Лев Мадорский: Как учить музыке ?

 848 total views (from 2022/01/01),  5 views today

Когда ночью не спится (с годами такое случается чаще), я лежу, уставившись в потолок и стараюсь, чтобы быстрее уснуть, ни о чём не думать. Но это не так-то просто и граничит с желанием не думать о белом медведе. Поставьте перед собой такую задачу и сами увидите, что не думать о чём-то конкретном не просто сложно, но, прямо-таки, невозможно. Порой, от бесконечно повторяющейся мысли, как от бесконечно повторяющейся мелодии крыша начинает ехать и шарики заходят за ролики.

Как учить музыке ?

 Лев Мадорский

 « Жизнь без музыки было бы ошибкой»

 Фридрих Ницше

Когда ночью не спится (с годами такое случается чаще), я лежу, уставившись в потолок и стараюсь, чтобы быстрее уснуть, ни о чём не думать. Но это не так-то просто и граничит с желанием не думать о белом медведе. Поставьте перед собой такую задачу и сами увидите, что не думать о чём-то конкретном не просто сложно, но, прямо-таки, невозможно. Порой, от бесконечно повторяющейся мысли, как от бесконечно повторяющейся мелодии крыша начинает ехать и шарики заходят за ролики.

 Психологи говорят , что есть только один способ: клин выбить клином. Например, почитать книгу , послушать аудиозапись, решить шахматную задачу, или, что ещё эффективнее, сыграть партию в шахматы с приятелем.

 Я в такой ситуации, как правило, начинаю думать об учениках, которых у меня довольно много. Мысли эти иногда тоже перерастают в своеобразное решение задач. Например, как сделать, чтобы Миша сумел сыграть это место из «Революционного этюда» Шопена, или, скажем, чтобы у талантливых братьев Гордон появился интерес к какой-то другой музыке кроме японской, которую они находят в интернете. Иногда советы о том, как учить музыке мне даёт сам ученик…

 Лучше медленно, но верно

 Алексу 9 лет. Он учится игре на фортепиано третий год и все три года твёрдо отстаивает свои педагогические позиции. Изречение, вынесенное сверху, появилось в его репертуаре в самый первый год обучения и до момента написания этих заметок — самое распространённое. Ученик повторяет его не реже и с не меньшей настойчивостью, чем римский консул Катон Старший повторял фразу «Карфаген должен быть разрушен». Алекс законченный флегматик и, когда моё терпение истощается:«Ну давай, Алекс, пожалуйста, чуть-чуть побыстрей», объясняет мне, как последнему тупарю, с неистощимым терпением опытного и мудрого учителя: «Ну поймите, Лев Романович! Какой смысл играть быстро, если в медленном темпе не получается».

 Самое главное, что в конечном итоге, оценив слова Алекса-Катона, я понимаю, что он (Алекс, а не Катон), был прав. Кстати, учителя, подчас, верно оценивают темперамент ученика, но забывают про свой. Так, например, если предположить, что не у Алекса психологический тип флегматика, а у меня холерика, то вся педагогическая конструкция строится совсем в другом ключе. А, может быть, даже переворачивается с ног на голову.

Надо играть пьесу, которая нравится

 Иногда я использую опыт выдающихся учителей музыки, живших в прошлом. Обратите внимание, что метод, вынесенный в подзаголовок, почти всегда применяется, если музыкальное воспитание поставлено правильно. Его, кстати, в полной мере использовал японский скрипач, педагог и философ Шиничи Судзуки, который, именно, прислушиваясь к мнениям своих учеников, добился ошеломляющих результатов. Судзуки считал, что «…любой ребёнок(!), обученный должным образом, может стать музыкальным. Научиться играть на музыкальном инструменте не сложнее, чем научиться говорить на родном языке». И делятся дети не на музыкальных и немузыкальных, а на тех, кому в раннем детстве развили музыкальные способности и кому не развили.

 Шиничи заметил, что дети уже в 2-3 года легко овладевают иностранными языками. Значительно легче, чем в более позднем возрасте. При обучении игре на музыкальном инструменте происходит нечто подобное. Увидев, что пьесу, которая детям нравится, они играют значительно лучше и выучивают значительно быстрее, чем ту, которая не нравится, японский скрипач прежде чем дать им то или иное музыкальное произведение, спрашивал у ученика мнение о ней. Лично для меня с годами это стало необходимым условием.

 И ещё Судзуки обратил внимание, что маленьким скрипачам нравится играть не в одиночку, а ансамблями. В результате уже через несколько лет занятий он создал уникальный ансамбль скрипачей 4-5 лет. Сначала из десяти, а позже из 20 маленьких учеников. Дети играли синхронно и чисто несложную музыку. Концерты Вивальди, или музыку, написанную самим учителем.

 Любить детей

 Любовь к детям входит в метод Судзуки, как, впрочем, и любого другого успешного учителя музыки, как важная составляющая. Мне приходится работать с детьми разных возрастов и я знаю определённо, что любые правильные слова и действия, не подкреплённые любовью к ребёнку обречены на провал. Малыши необычайно чувствительны к фальши в отношении них. Поэтому для человека, не любящего детей, даже для отличного музыканта, заниматься игрой на инструменте с крохами— чистое мучение.

 И ещё. Если вы любите детей, то не станете учить их музыке против их желания. Как правило, у таких учеников, когда они с грехом пополам оканчивают музыкальную школу, если, конечно, до этого не взбунтуются и не бросят обучение самовольно, остаётся только отвращение к музыке. По моему опыту, обучение игре на музыкальном инструменте требует как склонности, так и некоторых музыкальных способностей — слуха, чувства ритма, эмоционального отклика. Однако, при правильном музыкальном воспитании все эти качества можно развить в той или иной мере у каждого ребёнка.

 Видеть за деревьями лес

 И ещё на одну важную тему хочется здесь поговорить. Не стоит зацикливаться на каком-то одном типе воспитания. Не стоит с раннего детства внушать ребёнку, да и самим себе: «Главное — спорт, музыка или рисование». Об этом говорили и говорят последователи раннего, активного развития детей — Монтессори, Глеман, Никитины и другие. А потом мы удивляемся, откуда берутся спортсмены, мягко говоря не блещущие эрудицией, или математики, не понимающие как можно замирать, слушая шубертовскую «Аве Мария». В ключе нашей темы можно сказать однозначно: чем более разносторонне развит ребёнок, тем лучше формируются его музыкальные способности.

Print Friendly, PDF & Email

30 комментариев к «Лев Мадорский: Как учить музыке ?»

  1. Уважаемый Лев.
    Поздравляю с наступающим Новым Годом!
    Я всегда с восхищением относился к людям, владеющим музыкальными инструментами. Вы – один из них. Я так и не овладел этим искусством ☹
    У меня был написан очень короткий рассказ про пианино.

    Пианино

    С годами осознаёшь, что детство оказалось очень мимолётным и быстротечным, но всё же к нему всё чаще возвращается моя память. Именно тогда я открыл удивительную особенность чёрных клавиш диез и бемоль на пианино, стоящем в зале у бабушки: если пробежаться пальцами по этим клавишам слева направо, а потом наоборот, то получается незатейливая татарская мелодия. Вообще, отношение к этому музыкальному инструменту в нашей семье было своеобразным…
    Не закончив семилетнее обучение в музыкальной школе и промучившись пять лет, мама больше никогда не прикасалась к фортепиано. Чего не скажешь о её младшей сестре, которая получила диплом музыкальной школы и музицировала при каждом удобном случае. Особенно сильно раздражала она мой разум будущего рокера выбором репертуара, который тётя наигрывала на пианино, сильно стуча пальцами по клавишам.
    Признаться, но и со мной уже в первом классе родители пытались проделать подобный эксперимент, отдав меня в музыкальный «кружок», находящийся в подвале нашего «дома учёных». Здесь меня старательно стали обучать нотной грамоте, познакомив с мудрёным словом «сольфеджио» и научили наигрывать одним пальцем песню про двух весёлых гусей, которые жили у бабуси. Но дальше этого дело так и не пошло.
    — Музыкантом тебе не стать, — авторитетно заявила мама. – Тогда пойдешь на секцию плавания.
    «Ладно. Пусть будет так», — подумал я, но ничего не сказал, а пианино так и простояло много лет в нашем доме, лишь изредка прерывая своё молчание.

    1. По моему. дорогой Ядгар, у вас был не очень удачный учитель. С Наступающим! Лев.

  2. Дорогой Лев! Какое счастье в нашей жизни обретать единомышленников. Большое спасибо и следуя за Вами — с наступающим.

  3. Дорогой Лев! У нас с Вами, как я выяснил из последней статьи : я всю жизнь страдал от бессоницы. Но примерно пару месяцев назад в компьютерной передаче YOU TUBE медицинские академики супруги КАРТАВЕНКО проводят различные медицинские приемы по облегчению нашей жизни. Я их предложения по бессонице принял к исполнению. Представьте, вся процедура занимает не более 20 минут. Попробую вам пересказать суть необходимых действий.
    Необходимо иметь металлическую столовую ложку и кружечку для ее заполнения горячей,но не кипятком водой, в которой разогревать столовю ложку;
    Разогретую ложку прикладовать и держать пока остынет по очередно: 1. За каждое ухо (праве и левое) поочередно; 2. Нижняя часть лба между бровьями;
    3. Справа и слева от носа вдоль гайморовой полости;
    Если потребуется помощь или уточнение — в любое время дня и ночи. Мой телефон 856 — 751 — 0255. E-mail mmmargolin@yahoo.com

  4. «…До музыки был только природный шум: свист ветра, звуки леса, пение птиц, ритм прибоя… Музыка начиналась с подражания голосам природы. Но очень скоро звукоподражание выросло в МУЗЫКУ. Это единственный бесспорный случай, когда «техническая красота» (в смысле «красота, которая создана искусственно») сильнее и неисчерпаемее «природной красоты».»

    Г.С. Альтшуллер, М.С. Рубин, ВОСЕМЬ МЫСЛЕЙ О ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ, 1987 г.
    https://scientifically.info/publ/7-1-0-214

    P.S. Саму статью тоже стоит прочесть, хоть она (статья) и не о музыке

      1. Пожалуйста, Лев, хотя скорей всего не прочитаете
        ——————-
        Вы, дорогой Цви, меня переоцениваете. Я читаю, как правило. И то что прочёл носит, хотя и написано сто лет назад, удручающий характер. Но не будем себе действовать на нервы в предвкушении праздника. С Наступающим!

  5. Уважаемый Лев Мадорский! С большим интересом читаю ваши публикации и каждый раз нахожу очень много собственных взглядов по тематике Ваших статей. Вот и этот раз речь идет об обучению детей музыке. О себе могу поделться опытом: я с детства большой любитель музыки, особенно оперной, а перед самым началом Второй мировой войны целый год проучился в музыкальной школе по классу скрипки. Но повзраслев так сложились обстоятельства, что музыка стала моей спутницей, особенно классическая и оперная. По этой же стязе пошли и мои потомки: единственная дочь и внучка закончили музыкальную школу, а три правнучки, уже в Америке обучаются игре на пианино с приходящим преподавателем. Мы с дочерью можем утверждать, что фактически прслушали почти всю оперную классику. Все это дает мне возможным, увлекаясь ныне публицистикой, не забывать классическую музыку, так как уверен, что одно от другого неотделимо по своему совершенному содержанию. В связи с этим, позволю себе еще раз предложить Вам прочесть мою новую статью на тему «Еще раз о «Набукко», опубликованную в журнале «Чайка» 31 октября текущего года. Правда, главный редактор журнала «Чайка» Ирина Чайковская приложила к этой публикации немало находок. Это будет интересно.

    1. Дорогой Михаил! Я только вечером увидел Ваш комментарий и отвечу утром .На свежую голову.

    1. Я, дорогой Михаил, только сегодня прочитал Вашу интересную статью о » Набукко». » Хор рабов» это шедевр на века. Такая музыка приходит с небес. Это чудо, которое трудно, а для меня невозможно выразить словами. Тут мы с Вами единомышленники. Мне наивно кажется, что человек , почувствовавший божественную красоту этой музыки, не способен совершить зло…

  6. Классическая музыка — музыка для интеллектуалов. К сожалению, но я себя к ним не причисляю, поэтому (при всём моем к ней уважении), больше слушаю блюз и рок.

    У меня когда-то был написан коротенький рассказ про моё посещение концерта органной музыки…..

    Культурный шок

    Что такое культурный шок? Это когда ты попадаешь в иную культурную среду и от этого испытываешь эмоциональный или физический дискомфорт. Нечто подобное произошло с нами при посещении Лондона. Видя неописуемую красоту старинных зданий, чистоту улиц, аккуратные газоны, знаменитые телефонные будки и двухэтажные автобусы, невольно задавался вопросом:
    «А почему у нас всё совсем иначе?»
    Ответ был очевиден. Поражала вежливость и терпение лондонцев, к которым я изредка обращался с вопросами. Чётко и без раздражения они объясняли мне — не очень хорошо владеющему английским, как пройти в нужном направлении.
    Тот день эмоциональных потрясений начался, как обычно, с английского завтрака в отеле. В программе – посещение собора Святого Павла (St Paul’s Cathedral). И вот, попав на площадь перед собором, мы испытали первый культурный шок. Неподалёку от величественного здания расположился общественный туалет. Факт сам по себе малопримечательный и вряд ли заслуживающий упоминания, если бы не одно обстоятельство — что он совершенно бесплатный, а при этом идеально чистый. Но больше всего поразило, что там пахло клубникой. И уж точно я не нашёл надписей на русском языке, как в знаменитой песне Высоцкого. Не знаю как для других туристов, но для бывших советских людей это было невероятно.
    В этот день в соборе было открытие сезона органной музыки. Программа состояла из произведения Иоганна Себастьяна Баха и других великих композиторов. Войдя внутрь и усевшись на скамьи перед огромным органом, мы предвкушали два часа прикосновения к прекрасному и божественному. Так всё и начиналось. Музыка завораживала и поглощала тебя целиком. Мощный звук органа вызывал трепет и покрывал пупырышками кожу на руках. Первый час пролетел незаметно, но ко второму часу мы немного устали. Видимо, были недостаточно культурно развиты, раз нас стала утомлять чудесная классическая музыка.
    Я время от времени поглядывал на часы. И тут мое внимание привлек слушатель, сидевший неподалеку. Это был азиат, вероятно японец или кореец, такой тихий очкарик, ничем не выделявшийся из основной массы слушателей. Но то, что он делал во время прослушивания, ввело меня в ступор и я толкнул локтем жену, обратив её внимание: он глубоко засовывал палец в ноздри, а после этого доставал содержимое и с огромным удовольствием отправлял себе в рот. Мы с женой обомлели от увиденного и нам стало уже не до музыки.
    Вот тогда я и испытал настоящий КУЛЬТУРНЫЙ ШОК!

    1. Музыка завораживала и поглощала тебя целиком. Мощный звук органа вызывал трепет и покрывал пупырышками кожу на руках. Первый час пролетел незаметно, но ко второму часу мы немного устали.
      —————-
      Я уже замечал, Ядгар, и психологи подтверждают, что оптимальное время слушания музыки ( независимо, классики, джаза,рока…) час 15 минут. Потом внимание притупляется.

      1. Кстати и я ,Ядгар, когда гуляю с наушниками, чаще слушаю рок, блюз, поп. Короче, ритмичную музыку. Под неё приятней быстро ходить или бегать трусцой. Для классии другое время.

        1. Значит Вы, уважаемый Лев, «всеядный» в музыкальном плане человек:))

  7. Ничуть не сомневаюсь, что профессиональный педагог Лев Мадорский прекрасно знает КАК учить музыке. Но, честно говоря, лично мне было бы интересно услышать его мнение о том ЗАЧЕМ учить музыке. В «Видеть за деревьями лес» автор эту тему вскользь затронул, но…не развил (это ни в коем случае не претензия к автору). Надеюсь, никто не будет спорить с тем, что количество окончивших музыкальные школы людей на несколько порядков превышает количество людей, которые посещают концерты классической музыки. Или тех, кто в поездке на автомобиле предпочитает слушать классическую музыку, а не попсу или новости.

    1. Как зачем?
      Чтобы у некоторых профессиональных музыкантов были слушатели — т. это подготовка будущей аудитории 🙂
      Шутка, конечно, но, как в каждой шутке в ней только доля шутки.

    2. Но, честно говоря, лично мне было бы интересно услышать его мнение о том ЗАЧЕМ учить музыке
      ———————
      Хороший Владимир У вопрос. Тут можно говорить долго. Музыка развивает эмоциональный мир ребёнка. Обучение музыке способно сохранить в детях свежесть и обострённость чувств.Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этой дети учатся доброте. душевной тонкости. Хорошо сказал Пифагор, который известен нам больше как математик и астроном. Он провозглашал музыку особым искусством, даром богов. Силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Он искал «целеьные составы» мелодий , танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность страстей, способных очистить их от зла.

      1. «Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этой дети учатся доброте. душевной тонкости. Хорошо сказал Пифагор, который известен нам больше как математик и астроном. Он провозглашал музыку особым искусством, даром богов. Силой, которая очищает, облагораживает душу человека. »
        _________________________________

        Безусловно 🙂

        https://www.youtube.com/watch?v=5Ixa6m3w22E
        «Лунная соната» — Фрагмент из фильма «Чапаев»
        https://www.youtube.com/watch?v=k93PmSEFRQs
        Митька умер. Из фильма «Чапаев» (своё прочтение 🙂 )

  8. Специалист обязан знать
    И дилетантов обучить,
    Как молотком шуруп вогнать,
    А гвоздь отвёрткой закрутить…

    Верно для любого вида обучения — в том числе и мызыке 🙂

    1. Специалист обязан знать
      И дилетантов обучить,
      Как молотком шуруп вогнать,
      А гвоздь отвёрткой закрутить…
      —————
      Если вы, Цви, имеете в виду, что нет одного метода обучения музыке для всех, то Вы правы. С Наступающим и с Ханукой!

      1. Вообще-то это я к тому, Лев, что:
        «Шуруп, забитый молотком держится лучше, чем гвоздь, закрученный отвёрткой» 🙂

  9. Хочу добавить, что прививать любовь и учить музыке надо только на хороших примерах.

    Помню, как в середине 70-х годов в СССР из каждого утюга звучала песня Песняров «Вологда» — совершенно посредственное по мелодии и тесту произведение. Но оно так мне залезло в голову, что невольно сам начинал напевать её. И чтобы выбить эту дурь из головы, я начинал петь песни Битлз😊

    1. Очень, Ядгар, верный метод. Клин вышибают клином. Лучше всего класской. Как из классической в строгом понимании, так и из джаза или рок-поп музыки. Сюда отношу и песни Битлз, и » Богемную рапсодию» Маркьюри, и многое другое…

    2. Хочу добавить, что прививать любовь и учить музыке надо только на хороших примерах.
      ——————-
      Совершенно верно, Ядгар. Надо стараться избегать музыки, оказываюшей «вредноевлияние» Как существуют запреты на определённые слова, призывающие к национальной нетерпимостии к насилию ( вспомним всё те же : «Бей жидов»), так должен быть запрет на определ1нные мелодии и гармонии, оказывающие. по выражению Пифагора, «вредное влияние» Музыка важное средство воспитания и нельзя пускать дело на самотёк…

  10. Обдумывая вопрос «Как учить музыке?» имеет смысл еще понять: «Всех ли нужно учить музыке?» и «Для чего учить музыке?»
    Ответ на последний вопрос и должен определять «Как учить музыке?» Одно дело учить музыке для общего развития ребенка, другое дело — для овладения исполнительским мастерством. В последнем случае такой подход, — когда ученик хочет исполнять то, что ему нравится, а не то, что положено по программе муз.школы, — может оказаться
    неэффективным для освоения разнообразным приемов игры на музыкальном инструменте.
    Итак, автор рассказывает об интересном подходе к занятиям музыкой, но вряд ли такой подход будет полезным, с одной стороны, для всех детей, с другой стороны, в профессиональном обучении.

    1. Согласен, Анатолий. Профессиональное обучение и обучение , так сказать, для души, как говорят в Одессе, две большие разницы. Разные цели и, соответственно, разные методы. Но в тексте речь идёт, в основном, о варианте » для души «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *