Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 5.3 Экев

 179 total views (from 2022/01/01),  4 views today

Добыв воду в отсутствие Его дождей вместо нашего возвращения на заповеданный нам Тв-рцом путь, еще рано радоваться нашей победе над Ним — нужно помнить, что Его возможности — безграничны. Но мы в нашей слепоте идем за народами мира и строим опреснительные установки, не меняя нашего поведения.

בס״ד

Комментарии Торы

5.3 Глава Экев

Исраэль Дацковский

5.3.1

В самом начале недельной главы (стих 7:12) Тора сообщает нам условия нашего успеха: «И будет, за то, что слушать будете законы эти, и хранить их, и исполнять их …». А в следующем стихе (7:13) Тора сообщает нам, в чем будет этот успех состоять — в удаче нашей материальной жизни: «… благословит …плод земли твоей, хлеб твой, вино твое и оливковое масло твое, приплод быков твоих и приплод мелкого скота твоего на земле …». Так как нельзя дать успех, если человек не приложил своего труда, не ведет свое дело (сельскохозяйственное, животноводческое), но некуда приложить большие урожаи и обильный приплод.

То есть Тора в открытом тексте требует от каждого совмещения двух состояний в единое: от любого еврея требуется как слушать, хранить и исполнять законы Торы (а их невозможно исполнять в точности их многочисленных деталей без глубокого, подробного и постоянного изучения, а, значит, их тщательное изучение автоматически подразумевается), так и заниматься производительным трудом, на который из-за выполнения поставленного Торой условия наложится Его благословение и в силу этого труд будет весьма успешным, а результаты труда — обильными.

Учить Тору профессионально для ее преподавания, для консультирования народа о применении законов, для развития алахи, для выполнения судейских обязанностей — это необходимо для весьма небольшого слоя наиболее талантливой части народа. Применение полученных знаний, именно применение, а не сам факт учебы — это, несомненно, признанный обществом, оплачиваемый производительный труд. А вот сидение в йешиве и «профессиональное» «изучение» Торы без серьезного (а не эпизодического) выхода результатов изучения на пользу общества — нигде и никак не предусмотрено.

5.3.2

В нашей недельной главе приведена одна из, по крайней мере, трех фраз, частичное цитирование которых с полным изменением начального смысла (из-за частичного цитирования) очень распространено. Распространено не только в еврейском народе, но и в среде других народов. Эта фраза полностью звучит так (стих 8:3): «… не хлебом единым жив человек, а всем тем, что исходит из уст Г-спода, живет человек». Эта фраза глубоко вошла в русский язык только своей первой частью («… не хлебом единым жив человек…», часто сокращается до «… не хлебом единым …»). Даже в этом обрезанном значении она всегда несет достаточно высокий смысл, объясняя совершенную необходимость духовной составляющей бытия и недостаточность для нормальной человеческой жизни только материальной составляющей. Но вне Торы понятие духовной составляющей сильно отличается от начального смысла фразы. В это понятие неевреями включается положение человека в обществе, его профессиональные устремления, занятия наукой, важность его культурных интересов (которые можно трактовать как угодно широко — от вовлеченности в мировую культуру через чтение высокой литературы, хорошего знания истории, архитектуры, музыки, живописи, театрального искусства до «культурного отдыха» с водкой на природе или спокойного просмотра телевизионной пустоты). Все эти вещи важны, но они бесконечно далеки от основы — от постоянного стояния перед Тв-рцом, от непрерывного процесса познания Тв-рца и Его мира. Это познание должно реализовываться несколькими направлениями — как познанием (глубокой учебой) «святых» текстов (ТАНАХ, Мишна, Талмуд, Алаха), так познанием Тв-рца через Его наиболее полное проявление. А Он проявился в этом мире именно созданием этого мира, созданием его устройства и законов физического мира. Устройство мира, созданного Тв-рцом, сегодня вынужденно поделено на многие направления — физику, химию, биологию, стоящие на фундаменте математики, и многие другие научные дисциплины. И мир нужно изучать именно как одну из граней познания Тв-рца, через Его творение.

Но ТАНАХ содержит еще несколько фраз, цитирование которых почти всегда частичное, сильно преобразующее смысл первоначального высказывания. Большинство частично цитирующих эти фразы просто не знает ни источника цитаты, ни ее полного звучания. Одной из таких фраз является кусочек «… отпусти народ мой …», который даже стал основой песни на английском языке «Лэт май пипл гоу» (просим прощения за уровень транслитерации). Эта фраза многократно встречается в книге Шмот в истории казней египетских (недельные главы Вайера и Бо) и полностью звучит так (книга Шмот, стихи 7:16, 7:26, 8:16 и еще несколько раз): «… отпусти народ мой, чтобы он служил Мне …». При полном прочтении фразы оказывается, что речь, вообще говоря, идет не о свободе от хозяина, а о смене хозяина на Хозяина. Абсолютная свобода от любых обязанностей как-то не предполагалась и человечеству понадобились тысячелетия, чтобы понять принципиальную неосуществимость абсолютной свободы. Тогда оказалось, что как отдельному человеку, так и народу в целом нужно осознанно выбирать себе рамки подчиненности. Тора задолго до осознания человечеством проблемы свободы и подчиненности указывает такие оптимальные рамки для еврейского народа, объясняет для чего нужно стремиться освобождаться от сдерживающих рамок — чтобы служить Хозяину мира, так как это максимальный уровень свободы, достижимый в этом подлунном мире.

ТАНАХ несет в себе еще фразу, частичное цитирование которой с изменением первоначального смысла крайне широко распространено. Кто из нас не слышал про «глас вопиющего в пустыне», который говорит о безнадежности всяких попыток говорящего кому-то что-то объяснить — его никто не слышит, ему никто не внимает, его никто не понимает. Но пророк Йешаягу имел в виду совсем другое, когда писал (стих 40:3): «Глас взывает: в пустыне освобождайте дорогу Тв-рцу, равняйте в Араве [пустынная степь в Израиле севернее Негева] путь нашему Б-гу». Иначе — ищите пути приближения к Тв-рцу, а это хорошо получается при освобождении от всепоглощающей материальности.

Вспомним такое же обрезанное цитирование и из неТАНАХических источников. Когда мы в молодости начали работать в научной лаборатории и были полны желанием лететь и все по пути открывать, когда голова была переполнена сложными расчетными моделями, которые жаждали быть воплощенными, заведующий лабораторией любил повторять, что великий русский физиолог И.П. Павлов говорил, что факты — воздух науки. Он требовал не летать в вышних сферах, а копаться на земле, собирать факты, а не строить высокие теории. Позже мы прочитали полную цитату И.П. Павлова: » Факты — воздух науки. Но для полета воздуха мало — еще нужны крылья».

5.3.3

В еврейских источниках встречается много информации о наказании при воспитании. Мудрецам было понятно, что без наказания воспитать ребенка невозможно. Встречается фраза (в Гемаре) о том, что тот, кто не наказывает своего сына, тот его ненавидит. И наказания должны быть ценностно-существенными для воспитуемого (разные при разном уровне взросления) и следовать за нарушениями рамок требуемого от воспитуемого в его поведении. Основа указаний Торы о наказании при воспитании встречается именно в нашей недельной главе. В стихе 8:2 объясняется один из смыслов сорокалетнего скитания евреев по пустыне: «… чтобы смирить тебя …» (иврит: лемаан анотха — от корня айн — нун — йуд, ину́й — причинение мук, истязание, пытка). В следующем стихе 8:3 показывается двусторонность процесса воспитания как сочетание наказания — поощрения. С одной стороны, «И Он смирял тебя (тот же корень слова в иврите), и томил тебя голодом …», с другой стороны, «… и питал тебя маном …». И для понимания этих двух сторон Тора явным образом разъясняет (стих 8:5): » … как наставляет человек сына своего, так Г-сподь, Б-г твой наставляет тебя». Воспитание требует создания по крайней мере удовлетворительных условий воспитуемому (когда есть на это возможность) — стих 8:4 сообщает, что «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла …». То есть при воспитании народа Тв-рец сильно освободил его от бытовых и медицинских забот (периодически устраивая краткосрочные эпидемии за отклонение поведения народа от разрешенного для демонстрации выжившим уровня возможного наказания, хотя в более широком рассмотрении смерть в принципе не является наказанием). Тв-рец давал возможность неотвлекаемо подниматься в духовном познании, духовном мире до максимальных для каждого еврея высот, которые ему могли быть доступны — у каждого свои высоты.

Отметим, что наказание «смирением через причинение мук» и голодом (хотя в Торе явного указания на голод в еврейском стане не встречается — ман начал выпадать при угрозе голода, но не при наступившем голоде — см. недельную главу Бешалах книги Шмот, стихи 15:2-5) — это весьма серьезные испытания и для взрослых людей, и Тв-рец использовал их, а не ограничился лишь достаточно малоэффективными разъяснениями и увещеваниями.

5.3.4

Стих 7:22 говорит о постепенности изгнания народов перед евреями: «И низвергнет Г-сподь, Б-г твой народы эти перед тобой мало-помалу; не сможешь ты истребить их быстро, чтобы не умножились против тебя звери полевые». Фраза непонятна и проблематична сама по себе, так как у читателя может возникнуть неверная мысль, что Тв-рец готов расправиться с народами, но затрудняется руководить размножением полевых зверей. РАШИ на этот стих пытается объяснить: «Но ведь, исполняя волю Тв-рца, незачем бояться зверей, как сказано: «и зверь полевой в мире с тобой» (книга Йова, стих 5:23). Однако было открыто перед Ним, что будут грешить». Это объяснение еще больше увеличивает непонимание — ведь поколение входа в Страну, хотя и грешит, но грешит заметно меньше, чем последующие поколения. А вопрос именно о постепенном изгнании/уничтожении канаанских народов («… чтобы не умножились против тебя звери полевые») явно касается ближайших поколений, когда грехи еще не накопились и опасности от зверей быть не должно. А когда грехи накопятся («… и долго прожив на земле…» стих 4:25 в недельной главе Ваэтханан книги Дварим), Страна уже должна быть освобождена от канаанских народов и заселена евреями. В это время звери, конечно, могут размножиться и вредить, но это будет касаться уже внутренних областей Страны евреев, а не зазора между евреями и уничтожаемыми канаанскими народами. Значит, нужно искать другое объяснение.

Предложим его. Причина может быть в численности изгоняемых/уничтожаемых народов. Написано в стихе 7:17: «… многочисленнее меня народы эти …» и в стихе 9:1: «… народами более многочисленными и сильными, чем ты …». Мы даже не будем разделять между большей численностью всех канаанских народов, вместе взятых, по сравнению с численностью евреев и не станем применять мидрашистский прием, чтобы объявить, что каждый по отдельности канаанский народ был многочисленнее евреев (что формально можно прочитать из каждого из обоих приведенных стихов). Значит, после изгнания/уничтожения канаанских народов, еврейского народа численно не хватит, чтобы заселить Страну с той же плотностью населения, которая была в Стране при канаанейцах. Плотность населения уменьшится, часть полей перестанут обрабатываться за ненадобностью и отсутствию трудовых ресурсов. И тогда возникнут условия для размножения «зверей полевых» (именно полевых, так свободными останутся необрабатываемые поля, площадь лесов, если и будет увеличиваться на необрабатываемые территории, это будет происходить медленно и поэтому увеличение численности лесных зверей не предусмотрено.

А когда евреи размножатся, они смогут заселить всю Страну и вернуться к обработке всех полей, которые до них обрабатывали канаанские народы и зверям особо большого места не останется. Об этом явно сказано в стихе 8:1: «… дабы вы были живы и размножались и [лишь после размножения, после увеличения численности евреев] пришли и завладели землею …».

Отсюда может быть понята необходимость и неизбежность отрезания англичанами Иордании от «Национального очага еврейского народа», который целиком попал под английское управление по мандату 1922 года. Евреев было столь мало, что ими было невозможно нормально заселить Страну. Поэтому Тв-рцу посредством англичан пришлось сокращать площадь выделяемой евреям территории, хотя в дальнейшем, при росте численности еврейского населения (по нашей оценке свыше 18-20 миллионов человек на территории современного Израиля, включая Иудею и Самарию), Иордания окажется очищенной от иных народов и включенной в границы Страны (сразу или постепенно).

5.3.5

Тора однозначно задает способ получения пресной воды, в частности, для нужд сельского хозяйства в Эрец Исраэль. Стих 11:11 сообщает, что в отличие от земли египетской, Страна, куда входят евреи для владения ею «… от дождя небесного пьет она воду». И еще добавлено (стих 11:12), что эта Страна находится под непрерывным контролем Тв-рца. Кроме этого, чуть ниже в этой же главе (вторая часть «Шма») указаны причины прекращения дождей в Стране (стих 11:17) — за отклонение от пути, заповеданного Тв-рцом евреям.

Отсюда однозначно следует, что засуха как следствие неподобающего поведения евреев в отношении заповедей Тв-рца не может быть компенсирована строительством опреснительных установок. Остальные народы должны решать сами, в пределах своих земных возможностей проблемы нехватки пресной воды в их странах — как в Египте, где поливка осуществляется своим трудом (стих 11:10). Они могут строить опреснительные установки. А евреи должны (однозначно обязаны) решать вопросы снабжения их Страны пресной водой только путем дождей и только путем получения этих дождей непосредственно от Тв-рца в качестве Его милостивой реакции на их поведение именно по отношению к Нему. При этом разумность использования дождевой воды, ее накопление в аквиферах и прудах, а не сбрасывание в море — обычная обязанность правильно распоряжаться полученными материальными ценностями.

Тора в стихе 11:17 приводит следующую цепочку событий, которые могут произойти при воспылании на нас гнева Тв-рца за наш уход с заповеданного нам Тв-рцом пути:

I стадия Его гнева «И возгорится гнев Г-спода на вас …»

II стадия «… и затворит Он небо …»

III стадия «… и не будет дождя …»

IV стадия «… и земля не даст своих плодов …»

и, наконец, V стадия Его гнева «… и вы скоро исчезнете с этой … земли …».

При поверхностном взгляде может показаться, что Тора изложила строгую причинно — следственную цепочку событий и каждый переход к следующей стадии Его гнева может быть заменен на слово «поэтому». Однако, в юриспруденции хорошо известен принцип: «позже» — еще совсем не значит «вследствие». То есть, события могут разворачиваться или по указанной цепочке, или при пропуске (или даже при перестановке очередности) некоторых стадий, так как все эти события направляются непосредственно Тв-рцом и не являются взаимно зависимыми и взаимно обусловленными. Например, наступает III стадия Его гнева — нет дождей, мы в нашей тщете поливаем поля опресненной или импортированной пресной водой, земля дает урожай (IV стадия не наступает — мы «ловко» обошлись без милости Тв-рца и без Его дождей, добыв пресную воду иным путем, или пренебрегаем собственным убыточным сельским хозяйством и импортируем готовые фрукты, овощи, мясо, хлеб, расплачиваясь деньгами, полученными, например, за разработку высоких технологий), но вдруг вне зависимости с предыдущими осуществившимися или не осуществившимися стадиями Его гнева наступает V стадия (не про нас будь сказано, изгнание, потеря Страны) не вследствие голода, а, например, вследствие военной победы над нами очередного внешнего агрессора. Так что, добыв воду в отсутствие Его дождей вместо нашего возвращения на заповеданный нам Тв-рцом путь, еще рано радоваться нашей победе над Ним — нужно помнить, что Его возможности — безграничны и «… исполнится то, что замыслил Г-сподь» (Мишлей, стих 19:21).

Но мы в нашей слепоте идем за народами мира и строим опреснительные установки, не меняя нашего поведения. По сути, мы говорим Тв-рцу: «Ты не даешь нам дожди, ну и не нужно — обойдемся без Тебя, сами обеспечим себя пресной водой». И одна из вершин технического прогресса — опреснительные установки — мгновенно превращается в древнюю Вавилонскую башню — устройство, «позволяющее» людям обеспечить свою независимость от Тв-рца. Та башня тоже стала будто бы возможной после огромного технического переворота — изобретения обожженного кирпича. И вместо строительства жилья, промышленных и сельскохозяйственных помещений, что обещало невиданное до тех времен материальное изобилие, люди начали строить башню — освобождаться от Тв-рца мира. Последствия такой глупости уже описаны в недельной главе Ноах книги Берешит и обильно прокомментированы еврейскими мудрецами. Но мы стремимся повторить путь строителей Вавилонской башни. Последствия таких сверхнаивных попыток обхода Тв-рца (если не сказать большего — попыток нашей борьбы с Ним) весьма печальны и, главное, известны заранее.

Да еще мы несколько «подзабыли», что кроме посылаемой Тв-рцом засухи, которую мы так «успешно» преодолеваем опреснительными установками, в Его арсенале есть еще много способов лишить нас урожая и возможности жизни в Стране. В недельной главе Бехукотай книги Ваикра Он приводит по крайней мере еще три способа оставить нас без урожая, но с исправными опреснительными установками. Он пишет о болезнях и необоснованном страхе, который помешает евреям Страны заниматься сельским хозяйством (стих 26:16), в том же стихе Он сообщает о возможности поедания уже выращенного (при помощи полива водой из опреснительных установок) урожая врагами евреев, а в стихе 26:19 угрожает сделать «небеса как железо [ну, с отсутствием дождя мы научились справляться опреснительными установками], а вашу землю — как медь». Стоп. Приехали. А с этой напастью что делать? И это еще не все — нужно всегда помнить, фантазия и возможности исполнения Своих мыслей у Тв-рца совершенно безграничны!

5.3.6

В нашей главе единственный раз в Торе упоминаются семь народов, земли которых передаются Тв-рцом евреям. Приведем многочисленные упоминания таких списков народов в ТАНАХе (возможно, список не полный):

Таблица канаанских народов — Тора

NN Народ Название народов на иврите Бере-шит

15:19-21

Шмот

3:8

Шмот

3:17

Мишпатим Шмот

23:23

Миш-патим Шмот

23:28

Тисса Шмот

33:2

Тисса Шмот 34:11 Шлах Бэмид-бар 13:29 Экев Два-рим 7:1 Шоф-тим Два-рим 20:17
1 Кейним הקיני +
2 Кенизим הקנזי +
3 Кадмоним הקדמני +
4 Хеттим החתי + + + + + + + + + +
5 Призим הפרזי + + + + + + + +
6 Рефаим הרפאים +
7 Эморим האמרי + + + + + + + + +
8 Кнааним הכנעני + + + + + + + + + +
9 Гиргашим הגרגשי + +
10 Йевусим היבוסי + + + + + + + + +
11 Хиввийцы החוי + + + + + + + +

Таблица канаанских народов — Невиим, Ктувим

NN Народ Название народов на иврите Йео-шуа

3:10

Йео-шуа

9:1

Йео-шуа

11: 3

Йео-шуа

12:8

Йео-шуа

24:11

Шоф-тим

3:5

Мла-хим I

9:20

Эзра

9:1

Нехе-мия

9:8

Диврей hайа-мим II

8:7

1 Кейним הקיני
2 Кенизим הקנזי
3 Кадмоним הקדמני
4 Хеттим החתי + + + + + + + + + +
5 Призим הפרזי + + + + + + + + + +
6 Рефаим הרפאים
7 Эморим האמרי + + + + + + + + +
8 Кнааним הכנעני + + + + + + +
9 Гиргашим הגרגשי + + +
10 Йевусим היבוסי + + + + + + + + + +
11 Хиввийцы החוי + + + + + + + +

Примечания:

  1. В таблицах упомянуты только те места в Писании, где перечислено более двух народов.
  2. Не учтен порядок перечисления народов.
  3. Не учтены различные наименования, под которыми, по мнению комментаторов, появляются в Писании одни и те же народы — поиск при помощи Конкорданции ТАНАХа осуществлялся по первому упоминанию названия народа.
  4. Полный список семи народов приведен в ТАНАХе три раза: в стихе 7:1 недельной главы Экев книги Дварим, в стихах 3:10 и 24:11 книги Йеошуа (Гиргаши упоминаются еще в стихе 9:8 книги Нехемии).
  5. Распространено мнение, что Гиргаши добровольно ушли из Страны и поэтому не подверглись уничтожению и не упомянуты в большинстве перечислений народов. Однако в стихе 24:11 книги Йеошуа они упомянуты как народ, воевавший с евреями.
  6. Народ Хивийцев (сын Канаана по стихам 10:15-19 в недельной главе Ноах книги Берешит) не упомянут в составе десяти народов, земля которых должна быть передана евреям (стихи 15:19-21 недельной главы Лех Леха книги Берешит), но в дальнейшем все время упоминается именно в этом качестве.
  7. В стихах 10:15-19 в недельной главе Ноах книги Берешит упомянуты еще несколько сыновей Канаана, земли которых Тв-рец НЕ обещал Аврааму в стихах 15:19-21 недельной главы Лех Леха книги Берешит и которые вообще дальше не упоминаются: Цидон, Арки, Сини, Арвади, Цымари, Хамати.
  8. Шесть народов не названы в родах Канаана: Кейним, Кенизим, Кадмоним, Призим (упомянут в стихе 13:7 недельной главы Лех Леха книги Берешит как населяющий землю в период спора пастухов Авраама и Лота), Рефаим и неясно откуда взялись Канааним, когда все сыновья Канаана упомянуты отдельно под названиями, идущими от имен сыновей Канаана.
  9. Пелиштим вообще не относятся к канаанским народам — они являются порождением Патрусим и Каслухим — потомки Куша, который является непроклятым сыном Хама (стихи 10:6–14 недельной главы Ноах книги Берешит).
  10. В стихе 17:8 недельной главы Лех Леха книги Берешит Тв-рец обещает Аврааму отдать его потомству ВСЮ землю канаанскую, что шире не только земли 7-ми народов, но и больше земель 10-ти народов. А в стихе 13:15 той же недельной главы обещание поскромнее — землю, которую видишь ты. В стихе 15:17 той же недельной главы Аврааму дается указание пройти Страну в длину и ширину (нужно понимать, что ТОЛЬКО эта земля будет наследием).

РАШИ в комментарии на стих 23:28 недельной главы Мишпатим книги Шмот пишет, что Хеттим и Канааним жили к востоку от Иордана, далее пишется, что Канааним жили и к востоку, и к западу от Иордана, поэтому их нахождение в составе народов, чья земля делится между коленами восточнее Иордана естественно, а упоминание Хеттим в списке народов, чья земля делится между коленами восточнее Иордана противоречит комментарию РАШИ.

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария к «Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 5.3 Экев»

  1. Исраэль Дацковский : « … если Тв-рец всесилен (а если нет, то в Него не стОит верить), то ему не нужны ни посредники, ни ступени (стадии) Творения — он вполне способен сразу сделать все, что Он захочет. …»
    ——————
    Творец не способен сразу создать человечество, каждый индивидуум которого бы сам, добровольно, хотел бы служить своему Творцу всей своей душой, всем своим сердцем и всеми своими силами и имуществом.
    Тут Творцу нужна помощь человека, и наверное поэтому Творец создал в мире условия для эволюции человеческих обществ, культур, цивилизаций — и в результате эволюции человеческих качеств, черт характера и даже животных инстинктов.

    Два личных наблюдения:
    1) Когда я был далёк от иудаизма, то я просто не видел никакой возможности «эволюции человечества и человека»: ведь прогресс человечества в результате развития науки и техники никак не отменяет человеческую ненависть, зависть и прочие «прелести» без которых нет человека. В результате получается, что либерально-консервативное западное общество это вершина прогресса: даже если оно и рухнет, то история будет идти по кругу, лучше традиционного западного либерализма ничего быть не может.
    Но когда я приблизился к иудаизму и начал учить Тору и Талмуд, то я убедился, что логика слов Бога к фараону «… отпусти народ мой, чтобы он служил Мне …» даёт некий шанс заставить эти «человеческие прелести» служить общему и одновременно индивидуальному благу. И я говорю именно с научной точки зрения, раньше я серьёзно увлекался этологией (раздел биологии, наука о поведении и инстинктах животных и человека).

    2) Я также увидел Бога в этой «эволюции человечества»: ведь обычная эволюция случайно «отсеивает» только то, что МЕШАЕТ ОЧЕНЬ СИЛЬНО СЕЙЧАС — и оставляет очень много того, что мешает не так сильно сейчас, но не позволит привести к оптимуму в будущем («тикун олам», то есть оптимум в развитии потенциала личности и преимуществ сотрудничества в обществе). С человечеством идёт совсем другая «эволюция», которая рано или поздно таки заставит его осознать мудрость иудаизма и принять Бога добровольно.

  2. Как Вы относитесь, уважаемый Исраэль, к возможности сотворения Всевышним человека разумного не непосредственно, как сказано в Торе, а через инопленетян с более высоким уровнем цивилизации путём генной инженерии, клонирования или других неизвестных нам методов? Есть такая теория.

    1. Уважаемый Лев! Во-первых, если описано в Торе, то так оно и есть — Тора представляет собой абсолютную истину, правда, понять которую не всегда просто.
      Во-вторых, если Тв-рец всесилен (а если нет, то в Него не стОит верить), то ему не нужны ни посредники, ни ступени (стадии) Творения — он вполне способен сразу сделать все, что Он захочет. Поэтому у меня есть большие сомнения в существовании процесса филогенеза (развитие живых организмов от простых к сложным), как и во всей гипотезе Дарвина (Дарвин был исключительно честным и объективным ученым и, предложив гипотезу, сам же предложил необходимые методы ее проверки, которые пока дали отрицательный результат). Поэтому мне не ясно наличие иноплатенян — они могут иметь место в пространсте только и тогда, когда у них есть пока не познанная нами роль во вселенной. Причем, их интеллектуальное развитие и технология значение для Тв-рца не имеют. Человечество ценно для Него лишь моральными показателями, поэтому задача иноплатенян может быть только в моральной плоскости, а не в области технологического антуража (НЛО, перемещение во времени и пространстве и прочее).
      Потому создать очередную теорию (точнее гипотезу. Все, например, физические теории имеют статус хорошо подтверждаемых и работающих, но недоказанных гипотез) — несложно. Сложнее ее подтвердить принятыми в современной науке способами (повторяемость, проверяемость, внутренняя непротиворечивость и проч.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *