Виктор Зайдентрегер: Евреи и ДЕФА

Loading

Ни минуты не сомневаюсь, что среди участников Портала нет ни одного, кто бы не знал ГДРовскую киностудию ДЕФА /DEFA-STUDIO FÜR SPIELFILME-BABELSBERG/, не смотрел созданные на ней фильмы. Не сомневаюсь также, что память об этой студии хранится где-то глубоко в подкорке, ничем особо не проявляясь.

Евреи и ДЕФА

Виктор Зайдентрегер

Ни минуты не сомневаюсь, что среди участников Портала нет ни одного, кто бы не знал ГДРовскую киностудию ДЕФА /DEFA-STUDIO FÜR SPIELFILME-BABELSBERG/, не смотрел созданные на ней фильмы. Не сомневаюсь также, что память об этой студии хранится где-то глубоко в подкорке, ничем особо не проявляясь.

В моём случае, однако, не помнить об этой студии невозможно, потому что много раз пришлось проезжать на электричке мимо станции Бабельсберг, где расположена эта студия, где открыт её музей. По всему поэтому, читая присланные из Израиля воспоминания моего московского соседа В. Спевака, в годы войны фронтового разведчика, в послевоенные годы сотрудника по культуре («культурофицир») СВАГ в Берлине, я задержался на очерке

За аппаратурой для студии ДЕФА

«Было это в конце августа или в первой половине сентября 1946 года. Запомнилось, что стояли теплые солнечные дни и ясные, но уже с дуновением прохладного воздуха, вечера и ночи. В один из дней этого периода мой непосредственный начальник Александр Львович Дымшиц — руководитель отдела культуры Управления информации СВАГ* — пригласил меня к себе в кабинет. Он был предельно краток и лаконичен. Мне — референту этого отдела — поручалось вместе с двумя немецкими кино-работниками объездить некоторые города провинции Бранденбург и пригороды Большого Берлина. Предстояло выяснить, где находится вывезенное во время войны из Бабельсберга оборудование и киноаппаратура немецких киностудий. Оборудование было эвакуировано, когда начались массовые бомбежки Берлина союзной авиацией. Оно необходимо было для налаживания кинопроизводства в советской зоне оккупации Германии. Начались работы по созданию киностудии, но материально-технической базы для этого нет. Ее нужно срочно восстановить. Места, куда фашистские власти вывезли кинооборудование, неизвестны. Предположительно, это — небольшие городки и дальние пригороды Берлина.
В ряде городов имелись советские военные комендатуры. Через них и через органы местного немецкого самоуправления необходимо было выяснить, где что находится, что сохранилось, и организовать отправку выявленной кинотехники в Бабельсберг, где уже велись работы по созданию киностудии. На другой день утром за мной заехали на собственной машине два немца — киноработники организуемой киностудии. Как поется в песне, «были сборы недолги». Накануне Александр Львович вручил мне соответствующий мандат с полномочиями, подписанный Главноначальствующим СВАГ — Маршалом В.Д. Соколовским. Сейчас предстояло лишь собрать продукты на дорогу и отправиться в путь.
Моими спутниками по поездке были доктор Курт Метциг — молодой, лет тридцати пяти, светловолосый, среднего роста, приятной наружности, внимательный и вежливый человек, и его отец — кинопродюсер, имевший ранее свою небольшую студию. Они предполагали, где может находиться оборудование их студии, но точно не знали, поскольку нацисты конфисковали его, считая семью Метциг недостаточно лояльной по отношению к режиму. Без участия владельца оборудование вывезли из студии и спрятали. Так оборвалась связующая нить.
Отец и сын Метциг хотели бы скорее приступить к восстановлению студии и производству фильмов, так необходимых сейчас новой Германии. В путь мы отправились, захватив с собой дорожную карту советской зоны и съестные припасы; договорились через каждые 3 часа дороги сменять друг друга за рулем.
В недельной поездке по провинции Бранденбург с ночевками в отелях небольших городов я ближе познакомился с интересным творческим че-ловеком, фанатично преданным киноискусству. Возможно, что эта любовь генетически передалась ему от отца, одного из зачинателей и энтузиастов германского кинопроизводства. Как обычно бывает, в таком непосредственном ежедневном общении человек раскрывается полнее и часто — неожиданными гранями.
Курт Метциг, 1911 года рождения, по образованию инженер-металлофизик, оказался весьма общительным и эрудированным в вопросах культуры и искусства человеком. Раньше он периодически помогал отцу в работе студии. Но киноискусство захватило его целиком и уже не отпускало. Сейчас, когда строится новая Германия, он решил полностью посвятить себя этому виду искусства как наиболее массовому и сильно воздействующему на людей — стать режиссером.
Искусство кино, считал Курт, должно помочь немцам избавиться от пережитков нацистской идеологии, воспитывать у людей гуманное, подлинно демократическое мировоззрение. Это очень нелегкая, но необходимая работа сейчас, когда народ находится на распутьи возрождения. Такова была тогда позиция доктора Курта Метцига, ставшего вскоре одним из ведущих режиссеров киностудии ДЕФА. Фильмы, поставленные им, стали очень известными и популярными как в Германской Демократической Республике, так и за рубежом. Это фильмы: «Брак во мраке» (Ehe im Schatten), «Совет богов» (Der Rat der Götter), «Пестроклетчатые» (Buntkarjirte) и другие.
Фильм «Совет богов» был отмечен дипломом на международном ки-нофестивале в Карловых Варах. За свою выдающуюся деятельность в ки-ноискусстве Курт Метциг был удостоен национальной премии ГДР. Он неоднократно приезжал в Советский Союз на проводившиеся у нас меж-дународные кинофестивали и как режиссер-постановщик фильмов, и как член жюри.
В Москве однажды я был на просмотре фильмов, на котором присутствовало жюри фестиваля с участием Метцига. Он был очень занят, и я не решился подойти к нему. Более видеть Курта Метцига мне не пришлось.
Хорошо запомнились наши дружеские беседы ранней осенью 1946 года во время поездок в машине, в гостиницах маленьких немецких городков, где мы ночевали, ужины с припасенными из дома бутербродами и горячим чаем из термоса, напряженные поиски киноаппаратуры в разных местах, беседы в советских военных комендатурах, споры и настойчивые требования к местным властям со ссылками на письмо маршала Соколовского, и, наконец, мирные договоренности об отправке по назначению автотранспортом найденного киноимущества.
Еще остались памятны наши беседы с Куртом Метцигом в те дни на чисто технические металловедческие темы. У нас оказались родственные специальности по образованию и общие темы для бесед: он — инженер-металлофизик, у меня — специальность инженера-металлурга по пластической обработке металлов. Естественно, что это как-то более сблизило нас в поездке.
В ряде мест под Берлином мы нашли тогда частью сохранившееся обо-рудование: съемочную и проекционную аппаратуру, проявочно-конвейерные линии, светоустановки. Некоторые проекционные аппараты солдаты наших комендатур приспособили у себя в кинокомнатах для просмотра трофейных фильмов. В трех или четырех местах в комнатах отдыха районных комендатур мы увидели хорошо оборудованные кино-просмотровые залы с аппаратурой из студии. В этих случаях вопрос решался совместно с военными комендантами: понадобится ли найденная киноаппаратура в оснащении создаваемой новой студии. Решающее слово оставалось за Метцигом-старшим, досконально владевшим техническими вопросами кинопроизводства.
Найденное киноимущество, пригодное для использования на новой студии, мы вносили в специальный перечень, с помощью выделенных солдат складывали и упаковывали и, скрепив составленные акты подписями и печатями военных комендантов, сдавали им для отправки автотранспортом в Берлин, Бабельсберг. Там уже шли работы по созданию киностудии Советской зоны Германии — студии ДЕФА.
В первый же год существования на студии было выпущено четыре фильма: «Они не скроются» («Убийцы среди нас»), «Облава», «Где-то в Берлине» и «Брак во мраке». В 1948 году было выпущено уже 7, а в 1949 году — 12 фильмов.
В нашей поездке особую профессиональную и хозяйственную смекалку в технических вопросах, хорошее знакомство с кинооборудованием и технологией кинопроизводства проявил отец Курта — Метциг-старший — пожилой, среднего роста полный мужчина лет шестидесяти. Он, по существу, и был главным техническим экспертом нашей группы.
Метциг-старший еще не знал, как сложатся его взаимоотношения с немецкими властями в части прав собственности на его киноимущество, которое выявлено в результате нашей поездки и которое поступит в студию. По этому поводу он несколько раз с юмором говорил: «Kommt Zeit, kommt Rat, kommt Sommersalat», что примерно соответствует на русском языке «поживем — увидим», или «там видно будет». Во всяком случае, он хотел приложить свои силы, знания и средства для восстановления производства. В этом смысле у него с сыном было полное взаимопонимание. Что вскоре подтвердили яркие антифашистские гуманные фильмы режиссера Курта Метцига.
Я не сомневаюсь, что наряду с Куртом Метциг-старший внес весомый вклад в восстановление кинопромышленности и организацию кинопроизводства в Германской Демократической Республике.
»

По прочтении очерка захотелось подробнее познакомиться с биографиями его героев. Интернет легко предоставил мне такую возможность.

Курт Ме́тциг Лио́н (Kurt Maetzig Lyon) 1911-2012, немецкий кинорежиссёр, сценарист, оператор и педагог. Член Академии искусств ГДР.  Изучал юриспруденцию в Сорбонне. С 1932 года работал на киностудии помощником киномеханика, осветителем, оператором анимационных фильмов. В 1935 году окончил Высшую техническую школу в Мюнхене и начал работать на студии «Радиус». В том же 1935 году из-за еврейского происхождения матери (выделено мной, ВЗ) Имперская кинопалата запретила Метцигу работать в кино. С 1945 года — занимается воссозданием кинопроката и дубляжом картин в Советской зоне оккупации. В 1946 году совместно с … и Фридрихом Вольфом стал одним из создателей киностудии ДЕФА. Один из основателей, первый ректор, профессор Высшей киношколы (ныне Высшая школа кино и ТВ) в Бабельсберге.

Курт Метциг прожил 100 лет, пережил автора воспоминаний. Сомневаюсь, что ему удалось прочитать воспоминания В. Спевака. Не раз я порывался выбраться на нынешнюю студию ДЕФА, посетить музей студии, оставить воспоминания моего соседа, которые могли бы дополнить экспозицию музея. Но не случилось. И похоже в обозримом будущем не случится, а про необозримое будущее и думать не хочется. Вот и пытаюсь предполагаемый экспонат в музее заменить своим повествованием.

Могу предположить, что национальность Метцига была известна автору воспоминаний, но он по известным ему соображениям (воспоминания писались ещё в советские времена) решил её не афишировать.

Курт Метциг, 2000-е годы

Автор воспоминаний сообщает в начале очерка ещё одно имя: Александр Львович Дымшиц — руководитель отдела культуры Управления информации СВАГ. Очень уж известная фамилия — Дымшицем был самый высокопоставленный «открытый» еврей при Брежневе. Может быть, подумал я, это тот самый, «Советский государственный и партийный деятель. Герой Социалистического Труда. Член ЦК КПСС, депутат Совета Союза ВС СССР»? Более 20 лет заместитель 4-х премьер-министров СССР. Но нет, тот Дымшиц был Вениамином Эммануиловичем.

А Александр Львович Дымшиц (1910-1975) — это, сообщает Вики, советский литературовед, литературный и театральный критик, д.ф.н., член-корр. Академии искусств ГДР. Участник Великой Отечественной войны.

Родился в Ревеле (ныне — Таллин). Отец — Лев Исаакович Дымшиц, инженер-химик, выпускник Дрезденской технической школы. Мать — Ида Исидоровна Гольдберг, актриса. Получил прекрасное домашнее образование, свободно владел тремя европейскими языками.

С 1945 по 1949 год служил начальником отдела культуры в Управлении пропаганды СВАГ в Берлине. Дымшиц непосредственно открывал в Берлине легендарные КОМИШЕ ОПЕР, БЕРЛИНЕР АНСАМБЛЬ, киностудию ДЕФА. В издававшейся Советской военной администрацией газете «Ежедневное обозрение» (Tägliche Rundschau) благодаря Дымшицу печатались такие статьи и проводились такие дискуссии, которые в СССР в то время были немыслимы. В апреле 1948 года он даже получил партийный выговор «за участие в издании газетой «Тэглихе Рундшау» политически вредного альбома гравюр».

Культурные связи Дымшица с ГДР активно продолжались и после окончания работы в СВАГ, он, как отмечено выше, был избран членом-корреспондентом Академии искусств ГДР.**

Майор А.Л. Дымшиц, Берлин 1947 г.

На этом должен был закончиться рассказ о евреях, участвовавших в создании студии ДЕФА, но … при знакомстве с биографией Курта Метцига я обратил внимание на имя — Фридрих Вольф. На него невозможно было не обратить внимания, поскольку я знал его как отца Маркуса Вольфа, в течение 30 лет возглавлявшего внешнюю разведку ГДР. Итак, Фридрих Вольф (1888 — 1953) родился в семье еврея-коммерсанта. Учился вначале в еврейской начальной школе, затем в городской гимназии. Учился в нескольких университетах, закончил медицинской диссертацией в Боннском ун-те. В 1917 г., будучи на фронте, начал писать пьесы. Как коммунисту и еврею в 1930-е годы ему пришлось бежать от нацизма в СССР. В годы Отечественной войны он стал одним из организаторов антинацистской радиопропаганды на немецком языке. После войны в ГДР Фридрих Вольф был объявлен классиком немецкой литературы. Вот такой человек участвовал в создании киностудии ДЕФА. Его дело продолжил и его младший сын, кинорежиссёр, президент Академии искусств ГДР Конрад Вольф.

Фридрих Вольф 1952 г.

Пожалуй, приведённых выше имён, советских и немецких, достаточно, чтобы сделать вывод об активном участии евреев в создании главной в ГДР и очень популярной киностудии ДЕФА. И это притом, что, казалось бы, и евреев в послевоенной Германии практически не осталось. Не будем сравнивать с созданием евреями американского Голливуда, но что-то похожее усмотреть можно.

После объединения Германии студия была приобретена «французами» и переименована в АО «Студия Бабельсберг». В 2001 г. здесь был снят самый дорогой европейский фильм — «Враг у ворот». В следующем году Роман Полански снял здесь фильм «Пианист».

P.s.

Видит бог, изначально моё повествование называлось просто ДЕФА. Хотелось лишь рассказать об одном эпизоде из истории известной киностудии. Я давно и твёрдо усвоил, что мы, евреи, самые-самые во всех отношениях, как хороших, так и не очень, и вовсе не ставил себе целью добавить ещё один штрих в это знание. Но еврейских имён в тексте оказалось больше, чем я ожидал, и в конце концов я всё-таки вздрогнул, и у повествования появилось то заглавие, которое вы видите: Евреи и ДЕФА.

Автор воспоминаний Вениамин Спевак и я, В.З. Хайфа, 2000-е гг.

*СВАГ — Советская военная администрация в Германии

 ** О последующей деятельности Дымшица можно прочитать здесь:

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.