Илья Никберг: Сотрудничество врачей мусульман и евреев в средние века

 365 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Как иудеи, так и мусульмане возводят здоровье и заботу о нем (в частности соблюдение мер профилактики и здорового образа повседневной жизни) в ранг важнейших религиозных обязанностей.

Сотрудничество врачей мусульман и евреев в средние века

Илья Никберг

Как свидетельствует история человеческой цивилизации, противостояние сторонников различных религий являлось и является одной из причин серьезных (подчас трагических) социально-политических, межгосударственных и личностных коллизий. Однако, наряду с ними, на всех этапах этой истории находим немало примеров благожелательного, дружеского и плодотворного контакта представителей таких религий. Одним из наиболее показательных из них является сотрудничество медиков мусульман и евреев в средние века. В значительной мере оно было обусловлено тем, что в период раннего Средневековья на смену культуре древнего мира пришла культура арабских халифатов, во многом связанная с жизнью и деятельностью еврейских мыслителей и ученых, В этот период, в отличие от культурного упадка и застоя в Европе, арабоязычный мир достих значительных успехов в различных сферах общественной, научной и социальной жизни. Значительная роль в достижении таких успехов, в частности в медицине, принадлежит профессиональному сотрудничеству в ученых и врачей арабов и евреев.

Наиболее крупным и известным медиком-мусульманином Средневековья является уроженец Бухары Абу-Али ибн Сина (Авиценна), живший в 9-10 веке (980-1037).

Авиценна — автор более 400 научных трудов охватывавших актуальные в те временя вопросы философии, астрономии, химии, механики и медицины. Наиболее крупное его произведение «Канон врачебной науки» («Canon medicine), многократно переиздавалось и в течение почти 7 веков (до конца XVII века) использовалось в качестве одного из основных учебников медицины в разных странах Европы, Азии и Африки. «Канон» является энциклопедическим изданием, отражавшим широкий спектр вопросов теории и истории медицины, диагностики, средств и способов лечения более трехсот внутренних, хирургических, детских, глазных, кожных и многих других заболеваний. Он, в частности подчеркивал значение для сохранения здоровья социально-бытовых фактов, соблюдения мер профилактики (гигиены) и личного образа жизни.

Наряду с Авиценной выдающимся ученыи и врачом Средних веков был родившийся в Хорезме Аль-Бируни (973-1050). Он известен своими многочисленными (более 150) трудами по астрономии, математике, географии, истории и другим наукам. В области медицины считается основателем фармакологии и медицинской метеорологии. Им был составлен перечень лекарственных растений, включавший около 2000 их наименований. Достижения арабской медицины получили отражение в научной и практической деятельности и многих других выдающихся врачей-мусульман.

В их числе: Кинди, Аль-Кинди, в латинской транскрипции Алкиндус (800-879). Ученый-энциклопедист, последователь учения Аристотеля. Автор произведений «О гиппократической медицине», «О бредовых состояниях при острых заболеваниях», «О проказе и ее лечении», о лечебном питаниии, лекарственных средствах, книг по медицинской психологии и психиатрии и др. Ap-Рази Абу-Бакр, лат. Разес (850-923). Основал больницу и школу при ней в Багдаде. Автор 25-томной «Всеобъемлющей книги» («Китаб аль-Зави»), «Медицинской книги», «Об оспе и кори» и многих других книг посвященных истории и различным вопросам диагностики и лечения болезней. Известен, в частности, изобретением инструмента для извлечения инородных тел из горла, применением ваты при перевязках и нити из кишок барана при хирургических манипуляциях.

Аль Рази написал популярное произведение для о медицинской помощи — «Для тех, у кого нет врача». Абу Аль Касим Халаф (936-1013). Родился в Кордове. Один из основателей хирургии и автор мноих трудов трудов по медицине. Книга «Китаб аль-Тасриф» («Коллекция»), описывала более 200 видов оперативных вмешательств (в т.ч. трепанацию черепа) и в течение многих лет была пользовавшимся больши успехом учебником хирургии. Известны также его основополагающие работы по хирургической стоматологии.

Ибн Аль-Хайсам (965-1039). Египетский ученый изучавший анатомию глаза, описавший основы анатомии глаза и физиологию зрения. Его книга «Сокровище оптики» (переведена на латинский язык) содержала также сведения содействовавшии впоследствии созданию увеличительных оптических приборов. Следует отметить знаительный вклад мусульмански медиков в создание основ клинической офтальмологии (глазные заболевания в те времена были широко распространены).

Ибн Рушд Абул-Валид Мохаммед бен-Ахмед (латинизированная форма арабского имени — Аверроэс). Он родился в 1126 г. в испанской Кордове, где спустя девять лет родился и Маймонид. Ученый-энциклопедист, получил энциклопедическое образование. Был врачом при дворе халифов-альмогадов, суверенов арабской Испании. Впервые изучил значение и функции глазной сетчатки. Ибнун-Нафис (1210-1288), арабский врач, в середине 13 века впервые описал малый круг кровообращения.

Наиболее крупным еврейским врачом Средневековья справедливо считается Моше бен Маймон (иврит), Рамбам (акроним от Рабби Моше бен Маймон). В европейских странах он более известен как Моисей Маймонид (Моисей Египетский), в арабских — Абу Имран Муса ибн Маймун ибн Абд-Алла. Родился в 1135 г. в испанской Кордове. Маймонид свободно владел ивритом, арабским, испанским, арамейским, греческим и латинским языками, в подлинниках мог читать произведения Гиппократа, Галена, Авиценны, сочинения представителей «Салернской школы». Одно из убедительных свидетельств его познаний в медицины — впервые осуществленный перевод на арабский язык произведений Гиппократа и Галена. Его роль в истории медицины признается столь же весомой, как и роль выдающегося медика мусульманина Авиценны. Примечательно, что в молодости на его формирование как ученого большое влияние оказали личные контакты с живших в то время в Кордове арабского философа и врача Ибн Рушда (Авероэсса).

Философской предпосылкой медицинских воззрений Маймонида, особенно его врачебных предписаний, был закон, выведенный из Торы и Талмуда и касающийся обязанностей человека относительно самого себя и своего поведения в обществе. В качестве одной из основных личных обязанностей человека закон этот указывает на необходимость соблюдения здорового — (Богоугодного) образа жизни, чистоплотности, лечения во время болезни, сострадания к окружающим. Подчеркивая роль профилактики, Маймонид указывал, что

«Медицина — наука, крайне необходимая для человека в любое время, в любом месте и не только тогда, когда он болен, но и тогда, когда он здоров».

Врачебная практика Маймонида была весьма популярной и успешной, а его услугами как специалиста-медика с благодарностью пользовались и простые люди, и царствующие особы. Свидетельством его способностей как целителя является то, что он многие годы был врачом семейства султана Саладина. и ведущим врачом подвластной ему территории, распростершейся от Египта до Сирии.

Знаменитый арабский врач и теолог Абд-аль-Латиф из Багдада, посетивший Каир, говорил, что одной из причин, побудивших его к поездке в этот город, было желание встретиться с Мусой ибн Маймуном. Маймонид написал ряд медицинских произведений. Одним из основных медицинских произведений Маймонида являются написанные в 1187–1190 гг. «Поучения Моисея» («Пирке Моше»), по форме изложения напоминающие «Афоризмы» Гиппократа. Книга содержит 25 глав, в числе которых: сведения по анатомии человека и функциях отдельных органов, о жидкостях и крови, о пульсе, о моче, о различных заболеваниях. Вопросам индивидуальной гигиены посвящена и одна из глав кодекса законов Маймонида «Яд а-Хазака» («Верная рука», традиции) и «Трактат по гигиене», которые являются основополагаищими в истории развития гииенической науки.

Характеризуя мировозрение и деятельность Маймонида следует отметить, что будучи последователем и пропагандистом иудейской религии, он в то же время проявил себя убежденным интернационалистом. Среди его учителей, коллег, учеников и пациентов было много мусульман, большая часть произведений Маймонида написана на арабскомм языке. Один из пациентов и почитателей Маймонида, египетский поэт и судья Аль-Саид ибн Сурат аль-Мульк, воспел его искусство в следующем стихе (существуют разные его варианты):

Искусство Галена исцеляет тело,
Но мудрый еврей подарил нам двойное искусство:
Исцеляет он и тело, и душу
Указывает, как неведение душ и тело калечит,
А мудрость, напротив, как ее лечит.

