской истории» состоит из двух частей. Вышла часть первая — с подзаголовком «От варягов до Империи»… готовится вторая книга — с подзаголовком «От Империи до ХХI века». Фактически будет двухтомник… от варягов до наших дней.
Кем был Александр Невский?
Александр Щербаков
Вышла в свет книга Сергея Баймухаметова
«Ложь и правда русской истории. От варягов до Империи»
Издательство «Вече», 2021 год
Мой друг Сергей Баймухаметов — основоположник. Вот как-то так, объективно и в то же время обыденно, выглядит и звучит слово, уже отдающее бронзой.
Если конкретно — основоположник жанра, более или менее известного ныне как историческая публицистика. Разумеется, такая разновидность творчества существовала, жила и ранее в природе российской словесности. Но только исторические расследования, статьи и очерки Сергея Баймухаметова, как пожар распространившиеся за последние двадцать лет по информационному пространству, сделали жанр общеизвестным.
Но жанр сам по себе — лишь метод и следствие.
В общем и в целом Сергей Баймухаметов положил начало массовому распространению новой концепции истории Средневековой Руси, в частности и прежде всего, роли и значения Александра Невского.
Говорю о «массовом распространении», потому что в академических кругах сходные к его пониманию воззрения тоже существовали, однако на их обнародование был фактически наложен запрет. И только усилиями независимого исследователя, свободного от навязанных идеологических догм, удалось преодолеть его. Утверждаю это с убежденностью, потому что многое происходило на моих глазах, и даже при некотором моем участии.
В конце 1990-х годов я вслед за Львом Гущиным покинул угасающий, легендарный в перестроечные годы «Огонёк». Гущин стал главным редактором «Литературной газеты», я — шеф-редактором тетрадки «Общество», а наш огоньковский автор Сергей Баймухаметов — внештатным колумнистом.
Как-то мы с Сережей разговорились об интервью Юрия Афанасьева в «Общей газете». Мы очень ценили этого человека, одного из демократических лидеров перестройки и гласности, автора формулировки, которая вошла в новейшую историю: «Агрессивно-послушное большинство». В «Общей газете» он выступил как историк, и утверждал:
«Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)… Он сказал татарам: я вам соберу дани больше, чем вы сможете. Но за это подмогните побить моих соседей. Подмогли и побили. И дали ему титул великого князя…»
— Ну, еще Соловьев и Ключевский писали об Александре Невском очень сдержанно, — сказал Сергей. — Представляешь, в «Курсе русской истории» Ключевского он упоминается всего пятнадцать раз — всего в пятнадцати строчках. А уж западные историки не стеснялись. Их трактовки нынче подхватили наши. Сейчас Невского впрямую называют предателем Русской земли. Вот как все перевернули — с ног на голову!
Но я, малосведущий человек, был склонен доверять Афанасьеву — он ведь доктор исторических наук! Тогда Сергей сказал:
— Саша, нам с тобой, людям пишущим, утомительно рассуждать устно. Лучше принесу тебе текст.
И на следующий день передал мне шесть страничек под названием «Княжеский крест». По ним было видно, что написаны они давно, как говорится, «в стол», без расчета на выход в свет в близком будущем. С надеждой, что когда-нибудь, может быть…
Когда Сергей вновь появился в редакции, я сказал:
— Мы решили печатать.
— Что значит — «печатать»?» — озадаченно спросил он. — Саша, это же абсолютно непроходимо! В 88-м году сам Лев Гумилев признавался: боюсь сказать на страницах газеты с миллионным тиражом, что Александр Невский был названым сыном хана Батыя, боюсь, как воспримут это наши люди, веками воспитанные на теории «ига». Гений — боялся! А я — не гений. И вы с Гущиным — не камикадзе.
— Но сейчас все-таки 99-й, а не 88-й год, — возразил я.
«Княжеский крест» вышел в «Литературной газете» летом 1999 года. Сразу же начались перепечатки. В том числе — воровские, до поразительной наглости или наивности, под текстом Баймухаметова какие-то люди ставили свои имена и фамилии. Затем «Литгазета» опубликовала очерки-расследования Сергея «Призвания варягов не было! Опровержение «Повести временных лет», «Княжеский крест-2». «Русская православная церковь создала Русское государство», «Страшная сеча на Липице»… В других газетах напечатаны были «Тайна Куликова поля», «Детектив 1382 года», «Судьба Олега Рязанского», «Тайна завещания Дмитрия Донского», «Убивал ли Борис Годунов царевича Дмитрия?» и другие.
Заинтересовались издатели. И «совершенно безнадежное дело» стало реальностью. С 2005 года регулярно выходят его книги исторических расследований.
Очень многое, что сейчас в Сети об Александре Невском, о союзе Руси и Орды, о Русском Средневековье вообще — это или прямые перепечатки, часто — без ссылки на автора, или кое-как, слегка переписанные вариации из работ Сергея.
В 2009 году под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялась Всероссийская православная конференция «Жизнь святого благоверного князя Александра Невского как пример исторического оптимизма». С видеотрансляцией на Переславль-Залесский, Владимир, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. С докладом «Святой Александр Невский как народный герой» выступил архимандрит Зосима. Цитирую самые первые слова доклада:
«Вот передо мной статья Сергея Баймухаметова «Княжеский крест. Был ли Александр Невский предателем Русской земли?». В своей статье Сергей Баймухаметов ставит сложнейшие вопросы, которые касаются таких трудных и полярно порой дискутируемых моментов в истории России и нашей Русской Православной Церкви».
И далее — по сути и по тексту Сергея.
А еще через 8 лет, 14 марта 2017 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на первом заседании Оргкомитета по подготовке 800-летнего юбилея Александра Невского сказал:
«Политика Александра Невского не встречала полного понимания на Руси, в первую очередь в Новгороде… Однако, несмотря на то, что Александр не всегда получал поддержку своего собственного народа, он шел на мудрые и мужественные шаги, которые позволили ему уберечь страну от полного разорения… Александр Невский сумел выстроить такие отношения с Ордой, которые обеспечивали сохранение Руси… В результате Русь не потеряла своей идентичности, она не потеряла своей веры, не потеряла даже своего государственного устройства. А если бы крестоносцы пришли на нашу землю, то Русь как исторический, культурный, духовный, религиозный феномен прекратила бы свое существование».
Значение этих слов Патриарха трудно оценить в полной мере. Это — поворот в официальной светской и официальной церковной историографии Средневековой Руси.
Александр Невский — ключевая фигура русской истории и русского самосознания. Символ. Ведь веками воспитывали народ на теории «ига», внушая ненависть к «супостатам-татарам». И умалчивая о том, что именно союз Руси и Орды спас Русь от крестового похода с Запада, о том, что вражда вечно воюющих друг с другом русских князей закончилась бы, по мнению Карамзина, «погибелию нашего отечества»; умалчивая о том, что Александр Невский создал единое Русское государство в союзе с Ордой и Русской православной церковью. Восстановить его подлинную роль и значение — значит пересмотреть историю Средневековья.
Патриарх Кирилл первым из иерархов Русской православной церкви решился на подобный акт. В полной мере оценят его только последующие поколения. Постижение истории — процесс, протяженный во времени, сознание народное меняется не в один день. Нельзя не отдать должное мужеству Святейшего Патриарха, сделавшего решающий шаг. Это общественный подвиг.
Новое, значительно дополненное издание книги Сергея Баймухаметова «Ложь и правда русской истории» состоит из двух частей. Вышла часть первая — с подзаголовком «От варягов до Империи». Строчки аннотации говорят сами за себя: «Призвание варягов» — миф для утверждения власти Рюриковичей. Александр Невский — названый сын хана Батыя. Как «татаро-монголы» освобождали Гроб Господень. Петр Первый — основатель азиатчины в России. Потемкин — строитель Империи»…
В издательстве «Вече» готовится (не сглазить бы) вторая книга — с подзаголовком «От Империи до ХХI века». Фактически будет двухтомник «Ложь и правда русской истории» от варягов до наших дней.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ.
«- Никому, кажется, ещё не приходило в голову осмыслить, не воинские победы, о которых столько понаписано, но «вояжи» князя Новгородского, великого князя Киевского «и прочая, и прочая» …
«Ну, барин, — закричал ямщик,- беда: буран!..»
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали…» (Пушкин. «Капитанская дочка»).
Историю надо писать не свысока — гордо осведомлённым о следствиях, но — ощущая себя в том же историческом времени…« — Как ямщик, как Савельич надо писать Только тогда возникает подлинность. «Капитанская дочка» — источник исторических знаний. Так учит Маркс Т., ощущая себя в том же историческом времени.
Новое, значительно дополненное издание книги Сергея Баймухаметова «Ложь и правда русской истории» состоит из двух частей. Вышла часть первая — с подзаголовком «От варягов до Империи». Строчки аннотации говорят сами за себя: «Призвание варягов» — миф для утверждения власти Рюриковичей. Александр Невский — названый сын хана Батыя. Как «татаро-монголы» освобождали Гроб Господень. Петр Первый — основатель азиатчины в России. Потемкин — строитель Империи»…
———————
Спасибо, иду искать и читать. Но… Александр Невский — это только одна небольшая часть общей (русской и европейской) истории, которая тянет за собой тысячи вопросов. Надеюсь, что Сергею Баймухамедову удалось и удастся написать так, чтобы и официальная история прониклась и немного сникла “гордой головой”.
Откопала эту книжку в интернете. Симпатичная. Больше всего похожа на учебник истории без идеологических закидонов. Но наткнулась на утверждение, с которым не то чтобы не согласна, а…
А на самом деле наш народ почти всегда был и есть на стороне государства.
Ну, почему же только «наш»? Всякий народ имеет то правительство, которого заслуживает. Зачем поддерживать советскую мифологию про невинный народ и гадких власть имущих?
Интересно будет почитать. До сих пор читал про 20 тамплиеров с тысячью «смердов», с которыми воевал Александр. На крестовый поход и завоевание Руси как-то не дотягивало.
Никому, кажется, ещё не приходило в голову осмыслить, не воинские победы, о которых столько понаписано, но «вояжи» князя Новгородского, великого князя Киевского «и прочая, и прочая» Александра Ярославича («Невского») в Каракорум, стольный град империи чингизидов, (с непременным заездом в золотоордынский батыев Сарай близ нынешней Астрахани) – «за ярлыками», подтверждающими статус князя? (В Каракоруме незадолго до того был отравлен регентшой престола Туракиной его отец Ярослав Всеволодович: «…тело его удивительным образом посинело». Не исключено было, что сына по прибытии ожидает та же участь…
Не единожды, а всего почти четверть срока своего княжения Александр провёл «вне родимых отчин» в пути и пребывании «у басурман».
Путь неблизкий: семь тысяч километров на сменных лошадях по степному бездорожью в летний зной и зимнюю стужу, в непогодье, — путь, более, чем вдвое превышающий ширину Атлантического океана, преодолённого через два столетия каравеллами Колумба (под парусами, с каютами, трюмами, набитыми провиантом)…
А как проходили такие, лишь в несколько слов упоминаемые историками странствия – без карт, без непременных материков Нового Света поперёк пути мореходов, которые (в отличие от Каракорума) обминуть, промахнуться было немыслимо?..
«…Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик,- беда: буран!..»
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали…» (Пушкин. «Капитанская дочка»).
Всё это на том же пути, но – спустя полтысячи лет, когда и дороги уже были, и всего-то в считанных сутках пути. «Вояжи» в Каракорум длились до полугода…
Историю надо писать не свысока — гордо осведомлённым о следствиях, но — ощущая себя в том же историческом времени. Только тогда возникает подлинность.
Максу Тартаковскому:
Вы абсолютно правы. Об этом подробно говорится в моей книге. О великом Западном походе Батыя (1236-1242 годы) от Гоби до Адриатики в «Сокровенном сказании» – очень кратко, буквально несколько строк.
А основное внимание летопись правления Угэдэя уделяет делам гражданским, и прежде всего – организации ямщицко-почтовой службы. Вплоть до количества коней, повозок, какой налог брать, где вырыть колодцы и т.д.
Марко Поло тогда писал: «Через каждые 25 миль посланцы Великого Хана находят станцию, которая по-монгольски называется ям, т.е. «станция с почтовыми лошадьми». В некоторых ямах есть по 400 коней, в других же меньше. Всего Великий Хан содержит на этот предмет до 400000 лошадей… Эти дороги Великий Хан приказал обсадить большими деревьями; в пустынных местностях дорога указывается столбиками, камнями и т.п. Для переправы через реки жители окрестных к переправам селений должны иметь три парома».
Так появилась на Руси знаменитая, воспетая в песнях ямщицко-почтовая служба.
Сергей Баймухаметов
С большим интересом прочёл, спасибо! Материал заставил меня почитать в интернете вкратце об истории Монгольской империи времен хана Удэгэя.
Действительно, гигантская, потрясающе мощная была Империя. И знаете, на что обратил внимание. Период наивысшего расцвета её совпадает с периодом веротерпимости и многоконфессиональности.
И так в большинстве империй, кстати, объединявших разные народы. Вот и в ханстве поначалу уважались разные веры: хочешь быть христианином — пожалуйста, хочешь мусульманином — пожалуйста, язычником, буддистом — пожалуйста. А когда какая-то одна религия начинает давить и подавлять (ислам в Золотой орде, католицизм либо православие в Европе), тут-то и наступает полоса распада. И что есть европейское Возрождение, как не возврат к веротерпимости
Как хорошо сказал публицист А.Невзоров (ба-альшой поповед и «друг» Гуни) о публицистике (и публицистах):
«…когда человек занимается публицистикой, он должен писать так, чтобы каждое слово было бы преступлением»
А историческая публицистика тоже… публицистика.
Суздальский князь Александр Ярославич так и не узнал, что его неудачный налет на лагерь шведских купцов на Неве спустя несколько сотен лет принесет ему почетный титул Невского, сначала правда в среде православнчх иерархов, убоявшихся тогда роста влияния католиков. Попы и создали культ борца с Западом, то есть с соседями -Литвой, Польшей и Швецией.