Борис Гулько: Конвергенция Андрея Сахарова и идеациональность Питирима Сорокина

 441 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Именно харедим определяют будущее Израиля. Демографически они — самая перспективная группа евреев. Вера, традиции, стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями. Они служат Израилю якорем нормальности в море безумия современного Западного мира.

Конвергенция Андрея Сахарова и идеациональность Питирима Сорокина

Борис Гулько

История знает немало подвигов борцов за идею. Счастливы те из них, идеи которых значительно пережили самих борцов.

Моё поколение граждан СССР наблюдало героическую борьбу диссидентов с властью. Эта борьба знала несколько фронтов. Самой значительной личностью в советском диссидентстве был академик А.Д. Сахаров.

Сахаров мужественно защищал права человека в СССР. Он поддерживал борьбу евреев, стремившихся покинуть СССР. Как выдающийся учёный, А.Д. стремился сформулировать наукообразную программу, способную, ему представлялось, решить проблемы его страны, да и всего мира. Сперва «Размышления» А.Д. в форме письма вождям СССР появились в «самиздате» в начале лета 1968 года и были вдохновлены, очевидно, «Пражской весной». В конце своего жизненного пути А.Д. подвёл итог этим поискам в эссе 1989 года: «КОНВЕРГЕНЦИЯ, МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ». В нём он писал: «Я убежден, что единственным путем кардинального и окончательного устранения… глобальных проблем является глубокое встречное сближение мировых систем капитализма и социализма, охватывающее экономические, политические и идеологические отношения, то есть, в моем понимании, конвергенция». «Конвергенция подразумевает отказ и от догматизма капиталистической идеологии», пояснял он. Включал А.Д. в свой проект решения глобальных проблем и идею общемирового правительства.

Впрочем, концепцию конвергенции России и США как ключа к прогрессу задолго до Сахарова предложил другой выдающийся русский учёный, один из столпов социологии Питирим Сорокин (П. С.). В юности активный эсер, П.С. успел посидеть в царской тюрьме; между революциями побыл секретарём Керенского; после октябрьского переворота провёл время в расстрельной камере. В 1922 году П.С. покинул Советскую Россию с организованным Троцким «Философским пароходом», спасшим часть российской интеллигенции (реально, всё же, поездом). Завершил путешествие П.С. гарвардским профессором.

Основываясь на циклических закономерностях социальных революций, П.С. выдвинул в период МВ2 концепцию конвергенции России и США. Он считал, что неизбежный упадок коммунизма в России закончится там принятием важных социальных достижений Америки и созданием идеациональной культуры, высшей в его вертикальной типологии культур. И центр культурного лидерства на рубеже XX–XXI веков, считал П. С., переместится в Россию (не спутал ли он век?)

Не замечая в начале нынешнего века признаков ничего подобного, в тогдашнем эссе «Памяти нашей культуры» я позволил себе мрачную шутку, что в конвергенции России и США не больше смысла, чем в браке покойника и живого. Сейчас, наблюдая всё большее прорастание черт усопшего СССР в облике США приходится признать, что если считать реально происходящую конвергенцию двух стран браком, то в нём явственны признаки сексопатологии — нечто из области некрофилии.

Историк и публицист Виктор Дэвид Хансон назвал в своём эссе от 1 апреля «10 радикальных правил, меняющих Америку». Дежавю, я узнал эти правила! Конвергенция работает! Вот некоторые из правил Хансона (номера даны им):

1) «Деньги — это конструкция. Они могут создаваться из воздуха».

Недавно Байден, вернее некто, стоящий за ним, распорядился отпечатать в США и пустить в оборот 2,5 трлн долларов. Это — из быта СССР. Там печатный станок не остывал, печатая ничем не подкреплённые деньги. Главной проблемой населения стала из-за этого не столько нехватка денег, как невозможность их достойно потратить, купить необходимое, «достать», как это называлось. Отсюда такие родимые пятна социализма, как огромные очереди, дефицит, блат, распределители.

2) «Законы больше не являются обязательными… Некоторые бунтовщики преследуются за нарушение федеральных законов, другие нет. Аресты, судебное преследование и судебные процессы — всё стало условно. Идеология регулирует, в каких случаях закон по-прежнему является законом… Является ли жертва действительно жертвой, а обидчик обидчиком определяется тем, насколько преступление полезно для широкой повестки дня левых».

Тема юстиции в СССР слишком печальна, чтобы писать о ней подробно. Лишь несколько терминов из советского быта: репрессии, политзаключённые, «телефонное право», и имена пострадавших из самых известных: Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Иосиф Бегун, Андрей Сахаров.

3) «Расизм в настоящее время является приемлемым. Мы определяемся в первую очередь нашей этнической или религиозной принадлежностью, и только, во-вторых, если вообще, «американской общностью». Явное исключение белых из общежитий колледжей, «безопасных помещений» и федеральных программ помощи в настоящее время неопровержимо».

Если вы еврей и поступали в СССР в университет или искали достойную работу, эти факты американских будней вам по прошлой жизни хорошо знакомы.

6) «Лицемерие. Активисты движения за изменение климата летают на частных самолетах. Воины социальной справедливости живут в охраняемых общинах. Элита из мультимиллиардеров жалуется на преследования сексизма, расизма и гомофобии».

Ну, лицемерие с пола до потолка — это из советской жизни. Типичен советский анекдот: «Запишите меня к доктору ухо-глаз. Я слышу о жизни в СССР одно, а вижу вокруг совершенно другое».

8) «Маккартизм признан положительным. Уничтожение жизней и карьеры за неправильные мысли считаются спасающими жизни и карьеры. Отмена культуры и цензура признаны обеспечивающими необходимый порядок. Теперь, когда американцы знают, что одно неправильное слово, действие или взгляд в сторону отделяют их о потери средств к существованию, они более осторожны и будут вести себя более просвещенным образом. Гильотина социальных сетей является гуманным, научным инструментом пробуждения».

Это — политические репрессии — пожившими в СССР тоже хорошо узнаваемы.

Кое до чего из списка Хансона мы в СССР не доросли. Не познали радостей неомарксизма, хотя настрадались достаточно от марксизма кондового.

Так в чём же надежда Западной цивилизации, если конвергенция СССР и США, предсказанная А.Д. и П.С. и описанная Хансоном дала столь плачевные результаты?

Вернёмся к началу эссе, к помянутой вертикальной типологии культур П.С. По этой теории существует 3 типа культур: снизу вверх — чувственный тип, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие, и оценка действительности происходит в основном с утилитарной и гедонистической точки зрения; идеалистический, представляющий синтез чувственного и идеационального типов, и высший — идеациональный, основанный на религии, «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности».

В СССР Бога отменили в 1917 году. Западный мир утрачивает идею Бога последние полвека. Принятую им ныне культуру по классификации П.С. можно отнести к чувственному типу. В ней совершается изречённое Фридрихом Ницше перед его погружением в безумие: «Бог умер».

Мир, принявший максиму Ницше, тоже погружается в безумие. Самые яркие праздники на площадях городов Западной Европы и США — «Парады гордости геев». Учителя уговаривают младшекласников менять пол. Сейчас для такой операции — химической кастрации, как повествует публицист Деннис Прегер, не требуется даже согласие родителей. Происходит демографическое угасание белой расы на радость неомарксистам, провозгласившим её ущербной и блоком для прогресса. Она обречена на замещение переселенцами из других рас и культур.

Но есть место в Западном мире, в котором идеациональный тип культуры имеет будущее. Это израильское общество. Гениальный Марк Шагал век назад написал:

«Я свято верю, что без мужественного и библейского чувства в душе жизнь ничего не стоит».

В Израиле значительное большинство евреев верят в Бога.

Здесь также зримы достижения неомарксизма. Тоже проводятся «марши гордости». Левые политики требуют отменить основной закон страны, постулирующий её еврейский характер. В периоды выборов здесь много дискутируют вопрос о харедим. Стиль жизни разительно отличает харедим от светских. В своих странных одеждах они выглядят марсианами. «Гомо советикус» привезли для харедим из СССР обзывалку «мракобесы», охотно пользуемую «русской партией».

Но именно харедим определяют будущее Израиля. Демографически они — самая перспективная группа евреев. Вера, традиции, стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями. Они служат Израилю якорем нормальности в море безумия современного Западного мира — конвергенции политической культуры умершего СССР с нынешней культурой смерти американского неомарксизма. Будни иудеев — антипод продукту этой конвергенции.

Нашла место в сегодняшнем мире и идея А.Д. о мировом правительстве. Где-то, наверное в Давосе, собираются толстосумы вроде Сороса, технологические магнаты как Билл Гейтс и выдающиеся политики (предположу Клинтонов и Обаму) и думают: по какому пути направить мир? Но пока в йешивах Израиля харедим изучают Божескую мудрость, мир имеет и другой вектор движения — идеациональный.

Print Friendly, PDF & Email

42 комментария к «Борис Гулько: Конвергенция Андрея Сахарова и идеациональность Питирима Сорокина»

  1. По-существу статьи: мне совершенно непонятно, почему по типологии культур П.С. — третий (высший) тип культуры стоит сам по себе, а не является синтезом двух низших типов: «Я» +»Мы»+»Бог».

    Объяснение:

    «Я» это низший, чувственный тип культуры, где оценка действительности происходит в основном с утилитарной и гедонистической точек зрения.

    «Мы» это средний тип культуры: синтез «Я» с идеализмом национализма или универсиализма.

    Но высший, третий тип культуры в статье он полность в стиле хабадского «нет, нет никого кроме Бога одного» — но это ведь уровень или праведников или преследуемой слабой группы в жестоком и враждебном мире.

    Классика еврейского галута, на «высший тип культуры» это не тянет.

  2. Борису Гулько: «… А «Путеводитель заблудших» Рамбама читали? …»
    ======
    По-моему «Путеводитель заблудших» РАМБАМа мало подходит для современных агностиков и атеистов: их больше всего интересует вопрос «зачем мне нужен Бог и вера», а РАМБАМ написал эту книгу для тех, кому было само-очевидно, что Бог и вера им очень нужны — но их очень смущала рациональная критика их веры. Таким эта книга РАМБАМа действительно открывает намного более высокий тип рациональности и по-моему гениально отвечает на их сомнения.

    По-моему многим агностикам и атеистам стоит начать знакомство с РАМБАМом с его «послания в Йемен».
    Но это тоже подходит не для всех, а скорее для тех, кому коллективные ценности важны не менее, чем индивидуальные. Сейчас это обычно политически-правые «либеральные националисты».

  3. Юрий Деген, был такой израильский шахматист – Арье (Леонид) Юдасин. Дважды играл в матчах претендентов. Проиграл Иванчуку и Крамнику.
    Сейчас живёт в Бруклине.

    1. Спасибо! И за то, что «навели» меня на Арье Юдасина: «»…Звездой падучей, огненным знаменьем…». Когда так писал умиравший от лейкемии двадцатидвухлетний Леонид Кисилёв – это было больше, чем литературное прозрение. Или – чем надежда, что: «нет, весь я не умру». Это было простое бытописание того, что открылось юноше на самой границе жизни и смерти».
      (Я написал в одном из комментариев на этой платформе:
      «Старшего сына писателя В. Киселёва, умершего от лейкемии в возрасте 22 лет, звали Лёня. Лёня был, по моемУ (и не только) мнению, потрясающим поэтом, даже без скидки на его юный возраст».)

  4. Борису Гулько. «А «Путеводитель заблудших» Рамбама читали?» — увы, я читал «Путеводитель растерянных»:), тоже Рамбама, но по-русски). А Вы на каком языке читали свою?) Вы уверены, что читали Рамбама? Постойте, уж не одна ли и та же это книга?) А вдруг нет?
    Не скажу, что этот труд меня «глубоко перепахал», хотя надежда на это увлекла. В какой-то момент мне стало очевидно, что книге 900 лет, ее актуальность потускнела. А ценное в ее содержании нужно бы пересказать коротко современным языком. Это же не какая-то беллетристика типа «Илиады». И это не сакральный текст Откровения, пересказанный, говорят, Моше-рабейну? Мы же не читаем Евклида, Ньютона, Менделя-Моргана, Дарвина… в оригинале?
    Видите ли мне трудно это строго доказать, поскольку неизбежно возникнет autoréférence, но я придерживаюсь взгляда, что единственный надежный всепроникающий универсальный инструмент мышления — это логика при всем ее несовершенстве (парадоксах, незамкнутости вывода и т.д.) Спорить об этом можно, но придется пользоваться ею же. Например, все без исключения тексты на этом портале могут быть поняты и оспорены, благодаря логике.
    Дальше просто. Вам, как шахматисту, известно, что запомнить шахматные правила, не значит стать шахматистом. То же касается и логики. Ее формальные аксиомы — это только начало. И лучший на сегодня способ понять богатство ее возможностей — это математика. А уж геометрия, которая переводится, как «измерение земли», куда как важнее и актуальнее соображений Рамбама, которые тоже убедительны не более, чем безупречна их логика. А уж геометрия для начальной школы… Вам мало простаков и аферистов, которые их обирают?
    Понимаю, Вас это не убедит, поэтому приведу еще один, тоже слабенький довод. Евреи во все времена составляли не более 1% населения мира. Остальные народы обошлись без Рамбама. Но ни один из них, начав развиваться, не обошелся без логики и начальной математики.
    Впрочем, я не ограничиваю Вас, вы можете отправить своих внуков или правнуков изучать Рамбама. Я и для своих — не против, но только, как хобби.

    1. Путеводитель растерянных, Путеводитель заблудших, Путеводитель колеблющихся или Наставник колеблющихся (דלאל̈ת אלחאירין, далалат аль-хаирин; ивр. ‏מורה נבוכים‏‎, Морэ невухим) — основной философский труд крупнейшего средневекового еврейского законоучителя и философа Маймонида. Написан на еврейско-арабском языке в XII веке.

      В этом труде Маймонид пытается обосновать еврейскую веру на основе рационализма Аристотеля и современных ему философских и теологических систем ислама. Книга предназначена в основном для евреев, углубляющихся в изучение греческой философии и смотрящих на мир через призму её понятий. Сразу после её издания книга была признана величайшим философским трудом по иудаизму, однако параллельно с этим была встречена многими крупными раввинами скептически, так как она обосновывает еврейскую веру совсем иным способом, чем было принято современным Рамбаму иудаизмом. Оппоненты книги видели опасность её распространения в перенимании идей чуждой еврейскому духу философии молодыми евреями.

      1. Уважаемый Юрий! Конечно, мне все это известно). Жаль, если моя ирония опять неочевидна. Уверен, что Вы поместили это для общего образования колеблющихся.

        1. Уважаемый Арон!
          Не только «для общего образования колеблющихся».
          Я полемизирую с Вашим тезисом, что поскольку «книге 900 лет, ее актуальность потускнела».
          Между Вами и мной очень много общего: мы коллеги (я тоже PhD, математик-прикладник, работаю в промышленности высоких технологий как — среди прочего, на разных этапах своей деятельности — инженер-программист, алгоритмист-эксперт, руководитель группы алгоритмов, консультант) и ровесники. Поэтому закономерно, что я полностью согласен с Вашим мнением о логике и математике. Но в том то и дело, что Рамбам последовательно проводил рационалистическую линию (т.е. следовал логике) и боролся с предрассудками. Рамбам вводит рационалистическое учение в hалаху. Рамбам писал, что человек должен верить только в то, что может быть подтверждено рациональными доказательствами, данными органов чувств или заслуживающими доверия свидетельствами. Рамбам утверждает, что увлечение астрологией вместо военного дела привело к разрушению Храма и потере государственности. Борьба Рамбама за синтез науки, философии и иудаизма в историческом масштабе дала образец того, что не надо бояться знаний из разных областей и закрывать глаза на всё «чужое», а можно и нужно пытаться синтезировать их с религиозной традицией.
          Кстати, Рамбам не только выдающийся еврейский философ, раввин и богослов-талмудист — кодификатор законов Торы, но и врач (был личным врачом ал-Фадила, визиря Салах ад-Дина) и разносторонний учёный своей эпохи. Рамбам написал несколько сочинений по математике (среди них — исправления к математической энциклопедии Ибн Худа), и дал оригинальное краткое систематическое изложение аристотелевской физики на базе двадцати пяти исходных положений с доказательствами из самого Аристотеля и его комментаторов (двадцать шестое положение об исходной вечности Рамбам считает недоказанным).
          И, наконец, я не знаю, насколько верно Ваше утверждение: «Остальные народы обошлись без Рамбама». Но общеизвестно, что Спиноза сформировался под влиянием Рамбама — а уж Спиноза определённо является достоянием не только евреев.

