Владимир Семёнович Высоцкий рано ушёл из жизни. Ему уготована была скоморошечья судьба, всю жизнь его затаптывали. Потому-то и прорываются в его песнях такие трагические исповедальные ноты, как в песне «Кони привередливые».
Скоморохи
Байка
Яков Каунатор
Байка — ложь, но в ней намёк…
Глава 1
Откуда есть и пошли Скоморохи
Они сидели вокруг костра и занимались привычным для себя занятием. Кто-то грыз кость, сдирая с неё зубами остатки мяса, кто-то, отодвинувшись от костра, примерял на себе шкуру недавно убитого зверя. Один из них подхватил с земли остывшую уже головёшку, поднялся и подошёл к стене. Несколько раз он провёл головёшкой по стене, отошёл на пару шагов, посмотрел на творение рук своих и довольно заурчал. На стене изображена была сценка из сегодняшней охоты.
Человек не подозревал, что он — кроманьонец. Так назовут его потомки через десятки и десятки тысяч лет. Кроманьонец не понимал, что в сей момент, вот здесь у стены в нём проснулась душа. Пробудившись, душа породила ген, имя которому — творчество.
Случилось это лет сорок тысяч назад. Так говорят нам учёные, утверждающие, что возраст древних наскальных рисунков исчисляется этой цифрой.
За 40 000 лет ГТ (ген творчества) многое сумел натворить. В Египте он понастроил пирамиды. Добравшись до Греции ГТ вызвал там эпидемию. Трудно сказать, сколько древних греков подверглось вирусной атаке ГТ. Однако, следы той эпидемии сохранились и сегодня. Парфенон, статуя Зевса скульптора Фидия, Лаокон (Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса — Агесандра, Полидора и Афинодора…);
«Иллиада» и «Одиссея», сказания великого Гомера; комедии Аристофана и трагедии Эсхила; баснописец Эзоп…
А философов, философов в Греции сколько! Да и то правда, всяк грек мнил себя философом…
Те же, у кого руки были приделаны не к тому месту, ну, там, не умели ваять, чертить прожекты, те же, у кого язык был слишком короток, чтобы мысль свою в стихотворную строчку выразить, занимались законоТВОРЧЕСТВО. Именно от них пришли понятия основы государственного устройства и основы демократии.
И вот промчавшись эпидемией по Европам, ГТ уже на исходе своей активности оказался на краешке Земли. Это если спускаться из Гринвича (административный округ Лондона) по мередиану, то надобно повернуть налево, а там рукой уже подать до Киевской Руси, как полагали тогда — едва ли не край Земли)))
Здесь-то ГТ и задремал с устатку. Задремал в надежде набраться сил.
А пробудился он в веке 11-ом.
Человеческие особи, обнаруженные ГТ на этом краю Земли (Киевская Русь), нравом были сумрачным, угрюмым.
— Как же это? Как же так? Почему же раньше не добрался я до этих особей? — подумал Ген Творчества.
Меры необходимо было принимать незамедлительные. И начинать надобно с самого простого: поселить в душах этих людей веселье, ибо… ибо сказано было:
— Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. Ветхий Завет. Притчи Соломона
— Нет лучше для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его. Ветхий Завет. Екклесиаст
— Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ветхий Завет. Сирах
— Весёлость означает довольный собою ум, чистое сердце и добрый характер. Весёлый человек создаёт себе весёлый мир, мрачный человек создаёт себе мир мрачный. С. Смайлс.
И поселилась в душах особей с помощью ГТ веселье. Не сразу, правда и не во всех. Но в тех, в ком оно поселилось, возникла потребность и самим веселиться, и веселить однородцев своих. Людей этих позже прозвали на Руси СКОМОРОХАМИ.
«Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут». В. Даль.
Ах, дорогой Владимир Иванович, Владимир Иванович! И Чехов ещё не родился, и фраза им произнесённая «Краткость — сестра таланта!» ещё не ведома, а вы в веке 19-ом в одной фразе изобразили нам и характер, и занятия скоморохов.
С занятиями теперь понятно. Непонятно само слово «Скоморох», откуда взялось, с неба, что ли свалилось? Учёные по сей день спорят, чуть ли не дерутся. Мнений много. Но на то она и история, наука, в которой единого мнения никогда и нету.
Вот » А.Н. Веселовский объяснял его глаголом «скомати», что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова «масхара», означающего замаскированный шут. А.И. Кирпичников и Голубинский считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе — мастер смехотворства.»
Почувствовали разницу? «Замаскированный шут» и «Мастер смехотворства»? Вот! Вот оно! Не почувствовали! А всё потому, что человек вы далёкий от науки истории…
Мне же ближе позиция Н.Я. Маррa. Он установил, что, согласно исторической грамматике русского языка, «скоморох» — множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. Далее он прослеживает индоевропейский корень этого слова, общий для всех европейских языков, а именно слова «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант.»
Во-первых, его определение очень близко к определению В.И. Даля.
Во-вторых, теория языкознания товарища Марра очень близко соприкоснулась с марксизмом и сам товарищ Сталин очень почитал товарища Марра и его теорию. Нешто будем теперь отрицать взгляд Н.Я. Марра на этимологию слова «скоморох»? Давайте согласимся.
Я пытаюсь представить себе этих талантливых, одарённых людей там, в далёком прошлом, людей, нашеших потребность веселить людей. Они должны были быть универсальными. Обладать тем, что нынче называют цирковыми навыками: акробатикой, жонглированием, клоунадой. Должны обладать музыкальными навыками, даром сочинительства. Со временем скоморохи будут сбиваться в ватаги и ставить театрализованные представления. Во времена Ивана Грозного представления эти будут называться «позорищами». Ёмкое слово…
Среди разных атрибутов, сопровождавших действа скоморохов — примитивных музыкальных инструментов, ярких одежд, обручей, самым основным и важным для скомороха была маска. Ведь скоморошество, по сути есть лицедейство.
Зачем? Для чего раздавали своим однородцам своё веселье, своё настроение?
Для свободы. Человек, в чьей душе поселилось веселье, а в голове родились мысли — свободен. Раб не может быть весел, да и мысли у раба мрачные и монотонные.
А скомороха нам представил Андрей Тарковский в своей картине «Андрей Рублёв. Роль скомороха гениальное сыграла Ролан Быков.
Нет ничего странного, что скоморошество с самого своего зарождения встречало яростное преследования в первую очередь со стороны православной церкви, а также со стороны княжеской власти.
Не было ещё средств массовой информации, и скоморохи были своего рода — «радио» и СМИ, к которым люди прислушивались.
Со временем, от шуток-прибауток-частушек, всё чаще появлялись у скоморохов и сатира, на тех же попов, и доносились слова правды.
Поэтому и преследовались, поэтому изгонялись.
Человек, в чьей душе поселилось веселье, а в голове родились мысли — свободен.
Из постулатов православной церкви: покорность, послушание и в качестве бонуса — жертвенность. Не слыхал нигде, кроме России восхваления смерти: «На миру и смерть красна».
Глава 2
«Для веселия
планета наша
мало оборудована»
В. Майковский, 1926 г.
В 1648 году благодаря стараниям патриарха Никона, царь Алексей Михайлович «Тишайший» своим указом запретил скоморошество.
Скоморохов изгоняли, били батогами, самым упрямым вырывали ноздри и ссылали в Сибирь. Скоморошество усилиями церкви и власти было затоптано.
Из кино моего детства. Кадры расплываются в памяти, но один очень отчётлив. Садко, в исполнении Сергея Столярова, игает на гуслях на берегу Волхова.
Прйдёт время и красочный Великий Новгород почернеет от пожарищ, а Волхов, на берегу которого пел Садко, окрасится цветом крови.
Гусли… При царе Алексее Михайловиче вместе с скоморохами будут уничтожены гусли.
В 30-ых годах 20-го века советская власть расстреляет 337 кобзарей в Украине.
«Для веселия планета наша мало оборудована»…
Глава 3
Воскрешение
Во второй половине 20-го века в одном из московских дворов произошло событие для ботаников заурядное, а для населявших этот двор жителей событие приятное. Сквозь асфальт пробился маленький зелёный росточек. «Эка невидаль» — скажет иной ботаник. Я не ботаник, вырос во дворе-колодце, окружённом каменными стенами с прорубленными в них окнами. И для меня этот росточек — символ упорства, символ жизнеутверждающего стремления к жизни.
Как и полагается всякой уважающей себя науке, у ботаники тоже есть свои законы. Согласно этим законам любой росточек Должен во что-нибудь превратиться. Из одного произрастёт пшеничный колос, из другого — чертополох. Один превратится в огурец, другой земляничным кустиком. Один — в цветок, другой в дерево. Тут уж как карта ляжет…
Нашему, в московском дворике из асфальта проросшему, суждено было превратится в деревце.
Имя этому деревцу — Владимир Высоцкий.
Рос, рос себе парень, жил не тужил в окружении родителей и дворовых друзей. Уже и школу закончил, и в институт инженерно-строительный поступил. Вот тут-то беда — не беда, но конфуз случился. Что-то некомфортно стало студиозу. Свербит и свербит в душе. И до того ему муторно стало, что в одночасье-то и бросил он институт.
Сам-то он не догадывался, что поселился в его душе ГТ, ген творчества, значит. И направил молодого отрока ГТ в театральный институт.
Так у Владимира Высоцкого появилась театральная маска. Первая в его короткой скоморошьей жизни. Театральных было несколько, за ними появились киношные. Но больше всего масок в творчестве Высоцкого было песенных.
Сегодня он — «Я был душой дурного общества», а звтра он «Я -Як истребитель». Сегодня «За меня невеста отрыдает честно…», а завтра — «Мне этот бой не забыть нипочём, смертью пропитан воздух…»
Песенных масок было сотни. И у каждой маски было своё «лицо», свой характер. Забулдыга и шофёр, колхозник и спортсмен, пациент Канатчиковой дачи и моряк-подводник… И кажется, не было в стране человека, о ком бы не спел Высоцкий. Может, может поэтому он был так притягателен людям.
А поначалу он веселил людей. И ранние песни его — сказочные, смешливые, ироничные.
Дерево росло и в его песнях появляются песни-размышления, песни иповедальные. И всё чаще в его песнях пробивается правда.
Песни Высоцкого тревожили души людей, пробуждали мысль.
Сравните две песни Высоцкого: раннюю «Где мои семнадцать лет» и написанную лет через 15-20 «Балладу о детстве». И обязательно вспомните его «Баньку»… Пожалуй, одна из самых трагических песен. Это только кажется, что пелось о времени » а на левой груди профиль Сталина». На самом деле песня о вековой кандальной истории России.
Наверное, самая скоморошья песня у Высоцкого это «Баллада о правде и лжи». Она похожа на притчу, наполнена иносказанием, а, главное — наполнена мыслью.
Владимир Семёнович Высоцкий рано ушёл из жизни. Ему уготована была скоморошечья судьба, всю жизнь его затаптывали.
Потому-то и прорываются в его песнях такие трагические исповедальные ноты, как в песне «Кони привередливые»:
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить я не смог, мне допеть не успеть.
Из песни «Я бодрствую, но вещий сон мне снится».
Я бодрствую, но вещий сон мне снится.
Пилюли пью — надеюсь, что усну.
Не привыкать глотать мне горькую слюну —
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну,
Чтоб доказать — я в колесе не спица,
За то, что мне неймётся и не спится…
Кстати, и Андрей Тарковский, как и его картина «Андрей Рублёв» иногда представляются мне тоже скоморохами и своим ГТ, и своей судьбой напоминают мне скоморохов.
Согласно тем же законам ботаники от дерева отходят росточки-веточки. От древа «Владимир Высоцкий» в 21-ом веке ответвилось множество веточек-скоморошинок.
Не упомню всех имён, их много. Назову несколько: Тимур Шаов, Сергей Шнуров, Вася Обломов, Оля Чикина, гроппа «Отава Ё»… Уверен, читатели обязательно добавят к этому коротенькому списку множество других имён. И самый яркий скоморох нашего времени Михаил Ефремов.
Они все разные, И всех их объединяет Ген Скоморошества.
Да здравствует СКОМОРОШЕСТВО!
Век 21-ый.
10 поправок, к Конституции, предложенных Президентом РФ Путиным В. В.:
2. В Конституции РФ появится упоминание бога:
«Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство»
Источник
* * *
«Весёлый человек создаёт себе весёлый мир, мрачный человек создаёт себе мир мрачный»
С. Смайлс
Как всегда – познавательно, интересно, с точными иллюстрациями. И, конечно, «Ваш» Высоцкий по делу, к месту, с новой точки зрения.
И жёсткий (если чуть-чуть задуматься) финиш.
Но с одним положением позвольте не согласиться:
«Не слыхал нигде, кроме России, восхваления смерти: «На миру и смерть красна»..
Яков, а как же 72 гурии?!!
PS Забавно: мои частушки в пандан к Вашим «Скоморохам». Именно так я и чувствую: Тяжко, мрачно, с непонятной перспективой…Так весели!
«Да здравствует скоморошество!»
Спасибо, Наташа, за отклик. Рад, что \»Скоморохи\» задели. Гурии, гурии… Вы правы. И… подумалось, вот здесь-то \»собака и зарыта\»)))
Православие и ислам… Сходство характеров есть? Есть. Общность интересов есть? Есть.))) Поэтому и в отношении к смерти они схожи.Обе религии призывают свои \»стада\» к жертвенности…
И ведь Ваши частушки, как и весь цикл Декамерона, и впрямь — чистой воды СКОМОРОШЕСТВО!
И даже в это чумное время — веселись и весели других!
\»— Весёлость означает довольный собою ум, чистое сердце и добрый характер. Весёлый человек создаёт себе весёлый мир, мрачный человек создаёт себе мир мрачный.
Человек, в чьей душе поселилось веселье, а в голове родились мысли — свободен.\»
ДА ЗДРАВСТВУЕТ СКОМОРОШЕСТВО!
Тимур Шаов. Замечательно
Большую работу проделал Яков К. Понравилось про деревце Высоцкого.
А всё ГТ… Ген творчества шагает по сети, как призрак коммунизма когда-то шагал по Европе. Как когда-то Шагал… Воспользуюсь оказией, чтобы выразить восхищение (в пандан)) частушками Наталии Шайн-Т.
Но с двумя положениями не согласный:
«На миру и смерть красна» и 72 гурии – положения сурьёзные, слов нет.
Однако, не идут ни в какое сравнение с простым “мир зол зайн”, когда это говорит а идише мамэ своему ребенку. Сомоотдача матери, imho, выше всех гурий. Всем – мирного весёлого праздника.
И Вас с праздником!
Мудрые наши еврейские мамы… Они понимают мир куда лучше проповедников.