Кроме Маймонида в числе выдающихся врачей и государственных деятелей мусульманского мира было немало лиц еврейского происхождения. К ним, в частности, относятся Исаак бен-Сулеймон (830-920), современник Разеса был автором «Путеводителя в медицине»; этот труд был переведен на латинский язык и напечатан в Падуе в 1487 г. , Рашид ад-Дин Фазлуллах (XIII век), ученый и врач, получивший энциклопедическое образование, владевший несколькими языками. Занимал ряд ведущих государственных постов, врач и учёный-энциклопедист; везир государства ильханов Ирана (1298—1317 Али Хамадани (1247–1318), Аматус Лузитанский (1511–1568) — врач, по личным наблюдениям написал несколько сборников историй болезней, автор книг по медицинской ботанике и истории медицины, врач-консультан папы Юлия III. В 1536 написал книгу по фармакогнозии (медицинской ботанике) — «Index Dioscorides», читал лекции по медицине в Феррарском университете, опубликовал 7 сборников (centuria) историй болезни с описанием методов и результатов лечения. Сад-ад-Даул (1291) крупнейший реформатор финансово-экономической ситемы в Персии, практиковал и в качестве врача в Багдаде, личный врач ильхана Аргуна. Примечательной личностью был Иегуда Галеви, известный не только как врач, но и как выдающийся поэт («Король поэтов») писавший на иврите. На культуру и медицину мусульманского Средневековья определенное влияние оказали и евреи, жившие в Европе. Упомянем лишь о двоих из них.

Мишель де Нотр-Да (Нострдамус), французский астролог и врач (1503-1566). Он не скрывал что по происхождению обоих родителей является евреем. При этом подчеркивал зависимость христианской и мусульманской культуры от еврейского духовного наследия. Орта Гарсия (1500-1568) — португальский марран выдающийся врач и фармаколог, преподавал в Лисабонском университете. С 1534 служил врачом в Португальской колонии Гоа. Считается основателем тропической медицины, основы которой изложил в «Беседах о лечебных травах и лекарствах Индии» (Гоа, 1563). После смерти Маймонида в Каире был объявлен трехдневный траур, который соблюдали как евреи, так и магометане. В ряде стран, в том числе мусульманских, функционируют еврейские синагоги (Maimonides Sinagoges). Одна из наиболее известных — полностью восста новленная «Синагога Маймонида» («Рав Моше» в г. Каире — объект паломничества, туристических и других посещений. В резолюции конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в 1985 г. в честь 850 годощины рождения Маймонида (в ней принмали участие и страны, не признавшие Израиль) было отмечено, что

«Рамбам, вероятно, единственный философ Средневековья, а может быть и нашего времени, символизирующий единение грекоримской, еврейской, усульанской и западной культур».

В ознаменовании этого события, Президент США Рональд Рейган прилал в Египет и Израил свое поздравление.

Вследствие арабских завоеваний, к началу Средневековья, значительная часть Пиренейского полуострова (Испания), Западная Азия и Северная Африка оказались под властью мусульман. При этом, во взаимоотношениях врачей евреев и мусульман сложилась особая ситуация. Мусульманское законодательсто запрещало вверять свое тело иноверцу и, следовательно, мусульманин не имел право обращаться за медицинской помощью к врачу или аптекарю еврею или христианину. Однако, многочисленные исторические примеры однозначно свидетельствуют о том, что требование это достаточно часто не соблюдалось и мусульмане всех социальных уровней (вплоть до монархов и высокопоставленной знати) и эпизодически и регулярно обращались за медицинской помощью к врачам-евреев, многие из которых были постоянными лекарями лиц весьма высокого властного ранга.

Историки отмечаю, что как важным фактором такого сотрудничесвтва было, что в духовном и экономическом центре мусульманских государств Ираке издавна существовала большая и влиятельная еврейская диаспора.Важной предпосылкой и возможностью формирования такого подхода явилось активное участие евреев в переводах греческих, римских и других источников на арабский язык, а с другой стороны, перевод с арабского и иврита на европейские языки. Практически все ученые и врачи евреи, жившие в мусульманских странах свободно владели арабским языком, без проблем могли преподавать в университетах и медицинских школах этих стран.

По своему социальному статусу евреи, в т.ч. евреи-врачи в мусульманском обществе относились к категории «зимми» ( так именовались те, кто жил на территории мусульманских государств, придерживался законов этих государств, но был приверженцем христианства, иудаизма и других немусульманских религий). Допуск зимми к занятию официальных государственных постов и другим видам профессиональной деятельности являлся в мусульманском обществе довольно сложной идеологической и практической проблемой. Истоки этой проблемы вытекали их положений Корана, указывавших, что неверные не могут «властвовать» над мусульманами. Но несмотря на противодействи и даже протестные мятежи мусульманского населения, зимми зачастую пребывали на не только на различных должностях в гражданской администрации, но нередко занимали весьма высокие посты (министров, визиров) непосредственно при ханах, сультананх и других руководителей мусульманских государств.

Средние века насыщены фактами и событиями, отражающими достижениями арабской культуры и медицины, осуществленными при активном участии евреев. Одним из наиболее важных из них было создание (начинв с середины первого века, Багдад) сети больничных учреждений и аптек, являвшимся важным институтом системы оказания медицинской помощи населению. Основателем и куратором многих больничных учреждений (в том числе бесплатных для бедняков) историки медицины считают Каирского султана Ахмада ибн Тулуна (868–884 годы).

В 12 веке в Дамаске был построен известный госпиталь на 300 пациентов, в котором работали 20 врачей. До этого ряд больниц были созданы в Багдаде и Каире (9 век). Больницы назывались “бимаристан”, от персидских слов: “бимар” — больной и “стан” — место. В большинстве больницбыли профильные отделения, помимо врачей работал вспомогательный персонал. При больницах, а также в качестве самостоятельных учреждений функционировали многочисленные аптеки. Врачи осуществляли медицинский прием пациентов амбулаторно (обычно, в кабинетах при своих домах), а также посещали постельных и иных больных по месиу их жительства. Как правило, к высокопоставленным больным врачи приходили вне зависимости от тжести их заболевания. В арабских странах не запрещалась медицинс кая практика врачей-женщин. Как еврейские, так и мусульманские врачи были едины в положительном отношений к пользе и целесообразности консультативных обследований панциентов и обосновании их диагноза и лечения.

В Багдаде и Джунди-Шапуре (Персия) были открыты первые медицинские университеты с больницами при них. В ряде случаев известные врачи — руководители университетов (Ар-Рази, Авиценна, Ибн Зухр) одномоментно возглавляkи и эти больницы. При университетских городах и в ряде больниц (а также в личном пользовании многих врачей) существовали библиотеки. Известны что такие обширные личные библиотеки были у врачей Ибн аль-Талмит (Багдад) и Ибн аль-Мутрана (Дамаск), многие рукописи эти врачи переписывали сами. К концу первого тысячеления крупные университеты и другие учебные заведения работали Самарканде, Бухаре, Кордове, Дамаске, Багдаде и Каире. Широкой известностью пользовался «Дом мудрости» в Багдаде.

Объективнвя оценка исторических фактов позволяет констатировать, что в большинстве арабских стран сложились благоприятные условия для относительно спокойных условий жизни и плодотворного сотрудничеств врачей мусульман и евреев. Подавляющее большинство исследователей этой проблемы единодушны в признании исходной роли иудаизма в возникновении и становлении как христианства, так и ислама. Имеются многочисленные свидетельства наличия и заимствования в исламе многих положений и требований (в том числе медицинских), ранее сформулированных в иудаизме и соблюдавшихся в повседневной жизни евреев. Как подчеркивают историки, на роль теологических воззрений иудаизма, и заветов Моисея в становлении ислама, неоднократно обращал внимание и сам его создатель Мохамед. Не случайно поэтому, а также в силу складывавшихся в различные периоды исторических и социально-бытовых обстоятельств, многовековая история взаимоотношений евреев и арабов насыщена подчас самыми диаметральными событиями — от кровавой вражды до доброжелательного взаимопонимания, поддержки и сотрудничества. И хотя в религии мусульман присутствует запрет на обращение за медицинской помощью к врачам-иноверцам из опасения, что «овладев» телом больного они могут овладеть и его душой, пример Маймонида служит ярким свидетельством того, что просвещенные арабы раннего средневековья не только не соблюдали этот запрет, но и весьма тесно сотрудничали с медиками-евреями, учились у них. С другой стороны, столь же очевидна и благотворная роль арабской культуры на формирование и деятельность еврейских ученых и врачей того периода.

В средние века существовали многочисленные медицинские школы, как евреи так и мусульмане постигали в них и путем личного общения со старшими коллегами основы медицины и врачевания, отражавшие несовпадавшие, подчас явно противоположные точки зрения на причины, методы дианостики и лечения различных заболеваний.

Однако, в подходах и трактованию большинства из них, особенно к относившимся к образу повседневной жизни, у врачей этих религий четко вырисовываются рад общих позиций. Такое совпадение не случайно и не является результатом только совпадения личного врачебного опыта. В основе его, при наличии принципиальных расхождлений, чрезвычайно важным является совпадение базовых понятий и рекомендаций иудейской и мусульманской религий, рассматривавших жизнь и здоровье человека как Богоданные, а внимание и заботу о них как одну из главных обязанностей каждого приверженца этих религий.

Отмечая значительную роль многих иудейских и мусульманских религиозных предписания в формировании полезных элементов здорового образа жизни в качестве одного из примеров можно упомянуть в этом плане и такой важную составляющую повседневной жизни верующих мусульман, как пятикратные ежедненые намазы, с присущими им ритуальными омовениями и телодвижениями, по мнению ряда исследователей положительно влияющими на кровообращение, потребление кислорода и деятельность сердца, стимулирующими мозговую деятельность, увеличивающими силу и гикость связок (уменьшают риск травм), способствующими т физиологической релаксации. Отмечается, в частности, польза физических упражнений при хронических респираторных заблеваниях и диабете в пожилом возрасте.

Сочетание этой обязанности с основами теоретических и практических медицинских познаний и умений, накопившихся к тому времени, позволило сформировать ряд важнейших постулатов и рекомендаций, явившихся плодом совместной деятельности ученых и врачей. Обе религии твердо разделяли медицинский принцип Гиппократа — «Не навреди»

В доступной современному читателю популярной форме и медицинской терминологии. изложим основные единые либо совпадающие по сути рекомендации большинства еврейских и мусульмансуих врачей Средневековья.

— Как иудеи, так и мусульмане возводят здоровье и заботу о нем (в частности соблюдение мер профилактики и здорового образа повседневной жизни) в ранг важнейших религиозных обязанностей. С этой точки зрения принятое и у мусульман и евреев обрезание крайней плоти, помимо важного ритуального, имеет несомненно и медико-профилактическое значение.

— Забота о сохранении личного здоровья — обязанность каждого человека, является Богоугодным деянием (« Невозможно познать науки и Бога не будучи здоровым»).

— «Хорошее здоровья» трактуется как способность организма человека к выполнению Богоданных возможностей развития и достижения поставленных целей.

— Основа здоровой жизни и долголетия — умеренность во всех её проявлениях. Человек должен пользоваться благами жизни исключительно в пределах физиологических её потребностей и возрастных особенностей.

— Физическая активность, гимнастика и ежедневная ходьба — одно из важнейших и обязательных условия сохранения и укрепления здоровья.

— При наличии некоторых различий в мусульманской и иудейской религиях, соблюдение требования кошерного (халяльного) питания полезно для сохранения здоровья и отвечает современным принципам рационального питания.

— В рационе питания должны разумно сочетаться все основные продукты — злаковые, мясо, рыба, молочные, овощи и фрукты (по современной терминологии — рацион питания должен содержать в сбалансированному соотношении все необходимые человеку пищевые вещества).

— Ешьте спокойно, не торопясь, хорошо пережевывая пищу, удобно сидя.

— Если человек съест немного плохой пищи, это не так повредит ему, как большое количество пищи хорошей. В зависимости от возраста, времени года, погоды следует разнообразить свою пищу. В молодости человек должен есть больше, чем в старости; пища, потребляемая пожилым человеком, должна быть более легкой; летом, в жару, надо есть примерно на треть меньше, чем зимой.

— Отмечается благодатная роль при острых воспалительных (простуда) и других заболеваний использования куриного бульона (считается, что инициатором и пропагандистом лечебно-тонизирующего применения этого средства был Маймонид)

— При любом заболевании, присутсвуют две составляющих — соматическая (телесная) и психическая. Пренебрегать второй, значит ослабить эффективность лечения, а иногда и вовсе не добиться успеха в нем.

— Приступая к лечению убедитесь, не позволяет ли характер заболевания и состояние больного обойтись без лекарств. Применять лекарства следует лишь в случае, если без них лечение невозможно.

— Не соблюдая здоровый образ жизни человек уходит из неё намного раньше, чем предопределено Природой и Богом («Только один человек из тысячи умирает естественной смертью в глубокой старости, остальные гибнут намного раньше, ибо ведут себя как невежды или безумцы». Сидящий же без дела и не выполняющий никаких физических упражнений всю жизнь будет страдать от различных недугов, силы его будут чахнуть, даже если он следит за здоровым питанием».

— «Дома должны быть высокими и просторными, хорошо освещенными солнцем и продуваемыми северными ветрами, ибо солнце уничтожает плесень и гниль, витающие в воздухе». Примечательно широкое толкование значения чистоты, которая не должна ограничиваться уходом и чистотой тела («Наколотых надписей не делайте на теле своем»), одежды и обуви, но и должна распространятся на чистоту жилища и прилегающих улиц.

Косвенным свидетельством признания значимости еврейско-мусульманского сотрудничества ученых и практических врачей Средневековья является наличие в ряде стран лечебных центров, больниц, учебных заведений и других сооружений, носящих имена выдающихся их представителей — Авиценны и Маймонида.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *