Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 1.3 Лех Леха

Loading

Наши мудрецы, во-первых, распространили идею маасера на все доходы человека, а не только на сельскохозяйственную продукцию, и, во-вторых, установили норму — не ниже 10%, но и не выше 20% дохода.

בס»ד

Комментарии Торы

1.3 глава Лех Леха

Исраэль Дацковский

1.3.1

Широко известен комментарий РАШИ на эпизод приказа Тв-рца Аврааму пойти и принести в жертву Ицхака (Вайера 22:1 и далее). РАШИ представляет перечисление («… [1] сына твого, [2] единственного твоего, [3] которого ты любишь, [4] Ицхака…» — стих 22:2 недельной главы Вайера) в виде спора Тв-рца с Авраамом. В этом споре Авраам пытался «не понять» слова Тв-рца, пока была возможность трактовать их двояко. Спор продолжался до бесспорного указания на имя одного из сыновей.

По этой же модели можно рассмотреть начало главы «Лех леха» (стих 12:1): «И сказал Г-сподь Авраму: уйди [1] из земли твоей, [2] от родни твоей, [3] из дома отца твоего [4] в землю, которую я укажу тебе». Текст дает сужающуюся с каждым словом общность –сначала «уйди» вообще, затем родня меньше земли, дом отца меньше родни. И все — таки Авраам (тогда еще Аврам) «не понимает» и спорит: « «уйди из земли твоей» — вся земля принадлежит Тебе, у меня нет и не может быть своей земли, «от родни твоей» — кровная родня перестала быть моими родственниками с тех пор, как наши взгляды на Твою единственность или многосиловое управление миром столь драматически разошлись, «из дома отца твоего» — я уже не нахожусь в доме отца и по различию во взглядах на мир, и по Твоему указанию о том, что «… оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» (недельная глава Берейшит, 2:24)» «Непонимание» Авраама заканчивается, когда Тв-рец переходит от указаний типа «откуда идти» к указанию «куда идти», причем, хотя это последнее указание и не содержит конечного адреса путешествия, оно содержит четкое указание о том, Кто будет направлять Авраама в пути и Кто определит, закончился ли путь. Тут Аврааму возразить уже нечего.

1.3.2

В стихе 12:3 Тора говорит, что благословлю благословляющих, а проклинающих прокляну. То есть, так как Тв-рец заранее знает, кто благословит Авраама (или еврейский народ, расширительно — еврея), он того благословит заранее, а тому, кто проклинает, сначала даст проклясть, а затем с ним расправится. Есть еще два места в Торе с аналогичным высказыванием, но каждый раз в несколько ином порядке. Ицхак благословляет Яакова (думая, что перед ним стоит Эйсав) (недельная глава Толдот 27:29) «Тебя проклинающий проклят, а тебя благословляющий благословен.» А Билам (недельная глава Балак книги Бемидбар 24:9) говорит: «Тебя благословляющий благословен, а тебя проклинающий проклят.»

1.3.3

Стих 12:5 говорит, что Авраам и Сара, уходя из Харана в землю Канаанскую, срели прочего взяли с собой «души, которые они приобрели в Харане». И основная (если не единственная) линия комментария говорит о душах во множественном числе с тем или иным объяснением о том, что за души приобрели Авраам и Сара в Харане. Но иврит говорит в этом стихе об определенной душе в единственном числе, о той, которую они «сделали» в Харане (иврит: эт hане́феш, аше́р асу́ бэхара́н). Для языка Торы свойственно называть единственным числом группу однородных предметов, хотя комментарий и может объяснить именно единственность предмета в отклонение от основной линии комментария, указывающей именно на множественность предметов, упомянутых в Торе с использованием единственного числа. Такие примеры, среди прочего, мы находим в недельной главе Ваишлах книги Берешит (стих 32:6 говорит словами Яакова: «И достался мне бык и осел…») и в недельной главе Шлах книги Бемидбар, где в стихе 13:20 Моше наставляет разведчиков посмотреть есть ли в Канаане дерево.

Однако в нашем случае в качестве одного из возможных пониманий мы объясним именно единственность и особость взятой Авраамом и Сарой души. Стих 2:27 в недельной главе Берешит о сотворении человека говорит: » И сотворил Б-г человека … мужчину и женщину сотворил Он их.» Потом Он эти сущности разделил на отдельного мужчину и отдельную женщину. Комментируя этот эпизод наши мудрецы говорят, что только соединение мужчины и женщины в крепкую любящую пару может называться человеком, а отдельно ни мужчина, ни женщина человеком названы быть не могут и являются только той или иной частью человека (но не более половины человека, Поэтому на вопрос является ли женщина человеком с точки зрения иудаизма, следует однозначный ответ: «Конечно, нет». А потом, после ослабления ошеломления от такой «дикости, узколобости и примитивности» «говорящего урок Торы» следует добавка: «И мужчина тоже человеком не является абсолютно в той же мере. Только успешное соединение мужчины и женщины в их глубокой взаимной любви может быть названо человеком»). В свете этого комментария скажем, что главным достоянием, которое Авраам и Сара взяли из Харана, была их крепкая семья, любовь в которой не нарушалась даже долгим отсутствием детей. Именно эта крепость семьи позволила считать, что Авраам и Сара удостоились вместе называться человеком, имеющим душу. Поэтому Тора использовала здесь как единственное число, так и определенный артикль. И тогда легко объяснить слово «сделали» — именно усилия, действия пары позволяют возникнуть такому соединению двух «не совсем человеков» в настоящего человека.

Тора здесь особо подчеркивает непреходящую, возможно, высшую для этого мира ценность как для мужчины, так и для женщины создать крепкую семью, через это подняться до уровня человека и только любовь в такой семье позволяет ставить и решать высокие задачи реализации высших целей нашего пребывания в этом мире.

Добавим еще два возможных варианта понимания упоминания взятой Авраамом и Сарой души в единственном числе.

Во-первых, душа, которую «делают» родители — это их ребенок. В выражении о том, что Сара не рожала (16:1) иврит не приводит четкого указания типа «никогда не рожала», стих Торы может быть понят как «долго не рожала», «еще одного ребенка не рожала». В начале недельной главы «Хаей Сара» (23:2) в слове «вэливкота́» (и оплакивать) имеется буква «каф», пишущаяся меньшим размером в свитках Торы на пергаменте по сравнению с размером основного шрифта. Отсюда идет весьма распространенная линия комментария о наличии в семье Авраама еще и дочки, умершей одновременно с Сарой. Об этом говорит и раби Йегуда, и «другие мудрецы» (тем, что не спорят по этому поводу с раби Йегудой — Мишна Бава Батра — лист 16 б Гемары). Большинство комментаторов говорят о рождении дочери — двойни Ицхака. Мы просто переносим во времени момент рождения дочери во времени в период до выхода Авраама и Сары из Харана. И если, например, Сара родила эту дочь в возрасте 27 лет (Аврааму тогда было 37 лет), то, умерев одновременно с Сарой, эта дочь прожила 100 лет, хотя о ее замужестве и внуках Авраама и Сары по этой линии нам ничего не известно.

В-вторых, муж и жена могут иметь несколько разные мнения по многим, в том числе и ценностным, идеологическим вопросам. Тогда в комментируемом стихе можно прочитать, что как Авраам, так и Сара каждый взяли свою индивидуальную душу с ее ценностями, с ее восприятием мира, сделанную ими обоими, так как душа каждого сформировалась в период их совместной жизни.

1.3.4

Очень своеобразно толкует РАШИ в следующей недельной главе «Вайера» 20:6 на эпизод взятия Авимелехом Сары и возврат ее Аврааму — Авимелех приводит два аргумента — в целостности сердца и в чистоте рук. Тв-рец принимает только целостность сердца, говоря словами РАШИ, что именно Он не дал прикоснуться к Саре, а не по выбору Авимелеха. То есть, здесь утверждается письменно очевидная и без того мысль, что именно Тв-рец дает или не дает совершить грех и может потом дать награду за несовершение или наказание за совершение греха. Отсюда тип молитвы — не Дай мне совершить грех.

1.3.5

Следует отметить моральную высоту тех идолопоклонников по сравнению с нашим поколением (нерелигиозной и нееврейской его части). В то время Авраам в Египте (а затем Авраам у Авимелеха и Ицхак у царя Грара) назвал свою жену сестрой, чтобы остаться в живых. У тех идолопоклонников и в мыслях не было завладеть женщиной при живом муже — только свободной. Отношение к убийству было легкое, мужа могли убить, чтобы завладеть его вдовой, но супружеская измена, даже насильственная, даже власть имущими, не котировалась.

В недельной главе Вайера 20:3 напрямую дана угроза Тв-рца Авимелеху, царю Грара (не будем здесь отмечать важность явления Тв-рца гою — прямое пророчество): «И пришел Б-г к Авимелеху во сне ночью и сказал ему: “Вот ты умираешь за женщину, которую ты взял, ибо она замужняя”.» Этим фактически задается заповедь о замужней женщине для гоев (для сыновей Ноаха) с угрозой смерти от руки небес, хотя строго говоря здесь рассматривается повторный брак с замужней без расторжения первого брака, а не связь с замужней женщиной без цели жениться на ней. Для евреев связь с замужней и подсудна земному суду, и обещано отсечение души («карет» — высшая мера наказания) в дальнейшем.

Кроме того, не было мысли «поиграться» с женщиной без ответственности, без продолжения и вернуть все в исходное состояние, не взять обязательств за сделанное. Все три случая описывают ситуацию, когда женщину брали в дом, в семью, в гарем, то есть гарантировали ей будущее. Ситуация сегодняшней замужней любовницы не рассматривалась.

Напрашивается вопрос (без ясного ответа) — почему Тв-рец не мог защитить от смерти мужа и от позора — жену и «включался» только на обеспечении невозможности физического контакта. Группа возможных ответов — обогатить мужа подарками, повысить ценность жены в глазах мужа, заявить о Своем существовании и Своей абсолютной власти идолопоклонникам (которые, кстати, от этого свой образ жизни не оставили, только признали (относительно) особость служащих Тв-рцу).

Кроме этого следует заметить, что когда фараон понял, что Сара — не сестра, а жена Авраама, он Сару вернул, а подарки, данные за Сару оставил Аврааму.

В отношении замужней женщины, которую берут в гарем при живом муже все-таки исключение имеется. В мегила́т Эсте́р в стихе 2:2 и 2:3 говорится о предложении «отроков царя» собрать в дом царя Ахашверо́ша молодых девиц-девствениц. А в отчете о сборе девиц (2:8) слово «девственница» (иврит: бетула́) опущено и наши комментаторы говорят, что «сборщики девиц» перестарались и собрали в дом царя также и молодых красивых замужних женщин (без расправы с их мужьями). Заметим, что в стихе 2:9 об Эсте́р также опущено упоминание о девственности, что можно рассмотреть как некоторое указание, что слово «молодая девица» (иврит: неара́) уже несет в себе косвенное указание на девственность.

1.3.6

Стих 15:16 говорит о том, что лишь четвертое поколение евреев вернется в Страну. РАШИ и РАМБАН приводят совершенно разный счет этим поколениям. Мы добавим еще один вариант понимания. Отсчет начнем не с Авраама, а с поколений после него, так как сказано (15:13), что потомки Авраама будут пришельцами. Примем, что Тора говорит о четвертом поколении потомков, которые стали пришельцами. Именно поэтому в этот счет поколений мы не включим Ицхака, который Страну не покидал. Итак, первое поколение — сам Яако́в, который в конце своей жизни спустился в Египет, второе — его сыновья (ради Йосефа, оставившего яркий след в истории), четвертое — то поколение, которое вернулось и завоевало Страну (а отнюдь не Калев бен Йефуне с Йеошуа бин Нуном, которые хотя и вошли в Страну, но были представителями вымершего в пустыне поколения). Тогда все поколения, родившиеся у сыновей Яакова в Египте (за 210 лет египетского рабства сменилось немало поколений) и поколение Исхода будут отнесены к третьему поколению. Мы склонны к третьему поколению отнести только поколение Исхода и считать «поколением» только то поколение, которое было заметно в еврейской истории. А поколения времен египетского рабства (до Исхода) следа в истории, кроме количественного роста еврейского народа, не оставили.

Заметим, что в стихе 15:13 упомянуто 400 лет, по милости Тв-рца отсчет этого периода начался с рождения Ицхака, но мы не включили Ицхака в счет упомянутых четырех поколений.

1.3.7

Нами плохо принимается идея о том, что Авраам открыл Тв-рца в мире.

Во-первых, мы не относим Тераха к рашаи́м (злодеям) и опираемся в этом на конец недельной главы Ноах (наше мнение подробно описано в комментарии на недельную главу Ноах). Там Терах без описанных внешних побуждений оставляет Ур-Касдим (вершина материальности мира в тот период) и идет в землю Канаанскую, в которой ничего нет, только идолопоклонство низкого уровня (низкого и по отношению к идолопоклонству Ур-Касдима, и по отношению к идолопоклонству Харана, откуда Авраам все-таки согласился взять жену Ицхаку, не зная, что она будет не просто из Харана, а из прямых потомков Тераха). Даже жену Ицхаку не искали в Канаане, хотя евреев, кроме Авраама и его окружения не было и все в Харане были идолопоклонниками, как и в Канаане. Не было в земле Канаанской и коммерческого интереса, возможности материального успеха. Но на одной из гор около Ир Шалем (как похоже на Иерушалаим, но не горе Мория — там и во времена Авраама (Акедат Ицхак), и во времена Яакова (сон Яакова) было пусто) стоял Храм Единого Б-га и служил первосвященник Малки-Цедек (по мидрашам — Шем, сын Ноаха). И не было другой цели путешествия, кроме службы Тв-рцу. И это — заслуга Тераха. Да, он не дошел, осел в Харане. А сколько потом после него еще пошли и не дошли?! То есть, знание Единого у Авраама — из дома! Кстати, по схеме в нашем комментарии на недельную главу Толдот видно, что наше происхождение — не только от Авраама, но все наши праматери (и сам Авраам) именно от Тераха (с участием Нахора, Арана и нескольких неизвестных нам женщин). Именно Терах дал нам свои гены и по мужской, и по женской линиям (только Била и Зилпа в качестве дочерей Лавана (похоже, от наложниц) оперты на мидраши, идущие от стиха 31:50, когда Лаван сказал Яакову: «… и если возьмешь себе жен сверх дочерей моих …». Это можно прочитать и как признание отцовства Билы и Зилпы, но и как указание на то что Била и Зилпа являются только наложницами Яакова, а не женами, а Лаван говорит только о женах, тогда вопрос об отцовстве Билы и Зилпы повисает в воздухе).

Кроме этого, жив был Шем, еще Яаков учился в его йешиве (правда, во времена его правнука Эвера). Да и строители Башни хорошо знали Единого — целое поколение, в составе которого был Авраам (и хотели с ним бороться). Поэтому знанием Г-спода была достаточно полна земля. И хотя мы не отрицаем самостоятельного прихода Авраама к мысли о Едином, главная, если не единственная заслуга Авраама — в сознательном широком распространении Знания как основы поведения в жизни.

1.3.8

Мидраши описывают появление богатства Авраама как подарок фараона за красивую сестру (12:16) до «болезни» фараона, связанной с Сарой. Мидрашистское описание вообще доходит до нищенства Авраама в период спуска в Египет — останавливался на постоялых дворах в долг, который отдавал по пути обратно из Египта в Страну. Нам сообщено, что Авраам при выходе из Харана среди прочего взял «все достояние» (12:5), хотя и не уточняется размер капитала. Капитал Лота не упомянут, хотя именно фраза «все достояние, которое они (кто они? — только Авраам и Сара или всей семьей вместе с Лотом?) приобрели» могла указывать и на капитал Лота, но в этом случае логичнее было занимать деньги у Лота для оплаты постоялых дворов при спуске Авраама в Египет. Поэтому богатство Лота (13:6) не имеет явного источника.

Заметим, что даже богатого подарка фараона Аврааму за Сару было явно недостаточно, чтобы Аврааму и Лоту стала тесна Страна. В этом подарке, кстати, рабы и рабыни упомянуты в середине перечисления животных (12:16), то есть, можно прочитать, что они по своей ценности и своему положению в мире не отличались от животных. А большое богатство Авраама упомянуто (13:2) сразу за фразой о его выходе из Египта.

Но даже если мы принимаем факт богатства Лота, нам трудно объяснить расставание, инициатором которого был Авраам (13:8): «И сказал Аврам Лоту …». Ведь они оба лично уже не пасли скот, а были руководителями больших животноводческих производств. А скот непосредственно пасли пастухи и на руководителях и владельцах хозяйств была только проверка состояния и процессов, принятие основных решений. Значит, делить нужно было пастбища (территории) Страны, а не расходиться в различные станы жилья — ведь каждый мог независимо от другого управлять своим хозяйством из одного общего жилого стана, выезжать в командировки к своим стадам в выделенные ему районы Страны и возвращаться в общий стан — штаб. Идеологические расхождения стали видны лишь после разделения. Кстати, узнав о грядущей печальной судьбе Сдома, Авраам не предупредил племянника об опасности. По-видимому, слова о тесности жилья только эвфеминистически прикрывали желание разделиться из-за разного восприятия мира и его Тв-рца. Но тогда почему инициатором был Авраам? Он людей и потяжелее Лота приводил к истинной вере, а тут родственник, да еще разделивший тяготы путешествия в неизвестную страну, хотя приказ на поход был дан только Аврааму. Это разделение осталось недостаточно понятым нами.

1.3.9

Тора неоднократно возвращается к идее десятины. Наши мудрецы разъяснили нам по этому поводу две важные мысли. Во-первых, отделяя десятину, мы на деле свидетельствуем (и глубоко понимаем сами), что все доходы приходят от Единого Источника и на самом деле Ему же и принадлежат. А нам они даются для реализации Его воли (Его воля подразумевает, в частности, поддержание нашей жизни и удовлетворение наших потребностей, но все это — лишь для службы Ему же). И часть наших доходов дается Им нам для перераспределения в этом мире для расширения реализации Его воли через нас. И, во-вторых, отчисление десятины никого не приводит к обеднению по сути это — излишек над положенным нам от Него доходом, излишек, нам изначально не принадлежащий. Тв-рец предлагает нам проверить Его именно десятиной. Мы, наша семья, можем свидетельствовать, что когда по мере возвращения к тшуве мы начали отделять маасе́р (десятину), наша зарплата мгновенно выросла больше, чем на 10% — тут же нашлась другая, более высокооплачиваемая работа и наш доход после отчисления маасера оказался больше, чем на предыдущей работе без отчисления маасера.

Первое упоминание маасера встречается в этой главе и имеет ввиду первичное отчисление с накопленного к этому времени капитала. «… и дал [Авраам] ему [Малки-Цедеку, царю Шалема, священнику Б-га Всевышнего, по Традиции — Шему] десятую часть из всего.» (14:20, подчеркивание — наше И.Д.).

Далее (в недельной главе Вайеце книги Берешит) Яаков (нищий к тому времени) обещает отчислять маасе́р с поступивших доходов. Он говорит:«… и из всего, что Дашь мне, я дам Тебе десятую часть.» (28:22).

Идея маасера продолжается и в недельной главе Бехукотай книги Ваикра: «И всякая десятая часть с земли: из семян земли, из плодов дерева — принадлежит Г-споду.» (27:30). «И всякую десятину из крупного и мелкого скота … следует посвящать Г-споду.» (27:32).

Наши мудрецы, во-первых, распространили идею маасера на все доходы человека, а не только на сельскохозяйственную продукцию, и, во-вторых, установили норму — не ниже 10%, но и не выше 20% дохода.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.