Елена Римон: Русский антисемитизм в Израиле

 1,679 total views (from 2022/01/01),  7 views today

Дегуманизация харедим связана с совершенным отчуждением от них и абсолютно внешним видением. Комментаторы видят религиозных евреев как общую массу. Никто из них никогда не общался с религиозными евреями. Отзывы о личных впечатлениях очень редки и напоминают отчет о вылазке в тыл врага…

Русский антисемитизм в Израиле

Елена Римон

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»
А. С. Пушкин

Русский нацизм

На протяжении 1990-х годов в Израиле возникали организации этнических русских, объявлявших о своей солидарности с российскими фашистами. В начале 2000-го года число проявлений антисемитизма исчислялось сотнями — от свастик и антисемитских надписей на синагогах и общественных зданиях, до преследования детей и нападений на еврейских стариков, в особенности на ортодоксальных евреев. В Петах-Тикве несколько лет орудовала молодежная банда неонацистов, которые оскверняли синагоги, нападали на бездомных и на ортодоксальных евреев и готовили теракт. В 2007 году наиболее активные члены банды оказались за решеткой.

Но в наше время русский антисемитизм в Израиле никуда не делся, он только изменил обличье и вместо физического насилия обратился к насилию словесному. В настоящее время почти все русскоязычные сайты в Израиле («Вести», «9 канал», «Мнения», «Наша Орбита», «Mignews» и пр.) публикуют комменты читателей — и эти комменты вне зависимости от темы с маниакальным постоянством возвращаются к одной и той же теме — еврейская религия и религиозные евреи, в особенности харедим. Анализ этих комментов позволяет взглянуть изнутри на мир антисемита — фантастический мир, в котором центральное место занимают инфернальные силы зла.

Образ врага

Традиционный расклад сил в глазах русскоязычного комментатора примерно такой:”У еврейской страны есть несколько главных врагов:

  1. Главари арабского террора в Газе, в Рамалле и в израильском Кнесете.
  2. Израильские ультралевые во главе с Мерец и ее филиалами вроде Шалом Ахшав и Шоврим Штика.
  3. Израильские ультраоортодоксы во главе с обоими Главными раввинами, которые своим оголтелым махровым расизмом а также преступным поведением в быту ультраоортодоксальных раввинов, дискредитируют Израиль в глазах всего мира».

Религиозные евреи в глазах русскоязычных комментаторов — «биомасса», «генетический мусор», «черное стадо» «галахический хлам», «мразь пейсатая», «безмозглое стадо скотов», «религиозные клопы», «чернопейсатые уроды», «еврейские свиноматки», «гниды черношляпные», «чудовища и шаманы», «досовские свиньи и жидовня», «паразиты», «вирус», «пейсатые арийцы», «радетели за чистоту крови», «евреи-полицаи», «национал-иудаистское быдло», «ультрадосы те же нацисты». Их предлагают «разогнать», «линчевать», «пересажать по тюрьмам», «депортировать в концлагеря», «загнать в резервации», «согнать в гетто», отправить в Синай, в Газу, в Иран, в Антарктиду, в Россию, в Негев на освоение пустыни, в киббуц Мизра ухаживать за свиньями, в Гулаг для трудового перевоспитания; отравить газом, «облить бензином и сжечь», «отстреливать пачками», «зажечь для них печи Аушвица», «давить ихними пейсами», «принудительно стерилизовать», «уничтожать мечом и крестом», «закатать в асфальт», «кислоту в лицо плеснуть», «выжечь Бней-Брак с продажей пепла в Европу — они так долго об этом мечтали».

Дегуманизация харедим связана с совершенным отчуждением от них и абсолютно внешним видением. Заметьте, что во всех приведенных примерах употребляется множественное число. Комментаторы видят религиозных евреев как общую массу, в которой неразличимы общины, женщины и мужчины, тем более отдельные лица. Никто никогда не пишет о своих знакомых или тем более родственниках, о посещении религиозной семьи, о совместном застолье, о разговоре с ними — потому что никто из них никогда не общался с религиозными евреями. Отзывы о личных впечатлениях очень редки и напоминают отчет о вылазке в тыл врага. Например, вот что пишет отважная женщина, осмелившаяся посетить место, где живут эти страшные люди: «Мне многое открылось после посещения Меа Шеарим: грязная улочка, помойная яма, рассадник разврата и уголовников. Взяточники, агрессивные неучи, держащие свою паству в ежовых рукавицах!»

Представление о жизни харедим у русскоязычных комментаторов, очевидно, навеяно советской антирелигиозной пропагандой. «Меня наповал убивает, написал мне один комментатор, когда мракобесие защищает женщина, которая, если мракобесие победит, лишится вообще всех прав и будет бессловесной исполнительницей заповеди «плодитесь и размножайтесь». Представление о религии у них самое примитивное: «Если бы к примеру какой-нибудь ваш знакомый сказал, что голос из горящего куста приказал ему убить своего сына и взял нож, то полиция сразу бы отправила его в закрытую психушку». «Если любого знатока Торы и служителя Культа попросить предъявить вот этого бога, про которого они все время говорят, то никто из них не сможет».

Колониальный стереотип

Стереотип религиозного еврея в комментариях — это тот самый стереотип туземца, который много раз описан в колониальной литературе и в постколониальных исследованиях: туземцы — дикие, невежественные, ленивые, непроизводительные, грязные и при этом страшно суеверные люди. Короче, неполноценные. Зачастую это мнение распространяется на всех израильтян, например: «Да какая у аборигенов совесть. Они даже не знают, что это такое».

Или вот свежий пример — беседа комментаторов о профилактике коронавируса: «Для многих в Израиле понятие мыть руки и жопы — это уже ВАУ! Хайтек 21 века. А где-то это было обычно гигиеной и нормой жизни». — «Абсолютно идиотский комент» — «Правильно он пишет, чего сразу идиотский? Для дикарей всяких из стран Африки, и для всякого рода аборигенов, проживающих здесь, этот комент верен на 100%.» — «В Израиле отсутствие гигиены как таковой. Даже среди светского населения, я уже не говорю о датишных». «Почему один рав говорит одно, другой рав обвиняется полицией, третий рав заведует браками, а четвертый, пятый, десятый, трехсотый парит нам мозг в других областях. […] Там он так, здесь он так… или проституция это???? Пора им определиться с верой и жить в своем кругу, без нас». Религиозные люди в представлении русскоязычных комментаторов — это «армия дармоедов, вылезающих из щелей старой галутной жизни с древними папирусами, которые эти «читатели» за века так и не смогли выучить наизусть, чтобы оставить их в библиотеках и музеях». Религиозные евреи в их глазах — «пейсатые саботажники, намеревающиеся остановить страну в субботу […] которые за наши же налоги диктуют нам, как жить, жениться и умирать, что нам есть и пить, которые требуют все больше денег на растущую армию тунеядцев».

Общий вывод такой: «Эти паразиты существуют на налоги от светских, и еще пытаются навязать им свой образ жизни. Так кто же их будет содержать? Но ревнителей веры это не волнует, потому что невежество они сделали не только нормой жизни, но и обязанностью».

На наших глазах среди «русских» репатриантов поднимается и разворачивается спонтанное антирелигиозное народное движение, заново порождающее известную из древности антисемитскую мифологию. Слово «дармоеды» и метафора «паразиты» очень часто употребляются в комментах. Их источник очевиден, это антисемитская литература, и прежде всего книга Адольфа Гитлера «Майн Кампф»: «Еврей есть и останется всегда типичным паразитом на теле других народов, дармоедом, который, подобно болезнетворной бацилле, распространяется туда, где создается подходящая питательная среда». Из этого источника, как видим, происходит также метафора «вирус», которая появляется в рекламных роликах партии НДИ.

Ср. в русских антисемитских текстах: «Дай только волю жиду, тогда он воцарится на нашей Святой Руси, заберет все в свои лапы, и будет не Россия, а Жидовия». Поразительно, что и в комментах, написанных репатриантами, которые находятся в Израиле никак не больше десяти-пятнадцати лет, религиозные евреи воспринимаются точно так же — как захватчики, вторгшиеся на территорию, исконным населением которой являются русские.

Как сформулировал один комментатор, «такое впечатление, что не они приехали в Израиль, а Израиль к ним приехал».

Изобретение прошлого

На наших глазах создается новый миф, своего рода альтернативный фантастический мир, в котором русские освоили и отвоевали Страну Израиля, а потом на все готовое пришли религиозные и начали «качать права».

«Ты просто не знаешь истории. А история такова, что 1-е русские евреи 140 лет назад — наши предки первыми были олимами на св. земле. Строили кибуцы, мошавы, осушали болота и умирали от малярии и др. болезней. Евреи из России в 1948 г. — это те, кто вернулся из концлагерей и гетто и с оружием в руках отвоевали Израиль. Это наши отцы и деды которые воевали храбро во 2 МВ и внесли свою лепту в Победу. Благодаря им ты жив и теперь поливаешь их грязью… Это те олимы которые в 70-х и 90-х годах подняли экономику страны, которая затухала, очистили от грязи страну и превратили страну в сад. Вы, харедимы, жрете и гадостью занимаетесь за деньги из карманов этих же олимов которые пашут по 10-12 ч.» «Приехали в светский город Ариэль, влезли в приличные районы, настроили своих бейт-кнесетов и заставляют теперь людей жить по их законам. Это тем людям, что живут там 1000 лет. И, еще возмущаются, что их во всех странах отстреливают. И, почему-то только в бейт-кнесетах и в шляпах с кипой. Почему, а?» «Пошли вы все к черту. Мы без вас проживем. А вы валите туда, откуда прибыли и попытайтесь там права покачать. Мы Израиль строили и нам здесь жить». «Хочу вас предупредить, как только из Израиля уедет последний русский, Израиль тут же сдохнет». Товарисч, вы не забыли, кто основал это государство? Совершенно светские люди, а потом появились вы, святые, с патентом на еврейство.

Соответственным образом в комментах выстраивается будущее и появляются эсхатологические мотивы:

«Государство, в котором одни граждане живут за счет других, прикрываясь религией, никому не нужно, кроме самих паразитов. Такое «иудейское государство» не нужно добропорядочным гражданам. Пусть оно исчезнет с карты мира вместе с паразитами». «К сожалению, в стране набирает темп тотальная деградация населения. С каждым годом увеличивается количество бесполезных синагог, «учащихся иешив» и других дармоедов и тупиц. Эти недалекие и хитрожопые люди не понимают, что скоро некому будет работать, лечить, ремонтировать, преподавать, исследовать, защищать страну. Количество мерзких и бесполезных слизняков с пейсами и так значительно превышает все возможные пределы! Давно пора отделить религию от государства, а всех не согласных отправить на принудительное обследование в психушку».

«Русский бунт»

Как это ни удивительно, люди, эмигрировавшие из страны, культуру которой сто лет назад разрушил «русский бунт» (и от этого удара она не может оправиться до сих пор), в новой стране своего обитания во всеуслышание проповедуют вооруженный путч

«Призываю всех кто готов противостоять религиозному насилию и беспределу. Создать боевые гражданские добровольческие отряды. Цель остановить агрессию и беспредел тех, кто нам навязывает свою идеологию фанатизма. Это мы служим в армии, это мы умираем защищая наши границы…. и мы не мусор. Предлагаю объединиться и дать отпор религиозному беспределу. Биби и его правительство слабы и идут на поводу тех, кто попирает законы демократии в нашей стране. Тут живут не только религиозные, но и светские евреи и пока нас большинство давайте объединимся и вместе покончим с религиозным насилием». «От ползучей иудоталибанизации Израиль может спасти только военный переворот турецкого образца. Очень надеюсь, что среди генералитета найдется свой Кемаль Ататюрк, который в конечном итоге раздавит гусеницами танков терпеливо взращиваемый религиозными мракобесами иудейский вариант Ирана»

Нет также недостатка в призывах к погромам: «Поджечь пейсатый детский сад!»

Однако есть и более рассудительные высказывания:

«Надо-надо! Но как? […] Единственный способ — народный бунт. Но и это мы уже проходили. Палаточные протесты слишком мирные, чтобы на что-то повлиять в долгосрочной перспективе, а вооруженные протесты в этом обществе трусов и стукачей в принципе невозможны. Жизнь слишком сладкая, есть что терять. Так что «еврейской весны» в скором времени не случится».

Остается только надеяться на благоразумие самих антисемитов. Потому что на русскоязычные сайты не распространяются никакие законы о печати. Ксенофобия, презрение и ненависть к «другим», призывы к погромам, к восстанию, к насильственной смене власти с оружием в руках — все это процветает на русскоязычных израильских сайтах. Тут, как говорится, «нет закона и нет судей».

У читателя может возникнуть вопрос: правомерно ли распространять на приведенные выше тексты термин «антисемитизм»? Сошлюсь на мнение р. Ашера Кушнира, в свое время опубликованное на сайте toldot.ru. Р. Кушнир обращает наше внимание на то, что у антисемитизма есть конкретные признаки.

  1. Выделение евреев как соц. группы людей опасной для общества и обвинения в том, что все проблемы и беды исходят от них.
  2. Преследование. Оскорбления и унижения евреев на улице, в транспорте, на работе.
  3. Стереотипы. Выискивание исключения из правил чтобы это превратить в правило. Если провинился один, виноваты все евреи: все жадные, все воры, все продажные…
  4. Дегуманизация. Обезличивание образа еврея, используя нечеловеческие сравнения: крысы, обезьяны, пиявки… А если эти существа — не люди, то можно их преследовать без всякой жалости.
  5. Предлог. Чтобы запугать массы, изобретается несуществующая угроза, исходящая от евреев, чтобы запугать народ. Например — «мировой заговор», евреи хотят захватить мир. Предлог не важен, если он исчезнет появится другой. Если евреи не участвуют в жизни страны, их обвинят в том, что они равнодушны к их родине; если участвуют — обвинят что вмешиваются…
  6. Кровавый навет. Обвинение в ритуальных убийствах или в распространении эпидемии, — с тем, чтобы можно было призвать народ к расправе.
  7. Пропаганда. Манипуляция фактами и повторение лжи снова и снова, пока в это не начинают верить.

Американская пословица говорит: «если птица машет крыльями как утка, крякает как утка и выглядит как утка, значит это утка». Если все признаки антисемитизма в русскоязычных израильских СМИ налицо, значит это антисемитизм.

  1. Это антисемитизм, потому что недовольство направлено на правительство, на конкретную группу населения — религиозных евреев, в особенности харедим, с обвинениями в том, что все проблемы и беды исходят от них.
  2. Это антисемитизм, потому что только религиозные евреи, в особенности харедим, являются объектом постоянных оскорблений. Это норма, поэтому полиция не вмешивается и прессу это не интересует.
  3. Это антисемитизм, потому что по отношению к религиозным евреям, в особенности харедим, применяются стандартные антисемитские стереотипы: «все они живут за наш счёт», «все они воры», «все они насильники», «все они педофилы», «все они грязные», «все они глупые».
  4. Это антисемитизм, потому что дегуманизация религиозных евреев, в особенности харедим, находится на предельном уровне: «биомусор», «биомасса», «твари», «пингвины», «черное стадо», «скоты», «свиноматки», «гниды», » клопы», «вирус»…
  5. Это антисемитизм, потому что пропаганда против религиозных евреев, в особенности харедим, идёт по той же схеме вымышленной угрозы: «вот-вот появится государство алахи, и нас заставят»…
  6. антисемитизм, потому что компания дискриминации в русскоязычных израильских СМИ несёт элемент кровавого навета: обвинения в распространении болезней и абсурдное обвинение в трудности получения медицинской помощи из-за проверки женского цикла …
  7. Это антисемитизм, потому что ЛОЖЬ, без связи с цифрами и фактами, можно безнаказанно повторять снова и снова, пока даже нормативные люди не начинают в это верить.

Наблюдаемый массовый психоз ненависти — это антисемитизм, даже, если он исходит от самих евреев. В социологической литературе принят термин «авто-антисемитизм» — ненависть евреев к своим соплеменникам.

Эпидемия ненависти

Особое место в русскоязычном израильском антисемитизме заняла эпидемия covid-19. Конечно, во время эпидемии трудно сохранять присутствие духа и общепринятый уровень моральной адекватности. От напряжения и страха люди избавляются по-разному. Одни устраивают «пир во время чумы», другие преисполняются ненависти к своим соседям, видя в них главных виновников заразы и изливая на них свой страх и раздражение.

Если судить по русскоязычным израильским сайтам www.9tv.co.il и www.vesty.co.il, главные виновники эпидемии — те же самые люди, которые вообще виновны во всех проблемах Израиля. Это ортодоксальные и — шире — вообще все религиозные евреи и вообще сама еврейская религия. Этот широкий и неоднородный спектр явлений, по мнению большинства комментаторов, является главным источником и носителем заразы. Сюда же прибавляется не обремененная альтруизмом обеспокоенность «русских» репатриантов о том, что эти второсортные (с их точки зрения) человеческие существа займут больничные койки и приборы искусственного дыхания, так что «нормальным людям» не хватит. Уже 17.3.2020 эта озабоченность была очень отчетливо выражена на сайте www.9tv.co.il:»Самое главное что они разнесут эту заразу и количество больных не только ортодоксов но и светских начнет зашкаливать. Также если они заболеют, то их положат в больницы (если их можно было бы туда не класть, но такой шаг грозит не только им, но и всем гражданам Израиля) и они займут места на которых могли бы лежать законопослушные граждане, которые всячески старались не заболеть».

Чуть позднее эту тему подхватил сайт www.vesty.co.il: «Сейчас среди ультраортодоксов расползется вирус, и они позанимают все больницы. И защитникам бедных неосведомленных ортодоксов не хватит аппаратов ИВЛ. Тогда, возможно, эти защитники поймут, что были неправы, но будет уже поздно». «Вот блин это бесит больше всего! Они не подчиняются указаниям, им закон не писан, кидаются камнями, фактически срут на голову нам всем. Вирусу пофиг! Как приспичит — у них пикуах нефеш (спасение души), они сразу вспоминают про государство, про больницы и прутся лечиться. […] Но, если датишные продолжают делать давка (только так), пусть там и лечатся, где молятся толпой!» «Через 10-15 дней эти ушлепки заполнят все больницы и система даст сбой». «Они и есть главные распространители заразы. И действительно нечего им занимать аппараты, которые могут людей спасти. Закрыть им все входы и выходы из общин и пусть бог лечит».

Лелея свою ненависть, посетители сайта www.vesty.co.il довольно быстро дошли до следующей стадии ее развития — до прямого обвинения религиозных евреев в том, что они нарочно заражаются вирусом, чтобы извести «нормальных людей» (к которым они, как нетрудно догадаться, комментаторы причисляют исключительно самих себя): «Эти твари, устраивающие пир во время чумы, нашли способ уничтожить израильтян. Просто занять все приборы дыхания». Точно так же в Европе в четырнадцатом веке устраивали еврейские погромы и сжигали евреев живьем, обвиняя их в злонамеренном распространении заразы.

Тут следует напомнить, что «пир во время чумы», о котором говорит комментатор — это похороны известного раввина в Бней-Браке, за гробом которого шло четыреста молодых представителей «Пелег Ерушалми» (экстремистской группы, не так давно отколовшейся от митнагедского (литовского) движения Дегель а-Тора, которое насчитывает десятки тысяч израильских граждан, ведущих себя вполне нормативно). Но комментаторы не находят нужным разбираться в тонкостях различий между различными течениями в иудаизме, и различиях между хасидами и митнагдим. В их представлении болеющие харедим — диверсанты. «Спасибо Лицману гнилые пейсатые нашли способ как от нас избавиться — сначала заражают нас, потом в больницах получают приоритет».

Гетто как решение всех проблем

Самый распространенный метод борьбы с эпидемией, предлагаемый этими сайтами — геттоизация. «Ортиков за колючку с током на все время эпидемии». «Загнать этот зверинец за колючую проволоку и пусть там беснуется. Интересно, где их выдвиженец в Кнесет, неужели он не понимает, что эти недоумки на пару с арабами заразят весь Иерусалим». «На этих оголтелых религиозных фанатиков никакие доводы разума не действуют и никакие законы для них не писаны. Единственный выход — сделать с ними то, что сделал президент Рузвельт со всеми американцами японского происхождения после нападения Японии на Перл-Харбор: упрятать на время эпидемии за колючую проволоку. Рузвельт тогда сказал: пусть докажут свою лояльность. У ультраортодоксов лояльности стране и не ночевало. Они ни страны, ни ее законов не признают. Так пусть на время эпидемии будут интернированы. Остальному большинству безопаснее будет. (22.3.2020)».

Меры, которые в марте 2020 года предлагали на русских сайтах отважные борцы с эпидемией, свидетельствуют о вполне сформировавшемся фашистском мировоззрении:

«Это же бешеные шакалы! Надо применять резиновые пули, резиновые дубинки. Может, дойдет до подонков через боль. Мне очень жалко полицейских, зачем им такие проблемы от этого гнойника». «Эти будут еще похлеще арабов. Сама живу в Иерусалиме и не раз видела, что это за животные. Мне, например, стыдно идентифицировать себя с такими евреями. Они могут вцепиться в волосы, разорвать на тебе одежду, если ты случайно оказался в их районе и им что-то не понравилось. Ощущение, что ты из Израиля попал на другую планету». «Может, реально закрыть это гетто герметично, пусть сами там вымрут от вируса и не оказывать им никакой медицинской помощи, мы ведь нацисты в их глазах. — Именно это я и предлагаю, особенно учитывая, что поликлиниками они нашими пользуются». «Необходимо предоставить полную автономию местам компактного проживания ультраортодоксов (где происходят подобные эксцессы и другие проявления гражданского неповиновения, включая попытки Линча госслужащих), запретить им свободно перемещаться по ненавидимой ими стране (кроме «гуманитарных» случаев), оборудовать системой блокпостов и полностью вывести оттуда израильские госучреждения. И пусть себе живут там, как они хотят». «Не надо отключать электричество! Не надо задерживать и арестовывать! Не надо штрафовать! Один только раз подгоните ассенизационные машины и залейте всю эту свору дикарей жидким дерьмом. И не убирайте. А все выход и выезды из этого клоповника закупорьте. Вот увидите: поможет». «Поставить на границе города полицейские кордоны с армией в защитной одежде, как в Ухани, и никого не выпускать из закрытой зоны. Сделать медпункт на территории для оказания помощи на месте — Чтоб они еще и медпункт разгромили? Раввина и ментов. И все. А как только границы откроются — депортировать. С какого перепуга здесь без документов жить? У них же гражданства нет — нелегалы». «Огородить, как прокаженных, и в другие районы просто не выпускать. Рожают пусть у себя дома без медпомощи». «Закрыть их там и не вмешиваться, но и не лечить. Задолбали уже. Из-за них не смогут лечить людей, которые действительно все правила соблюдали. Это как-то не по-человечески получается». «Блокировать этот квартал — пусть делают что хотят. А начнут подыхать из-за тупорылости — туда им и дорога». «Закройте их, пусть сдохнут». «Закрыть выезды все и выходы. Дайте им спокойно умереть. Чище станет». «Становится ясно! Харедим надо выдворить с территории страны или в резерваций! Фанатики опасней диких кровожадных животных. (30.3.2020).

Один из комментов поразил меня настолько, что я даже приведу здесь (вопреки принятому мной протоколу исследования) имя его автора — Марина Шегаль из Иерусалима. «Огородить, как прокаженных, и в другие районы просто не выпускать. Рожают пусть у себя дома без медпомощи». Я даже не знаю, можно ли это назвать зверской жестокостью. На русском youtube постоянно публикуются рассказики с картинками о том, как люди и животные приходят к взаимопониманию и помогают друг другу. Излюбленная тема там (почему-то) о том, как женщину преждевременные роды застигли в дороге, в лесу или в поле, и как животные — козы, волчицы, даже медведицы — пытались ей помочь, согреть в мороз, защитить и даже как-то типа принять ребенка. Думаю, что это красивые сказки и вряд ли в реальности такое возможно, — но эти сказки выражают какой-то моральный императив, какое-то представление о солидарности — даже не женской и не общечеловеческой, а как бы обще-млекопитающей — с муками родов и беззащитностью новорожденных детенышей. Но вот надо же, оказывается, именно в русской общине Израиля нашлось ужасное существо — не знаю даже, можно ли назвать его женщиной — которое никакого такого чувства солидарности не испытывает, а испытывает одну только бессмысленную и беспощадную инфернальную ненависть…

В тот же день сайт www.vesty.co.il рассказал о том, что светские жители Иерусалима продолжают нарушать правила карантина: выходят на прогулки и торгуют в небольших магазинчиках. Посетители сайта отреагировали стандартным образом, заставляя предположить, что поселившаяся в их сознании ненависть к религиозным евреям лишила их возможности элементарно понимать смысл прочитанного текста: «Загнать по домам этих дикарей не получится ]…] потому что они без мозга.. эти выходцы из ешив и синагог даже не прививаются»

От коронавируса не прививается пока что никто в мире, потому что вакцина пока еще находится в стадии разработки, — но для модераторов сайта www.vesty.co.il это безразлично. Более того, в то же утро редакция сайта не погнушалась элементарной фальсификацией. 31.3.2020 на нем появился крупный цветной заголовок: Каждый третий больной в Бней-Браке. Заголовок статьи не соответствовал ее содержанию: речь шла не о «каждом третьем в Бней Браке», а о «каждом третьем из прошедших тестирование в Бней Браке». Но читатели отреагировали на это открытие ожидаемым образом: «Это очень радостная новость. Хоть каждый четвертый».

Арифметика с антисемитизмом, как видим, плохо сочетается. Как, впрочем, и русское правописание — из приведенных выше цитат видно, что борцы с религиозным бескультурьем зачастую делают грубые ошибки в своем родном русском языке.

С горечью наблюдая антисемитскую вакханалию, которую постоянно провоцируют и тиражируют израильские русскоязычные сайты, чувствуешь потребность напомнить очень простую вещь — очевидную для демократического и плюралистического общества, но, видимо, еще не проповеданную среди многих выходцев из бывшего СССР. Позвольте мне здесь озвучить эту банальную нормативную истину: в современном мультикультурном государстве недопустимо экстраполировать поведение отдельных представителей общины на всю эту общину. В переулках Меа Шеарим доживают свой век старики, воевавшие в 1948 году за независимость государства Израиль в рядах Эцель (военного формирования, которое после образования государства влилось в Цахал). И вот сегодня «новые израильтяне», не прожившие в Израиле и двадцати-тридцати лет и обязанные этим людям самим фактом существования государства, требуют их изгнать, «выдворить с территории страны или в резервации»? Вам это кажется нормальным? Мне — нет!

Давайте скажем это еще раз: нельзя проецировать поведение отдельных людей на целую общину. Например, нельзя утверждать, что ВСЕ русскоговорящие израильтяне — антисемиты. Наоборот, в Израиле набирает силу движение Stop Hatred (остановить ненависть), которое началось среди «русских», но давно уже переросло границы русскоязычного сообщества — среди его активистов есть выходцы из СНГ, Америки, Европы и коренные израильтяне, религиозные и светские (последние в большинстве), которые все вместе выступают против антисемитизма в русскоязычном израильском интернете.

В израильских русскоязычных СМИ эта альтернативная позиция не нашла совершенно никакого отражения. Если судить по публикуемым статьям и комментам, все до одного русскоязычные граждане Израиля пылают ненавистью к «датишным» вообще и к харедим в особенности — хотя на самом деле это не так, и исследование ФБ это подтверждает.

В этом фундаментальное отличие русскоязычного израильского интернета от израильских сайтов на иврите и на английском. На этих сайтах тоже появляется нелицеприятная критика и современного ортодоксального иудаизма, и его места в израильской политической системе и экономике. Но критика на израильских сайтах принципиально отличается от «русского бунта» по крайней мере по четырем параметрам.

  • Во-первых, там никогда не бывает такого накала ненависти (вплоть до призыва вновь разжечь печи Аушвица), израильтяне даже в пылу политических боев все же остаются сравнительно более вменяемыми и терпимыми.
  • Во-вторых, на ивритских и английских сайтах, в отличие от русских, нет места фантастическим фейкам об истории и религии. Читатели этих сайтов, даже будучи решительно нерелигиозными, все-таки укоренены в израильской реальности, имеют родственников, знакомых или сослуживцев. Поэтому им гораздо труднее продать рассказы о том, что «русские» евреи приехали на войну за Независимость прямо с фронтов Великой Отечественной, или о том, что светские евреи живут в Ариэле уже тысячу лет (при том, что этот город построен в 1978 году).
  • На русскоязычном сайте vesty была опубликована безумная статья о том, что все религиозные еврейские девушки перед свадьбой в обязательном порядке проходят проверку на девственность (хотя на самом деле ни галахи такой, ни даже обычая такого нет ни в одной этнической общине Израиля) — на иврите такой клеветнический фейк бы не прошел. Потому что — и это третье отличие — на иврите и на английском существует широкий спектр самых разных сайтов, предназначенных для самой разной аудитории — от крайне левых до правых и харедим (то, что харедим не пользуются интернетом — это такой же фейк, как проверки девственности). Причем, естественно, посетители определенных сайтов обычно интересуются также и тем, что происходит у «соседей». Поэтому на иврите или на английском есть возможность при желании получить более-менее объективную картину.
  • Плюс к тому, — и это в четвертых, — модераторы и редакторы ивритских сайтов отдают себе отчет о принципах политической корректности, и о том, в какую сумму может вылиться штраф за ее нарушение плюс судебные издержки. Публикация клеветнической статьи, подобной той, о которой я упоминала, про девственность, на любом израильском сайте вызвала бы бурю, шквал, скандал, судебные иски. На русском все глухо, как в танке. Здесь, как уже говорилось выше, «эйн дин ве-эйн даян» (нет суда и нет судьи). Здесь возможно абсолютно все, включая традиционные кровавые наветы. То есть все, кроме плюрализма.

Это происходит потому, что в вопросах религии и политики ВСЕ израильские русскоязычные сайты (за исключением редко выходящих «Хроник Иерусалима» и полностью переводного «7 канала», а также религиозных сайтов, на которых редко можно встретить актуальные комменты) отличаются железобетонным единодушием. Оно достигается очень просто: комменты, не соответствующие генеральной линии, просто не публикуются или тщательно стираются. В случае особой настойчивости комментаторов банят. Иногда им закрывают фейсбук. Причина такого единодушия тоже очень проста: все израильские русскоязычные сайты финансируются из одного источника, который я предпочитаю здесь не называть. Этот изобильный источник питается из подземных потоков, которые в свою очередь имеют свой источник, и он, как многие полагают, находится отнюдь не Ближнем Востоке, а значительно северо-западнее.

Я не утверждаю, что все комментаторы на этих сайтах — купленные (хотя полагаю, что очень многие). В этом нет необходимости. В Израиле пока еще достаточно людей, впитавших за годы жизни в СССР тоталитарную идеологию и маниакальную нетерпимость к любой религии. Нет также недостатка в обычных антисемитах, часть из которых привезла из России в Израиль штампы и приемы христианского православного антисемитизма. Все эти люди имеют свое мнение об иудаизме и искренне его выражают. Да и почему бы им его не выражать на здоровье? Проблема в том, что все альтернативы закрыты.

Вопрос о том, почему в русскоязычных СМИ в Израиле столько лет царит тоталитарный режим, и никто не возражает, я оставляю открытым для дискуссии.

У русскоговорящих репатриантов, не владеющих ивритом и английским, в настоящее время нет никакой возможности получить объективную картину того, что происходит в их государстве. Русскоязычные израильские сайты предоставляют своим читателям очень жалкую, скудную, однобокую и совершенно явственно политически ангажированную информацию о событиях в Израиле, о еврейской истории и культуре. Ненависть к еврейской религии и к религиозным евреям, которую культивируют эти сайты, выходит за все рамки разумного. Словесное насилие, которому они подвергаются в зверских бесчеловечных комментах на русскоязычных сайтах, естественным образом приводит к предложению «окончательного решения» еврейского религиозного вопроса в Израиле: «Да в такое время за неисполнение указаний всю эту шоблу к стенке, они хуже спидоносцев, одна эта шайка-лейка может заразить всю страну (vesty.co.il 23.3.2020). Естественно, и эта тема тоже ведет к новым пророчествам о гражданской войне: «Теперь Бней Брак закроют или начнется гражданская война… если уже не началась».

Виртуальная гражданская война

Да, к сожалению, автор последнего процитированного нами комментария оказалась права. Виртуальная гражданская война, развязанная израильскими русскоязычными СМИ, уже давно идет. Это очень странная война некоторой части русскоязычных репатриантов с еврейской религией и с религиозными израильтянами — которые не имеют понятия ни о самой этой войне, ни о том, что уже давно провозглашены в ней главными врагами. Как ни удивительно, пристальная, почти маниакальная, сосредоточенность «новых израильтян» на еврейской религии, о которой они не знают ровно ничего, никогда, ни единого раза не подвигла комментаторов проявить интерес и выяснить, какое отношение на самом деле выработала многовековая еврейская традиции к медицине, к организации здравоохранения и т.п., хотя эта информация доступна в интернете на русском языке и ее можно получить простым нажатием мышки.

Не прошло и ста лет с тех пор, как говорящий по-русски народ, живший в самой большой империи мира, на фоне войн и эпидемий, с безумной жестокостью разрушил свое собственное государство, и на его обломках построил другую империю, преступления которой сравнимы с трагедией римского разорения Иудеи. С той только разницей, что римляне уничтожали и изгоняли чужой народ, а русские (в том числе «русские» евреи) — свой (но и не только свой). Советская империя рухнула, но ее обломки еще существуют. Вряд ли кто-то из израильтян желает, чтобы эти обломки, занесенные водоворотом истории на Ближний Восток, вновь повторили этот опыт разрушения государства в Стране Израиля.

Print Friendly, PDF & Email

211 комментариев к «Елена Римон: Русский антисемитизм в Израиле»

  1. Убедительно и достоверно — о двух совершенно разных народах (по культуре, обычаям, образованию, морали, социализации…) на территории современного Израиля.
    Палестинцы — в массе религиозные — ближе даже, пожалуй, к светскому еврейскому большинству… Это не парадокс: светские, в массе, попросту мыслят шире и, в силу этого, либеральны. Вопреки злоумышлению авторши.

  2. Саша Кон
    — 2020-10-01 18:35:19(646)
    В копилку чудес, которые явились в новейшей истории Израиля: как иначе можно объяснить, что социалистическая партия сумела построить передовую экономику, на уровне самых развитых государств?
    ============
    Только евреями!

  3. В копилку чудес, которые явились в новейшей истории Израиля: как иначе можно объяснить, что социалистическая партия сумела построить передовую экономику, на уровне самых развитых государств?

    1. Саша Кон
      — 2020-10-01 18:35:19(646)

      В копилку чудес, которые явились в новейшей истории Израиля: как иначе можно объяснить, что социалистическая партия сумела построить передовую экономику, на уровне самых развитых государств?
      Отклик на статью: Елена Римон: Русский антисемитизм в Израиле

      А что, партия «Ликуд» — социалистическая? Её предшественницей был «Херут» (Свобода), партия Бегина, которую в 70-х годах даже порой называли фашистской партией.
      Тогда экономика отнюдь не была передовой и говорили: «Как это евреи, такие способные в других странах, не могут в своей?» Так никто не шутит сегодня.
      Я бы назвал историю, состоящей из четырёх моментов гениальности:
      1. Бен-Гурион — жёсткий авторитарный светский социалист, который основал демократическое государство с современной армией, способной выстоять в крайне враждебном окружении, позволил смешанную экономику, сразу же ввёл религиозные партии в правительство и, ГЛАВНОЕ, не позволил Сталину присоединить Израиль к Советскому блоку.

      2. Бегин, Симха Эрлих, с помощью Мильтона Фридмана, резко освободили цены от контроля, помогли частной экономике, но инфляцию довели до ~450%.

      3. Ицхак Шамир, Шимон Перес и не помню, кто тогда возглавлял Гистадрут, буквально за ночь и навсегда остановили инфляцию, заморозив цены и зарплаты.
      Все эти люди не были экономистами, но я слышал, что их опыт — уникальный — изучают на экономических факультетах университетов.

      4. Бенджамин Нетаньяху, конечно, на той колоссальной основе, создал современный Израиль, фактически — великую державу на Ближнем Востоке.

      Израильтяне, есть возражения против такого краткого описания?

      1. Согласен. Израильские «Профили мужества». Теперь задача не дать развалить достигнутое. А охочих, увы, много.

  4. А вот интересно было бы услышать голос такого, ну скажем цивильного «репатрианта» без еврейских корней и семейных узлов. Конечно «грамотного по-русски». Как он себя чувствует. КЕМ.

    1. Кучерский Сергей — 24 сентября 2020 at 16:34
      А вот интересно было бы услышать голос такого, ну скажем цивильного «репатрианта» без еврейских корней и семейных узлов. Конечно «грамотного по-русски». Как он себя чувствует. КЕМ.
      ======
      Мой голос это голос еврея-наблюдателя:
      1) Вы говорите или о подделавших документы для репатриации или об утративших семейные узлы (развод) с евреями уже в Израиле.
      2) В реальности я лично сталкивался с полным спектром: от истинного гиюра (смотрите «Васька и Фроська» в http://z.berkovich-zametki.com/y2020/nomer7/slubitsky/ ) и до истинного антисемитизма. Но большинство принадлежит к двум группам: неевреи, в основном связавшие свою судьбу с Израилем, именно как национальное государство еврейского народа (де-факто это «гер тошав») — и презирающие в Израиле всё еврейское, живущие в русскоязычном культурном гетто с такими-же русскоязычными евреями.
      3) Проблема в том, что примерно 3 года назад израильские русскоязычные СМИ буквально хором начали продвигать вторую опцию.

  5. Пришло время возвращать бумеранг > не будет антисемитов, заглохнет и антисемитизм.
    В Палестине антисемитов (юдофобов) даже не нужно вычислять, это арабы, славяне, христиане и некоторые примеси. Их нужно фильтровать на входе и стимулировать на выход.
    Конкретно > не евреи (включая внуков) смогут въехать в Израиль и получить вид на жительство, если предварительно найдут здесь работу.
    Для получения гражданства не евреи должны будут после 3-х лет работы, сдать экзамены на знание иврита, истории еврейского народа и Израиля. Кроме этого им придется отказаться от гражданства страны исхода.

    Также ни у ОДНОГО араба не должно быть израильского гражданства. ВСЕ 6.5 млн. арабо-палестинцев должны получить паспорта своего квази-государства со столицей в Рамалле. Далее — физически разъединиться с враждебным этносом, по кипрской модели.

  6. David Aronovich
    5 сентября 2020 at 17:46 | Permalink
    В дискурсе иудейского народа такого деления не существует так же, как и не существует слова «евреи».
    _________________________
    Странно. А как же тогда понимать сказанное в Торе? Иври – еврей (мн. иврим).
    Быт.14:13 « И пришел спасшийся, и известил Араама-Иври, а тот обитал в дубравах Мамрэ…»
    Иона 1:9 «И сказали они ему: скажи-ка нам ты, из-за которого нас бедствие это: какое занятие твое и откуда пришел ты? И сказал им он: иври я и страшусь Господа Бога небес…»
    Можно и дальше цитировать, но уж больно сейчас погода к этому не располагает…

  7. Лев Мадорский
    3 сентября 2020 at 23:13
    «Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты своей жизни я не был атеистом». Альберт Эйнштейн
    ======================
    Дорогой Лев,
    С Эйнштейном надо быть осторожным не только в вопросах физики, но и в вопросах религии. Процитированные Вами слова не вяжутся с его мировоззрением, которое, конечно, не назовешь атеистическим, как не был атеистом любимый им Спиноза, но и не назовешь монотеизмом с верой в Бога как в Личность. Имя Эйнштейна слишком весомо, чтобы цитировать его без ссылки. Его отрицание Личного Бога хорошо известно, и судя по всему, эта цитата ложная. Если сможете найти источник в сочинениях самого Эйнштейна (в Интернете такого не найти), буду благодарен. Когда-то и на нашем портале был обмен мнений между Юрием Ноткиным («Альберт Эйнштейн как неофициальный оппонент Джонатана Сакса» — http://www.berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer11_12/Notkin1.php) и мною («Альберт Эйнштейн и Джонатан Сакс – Pro et contra» — http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer11_12/Dynin2.php)

    P.S. Извиняюсь за комментарий далекий от темы статьи Е.Римон, но Эйнштейн того стоит.

    1. Я, дорогой Борис, взял, меня тоже удивившую цитату, из Вики. Надо сказать, что к концу жизни у Эйнштейна произошёл отход от 100% атеизма

    2. Эйтнштейн был пантеистом в полном смысле слова. То есть он верил в Бога, как бы растворенного в природе, но не в Бога, Откровения, который избирает народ Израиля, является евреям и предлагает им соблюдать 10 заповедей. Это как у Канта: свидетельство существования Всевышнего — это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. (Но Кант все-таки соблюдал какой-то минимум своих протестантских религиозных обязанностей)

  8. Пока они молятся Израиль не победить

    «Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты своей жизни я не был атеистом». Альберт Эйнштейн

    Недавняя статья в «Мастерской» Елены Римон «Русский антисемитизм» вызвавала рекордное число комментариев и просмотров. По теме статьи написали Соломон Виноградов, считающий, что называть евреев, которым не нравятся харедим, антисемитами — явный перебор http://club.berkovich-zametki.com/?p=57448 , и Алекс Манфиш http://club.berkovich-zametki.com/?p=57465, который не согласен с Еленой, что комментаторы харедимо-ненавистники подкуплены и финансируются из внеизраильского источника. По его мнению, «кровожаждущая ненависть исконно израильская, своя». Здесь я хочу продолжить разговор…

    Тема поднятая Еленой актуальна — негативное отношение многих русскоязычных к тому, что значительная часть харедим (ультраортодоксов) не работает, не служит в армии, а изучает Тору. В подкрепление своей позиции автор приводит ссылки на комментарии с русскоязычных, израильских сайтов, суть которых в достаточно мягкой форме, выражена в этом: «Государство, в котором одни граждане живут за счет других, прикрываясь религией, никому не нужно, кроме самих паразитов». Другими словами, по мнению комментаторов, харедим «сидят на шее» еврейского государства.

    Во-первых, это ложь. Среди ультраортодоксов работают 52 % мужчин и более 80 % женщин. Причём, с каждым годом число работающих харедим увеличивается. А, во вторых, (об этом и хочу написать) та часть ультраортодоксов, которая не работает и посвятила жизнь изучению Торы и строгому выполнению заповедей, играет чрезвычайно важную роль в судьбе еврейского государства. На мой взгляд, они и есть те праведники, которых искал Всевышний по просьбе Авраама в Содоме, но так и не нашёл: «Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти».

    Соблюдающие евреи, с утра до вечера изучающие Тору, живут скромно, рожают много детей, что совсем не плохо для решения демографической проблемы, и называть их паразитами и тунеядцами несправедливо и жестоко. Давайте вспомним. В жизни юного — древнего еврейского государства было множество событий, которые иначе как чудом не назовёшь. Вот некоторые из них:

    Возрождение иврита

    Язык не просто возродился — он возродился необыкновенно быстро. В 1881 году Бен-Иегуда издаёт словарь старого и нового иврита, а уже в начале 80-х всё больше и больше евреев начинают говорить на древнем языке. Поражает и то, что в Эрец-Исраэле, где обычно перемены происходили по-восточному неторопливо, во многих школах уже в течение 2-3 лет вводят преподавание иврита детям. Причём, учителя не только учат ивриту, но и, одновременно, изучают язык сами. В 1948 году, с образованием государства Израиль, иврит стал государственным языком и на нём сегодня говорят миллионы людей. Такого никогда и нигде не было.

    Образование Израиля и победа в войне за Независимость

    29 ноября 1947 года тоже случилось невероятное. Как сталинский лагерь, так и страны Запада единодушно голосуют «за». Если проанализировать обстоятельства, то ясно видно, что всё висело на волоске и в образовании еврейского государства присутствует поразительно счастливое стечение обстоятельств. Чудо произошло и когда армий семи арабских стран вторглись в только что возродившееся государство. Военизированные еврейские подразделения (Хагана, Иргун, Лехи), плохо обученные и слабо вооружённые, в которых значительную часть составляли женщины и только что прибывшие в Израиль измученные и истощённые узники концлагерей, сражались с регулярными армиями Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ирака и Йемена. По всем канонам военного искусства израильтяне не могли победить, но победили.

    Победа в войну Судного дня

    6 октября 1973 года Египет и Сирия внезапно напали на Израиль и снова всё на волоске. Кроме фактора внезапности, у арабских армий было значительное преимущество в живой силе (трёхкратное), механизированных частях (пятикратное), танках (двухкратное), авиации (двухкратное), количестве военных кораблей (пятикратное). На стороне Египта и Сирии, в той или иной форме принимали участие Ирак (танки и пехотные соединения), Иордания (стрелковый корпус), Ливия (1млрд долларов и истребители «Мираж»), Кувейт и Саудовская Аравия (финансовая помощь), Куба (3000 солдат), Марокко (3 бригады), Тунис (1 тыс. солдат), ООП (2 бригады), Судан (3,5 тыс. солдат) и даже СССР (танки, самолёты, подлодки, инструкторы). И опять, как в войне за Независимость, любой военый эксперт, зная исходные данные, сказал бы, что еврейское государство обречено. Но случилось очередное чудо. Через два дня войны продвижение арабских армий было остановлено и израильтяне перешли в наступление.
    Хочется вспомнить и о невероятном танкисте Цвике Грингольд, который, как и Ион Деген в другой войне, сделал то, что превышает человеческие возможности. Цвика дважды ранили, его танк снова и снова поджигали, но он пересаживался в новый (7 раз!), появлялся в самых неожиданных местах, постоянно меня тактику боя и сумел одним танком уничтожить 60 арабских и остановить сирийскую бригаду.

    В этой войне были и другие чудесные события. Неожиданная, но спасительная для Израиля, остановка сирийского наступления на Голанских высотах. Эта остановка, причину которой до сих пор никто не может объяснить, предотвратила захват стратегически важного пункта (в это время прибыли резервисты), где было сосредоточено командование израильской армией и откуда сирийские войска выходили в центр страны.

    Как вспоминают очевидцы, другая, совершенно непонятная и никак не объяснимая остановка наступления, на этот раз египетских танков, произошла в самом начале войны на синайском направлении. Это дало возможность подойти израильским танкам и спасло от поражения.

    Кстати, Москва планировала нанести ядерный удар по Тель-Авиву, но в последний момент что-то помешало чудовищным планам…

    Кто-то скажет, что чудеса здесь не при чём и речь может только идти о случайных совпадениях и счастливом стечении обстоятельств. Я не верю в такое количество совпадений и думаю, что за возрождением Израиля, за этими и другими, здесь не приведенными, победами и достижениями еврейского государства стоит Высший разум. Стоит Бог. Он любит Израиль. Он в трудную минуту приходит на помощь. Возрождение и победы еврейского государства дело Его рук.

    Харедим, которые соблюдают заповеди и посвятили жизнь изучению Торы, не паразиты и тунеядцы, а, повторяю, праведники. К ним относятся известные нам Елена Риман и Эдуард Бормашенко. Наверняка среди авторов и комментаторов сайта есть и другие соблюдающие, о которых я не знаю. Закончу как начинал: пока они молятся Израиль непобедим.

    1. Спасибо Льву Мадорскому за теплые слова и за коммент, с которым я согласна на 100%. Могу добавить, что в университете Ариэль на кафедре еврейского наследия несколько лет назад состоялась конференция о Войне за Независимость. В заключительном выступлении один из профессоров, Йоси Гольдштейн, левый (традиционная позиция партии Авода) сказал ошеломительную вещь. Он сказал: «Я абсолютно светский человек. Я ничего не соблюдаю и не молюсь. Но я посвятил десятки лет изучению событий Войны за Независимость, изучал архивные документы, беседовал с участниками, простыми солдатами и генералами. И я могу вам точно сказать, что то, что там произошло, неоднократно выходило за границы возможного, и тут никакое слово не подходит, кроме как «чудо».
      Добавлю, что очень рада, что г-н Мадорский согласен с положениями моей статьи, и благодарна ему за поддержку. Но наша семья — не харедимная, а конвенциональная национально-религиозная. Правда, мы живем в харедимном квартале, мои муж и сын предпочитают молиться в харедимных синагогах, сын учился в харедимной ешиве, наши родственники с обеих сторон — харедим, но наш образ жизни все-таки — «кипот сругот». Почему я вдаюсь в эти подробности? Чтобы было понятно: границы межды харедим и вязаными кипами существуют, но они довольно аморфные и проницаемые в ту и в другую сторону. Еще и поэтому обвинения ВСЕХ харедим во всех грехах лишены смысла.

  9. дополнение к предыдущему посту
    —————————————-
    «Сенсация: благодаря партии «Наш Дом – Израиль» не нужно быть израильтянином, чтобы иметь бело-голубой даркон…
    Кальман Либскинд 25.08.2020 Maariv, Израиль»
    https://inosmi.ru/social/20200825/247992542.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
    P.S. СПОРТ- ЧМ по шахматам: русские недовольны, что Индия залезла к ним на пьедестал… После объявления победителем ЧМ по шахматам сразу двух стран — России и Индии, послышались голоса недовольных: «существует огромная разница между тем, чтобы собственно «выиграть» золото, и просто получить его, не победив ни в одном матче финала». — The Guardian, Великобритания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *