Самуил Виноградов: Социологический метод как условие урегулирования арабо-еврейского конфликта в Израиле

 1,234 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Столь же объективным, то есть не зависящим от нашей воли и желаний, является тот факт, что арабское население Израиля, численность которого достигла двух миллионов, никуда не денется. Оно будет существовать при любых обстоятельствах. Евреи и арабы Израиля обречены жить вместе бок о бок как сейчас, так и в обозримом будущем. Поэтому разжигание среди евреев, как национального большинства, ненависти к национальному меньшинству не только абсолютно непродуктивно, но и смертельно опасно для нашего общества в целом. Любое силовое давление на израильских арабов как на этническую группу, от кого бы оно не исходило, вызывает ответную реакцию, которая усилиями исламских фанатиков часто становится неадекватной.

Социологический метод как условие урегулирования арабо-еврейского конфликта в Израиле

Самуил Виноградов

Десятки лет представители власти и поддерживающие их средства массовой информации твердили нам об интеграции арабского населения в израильское общество, о снижении социальной напряжённости между ним и еврейским большинством. Однако события последних лет в городах страны со смешанным еврейско-арабским населением показали, насколько безграмотной является государственная социальная политика по отношению к крупнейшему из национальных меньшинств Израиля. Израильская политическая элита уже давно решила для себя, что силовые методы по отношению к актам недовольства этого меньшинства, недовольного своим положением, достаточное условие для обеспечения хотя бы зыбкого социального спокойствия на арабской улице. Что из этого получилось, мы сегодня обнаруживаем наглядно.

На первый взгляд может показаться, что причиной нынешнего всплеска ненависти определённой части израильских арабов к государству и еврейскому населению являются силовые методы действия полиции на Храмовой горе. В действительности, однако, это только повод, используемый исламистами в их интересах, который никак не связан с подлинными интересами основной массы арабского населения. Какой бы религиозный фанатизм ни владел людьми, для основной их массы он всегда вторичен по отношению к их повседневной жизни. Реальная же причина это глубокое недовольство значительной части арабской молодёжи своим материальным положением. Израильские политические лидеры, ослеплённые впечатляющими успехами в развитии национальной экономики, посчитали, что внутренние социальные проблемы рассосутся каким-то образом сами по себе. Не тут-то было.

Межнациональные и межрелигиозные отношения всегда были острой проблемой для любого государства со смешанным населением. Неприязнь к людям иной национальности либо иной конфессии слишком часто использовалась политиками в качестве горючего материала в их борьбе за власть и влияние на массы. В действительности же такая неприязнь иррациональна по своей сущности. Ведь каждый из нас, как физический феномен, есть часть природы. Но в природе нет таких существ, как евреи, арабы, русские и т.п. Все мы относимся к биологическому виду homo sapiens. А национальная и религиозная принадлежность, как и профессиональная, классовая, поселенческая всего лишь социальные качества каждой отдельной личности, благодаря которым мы причисляем себя к каким-либо социальным группам. Все данные качества существуют лишь в наших головах и обусловлены они особенностями нашей жизнедеятельности. Что же касается любого конкретного человека как носителя многообразных социальных качеств, то он в своей повседневной жизни стремится прежде всего к удовлетворению столь же многообразных потребностей, прежде всего материальных. При этом он в своих поступках отвечает только за себя самого, но никак не за других людей той же национальной либо религиозной принадлежности. С этой точки зрения (а она совершенно объективна) каждый человек, будь он еврей или араб, имеет равное право на достойную жизнь.

Столь же объективным, то есть не зависящим от нашей воли и желаний, является тот факт, что арабское население Израиля, численность которого достигла двух миллионов, никуда не денется. Оно будет существовать при любых обстоятельствах. Евреи и арабы Израиля обречены жить вместе бок о бок как сейчас, так и в обозримом будущем. Поэтому разжигание среди евреев, как национального большинства, ненависти к национальному меньшинству не только абсолютно непродуктивно, но и смертельно опасно для нашего общества в целом. Любое силовое давление на израильских арабов как на этническую группу, от кого бы оно не исходило, вызывает ответную реакцию, которая усилиями исламских фанатиков часто становится неадекватной.

Из сказанного выше вытекает непреложный вывод: межнациональный мир в израильском обществе наступит только тогда, когда будут устранены или, хотя бы, реально ослаблены основные причины недовольства значительной части арабского населения своим социальным положением. Все мы видим, что формальное равноправие этого населения с позиций государственного законодательства, так же как и возможности получения образования, так же как интеграция образованной части этого населения в институты образования, здравоохранения, науки и культуры – явно недостаточное условие ослабления рассматриваемого здесь социального конфликта. Корни данного конфликта находятся гораздо глубже. Они состоят, в первую очередь, в недовольстве значительной части арабской молодёжи своим материальным положением и отсутствием у неё положительных жизненных перспектив. И пока данная проблема не будет решена, наше общество будет периодически страдать от всплесков такого недовольства.

Подобные социальные конфликты существуют во многих странах, где молодёжь из отдельных социально слабых социальных групп пытается обратить на себя внимание властей посредством силовых действий. Такие действия обычно пресекаются полицейскими мерами, что даёт, как правило, временный эффект. Реально же изменить подобную ситуацию возможно лишь долговременными мерами, основанными на социологическом подходе к проблеме. В основе данного подхода лежит понимание социальных отношений в обществе как результата процесса общественного разделения труда. Едва ли не все крупные социальные конфликты, в конечном счёте, обусловлены недовольством людей возможностями удовлетворения своих наиболее существенных потребностей, что обусловлено их местом, как представителей тех или иных социальных групп, в системе общественного разделения труда, или, другими словами, в системе совокупного общественного производства. У каждой такой группы есть своя социальная среда, включающая в себя совокупность форм и условий практической деятельности, а также совокупность профессиональных, личностных, семейных и прочих внутригрупповых отношений. Эта среда, фактически становящаяся для людей социальной «нишей», интегрирует их, наделяет определёнными стереотипами социального поведения, которые у каждой группы имеют свои специфические особенности. А поскольку процесс разделения труда в человеческом обществе всегда происходил совершенно стихийно (если не считать неудавшихся социальных экспериментов в т.н. «социалистических странах»), его непременным спутником всегда было социальное неравенство, проявляющееся в богатстве одних и бедности других. И до тех пор, пока социальная «ниша», интегрирующая конкретную группу, не даёт возможности представителям такой группы выйти на уровень материального потребления, считающийся в окружающем обществе достойным для человеческого существования, эта группа будет находиться в состоянии конфликта с обществом и государством.

Вывод, применительно к рассматриваемой здесь проблеме, совершенно однозначен. До тех пор, пока для основной массы арабской молодёжи Израиля не будет создана приемлемая для неё социальная «ниша», то есть совокупность рабочих мест, дающая ей реальную возможность удовлетворять свои насущные потребности на уровне, считающемся в Израиле достойным человека, её протесты, подобные нынешним, будут повторяться снова и снова, несмотря ни на какие полицейские меры. Между тем молодые арабы, как специфическая половозрастная группа нашего общества, имеют ряд особенностей, усиливающих их отторжение от этого общества. Отсутствие у определённой их части отдельного от родителей жилья, проживание в многодетных семьях, недостаточный заработок для создания своей отдельной семьи, в сочетании с имеющим место сохранением традиции выкупа невесты (калыма) и, как следствие, избыток гормона тестостерона у них в крови всё это отрицательно влияет на подсознание, толкает к групповым иррациональным действиям (эффект толпы). А на фоне относительно высокого роста благосостояния и образованности значительной части еврейского сектора населения, у многих молодых арабов присутствует ещё и подсознательный комплекс неполноценности, вносящий ещё большую иррациональность в их социальное поведение.

 Поэтому, вместо того, чтобы загонять проблему вглубь, надо уже сейчас начать заниматься её решением. Сами арабские жители Израиля, в силу сложившихся веками в их среде стереотипов, этого сделать не смогут. Такая задача по силам только государству, при условии, что израильская политическая элита захочет это понять. Положительный же результат в данном случае возможен при условии проведения в среде арабской молодёжи Израиля грамотных социологических исследований и разработки на основе таких исследований надёжных научных рекомендаций для правительства. Практическая реализация таких рекомендаций, требующая, естественно, больших материальных затрат и времени, позволила бы постепенно сократить уровень безработицы в арабском секторе, заинтересовать арабскую молодёжь в поддержке государственных усилий в этом направлении и, как следствие, подняла бы уровень её лояльности по отношению к государству в целом.

С сожалением следует признать, что состояние социологической науки в Израиле, в том виде, в каком она преподаётся в университетах и используется на практике, совершенно не соответствует потребностям нашего общества. И это неудивительно, учитывая, что осуществляемые социологами исследования служат либо удовлетворению их частных интересов и личных амбиций, либо предпринимателям, заинтересованным в увеличении рынков сбыта своей продукции, либо политическим партиям, заинтересованным в привлечении электората. Общество привыкло видеть в социологии не серьёзную фундаментальную науку, а преимущественно анкетные опросы по различной тематике, чаще всего никак не связанные с существенными интересами людей. Но анкеты это ещё не наука, а только её инструментарий. О серьёзной науке можно говорить лишь в том случае, когда практика подтверждает теоретические выводы учёных. Но пока мы видим, что любые социально-экономические проекты израильских политиков, как успешные, так и провальные, осуществлялись всегда без активного участия социологов.

Научно обоснованное решение проблемы интеграции арабской молодёжи в израильское общество возможно на основе осуществления целенаправленной долгосрочной социальной политики в форме создания определённой социальной «ниши», специально интегрированной в систему совокупного общественного производства. Особенность социологического подхода в данном случае состоит в том, что он не предполагает каких-либо насильственных действий для коррекции социальных процессов. Поскольку эти процессы основаны на разделении труда, именно изменение характера практической деятельности людей приводит к изменению социальных и материальных условий их жизни. Главное чтобы в таком изменении были заинтересованы сами люди.

Работа в данном направлении возможна в форме реализации конкретного проекта, первым этапом которого должно быть создание финансируемой государством социологической лаборатории. Такая лаборатория разрабатывает конкретную программу комплексного исследования и ряд анкет, ответы на которые в своей совокупности позволят определить основные трудовые предпочтения безработной арабской молодёжи. Второй этап проекта — распространение и сбор анкет, желательно силами арабских студентов университетов. Тем самым может быть обеспечено доверие респондентов к проекту и, следовательно, получены правдивые ответы на вопросы анкет. Третий этап обработка полученной информации с целью выявления наиболее популярных в данной социальной среде и, в то же время, существенных для общества видов общественно полезной деятельности. Наконец, четвёртый этап составление на основе данной информации надёжных практических рекомендаций для разработки конкретных проектов по созданию соответствующих рабочих мест. Далее — поиски конкретных исполнителей в лице представителей крупного бизнеса, предоставление им достаточных экономических льгот, включая прямое государственное финансирование проектов, а также целенаправленное привлечение заинтересованных представителей исследуемой группы на созданные рабочие места уже забота законодательных и исполнительных органов государства.

Конечно, реализация данного проекта, ввиду его новизны и сложности, требует законодательной поддержки, принятия долговременных социально-политических решений, совместных усилий большого числа людей. Но в случае успеха проект может получить большой общественный резонанс и поднять международный авторитет Израиля.

Print Friendly, PDF & Email

54 комментария к «Самуил Виноградов: Социологический метод как условие урегулирования арабо-еврейского конфликта в Израиле»

  1. Йоси Мельман, «ХаАрец»
    Источник: https://detaly.co.il/pojmite-bolshinstvo-ne-hochet-demokratii
    Короче говоря, левые и центристы – исчезающие виды израильского общества. Дело не только в цифрах и результатах выборов. Это намного более глубокое явление – многолетний процесс, постепенно меняющий облик Израиля. Эти изменения проявляются в радикальном национализме, расизме, ксенофобии, мессианстве, тоске по сильному лидеру, клерикализме, милитаризме, поддержке оккупации, презрении к власти закона и отвращении к ценностям западного либерализма…
    Народ сам хочет отгородиться от других, отвернуться от западного мира и демократических ценностей, он хочет еще больше угнетать арабов и аннексировать территории.

    В ноябре 1995 года религиозный националист убил премьер-министра Ицхака Рабина и мирный процесс. В ноябре 2022 года большинство народа отказалось от демократии израильской республики, существующей уже почти 75 лет.»
    ———————————————————————————————————-
    Это, конечно, чернуха из серии «Шеф, усё прапала, заутра снимають гыпс»,
    но дыма без огня не бывает. Не получится утешать себя мыслью, что, дескать, сегодня маятник качнулся вправо, а завтра качнется влево. Тенденция правого поворота восходящая, прежде всего из-за существенных демографических подвижек и тяги еврейской и арабской молодежи к радикальному национализму.

    1. Если сравнить правизну Бен-Гуриона или Голды Меир с декларируемой правизной современного Ликуда — сравнение будет не в пользу последнего. Израиль «полевел», но «центр» сдвинулся влево ещё сильнее. Таким образом нам, скорее, кажется, что голосуют за правых.
      Всё бы ничего, но меня не устраивает премьер с правой риторикой и левыми действиями (по крайней мере Биби таким был раньше) — я бы предпочёл наоборот: левую риторику и правые действия, как у того же Ольмерта или на худой конец (или на толстый 🙂 ) премьера с правой риторикой и правыми же действиями, каким был Шамир. Даже премьер с левой риторикой и левыми действиями (а были в Израиле такие? 🙂 ) был бы лучше.

      1. Zvi Ben-Dov: 04.11.2022 в 10:20
        Всё бы ничего, но меня не устраивает премьер с правой риторикой и левыми действиями (по крайней мере Биби таким был раньше)
        —————————————————————————————————
        Биби второй половины 90-х годов я воспринимал как реформатора экономики уровня Людвига Эрхарда или Ежи Бальцеровича и как патриота, потрясенного импортом банды Арафата из Туниса в сердце Эрец Исраэль. Нынешний Биби (опять таки в моем восприятии) не правый и не левый, он эгоцентричный. Я мог бы набрать немалый список инфантильных, эгоцентрических поступков Нетаниягу, ограничусь двумя маркерами — указателями на его заявления, которые добили мое уважение к нему. Вспыхивает коррупционный скандал (дело 3000) вокруг закупок немецких подводных лодок, и глава правительства, не моргнув глазом, заявляет о том, что «я не я и хата не моя» — я не знаю, шустрили или не шустрили мои ближайшие подчиненные, которые заправляли заказом лодок. Вот так вот просто: «я не знал»? Коли не знал, что под тобой творится, то бери шинель, иди домой. В давке на горе Мерон погибают десятки людей, следственная комиссия устанавливает головотяпство чиновников нескольких государственных ведомств, ставшее причиной трагедии. И что же наш герой? Наш герой запускает всё ту же мульку: «Я не я и хата не моя, я ничего не знал!» Вот так вот ты руководишь правительством? Коли не знал, коли сваливаешь всю вину на подчиненных, то бери шинель, иди домой. Именно вот эта эгоцентричность будущего главы правительства настораживает. Его взаимоотношения с коалиционными партнерами будут вписываться в схему «хвост виляет собакой».

        1. Хвост подбодрил свою собаку —
          Везде стал грозно заявлять,
          Что перестанет ей вилять
          И вместе с нею вступит в драку…
          🙂

      2. Zvi Ben-Dov: … Даже премьер с левой риторикой и левыми действиями (а были в Израиле такие? 🙂 ) был бы лучше.
        ===
        100%. Самый худший вариант это правая риторика, левые (или центриско-левые) дела.
        Причина: «правые» и «левые» в политике это упрощение общечеловеческих черт характера: уступчивость и милосердие («левые») и строгая справедливость («правые»).

    2. “Не получится утешать себя мыслью, что, дескать, сегодня маятник качнулся вправо, а завтра качнется влево. Тенденция правого поворота восходящая, прежде всего из-за существенных демографических подвижек …”

      news.israelinfo.co.il/106635?fbclid=IwAR322E8UwZraoXI_VLUycoGgbY2tDaU1-K6Nc0HjozyRJUxXKkzCMsUfWLs

      1. Вот что пишет проф. Кашер: «Перед нами две мутации еврейского народа…
        Ультраортодоксальная мутация демонстрирует переход от галутного образа жизни меньшинства, живущего изолированно, сохраняющего свои обычаи и не связывающегося с чужими правителями, к новому образу жизни меньшинства, живущего за счет своих соплеменников, экономического паразита, уклоняющегося от защиты страны, убегающего от гражданской ответственности, не имеющего уважения к демократическому строю и его принципам.»
        Буквально это же, но без «паразитов и уклонистов» писал и я несколько дней назад в каком-то комментарии. Меня пугает, что эта точка зрения верна и появилась независимо в разных слоях израильтян.
        «Националистическая мутация показывает переход от религиозного образа жизни, в котором есть верность принципам справедливости и разумности, честности и милосердия — по велению небес, но в ответственном человеческом поведении («мораль пророков»), — к разнузданному и хулиганскому образу жизни, который боготворит землю и утверждает свою власть насилием над ее обитателями, методами, в которых нет ни справедливости, ни милосердия, ни морали, а есть языческое поклонение земле, нации и ее коррумпированным лидерам.»
        Только что ее продемонстрировал Борис Камянов в своей инвективе против Софьи Рон, живущей в Хевроне.
        Вот во что мы мы скатывается без осмысления сионизма, без философской рефлексии, без обсуждения идиологем национального существования.
        И это всего-то на пороге 75-летия. Это все, что вышло их сионизма и Холокоста?

        1. Aharon L.:
          Не цитировал мнение профессора Кашера полностью, предоставил только ссылку, в уверенности что она будет активная, без надобности скопировать, но оказалось нет. Вы сделали это вместо меня. Признателен.

          1. Посчитал очевидной свою благодарность за Вашу ссылку. Прошла мимо меня.

        2. Aharon L.
          Вот что пишет проф. Кашер: … …
          Вот во что мы мы скатывается без осмысления сионизма, без философской рефлексии, без обсуждения идиологем национального существования.
          И это всего-то на пороге 75-летия. Это все, что вышло их сионизма и Холокоста?

          ===

          1) Если Нетаниягу продолжит свои лживые штучки (воинственная правая риторика, центристско-левые дела), то проф. Кашер полностью прав в его критики религиозного и национального лагеря. Такая религиозность (живущее политическим вымогательством гетто, нищее и невежественное) и такой национализм (беззаконие, ксенофобия и принуждение) это очень-очень плохо.
          Но тогда максимум через 4 года (наверное через 2~3) левые триумфально вернутся к власти.

          2) Но сейчас и в Ликуде и у Смотрича с Бен-Гвиром есть очень многие, которые очень постараются заставить Нетаниягу делать другие вещи.
          Только один из примеров (иврит, от адвоката и право-либерального сторонника Смотрича): https://www.facebook.com/itzhak.bam/posts/pfbid022Vs6vc6Ub72FaDhc1E2So38cnKeEXHWxTA4n3DK6XCx8rr38FR1G9b1UnZNDxDgjl
          Это очень похоже на право-либеральные взгляды Симхи Ротмана (он тоже адвокат) — а он из лидеров партии «Религиозный сионизм».
          Его пункты 1,2,3 — это реформа судебной системы с целью восстановить баланс 3-ёх ветвей власти, включая независимость Суда и прокуратуры.
          Его пункты 4, 5 — это либерализация экономики: борьба картелями и монополиями, включая штучки профсоюзов госслужащих.
          Его пункты 5, 7 — это восстановление морали ЦАХАЛа (правильные правила «открытия огня» и т.д.) и Власти Закона с арабами Иудеи и Самарии (незаконный захват земель и т.д.) — а также развитие еврейских поселений в Иудее и Самарии.
          Его пункты 8, 9, 10 — это либерализация общества и Власть Закона внутри Израиля. В право-либеральном понимании, то есть без принуждения к вокнутым штучкам и без позитивной дискриминации.

          3) И полтора года назад Смотрич уже смог заставить Нетаниягу отказаться от коалиции с РАААМ и этим спас правый лагерь Израиля от морального самоубийства. Есть некой шанс, что и сейчас получится заставить Нетаниягу делать все эте вещи, которые сам Нетаниягу многократно обещал делать.
          Шанс небольшой, но «делай что надо — и будь что будет».

          4) Также, если у правых и религиозных сионистов (с Нетаниягу или без него) НЕ получится делать все эти вещи, то на радость Сэму и левому лагерю Израиля начнётся долгосрочный демографический сдвиг всего общества в сторону гораздо более левую и гораздо менее религиозную.
          Это отдельная тема. Если кому-то интересно, могу объяснить подробнее.

          1. Может и поверил бы, если бы услышал подобный «колебательный» прогноз 2-3 года назад, и он бы подтвердился.

          2. Aharon L.: 04.11.2022 в 18:03
            ===
            2-3 года назад я предельно ясно говорил, что правый лагерь НЕ смирится с откровенным шитьём дел против избранного лидера Ликуда. Правый лагерь массово воспримет это как смертельную угрозу самому выживанию Израиля и своему статусу внутри Израиля.

            Сейчас я тоже это говорю: если в ближайшем будущем получивший 64 мандата правый лагерь продолжит игнорировать (с Нетаниягу или с другим лидером) подобные супер-важные проблемы, то нынешний правый лагерь политически погибнет.
            Об этом сейчас в открытую говорит не только Смотрич, но и многие «отъявленные бибисты» в Ликуде.

            P.S.: до конца Шаббата я выхожу из дискуссии.
            Шаббат Шалом.

    1. Ваша ссылка — старый материал 7-летней давности (19.02.2015). Много воды утекло с тех пор. После семи лет тон и месседж у профессора Арнона Софера в его выступлениях совершенно другой. Вот ссылка на заметку, от 31.08.2022, где приводится его оценка нынешней ситуации:

      https://news.israelinfo.co.il/105235

      1. И что изменилось в арабском секторе за прошедшие семь лет из того что было сказано тогда? По вашей ссылке я не нашел каких-либо изменений. Я не откажусь ознакомиться с каким-нибудь свежим опросом арабов, если уж речь идет об опросах.

        1. Вы прочли заметку в israelinfo? Арнон Софер говорит не об “опросах арабов”, а о демографии.

          1. А я говорю об обсуждаемой статье.

        2. Конечно, можно и о более свежих опросах.

          https://lechaim.ru/news/93-oproshennyh-arabskih-zhitelej-ierusalima-predpochitayut-zhit-pod-vlastyu-izrailya-a-ne-pod-vlastyu-palestinskoj-avtonomii/

          Из 1200 опрошенных, 1195 жизни своей без Израиля не видят. Оставшиеся 5 это наверно те, кто устраивают акты террора в Восточном Йерусалиме и у Храмовой горы.

          1. Я же сказал, что я говорю о том о чем идет речь в обсуждаемой статье, а в статье автор не рассматривает вопрос о желании арабов жить в том или ином государстве. Автора интересует не это, его интересует, в каких условиях живут израильские арабы, как жить (и работать) они хотят, какие возможности для реализации своих желаний они видят, какие возможности для этого они хотели бы иметь. С этой целью он и предлагает провести опросы среди арабов. Если вы можете предложить какую-то релевантную информацию, это было и интересно, и по теме статьи.

  2. Среди многого очень плохого, что принесли состоявшиеся выборы моему Израиля, что вполне и скоро может стать очень плохим для всего, ну или почти всего Израиля, практически незамеченным осталось окончание начатого чуть больше назад эксперимента с привлечением умеренной арабской партии, нет не к политической, но к экономической жизни страны.
    Начался не намеренно, а по стечению обстоятельств, но в этой жизни что только не присходит по стечению обстоятельсв! Вот, как неожиданно выяснилось, и триумфальная победа блока ракБиби тоже произошла благодаря всего-то навсего 3800 не так проголосоваших избирателей.
    И судя по тому, что РААМ увеличила количество своих мандатов, правда всего на один, но увеличила, в арабском секторе страны не так уж мало людей, согласных с этим участием.
    Увы, эксперимент окончен.
    А дальше про всё написано в статье.

    1. Не из-за 3800 избирателей (это мелочь), а из-за того, что в мусорную корзину отправилось более 6% голосов «антибибов». Правда, более 1% голосов «бибов» отправилось туда же 🙂
      https://www.ynet.co.il/news/election2022/article/hyaueuwho#autoplay
      3800 — это разница между теми, кто за биби и теми, кто против без учёта двойных конвертов. Если бы ничего не ушло в «мусор» — результат был бы 60/60.
      «Антибибам» некого винить в своём поражении, кроме самих себя.
      Биологический принцип размножения клеток «чтобы размножаться — нужно делиться» не подходит для выборов в Израиле 🙂

      1. Т.е. это не те, кто за Биби выиграли — это те, кто против Биби проиграли, а ведь могла быть ничья (60/60) в пользу «антибибов» 🙁

        1. Да. Тогда правые совершили ту же самую ошибку, что привело в результате к Осло.

          1. Более того — правые тогда сами же и свалили своё правительство.
            На чужих ошибках не учатся даже умные — только на своих 🙂

    2. Сэм: … практически незамеченным осталось окончание начатого чуть больше назад эксперимента с привлечением умеренной арабской партии, нет не к политической, но к экономической жизни страны. …
      ===
      Сейчас будет другой эксперимента: сможет ли блок Нетаниягу улучшить ситуацию с арабской преступностью и захватом земель в Галлилее и Негеве. Если нет, до по-моему раньше чем через 4 года это правительство развалится и к власти придёт ваш лево-центристский блок.
      А если да, то в мирное время это может быть только через метод «кнут и пряник», так что умеренные израильские арабы получат достаточно «пряников» и цель правительства Нетаниягу будет привлечь их к экономической жизни страны. Из прошлого я убедился, что Смотрич и Бен-Гвир тоже вполне способны на сотрудничество с умеренными арабами.

  3. ….Такая лаборатория разрабатывает конкретную программу комплексного исследования и ряд анкет, ответы на которые в своей совокупности позволят определить основные трудовые предпочтения безработной арабской молодёжи. Второй этап проекта — распространение и сбор анкет, желательно силами арабских студентов университетов. Тем самым может быть обеспечено доверие респондентов к проекту и, следовательно, получены правдивые ответы на вопросы анкет. Третий этап обработка полученной информации с целью выявления наиболее популярных в данной социальной среде и, в то же время, существенных для общества видов общественно полезной деятельности. Наконец, четвёртый этап составление на основе данной информации надёжных практических рекомендаций для разработки конкретных проектов по созданию соответствующих рабочих мест….

    Это гениально. Есть только один ньюанс: здесь, видимо «по умолчанию» считается, что «программа комплексного исследования» покажет, что «трудовые предпочтения безработной арабской молодёжи» это такие профессии как, напр., строитель, сельхозрабочий, грузчик, сборщик на конвейре, для особенно одарённых — токарь, электрик, водитель. А вдруг это исследование покажет, что они все хотят быть адвокатами, врачами, артистами, писателями-юмористами или, не дай Б-г, социологами? Что тогда?

  4. Написано:
    «Любое силовое давление на израильских арабов как на этническую группу, от кого бы оно не исходило, вызывает ответную реакцию, которая усилиями исламских фанатиков часто становится неадекватной.»

    Если бы «не исходило», то и говорить было бы не о чем. Именно «от кого бы оно НИ исходило».

  5. Предсказанная сенсация последних выборов в Израиле — успех радикальной правой партии Оцма Йегудит Итамара Бен Гвира. Бен Гвир не делает упор на религиозной составляющей своей идеологической позиции, явно преобладает национальная составляющая. Именно национальные, порой даже националистические лозунги и поступки Бен Гвира оказались привлекательными для еврейской молодежи! Это новое явление для израильской политической жизни, сильно меняющее политический ландшафт (наряду с успехом «Второго» Израиля — 11-ю мандатами партии ШАС и заметным укреплением общины мизрахим в списке Ликуда). Можно сказать, что утром 2-го января мы проснулись в другой стране. Конечно, социологический мониторинг общины израильских арабов и их взаимоотношений с еврейским большинством — непременная обязанность любого израильского правительства, но радикализация и еврейской, и арабской молодежи тревожит, рецепты, которые формулирует автор статьи, в определенной мере играют в долгую, но не предотвращают острые конфликты здесь и сейчас. И вечный бой…

  6. Еврейско-арабское государство — это нонсенс, противоречащий законам природы и общества. Миллионы евреев и арабов не смогут жить в стране «общего пользования», шириной 70 км.
    *
    Израиль перенаселен, около трети населения — не евреи,
    нужно коренным образом менять демографическую политику.
    На прибрежной полоске земли шириной 70 км — уже толпятся более 14 млн. представителей разных народов.
    При этом евреям запрещен вход во многие палестинские города.
    Арабы продолжают выдавливать евреев из зоны С, Негева, Галилеи, Иерусалима и на очереди смешанные города Гуш Дана.

    Что можно сделать для сохранения Израиля для евреев ?
    Прежде всего -> прекратить содержать ВСЕХ арабо-палестинцев.
    С конца прошлого века у них есть собственная (без единого еврея) квази-страна в секторах Газа+А+В.
    ВСЕ местные арабы должны платить налоги (подоходный, медицинский, нац.страхование) — в Рамалле.
    Там же 6.5 млн. арабо-палестинцев выберут свое правительство и будут просить пособия, прожиточный минимум, мед.страховки, школьное образование, зарплату своим учителям, чиновникам, трудоустройство и прочую демократию.
    Статус арабов в Израиле станет примерно как у иностранных рабочих.
    Любой араб при желании получит компенсацию за его квартиру/дом/земельный участок.

    После смены гражданства (например через референдум) и отключения от еврейских кормушек — начнется развод двух народов (по кипрской модели), путем ненасильственного экономического само-трансфера 2-х млн. арабов из Гуш Дана, Галилеи и Негева >>
    в «очищенные» от евреев Рамаллу, Шхем, Дженин, Тулькарем, Калькилию, Хеврон, Хан-Юнес, Рафиах, Бейт-Лехем, Абу-Дис, Иерихон и т.п.

    ООН конечно может заставить евреев признать арабское новообразование в секторах Газа+А+В, но никто не прикажет евреям платить пособия и содержать арабов, живущих между Иорданом и морем.
    Сегодня у евреев появилась возможность освободиться от векового арабского ига.

  7. “Столь же объективным, то есть не зависящим от нашей воли и желаний, является тот факт, что арабское население Израиля, численность которого достигла двух миллионов, никуда не денется. Оно будет существовать при любых обстоятельствах. Евреи и арабы Израиля обречены жить вместе бок о бок как сейчас, так и в обозримом будущем.” (Самуил Виноградов)

    У автора не совсем точное представление о ситуации. Вот цитата:

    ערביי ישראל (בערבית: عرب إسرائيل; בפי המזדהים כפלסטינים: عرب 48, «ערביי 48′»; عرب الداخل, «ערביי הפְּנים», או فلسطينيون إسرائيليون, «פלסטינים ישראלים») הם ערבים אזרחי או תושבי מדינת ישראל, המגזר השני בגודלו בישראל. על-פי נתוני הלמ»ס לסוף שנת 2020 – מונים הערבים כ־1,957,000 תושבים – המהווים 21.1% מכלל האוכלוסייה בישראל.

    Два миллиона, т.е. 21.1% от населения Израиля это только арабы внутри “зеленой черты”! За зеленой чертой и в Газе их еще несколько миллионов, что в совокупности составит намного больше чем 21.1% всех арабов от Йордана и до моря, плюс, конечно, никому ненужная НАША головная боль — Газа. Возможно ли еврейской части Израиля на основе социологического подхода решить проблему МНОГОмиллионой арабской общины и их обильной по количеству молодежи, вопрос совершенно не праздный, сложный. Нам бы как нибудь ультраортодоксальный сектор и его молодежь до нужного уровня благосостояния и положительных жизненных перспектив дотянуть, где уж там ещё для миллионов арабов по обе стороны внутренней границы и в Газе ресурсы найти?! В Газе молодежь, кстати, тоже озлобленная и нуждается в жизненных перспективах. Чуть что не так, по нам стреляют.

    Мне лично оптимизм автора симпатичен, но реальность, увы, другая. Вот заметка из портала “Аруц 7”:

    “Юные арабы – Ярону Лондону:
    В будущем здесь не будет еврейского государства
    Несколько лет назад ветеран израильской журналистики разговаривал с арабскими школьниками: «Наступит день, и страна будет нашей»
    Несколько лет назад ветеран израильской журналистики Ярон Лондон посетил среднюю школу в Тайбе, и услышал от учащихся арабов, каково их видение будущего государства Израиль.
    Характерно, что о сосуществовании или партнерстве арабов с евреями не было и речи. Один из школьников объяснил: «Давайте называть вещи своими именами. Однажды нас будет здесь большинство, а еврейского государства не будет, и тогда аллах скроет, что с вами произойдет».
    «Согласитесь с нами, потому что это – для твоего же блага. Мы абсолютно верим, что наступит другой день – и эта страна будет нашей. Все вернется к нам», — уверенно добавил молодой араб.”

    (https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/229089)

    А тут совершенно свежая, и к удивлению очень откровенная статья Шошаны Бродской на 9-ке, в которой, среди прочего, она обьясняет причины арабской ненависти, которая не имеет ничего общего ни с благосостоянием молодежи, ни с жизненными перспективами:

    http://www.9tv.co.il/item/50953

    1. Где-то я это слышал, да вот же:
      — «И сказал народу своему: вот народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас. Давайте ухитримся против него, чтобы он не размножался — иначе, когда случится война, присоединится и он к нашим неприятелям и будет воевать против нас…»
      — «и поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами».
      — «и заставляли египтяне работать сынов Израилевых с жестокостью».

        1. Это известный статус. Да, это он подтверждает приведенные отрывки из книги Шмот. Но м.б. Вы ждете, что арабы сами изыдут «на свободу», как некогда наши предки (согласно мидрашу почти в том же количестве, что и к началу Войны за Независимость). И куда им идти? Нет, не уйдут, будут бороться за выживание, пока наши «правые» будут молиться по синагогам и ешивам.

    2. Да, в статье Ш. Бродской дана очень точная нравственная оценка ситуации на территории между морем и Иорданом. Евреи не оккупировали, а вернули себе эту пустовавшую территорию, и имеют право или скорее обязанность обустроить их по своему разумению. Вряд ли эту оценку когда -нибудь примет ООН или мировое общественное мнение (МОМ). Остается только поступать по известному принципу: гос-во объявляет суверенитет на той территории, которое оно способно защитить. Одним из прецедентов этой максимы стали события 1948-9 годов. Предложенный ГА ООН план 1947 г. предусматривал фантастическую черезполосицу земель, где жили евреи и арабы. Евреи согласились с этим планом, а арабы отказались от какого-либо урегулирования вообще. Тем самым они согласились с тем, что евреи имеют право следовать выше указанной максиме, поскольку они и сами решили действовать по этой максиме, но не преуспели. А евреи защитили тогда свой суверенитет именно на отвоеванной территории. И его легитимность подтверждена МОМ, признающей границы 1949 г. Но ведь война не окончилась до сих пор! Поэтому легитимно включение в границы Израиля Иудеи и Самарии точно так же, как были включены в них Голаны. Ну, далее остается действовать согласно Основному закону о еврейском характере Государства Израиль. Одним из вариантов дальнейших действий мог бы быть план М. Кейдара о своего рода федерализации этого гос-ва: предоставление арабским кланам статус эмиратов. Фактически это такая муниципальная автономия с национальной идентичностью. Более того, такие города как Нацерет, Сахнин, Шфарам, Умм-эль Фахм как раз и живут в этом статусе. Но…

  8. По-моему у автора есть игнор реальности, в которой у израильских и палестинских арабов есть клановое общесто, где огромную роль играют конфликты между кланами.

    1. И есть конфликтность между израильскими и палестинскими арабами. Например, если палестинская семья переедет из зоны А в зону С или на основную территорию, и ребенок этой семьи поступит в арабскую школу этой зоны или территории, то в первый же день его там, в целях воспитания, изобьют.

      1. Ефим Левертов: «… Например, если палестинская семья переедет из зоны А в зону С или на основную территорию, и ребенок этой семьи поступит в арабскую школу этой зоны или территории, то в первый же день его там, в целях воспитания, изобьют.»
        ===
        Насколько я знаю, такое это скорее исключение, чем правило. Сила клановой системы (не только у арабов, но и в Чечне) в том, что признающие «своё место» члены слабых кланов (последнее место при делёжке «пирога» и в претензиях на власть) могут жить без повседневных унижений и они получают защиту от несправедливого обращения. А не признающих заставят признать, максимально жёстко и жестоко.

        Это их идеал — и социальный и исламский. В реальности бывает по-всякому, но клановая система очень крепка у арабов Израиля и у палестинских арабов.

        Вообще, по арабским понятиям большинство арабских кланов Израиля и ПА они вполне либеральны: нет женского обрезания; нет закрывающей лицо женщин паранджи; они позволяют своим дочерям выходить замуж (без предварительного согласия родителей!!!) за представителя других мусульманских кланов.
        В последнем вопросе бедуинские кланы Израиля и ПА они другие: женщину 100% убьют, притом садистски.

        1. Я ориентируюсь на израильский документальный фильм. Израильского осведомителя на палестинской территории в целях спасения перевезли с семьей на основную территорию. Их сын пошел в арабскую школу, где его хотели избить. Но парень был крупный и сильный. Он знал о «традициях», и вместо того, чтобы поддаться, сам с самого начала избил арабских парней, и те признали его и отстали от него.

          1. Ефим Левертов: 02.11.2022 в 18:53
            ===
            Я слушал лекции израильских арабистов: Мордехай Кейдар и с полдюжины других.
            Кроме того, мой покойный отец (заль) в Израиле работал инженером-строителем и мы семьями дружили с несколькими арабско-мусульманскими семьями из Кфар-Кана и окрестностей Нацерета и Кармиэля. И друзскими семьями из Голанских высот. Также, я около года работал подсобным рабочим на нескольких стройках вместе с арабами (там было много разных арабов) — и даже целый месяц очень интенсивно прослужил вместе с солдатами-арабами в ЦАХАЛЕ.
            Я даже выучил сотни две арабских слов и немножко начал понимать их речь 🙂

    2. Да при чем здесь конфликты между кланами у арабов? В ЕВРЕЙСКОМ государстве люди, не являющиеся евреями, могут жить только при условии их ограничения в правах (в избирательном праве, в основном). При этом, никаких арабов (как «зоологических» врагов евреев) в еврейском государстве быть не должно вообще.

      1. Леонид Рифенштуль: 02.11.2022 в 17:08
        ===
        В придуманном вами супер-мерзкой пародии на «ЕВРЕЙСКОЕ государство».

        Даже у рава Кахене (и по либеральной трактовки Галахи РАМБАМа) отслуживший в ЦАХАЛе друз (или араб из дружественного Израилю клана) может быть полноправным гражданином Израиля и занимать все должности государства, кроме:
        а) самых высших: ПМ, командующий армией генерал, председатель Верховного Суда и председатель Кнессета.
        б) от имени государства принимающие решения относительно евреев и еврейских общин.

        1. «б) от имени государства принимающие решения относительно евреев и еврейских общин.»

          А это ограничение не равнозначно ограничению в избирательном праве? Или Вы просто любите поспорить?

          1. Леонид Рифенштуль: 02.11.2022 в 23:24
            ===
            Нет, не равнозначно.
            И спорить нам не о чем: нет общего фундамента.

  9. «Столь же объективным, то есть не зависящим от нашей воли и желаний, является тот факт, что арабское население Израиля, численность которого достигла двух миллионов, никуда не денется. Оно будет существовать при любых обстоятельствах. Евреи и арабы Израиля обречены жить вместе бок о бок как сейчас, так и в обозримом будущем.»

    Интересно, откуда такой непререкаемый постулат? Экспериментальные данные показывают большую мобильность арабского населения, за последние два десятилетия буквально самодеятельно заполонившего Европу, причем, без видимых официальных программ и поддержки. Мобильность евреев на практике была продемонстрирована в 90-х гг прошлого века, когда за десятилетие в Эрец Исраэль с территории распавшегося СССР перебрались около миллиона евреев и членов наших семей (правда, при некотором содействии Государства Израиль и мировых еврейских организаций). Это опыт вполне может быть использован для аккуратного переселения арабов из Эрец Исраэль в выделенные им страны. Законодательной основой является Первый раздел Палестины, проведенный в 1920 г Лигой наций и выделивший арабам 76% б.Османской провинции Палестина (Евреям тогда оставили 24% — между Морем и Иорданом). Решение ЛН по этому вопросу является международным законом, который никто не отменял. Сталин в 1947 г попробовал, было, но у него сорвалось.

  10. Всё правильно — но, как обычно, не конкретно. Материальное положение, конечно, «базис» (я о марксистской «диалектике»), но ведь и идейная надстройка» не пустяк — и нередко довлеет и над «базисом».
    «Социологическая лаборатория» это, как говорится, «пришей кобыле хвост». Самое «массовое меньшинство», которое — тут автор абсолютно прав — «никуда не денется» — требует прежде всего равенства в правах. А уж потом пойдёт ли её молодёжь «в университеты», покажет время.
    Называть народ несуществующим, неизвестно откуда взявшимся, как это происходит на протяжении всей истории Израиля, — совершенно то же, как называть украинцев «малоросами» и «хохлами», их страну «Укрианой» — и надеяться, что встретят аплодисментами и цветами…

  11. Автор предлагает правительству Израиля срочно заняться повышением уровня жизни израильских арабов. Отличная идея! Заодно, израильскому правительству надо бы заняться развитием всех остальных арабских стран. Из Википедии: «Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 373 млн человек и общей площадью приблизительно 13 млн квадратных километров.» Ну, чё, вполне посильная задача…

    И еще один вполне логичный вопрос. Вот, я живу в одной более-менее благополучной европейской стране. В этой стране проживает порядка 200 тыс. евреев и где-то миллионов 5 арабов. Могу я утверждать, что тоже (как и израильтяне) живу в еврейском государстве?

  12. Сионизм — не социальная революция, а национальная. Только поэтому она ещё продолжается. Палестинцы должны выбрать между джихадом и нормальной жизнью, хотя арабское давление почти не оставляет им выбора.
    Если все будет развиваться нормально, то кое кто кое куда из них «денутся»: кто в тюрьму, кто за пределы Израиля, кто в лучший мир. Здесь у них выбор есть.

  13. Спасибо, Самуил! Это интересно. Чувствуется и опыт проживания автора в мусульманской светской среде. Хотим мы того или нет, нам придется сосуществовать.

  14. Вполне допускаю, что автор действительно верит в социологический метод урегулирование арабо-еврейского конфликта.
    Хотел написать «предложенный им», но нечто подобное постоянно предлагается в том числе и с экранов израильского ТВ различными израильскими учёными в области общественных наук.
    До сих пор все подобные попытки давали рано или поздно (скорее рано) противоположный результат — т.е. усиление конфликта.
    Пробовать, безусловно надо, но желательно… сначала на морских свинках 🙂

    1. «Пробовать, безусловно надо, но желательно… сначала на морских свинках».
      Слава богу — наконец-то о статье по ее сути.
      Прожектёру указано на дверь как выход из поставленной им проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *