Лев Мадорский: Раввины в моей жизни

 448 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Почти двухметрового роста блондин, хотя и не вписывался в привычнй для раввина образ, оставил на меня самое приятное впечатление. Яков считал себя не немцем, принявшим гиюр, а евреем. По его мнению, (я так не считаю) евреи, вообще, не нация, а религиозное сообщество.

Раввины в моей жизни

Лев Мадорский

Лев МадорскийЯ родился и вырос в еврейской атеистической семье. В Бога поверил после того как в жизни моей произошли чудеса, которые случайностью, совпадением, невероятным стечением обстоятельств объяснить невозможно.

В московскую, хоральную синагогу пришёл в первый раз в 34 года. На Хануку. Там и увидел проводившего богослужение раввина. Народу было много, я сидел в последних рядах и этот первый мой ребе — высокий, с хорошей осанкой, плавными движениями и красивым, звучным голосом произвёл на меня впечатление. Мне казалось, что это гость из другого мира. Таинственного и наполненного мудростью. Позже, до отъезда в Германию, бывал в этой синагоге на улице Архипова в большие праздники несколько раз и представление о раввине, как о мудром, всезнающем, глубоко порядочном человеке не изменилось.

Первое личное знакомство с ребе Исааком (здесь и далее имена раввинов изменены) произошло в Магдебурге и только укрепило это представление. Раввин из Марокко держался просто и с достоинством, не уходил от ответа на любые, даже самые «глупые» вопросы. Позже я брал у него интервью для «Еврейской газеты» и задавал, в основном, именно такие: «Посещают ли иногда сомнения в существовании Бога?», «Почему Всевышний допустил Холокост?», «Можно ли еврею жить на родине Холокоста?». Некоторые другие. Ребе Исаак обладал редким качеством: если он что-то не знал, то не стеснялся сказать: «Не знаю».

После раввина Исаака в общину пришёл рабби Аарон из Израиля. Он был недолго, меньше года, но нанёс, по моему возвышенному образу раввина, сокрушительный удар. Аарон презирал нас, религиозно неграмотных и мало что соблюдающих выходцев из совка, и этого не скрывал. Я в то время руководил в общине хором. Мы пели песни на идиш и иврите, не зная языка и смутно понимая о чём поём. Но общение, красивые мелодии, приближение к еврейской культуре нам нравилось и число хористов постоянно увеличивалось.

Однажды Аарон попросил меня остаться после службы: «Не могли бы Вы пригласить несколько мужчин из хора, чтобы они пели (он дал мне книгу с текстами и нотами религиозных песен) на богослужении. В конце месяца я буду платить каждому по 25 евро. Раввин подумал и добавил: «Из своего кармана». Я обещал поговорить с хористами. Так возник маленький, вокальный ансамбль из пяти человек. К концу месяца я уехал в Москву, а когда вернулся и пришёл в общину, то был в шоке. Меня сторонились, со мной не разговаривали, а бабушка Ася, милая пожилая женщина, которую все называли «еврейская мама», сказала: «Лёва, как ты мог?». «Что мог? Что случилось?» И еврейская мама рассказала, что когда один из хористов подошёл к раввину в конце месяца и попросил заплатить, тот Аарон не только не заплатил, но и возмутился: «Какие деньги? О чём Вы говорите? Это Мадорский придумал».

Я побежал к раввину, которому община снимала квартиру: «Господин раввин. Разве Вы не обещали платить 25 евро в месяц хористам?» Аарон не смутился: «Не волнуйтесь, господин Мадорский. Меня неверно поняли. Завтра же заплачу». Но ребе не заплатил. На следующий день Аарон реабелитировал меня по другому. Он сбежал. Сбежал на общинном мерседесе, прихватив с собой новый свиток Торы за 25000 евро. Из аэропорта Аарон позвонил секретарше: «Машина общины стоит в Франкфурте на Майне на стоянке. Ключи в выхлопной трубе. Тору я взял, потому что у вас все члены общины неверующие и она им не нужна». Короче, как Остап Бендер мадам Грицацуевой: «Прощай моя курочка. Обниматься некогда. Мы разошлись как в море корабли».

Послали в Израиль целую делегацию на поиски раввина, но он как в воду канул.

Позже в общине раввины, несмотря на высокую, как у министра земли зарплату в 6-7 тысяч евро, (знаю, так как был членом правления) почему-то долго не задерживались. Были среди них порядочные, умные, внушающие доверие, но встречались и довольно странные, прямо скажу, малограмотные. Таким запомнился молодой, импозантный, русскоязычный ребе Барух из Белоруссии, окончивший иешиву в Дании. Раз в неделю Барух проводил уроки религии. Как-то пошёл на его лекцию об истории христианства, большая часть которой была посвящена последним годам жизни Христа. Об общем уровне этой, если так можно выразиться, лекции можно судить по рассказу раввина о распятии Иисуса: «Никакое это было не распятие. По еврейским законам приговорённого к смертной казни привязывали к двум склонённым к земле деревьям и разрывали. Но так как, — с серьёзным видом говорил ребе, —Христос владел магией, он заговорил все деревья в Иерусалиме и их невозможно было согнуть. Тогда Иисуса разорвали капустой, которая уродилась в этом году у одного еврея очень высокой. Более 2 метров».

Последним среди знакомых мне раввинов стал ребе Яков. Немец, прошедший либеральный гиюр. Я с ним познакомился, когда переехал из Магдебурга в Брауншвейг, где община была либеральная. Почти двухметрового роста блондин, хотя и не вписывался в привычнй для раввина образ, оставил на меня самое приятное впечатление. Когда я попросил его дать мне текст молитвы для больной внучки, то он принёс молитвы, которые сам перевёл на немецкий и аккуратно переписал в тетрадь. Яков считал себя не немцем, принявшим гиюр, а евреем. По его мнению, (я так не считаю) евреи, вообще, не нация, а религиозное сообщество. Но он строго соблюдал мицвот и даже поменял квартиру в другом от общины конце города, чтобы не ездить на машине в шаббат.

Заключение

Признаюсь, знакомство с раввинами не достойными этого высокого звания, несколько поколебало моё представление не только о раввинах, но и о харедим. Я узнал, что среди них, как это не печально, встречаются обманщики, подлецы, и просто дураки. В семье, как говорится, не без урода. Но, в подавляющем большинстве, раввины и харедим — это чистые, порядочные, добрые люди. Я думаю, что они не могут быть другими, если их жизнь вращается вокруг Торы и Заповедей. В подавляющем большинстве, харедим в отношениях с людьми стараются придерживаться важного принципа галахи:

«Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Это вся Тора, всё остальное является комментарием к ней» (раввин Гиллель (75 г. до н. э)

Поддерживаю Мирона Амусью, который в своих статьях выступает против пропаганды, особенно в русскоязычной среде, ненависти к харедим. Да, действительно, среди них больший процент, чем среди светских евреев, не работает и не служит в армии. Но делают они это не из-за какой-то выгоды. Какая уж тут выгода жить на скромную материальную поддержку государства? Образ жизни харедим вытекает, повторяю, не из выгоды, а из их представлений о требованиях галахи. Поэтому деньги, которые платит Израиль неработающим харедим, не выбрасываются на ветер. Это деньги на то, чтобы поддержать удивительных, чистых и высоко нравственных людей, которые посвящают свою жизнь служению Богу и выполнению Его заповедей.

Print Friendly, PDF & Email

51 комментарий к «Лев Мадорский: Раввины в моей жизни»

  1. Раввин, укравший свиток Торы, принимал меня в члены общины Дессау (Заксен-Анхальт).
    Незабываемое впечатление! (Я уже писал об этом).

  2. «В подавляющем большинстве, харедим в отношениях с людьми стараются придерживаться важного принципа галахи:
    «Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. » — из заключения статьи

    https://detaly.co.il/plotinu-prorvalo-ultraortodoksalnaya-obshhina-zagovorila-o-seksualnom-nasilii/
    «Здесь нет ребенка, которому удалось бы этого избежать»

  3. Лев Мадорский
    30 августа 2021 at 8:54 |
    Лев Мадорский
    29 августа 2021 at 20:38 |
    Вы,Инна, конечно, правы, но, думаю, с этим согласен, и Давид. Мне кажется, что он, рассказывая юному ультраортодоксу об отрицательном отношении к харедим некоторой части русскоязычным израильтян, не собирался обострять конфликт, ( сужу в целом по его текстам), а хотел открыть ему глаза на существующее положение
    ______________________________
    А я — то не поняла, что у него (Давида) такая благородная просветительская миссия – сеять разумное доброе вечное. Пожелаем ему успехов. (Лев, нельзя же так смешить людей, прямо до колик насмешили).

  4. Лев Мадорский 29 августа 2021 at 20:38
    «Хочу, Давид и Инна, подчеркнуть, что противостояние религиозных и светских евреев- одна из самых иррациональных, противоестественных, бессмысленных израильских реальностей.» ©
    ==========================================================
    Уважаемый Лев, на самом деле нет противостояния религиозных и светских иудеев. Религиозные иудеи, в основной своей массе, не читают того, что пишут о них юдофобски настроенные русскоязычные светские иудеи (я не говорю о троллях и их национальной принадлежности, она вообще неведома и не представляет интереса в свете затронутой темы), отчасти из-за того, что языка не знают но в основном потому, что в интернете не торчат а если кто-то из русскоязычных верующих и прочтёт направленные против них облыжные обвинения, то противостоять в неизбежных при этом склоках не будет — вера не располагает.
    В словесных стычках между носителями юдофобских взглядов и их оппонентами как правило принимают участие светские и/или традиционные иудеи.
    Носители юдофобской идеологии (пусть даже они и не признают её юдофобской) — это, однозначно, светские, их же оппоненты могут быть и светскими и традиционными в той или иной степени. То, что светские выразители юдофобской идеологии всех своих оппонентов скопом зачисляют в харедим говорит только об их невежестве или об их злобе, ведь для них слово и понятие «харедим» имеют бесспорно обсценное значение и они им оскорбляют.
    То же можно смело сказать и о том, что оппоненты выразителей юдофобской идеологии работают, платят налоги, служат или служили в армии етс., но во всём этом их оппоненты отказывают им по умолчанию и категорически.
    Но противостояние юдофобов и их оппонентов вовсе не иррационально, Лев, его истоки лежат на поверхности и вполне объяснимы — это борьба двух ментальностей — ментальности советско-православной и ментальности иудейской. Воспитаны-то в советско-православной ментальности были все выходцы из СССР, в том числе и вы и я, однако кто-то сумел осознать враждебность этой ментальности народу праотцов своих и нашёл в себе силы отодвинуться от тех аспектов советско-православной ментальности, которые деструктивны для ментальности иудейской, а кто-то нет и, что самое печальное, не просто нет но категорически и воинственно «нет».
    Вот вам и всё объяснение этому противостоянию. Вернее не всё, но остальные аспекты этого объяснения лежат в области человеческой психологии и требуют отдельного обстоятельного освещения.

  5. Лев Мадорский
    29 августа 2021 at 20:38 |
    Хочу, Давид и Инна, подчеркнуть, что противостояние религиозных и светских евреев- одна из самых иррациональных, противоестественных, бессмысленных израильских реальностей.
    _______________________________
    Тем более, Лев, недопустимо то, что ведет к нагнетанию этих отношений , натравливанию, подстрекательству, разжиганию, провокациям и т.д. и т.п. – все термины синонимичны.

    1. Лев Мадорский
      29 августа 2021 at 20:38 |
      Хочу, Давид и Инна, подчеркнуть, что противостояние религиозных и светских евреев- одна из самых иррациональных, противоестественных, бессмысленных израильских реальностей.
      _______________________________
      Тем более, Лев, недопустимо то, что ведет к нагнетанию этих отношений , натравливанию, подстрекательству, разжиганию, провокациям и т.д. и т.п. – все термины синонимичны.
      —————
      Вы,Инна, конечно, правы, но, думаю, с этим согласен, и Давид. Мне кажется, что он, рассказывая юному ультраортодоксу об отрицательном отношении к харедим некоторой части русскоязычным израильтян, не собирался обострять конфликт, ( сужу в целом по его текстам), а хотел открыть ему глаза на существующее положение . Верно это или нет затрудняюсь сказать. Надо, чтобы ответить, жить в Израиле.

      1. Лев, разумеется я согласен с тем, что разжигание ненависти, подстрекательство и наветы в народе недопустимы, однако я категорически не согласен с Инной в определении того, чо именно является разжиганием ненависти, подстрекательством и наветами. Я категорически настаиваю на том, что всеми этими вещами занимаются такие как Инна или с активного одобрения таких как Инна но никак не харедим или такие как я, раскрывая ничего не подозревающим харедим, датиим и масортим не знающим русского языка, глаза на то, что есть в народе и государстве Израиля некоторые силы, которые возбуждают ненависть к ним и к иудаизму, проводящие идею о том, что Страна не является иудейской и ни им ни иудаизму в ней не место.
        С точки зрения ментальности православно-советской я призываю харедим, датиим и масортим брать в руки топоры и вилы и идти крушить лживых нечестивцев, с точки же зрения иудейской такая реакция на подобную информацию категорически неприемлема и единственным результатом знания об этом антииудейском заговоре будет то, что о нём будут осведомлены и с учётом этой информации будут выстраивать свои жизненные шаги.
        Физической угрозы от этого светским носителям юдофобии нет никакой, это гарантированно. А вот я, лично, был свидетелем того, как группка таких вот условных «Инн» чуть не избила русскоязычного хареди когда им показалось, что он хочет пройти без очереди в почтовое отделение (специфика карантинных дней).
        Самое мягкое выражение выкрикнутое в его сторону при этом было:»Мало им того, что обворовали нас и всю власть захватили, так ещё и без очереди лезут, проклятые пейсатые!!!».
        К тому же, Лев, я не единственный, кто раскрывает ивритоговорящим иудеям глаза на кампанию юдофобской пропаганды в Стране. Есть сайт под названием «Сакана мибитэну» (Опасность от партии НДИ), его ведёт Наташа Ротенберг и на этом сайте публикуются ролики, комментарии с юдофобским контентом в фидах, юдофобские выступления функционеров НДИ етс., — всё это с переводом на иврит. В прессе, в том числе и ивритской, публикуются материалы на тему юдофобии в Стране. Об этом пишут такие люди как профессора Амусья и Бормашенко, д-р Римон, известная израильская журналистка Дина Теллер етс., етс., етс., так что я далеко не одинок в своей позиции, уважаемый Лев.

  6. David Aronovich
    28 августа 2021 at 21:58 |
    У вас другое мнение по этому поводу? Так выскажите его и аргументированно обоснуйте. Только не в теме уважаемого Льва Мадорского, не нужно в его теме офтопить.
    ______________________________

    David Aronovich
    26 августа 2021 at 15:28 |
    «Технаи-хареди, молодой пацанёнок, кипа, цицит, чёрные брюки, белая рубашка, всё как положено в общем, делал мне таштит. Разговорился я с ним и, в процессе разговора, спросил его о том, знает ли он, какое мнение о харедим имеет часть русскоязычных олим? ….» И. т.д.

    Если это не оффтоп, тогда что?

  7. David Aronovich
    — 2021-08-26 17:12:

    Технаи-хареди, молодой пацанёнок, кипа, цицит, чёрные брюки, белая рубашка, всё как положено в общем, делал мне таштит. Разговорился я с ним и, в процессе разговора, спросил его о том, знает ли он, какое мнение о харедим имеет часть русскоязычных олим? Он не знал и я ему поведал, в частности и то, что своими руками они ничего делать не хотят. У него челюсть отвисла и единственное что он смог произнести, было «аваль зэ шэкер!» (но это же ложь!). Я согласился с ним но заметил, что ложь-не ложь а у некоторой части русскоязычных олим это более чем устойчивое мнение о харедим. Он спросил почему так, и я сказал ему, что это связано с тем, что такие люди имеют менталитет народов в которых воспитывались а менталитет этот, во-первых, юдофобский, во-вторых воинственно атеистический. Он вздохнул и ничего не сказал.
    ________________________________
    Интересно, это нормально? Как называется такое поведение? Подстрекательство? Или хуже?

    1. Inna Belenkaya
      28 августа 2021 at 4:11 |
      David Aronovich
      — 2021-08-26 17:12:
      Технаи-хареди, молодой пацанёнок, кипа, цицит, чёрные брюки, белая рубашка, всё как положено в общем, делал мне таштит. Разговорился я с ним и, в процессе разговора, спросил его о том, знает ли он, какое мнение о харедим имеет часть русскоязычных олим? Он не знал и я ему поведал, в частности и то, что своими руками они ничего делать не хотят. У него челюсть отвисла и единственное что он смог произнести, было «аваль зэ шэкер!» (но это же ложь!). Я согласился с ним но заметил, что ложь-не ложь а у некоторой части русскоязычных олим это более чем устойчивое мнение о харедим. Он спросил почему так, и я сказал ему, что это связано с тем, что такие люди имеют менталитет народов в которых воспитывались а менталитет этот, во-первых, юдофобский, во-вторых воинственно атеистический. Он вздохнул и ничего не сказал.
      ________________________________
      Интересно, это нормально? Как называется такое поведение? Подстрекательство? Или хуже?
      ============================================
      К пацаненку подошел. Понимал, что от взрослого, за такую ̶х̶и̶т̶р̶о̶ж̶о̶п̶о̶с̶т̶ь̶ хитрость, можно и хорошего пинка под зад получить.

      Лучше Губермана тут не скажешь:

      «Здесь [в Израиле] очень много дураков. Как еврейский мудрец несравненно мудр, так и еврейский дурак несравненно, титанически глуп, и каждый убежден в своем праве учить весь мир».

    2. Уважаемый Лев, приношу свои извинения за вынужденный ответ на офтоп, уж очень острая тема.

      Inna Belenkaya 28 августа 2021 at 4:11
      «Интересно, это нормально? Как называется такое поведение? Подстрекательство? Или хуже?» ©
      ========================================================

      Подстрекательство? То есть вы полагаете, что я этим подстрекал молодого трудягу-хареди каким-то образом мстить тем, кто обвиняет его и его общину в том, что они воры, тунеядцы и паразиты не имеющие права жить?
      Или вы про то, что я открыл ему глаза на что некоторые русскоязычные считают своим долгом распространять ложь антииудейской пропаганды о харедим и об иудаизме?
      Да, открыл и считаю это правильным — нужно иметь смелость быть готовым нести ответственность за то, что делаешь и что говоришь, особенно когда говоришь что-то о других даже тогда, когда надеешься на то, что до них это не дойдёт. Дойдёт, шила в мешке не утаишь.
      Если они так уверены в правоте своих обвинений то почему не скажут этого в глаза харедим, и не просто скажут но аргументированно докажут, так докажут, чтобы никаких и ни у кого сомнений не оставалось в том, что это правда? Не скажут по той простой причине, что кроме эмоционально-оценочных суждений и лжи юдофобской пропаганды никаких фактов и аргументов подтверждающих их юдофлбские наветы, ярлыки и стереотипы в природе не существует.
      А за глаза поливать ложью и оскорблениями своих братьев в надежде на то, что до них это не дойдёт потому, что языковый барьер надёжно сохранит эту «тайну», является смесью и подлости и трусости, ну и отсутствия должного уровня интеллекта, что не даёт им возможности осознать всю глубину мерзости их поведения.

      Или вы далеки от таких мыслей и руководствуетесь всего лишь желательностью недопущения того, чтобы объекты их оговора узнали раньше времени о том, что против них плетётся заговор? В смысле, если эти оскорбления и ложь являются элементами подстрекательства против иудаизма и предназначены лишь для внутреннего употребления в среде тех, кому индоктринируется эта идея, а это именно так и есть, то тогда, разумеется, авторам и распространителям этой лжи и оскорблений необходимо, чтобы ни ложь эта ни оскорбления не доходили до объекта их пропагандистско-дезинформационной атаки как можно дольше, по крайней мере до тех пор, пока градус кипения индоктринируемых не дойдёт до такой точки кипения, при которой они смело возьмут в руки топоры и пойдут говорить в глаза своим жертвам всё то, что сейчас говорят у них за спиной, и в качестве аргументов убеждения в своей правоте употребят принесённые с собою топоры (топор – это метафора, но при определённом настрое и без топора можно таких дел понаделать, что топору и не снилось).

      В русскоязычных масс-медиа Страны проводятся массированные пропагандистско-дезинформационные атаки с целью раскола израильского гражданского общества, идёт нагнетание ненависти к Торе и иудаизму замаскированное под «праведный гнев обворованного трудового советского еврейства построившего Страну» против «паразитов харедим Страну у них укравших» и их «средневекового мракобесного религиозного диктата», под которым подразумеваются законы иудаизма закреплённые Основными законами Страны.
      У меня есть основания так полагать и я их не раз и не два уже излагал в публичном пространстве. И излагал их не только я.
      А для тех, кто, возможно, скажет о том, что люди не лгут а искренне считают так потому, что так видят и из-за своего видения принципиально убеждены в своей правоте, я отвечу словами Ф.Ницше (он был филосемитом и очень не любил юдофобов, это если кто вдруг об этом не знает), из его книги «Сумерки Богов» – «Антисемит не становится приличнее от того, что лжёт согласно принципу».
      И добавлю к этому то, что их видение сформировано не на основании их личного непосредственного жизненного опыта, не апостериори, но антиизраильской/антииудейской пропагандой в масс-медиа – сами они харедим видят только на улице, в магазинах, учреждениях, поликлиниках, больницах, общественном транспорте етс., и никаких точек соприкосновения кроме визуальных контактов и случайных разговоров состоящих из каких-то общих фраз, у них, с более чем полуторамиллионной харедимной общиной Страны — нет.
      И если вы, Инна, под словами » Или хуже?» подразумеваете предательство русскоязычной общины, то поясню вам, что как бы этого кому-то ни хотелось, но никакой русскоязычной общины в Стране не существует, есть русскоязычные израильтяне не объединённые ни в какую общину, а из огромного количества составляющих их русскоязычных иудеев и гоев, иудаизм и харедим не приемлют очень, в процентном соотношении, немногие, к каковым я не отношусь, клятвы верности или любой другой присяги на верность им не давал и к поведению их отношусь резко отрицательно полагая его непорядочным и неприемлемым в человеческом обществе вообще, тем паче в отношении к своему народу, поэтому предательством моё поведение не является ни так ни сяк и никак.
      У вас другое мнение по этому поводу? Так выскажите его и аргументированно обоснуйте. Только не в теме уважаемого Льва Мадорского, не нужно в его теме офтопить.

      1. Хочу, Давид и Инна, подчеркнуть, что противостояние религиозных и светских евреев- одна из самых иррациональных, противоестественных, бессмысленных израильских реальностей. Без харедимского наполнения еврейское стремление жить в стране обетованной превращается в фарс и нелепицу. И это, как ни парадоксально, несмотря на то, что основатели Израиля были люди светские. Но они понимали необходимость такого наполнения, открыли дорогу финансированию, дали зелёную улицу тем, кто посвящает жизнь изучению Торы и соблюдению её заповедей…

  8. Евгений! Ваш анекдот рассказывали в очень далеких советских временах брежневского застоя. К харедим- ешиботникам он не подходит, т. к. они в производстве не участвуют. А те ортодоксы, которые работают, вполне органично вписались в израильский хай-тек.

  9. “Последним среди знакомых мне раввинов стал ребе Яков. Немец, прошедший либеральный гиюр. … Яков считал себя не немцем, принявшим гиюр, а евреем. По его мнению, (я так не считаю) евреи, вообще, не нация, а религиозное сообщество. Но он строго соблюдал мицвот и даже поменял квартиру в другом от общины конце города, чтобы не ездить на машине в шаббат.”
    ***
    Этнический немец, прошедший либеральный, т.е. облегченный реформистский гиюр, считает, что присоединился к иудейскому религиозному сообществу, но не к еврейской национальности. По большому счету он прав, но и то, только частично, потому что:
    а) в глазах очень многих светских этнических евреев в н-ом поколений, для которых врожденная национальность является определяющим фактором их идентификации, Яаков остался этническим немцем, перешедшем из христианства в иудаизм (то, что он был верующим человеком, нет сомнении);
    б) в глазах ультраортодоксального еврейства и израильского ультраортодоксального раввината, для которых ультраортодоксальный иудаизм является определяющим фактором их идентификации, евреем Яаков не стал;
    в) в конечном итоге, евреем, т.е. своим, Яакова скорее всего будут считать только в общине либерального, реформистского иудаизма.
    Получается, что всеобщего консенсуса насчет еврейства немецкого гера и реформистского раввина Яакова из Брауншвейга практически не существует.

    1. всеобщего консенсуса насчет еврейства немецкого гера и реформистского раввина Яакова из Брауншвейга практически не существует.
      —————
      Так оно и есть. Но в Торе прямо указано, Борис, что любой человек, принявший гиюр, становится 100 евреям.Уже после написания этой статьи я поговорил с раввином-немцем. И он убедил меня, что евреи единственная нация, где это возможно. Его цитаты из Торы и другие аргументы были убедительными. Раввин напомнил мне про ребе Акива, маовитянку Рут и про других прозелитов.

      1. “Но в Торе прямо указано, Борис, что любой человек, принявший гиюр, становится 100 евреям”.
        ***
        Сложный вопрос, Лев, насчет 100%-ности, на который наверно нету однозначных ответов. Вот давайте расмотрим следующую ситуацию:
        Тот самый вами упомянутый немецкий гер Яаков в какой то период своей жизни, в следствии каких то личных внутренних конфликтов или глубокого мировозренческого кризиса, начинает терять веру, разочаровывается в религии, в своем гиюре и совершенно перестает испонять заповеди. Он перестает считать себя евреем. Ведь такое вполне может случиться. То, что человек думал и в чем был уверен в молодости, давая заветы вечной веры и преданности новым религиозным идеалам, с убыванием лет и приобретением другого жизненного опыта он может постепенно утратить все то, во что верил много лет назад.
        В отличии от немецкого гера Яакова, вы Лев и я, являемся этническими евреями, с врожденной национальностью, полученной от родителей. Вы, Лев, будучи религиозным, можете совершить “хазара бэ шэейла”, т.е. по своим личным причинам отойти от веры полностью, но притом никак не теряя своей национальной принадлежности. Но ведь у немецкого гера Яакова, в случае его ухода из религии, национальной опции еврейства просто не существует! Яаков снова станет немцем, скорее всего даже вернет себе свое прежнее немецкое имя (Клаус, Франц или Герхард …), а в личных документах потребует убрать указание на иудейское (или любое другое) вероисповедание.

        1. Вы, Лев, будучи религиозным, можете совершить “хазара бэ шэейла”, т.е. по своим личным причинам отойти от веры полностью, но притом никак не теряя своей национальной принадлежности.
          Вы , Борис, уверены?Когда я разговаривал в Израиле со студентом Иешивы-хасидом и расказал о сестре, глубоко верующей христианке, которая счптает себя еврейкой и постоянно подчёркивает, что Иисус и апостолы были евреями, то он не согласился: « Она не еврейка». Примерно, то же самое сказал он и мне, когда я сказал, что не веду еврейский образ жизни. Например, играю в Шаббат

      2. Лев! СУдя по всему Ваш раввин Яков стал евреем на 100% и получил полное право на израильское гражданство, т. к. гос-во признаетреформистский гиюр, проведенный заграницей. Но если он решится на алию, то вынужден будет жить в такой же реформистской общине, как и в Германии. Религиозные евреи у нас живут своими общинами и не «якшаются» даже с ортодоксами из других домов. А уж с реформистами и тем более.

        1. Религиозные евреи у нас живут своими общинами и не «якшаются» даже с ортодоксами из других домов. А уж с реформистами и тем более.
          ——————
          Когда я в прошлый приезд в Израиль, ехал в поезде с очень религиозным, русскоязычнм евреем. С пейсами,цицит и т.д..Он со мной очень доброжелательно общался и мы до сих пор переписываемся в вотсап

      3. Если гер или гийорет отходят от иудаизма то их гийур считается недействительным и они более не считаются иудеями — возвращаются к своим народам. Однако к их потомкам это не относится. Согласно каббале до 25 поколений гер может покинуть иудаизм. Почему так я не знаю. Предательством это не считается и наказания по карме, насколько мне известно, за такое нет.

        1. Предательством это не считается и наказания по карме, насколько мне известно, за такое нет.
          ——————-
          А есть ли ,Давид, наказание по карме для выкрестов ?

          1. Это очень сложный вопрос, Лев, ведь человеку не дано знать истинных мотивов выкреста, это знает только Творец и лишь он может судить их, и вообще любого за любое. Я твёрдо знаю две вещи — свободу выбора человеку, ну и, понятно, иудею в том числе, дал сам Творец и он же обязал его пользоваться ею предупредив о последствиях ошибочного выбора.
            Вторую вещь, которую я знаю по этой теме, это то, что мудрецы Торы говорят о выкрестах, что они не гордятся променявшими истину на её подобие но ни о каких карах таковым они не говорят.
            Что касается того что хасид говорил вам о том, что вы не иудей раз не ведёте иудейский образ жизни, то это он просто не разъяснил вам, что именно он имел в виду. Иудаизм однозначно трактует то, что рождённый иудеем иудеем и умрёт невзирая ни на какие его отходы от иудаизма а каббала поясняет, что душа иудея будет вновь и вновь возрождаться в теле иудея до тех пор, пока не исполнит всего предначертанного ей свыше.
            Когда равы называют русскоязычных ассимилированных иудеев гоями, то они никак не имеют в виду того, что те являются этническими гоями но имеют в виду то, что те стали гоями по духу и по поведению, что никак не отменяет ни их иудейства ни их врождённого права на возвращение в иудаизм.

  10. Я живу в израильском городе Бейт-Шемеш. В нем есть огромные, постоянно растущие районы харедим. Иногда я проезжаю через них и вижу на улицах множество еврейских детей из религиозных семей. Эти дети, в большинстве, бедно одетые — чудесные, послушные, неизбалованные, какие-то до боли родные (мне в них видятся наши с вами далекие прабабушки и прадедушки из местечек, когда те были детьми). Старшие ответственно следят за малышами, ведут их за руку, даже когда этим «старшим» самим-то лет семь.
    И вспоминается мне, при взгляде на них, один старый, не очнь приличный анекдот: у посетивших Израиль японцев спросили — что им больше всего понравилось из израильской продукции? Японцы сначала замялись, а потом один сказал: «Вы знаете, дети у вас в стране замечательные! А вот то, что вы делаете руками…».
    В общем, дети у харедим, невозможно не согласиться, действительно, чудесные… А руками они, собственно, стараются ничего лишнего не производить. Так что, ну какие могут к раввинам еще быть претензии?

    1. Технаи-хареди, молодой пацанёнок, кипа, цицит, чёрные брюки, белая рубашка, всё как положено в общем, делал мне таштит. Разговорился я с ним и, в процессе разговора, спросил его о том, знает ли он, какое мнение о харедим имеет часть русскоязычных олим? Он не знал и я ему поведал, в частности и то, что своими руками они ничего делать не хотят. У него челюсть отвисла и единственное что он смог произнести, было «аваль зэ шэкер!» (но это же ложь!). Я согласился с ним но заметил, что ложь-не ложь а у некоторой части русскоязычных олим это более чем устойчивое мнение о харедим. Он спросил почему так, и я сказал ему, что это связано с тем, что такие люди имеют менталитет народов в которых воспитывались а менталитет этот, во-первых, юдофобский, во-вторых воинственно атеистический. Он вздохнул и ничего не сказал.
      Боюсь, Евгений, что ни вы, ни другие, из тех, которые считают харедим тунеядцами, не сможете убедить в этом никого, и не потому, что все такие твердолобые и не захотят поверить, а потому, что харедим не тунеядцы. Те, кто бок о бок прожил с ними свою жизнь, это знают. они не купят таких сказок о них.

      1. Спасибо, Давид» Не обратил внимание на последние строчки коммента Евгкения В, о том, что харедим ничего не далают руками и не подумал, что это относит их к тунеядцам. Нет, нет и ещё раз нет. Во-первых, более половины работает и служит. А, во вторых, вырастить много детей это чиезвычайно сложная и наапяжённая работа.Да и многие учёные, как и еврейские мудрецы, работают не руками , а головой.

        1. По мнению людей с советским менталитетом, Лев, достоен уважения только физический труд. Умственный или творческий труд достоин уважения тоже но не всегда и, уж точно, не в случае с иудаизмом — они не видят себя частью народа праотцов своих (вернее они не хотят признать того, что народ праотцов их и иудаизм составляют единое целое и потому исключают из его рядов тех, кто народ свой по другому не осознаёт), и им нет дела до того, что какие-то там харедим учат какую-то там Тору для того, чтобы сохранить какую-то там преемственность поколений и верность народа своему обещанию не отходить от путей Торы, обещанию данному им, народом, у горы Синай от своего и от лица всех своих потомков Богу отцов их, что, единственное (верность обещанию), и сохранило народ в пламени погромных тысячелетий галута.
          На их атеистический взгляд это совершеннейшая глупость, начиная с Бога и заканчивая Торой и харедим.
          В то, что харедим не только учат Тору но и работают и служат в армии они не верят, если они и видят обратное своему мнению, то относят это в разряд исключений или приписывают это только каким-то определённым харедим, например вязанным кипам, категорически игнорируя тот факт, что те сами являются харедим.
          Русскоязычные люди с советской ментальностью называют их религиозными сионистами несмотря на то, что сами харедим-вязанные кипы так себя не называют ибо твёрдо знают то, что иудаизм ни в коем случае не является религией а они являются харедим или, как они ещё себя называют — тораним, т. е. верные Торе. Некоторые из них, хардальники, так себя и называют — ХАРДАЛ (это аббревиатура — Харедим Датиим Леумим).
          То, что в семьях харедим много детей, приводит людей с советским менталитетом в бешенство, ведь они твёрдо уверены в том, что рожают их харедим а кормят их они., причём не только их но и самих родивших этих детей харедим.
          Я говорю это не про Евгения, может быть он и не считает, что кормит детей харедим, но портрет среднего русскоязычного человека так и не признавшего того, что он живёт в иудейской стране, я, хоть и не полностью, но обрисовал. Не полностью потому что лишь в той его части, которая ведает формированием отношения к иудаизму и харедим.
          Ну и, понятно, что когда я говорю о советском менталитете, то имею в виду не весь его целиком, в нём есть и много хорошего, в конце концов все мы родом из него, но не все мы дышим ядом на иудаизм и харедим, а имею в виду свойственные этому менталитету отвратные черты которые некоторые не считают нужным выбрасывать из своей жизни.

    2. . Эти дети, в большинстве, бедно одетые — чудесные, послушные, неизбалованные, какие-то до боли родные (мне в них видятся наши с вами далекие прабабушки и прадедушки из местечек, когда те были детьми).
      ————————
      Замечательно сказали, Евгени В., про детей.Я тоже когда бываю в Израиле ими любуюсь. Их религиозная, на всю жизнь доминанта без сомнений и колебаний самая прочная и глубокая, Потому что она от рождения. У тех, кто поверил позднее, а ,тем более как я в 34 года, такое случается редко.

  11. Многое не то, чем кажется —
    Вроде масло шоколадное,
    Иногда прекрасно мажется,
    А на вкус дерьмо изрядное…

    Верно и для раввинов… 🙂

    1. Многое не то, чем кажется —
      Вроде масло шоколадное,
      Иногда прекрасно мажется,
      А на вкус дерьмо изрядное…

      Верно и для раввинов…
      ———-
      Нет, Цви Бет Дов. Не обобщайте. Такие раввины встречаются, но крайне редко.

  12. Уважаемый Лев!
    В одном из Ваших раввинов узнал (вернее — не узнал) бывшего своего, у которого отобрал смиху сам Сэр Донатан Сакс.

    1. В одном из Ваших раввинов узнал (вернее — не узнал) бывшего своего, у которого отобрал смиху сам Сэр Донатан Сакс
      Не совсем понятно, Леонид. Во-первых, Вы же не из Магдебурга, если я не ошибаюсь, а из Берлина. А, во вторых, известный раввин Джонатан Сакс из Англии. Раввин, о котором писал Борис Дынин. Как Сакс мог лишить звания раввина скромного, провинциального ребе, которого звали Суссан? Из другой страны.

    1. В большинстве случаев представители ультраортодоксальной системы враждебны по отношению к русскоязычным иммигрантам и чрезмерно строги в своих требованиях https://blogs.7iskusstv.com/?p=93779
      ————————
      А со стороны, русскоязычных, уважае6мый Гоммершталт с точностью наоборот.

    2. Гоммерштадт 26 августа 2021 at 12:33
      «Нынешняя система направляет потенциальных новообращенных к региональным раввинам, в большинстве случаев представители ультраортодоксальной системы враждебны по отношению к русскоязычным иммигрантам и чрезмерно строги в своих требованиях.» ©
      ======================================================================

      Ув. г-н Гоммерштадт, термин «ультраортодоксы» является выдуманным антииудейской пропагандой в масс-медиа термином, в самом же иудейском дискурсе такого слова нет, что совершенно естественно, ведь его нет в иврите. Ни о какой «ультраортодоксальной системе» в иудейском дискурсе тоже упоминаний не имеется. Есть понятие «харедим» (трепещущие), они же «нээманим» (верные), так называют сами себя иудеи (а другие их), отличающиеся повышенной к себе строгостью в части требований к исполнению мицвот и hалахот. Местами они даже чересчур строги к себе но это, собственно говоря, их личное дело.
      Уважение к иноплеменникам (гоим), и к иноверцам (гоим) — это и мицва Торы и hалаха.
      Понятие «зэра Йисраэль» (семя Йзраиля — имеется в виду гой, чьим отцом является иудей), в иудаизме тоже существует и отношение к зэра Йисраэль в иудаизме однозначно не враждебно но, напротив, довольно благосклонно — захоти такой человек пройти гийур его особо отговаривать не станут.
      Враждебность к любым русскоязычным или не русскоязычным иммигрантам для харедим недопустима, это было бы осквернением Торы, чего люди подчиняющие свою жизнь Торе и hалахе не позволят себе по умолчанию.
      Однако есть один нюанс — если иммигранты, будь то гои, будь то ассимилированные иудеи, без разницы, выказывают юдофобские взгляды, например настойчиво и громогласно обвиняют харедим во всём том, в чём обвиняет иудейский народ мировая юдофобия (юдофобские стереотипы, ярлыки, наветы етс.), а также настойчиво требуют отмены Шабата, кашрута, иудейского обучения, равинатских судов…, то есть, фактически, отмены института иудаизма в иудейской стране, то, вполне естественно, что восторгаться ими не будут, причём восторгаться ими не будут не только иудеи-харедим (нээманим) но и иудеи-датиим и иудеи-масортим и иудеи-атеисты и гои-атеисты из тех, кто не воинственные атеисты, что, при известной доле предвзятости, можно определить как враждебность, хотя на самом деле это не более чем реакция на воинствующую юдофобию которой иудеи сполна наелись за две с лишком тысячи лет галута.
      Поэтому не стоило бы писать о том, что «представители ультраортодоксальной системы враждебны по отношению к русскоязычным иммигрантам», без пояснений сути такого отношения (не говоря уже о нелегитимности пропагандистского термина «ультраортодоксальная система», и о том, что такое «враждебное» отношение имеется не ко всем русскоязычным иммигрантам).
      Что же касается того, что «и чрезмерно строги в своих требованиях (к ним).», то если русскоязычные иммигранты не собираются проходить гийур, то это исключено — харедим не диктуют другим нормы поведения, все строгости и устрожения харедим касаются только их общин. Если же русскоязычный иммигрант вознамерился пройти гийур в строгой харедимной общине, то это дело другое, это вполне подпадает под описанную русской поговоркой «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», ситуацию.

      1. термин «ультраортодоксы» является выдуманным антииудейской пропагандой?
        Я только сделал перевод с английского

        1. Ну так что ж удивительного-то? Антииудейская пропаганда не только на русском языке ведётся, юдофобия интернациональна. В иудейском дискурсе такого термина нет. Течения в иудаизме есть разные, общины харедим есть разные, однако никто из этих разных течений и общин себя ультраортодоксами не называет и их так не называют, вернее их так называют только люди незнакомые с иудейским дискурсом, слабо знающие иврит или вообще не знающие его и знающие о харедим и их жизни исключительно из русскоязычных антиизраильских пропагандистских масс-медиа (израильских в том числе). Думаете в Стране мало таких? Что ж тогда говорить о тех, кто не в Стране живёт?

  13. …Поддерживаю Мирона Амусью, который в своих статьях выступает против пропаганды, особенно в русскоязычной среде, ненависти к харедим…
    =====
    Лев!
    Вы поддерживаете бой с тенью.
    Если бы на портале, тем более в «Гостевой», кто-либо начал пропаганду ненависти к харедим,
    то его ожидала немедленная и совершенно справедливая расправа модерацией.
    А что делается за упомянутыми пределами, то это не наши проблемы.

    1. Вы поддерживаете бой с тенью…Если бы кто-либо начал пропаганду ненависти к харедим,
      то его ожидала немедленная и совершенно справедливая расправа модерацией. Так чир думаю. что Вы преувеличиваете.
      ———————
      Я ,Соплеменник, написал, что среди харедим и даже среди раввинов встречаются негодяи, воры и просто дураки, но пока мой текст не забанили.

    2. Вы тут правы, уважаемый. Это не ваши проблемы. Это наши прооблемы — в этом вся разница.

      1. Вы тут правы, уважаемый. Это не ваши проблемы. Это наши прооблемы — в этом вся разница.
        —————
        А помоему, Мирон, проблемы отношения к харедим проблемы любого еврея.

  14. Раввин Аарон Рубин, упоминаемый автором (укравший свиток Торы), Раввин Рубин, посвящал меня в евреи в городе Дессау (восточно-германская земля Заксен-Анхальт).
    Раввин, плечистый, представительный, с живописной бородой, подернутой седыми нитями, удивительно похожий на Карла Маркса в годы создания второго тома «Капитала», заключил собеседование со мной следующими словами, обращенными к чиновнику земельной общины Писецкому:
    — Я прекрасно вижу, что он — еврей, но что-то заставляет меня сомневаться в этом.
    Произнесено было по немецки, и я попросил переводившего Писецкого подтвердить это дивное заключение.
    — Пусть он вам сам подтвердит, — сказал добросовестный Писецкий и вернул мой вопрос Рубину — уже по-немецки.
    — Ja! — коротко ответил раввин.
    Мне уже тогда захотелось поговорить по душам с этим хахамом (мудрецом), и я спросил Писецкого, как обратиться к мсье Рубину интимнее, по имени.
    — Сам не знаю, — понизив голос, сказал Писецкий. — Отзывается на Herr, этого мало?
    — Хер Рубин, — сказал я. — Так еврей я все же или не еврей?
    — Herr Rubin, — деликатно перевел Писецкий, — ist er Jude?..
    Раввин опять с сомнением посмотрел на меня, нехотя кивнул головой и выплыл из комнаты.
    Его собеседование со мной было похоже на диалог с детектором лжи. Вопросы были окольные, но с самого начала ясно было, куда он гнул.
    — Вот он родом из Бердичева, — игнорируя меня, сходу обратился раввин к Писецкому. — А знает ли он, где в Бердичеве до войны была хоральная синагога? Сколько вообще синагог было тогда в Бердичеве?
    Вопросы по-немецки с синагогой и Бердичевым я понимал, но и по-русски ответить на них не смог бы.
    — А какие еврейские блюда готовила его мама к субботам? Готовила ли она рыбу? Сколько зажигали свечей?..
    — Какая рыба?.. Какие свечи?.. — вырвалось у меня. — Втолкуйте ему, что я жил в советском Бердичеве.
    — Скажите ему, что вы обрезанный — и дело с концом, — вполголоса мельком посоветовал Писецкий, приехавший из-за меня из Магдебурга, земельной столицы, в наш провинциальный Дессау и определенно высчитывавший, когда уходит обратный поезд.
    — А пусть он сам меня об этом спросит, — злорадно настаивал я.
    — Что он там говорит? — поинтересовался у Писецкого Рубин.
    — Он говорит, что сын его призван в израильскую армию, что его книги и работы по еврейской истории публикуются в Москве и в Израиле, — сказал Писецкий, проявляя неожиданную эрудицию.
    Рубин, наконец, взглянул в мою сторону, повозил языком за плотными румяными щеками и произнес (Писецкий перевел):
    — Ну и что? Только ли евреи интересуются нашей историей? Кому на свете нужна какая-то другая история? Определенно можно сказать лишь одно: в детстве его мама не готовила рыбу-фиш. Если б готовила, запомнилось бы. Такое не забывается!
    Он еще раз оценивающе взглянул на меня, слегка скосив рот в сторону, и можно было ожидать, что вот-вот он задаст коронный вопрос, на который, ей-богу, я не знал бы, как ответить, потому что после мытарств, которые довелось испытать, оказаться неевреем было бы уже слишком. Пусть бы спросил лучше у моей жены. Ей-богу, он даже покосился на мою ширинку… Но произнес только то резюме, которое я привел выше.
    — Послушайте, — спросил я в заключение Писецкого, — вашему Рубину мало было самих документов?
    — Документы документами, но решающее слово за земельным раввином, — уклончиво сказал Писецкий и посмотрел на часы. — Вас признали евреем — что вам еще надо?..

    1. Спасибо, Маркс! Вы нарисовали живой потрет этого \»рабби\», которого я после случившегося без колебаний назову мерзавцем и нешгодяем. Хотя это что в лоб, что по лбу.

  15. Лева! Зная тебя немало лет, я понимаю, что ты, прежде всего — артист. И вот читаю про твое общение с разными равами. Все: службы-дружбы, пение-танцы… Твоя стихия. Но скажи: ты, хоть раз в жизни, для собственного удовольствия, прочел на доступном тебе языке, текст Пятикнижия?

  16. Думаю, Инна, что он был с фальшивыми документами, потому что пару лет назад приятель говорит, что встретил этого раввина-вора в Ашдоде. Задержать не сумел и полиция, как он говорит, бездействовала

  17. Послали в Израиль целую делегацию на поиски раввина, но он как в воду канул.
    _______________________
    Не повезло вам, Лев, с раввином. Наверное, в Аргентине где-нибудь обретается

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *