Юлий Герцман: Экспромты (избранное из Гостевой). Продолжение

 36 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Ох, если бы только ум заменял знания… Большая беда умных людей как раз в том, что они раз за разом пытаются изобрести велосипед и страшно негодуют, когда посредственного ума механик указывает им на то, что — не поедет… Мне кажется, что вы сильно преувеличиваете роль петуха в наступлении рассвета.

Экспромты

(избранное из Гостевой)

Юлий Герцман

Продолжение. Начало

Разрывания одежд по поводу смерти Европы наводят читательское уныние. Европа жива и вполне цветет.

* * *

… В столице Израиля создан Международный союз писателей Иерусалима.

Печально.

От первой фотографии, где в нелепой, неестественной, постановочной позе застыли пожилые люди, и до последней строчки: «Дипломами и специальными призами будут отмечены все финалисты» — печально.

Великий афоризматик Черномырдин однажды сказал:

«Какую бы партию мы ни строили, все равно получается КПСС».

Куда бы русского писателя судьба ни завела, он начинает создавать СП СССР. Лучше — два. Вообще, чем больше, тем лучше. Туда нас не приняли — сделаем свой, они — национальный, а мы — международный. Писать бы им, так нет же — слава требуется, воспоминания о неполученной премии Ленинского Комсомола царапают душу. Нобелевку никто не даст, придумаем свою премию: сами дадим, сами и получим.

Потом будем гордо и тщательно вписывать в резюме:

Лауреат межобластного конкурса «Мини-бикини».

Вот в Санкт-Петербурге, к примеру, есть Конкурс им. Бродского, в жюри которого входят замечательные поэты Кушнер и Херсонский. Понятно, что они грфоманию какого-нибудь автора 63-х книг А. Балтина близко не подпустят. Призовое место в этом конкурсе заняла Юлия Драбкина, по-настоящему превосходный молодой поэт. А вот Вадима Гройсмана, объявленного в статье победителем, там и близко «не стояло». Значит — нашел клон авторитетного конкурса где-нибудь в Мелитополе. Белла Верникова — лауреат премии им. И. Анненского. Премию эту выдает журнал «Менестрель» — международный, как же иначе. Выходит он уже третий год, публикуя аж по одному в год номеру. Среди авторов — Ефим Гаммер и Уильям Шекспир. Клянусь! Наверное, надо ждать, что У. Шекспиру дадут премию им. И. Анненского. Но остальные конкурсы, очевидно, уже окучены, и теперь пора открывать свой собственный. И ведь кто-то писал Положение о нём! Цитирую цели:

— сохранение и развитии гуманистических традиций русско-еврейской поэзии…

Кто-то знает хоть одного из гигантов, которые будут оценивать уровень гуманизма?

— создание ярких художественных образов Израиля (его столицы — Иерусалима, а также других природных, исторических и культурных достопримечательностей)…

Хоть бы почувствовали бессмыслицу: ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ПРИРОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ.

— поддержка и стимулирование творчества талантливых авторов всего мира, пишущих на русском языке…

Поддержка предполагается вручением 500 шекелей, а стимулирование — высоким званием Лауреата Международного и т.д.

Васюки, натуральные Васюки во всей их красе.

* * *

За то, что нечаянно умалил творческое достижение поэта Гройсмана, приношу глубочайшее извинение. Что касается остального — не открещусь ни от одной строчки своего отзыва. Более того, доведись мне переписывать свой отзыв, он был бы еще резче. В материале цитируются на полном серьезе удивительные перлы, вроде:

Познав оборотную суть бытия,
пусть только во сне, я познала себя.

Сразу же на ум приходит старое указание: держать руки на одеяле.

* * *

Борис, спасибо за информативную и четкую статью. Интересно было читать, интересно было обдумывать. Единственное, с чем я бы не согласился, это с указанием на антисемитский нарратив в ленте Скотта «Исход: боги и короли»: какой уж там нарратив — чистая развлекуха. Если Аронофский пытался нагрузить свой фильм вполне идиотским намеком, что Ной был первым в истории человечества экологом, то в «Исходе» вообще нет никакой нагрузки — ни интеллектуальной, ни идеологической, ни даже эмоциональной.

Моя жена интервьюировала Кристиана Бейла, сыгравшего Моисея, и самого Ридли Скотта. Бейл заявил, мол, исследование образа привело его к выводам, что Моисей был варваром, террористом и шизофреником, являясь при этом, конечно, народным вождем, харизматичной личностью и великим свободолюбом. Озадаченная этим компотом, Марина спросила у Ридли Скотта, обсуждал ли он с Бейлом образ главного героя. Ответ был: нет, не было времени, потому что был занят постановкой массовых сцен, а Бейлу он доверяет полностью, так как тот — актер высокопрофессиональный (что правда, конечно, но ум далеко не всегда равновелик таланту — Ю. Г.) и ДВАЖДЫ прочел библейскую Книгу Исхода. Вот тебе и весь нарратив.

Если помнишь, тот же Скотт поставил «Царствие небесное», не имеющее ничего общего с исторической правдой об изгнании крестоносцев из Иерусалима. Красочный балдеж, и ничего более — творческий почерк режиссера.

* * *

… Я лишь призываю не изучать конфликт между Северным и Южным Суданами по опере «Аида».

* * *

Ридли не сделал «Аиду» а поставил массовые сцены, в которых он мастак, с открытым обвинением Бога и евреев в детоубийстве.

Давай разберемся спокойно, без национальной дрожи.

Скотт — британец и атеист. Отсюда следует, что с излагаемой историей он не связан ни исторически, ни религиозно. Другими словами, Пятикнижие и, скажем, роман Ле Карре имеют для него одинаковую ценность: развлекательную. Он и отнесся к истрии Исхода как к приключенческому роману. имел ли право? По-моему — да, ибо, сказав: «Нет»» мы уподобимся братьям, возмутившимся карикатурой на любимого пророка.

Прочитав книгу Исхода как роман, он обнаружил там строки об уничтожении старших сыновей. Я повторяю, он — не еврей, даже не ученый-библеист, он не читал комментарии раввинов, он из другого мира. Прочитал, и его нежная британская душа возмутилась варварским, ПО ЕГО МНЕНИЮ, актом. Примерно так же, как возмутилась моя душа при известии, что мусульмане в Афганистане уничтожили самую старую статую Будды. Понимаешь, я не буддист, и мне, с другой стороны, совершенно безразличны побудительные мотивы мусульман (они, очевидно, существуют). Мне стало противно чисто эстетически. Так там — глиняная статуя, а здесь — детишки бегают, чирикают что-то на своем древнеегипетском… Вот он и перенес это возмущение на экран.

Человек, который был гораздо умнее меня, сказал, что художника нужно судить по его собственным законом. Золотые слова, по-моему.

И последнее: есть ли заслуживающие доверия сведения, что после выхода «Исхода» на экраны, уровень антисемитизма поднялся?

* * *

Юлий, так-то оно так, но, оказывается, Ридли, как он сам признаёт, читал комментарии Торы по проф. Финкельштейну из ун-та Т-А. Вот так и читают правдолюбцы теологию по Финкельштейну, историю — по Занду и т.д. Видимо, потому и фильм получился таким, что все плююются.

Ты же не можешь ожидать, что он будет читать Раши. В Н-Й есть Ешива-Университет, может стоит открыть еще Ешиву-ВГИК?

* * *

Наш разговор с Борисом начался с того, что я, отозвавшись на его интересную статью, заметил, что не стоит принимать картину Скотта всерьез — это не «протоколы сионских мудрецов», а чистая развлекуха. Представьте себе, что общество защиты животных предъявляет претензии за «Jaws» — мол, это клевета на морскую живность.

* * *

Неаполь не объясняют, Неаполем радуются.

Завезли в Сорренто? Радуйтесь, что не посадили на фуникулер к Монте Фаито, который сломается на полпути к вершине.

Радуйтесь, что не сперли кошелек.

Радуйтесь, что музей был открыт.

Радуйтесь, что показали Караваджо, пусть это будет копия картины, хранящейся в Риме. Могли бы показать пустую нишу и навесить пару килограммов лапши о подвигах, о доблести, о славе, с которой картину охраняли, но ее все равно увели вооруженные северные гады.

В общем — радуйтесь и не забивайте себе голову риторическими вопросами.

* * *

Это говорит лишь об одном, г-н Левертов: вы эту книжку не читали. И более ни о чем.

Автор тщательно разбирает корни возникновения судебной ветви в структуре государственных органов, ее укрепление и роль евреев в этом укреплении. При чем тут Мартин Лютер Кинг? Вам необходима еще одна увертюра на тему песни: «А у вас негров вешают»?

Эмансипация афроамериканцев — тяжелый и сложный процесс, нужно прожить здесь не один год, чтобы понимать это, но, к счастью, этот процесс — общественный, а не государственный — по состоянию на сегодняшний день государство чисто перед афроамериканцами…

В США чернокожые испытывают колоссальный кризис идентичности и все пытаются уговорить окружающих, что их гнетет институциональный расизм — что полная и законченная чушь, кстати.

* * *

Я первый раз об этом слышу.

Книжки, вообще-то, г-н Левертов, принято читать, а не слышать о них. А то ведь получается: “Пастернака я не читал, но осуждаю”.

Книга называется «Американский путь» и имеет подзаголовок «Люди, создававшие страну». В соответствии с этим мной был задан вопрос.

Конечно, это просто немыслимо представить, что страну создавал не великий вождь, а много людей и создавали самыми разными способами. Еще труднее, что «американский путь» включает в себя множество параллельных полос, которые в одной книге описать невозможно.

Вы пишете «на сегодняшний день государство чисто перед афроамериканцами». Это не так, но и я здесь пишу, что государство Россия чисто перед крестьянами, но вам это почему-то не нравится.

Откуда вы знаете, что это — не так? Вы здесь жили? Я — живу. У вас есть чернокожие друзья? У меня — есть. Откуда вы черпаете информацию о происходящем в США? Что касается ваших взглядов на чистоту государства Россия перед крестьянами, то она за пределами моих замечаний, и говорить, что мне они не нравятся, некорректно — я ничего об этом не писал.

Давайте не будем вести здесь бессмысленные дискуссии, или, как вы это делаете, ответьте один раз, чтобы не подумали, что вам нечем ответить, но я больше отвечать не буду, это не имеет смысла.

Простите, но я с вами не веду дискуссий — я мог бы дискутировать с тем, кто прочел умную и информативную книгу И. Юдовича. Поскольку вы ее не читали, то и предмета для дискуссии нет. Свои замечания я писал не для вас — ваш творческий почерк мне хорошо известен — а для других читателей Портала, дабы они не подумали, что ваша реплика адекватна.

* * *

Страшен дикарь, державший до того лук со стрелами, когда он получает в свое распоряжение пулемет.

* * *

Фазиль Абдулович — прелестный человек и еще более прелестный сказочник, беда лишь в том, что его сказочная Абхазия очень и очень отличается от реальной. В 1991 годы я разговаривал с Дудаевым (тогда он был вполне себе советским генералом, командиром авиадивизии в Тарту) и он сказал, что разрушение тейповой структуры, произведенное из-за выселения, привело к резкой криминализации чеченцев, и что понадобится сильный диктатор (!), который сможет пресечь этот процесс…

Мы много лет подряд отдыхали в Сухуми и ездили по всей Ахазии, забрались даже в Джгерду (Чегем у Искандера), где жило тогда 2 семьи. Рассказы сухумских выходцев из Джгерды были значительно суровее и менее интересные, чем у писателя. Он свою Абхазию — придумал, и спасибо ему за это.

* * *

Меня до глубины души тронуло:

— Но какое отношение порнография имеет к журналистике?! — возмущаюсь я.

В устах Дарьи Асламовой это звучит мощно!

* * *

Не надо искать оправданий Обаме — его отсутствие позорно. Каждый избираемый на высшую должность в стране, знает, что его работа сопряжена с риском для жизни. Примеров настолько много, что приводить их даже совестно. И тем не менее — идути на это. Жизнь Обамы ничуть не более ценна, чем жизнь Меркель, Нетаниягу, Камерона и др. приехавших. В крайнем случае он мог послать своего вице-клоуна или — уже совсем на крайний случай — Керри. Лавров (!) — представитель страны, находящейся с Европой в контах, приехал, а госсекретарь «лидера свободного мира» — нет. Всё это отвратительно.

Нетанияху не собирался лететь в Париж пока не узнал, что там будут его соперники на выборах. Можно (и нужно) критиковать лидеров своих стран, но опускаться до заборной брани?

Позвольте мне объяснить свою позицию (за других расписываться не могу). Отсутствие Нетаниягу на Марше могло бы быть воспринято, как сильный политический жест: мол, напоролись за что боролись, а я ведь предупреждал… — если бы не выяснилось, что Олланд не просил его не приезжать. В этом случае таким жестом стал его приезд, какими бы возвышенными или низменными мотивами он ни руководствовался.

Обама — другое. Америка — самопровозглашенный лидер свободного мира, и это звание налагает обязанности. Президент Соединенных Штатов не имеет права от этих обязанностей отказываться. Он — не самодержец, правящий по собственному желанию, он — наемный работник американского народа в целом и каждого гражданина в частности. И если гражданин считает, что он поступил позорно, что он не выполняет условия контракта с работодателем, то он, гражданин, имеет полное право оценить действия Президент нелицеприятно и, представьте себе, вплоть до самых сильных выражений. В американской традиции уважать Офис Президента, но совершенно необязательно — конкретную личность.

А сигнал его отсутствием был послан довольно-таки мерзкий.

Со своей примитивски-исраелиски точки зрения Марш миллионов оставил у меня не унылое впечатление, а ещё одно подтверждение того, что Франция — это Великая страна…

Я очень далек от восхищения жмуром, заунывно исполняемым в течение десятилетий на поминках по Европе, но должен сказать, что тоже считаю Марш — балаганом, поскольку он сам по себе ничего не изменит. Другое дело, что участие в балагане зачастую необходимо, хотя бы для того, чтобы показать, что ты — артист, а не зритель.

Приезд Нетаниягу полагаю сильным ходом именно потому, что он не был приглашен, а вот выступление в синагоге, в отличие от многих восхищающихся, считаю скользким предвыборным трюком. Нечего превращать трагедию в агитацию за алию. Что, французские евреи не не знают о существовании Израиля? Не знают о Законе о возвращении? Все это было дешево до неприличия. Я прослушал его выступление от начала и до конца, и все время от него несло Касриловкой (а я знаю этот запах не понаслышке — сам вырос в одной из Касриловок)…

… а Европа — это великий континент.

А Волга впадает в Каспийское море.

* * *

Не оставляйте стараний, маэстро! Я, лично, получаю громадное удовольствие от чтения ваших опусов.

* * *

Леонид Ефимович, г-н Ейльман является выдающимся ученым в области ВОБВКД (первые две буквы расшифровываются «В Огороде»). Не мешайте, пожалуйста его творческому парению! Он уже привел публику в радостное изумление сообщением, что Цезарь Кунников стоял во главе атомного проекта, откуда пошла «голубая кровь», главный шедевр, конечно, что Сталин и Гитлер были кунаками по кавказскому обычаю. Кстати, г-н Ейльман, как будет на иврите «обеспокоен» и какое слово русского языка произошло от него?

* * *

Пока еще не поздно, тороплюсь выдвинуть Леонида Ейльмана в категории «Мир науки» — по совокупности открытий. Я бы его и на Нобелевскую выдвинул, да руки коротки.

* * *

Не устраивайте КВН, это серьезное издание.

Какой КВН? Я пользуюсь своим правом выдвижения полюбившегося автора. Если его творения вам не нравятся, это факт вашей биографии, а не моей.

* * *

Думаю, никто не будет спорить с тем, что Тарн — человек умный и одаренный. Беда, как мне кажется, в том, что он использует свою одаренность для того, чтобы топить плоды своего же ума в ведрах помоев. А выгребать их оттуда, чтобы дискутировать по существу, не позволяет элементарная брезгливость.

* * *

Совершенно замечательный текст. Три великих поэта: Баратынский, Тютчев и Анненский — оказались каким-то образом затененными своими (великими же) современниками. Влияние Тютчева на русскую поэзию огромно, но и сама личность поэта чрезвычайно привлекательна, и каждая вновь найденная деталь ее заслуживает пристального внимания. Мягкое славянофильство (его дочь Анна Федоровна, автор воспоминаний «При царском дворе) стала женой лидера славянофилов Ивана Аксакова), но без этнического высокомерия; адаптация немецкой романтической возвышенности и соединение ее с российской торжественностью; жесткий анализ европейского баланса сил и неприемлемость духовной изоляции России — все это тщательно отражено в работе Полянской. Спасибо.

* * *

А какое у него могло быть этническое высокомерие, когда он был практически немец, жена — немка, дочь — уже почти чистая немка (та самая, фрейлина двух царей и жена главного славянофила)?

Я и не подозревал, что национальность — это венерическое заболевание, передающееся половым путем. Тютчевы — старинный дворянский род, мать поэта была из графов Толстых. Совершенно русский по рождению и воспитанию человек. Тюркского происхождения, но где те тюрки…

* * *

Кстати, он дружил с Гейне, что по сей день не нравится некоторым тютчеведам. Кожинову, например.

Вадим Валерьяныч уж 13 лет как отошедши. (написано в январе 2015 — ред.)

* * *

Многопочитаемые дискутанты,

Позвольте заметить вам обоим, что в Российской Империи не было ДОЛЖНОСТИ канцлера. Отсутствовала как таковая. Первый министр назывался сперва Председателем Комитета Министров (и это была совершенно беззубая должность), а затем — Председателем Совета Министров. Последним председателем комитета и первым председателем совета был С.Ю. Витте. Канцлер же России (в отличие от Германии) был высший гражданский чин (чин 1-го класса) равный военному фельдмаршалу. Традиционно и, повторю, только традиционно этот чин присваивался некоторым руководителям исключительно министерства иностранных дел (внешних сношений). Иными словами, любой канцлер был высшим дипломатом (Безбородко, Румянцев, Нессельроде, Горчаков) но далеко не все министры иностранных дел были канцлерами. Известно, что когда Екатерина II возвратила из ссылки разжалованного канцлера Бестужева-Рюмина, а руководителем внешних сношений был уже Безбородко (хотя и без чина канцлера), то она дала Бестужеву «взамен» чин фельдмаршала. Для особо важных глав прочих ведомств был введен чин равный фельдмаршальскому чин «действительного тайного советника 1-го класса».

* * *

Ивритское происхождение названий российских городов…

Господи, за что-ооооо?!

* * *

Но с Вами тоже, полагаю, не очень просто сидеть втроём-вчетвером. Вы всегда (ну, почти всегда) прикуп знаете!

Но при этом пасующих козлами позорными не обзываю.

* * *

Очень хорошая информативная статья. Хочу обратить внимание читателей, что на 70-летие освобождения Освенцима Президент США поехать не соблаговолил, предпочтя плач по усопшему Абдулле. Не соизволил он послать и своего вице-клоуна. В общем, Париж повторился. Был послан подвернувшийся под руку министр финансов со специальным указанием: потому что тот — еврей и происходит из польских выходцев.

* * *

Что касается С.С. Аверинцева, то его долгая работа в МГУ вполне может говорить ое его марксистко-ленинских взглядах…

Сергей Сергеевич Аверинцев приступил к работе в МГУ в 1989 году, а до этого он 20 лет возглавлял отдел античной литературы ИМЛ. Я, безусловно, не специалист, поэтому с душевным трепетом выдвигаю гипотезу, что античная литература случилась ДО рождения Карла Маркса, в связи с чем говорить о марксистско-ленинских взглядах Аверинцева представляется довольно-таки вольным.

* * *

В конце веселых восьмидесятых в столице нашей родины г-г Москве возле кинотеатра «Художественный» работала девушка ну с таким прелестным лицом и таким чистым взглядом, которые буквально заставляли верить, что шарик лежит под одним из наперстков. В мою душу закрадываются смутные подозрения…

Вы так и не ответили, откуда появляется чудное совпадение окончания предварительного расследования с началом предвыборной кампании. Неужели это тоже влияние планеты Урюк (или как там она), пославшей своих жителей для выколупывания человечества из обезьян? Что касается вашей замечательной фразы об обязанности полиции представлять публике какие-то данные о подозреваемых, то позвольте вас уверить, что в США любой полицейский идиот, позволивший себе поделиться с публикой результатами предварительного расследования, со свистом вылетел бы из полиции. Однажды себе такое позволил окружной прокурор в отношении группы студентов, подозреваемых в изнасиловании чернокожей проститутки. Где сейчас этот трижды бывший прокурор, публике неизвестно.

Заметьте, что я вовсе не поддержал глубокую мысль о левом полицейском заговоре против истинных патриотов. По двум простым причинам: а) я не имею доказательств; б) мне это безразлично. Более того, Фира Киршенбаум мне не нравится чисто эстетически, а будучи гражданином другой страны, я на иные критерии права не имею. И если бы на ее месте была какая-нибудь Кира Фишенбаум — руководитель движения «Свободу Баргути!», то мои ноздри ощущали точно такой-же смрад.

Я не верю в заговоры, но охотно верю, что полиция, не ограниченная специальными законами, начинает чувствовать себя вершителем судеб и делает все, чтобы это чувство разделило как можно больше людей.

* * *

Стенограмма общемосковского собрания писателей (повестка дня — обсуждение поведения Бориса Пастернака)

Слуцкий и Мартынов убили себя этими выступлениями, а остальных и не было на свете. Кто помнит Баруздина, Герасимову или ничтожнейшего Зелинского? А потом были процессы Синявского-Даниэля, Бродского — и никто, НИКТО из прокурорских прихлебателей не остался в литературе.

* * *

Некоторое время назад одна из авторов опубликовала здесь отличный, по-моему, рассказ. Удивительно, но большинство отзывов касалось не литературного качества произведения, а было посвящено обсусоливанию жизненной правдивости сюжета. Нынче та же история повторяется с лентой Звягинцева. «Левиафан», прежде всего — художественное произведение и оцениваться должно именно как таковое. Иначе получится, что можно дойти до сравнения изящнейшей «Рукописи, найденной в Сарагосе» со страшилкой «В черном-пречерном лесу росли черные-пречерные деревья» и похвалить последнюю за концентрацию впечатлений…

По мне фильм — превосходный. Кто-то полагает его правдивым, но не художественным, кто-то — депрессивным. Спора не может быть, поскольку отсутствует объективный критерий художественности (я знаю приличных, умных и образованных людей, которым нравится Бальмонт). Я был обескуражен пробованием на зуб «жизненности», «правды жизни и правды искусства», что светит из рецензии Кротова.

* * *

Я только с третьего прочтения понял, что Латынина хотела выразить: мол, девальвация хороша только в том случае, если рост производства сдерживался исключительно сильной валютой. Что, конечно, полная чушь: поскольку экспорт в экономике любой страны занимает далеко не первое место в форсмировании валового внутреннего продукта. Даже в Китае, где экспорт всячески стимулируется, в 2012 году ВВП 6.3 триллиона долларов, а чистый экспорт — 232 миллиарда долларов (в текущих ценах). Так что, и мысль дурная, и сформулировано дурно…

… В России продолжает иметь место низкая фондоотдача, что ТЕОРЕТИЧЕСКИ создает условия, о которых я писал. Только я, при этом, писал не о России, а выступал против весьма генерального утверждения кандидата филологических наук. У каждой страны, естественно, свои заморочки, и я, не будучи цыганкой, в жизни не взялся бы предсказывать, что и как там произойдет.

* * *

Ох, если бы только ум заменял знания… Большая беда умных людей как раз в том, что они раз за разом пытаются изобрести велосипед и страшно негодуют, когда посредственного ума механик указывает им на то, что — не поедет.

* * *

Территорию Украина расширила процентов на 700 в составе русского государства.

Давайте не будем передергивать: Российская Федерация это не Российская Империя. Последняя состояла из многих частей, которые нынче стали независимыми государствами. Канцлер Безбородко сейчас звался бы украинцем, генерал Багратион — грузином, граф Лорис-Меликов — армянином, а тогда они все были россиянами. При развале империи одна ее часть сохранила прилагательное, но не исключительные права не на историю и не на руководство остальными частями. Договор был прост: мы расходимся в существующих административных границах. Претензии, скажем, Эстонии на возврат всей территории с которой она была инкорпорирована, были отвергнуты сходу.

И вдруг полезло…

* * *

У нас в стране для похорон и прочих банкетов есть специальная должность вице-президента. Ему все равно больше нечем заниматься.

* * *

Позвольте мне, еврею, живущему вне Израиля, высказать свою точку зрения.

Позорно, по-моему, попрекать человека местом, которое он выбрал для жительства (или куда его судьба забросила).

В десятки раз позорнее, живя в далекой безопасности, делить израильтян на черненьких и беленьких, указывая, кто из них настоящий патриот, а кто враг своей страны и еврейского народа…

У меня такого нравственного права нет. Я в этих случаях всегда вспоминаю песню Галича о тех, кто знает, как надо.

* * *

Кто я такой, чтобы даровать или отнимать права? Слава Богу, бо́льшая часть собеседников живет в свободном мире. Но вот что я думаю: мой тесть был членом КПСС, мой отец с 1943 по 1948 год был членом КПСС и выбыл оттуда не по своей воле; я прекрасно знаю, что КПСС была преступной организацией; марает ли это знание моих близких? Не думаю.

* * *

Марк, чертова капча в который раз помешала поставить отзыв под материалом, поэтому копирую его сюда в надежде, что вы прочтете:

Давайте по частям:

«Когда я был маленьким» — вызвала восхищение ажурностью и зависть к умению так писать.

«Когда я повзрослел» — горечь утраты лет, бесцельно прожитых без вашего плова.

«Счастливые мгновения детства» — теплую волну собственных воспоминаний, так совпадающих с вашими. В нашем саду росли две венгерки, весной покрывающиеся невзрачными грязновато-белыми цветами, выглядящими плебейски рядом с тургеневским цветением яблонь. Появившиеся и созревшие в последнем месяце каникул плоды тоже не вызывали особого восторга (другие сорта были вкуснее) до того момента, когда там же в саду ставился таганок, под которым разжигался костер из веток фруктовых же деревьев (упаси Боже от хвойных — засмолит нежный продукт). На таганок ставился латунный таз и через час, примерно, начинали слетаться вперемешку мухи и ангелы, привлеченные божественным запахом. Их отгоняли свернутой газетой, и этой же газетой лупили по голове меня, когда я опасно близко наклонялся над кипящей темно-бордовой лавой. Когда я впервые прочел «Курсантскую венгерку» Луговского, то споткнулся именно об этот возникший из ниоткуда запах, не вкус даже, а именно запах, хотя у Луговского и у моего детства венгерки были совсем разные. И вот теперь опять…

«Звуки моего детства» были иными — я получал твердую четверку по пению за твердое обещание не открывать на уроках рот — но и ваши показались очень симпатичными.

А суммируя — спасибо за хотя и короткую, но очень берущую за душу, экскурсию в детство.

* * *

Кажется, именно Герцман, не будучи пьяным, выдвинул Дынина на несколько номинаций.

Давайте на секундочку отставим ваш довольно-таки припадочный тон и пойдем по сути.

Я выдвинул Бориса Дынина по исключительно важной для меня причине. Должен покаяиться: в отличие от основной массы собеседников Гостевой, я не заканчивал ни Оксфорд, ни Гарвард, а являюсь самым что ни есть тривиальным советским инженером.

И философию я воспринимал совершенно по-советски. У нас ее преподавал некий доцент Скворцов по кличке (из-за контратенора) Кастрат. Преподавал он ее так:

— Товарищи студенты, вы Луну в телевизЕре видели?

Ответ в сто с лишним глоток:

— Видели!

— Камни на ей видели?

Ответ:

— А то!

— А живность всякую, людей, скажем, видели?

Ответ:

— Не видели, ну просто, б…, ни одного! Серега, ты видел? Как я мог видеть, когда у меня минус три с полтиной? Не, товарищ доцент, если уж Серега не видел в окулярах, так кто же увидит?

— Правильно, что не видели, потому что материя первична, а сознание вторично, откуда же ему на Луне взяться?..

Естественно, что я вышел из ВУЗа с твердым убеждением, что инструментом научного познания философов является «Словарь инространных слов». И понадобилось виртуальное общение с Б. Дыниным и рабби Саксом в его переводе, а также с Э. Бормашенко, чтобы капнуть пару капель масла на мои заржавевшие мозги. Поэтому и выдвинул.

— Капиш? — говоря по-нашему, по мексиканскому.

* * *

Николай Александрович Вознесенский (кстати, отец знаменитого поэта)…

Учитывая, что знаменитого поэта звали Андрей АНДРЕЕВИЧ, не вся вермишель была повешена на уши.

* * *

В описании бед, которые приносит обществу т. н. «левое» правление, вы правы — бесплатный хлеб развращает. Но вы приняли за данность крайнюю позицию тех, кого вы величаете «левыми». Если же взять крайнюю позицию их оппонентов, то мы получим не менее удручающую картину, поскольку отсутствие хлеба — при невозможности его заработать — развращает не меньше. Где-то есть оптимум, и он у каждого общества — свой. Шведский оптимум не может совпадать даже с близким эстонским и т.д. Мало этого, на социальное призрение должны накладываться ограничения, вплоть, по моему, либеральному мнению, самые драконовские. И вот здесь зарыта собака самой крупной породы: ни один фланг не желает кропотливой работы по выстраиванию ограничений, потому что «правые» вообще отрицательно относятся к социальному призрению и стараются его под самыми благовидными предлогами истребить, а «левые» приходят в ужас от того, что столь любезное их сердцам «справедливое распределение благ» должно сопровождаться какими-то ограничениями.

* * *

«Справедливое распределение благ» — этот лозунг уже давно помер и следов не оставил. Речь идет о помощи нуждающимся, без всякой «справедливости», но на вполне достаточной основе того, что человеческая жалость пребудет в мире пока жив человек.

Это вы мне бросьте, это вам не балаган (копирайт М.М. Камноедова). Еще как живо! Вот сейчас наш Президент предложил сделать коммьюнити-колледжи «бесплатными». Вы же понимаете, что бесплатна только смерть, а за остальное надо платить. И платить буду я и иже со мною. Это из жалости?

Нет, это из чувства справедливости, как его понимают «пылающие сердца». И это я вам говорю как самозванный либерал, сторонник внятной системы социального призрения и разумного контроля за рынком. К сожалению, мы не живем в идеальном мире, и я, экономист, почти ежедневно сталкиваюсь с феноменом «подпиливания гирь» на свободном рынке (одно манипулирование LIBOR чего стоило) и лучше других понимая, что любая попытка выправления уродливых искривлений приведет к росту бюрократии, которая начнет расширять свои права дальше необходимости для доказания необходимости собственной.

Вернувшись к теме, я — за бесплатное среднее образование, скажем, но я — исключительно за ПРАВО на это образование, а не за ослабление требований, дабы охватить этим образованием как можно более широкий круг совершенно к этому образованию не стремящихся. А у нас — именно так.

Да, я — за помощь бедным матерям, но я против того, чтобы эта помощь служила источником дохода тех, кто хочет работать только половыми органами. А у нас, к сожалению, растет третье поколение никогда не работавших.

Недавно полицейский в моем городе избил сумасшедшую пятидесятилетнюю негритянку, шлявшуюся по хайвею. Так вот, возмущенные голоса твердили: «Как он посмел избить прабабушку, бабушку и мать?» Прабабушку — в 50 лет! Психически неполноценную — прабабушку!..

И так далее.

* * *

Государство берёт на себя функции общины (и функции мужа у афро-американцев) — берёт не по необходимости а только РАДИ УДОБСТВА населения. Это фактически уничтожает эти общины (и институт мужей у афро-американцев).

Я согласен с вами, что государство не может остановиться, на то оно и Левиафан. Я не согласен, что государство разрушает общины. Я согласен с тем, что государственное безумие разрушило институт мужей у афроамериканцев — и могу привести еще десятки примеров: поощрения трайбализации, снижения мотивации к труду и т.д. Беда в том, что в условиях ЕСТЕСТВЕННОГО (я на этом настаиваю) разрушения общин, их роль больше выполнять некому. И это ведь не только американский или современный феномен: столыпинские реформы по передаче земельных наделов непосредственно производителям разрушили русскую сельскую общину. В Эстонии, откуда я приехал в США, понятие общины изначально было очень слабым из-за хуторской системы, т.е. географической удаленности жителей друг от друга.

* * *

Что касется tea-party, то я отношусь к этому движению с отчетливым презрением: они не смогли сформулировать ни одной внятной идеи, кроме достижения светлого прошлого. Либертарианцы — не лекарство, они — термометр.

* * *

Бернар-Леви несет колоссальную всепоглощающую ответственность за Ливию и смерть Кадаффи. Он — почти убийца. Ни малейшего ему авторитета ни в каких конфликтных ситуациях.

Мне кажется, что вы сильно преувеличиваете роль петуха в наступлении рассвета.

* * *

Ни одна из позитивных целей не была достигнута по одной простой причине: их не было. Вместо того, чтобы пойти проторенным мировой историей путем, а именно ОРГАНИЧЕСКОГО (хотя и болезненного) преобразования бандитского и воровского капитализма в капитализм производительный, Россия в который раз выбрала татаро-монгольский путь. Центробежные силы были во всех государствах на ранних стадиях умирания пережившего себя аппарата: и в Великобритании на изломе королевской власти отделилась Ирландия, Германия на изломе императорской власти вообще разделилась на самостоятельные мини и миди-государства, в которых затем начался процесс интеграции, Автро-Венгрия развалилась, Чехословакия разделилась и т.д. Интеграция через установленную вертикаль власти загоняет центробежные тенденции вглубь, придавая им самые уродливые формы (Чечня, которой Россия платит дань — замечательный пример).

* * *

В РФ бюрократический класс… в отличие от реального бизнеса, где человек рискует своими деньгами, создал талантливые пути для бизнеса на использовании своего должностного положения и чужих денег (госбюджета и взяток, полученных от реальных бизнесменов). Это стало основной формой современной коррупции.

Это — не российский феномен, это — феномен всех стран третьего мира. Бюрократия в США ничуть не милее, просто она действует внутри законов, а в Зимбабве она действует точно так же.

* * *

Несколько лет назад некий грузинский депутат парламента заявил с трибуны, что Иисус был грузином. Когда его попросили представить доказательства он воскликнул:

«Мамой клянусь! А вы знаете, что для грузина клятва мамой важнее любого доказательства!»

Продолжение следует

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев к «Юлий Герцман: Экспромты (избранное из Гостевой). Продолжение»

  1. За блестящую россыпь Юлия ообое спасибо выпускающему редактору !

  2. «Слуцкий и Мартынов убили себя этими выступлениями, а остальных и не было на свете.
    А потом были процессы Синявского-Даниэля, Бродского — и никто, НИКТО из прокурорских прихлебателей не остался в литературе.
    ——————————-
    «НИКТО из прокурорских прихлебателей не остался в литературе»; убиенный Б.A. Слуцкий воскрес и остался.

  3. Спасибо выпускающему Мастерскую редактору за нашу возможность еще и еще раз пообщаться с Юлием.

  4. «я получал твердую четверку по пению за твердое обещание не открывать на уроках рот»
    ====
    я тоже 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *