Михаил Ривкин: Недельный раздел Ки Теце

Loading

Человек не должен обманывать себя красивыми и правильными декларациями и обещаниями в отношении будущего, не должен довольствоваться «благими намерениями», а затем, когда эти решения, декларации, торжественные обещания не исполнены — утешать себя тем, что в момент торжественной декларации, священной клятвы и обета он находился в возвышенным настроении и пережил эйфорический подъём. Именно это особое возвышенное настроение зачастую играет свою негативную роль, когда выясняется, что решение не исполнено. У человека, признавшего свой провал, неисполнение обета, всегда готовы многочисленные объяснения, почему же именно его благие намерения остались втуне.

Недельный раздел Ки Теце

Михаил Ривкин

«(22) Если дашь обет Г-споду, Б-гу твоему, не замедли исполнить его, ибо Г-сподь, Б-г твой, взыщет его с тебя, и будет на тебе грех.

(23) Но если ты воздержишься от обета, то не будет на тебе греха.

(24) Изреченное устами твоими соблюдай и исполняй так, как обещал ты Г-споду, Б-гу твоему, добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» (Деварим 23:22-24)

Законы об обетах упоминаются в Торе дважды: подробно — в главе Маттот в книге Бемидбар, и кратко — в нашем недельном разделе.

Мудрецы Талмуда сравнивают эти два отрывка и приходят к выводу, что речь идёт о двух разных видах обетов. Надо иметь в виду, что все заповеди Торы делятся на заповеди, требующие какого-то активного действия, и заповеди «пассивные», требующие воздержаться от определённых действий. Активные заповеди в еврейской традиции именуются «встань и сделай», пассивные заповеди — «сиди и ничего не делай». По мнению мудрецов, обеты в разделе Маттот относится к категории «сиди и ничего не делай». Человек может принять обет воздерживаться от какой-либо пищи, в общем случае разрешённой, или от получения пользы от какого-то разрешённого к использованию предмета. Заповеди в нашем разделе относятся к категории «встань и сделай». Таков обет дать милостыню бедным, и про этот обет сказано «не замедли исполнить».

Однако оба эти вида обетов, как видно и из самой формулировки в Торе, и из текста Писаний и ещё более — из толкования мудрецов, неугодны Всевышнему, и следует от них воздерживаться.

Из стиха 23 ясно следует, что Тора стремиться сдержать спонтанный порыв того, кто хочет дать обет, умерить его пыл. Вот что пишет РАМБАН:

«А также в отношении жертвоприношения добровольного (т.е. такого, которое не относится к категории жертв грехоискупительных, обязательных для грешника) сказано: «и приобретет он благоволение для искупления его» (Ваикра 1:4) \…\. Отсюда следует, что обет — это стимул для исполнения заповеди. И сказано также «обеты мои Г-споду исполню пред всем народом Его» (Теиллим 116:18). Поэтому предупреждает нас Писание, чтобы мы были осторожны в обетах своих, ибо, хотя это и стимул к принесению добровольной жертвы Г-споду, которая даёт тебе благоволение, ты согрешишь, если ты примешь обет и не исполнишь или исполнишь с запозданием. А если не примешь обета, то и греха на тебе не будет. Даже если ты не принесёшь жертву во все дни жизни твоей, не будет на тебе греха, поэтому следи за тем, что исходит из уст твоих. А если ты что-то сказал, то должен исполнить после того всё сказанное, всё, в чём ты обязался добровольно, и о чём уста твои молвили» (РАМБАН, Деварим 23:23)

В цитированном отрывке РАМБАН усматривает возможность греха только в тех случаях, когда обет не исполнен вовсе или исполнен с опозданием. Однако в своём комментарии к Коэлет он делает более глубокий и обобщённый вывод о греховности обета, как такового.

«(3) Когда дашь Б-гу обет, не опоздай с его исполнением, ибо не благоволит (Он) глупцам; то, что обещал — исполни.

 

(4) Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить.

 

(5) Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори перед ангелом: «Это — ошибка!» Зачем, чтобы гневался Б-г из-за слова твоего и губил дело рук твоих?» (Коэлет 5:3-5)

Мы видим, что в этих стихах негативное отношение к обетам достаточно явно просматривается, и РАМБАН в своём комментарии его объясняет и расшифровывает:

«И сказано (в этом стихе), что не угодны глупцы, которые замыслили исполнить заповедь, и приносят многочисленные обеты, чтобы они стали для них стимулом к исполнению тех заповедей, которые они замыслили. И не понимают они в сердце своём — и в рассудке своём, что, быть может, не будет у них сил исполнить всё это. Они думают, что само по себе желание, которое было у них в момент обета, будет засчитано им во благо. И потому сказано: «Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори перед ангелом: «Это — ошибка!», иными словами, не умножай обетов, и тебе не придётся, в случае их неисполнения, объяснять ангелу жестокому, который будет к тебе послан, что ты ошибся, что ты хотел исполнить обет, и с чистым сердцем принял его, а теперь сил твоих не хватает сделать так. Ибо Б-г разгневается на глас твоего обета и пошлёт к тебе ангела жестокого» (РАМБАН, там)

Человек не должен обманывать себя красивыми и правильными декларациями и обещаниями в отношении будущего, не должен довольствоваться «благими намерениями», а затем, когда эти решения, декларации, торжественные обещания не исполнены — утешать себя тем, что в момент торжественной декларации, священной клятвы и обета он находился в возвышенным настроении и пережил эйфорический подъём. Именно это особое возвышенное настроение зачастую играет свою негативную роль, когда выясняется, что решение не исполнено. У человека, признавшего свой провал, неисполнение обета, всегда готовы многочисленные объяснения, почему же именно его благие намерения остались втуне. Это и «психологические объяснения», и «технические выкладки» и ссылки на форс мажор, на такие обстоятельства, которые от него не зависят и которые невозможно было предусмотреть заранее. Такой человек искренне убеждён, что его первоначальный порыв полностью искупает отсутствие каких-либо реальных результатов.

Теперь нам станет понятнее категорическое несогласие Гемары с самой идеей обета:

«Учили: Рав Дими сказал Раву Сафра: Всякий принимающий обет, даже если он его исполнил, называется грешником. Из какого стиха мы это учим? «Но если ты воздержишься от обета, то не будет на тебе греха», отсюда следует: если не воздержишься — то будет» (Недарим 77В)

Рав Шимшон Рафаэль Гирш так комментирует самый первый обет, упомянутый в Торе, обет праотца Яакова, и при этом объясняет своё принципиальное несогласие с идеей обета:

«Принимающий обет переносит себя из настоящего в будущее, в тот момент времени, который ещё не наступил, и принимает обязательство о том, как ему надлежит поступить, когда этот момент наступит. И именно в этом, в перенесении себя в будущее, которое никому не известно (ибо не дано человеку знать, что родит день), и состоит грех принятия обета. Довольно с человека быть честным и порядочным в каждый момент настоящего времени, и жить как должно и как от него требуется сейчас, в эту минуту. И то, что мы обязаны исполнить и совершить в будущем, когда оно наступит, должны мы исполнить, даже если мы не принимали никаких обетов. А то, что запрещено нам делать, нельзя этого делать ни под каким видом, даже прикрываясь принятым обетом. Что же касается тех сфер нашей жизни, которые не относятся ни к обязательному для нас, ни к запрещённому, то принятием обета в этой сфере мы только извращаем и профанируем саму идею обета, лишаем обет смысла» (Ш.-Р. Гирш, Брейшит 27:20)

Тема обета, священной клятвы исполнить нечто, или воздержаться от чего-то занимает значительное место и в мировоззрении великого индийского духовного лидера и мыслителя Махатмы Ганди:

«Полностью прояснилась для меня нравственная дилемма обета. Мне стало ясно, что обет не запирает двери перед истинной свободой, напротив, он их широко распахивает. До сих пор я не преуспел в своих делах, поскольку воля моя была слаба, поскольку я не верил в милость Творца, и душа моя качалась на волнах сомнения. Я осознал, что человек, отказывающийся принять обет, подвергает себя искусу сомнения, а тот, кто накладывает на себя цепи обета подобен тому, кто от сексуальной распущенности переходит к семейной жизни. «Я верю в свои силы, и потому не хочу связывать себя обетами» — это ход мысли человека со слабой волей, в этих словах есть примесь порочности, распущенности, стремления к тому, от чего следует воздержаться. Если я говорю: достаточно моего усилия (и нет нужды принимать обет), это значит, что я не прочувствовал до конца всю непреложность и обязательность моего решения. «А если моё мировоззрение изменится, что мне делать, ведь я связан обетом?» Такого рода сомнения удерживают нас от обета. Но эти сомнения красноречиво доказывают, что мы не осознали до конца всю нравственную ценность и святость принятого нами решения» (Махатма Ганди)

Мы видим два очень разных мировоззрения. Ганди требует, чтобы человек связал себя цепями обета и только в принявшем обет видит он настоящего героя. Тора хочет, чтобы мы оставались живыми и свободными людьми. В том, что прямо не запрещено и не предписано, человек должен руководствоваться соображениями здравого смысла, принимать решения в данный момент времени, и не быть рабом решений, принятых в прошлом, без учёта реальностей того момента, когда настанет время эти решения исполнять.

Print Friendly, PDF & Email

9 комментариев для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Ки Теце

  1. Спрошу любопытства ради. Как отнестись к тому, если человек даст обет ( слово «обет» может использоваться в качестве синонима понятиям «зарок» или «клятва»), что он готов поверить в существование бога и будет исполнять все многочисленные заповеди в случае, если этот самый бог докажет лично ему свое существование???

      1. Вопрос хороший. Но говорящий огненный куст сегодня как-то не проскакивает…

      1. Срочно нужен новый Потоп

        Тору писали люди ещё не научившиеся ясно мыслить и, следовательно, ясно излагать. В результате Тора полна “турбулентных потоков сознания” тех, кто её писал.
        Поздним комментаторам пришлось в этих потоках плавать и иразбираться в количестве смыслов, стремящемся к бесконечности.
        В итоге они (комментаторы Торы) написали туеву хучу текствов на порядки превышающие комментируемый материал, доказав, что не только опровержение хрени требует на порядок больших усилий, чем её создание, но никак не меньших усилий требует и её (хрени) подтверждение.
        Рост количества текстов потребовал роста и числа тех, кто их (тексты) обслуживает.
        Это стало для этих людей работой и… кормушкой, но в связи с тем, что миссионерская деятельность в иудаизме не поощряется — сотни тысяч настоящих и будущих “чиновников от Торы” должно кормить… государство, которое кормим мы бедные.
        Срочно нужен новый Потоп.

  2. «Не давши слово крепись, а давши держись»
    Эта пословица (с тем же смыслом) короче, но, возможно, потому, что появилась позже.
    Мой вариант на другую тему — тоже достойную подробнейших комментариев «мудрейших»:
    «Осторожней с вопросами — за@@ут ответами»
    🙂

    1. Вдруг подумалось, что если бы каждый мой типа… афоризм комментировали «мудрецы», как слова из ТАНАХа — я бы ох@@л от собственной «мудрости».
      Поделился этими мыслями с женой и получил просто хамский ответ:
      — Ты и так… Ну в смысле… ох@@л.
      Ох не надо было мне жениться более тридцати пяти лет назад на наивной и доброй девочке, смотрящей мне в рот и, тем более, учить её жизни…

      Да, воспитание — наука!
      Женившись, стал жену учить,
      Как правильно на свете жить —
      В итоге «воспиталась» сука…
      🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.