Михаил Ривкин: Недельный раздел Балак

Loading

Пророки Израиля никоим образом не стремятся к миссии пророчества. Более того, зачастую они всячески стараются этой миссии избегнуть. Отказывался от священной миссии Моше (Шемот гл. 3-4), всячески уклонялся от пророчества Йирмейау ( гл. 1). Мы видим, как тот и другой всеми силами стремятся отклонить от себя высший дар, горячо и убедительно говорят о том, что они не достойны пророчества, и уж точно, не выпрашивают, не вымаливают его, пророчество даётся им против их воли, едва ли не насильно. Та самая «Рука Г-сподня», о которой так точно сказал Йэхэзкейл, буквально хватает их со всей нечеловеческою мощью, сотрясает их мощной встряской, и только после такой встряски принимают они пророчество, как свою судьбу, как некую данность.

Недельный раздел Балак

Михаил Ривкин

И сказал Билам Балаку:

построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне здесь семь быков и семь овнов. И сделал Балак, как говорил Билам, и вознес Балак с Биламом по быку и по овну на каждом жертвеннике. И сказал Билам Балаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду, может быть явится Г-сподь навстречу мне, и что Он укажет мне, я объявлю тебе. И пошел он на возвышенное место. (Бемидбар 23:1-3)

Мы знаем, что Балак отправил Билама проклинать Израиль, мы знаем, что Всевышний вместо проклятия вложил в уста Биламу благословение. Но, при этом, мы далеко не сразу понимаем, какова же была истинная сущность миссии Билама. Сам он прямо описывает себя как пророка, «слышащего речи Б-жий, который видит видения Всемогущего». Однако в книге Йеошуа он прямо назван кудесником: «Билам, сын Беора, кудесник» (Йеошуа 13:22). А как же на самом деле?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, очень важно рассмотреть внимательно тот момент, когда смертный принимает на себя впервые пророческую миссию. Вот что пережили в этот судьбоносный момент великие пророки Израиля:

«И было сказано мне слово Г-сподне» (Йирмейау 1:4)

«Было слово Г-сподне к Йехэзкэйлю, сыну Бузи» (Йехэзкэйл 1:3)

«Слово Г-сподне, которое было к Ошэйе, сыну Беэйри» (Ошэйа 1:1)

«Слово Г-сподне, которое было Йоэйлю, сыну Петуэйля» (Йоэйл 1:1)

Точно и колоритно выразил свои ощущения и переживания Йехэзкэйл:

 «была на нем там рука Г-сподня» (Йехэзкэйл там)

Сравним это с тем, что мы узнаём про Билама:

«И взял он его на поле Цофим, на вершину Писги, и построил семь жертвенников, и вознес по быку и по овну на жертвеннике. И сказал он Балаку: постой здесь у всесожжения твоего, а я встречусь тут. И встретился Г-сподь Биламу» (Бемидбар 23:14-15)

Пророки Израиля никоим образом не стремятся к миссии пророчества. Более того, зачастую они всячески стараются этой миссии избегнуть. Отказывался от священной миссии Моше (Шемот гл. 3-4), всячески уклонялся от пророчества Йирмейау ( гл. 1). Мы видим, как тот и другой всеми силами стремятся отклонить от себя высший дар, горячо и убедительно говорят о том, что они не достойны пророчества, и уж точно, не выпрашивают, не вымаливают его, пророчество даётся им против их воли, едва ли не насильно. Та самая «Рука Г-сподня», о которой так точно сказал Йэхэзкейл, буквально хватает их со всей нечеловеческою мощью, сотрясает их мощной встряской, и только после такой встряски принимают они пророчество, как свою судьбу, как некую данность.

Билам, напротив, ищет пророчества, стремится к нему, старается некими магическими приёмами уловить его, низвести с Небес на свою личность. Для этого он строит семь жертвенников, возносит на них семь жертв, практикует специальные приёмы волхования и уединения. РАМБАМ отметил в комментарии к разделу Ваикра, что тот, чья жертва угодна, приносит её с намерением вознестись ввысь, «дабы удостоился он приближения ко Всевышнему». Билам, напротив, приносит жертвы с намерением низвести Всевышнего к себе, вниз, в земной мир, «назначает Ему свидание» в особом уединённом месте. Помогли ли ему эти магические приёмы? Каково точное значение слов «И вложил Г-сподь слово в уста Билама»? Мудрецы Талмуда спорили о смысле этих слов:

«И вложил Г-сподь слово в уста Билама — Рабби Элиэзер сказал: как своего посланника, Рабби Йонатан сказал: как удочку с рыболовным крючком» (Санхедрин 105В)

Слова Рабби Элиезера вполне понятны: Биламу было послание свыше, чтобы он благословил Израиль, а не проклинал его. Рабби Йонатан использует для объяснения случившегося образ рыболовного крючка. Билам жадно ухватил наживку и попался на удочку! Теперь он бьётся и извивается, как рыба на крючке, всячески стремится уйти в глубины мрачных вод проклятья, туда, куда влечёт его «рыбья природа», но крючок не позволяет ему этого! «Рыболов» твёрдо держит его на крючке и властно ведёт туда, куда нужно «Рыболову», а не «рыбе», к благословению!

Об этом же говорит другой мидраш:

«Вывернул ему рот и придал ему нужную форму, как человек, забивающий гвоздь в доску» (Бемидбар Раба 20:18)

Согласно такому взгляду, у Билама нет никаких «авторских прав» на пророчество, которое он произносит. Билам — не певец и сказатель, который осознанно и по наитию свыше изрекает пророческую песнь. Более того, он даже не тот инструмент, чьи звуки сопровождают слова пророка. Рыба, беспомощно бьющаяся на крючке — вот всё, что мы о нём знаем!

Однако РАМАН занимает по отношению к Биламу более осторожную, сочувственную позицию. Слова «И вложил Г-сподь слово в уста Билама» он трактует не как насилие, не как грубое принуждение, а как тщательное заучивание наизусть, «с тем, чтобы ничего не забыть и не пропустить ни одного слова». РАМБАМ в «Учителе растерянных» описывает несколько видов пророческого дара, несколько ступеней, по которым пророк как бы восходит от самых низких и примитивных форм провИдения к самым чистым и совершенным. Одна из низших форм — это своего рода наитие, когда простой человек, под влиянием внешних сил, начинает говорить всякие мудрые и возвышенные речи, или предупреждает о грозящих несчастьях, «и про таких сказано, что говорят они Святым Духом». РАМБАМ добавляет, что «Билам относился к этой категории, в тех случаях, когда изрекал пророчества благие», и про это сказано «И вложил Г-сподь слово в уста Билама, как если бы сказано было Духом Г-сподним он говорил» («Учитель растерянных» 2:48).

Так или иначе, Билам хорошо понимал, что все его приготовления, все его магические церемонии и ритуалы не очень-то по нраву Всевышнему, и об этом точно и убедительно сказано в мидраше:

«И встретился Г-сподь Биламу — сказал ему так: злодей! Что ты делаешь? Ответил ему так: семь жертвенников я установил. Подобно торговцу, кто поставил на рынке фальшивые весы с обвесом, пришёл хозяин рынка и заметил обман. Сказал ему: ты обвешиваешь на своих весах! Ответил ему: я уже послал дары тебе домой. Точно также и Билам. Святым Духом сказано ему: злодей, что ты делаешь? А тот отвечает: Уже семь жертвенников установил я» (Бемидбар Раба 20:18)

И ещё одно важное отличие между истинными пророками и Биламом указали комментаторы. Истинные пророки всегда подкрепляют свои пророчества формулой «Сказал Г-сподь». Только такое Б-жественное происхождение изрекаемых им слов оправдывает речь пророка, даёт ему право говорить вслух что бы то ни было, требовать внимания и уважения к своим словам. Билам, напротив, в двух последних своих притчах начинает со слов:

«вот речение Билама, сына Быора, и речение мужа, прозорливого оком» (Бемидбар 24:3)

Это же вступление мы видим вторично в Бемидбар 24:15. Иными словами, источник пророческого авторитета — это имя пророка и его отца, особый дар прозорливости, некие уникальные, сверхъестественные свойства самого пророка.

В первых двух пророчествах (там 23:5, 23:16) мы видим вступление: И вложил Г-сподь слово в уста Билама, и Мудрецы спорят, что именно вложил Всевышний в уста Биламу: Своего посланника или же рыболовный крючок. Но в третьем пророчестве мы видим, что сам Билам уже по-другому воспринимает происходящее с ним, по-другому ощущает себя и природу своего необычного дара:

«И увидел Билам, что угодно в очах Г-сподних благословить Исраэйля, и не пошел, как прежде, для волхвования, а обратил лицо свое к пустыне. И поднял Билам глаза свои, и увидел Исраэйля, расположившегося по коленам своим, и снизошел на него дух Б-жий» (там 24:1-2)

Вот как комментирует эти слова Рабби Шломо бен Моше:

«и не пошел, как прежде, для волхвования — не испытывал своё счастье, переходя с места на место, в надежде, что ему удастся проклясть, но отныне сосредоточился всем сердцем на намерении благословить, и потому написано «снизошел на него дух Б-жий», и дух Всевышнего почил на нём с любовью и с сочувствием» (РАШБАМ там 24:1)

Подробнее излагает эту мысль рав Шимшон Рафаэль Гирш:

«И увидел Билам — и в этот час спала пелена с глаз его, и поколебалась ложная вера его, что можно с помощью магических приёмов изменить воление Всевышнего. И те слова, которые он изрёк в 23:9 и в 23:20 стали отныне истинной и полной верой в сердце его.»

Когда Билам поднял глаза — Но когда он поднял глаза и увидел Израиль, стоящий лагерем в соответствии с коленным делением, сгруппированный по отеческим домам и семьям, он своими глазами увидел ответ на вопрос Балака, и «дух Б-га пришел к нему». Теперь он уже больше не был, как в двух первых случаях, неохотным изрекателем слов, которые Б-г вложил в его уста; все, что он отныне скажет, будет осенено чистым духом пророчества» (РАШАР там 24:1-2)

Только на этом, заключительном этапе, принял Билам слова Всевышнего «всем сердцем и всей душой», только теперь он полностью отказался от своего стремления на что-то влиять, что-то менять. Дух истинного благословения трепещет в этих заключительных словах Билама, которые удостоились высшей чести — стать частью канонизированной литургии Израиля. Переступая порог синагоги, мы каждый раз произносим:

«Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэйль!» (там 24:5)

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Балак

  1. Величайшее благославление евреям пришло через злодея и ненавистника, который в тот момент увидел «что угодно в очах Г-сподних благословить Исраэйля» и «сосредоточился всем сердцем на намерении благословить».

    Но потом он снова вернулся к своему и закончил свою жизнь от меча евреев.

    Спасибо за статью.

    1. Спасибо, Бенни, за ваш комментарий!
      Да, кончил Билам скверно, он погиб от израильского меча после того, как подстрекал мидьянитянок соблазнять сынов Израиля у Баал-Пеора (Бемидбар 31:8, 16). Комментарий Сончино:
      «Бильам происходил из Мидьяна и вернулся к себе на родину после неудачной попытки проклясть еврейский народ. Он посоветовал мидьянитянам присоединиться к моавитянам и вместе осуществить придуманный им план, который поможет лишить еврейский народ силы, разорвав его связь с Богом»
      Очевидно, что на протяжении своей жизни Билам пережил как внезапное душевное просветление, переход от волхования к истинному пророчеству, так и катастрофическое душевное падение, переход к самому низкому, отвратительному пресмыканию перед идолом Баал-Пеора, поощрению промискуитета в сочетании с идолопоклонством.
      Это очень интересный и показательный пример. Носители тёмных и светлых миссий, это, как правило, разные люди, и они полностью привержены той миссии, для которой были отобраны и сформированы особыми приемами ещё с младых ногтей. Но бывает и так, что на протяжении своей жизни человек переходит от служения тёмным силам к служению светлым. Но удержаться на этом высоком духовном уровне человеку, раз пережившему духовное падение, очень сложно. Билам на протяжении всей своей жизни как бы мечется между двумя полюсами, и, увы, тёмный полюс оказывается сильнее.

  2. «Пророки Израиля никоим образом не стремятся к миссии пророчества. Более того, зачастую они всячески стараются этой миссии избегнуть.»
    ________________________________________

    Где-то прочитал, что на самом деле «функция пророка» — это просить Бога за народ, «представлять» народ перед Богом. А предсказание/пророчество «всего лишь» доказательство пророческого дара.

    И сколько нам ещё сюрпризов
    Безжалостный готовит Рок…
    Ну кто ещё, бросая вызов,
    Спокойно скажет: «Я — пророк»?
    Ему конечно не поверим
    И дар пророческий тотчас
    Мы по методике проверим —
    А не дурачит ли он нас?
    У нас на Ближнем на Востоке
    Есть горький опыт тысяч лет,
    Здесь лезли полчища пророков
    Из всех щелей на белый свет,
    Религий массу породили,
    Средь них Исус и Магомет,
    Как рану мир разбередили,
    И до сих пор покоя нет!
    И сколько нам ещё сюрпризов
    Безжалостный готовит Рок…

    1. Спасибо за ваш комментарий, Цви!
      Очень трудно дать короткое и исчерпывающее определение миссии пророка. В своей статье, посвящённой феномену пророчества в Древнем Израиле, я не пытался давать таких определений, вместо этого мною предложено содержательное описание пророчества.
      https://z.berkovich-zametki.com/y2021/nomer11_12/rivkin/
      Ближе всего подошёл к такому формальному определению И. П. Вейнберг, который выделяет основные параметры пророческой миссии:
      «многообразие и многогранность пророческих речений, в которых главными, центральными темами были борьба за единобожие, против идолопоклонства, примат этического начала в отношениях «бог — человек, человек — бог», суровая критика несправедливости и царского произвола, перипетии внешнеполитической жизни древнееврейского государства, страстные призывы к покаянию и грозные предупреждения упорствующим в своей несправедливости и пр.»
      Как видим, главное для пророка – это своего рода духовное наставничество, водительство народа Израиля, пастырская миссия. Если совсем коротко, то хорошо сказала Г. В. Синило:
      «Евреи были убеждены в том, что пророк послан самим Б-гом, чтобы указать людям путь к праведности. В еврейской истории пророк выполняет роль хранителя чистоты веры»
      Именно эта миссия, хранить чистоту веры, не допускать её девальвации, отхода от строго монотеизма, чрезмерной ритуализации, замутнения примесью язычества органически сочеталась с этической миссией, борьбой против эксплуатации слабых, обмана, нечестья и жестокости.
      В любом случае, главная миссия пророка направлена «Сверху вниз», он является носителем и выразителем откровения Всевышнего, а народ Израиля – конечным адресатом этого откровения.
      Имела ли место и встречная миссия, «снизу вверх»? Просил ли пророк милости для народа Израиля? Видел ли он себя заступником пред лицом Всевышнего? Возможно и так, но эти мотивы звучат в самом ТАНАХе, особенно в книгах Поздних пророков, довольно смутно, и найти явных примеров такой молитвы довольно сложно. Более того, даже в период Мишны и Гемары мы не встречаем эту идею в явной форме. Скорее всего эта идея была сформулирована явно в позднейший период, при дворах хасидских цадиков, которые именно такими молитвенниками и заступниками видели самих себя. Но тут нужно быть осторожнее и избегать явного анахронизма. Хасидский цадик – это, по любому, не пророк, и общего между этими двумя образами не так уж и много. Сами цадики хорошо отдавали себе в этом отчёт. И поскольку они никак не могли стать пророками, им захотелось сделать пророков хоть в чём-то похожими на себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.