Эдуард Бормашенко: Делай, что должно, и будь что будет (письмо Элиэзеру Рабиновичу)

 426 total views (from 2022/01/01),  4 views today

בס״ד

Эдуард Бормашенко

Делай, что должно,
и будь что будет
(письмо Элиэзеру Рабиновичу)

Дорогой Элиэзер, в истории только успех отличает блестящее начинание от печальной авантюры. Вы пишете: «всё, что я писал выше об образовании Израиля, начиная с первой алии, Герцля и, наверно, до 1967 г. было результатом блестящей стратегии». Если Вы продумаете эту мысль до конца, то не придется ли нам с Вами включить в эту блестящую стратегию: приход Гитлера к власти, Вторую Мировую Войну, Катастрофу, распад колониальных держав, послевоенную тактику Сталина, ибо без всего этого Израиля бы не было. Не проще ли сказать, что «с нами кто-то управился», что свершилась Б-жья воля. Я убежден в  том, что исторический процесс необозрим человеческим разумом. Трудно после Толстовского эпилога к «Войне и Миру», что-либо добавить на эту тему. А не то придется предположить, что до Бородино Наполеон был гениальным стратегом, а на бородинском поле у него приключился насморк, и, перестав на час быть гениальным стратегом, войну он проиграл.

Провидец Герцль примирился с «планом Уганды», и только тупое, бессмысленное, отнюдь не «от тренированного ума» сопротивление российской делегации на Сионистском Конгрессе обрушило этот план. Забитые, замордованные российские евреи не соглашались ни на какую палестину кроме Палестины, Герцль был поражен. Он почему-то не предугадал того, что в Уганде начнут друг друга резать хутту и тутси (а хорошо бы выглядело еврейское государство в этом бедламе).

В истории, отродясь, никто ничего не предвидел. Эйнштейна спросили: когда, герр профессор, по вашему  мнению, будет высвобождена энергия атома? Эйнштейн ответил – не ранее чем через сто лет. Когда Джона фон Неймана спросили: сколько Америке понадобится компьютеров?  Тот, один из основателей кибернетики, потерев затылок, ответил – восемнадцать. А ведь не глупей нас с Вами люди были, а речь идет о главных факторах определяющих современную политику – компьютерах, и ядерном оружии. Теория хаоса, ясно показала, сколь ограниченно можно предсказывать поведение сложных физических систем, а мы с Вами не о физике толкуем, — о политике. У нас с Вами на глазах арабский мир накрыл хаос; о каком планировании может идти речь?

Ну, хорошо, физики неважно пророчествовали, так, быть может, у гуманитариев это получалось лучше? Если, кто и годился в начале ХХ века  на роль еврейского архистратега, так это Шимон Дубнов. Помимо необъятных знаний в еврейской истории прямой потомок маггида из Дубно был наделен живым, острым национальным чувством, брезговавшим ассимиляцией. Шимон Дубнов с недоброжелательным прищуром относился к сионистскому проекту и, всесторонне обдумав проблему, предложил идею еврейской автономии в Европе. Если бы этот замечательный план был реализован Гитлеру, куда как проще было бы решить еврейский вопрос окончательно.

Я согласен с Эллой Грайфер, написавшей, что сегодняшнее процветание Израиля не «плод блестящей стратегии», а результат эффективного использования наличных возможностей (зачастую минимальных), оппортунизма, в тесном значении этого слова; мудрости, которую в меня вколачивала моя бабушка, сводящейся в неуклюжем переводе с идиша к тому, что «если не можешь спрыгнуть – сойди», и к тому, что худой мир лучше доброй ссоры.

Есть несколько способов прокладывать дорожки между  свежевыстроенными домами. Можно разлинеить план, и заставить пешеходов двигаться по заранее размеченным путям. А можно подождать, пока они сами вытопчут травку и сами наметят тропинки, и лишь затем их заасфальтировать. Как вы понимаете, я сторонник второго способа, ибо человек слишком кривое создание, чтобы сделать из него что-нибудь прямое (Кант).

Вы обвиняете меня в политической пассивности. У меня нет снобистского презрения к политике, я удивляюсь политикам. Трудно, наверное, постоянно жить со скошенными от вранья глазами, подобно булгаковской секретарше. Я оттого и занимаюсь физикой, что физика имеет дело с истиной, чтобы мы ни имели в виду под этим перегруженным смыслами словом. Ну, да, каждому свое, к политике я равнодушен. Создание приемлемой для жизни обстановки в своей семье, своей синагоге и своей лаборатории я полагаю более осмысленной и более сложной задачей нежели стратегическое планирование в масштабе Израиля, на это моих мозгов не хватает, каюсь.

По Вашему мнению, мое пребывание в Ариэле – «печальная ошибка». Быть может, Вы и правы. Но я бы оставил разрешение этого вопроса более высокому Судье, инженеру исторического процесса, замыслы, которого нам навеки останутся непонятны. Я не знаю, есть ли у меня права на Ариэль (Ариэль, кстати, построен на земле, никогда арабам не принадлежавшей), но я знаю, что у меня по отношению к Израилю есть обязанности, и главная обязанность – жить в Эрец Исраэль (не усмотрите здесь аргумента ad hominem). Я пятнадцать лет учу в Ариэле еврейских студентов, и лучшей награды мне не нужно. Кроме того я наивно думаю, что пока я сижу в Ариэле, люди на Дизенгоф могут спокойно пить кофе, и это тоже доставляет мне немалое удовольствие. Пока люди в кипах и без сидели в Гуш Катифе, евреям в Ашкелоне, Ашдоде и Беер Шеве не приходилось, вскакивая на ходу в тапочки, бежать в бомбоубежища. Засим, оставляю за собой законное право ошибаться.

Эд.

Print Friendly, PDF & Email

29 комментариев к «Эдуард Бормашенко: Делай, что должно, и будь что будет (письмо Элиэзеру Рабиновичу)»


  1. – Ребе, я имею к вам серьёзный вопрос.
    – Ну?
    – Как ви скажете за Шмулика: или он ционист или дизентёр?
    – Шмулик дэр ешивербохер? У-га! Ещё какой ционист! Тебе бы быть таким ционистом, Пинелэ.
    – Так он же дизентировал ув Канаду, нет?! И живёт себе там, как за пазухой…
    – Так и замечательно хорошо – будет у нас больше друзей ув Канаде, Штатах и везде, он ведь столько пишет и выступает за Израиль, шо его, Гот зай данк, мильёны слушают, а не ваш зачуханный миньен ув Бней-Браке. Шоб ты знал, Пиня: если а ид имеет сэйхл, он должен жить там, где от него будет для Эрэц Исроэл больше пользы…
    – Так вы считаете, что Хаймович, борец за права «палестинского народа», должен был работать по своей бранже в Израиле и неправильно ерданул в США?
    – Нет. Он поступил правильно.
    – А почему?
    – Потому что ты, Пиня, вечно меня перебиваешь и не даёшь досказать до конца: «… или меньше вреда».

  2. Оптимистический прогноз на будущее Израиля.(Дополнение к письму Эдуарда Бормашенко скептику и недальновидному советчику Элиэзеру бен Рабиновичу).
    From: Emmanuil Lubarsky

    Новый Ближний Восток — новые и неожиданные реалии‏

    Всемирный энергетический совет выдал оценку, согласно которой израильские сланцевые месторождения, расположенные примерно в 30 милях к юго-западу от Иерусалима, могут в конечном счете насчитывать до 250 миллиардов баррелей нефти. Для сравнения, разведанные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей. Соединенные Штаты потребляют примерно семь миллиардов баррелей в год. В США, по расчетам, имеется около 1,5 триллиона баррелей сланцевой нефти, тогда как в Китае ее порядка 355 миллиардов баррелей. Израиль идет на третьем месте, обгоняя Россию.

    Буровые работы на месторождении Тамар были начаты в 2008 году. Месторождение удалено от береговой линии на 92 км. Толща воды составляет примерно 2 000 м. Глубина залегания газа (чистый метан) — около 5000 м ниже уровня моря, при этом мощность газоносного слоя — примерно 140 м. Площадь месторождения — 250 квадратных километров. В настоящее время точно установлены размеры месторождения Тамар – 300 млрд. кубометров природного газа.

    В марте 2009-го года в 54 километрах от израильского берега было открыто газовое месторождение Далит. Глубина моря в этом месте достигает 1285 метров, газонесущий слой обнаружен на глубине порядка 4000 метров. Оценка запасов газа составляет 20 млрд м³.

    Месторождение Левиафан располагается в 135 км к западу от Хайфы, в 47 км на юго-запад от месторождения Тамар. Глубина моря здесь составляет 1634 м.. Площадь месторождения — около 325 квадратных километров. Американская нефтяная компания Noble Energy оценила суммарные ресурсы структуры Левиафан в 453 млрд м³. Одновременно в более глубоких слоях с вероятностью в 50% находятся еще около 112 миллиардов кубометров природного газа.

    Левиафан признан самым крупным газовым месторождением, открытом в 2000-х годах. Совокупная стоимость газа, который может быть добыт в Лефиафане, находится в районе 100 миллиардов $.

    Запасы газа в месторождении Дельфин, расположенном в экономических водах Израиля на расстоянии 110 километров от побережья Хайфы, оцениваются в 15 миллиардов кубометров газа с вероятностью в 73%. Этого достаточно, чтобы полностью обеспечить потребности Израиля в природном газе на протяжении трех лет.

    Прочие месторождения на шельфе оцениваются на данном этапе примерно в 550 млрд. кубометров.

    Не случайно, Израиль стал целью одного из первых визитов вновь избранного президента Путина. Газпром хочет получить долю в израильских месторождениях газа и нефти. Та же причина привела к визиту делегации руководства China National Offshore Oil Corporation – одной из трех крупнейших китайских государственных энергетических корпораций. Как сообщает «Калькалист», цель визита – переговоры о покупке доли в консорциуме, имеющем права на разработку крупнейшего из найденных за последние годы в израильских экономических водах месторождения природного газа Левиатан.Привлечение CNOOC к разработке Левиатана и других месторождений стало инициативой руководства компании «Делек Энергия», входящей в холдинг «Делек» Ицхака Тшувы. Подобный шаг позволит консорциуму не только снизить расходы на разработку месторождения, оцениваемые в 6 миллиардов долларов, но и получить возможность экспорта газа на Дальний Восток.

    Так что пора начинать понимать, что Израиль, в дополнение к качественному изменению своего экономического и научного потенциала, произошедшему в результате мощной волны репатриации из бывшего Советского Союза, стоит перед новым качественным скачком, который в корне меняет стратегическое положение еврейского государства, благодаря обнаружению энергетических ресурсов, ставящих Израиль на уровень Норвегии и Саудовской Аравии.

    Учитывая вполне возможный развал Сирии, Ирака и некоторых других стран Ближнего Востока на их этнические и религиозные составляющие, Европе, и не только ей, придется менять свои взгляды на соотношение и значение сил на Ближнем Востоке.

    Вот уж, действительно, Новый Ближний Восток…Видимо, Богу надоели палестинцы и непрошенные советчики палестино израильского спора.

    1. Уважаемый Леонид Ейльман, Вы читале мою статью «Вокруг Израиля, или Перекуем (нефтяные) мечи на орала» и «Вокруг Израиля, или Слово о газе»? Элиэзеру Рабиновичу написанное Вами прекрасно известно, есть его комментарии к моим статьям.

  3. В.Янкелевичу:

    Володя, я где-то читал, что бывают президентские республики, бывают парламентские республики, а в Израиле — суматошная республика 🙂 Вообще-то все демократии в какой-то мере суматошны, но Израиль — страна особенная.

    Во-первых, электорат дробится так, как впору стране размером раз в 50 побольше — тут и разные партии, тут и конфессионально-тонкие различия, тут и этнически-культурные группы очень разные — в общем, пестрое лоскутное одеяло.

    Во-вторых, все это «лоскутки» состоят из евреев, а евреи народ жестоковыйный, и «… у каждого Абрама своя программа …».

    Но, по-моему, все это в сумме дает хорошие результаты. Когда мы были в Израиле, то самым удивительным для меня было огромное разнообразие укладов жизни в стране. Сделаешь шаг в сторону — и уже все выглядит по-другому, тут тебе и кусочек Марокко, тут тебе и кусочек Германии.

    Этот хаос — прав Эдуард — способен создавать решения, которых за письменным столом не придумаешь.

    1. Борис, а разве в США и Канаде нет таких лоскутков (и хаоса) ?

      1. Онтарио:

        Как же — конечно, есть. Но в Штатах это разнообразие как-то менее заметно. Скажем, если из Новой Англии приехать к вам в Торонто, то и разницы особой не ощущаешь. Зато где-нибудь на Юге — скажем, в Алабаме — чувствуешь себя заграницей 🙂 Калифорния вообще нечто отдельное, да еще и с большой разницей между Югом и Севером, и между «большим городом» и «селом». О пригородах я уж и не говорю …
        Так вот — мне кажется, что в Израиле все это разнобразие географически умещается буквально на пятачке.

        1. Б.Тененбауму:

          Ну, Борис, это смотря в какой квартал Торонто приехать…:-)
          Есть такие точки, что начинаешь теряться. 100м от моего дома в еврейском, пока, районе- Иран, Корея. За ними — Китай(лично видел там в молле объявление на входе в магазин — «we speak english»), дальше — Индия. Пригород Торонто Брамптон уже давно в народе зовут «Брампладеш». Есть польские, итальянские, греческие и карибские кварталы.

  4. Уважаемый г-н Бормашенко. Правые клянутся наследием Жаботинского, но почему-то забывают его знаменитые слова: «Отказ от переговоров сейчас есть гарантия переговоров в будущем». Основным условием для любых переговоров, пусть даже о строительстве «туалета типа сортир» на линии разделения, должно быть полное и безоговорочное признане Израиля как государства евреев, без которого говорить не с кем и не о чем. Вот этому и должна быть посвящена вся дипломатическая активность, а не суете вокруг поселений, которая просто-напросто ослабляет позиции Израиля. Черчилль когда-то сказал, что политикан думает о следующих выборах, государственный деятель — думает о будущем. К сожалению, в сегодняшнем Израиле я вижу только первых.

    1. Вот посмотрите, уважаемый Буквоед, как даже Вы попадаетесь на эту удочку подмены понятий. Когда-то мы требовали, чтобы арабы признали право Израиля на существование, без чего Израиль, естественно, не хотел «говорить не с кем и не о чем», ибо ты не можешь обсуждать условия самоуничтожения. Это было сделано на бумаге ещё Арафатом. Теперь мы заменяем его другим требованием: «полное и безоговорочное признание Израиля как государства евреев, без которого говорить не с кем и не о чем», полагая, что это одно и то же. Но это совершенно не так.

      Признание права Израиля на существование означает обещание отказа от войны на уничтожение страны. Выполнение — полностью в руках арабов. «Полное и безоговорочное признание Израиля как государства евреев» означает взятие на себя арабами обязательства, выполнение которого от них не зависит.

      Рассмотрите два случая:

      1)Заключён мир с Израилем в границах, обеспечивающим твёрдое еврейское большинство, разумеется, с полным отказом в приёме арабских «беженцев» — естественно, это государство евреев. А потом наши собственные арабы нас перекрывают по рождаемости. Как палестинские арабы смогут выполнить своё обязательство? Начнут сионистскую пропаганду по привлечению евреев мира в Израиль?

      2) Израиль объединяется с палестинскими арабами в двунациональное государство с начальным населением в 6 мил. евреев и около 4 мил. неевреев. При таком еврейском «большинстве» — это будет еврейское государство, с Вашей точки зрения? С любой точки зрения? Нам поможет формальное признание его еврейского характера?

      1. Про «Два случая» описанные уважаемым Элиэзером.
        1. «А потом наши собственные арабы нас перекрывают по рождаемости». А почему? Сегодня не перекрывают, и вдруг перекроют. Все просто — это нужно для концепции.
        2. «Израиль объединяется с палестинскими арабами в двунациональное государство» — А с какой стати? А, забыл, это нужно для концепции.

      2. Элиэзер М. Рабинович:
        Когда-то мы требовали, чтобы арабы признали право Израиля на существование, без чего Израиль, естественно, не хотел «говорить не с кем и не о чем», ибо ты не можешь обсуждать условия самоуничтожения. Это было сделано на бумаге ещё Арафатом. Теперь мы заменяем его другим требованием: «полное и безоговорочное признание Израиля как государства евреев, без которого говорить не с кем и не о чем», полагая, что это одно и то же. Но это совершенно не так. Признание права Израиля на существование означает обещание отказа от войны на уничтожение страны. Выполнение — полностью в руках арабов. «Полное и безоговорочное признание Израиля как государства евреев» означает взятие на себя арабами обязательства, выполнение которого от них не зависит

        ***************
        Демагогия.
        Во-первых, резолюция ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины говорит о создании «еврейского государства на территории Палестины». Это нормальное общепринятое понятие.
        Во-вторых, Соглашения Осло предполагали, что решение ключевых вопросов о беженцах, Иерусалиме и т.д. будет отложено «на потом». Одним из этих «и т.д.», кстати, был вопрос о взаимном признании прав на национальное самоопределение, после которого уже имело смысл говорить о границах.
        Биби Нетанияу в бар-иланской речи признал право палестинцев на национальное самоопределение. В этой же речи он попросил их сделать то же самое — признать право евреев на свое государство. Официальным ответом Абу-Мазена была комбинация из тех пальцев.

  5. Замечательный обмен мнениями, которому нам, любящим поспорить, следует поучиться. Хочется сказать: » Вы правы. И Вы правы тоже»

  6. «… как можно оставаться безучастным к тому, что тебе и твоим детям готовят на завтра «народные радельники» на зарплате …»

    Соня, воля ваша, но в Израиле есть парламент. Он, наверное, не самый лучший, и прохвостов в нем больше, чем «мужей совета» — но на круг Кнессет довольно точно отражает население, которое он представляет.

    Так что ваше недовольство следовало бы адресовать израильскому электорату, в целом.

    1. Дорогой Борис, так ведь Соня пишет, что электорат не должен быть равнодушен к политике. Более она ничего не написала, все остальное — ее комментарий к этому тезису. Разве в этом «в товарищах согласья нет»?

    2. Спору не выйдет, Борис. Все притензии население (то есть мы) должны предъявлять себе, коли выборы были свободные.
      У нас, к примеру, дело ведь вовсе не в Обаме. А в тех, кого он сумел «обольстить» (пол-страны). Но случай с Шароном — особый. Он скрыл свои намерения, так что его электорат пребывал в полной невединии относительно того, какой страшный удар он собирается нанести Израилю для «окончательного решения: вопроса Газы.

  7. Дорогой Эдуард, Вас, действительно, приятно читать, но часто трудно с Вами соглашаться. Ведь частые войны, которые поэтому начали уже именовать просто конфликтами, нескончаемые обстрелы Сдерода, Ашкелона, Ашдота, Беер-Шевы, теперь – Эйлата, постоянная угроза терактов, нельзя назвать миром даже худым миром. Руководству Израиля нужно найти способ показать свою силу и решимость прекратить всякую «добрую ссору».
    Разве обсуждение подобных вопросов есть политика, к которой Вы равнодушны? Я полагал, что политика – это борьба за власть. Но за власть в какой стране может бороться наше сообщество, представленное в Гостевой Берковича?

  8. Дорогой Эдуард, прежде всего позвольте мне выразить восхищение Вашей личностью и Вашим способом ведения спора, выражения несогласия при полном сохранении уважения к оппоненту. Я очень надеюсь, что и я смогу ответить в том же воистину джентельменском стиле, который, к сожалению, не часто встречается среди нас, где ad hominen и лашон ра – довольно нормальный способ аргументации.

    Далее, позвольте присоединиться к Вашему сегодняшнему возмущению неким «Читателем» в Гостевой. Это поразительно, как некто, скрываясь за кличкой, может походя, без причины, без истории предыдущего конфликта, по-собачьи гавкнуть на достойного человека, религиозного еврея, профессора только потому, что подвернулось острое словцо, а анонимность Гостевой делает его безнаказанным даже общественным мнением.

    Каждое Ваше слово интересно, и в философском плане между нами почти нет расхождений. К истории неправильных предсказаний я бы мог добавить директора американского патентного бюро, который в конце 19-го века ушёл в отставку, потому что стало неинтересно работать: всё важное, что могло бы быть изобретено, уже, дескать, было изобретено. Историю трудно предсказать, но, с другой стороны, человечество недаром создало образ Кассандры, которая предсказывает правду, но её никто не слушает. (А Черчилль, которому приписывают много афоризмов, как будто сказал, что политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло.)

    В вопросах истории идёт постоянный спор на тему о том, кто важнее – народ или личность. Очевидно, что оба, но пишется история обычно как история личностей. Тора отдаёт должное обоим элементам, но всё-таки какое огромное влияние на перемену народа оказали патриархи, Иосиф, Моше, Эзра, Йегуда Маккавей, Иоханан бен-Закай, пророки, Раши, Рамбам, не так ли? А роль в истории великих завователей и сторителей империй как Александр, Наполеон? Теодор Герцль стоит безусловно в ряду Кассандр, только его-то послушали – он ведь правильно за 50 лет (с ошибкой в два месяца!) предсказал появление еврейского государства! Да, его бы не было, если бы не Гитлер и не Катастрофа, но, возможно, тогда в нём и нужды не было бы — если бы развитие Запада пошло в соответсвии с либеральными теориями 18-19-го веков?

    Руссо отличал простого политика от лидера. Был бы Израиль реализован без Бен-Гуриона? Весьма возможно, что нет. Есть теория, что люди неспособны учиться на ошибках. Версальский договор был ошибкой людей, главным образом, результатом мстительности Пуанкаре. Затем была страшная Вторая война, которая кончилась таким разгаром ненависти к побеждённым, что можно было думать, что они, особенно Германия, перестанут существовать. Вместо этого, победители совершили действие, не имеющее аналога в истории: план Маршала в Европе и Германии и действия Маккартура в Японии помогли поднять экономику и достоинство побеждённых и сделали их частью общества победителей. Сегодня никто не боится Германии и Японии и их лидирующего положения. (Ну, в Азии, на смену Японии встал Китай.)

    То, что происходит в Палестине определяется Б-гом, но именно Он назначает своих делегатов на эту Землю, возможно, принимая почти прямое участие в демократических выборах. От наших лидеров в Израиле мы ждём заботы о нашем будущем. То, как я его вижу, и я думаю, что достаточно чётко показал своё видение, Израиль мчится к созданию двунационального единого государства со своим злейшим врагом. То, что Ариэль построен на земле, арабам не принадлежавшей, значения не имеет потому, что когда идёт война и спор о границах, юридические права конкретных земель не соблюдаются. Если на территорию Ариэля есть все подходящие документы, это только означает, что город нельзя будет судить в обычном суде ни до, ни после создания единого государства, но это не означает, что юридический статус земли будет иметь малейшее значение в войну или при строительстве государства.

    Я думаю, что жители Израиля рядом с Газой были в безопасноти не потому, что там жили 9 тысяч поселенцев, а потому, что там стояла израильская армия.

    Я абсолютно принимаю Ваш максим о необходимости выполнения личных мицвот и «делания того, что должно» по Торе. Я нигде не писал, что Ваше личное «пребывание в Ариэле – «печальная ошибка». Вы – очень достойный человек, и я ещё не встретил ни одного человека из поселений, который не производил бы впечатления достойности. Вы учите еврейских студентов, но мне кажется, что при встрече Вы упомянули и арабских студентов. Я был бы чрезвычайно рад, если бы удалось как-то прочертить границы, чтобы Ариэль вошёл внутрь.

    Но без разделения с арабами мы потеряем еврейское государство как принцип, как дар Б-га и как защиту — духовную, военную, политическую, уголовную.

    Ваш Элиэзер.

    1. Элиэзер М. Рабинович
      16 Август 2012 в 6:59

      Я думаю, что жители Израиля рядом с Газой были в безопасноти не потому, что там жили 9 тысяч поселенцев, а потому, что там стояла израильская армия.
      ************
      Удивительно каждый раз наблюдать, как человек с таким уровнем осведомленности в жизни поселений, в действиях ЦАХАЛа и условиях, в которых это действия «имеют место быть», — берет на себя смелость высказывать свое мнение, да еще в форме статьи !

      1. Удивительным является то, что человек с таким уровнем поведения и неуважения к другим решается вмешаться в форум, где разговаривают только люди, умеющие ценить друг друга и уважать чужое мнение.

      2. Почтеннейший Онтарио!
        По поводу выступлений г-на Элиезера М.Рабиновича
        — Вы проявили сдержанность, недоступную мне.
        Г-н Рабинович не просто поучает <…>
        Модератор: тех, кому в общении «недоступна сдержанность», выводят за дверь. Это предупреждение первое и последнее.

        1. Мих. Оршанский
          1 Сентябрь 2012 в 9:50

          Почтеннейший Онтарио!
          По поводу выступлений г-на Элиезера М.Рабиновича
          — Вы проявили сдержанность, недоступную мне.
          Г-н Рабинович не просто поучает израильтян…
          …НЕ ДЕЗЕРТИРУ СУДИТЬ БОЙЦА

          Моё единственное замечание г-ну Оршанскому: он, что, не знает, что «почтеннейший Онтарио» живёт в провинции Онтарио, что на пол-тысячи км подальше от Израиля и его армии, чем мой дом, и что сей «почтеннейший» оппонент ещё находится в призывном для резервной службы возрасте, тогда как я из него вышел более четверти века назад. Отвечать на остальное — ниже моего достоинства.

          1. Милостивый государь!
            Поверьте: что до Онтарио — я знаком и с географией, и с биографией — в пределах доступного читателю «альманахов».
            Что же до моего возраста: мы не знакомы, я нигде не приводил сведений о себе, с чего ВЫ взяли, что я Вас чуть не вдвое младше- судить не берусь, но: я Вам — РОВЕСНИК — сие означает, что цена Вашей осведомлённости равна Вашей осведомлённости

          2. Элиэзер М. Рабинович
            1 Сентябрь 2012 в 15:52

            Моё единственное замечание г-ну Оршанскому: он, что, не знает, что “почтеннейший Онтарио” живёт в провинции Онтарио, что на пол-тысячи км подальше от Израиля и его армии, чем мой дом, и что сей “почтеннейший” оппонент ещё находится в призывном для резервной службы возрасте, тогда как я из него вышел более четверти века назад.
            ************
            Я не успел прочитать удаленный постинг М.Оршанского, поэтому отвечаю на ответы.
            Г-н Рабинович, судя по авторской странице, уехал из Израиля в самом что ни на есть «призывном для резервной службы возрасте». Значит ли это что он дезертир ? Нет, если уехал он не имея на руках повестку явиться на сборы.
            Что касается моего возраста, то с сожалением отмечаю, что г-н Рабинович решил, видимо, к рекордам глупости добавить <…>
            Модератор: Господа, полезно бывает, написав что-либо, попробовать отстраненным взглядом прочитать написанное. Если текст клокочет личной неприязнью, лучше прекратить писать своему адресату — общение уже невозможно, а дискуссия выродилась в обмен колкостями, польза от которых для участников и других читателей — ноль.

  9. Нет ничего более захватывающего, чем несогласие умных и достойных людей.

    Да. Но все-таки я бы скорее согласился с Эдуардом. «Логические шаги» в политике имеют ограниченное значение, потому что они всегда имеют совершенно непредвиденные последствия. Даже, я бы сказал — непредставимые

  10. Логично, что автор равнодушен к процессу (политике), развитие и конечные результаты которого известны только Вс-вышнему. При чем, это так очевидно, что только «неисправимому романтику» надо это доказывать. Вместе с тем, необходимо признать, что когда в результате сознательной «политики» тех, кому автор платит налоги, создадутся НЕприемлемые условия для его жизни «в своей семье, своей синагоге и своей лаборатории» — он не должен ни на кого роптать. Это в точности то, что случилось с поселенцами Газы. Они молились, рожали детей, строили теплицы и Институт Торы, а потом, вдруг раз — и началась «политика»…Поэтому, при том, что я согласна с Бормашенко, а не с его оппонентом, я не могу представить себе, как можно оставаться безучастным к тому, что тебе и твоим детям готовят на завтра «народные радельники» на зарплате…

    1. Не «оставаться безучастным к тому, что тебе и твоим детям готовят на завтра “народные радельники” на зарплате…» ну и?
      Создаём С-Д с кружками и вечернимси школаи? С-Р с боевой организацией? Подпольную типографию? Курсы имени Гершуни? Орден Репетилова о 22/28 степенях?
      Большею частью авторам «мастерской» и их детям готовят «радельники (радетели, надо полагать)на зарплате» не в шкекелЯх..

  11. Нет ничего более захватывающего, чем несогласие умных и достойных людей.

Обсуждение закрыто.