Александр Журбин: ГАЛА!

Loading

307 танцовщиков на одной сцене — зрелище невероятное! Потому что они не только выстроились в ряд — это вам любые военные сделают, или спортсмены — нет, они танцевали! Специально построенные декорации, специально поставленные танцы!

Александр Журбин

ГАЛА!

Александр ЖурбинБАЛЕТНЫЙ ВЕЧЕР В ЛИНКОЛЬН-ЦЕНТРЕ

«YOUNG AMERICA GRAND PRIХ»

18 апреля 2024 года в здании, которое когда-то называлось «Нью-Йорк Сити Опера», а ныне просто David H. Koch Theater — (понятное дело, в честь Фонда Дэвида Коча, давшего деньги на поддержание и ремонт этого здания.) состоялся прекрасный «Вечер Балета».

Теперь в этом здании в основном балетная площадка, где главным арендатором является «Нью-Йорк Сити Балет», а выступают самые разные балетные труппы. Бывают и всякие другие события, юбилеи, сборные концерты, и то, что в России ласково называют иностранным словом «корпоратив».

ГАЛА!

*

18 апреля была некоторая комбинация двух жанров.

Во-первых, это был блистательный балетный вечер с участием молодых балетных артистов со всего мира.

А во-вторых, это был fundraising… или «сбор средств»…

Для тех, кто не знает, поясню: слово «ГАЛА» всегда означает шикарный, блестящий, звездный вечер, с участием выдающихся артистов — певцов, танцоров, музыкантов, неважно какого жанра. Слово «ГАЛА» существует во многих языках, и не имеет никакого отношения к имени Галя (Гала) или к Галапагосским островам. Это слово ведет свое начало от старофранцузского слова “gale”, которое имеет много смыслов, но все эти смыслы близкие: счастье, радость, восторг, ликование, веселье, наслаждение и т.д.

ГАЛА!

Но слово «ГАЛА» имеет и другой смысл. Во время ГАЛА в Америке собирают деньги. Во всех приглашениях на подобный вечер есть окошечко, в котором вы должны указать посильную сумму, и чек надо послать по такому-то адресу.

Я много раз бывал на подобных ГАЛА в России, и там никто денег не собирал. Может потому, что за все там платит государство, или какой-нибудь глава большой компании. А гости приходят лишь насладиться искусством и вкусно поесть, и выпить…

В Америке, как известно, государство не поддерживает искусство. Но зато есть множество фондов, корпораций и других институций, которые имеют в своих бюджетах специальные строчки о благотворительности и помощи художественным проектам. Именно на эти деньги существует огромное количество театров, библиотек, оркестров и т.д.

Такой организацией является и Young America Grand Prix. Эту организацию основала Лариса Савельева, в прошлом танцовщица Большого театра, а ныне — президент огромной балетной корпорации и крупнейшего в мире конкурса молодых артистов балета.

ГАЛА!

***

Вечер 18 апреля удался на славу.

Первым достижением было КОЛИЧЕСТВО. А именно — сколько танцовщиков окажется одновременно на этой сцене. В прошлом году был рекорд — 307 человек!!!…

307 танцовщиков на одной сцене — зрелище невероятное! Потому что они не только выстроились в ряд — это вам любые военные сделают, или спортсмены — нет, они танцевали! Специально построенные декорации, специально поставленные танцы!

Но это было в прошлом году.

Но в Америке привыкли перекрывать рекорды.

В этом году на сцене было 353 танцора… И это безусловно, был мировой рекорд.

И зрелище было невероятное.

ГАЛА!

***

А музыка была Чайковского. И сразу скажу — Петр Ильич еще раз доказал свое лидерство в области балетной музыки. Да, были и Адан, и Россини, и Гершвин, и много современных композиторов. И все-таки Чайковского было больше всего, и его музыка была самой уместной и подходящей к такому вечеру. Там был и «Щелкунчик», и «Лебединое озеро» и большой кусок из оперы «Евгений Онегин».

Если еще добавить «Полет Шмеля» Римского-Корсакова, то можно сказать, что это было торжество русской музыки.

Увы, этого нельзя сказать о российских артистах. Их не было вовсе.

Была запланирована артистка Мария Хорева из Мариинского театра, и она даже репетировала перед спектаклем, но была исключена из программы в самый последний момент.

Более того, из списка балетных стран, который мелькал на экране, и куда входили весьма экзотические для балета страны, типа Пакистана и Камбоджи, России в списке не было.

Обидно, но факт!

ГАЛА!

Хотя среди хореографов, педагогов и основателей балетных школ было множество русских фамилий…

Кто знает — может это американцы, живущие здесь много поколений?

А может быть и псевдонимы. Ведь в балете в прошлые времена многие артисты брали сочные русские имена.

Наверное кто-то вспомнит имя Дягилевского солиста Антона Долина, который на самом деле был Sydney Francis Patrick Chippendall Healey-Kay. Имя Антон Долин ему присвоил Дягилев, который считал, что заниматься балетом лучше с именем Антон чем Патрик…

Но вообще в этот вечер русскому балету было уделено довольно мало места. Не был упомянут Рудольф Нуриев, один раз на несколько секунд был показан Михаил Барышников.

Только Наталье Макаровой дали возможность сказать несколько слов — конечно в записи, на экране. Она выглядела хорошо и сказала очень выразительно… Ей сейчас 84 года, живет она в Калифорнии, как я слышал, в обществе не появляется.

ГАЛА!

Ну а теперь быстро пройдусь по программе.

Началось все с грандиозного Гранд Дефиле, где участвовали все участники от 8 лет и до 25. Невероятное и трогательное зрелище. Все, от мала до велика, были великолепны, и солисты, и кордебалет.

«Полет шмеля» исполнил необыкновенно подвижный Брэди Фаррар.

Потом был номер под названием «Больше чем ничего», что-то вроде балета-модерн, под живой рояль и группу музыкантов.

Еще несколько номеров в авангардном духе показали артисты из разных трупп. В частности, отмечу солиста Всеволода Майского, выходца из Украины, ныне он солист English National Ballet.

Было несколько «Pas de DEUХ» — из «Онегина», на Увертюру Россини из оперы «Шелковая лестница», и грандиозный ансамбль из балета «Корсар».

Были предъявлены необыкновенные прыжки мужчин-солистов, и невероятные фуэте у женщин.

Все это, вместе с божественной музыкой образовывало какой-то пьянящий, экзотический и инопланетный праздник, где люди делали какие-то необыкновенные чудеса, и практически возносились к небесам — а потом возвращались обратно, и очень красиво кланялись, и благодарили,

На меня самое большое впечатление произвел танец, поставленный на музыку «Болеро» Равеля.

ГАЛА!

Балетмейстер из Тель-Авива Шахар Бениамини поставил удивительную композицию для примерно 40 мужчин и женщин, полуголых или псевдо-полуголых (на самом деле на них надеты «боди» телесного цвета, но издалека это не видно). Танец совершенно безумный, оргиастический, с немыслимой энергией, с огромной мощностью и силой. Чем-то он напоминал какие-нибудь дикие древние племена или тотемные или шаманские танцы.

Восторг был полнейший.

Как тут не вспомнить Заболоцкого:

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, болеро, священный танец боя!

ГАЛА!

***

В общем, это был классный вечер.

Я не такой специалист в балете, хотя и играл когда-то в балете на рояле, написал целых три полнометражных балета, и знаю некоторые слова типа «Ассамбле» и «Батман».

Но настоящим знатоком не являюсь. А чтобы понимать балет, надо быть знатоком.

Но когда я вижу классный балет на сцене, я вдруг понимаю, какая огромная сила заложена в этом виде сценического искусства.

Спасибо, YAGP!

Придём в следующем году.

Photos by Jennifer Wingrove for LK Studios

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Александр Журбин: ГАЛА!

    1. Ну, то что России в списке не было, Б-г с ней, заслужила! Но артистов-то за что?!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.