Михаил Ривкин: Рош ха-Шана — идея царственности Бога

Loading

Звуки шофара разносят великую весть: Г-сподь воцарился, это воистину Великая весть всем народам мира, всему человечеству. Центральная тема это именно власть Б-га, его царствие над всем сущим. Б-г воссел на престол Славы и с этих пор правит миром в справедливости и правосудии.

Рош ха-Шана — идея царственности Бога

Михаил Ривкин

В Торе Рош а-Шана ни разу не назван своим «полным именем», хотя упоминается дважды (Ваикра 23:23-25, Бамидбар 29:1-7). Давайте ещё раз посмотрим внимательно на те названия, которые даёт этому празднику Тора: «День трубления», «День напоминания о трубном звуке». Это — те специфичные для данного дня признаки, которые позволяют отличить его от других праздников, которые также называются «Микра Кодеш» (Священное Читание или Священное Созывание). Почему именно с трублением связывает этот день Тора, почему именно трубление было, вероятно, единственной специфической заповедью Рош а-Шана с древних времён и осталось таковой до наших дней?

Прежде всего вспомним, что в эпоху первого Храма трубили в шофар явно чаще, чем один день в году. Коаним трубили во время праздничных жертвоприношений Новомесячья (Тхилим, 81:4-5). Несомненно, что трубление в Рош а-Шана чем-то принципиально отличалось. Не только коаним, но весь народ принимал участие в праздничном трублении. Одновременно звучали тысячи шофаров.

В чём же особый смысл и особая символика такого «всенародного» трубления? Несомненно, эта впечатляющая церемония была символическим выражением особого чувства трепета и восторга, которое охватывало в этот день весь народ. О причинах этого трепета абсолютно ясно сообщает нам Тхилим 47. Это — церемония восшествия Царя на престол. Характерно, что два чувства соединяются в этой церемонии: Рина (восторг) и Ира (трепет). Эта тема воцарения Г-спода проходит красной нитью через многие Тхилим (24, 81, 99). Во всех этих молитвах — а Тхилим это именно древнейшие образчики молитвы — присутствует мотив трубления в честь Г-спода. Мироздание принимает царскую власть Б-га, «признаёт его Царём». Звуки шофара разносят великую весть: Г-сподь воцарился, это воистину Великая весть всем народам мира, всему человечеству.

В Тхилим эта идея проявляется ещё не раз: 93, 96, 100, 149, 150. в этих псалмах упоминается сотворение мира, но только как некая общая, недетализированная идея. Центральная тема это именно власть Б-га, его царствие над всем сущим. Б-г воссел на престол Славы и с этих пор правит миром в справедливости и правосудии.

Однако эта космическая, универсальная идея неизбежно сочетается и с идеей партикулярной, национальной: особая милость Б-га к Израилю. С одной стороны, это Благая весть всем народам: «Г-сподь — Царь! Радоваться будет вся земля, веселиться острова многие» (97:1-2). Но тут же следует: «Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дочери Йехуды судам Твоим, Г-споди» (97:8).

«Ибо приходит, ибо приходит Он судить землю» (96:13) ясно указывает, что идея Суда прямо связывалась с идеей Царственности Б-га. Особая форма этой фразы подчёркивает, что Суд над всей Вселенной, суд не как воздаяние отдельным людям по делам их, а именно как главнейший аспект окончательного воцарения Б-га над Мирозданием.

В молитвах на Десять дней Трепета мы называем Б-га «Царь Святой». В Мусаф на Рош а-Шана есть благословение Малхуйот (Царства), первая половина которого даёт космологию и космогонию Царствования, а вторая — именно эсхатологию.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.