          1. Уважаемый Юрий!
            Ваш взгляд на Рамбама достоин обсуждения. Повод, однако, бессодержателен и случаен. Борис Гулько мог бы с таким же успехом вбросить Пиркей Авот или Кузари. Да ведь, как верно отмечено в приведенном Вами первом комментарии, «Морэ невухим» был оспорен и отодвинут от практики уже современниками Рамбама. И я не стану приводить цитаты с архаичными длинными и внутренне не убедительными рассуждениями Р. Например, о вредности слишком въедливого вникания в какую-либо тему, что плохо отражается на психике.
            Не говоря уже о плохих определениях предмета. Да ведь Рамбамовский рационализм, конечно, революционный для своего времени, это вторичный пересказ Аристотеля с арабских переводов. Может тогда вернемся к Аристотелю? Подумаешь, 1000 лет туда-сюда. Вы же возводите Спинозу к Рамбаму, а это 17 век, т.е. еще 500 лет.
            Рамбам, кстати, справедливо не считал курицу мясом. Но смелости предложить запрет на варку яиц в курином бульоне у него не хватило))
            Очевидно, обсуждать Рамбама в целом слишком легко. Тому, кто захочет обсудить конкретную тему и фрагмент, для начала пидется найти предмет обсуждения. Поиск такой темы в Морэ невухим и объяснит, что я имею в виду, когда говорю об устарелости достижений гения. А в целом, да, его значение для своего времени неоспоримо.

  5. Aharon L, Вы упрекаете харедим в незнании математики. Я неплохо знал её в школе, к тому же отучился год на мехмате МГУ (потом бежал с него на психфак). Ни разу в жизни не пришлось мне посчитать синус или тангенс угла. Ни разу не пользовался я биномом Ньютона. И даже близко к этому биному не стоял.
    Думаете, мне меньше пригодилось бы в жизни знакомство с плодами духовной жизни евреев, с сочинениями Рамбама или Рамбана, если бы я изучал их вместо математики?
    Вы, как я понял, изучили математику. А «Путеводитель заблудших» Рамбама читали? Может быть, это чтение изменило бы Ваш взгляд на жизнь, обогатило бы её.
    Мы всю жизнь меняем что-то на что-то.

  6. Борис Гулько: «…стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями».
    ———————————————-
    Общине харедим всего полтораста лет.

  7. VladiU, Вы говорите о своих «светских знакомых (которые) почему сидят шиву, делают обрезание сыновьям, проводит бар-и бат-мицвы для своих детей, традиционно сервируют стол на Рош-аШана и Песах, в синагогу на Йом Кипур иногда заходят». Моя версия, что такие люди что-то неясное чувствуют. Что жизнь не совсем материальна. Они допускают, что Бог есть. Но это и есть вера.
    Я думаю, что совсем атеистов практически нет. Только уж самые тупые. Как можно точно быть уверенными в чём-то, что невозможно проверить?

    1. Boris Gulko: «Как можно точно быть уверенными в чём-то, что невозможно проверить?»
      Я уверен, что вы прекрасно понимаете — с таким же успехом любой атеист может задать этот вопрос любому верующему 😏

  8. Борис, Вы спрашиваете о харедим: «А как насчет перспективности этой группы в науках, инжинерных специальностях, в сельском хозяйстве, медицине, спорте, исскуствах? Или автор расматривает перспективу развития государства Израиль только в религиозном плане?» Я встречал дважды нобелевского лауреата Ауманна. Он был во всём харедимном прикиде. Скажете, нетипично? А насколько нобелевские лауреаты вообще типичны?
    Я давно заметил: многие израильские светские относятся к харедим, как гои-антисемиты относились в СССР к евреям. Видимо, на каком-то уровне это присвоенное поведение.
    Я наблюдал много лет назад, как израильские шахматисты на Олимпиаде травили единственного хареда в команде. Он, странно, добился среди них наивысших результатов – дважды играл в матчах претендентов на матч с чемпионом мира.

    1. «Я наблюдал много лет назад, как израильские шахматисты на Олимпиаде травили единственного хареда в команде. Он, странно, добился среди них наивысших результатов – дважды играл в матчах претендентов на матч с чемпионом мира» — Кто это? Мне известен лишь один израильский шахматист, который играл в матчах претендентов — Борис Гельфанд, и он определённо не хареди.
      «С 1990 Гельфанд является постоянным участником сражений за звание чемпиона мира. Он дошёл до четвертьфинала претендентского турнира в 1993 и полуфинала — в 1996. Гельфанд участвовал и в чемпионатах мира по нокаут-системе в 1998—2004 (лучший результат — полуфиналист в 1997).
      К концу 2010 года наиболее успешным в карьере Гельфанда было выступление на чемпионате мира в Мексике в сентябре 2007 г. В отборочных матчах он победил Рустама Касымджанова и Гату Камского, а на самом чемпионате набрал 8 очков из 14 (+3 =10 −1), пропустив вперед Виши Ананда и уступив Владимиру Крамнику по итогам тай-бреков, но оставив позади Петера Леко, Левона Ароняна, Александра Морозевича, Александра Грищука и Петра Свидлера.
      В 2011 году участвовал в матчах претендентов на звание чемпиона мира по шахматам, которые проходили в Казани с 3 по 27 мая. В четвертьфинале Борис Гельфанд обыграл Шахрияра Мамедьярова (Азербайджан), в полуфинале — Гату Камского (США). В финале Борис Гельфанд играл с Александром Грищуком (Россия). После 5 ничьих Гельфанд одержал победу белыми в последней партии, завоевав таким образом право на матч за звание чемпиона мира по шахматам с Вишванатаном Анандом (Индия) в 2012 году».

      Нобелевский лауреат проф. Ауманн — не хареди, а религиозный сионист.

      Но — главный системный инженер проекта «Берешит» (самый дешевый из космических аппаратов, когда-либо разработанных для посадки на Луну) Александр Фридман – хареди (хасид ХАБАД). Есть и другие примеры.

    2. Борис, мне в течение больше 25 лет работы в hi tech встречались в разных фирмах харедим, как правило, на рядовых должностях. Их был примерно 1%, что совпадает с официальной статистикой. У большинства была высокая репутация. Никогда не замечал и не слышал о том, что их преследуют. А вот насмешки по субнациональному признаку бывали и пресекались. Это при том, что невежество харедимных гвертот за пределами их «краткого курса» программирования просто баловало, особенно на фоне их же эго. Одна, например, заявила, что они (харедим) — передовой отряд еврейского народа и являют собой образец, к которому нужно стремиться. Ответил ей, что всенепременно после того, как она назовет мне хотя бы один признак равенства треугольников или определение его площади или любой закон Ньютона. Память у нее была хорошая, но наполнение ее было однообразным и скучным. Вы пишете и видите перед собой хозрим бэтшува, да еще с высшим образованием. А у них к концу школы мало кто знает таблицу умножения.

  9. «Да, очень многие евреи в Израиле соблюдают многие традиции. Но к вере это никакого отношения не имеет».
    Спор с нечетко определенными понятиями (или вовсе неопределенными понятиями) бесконечен и бессмысленен. Слово «вера» для большинства выходцев из СССР наполнено христианским содержанием. Для иудея вера не сводится к традиции, но имеет с последней громадное общее поле.

  10. Boris Gulko:»В Израиле значительное большинство евреев верят в Бога»
    Это вообще говоря совершенно бездоказательное утверждение. Да, очень многие евреи в Израиле соблюдают многие традиции. Но к вере это никакого отношения не имеет. Поэтому правильно было бы написать «говорят что верят в Бога». Израильтяне прекрасно знают, что причисляющие себя к «верящим» нарушают заповеди налево и направо и ничуть в этом не отличаются от тех евреев, которые честно говорят, что ни в какого бога не верит.

    1. Да, очень многие евреи в Израиле соблюдают многие традиции. Но к вере это никакого отношения не имеет.

      Попробуем все-таки уточнить: для вас, неверующего, соблюдение этих традиций с верой не связано никак, но вы забыли просить у самих соблюдающих. Возможно, они это понимают иначе. А насчет совершения поступков, не очень рифмующихся с высокими идеалами, так это в любой среде встретить можно.

      1. «…но вы забыли просить у самих соблюдающих.Возможно, они это понимают иначе»
        Верно, я не спрашивал у своих светских знакомых почему они сидят шиву, делают обрезание сыновьям, проводит бар-и бат-мицвы для своих детей, традиционно сервируют стол на Рош-аШана и Песах, в синагогу на Йом Кипур иногда заходят, одевают кипу, когда идут в гости к религиозным товарищам и т.д. Потому как если я спрошу не связано ли то, что они соблюдают некоторые еврейские традиции с их верой в бога (пусть тайной) , то они на меня посмотрят как на…чудака, мягко говоря.

        1. Добавлю, что многие молодожены, зарегистрировавшие свой брак в Праге или на Кипре, устраивают в Израиле свадебную церемонию с хупой. Потому как традиция:)

          1. » … многие молодожены, зарегистрировавшие свой брак в Праге или на Кипре, устраивают в Израиле свадебную церемонию с хупой.»
            ——————————————————————————————
            Это мне не очень понятно. Сама по себе свадьба за рубежом не увеличивает прав на свадьбу под хупой. Основной мотив свадьбы не дома — отсутствие знака еврейского качества. Но такая свадьба такого знака не выдаёт.

            Я участвовал в еврейской свадьбе в Праге. На вопрос «почему за границей» мне ответили: «чтобы никому не доказывать, что ты не верблюд.» Я понял так, что доказывать и платить за это нужно раввину. Проще и, возможно, дешевле расписаться не дома.

          2. В. Зайдентрегер: «… Основной мотив свадьбы не дома — отсутствие знака еврейского качества. …»
            ========
            Отсутствие еврейства по Галахе 🙂

            Но по-моему это неверно: по известным мне данным, довольно много галахических евреев из израильтян регистрируют брак за границей, а потом делают ортодоксальную хупу в Израиле.

            Их мотив это избежать интеракции с Главным Раввинатом, который сочетает в себе худшее из светской бюрократии и из устрожающей ультро-ортодоксальной общины.

        2. я не спрашивал у своих светских знакомых

          Простите, я вас не поняла. Я думала, что вы имеете в виду т.н. «традиционных», их в обществе очень много, они и работают, и служат, и в синагоге бывают не только по субботам, и относятся к своей вере достаточно серьезно. А светские… ну да, у них действительно Песах как Рождество в европе.

  11. «The haredim and electoral reform», by Toby F. Black, the Jerusalem Report April 19, 2021.
    The haredi parties, which have have a strong ani-Zionist wing, have donea great disserviceto people who enterd Israel, quitecorrectly, under the Low of Return, but are not Jewes according to Halakha.This includes hundreds of thousands of olim drom the Former Soviet Union, who suffered generations of of anti-Semitism because «Jew» was stamped on their identity card. The Rabbinate should have welcomed them and offered classes TO INTRODUCE THEM TO HERITAGE THEY WERE DENIED. Instead, the Rabbinate put barriers in in path of those who sought to undergo religious conversion, requiring the would- be convert to convince all of his(her) relatives to convert and expecting that the newly-convertedwould be completely observant upon conversion.

    Chabad, also known as Lubavitch, Habad and Chabad-Lubavitch[1] (Hebrew: חב»ד‎), is an Orthodox Jewish Hasidic dynasty. Chabad is one of the world’s best-known Hasidic movements, particularly for its outreach activities. It is one of the largest Hasidic groups[2] and Jewish religious organizations in the world.
    «Харедим и избирательная реформа»,Toby F. Black, The Jerusalem Report, 19 апреля 2021 г. Партии Харедим, которые имеют сильное антисионистское крыло, оказали большое давление на людей, которые въехали в Израиль, согласно закону о возвращении, но не являются евреями согласно Галахе. Это включает сотни тысяч олимов из бывшего Советского Союза, которые несколько поколений страдали от антисемитизма из-за того, что в удостоверении личности было записано «еврей». Раввинату следовало приветствовать их и предложить занятия, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ИХ В НАСЛЕДИЕ, В КОТОРЫМ ОТКАЗАЛИ. Вместо этого раввинат поставил преграды на пути тех, кто стремился пройти религиозное обращение (гиюр), требуя, чтобы потенциальный обращенный убедил всех своих (её) родственников пройти гиюр, и ожидая, что новообращенные будут полностью соблюдать все традиции.
    Хабад, также известный как Любавич, Хабад и Хабад-Любавич [1] (иврит: חב»ד), является ортодоксальной еврейской хасидской династией. Хабад — одно из самых известных хасидских движений в мире, особенно благодаря своей пропагандистской деятельности. является одной из крупнейших хасидских групп [2] и еврейских религиозных организаций в мире.

  12. Элла, не согласен с Вами, что «выжить народ может только целым, а отдельные половинки — нежизнеспособны». Вся наша история – разделение и естественный отбор. Из Египта вышли, говорят, лишь пятая часть евреев. Половина евреев осталась в Испании и ассимилировалась. То же произошло в СССР и происходит ныне в США.
    Юрий Деген, Вы говорите о процессах внутри религиозной общины Израиля. Это – живой организм, и найдёт пути своего развития. Не думаю, что он сольётся когда-нибудь в одно. Так и первоначально у нас было 12 колен, которые жили разной жизнью.

    1. Boris Gulko: «… Вся наша история – разделение и естественный отбор. Из Египта … в Испании … в СССР … в США …»
      =======
      А как такое может произойти в еврейском государстве Израиль? По-моему только в сценарии Нетурей Карта, когда Бог уничтожает злодейское государство Израиль и наказывает его граждан за их злодейство-сионизм.

      Вот поэтому Нетурей Карта они НЕ граждане Израиля, они НЕ берут никаких пособий и сервисов от государства и они мечтают жить под властью палестинских арабов.

      Но остальные 90%+ харедим ещё до 1948 года выбрали другой путь — и они воевали против арабов вместе с евреями-сионистами. Под властью палестинских арабов их ждёт та-же участь, что и светских сионистов.

      1. Benny B, Вам бы книжки писать с названием «Алиса в стране харедим». А практика несколько иная: только что в День Независимости харедим оскверняли могилы погибших израильских солдат и жгли национальные флаги. На этом фоне полезно напомнить иранское видео на котором израильский флаг постелен перед входом в университете, и многие студенты аккуратно его перепрыгивают, чтобы не наступать, как велят аятоллы.

        1. Aharon L.: «… А практика несколько иная: только что в День Независимости харедим оскверняли могилы погибших израильских солдат и жгли национальные флаги. …»
          =====
          Вспомните анекдот:
          «Если мальчик украл конфеты, то это мальчик украл конфеты.
          А если еврейской мальчик украл конфеты, то это евреи крадут конфеты.»

          В нашем случае, как и в этом анекдоте, обобщать неверно и мерзко, даже преступно:
          1) Осквернение флагов Израиля коллективно одобряют только в НЕКОТОРЫХ общинах харедим (а также в некоторых ультра-левых движениях: вспомните перформанс артиста с засовыванием флага в задницу и демонстрации анархистов возле Бильина).
          2) А могилы солдат оскверняли некоторые уголовники-провокаторы — из этих общин или даже со стороны.
          В любом случае: даже эти ненавидящие сионизм общины НЕ одобряют осквернение могил солдат. Сионизм они ненавидят, но у них есть теологический запрет осквернять могилы «неправильных евреев», включая могилы «величайших злодеев» (по их мнению) вроде Давида Бен-Гуриона, Теодора Герцля, Элиэзера Бен-Иехуду и т.д.

          Если Вы это не знали, то теперь Вы это знаете — и я ожидаю от Вас прекратить эти (именно эти) обобщения против всех харедим.

          1. «и я ожидаю от Вас прекратить эти (именно эти) обобщения против всех харедим» — непременно прекращу, как только услышу порицание этих действий и повтор Вашего отношения хотя бы от одного заметного адмора или раввина крупной общины.

          2. А зачем Вы перенесли на меня свою риторику? Если дюжина харедим защищала свой квартал, то это значит «харедим… они воевали против арабов»? «Я ожидаю от Вас прекратить эти (именно эти) обобщения в пользу всех харедим»)

          3. Aharon L.: «непременно прекращу, как только услышу порицание этих действий и повтор Вашего отношения хотя бы от одного заметного адмора или раввина крупной общины»
            =====
            Это Ваш выбор и у выборов в жизни есть последствия. Не только я знаю про очень разное отношение к сионизму разных общин и направлений харедим — и о беспричинной ненависти, которая стала причиной разрушения Второга Храма и последующего галута.

            И не только мне больше всего мешают мерзости, вообще НЕ связанные с Нетурей Карта и всякими «пелег ерушальми»: терпимость мейнстрима левых к BDS, поддержка узурпаций БАГАЦа — и особенно поддержка постоянных компаний обобщений и ненависти — к харедим, к поселенцам, к религиозным сионистам, к Биби и т.д.

          4. Поправьте, если я не прав. В наши дни воображаемому Храму ничто не угрожает? Как, впрочем, там не приносят жертвы, не возносят молитв, не совершают других обрядов. Приспособились и без него за 2000 лет.

  13. ««Гомо советикус» привезли для харедим из СССР обзывалку «мракобесы»» — отнюдь. Эта «обзывалка» существовала задолго до начала алии 90-х и даже алии 70-х.
    «Но именно харедим определяют будущее Израиля» — надеюсь, что нет.
    «Демографически они — самая перспективная группа евреев» — верно. Но религиозные сионисты (РС) не очень уступают им в этом отношении, и разрыв всё уменьшается…
    «Вера, традиции, стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями» — не харедим, а религиозных евреев. Понятие и явление «харедим» существует менее 200 лет.
    «Они служат Израилю якорем нормальности в море безумия современного Западного мира» — серьёзно? Это относится и к оскверняющим могилы павших солдат АОИ в День Поминовения и сжигающими израильские флаги в Меа Шеарим в День Независимости?
    «Будни иудеев — антипод продукту этой конвергенции» — верно. Иудеев!!! Не обязательно – харедим.
    «Но пока в йешивах Израиля харедим изучают Божескую мудрость, мир имеет и другой вектор движения» — в йешивах Израиля изучают Божескую мудрость не только харедим. Позволю себе привести цитату из поста Ашера Рохбергера в ФБ:
    «Какой шанс найти на книжных полках средней харедимной йешивы книги рава Кука (и старшего и младшего), рава Горена, рава Соловейчика или рава Герцога? Я уж не говорю о книгах рава Шерло или рава Бени Лау, или рава Йоэля Бин Нуна или рава Яакова Мейдана, Нехаму Лейбович или рава Шимшона Рафаэля Гирш. И список еще может быть очень и очень долгим.
    Но оставим раввинов РС. Много ли харедимных раввинов литовского направления используют в своих галахических решениях мнения рава Узиэля, рава Машаша, рава Овадии Йосефа?
    А сильно ли в этих вопросах отличаются «литовцы» от хасидов? Часто ли можно встретить в хабадской йешиве книги рабби Нахмана? Рава Соловейчика? И заодно все вышеупомянутые книги?
    Никто не обязан следовать всем мнениям и обычаям. Можно, а иногда даже нужно их не принимать. Но поскольку часть нашего народа им следует, их по крайней мере нужно знать, чтобы понимать, с чем не согласны. А иначе — беспричинная ненависть, при этом по принципу «Я Солженицина не читал, но я осуждаю.»
    А в каких йешивах можно встретить на книжных полках помимо всех вышеупомянутых авторов и Альтер Ребе и всю остальную классику хасидизма? А с другой стороны, Хазон Иша, рава Ойербаха, Хатам Софэра, рава Моше Файнштейна и.т.д.? Конечно же — в йешивах РС. Поскольку я не проверял их все, то сделаю оговорку, что в большинстве из них.
    Получается, что помимо многих своих других плюсов, РС на сегодняшний день — это единственное направление в современном ортодоксальном иудаизме, которое готово учить и интегрировать весь спектр мнений ортодоксального иудаизма (а иногда не только его). С другой стороны, харедимный мир во всех его проявлениях, мне кажется, сильно уподобляется ученикам рабби Акивы. (12000 пар учеников рабби Акивы умерли\погибли в дни отсчета Омера. Талмуд объясняет причину их смерти как то, что они не уважали друг друга. По большинству мнений комментаторов, взаимное неуважение проявлялось в том, что каждый считал, что лишь его путь служения Творцу является единственно правильным и не готов был принимать другие мнения.)
    Часто аппологеты кирува [сближения — Ю.Д.] из харедимного мира любят утверждать что и в процентном, и в абсолютном значении в их обществе больше тех, кто постоянно занимается Торой. Продолжая же парралель с учениками рабби Акивы, можно сказать, что весь сегодняшний иудаизм развился через его оставшихся учеников, а Тора остальных 24000 забылась и исчезла».

  14. Сэм, у каждого к советской власти свои счёты. Впрямую мало кто голодал. Голыми не ходили. Но часы, проведённые в очередях (почему-то запомнились мои стояния за картошкой. Наверное, за лёгким продуктом стояла мама), в нашу жизнь уже никто не вернёт. Это чистая потеря.
    Инна, Вы цитируете Юваля Дискина: «через 30-40 лет». Никто не знает, что будет через 30-40 лет. Поговорим о сегодняшнем дне. Если Израиль примет верования Либермана и прочих левых, пойдёт по пути США и Европы, утратит связь со Всевышним, то со всем нашим хайтеком исчезнет как гибнет Запад. И никаких «через 30-40 лет» не будет. Но этого не произойдёт благодаря харедим.
    Что же до работы и учёбы – это не критический вопрос и постепенно как-то утрясётся.
    Элла, Вы пишете: «традиции и стойкость были свойственны ЕВРЕЙСКОЙ общине». Да, пока она оставалась ЕВРЕЙСКОЙ, то есть сохраняла связь со Всевышнем. Сейчас в США происходит, что называют, «бескровный холокост». Мы стремительно теряем миллионы евреев. Куда деваются их «традиции и стойкость»?
    И мне их не жалко. Они – самые страстные приспешники того, что зовут постмодернизмом, неомарксизмом, и что выглядит смертельной болезнью человеческого общества.
    Вы считаете, что Израиль имеет иммунитет к этой смертельной болезни?

    1. Вы считаете, что Израиль имеет иммунитет к этой смертельной болезни?

      Увы, нет. Именно потому что в среде ашкеназов произошел (еще до Израиля) раскол между традиционалистами и экономически состоятельными. Потому болезнь и смертельная, что выжить народ может только целым, а отдельные половинки — нежизнеспособны.

    2. Boris Gulko 19 апреля 2021 at 11:22 |
      Сэм, у каждого к советской власти свои счёты. Впрямую мало кто голодал.
      \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
      Уважаемый Гроссмейстер, я хотел написать совсем не об этом. Вы написали:
      Главной проблемой населения стала из-за этого не столько нехватка денег,
      а я не согласился. Если деньги были, то проблем особых не было. Ту же картошку можно было, в несколько раз дороже, но купить на рынке. Были бы деньги.
      Проблема была в другом – государство присваивало себе колоссальную долю производимого продукта, выплачивая работникам унизительно малую часть. А остальное – РАСПРЕДЕЛЯЛО. Или за не пропорционально низкую цену, или иногда вообще бесплатно. Порой результат был неплохой – бесплатные детские садики, бесплатное образование, порой совсем неплохое. Но эта система распределения не могла не породить ошибки и коррупцию, которую тогда называли блатом.
      И кроме того, как побочное следствие – девальвация высшего образования, девальвация инженерии. Наиболее характерно – «инженер по организации соцсоревнования». Или инженер по технике безопасности. Работа, безусловно, необходимая, но не требующая высшего образования.
      Конечно не сравнимо по сути, но сегодня у нас тоже перекос в сторону выпуска университетами не электриков, а специалистов по «организации производства»- «ниуль».

  15. Уважаемый Борис, вы замечательно проиллюстрировали конвергенцию соображений, этакую смесь Питирима, Сахарова и поздних поским, проросшую, «как желтый одуванчик у забора» (А.А.Ахматова). В результате появился генно-модифицированный продукт из Советского Союза. Там продавалась вольная смесь крепленых вин под нейтрально-ласковым названием — шмурдяк.

  16. Вера, традиции, стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями.

    Не согласна. Вера, традиции и стойкость были свойственны ЕВРЕЙСКОЙ общине, включавшей не только ученых и разработчиков Галахи, но и работающих — будь то ремесленники, комерсанты, банкиры, врачи и т.п. Из их среды ученые набирали смену, на их жизнь ориентировались, разрабатывая Галаху. Сегодняшние харедим в большинстве своем — генералы без армии, та самая кормилица, сосущая собственную грудь. Знаю, что из этого правила есть исключения, но тон задают именно замкнутые на себя.

  17. Главной проблемой населения стала из-за этого не столько нехватка денег
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    Мне как простому (бывшему) советскому инженеру не понять простого советского гроссмейстера-чемпиона.
    Мы с ним жили в разных странах.
    Думаю, что бывшие простые советские учителя и врачи поймут, о чём я.

  18. Борис Гулько: Конвергенция Андрея Сахарова и идеациональность Питирима Сорокина
    Но именно харедим определяют будущее Израиля. Демографически они — самая перспективная группа евреев. Вера, традиции, стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями. Они служат Израилю якорем нормальности в море безумия современного Западного мира

    Эдуард Малинский: Всего несколько слов в защиту господина де… Либермана
    Приведем мнение Юваля Дискина, экс-главы Шабака, человека, тоже не страдающего от отсутствия информации, хотя бы в силу своего служебного положения. Касаясь взаимоотношений государства с общиной харедим в настоящее время, он пишет, что
    «… через 30-40 лет только 1/3 населения страны вынуждена будет нести на своих плечах бремя налогообложения, армейской и резервистской службы, что сделает маловероятным выживание государства в военном и экономическом положении»,
    ________________________
    По-научному это называется схизис (расщепление или раздвоение). Под этим подразумевается склонность к прямо противоположным, взаимоисключающим друг друга, мыслям и идеям. Характерно для психических расстройств шизофренического круга.

  19. “Именно харедим определяют будущее Израиля. Демографически они — самая перспективная группа евреев.”
    ***
    Демографически да, перспективная. А как насчет перспективности этой группы в науках, инжинерных специальностях, в сельском хозяйстве, медицине, спорте, исскуствах? Или автор расматривает перспективу развития государства Израиль только в религиозном плане?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *