Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 5.10 Аазину

Loading

Тора повелевает нам быть оптимистами даже внутри испытываемых нами трудностей и проблем, подчас — совсем не малым. Но при этом помнить, что ухищрения и попытки обхода Его управляющей руки — дело совершенно неэффективное, ведь написано в том же стихе: «И никто от руки Моей не избавляет».

בס״ד

Комментарии Торы

5.10 Глава Аазину

Исраэль Дацковский

5.10.1

В стихе 32:8 Тора указала, что «Он … установил пределы народов по числу сынов Израиля». РАШИ на это место разъясняет: «Ради числа сынов Израиля, которые произойдут от сынов Шема. И по числу семидесяти душ сынов Израиля, которые сошли в Египет, Он установил пределы народов, семидесяти языков [Сифре]».

Отсюда следуют два слоя выводов.

Первый слой. Установленное Тв-рцом количество народов, по всей видимости, не должно меняться. Значит, и сегодня в мире должно быть не более, но и не менее семидесяти народов. Один из них — сам еврейский народ (хотя чаще всего он не входит счет народов — «… вот народ отдельно живет и между народами не числится» (стих 23:9 недельной главы Балак книги Бемидбар)). Народы приходят и уходят, а их число остается. Сегодня нет вавилонян, древних египтян, древних греков и живущие на их территории народы не являются их прямым продолжением. Но вместо ушедших народов пришли новые. Мы не в состоянии выделить из конгломерата сегодняшних жителей Земли семьдесят народов, не в состоянии разобраться со смесью народов. Ведь и народ амалека никуда не делся, раз с нас еще не снята заповедь стереть о нем память из поднебесной (стих 25:19 недельной главы Ки Теце книги Дварим. Однако мы слышали мнение, что амалек окончательно смешался с другими народами и заповедь осталась именно о стирании памяти о нем, а не о ликвидации уже исчезнувшего в смесях народа). В момент разделения человечества на семьдесят народов в период строительства Вавилонской башни еврейского народа еще не существовало, значит, первоначально он не вошел в число семидесяти народов, но потом, возможно, занял место в этом списке вместо одного из исчезнувших народов или возник как семьдесят первый (особый) народ. Но понятно, что число государств — членов ООН намного превышает число народов. Арабский народ имеет много государств и жители каждого государства, даже не созданного, например, «палестинского», называют себя народом и даже евреи включились в этот спор, называя палестинским государством Иорданию и уже этим косвенно подтверждая наличие некоторой общности, которую с той или иной натяжкой можно назвать «палестинским народом». Иногда такие многочисленные обломки народов, гордо называющие себя народом и иногда даже имеющие свои государства, иные именуют «племя с флагом». Непонятно положение со славянским народом (или славянскими народами — русскими, украинцами, белорусами) и еще со многими подобными разделениями. При этом часть народов (курды в Ираке, Сирии и Турции, тибетцы в Китае) своего государства не имеют и живут в ряде стран. Главное следствие — не каждая группа людей, называющая себя народом, таковым является, даже если компактно живет некоторое время на некоторой территории и даже если этой группе удалось зарегистрировать свое государство. Особо смешным (но горько отыгрывающимся на евреях) выглядит обоснование права «палестинского» народа на свое независимое государство на территории Эрец Исраэль тем, что они построили структуры государства и создают национальную экономику. Как будто любая группа людей, создавшая министерства на деньги спонсоров, уже может претендовать на захват части территории другого государства, на которой она живет, и создания на нем отдельного государства этой спешно самоорганизовавшейся группы людей. И сталинское определение народа (общность территории, языка, культуры, истории) не является критерием назвать группу народом. А уж еврейский народ, не созданный из случайного населения на некоей территории, а сформированный как масса в Египте, ставший народом в пустыне методом принятия Торы, и остававшийся народом с объединяющей его идеей, но без территории и государства более двух тысячелетий, не попадает ни под какое определение народа.

Второй слой. Соответствие между спустившимися в Египет членами семьи Яакова и народами мира. Если одно множество — сыновья Израиля (включая самого Израиля — Яакова) численно равно другому множеству — числу народов, то возникает вопрос о соответствии (возможно, взаимно — однозначном) элементов одного множества элементам другого множества. Этот вопрос остается невыясненным. С одной стороны, можно утверждать, что каждый член семьи Яакова, спустившийся в Египет, некоторым образом сопоставлен с одним из народов мира — что-то типа ангела, некоторым образом ответственного за тот или иной народ. Это предположение трудно в описании. Только самого Яакова относительно легко поставить в соответствие еврейскому народу. Народы мира непрерывно уходят из истории и возникают в ней — поэтому взаимно-однозначное соответствие сыновей и внуков Яакова с одной стороны и народов мира с другой стороны невозможно именно из-за нестабильности списка народов мира. Да и ответственность умерших сыновей Яакова за возникшие после их смерти народы не является определенной. С другой стороны, список спустившихся неоднороден — например, список Леи содержит только детей, внуков и правнуков Яакова, а список Зилпы — частично и правнуков (от внука Бэрии — см. стих 46:17 недельной главы Ваигаш книги Берешит). Кроме этого, есть народ, за которые «отвечает» только Яаков (мы назвали таким народом евреев), есть народы, за которые «отвечают» дети Яакова и сам Яаков не может быть свободен от части этой ответственности. За часть народов при таком подходе отвечают внуки Яакова и, соответственно, их отцы (дети Яакова) и сам Яаков, и есть народы, «ответственность» за которые падает сразу на четырех человек — правнуков Яакова, их отцов — внуков Яакова, детей Яакова и самого Яакова. Неясна и ответственность женщин, частично входящих в этот список (Дина, Серах, Йохевед).

И хотя картина осталась не проясненной, соответствие между числом спустившихся в Египет членов семьи Яакова и числом народов мира не может быть случайным.

5.10.2

Кроме соответствия семидесяти народов мира и семидесяти членов семьи Яакова, спустившихся в Египет, можно усмотреть такое же соответствие между числом народов, числом спустившихся в Египет евреев и числом (те же семьдесят) членов Санхедрина (стих 11:24 недельной главы Баалотха книги Бемидбар). Председателя Санхедрина мы назначим общим ответственным за все народы (и за еврейский народ), а каждого судью — за один из народов. Широко известно значение установления справедливого ЕВРЕЙСКОГО правосудия во всех общинах Израиля. У пророка Йешаягу имеется стих (5:16, читается в третьем благословении Амиды на Рош hаШана): «Возвысился Г-сподь Воинств в правосудии и Святой Б-г освященный справедливостью». Можно усмотреть, что семьдесят народов появились до образования еврейского народа, который, в свою очередь, может являться семьдесят первым — отличие от взглядов РАШИ и РАМБАНа («… между народами не числится», стих 23:9 недельной главы Балак книги Бемидбар).

5.10.3

«Господь одиноким водил его, и нет при нем божества чужого» (стих 32:12). Среди других комментариев на этот стих, можно заметить, что здесь Тв-рец задает условие безопасного существования еврейского народа и условие максимального раскрытие его потенциала — жить отдельно, по уже цитированному нами принципу, заданному нам Тв-рцом через злодея Билама «… народ отдельно живет и среди народов не числится» (стих 23:9 недельной главы Балак книги Бемидбар). То есть, в нормальном еврейском состоянии в составе народа почти нет неевреев и связи евреев с остальным миром достаточно минимизированы, хотя в современном глобальном мире с единым информационным, научным и производственным полем это несколько затруднительно. Понятно, что весь народ в этом идеальном состоянии в полной мере учит Тору и соблюдает заповеди. Но тогда неизбежным следствием именно идеального состояния еврейского народа явится необходимость удовлетворять все потребности и решать все проблемы народа внутри самого народа. То есть, все специальности должны осуществляться евреями, учащими Тору и соблюдающими заповеди — иных в составе народа просто нет. И врачом (причем хорошим, на уровне лучших мировых стандартов — зачем нам нужны плохие врачи?) должен быть евреем, учащим Тору и соблюдающим заповеди (причем, такими должны быть врачи всех медицинских специальностей). И работами всех видов инженеров, учителей, почтальонов, шоферов, рабочих, секретарш — всех, абсолютно всех специальностей, нужных людям должны заниматься евреи, учащие Тору и соблюдающие заповеди. И при таком построении занятости в еврейском народе только немногие во взрослом возрасте смогут профессионально заниматься Торой — преподавать Тору, исследовать ее, развивать алаху. Но чтобы стать евреем, всю жизнь учащим Тору и соблюдающим заповеди параллельно работе по «научной» специальности, совершенно необходимо, чтобы в детском и юношеском возрасте все дети получили бы обильное знание Торы и умение ее учить. И одновременно — серьезные основы знаний об окружающем мире для дальнейшего изучения «научной» специальности.

5.10.4

В комментарии на стих 32:12 РАШИ спорит с Ункелусом, утверждая, что слова «… и нет при нем божества чужого» имеют обличительный характер. Однако стихи 32:28,29 «Ибо племя бессмысленное они, нет у них понимания. Будь они умны, уразумели бы это, они бы поняли, что с ними будет» РАШИ относит исключительно к врагам евреев, к предупреждению врагов о тяжелых последствиях их отношения к еврейскому народу. Мы же полагаем, что и этот стих имеет ярко выраженный обличительный для евреев характер, относится именно к евреям, к их неспособности понять происходящее, понять связь их собственного поведения с нападением врагов на них, с неумением увидеть даже собственные ближайшие перспективы.

5.10.5

В стихе 32:21 Тв-рец объявляет: «Они досаждали мне небогом … Я досажу им ненародом …». Сначала о «небоге». Отдельный, не связанный с Тв-рцом «бог» мог реализовываться в мире только через группу людей, признающих этого «бога» (в качестве единственного бога или в качестве члена пантеона), служащих ему тем или иным служением, обращающихся к нему с просьбами о решении своих проблем, старающихся тем или иным способом, той или иной службой договориться с ним — ублажать и умиротворять его и стараться избегать раздражать его. Раньше боги, по представлению людей, обладали способностью решать и реализовывать свои решения. Теперь основными «богами», да еще достаточно примитивными по сравнению со многими развитыми и сложными религиями прошлого, являются атеизм, либерализм, демократические ценности, обязательность просмотра телепередач, знание основных спортивных событий. Эти «боги» виртуальны и не имеют собственных осознанных и осмысленных способностей влиять на жизнь людей, хотя влияют на эту жизнь очень и очень сильно. Им сегодня служит огромное большинство народов мира при полном непонимании происходящего. Среди ревностных служителей этих «богов», которые богами явно не являются даже с точки зрения служащих им людей, то есть, являются «небогами», имеется немало евреев. Но от еврейской службы этим небогам серьезно пострадала, а у многих — просто сошла на нет заповеданная евреям служба Тв-рцу. И Тора много лет назад предупредила о последствиях — Тв-рец будет досаждать нам ненародом.

РАШИ и вслед за ним РАМБАН в качестве примера ненарода указывают на народ касдим, который сначала был подчинен Ассирии и не был самостоятельным народом, а затем стал народом вавилонян, среди прочего, разрушивших Первый Храм. Учитывая, что все современные нам народы относительно молоды и заменили народы прошлого, ушедшие в никуда, в продолжение мысли РАШИ можно было бы их всех назвать ненародами. Однако сегодня эти «ненароды» стали реальными, сформированными, действующими народами, поэтому Тора под «ненародом», которым Тв-рец досаждает распустившимся евреям, явно имеет ввиду группу людей, случайно и недавно поселившихся на части Эрец Исраэль, которая даже на современный очень либеральный взгляд народом не является, но изображает себя народом без всяких на то оснований. Даже больше — враги еврейского народа из кожи лезут вон, чтобы доказать, что та группа людей, которая находится на острие борьбы мира с евреями, является полноценным народом, чтобы дать этой группе все внешние признаки народа — признание на уровне посольств разных стран в несуществующем государстве и посольств несуществующего государства в странах многих народов, принятие несуществующего государства в организации и комитеты ООН и даже признание их государством со стороны ООН. Но шило все время вылезает из мешка и думающим людям очевидно, что искусственно создать народ из просто группы людей, даже искренне ненавидящих евреев, не получаются и все попытки такого «народотворчества» раз за разом проваливаются. Тв-рец в Своей Торе сказал, что он будет досаждать евреям ненародом, но воздержался от указания что этот сброд достигнет серьезных успехов в борьбе с евреями.

5.10.6

«И утучнел Йешурун, и стал брыкаться …» (стих 32:15). Когда отдельный человек с не очень крепкими представлениями о своем месте в мире, о своих обязанностях по отношению к Тв-рцу, к самому себе, к еврейскому народу получает богатство, оно не несет ему благо. Он зачастую забывает свои обязанности и пренебрегает своей службой Тв-рцу, он «… оставил Б-га, создавшего его, и поносил твердыню спасения своего» (продолжение того же стиха 32:15). Это означает, что богатство может идти на пользу только б-гобоязненному еврею, а на национальном уровне достаточно противопоказано еврейскому народу именно потому, что этот народ состоит из очень разных по уровню понимания Торы людей. И богатство, обслуживание евреев, служащих Тв-рцу другими народами предусмотрено для нашего народа только в конце времен, когда Тв-рец будет явственно открыт в Его мире и еврею не только не удастся пренебречь службой Тв-рцу, но и даже в голову не придет возомнить, что материальное благополучие создает надежность его существования этом мире, делая ненужным поклонение кому бы то ни было, кроме себя. Но и бедность мешает увидеть благо Тв-рца, мешает нынешнему слабому поколению служить Тв-рцу с полной отдачей. Значит, оптимальным для еврея является более-менее скромный, не очень устойчивый достаток, покрывающий необходимые текущие потребности семьи, но не создающий особенных резервов «на черный день», чтобы все упование еврея обращалось к Тв-рцу. Причем уровень достатка для массы народа должен меряться уровнем личного потребления, а не вкладываемыми во что-то капиталами или владением средствами производства или иными фирмами. Хотя по сегодняшним взглядам отдельные евреи должны владеть средствами производства для обеспечения работой и заработком других евреев.

5.10.7

В нашей главе есть достаточно редкий для Торы прямой намек на оживление мертвых (стих 32:39): «… Я умерщвлю и Я оживлю …». Оживление мертвых в конце дней — одна из известных, но весьма непонятных составляющих Б-жественного плана существования этого ограниченного во времени мира, предисловие перед будущим миром. Непонимающие идеи воскресения мертвых исходят из следующей идеи: человек прожил жизнь, умер, получил свое наказание в Геиноме (кроме карета, отсечения души, когда нет возврата и душа бесследно уничтожается), очистился и перешел в Ган Эден. Ган Эден по одной из моделей можно представить себе как яркий свет Тв-рца и души, сидящие под индивидуально подобранными фильтрами («каждому — свое»), ослабляющими бесконечный свет Тв-рца до уровня предельно возможного восприятия данного человека. Каждый человек получает максимально возможный, на самом пределе его возможностей, на грани переполнения и разрушения уровень блага (света, удовольствия, познания). Во-первых, больше получить нельзя — сосуды восприятия данного человека, подготовленные им в земной жизни, переполнятся и разобьются. Во-вторых, в духовном, посмертном мире невозможно изменить «объем» сосудов восприятия блага. В-третьих, когда человек получает благо на максимально возможном для него уровне и понимает, что получаемый им уровень блага — максимально возможный для него, но еще не разрушающий уровень, он принципиально не может мечтать о повышении уровня блага (интенсивности Б-жественного света). Тогда зачем воскрешение мертвых — пусть так и продолжается, человек уже ощущает себя в Будущем мире. Один из ответов может быть таким: человеку-то достаточно получаемого им уровня блага, но Тв-рец хочет вознаградить каждого по максимуму. Практически все люди возвращаются из земного мира несовершенными, не развившими до конца заложенные в них Тв-рцом сосуды. Значит, они получат благо на уровне меньшем, чем потенциально было возможно, чем было для них предназначено и в них встроено. И Тв-рец дает им период идеальной, но земной жизни, свободной от нужды и болезней для развития (расширения) своих сосудов до запланированного для каждого из них уровня. В этой земной безгрешной жизни, полной Торы и познания Тв-рца, можно расширять свои сосуды, в то время как в загробном мире изменить объем сосудов невозможно. Тогда после этого последнего, премиального периода земной жизни люди вернутся в загробный, теперь уже Будущий мир с сосудами, «растянутыми» до их теоретического предела и получат теперь уже действительно максимально переносимое каждым из них благо Тв-рца.

5.10.8

Если все люди в посмертном мире получат доступный для них индивидуально именно для них подобранный максимум Б-жественного Света, а, значит, максимальное доступное им наслаждение этим Светом, то возникает вопрос о том, зачем тогда стараться, поднимать свой уровень, расширять свои сосуды для восприятия бо́льшего количества Б-жественного Света? Ведь душа, получив полное наполнение своих сосудов, не будет чувствовать недостатка Света, а будет наслаждаться максимальным доступным для нее образом получаемым количеством Света.

В качестве ответа (точнее, бледной аналогии) предложим ступеньки развитости человека как критерий объемов сосудов души.

Умственно неполноценный взрослый, оставшийся на уровне развития дошкольника, может с увлечением играть в песочнице или рвать бумажки и считать это высшим интеллектуальным занятием, выше и интереснее которого ничего и быть не может. Он не может осознать собственную печальную ограниченность.

Малограмотный взрослый, придя усталым после тяжелого рабочего дня, выпив или даже не выпив порцию алкоголя, сидит, тупо упершись взглядом в телевизор, пока не задремлет. Его идеалом высшим доступным ему интеллектуальным занятием будет пустое безделье.

Кто-то высшим интеллектуальным занятием может считать чтение легких книжек и не открывать что-то более серьезное.

А кто-то будет всю жизнь заниматься высокой наукой, много читать научной, философской и высокой художественной литературы, хорошо знать высокое искусство.

Все четверо получат в посмертном мире свои индивидуальные дозы Б-жественного Света, полностью и максимально (!) наполняющие сосуды души каждого. Можно сказать, что все они будут максимально счастливы доступным им уровнем счастья. Первые три человека даже не будут знать, что даже в прижизненном мире возможно высокое наслаждение четвертого описанного человека, они вполне довольны собой и своим интеллектуальным уровнем. Зато этот четвертый будет обоснованно смотреть на трех сверху вниз и удивляться как можно высшим наслаждением считать дешевые карамельки.

Думающий человек приложит все прижизненные силы, чтобы получить посмертное наслаждение четвертого типа, постарается максимально поднять свою душу, увеличить свои познания и понимание мира, так как наслаждение пониманием как высшим типом наслаждения свойственно не только посмертному миру, но и прижизненному.

И теперь мы видим разницу между МАКСИМАЛЬНЫМИ ДЛЯ КАЖДОЙ ДУШИ наслаждениями душ разного уровня.

5.10.9

Приведем цитату из подстрочного комментария на комментарий РАМБАНа на Тору (стр. 115 книги Дварим с избранными комментариями РАМБАНа, изд-во «Пардес» при центре «Бе-эмунато Ихъе», 2012 год): «Величайший каббалист Аризаль учил, что душа каждого еврея приходит в этот мир еще и еще раз, исправляя прегрешения, совершенные в прошлых воплощениях, и в конце концов достигает святости (см. Пардес Йосеф, Кдошим 19:2/2/; см. также комм. К Ваикра 19:2-3, прим. 15). Знатоки сокровенного учения отмечают, что наши дни, в конце шестого тысячелетия истории, почти не осталось «новых» душ, и большинство живущих проходит свои повторные воплощения (см. р. Э. Деслер, Михтав миЭлиягу 4, стр. 120).»

Этот текст оставляет много вопросов. Мы знаем о предсказаниях наших мудрецов о катастрофическом падении морали в мире перед приходом Машиаха, о пренебрежении в этот период словами Торы и ее знатоками, слышали про одно из последних поколений, что его лицо будет похоже на морду пса, читали, что Машиах придет в поколении, все из которого будут заслуживать смерти. В общем, мало надежды на исправление душ самими людьми в последних поколениях, скорее — падение душ, растрата накопленного ранее, в прежних воплощениях, обилие нарушений, которые должны караться высшей мерой наказания — каретом. Значит, одним из выходов и создавшегося и наблюдаемого нами положения может быть использование безграничной милости Тв-рца в прощении заблудших. Возможно, нам так плохо знакомы цели спуска в мир каждой души, что мы запланированное принимаем за грех.

В любом случае нам следует сохранять оптимизм, понимать, что в мире не может быть отклонения от плана Тв-рца и осознавать свою ответственность как за собственные решения и действия, за передачу ценностей своим детям, так и за продвижение к Тв-рцу всего еврейского народа.

5.10.10

Стих 32:39 приоткрывает нам один из элементов Б-жественных действий в отношении еврейского народа. Написано: «… Я умерщвлю и Я оживлю, Я поразил и Я исцелю. И никто от руки Моей не избавляет». Три глагола («умерщвлю», «оживлю» и «исцелю») написаны в форме будущего времени первого лица единственного числа. И только глагол «поразил» приведен в форме прошедшего времени первого лица единственного числа. Употребление глагола «умерщвлю» в будущем времени указывает, что Всевышний обращается здесь к ныне живущим — их он еще не умертвил, но они — смертные и когда-нибудь настанет их час смерти, поэтому использовано будущее время. Очевидно, будущее время глагола «оживлю» может рассматриваться как обращение к ныне живущим и к уже ушедшим из этого мира, но первый глагол скорее намекает, что продолжается обращение к ныне живущим. Так и прошедшее время глагола «поразил» может рассматриваться и как обращение к ныне живущим, и к уже ушедшим из этого мира, но первый из четырех глаголов опять может быть использован как намек, что продолжается обращение к ныне живущим. А четвертый глагол «исцелю», поставленный в будущем времени, опять не оставляет сомнений, что Всевышний обращается здесь к ныне живущим — исцелять мертвых не имеет смысла, их лучше оживлять. То есть, мы получили скобки из двух «внешних» глаголов, указывающих на ныне живущих (а Тора обращается ко всем поколениям, а, значит, и к нам с вами в той же мере, что и к поколению захвата Страны и написания Торы), а потому и «внутренние» глаголы логично тоже отнести к ним же, к живущим. Но глагол «поразил» стоит в прошедшем времени. Значит нам сообщено, что те трудности, которые мы испытываем — не случайны, а посланы Им нам в качестве наказания, проверки, укрепления, так как промахи лучше и дешевле искупить в этом мире, не оставив их на следующий, посмертный этап нашего существования, только в трудностях можно проверить наше качество преданности Тв-рцу и только в трудностях закаляется характер. И указано, что они временны, так исцеление явно должно предшествовать умерщвлению, иначе оно потеряет смысл. Поэтому Тора повелевает нам быть оптимистами даже внутри испытываемых нами трудностей и проблем, подчас — совсем не малым. Но при этом помнить, что ухищрения и попытки обхода Его управляющей руки — дело совершенно неэффективное, ведь написано в том же стихе: «И никто от руки Моей не избавляет». Нам Им самим ясно указано, что только к Нему следует обращаться, только на Него надеяться и только у Него просить.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.