Бен-Эф: Плач по русской культуре

Loading

По русской культуре
Еврейский плач…
— С Канатчиковых дач?
— О волке в овечьей шкуре?..
Безутешно— безудержный
доносится из зарубежья:
о любимом супе с котом,
о «нашем всём»
вмеремешку и о Толстом…

Плач по русской культуре

[Дебют]Бен-Эф

По русской культуре
Еврейский плач…
— С Канатчиковых дач?
— О волке в овечьей шкуре?..
Безутешно— безудержный
доносится из зарубежья:
о любимом супе с котом,
о «нашем всём»
вмеремешку и о Толстом…

А заодно и о сливочном пломбире
в незабываемом вафельном стаканчике,
о горячих пирожках с повидлом или капустой,
обжигавших детские пальчики…
— Как тут не вспомнить и о дачном сортире,
где стало так пусто?
На сердце так грустно…

О прежнем
о Брежнем
и об овире…

По «Тарасу Бульбе», по школьной литературе:
— Разве её наберешь на лэптаповой клавиатуре?
О женщинам в русских селеньях
на старой духмяной руси… —
Сорокин забил и Пелевин

И ты о ней не грусти,
Мойшеле, милый, не плач —
навеки с тобою саврасовский грач,
дерни с ним с горя стаканчик виски —
и Мандельштама со Сталиным матч
в рифму по переписке…

Не вынуть из речки нам танечкин мяч,
по экрану ерзая мышкой,—
Кто он был Гумилева палач?
За давностью лет уже не узнать –
плюнув в сердцах: «ети их мать!» —
Одни наградные книжки…

Садовничий садовник

От лысенки до фоменки,
от лубянки до таганки
науки сад цветет —
садовничий садовник
его блюдет,
лет 30 уже с гаком
в садовниках сидит
и удобряет мраком,
имея важный вид,
все сорняки жидовские
парторгом прополол —
доцентики неброские
желтеют — садик гол
с партийною наукою
из старых нужников,
сидит как кот мяукая,
блюдет
как сыч всех сов.

…математики отдушина
в достославные времена…
Все задушено— передушено:
— Гой— еси ты, еврейская старина!

Мехмат. Картина на стене

Мехмат. 15-ый этаж.
Картина на стене…
Названия не вспомнить мне,—
времен безмолвный страж,—
наверно «Гении на дне»
или «Вождя бандаж»? —
Еще со сталинских времен
висит в бордовой мгле…

С газетой «Правда» на столе,—
ко времени рожден?—
Наш Колмогоров — свет,
с ним Александров милый друг, —
Мехматовский весь цвет:

Континуума присные сыны
Компакту партии верны?! —
…от вдохновенья чуть бледны,
пытаясь скрыть испуг
и страх —
о— малое (в глазах)…
Гадают в чем еще грешны,
кто следующий из них
и где то меньшее из лих
в пространствах вероятностных?

Что там еще на полотне, —
Соцреализма сказке, —
художник нам изобразил?
Cовсем забыл:
…Рояль в кустах! –
где брал он эти краски?!

…добрейший с виду дедушка,
большой любитель девушек –
Калинин речь толкает
и светочей смиренных поучает:
Хоть математику — ни в зуб ногой — не знает,
их большевицким Интегралом наставляет,
в них из него без промаха стреляя,
но на допросы сирых не тягая,—
как Интегралу красному служить,
Врагов разоблачая:

Егорова в тюрьме сгноить,
науку Русскую любить,
в оценках не виляя;
ученикам как Лузина прищучить —
всему их Староста научить.

Науки русской цвет внимает:
Чтоб выжить! — об одном мечтает.

…и аз воздам
                I
Был Мандельштам Смысловиком
и верил в правоту поэта
цикадным с голоса черновиком,
чердынским из окна прыжком,
плеча увечьем,
двойною грифельною речью
с прослойкой тьмы, с прослойкой света,
сквозь астму и пьяные астры
переговариваясь с Марсом.

И снился ему сон,
и слышал странный
павлиний крик:
в Бернгардовку уносится вагон,
расстрельный рокот
фортепьянный…

Век— волкодав вскочил ему на плечи,
но сразу не загрыз, себе противореча
холодною воронежскою печкой,
тифозною второю речкой…

Никто не скажет даже шепотком,
где был зарыт с гурьбою и гуртом
предтечею— силовиком —
Блок называл его жидком
…могилы нету.

II
А Гумилев охотился на львов,
а в Петербурге, говорят, за львицами.
Начальник поэтических цехов,
меняя души, стал провидцем
…как Ницше?
Он львиц учил механике стихов,
даря «Эмали и Камеи»
французские из Дагомеи –
в цилиндре фаталист со стеком,
ну, чем не Лермонтов Серебряного века?

Он синдик был и оккультист,
играл с учениками в жмурки,
и не заметил, как явились урки –
лейб— гвардии кавалерист
в трамвай вскочил, не взяв билета,
в «Индию духа», то бишь убийств,
поехал анти— Блок в то лето.

Кто знает, стал ли он великим,
иль смерть себе стихом накликал?..
Трамвай не дождь – не остановишь словом,
палач— зеленщик алчет крови.
Где он убит?
…Могилы нету.

III
Цветаевой в елабужском нигде
посудомойкой в Литп…звезде
нашли работу,
позабыв про квоту…
А перед этим был ей знак:
полулюбовник в письмах Пастернак
принес веревку —
такую крепкую, что пошутил неловко
(поэт не знает, что ему видней)
– Всe выдержит, хоть вешайся на ней…

Там
вроде
столбик
c надписью стоял,
на месте, где еe зарыли,
да в зиму лютую военную спилили
и где то место, позабыли…

IV
Певчих пташек не всех перебили?!
Мартирологу нету конца.
Вохров славных, стрелков наградили
и забыли,
и в воду концы:
ни лица,
ни вины, ни суда, ни тюрьмы…

Двенадцать их?
Нет!
Тьмы, и тьмы, и тьмы
… и мстят жестоко мертвецы.

* * *
(На Варсонофьевском теперь у них аптека,
в подвале на Лубянке дискотека…)

…абрамычей разных послед
 Еврей не может быть русским поэтом.
Немецким может, французским может,
итальянским или там американским может,
а русским – нет, не может.
Сергей Клычков*

Еврею быть русским поэтом
никак невозможно – нельзя!
Свидетели: Бродский при этом
и Пастернак – не князья,

как Пушкин иль там Боратынский —
абрамычей всяких послед —
Пан польский и Князь абиссинский
поэзии Русской во вред?!

Стиха не спасет «мандельштамство»,
ни Троя, ни Парфенон,
ни ласточки, ни лютеранство –
пера обрезанья закон

эпохи глухой Москвошвея –
у страха глаза велики,
буграми голов большевея,
последних гусей косяки,

в потемки российские тычась,
летят в темноту, трепеща,
в надежде пустой сотен тысяч
правопорядка сообща.

Не имать бы этого сраму –
да не вырвать у гуся пера –
послать бы их всех к Мандельштаму
и ждать топора,

чтоб весь иудейский хаос
на русскую удаль сменить,
как Рунька Ковригин, раскаясь,
слепым в православье уплыть.

(* Эпиграф к стихотворению – из воспоминаний Семена Липкина (Квадрига. М., «Аграф», 1997). Клычков – известный в 20-30-е годы прошлого века поэт и прозаик, расстрелянный в 1937г. — был приятелем Есенина, Клюева и московским соседом Мандельштама, который и привел к нему Липкина, чтобы представить ему и его друзьям своего ученика. Клычков произнес эту тираду, услышав стихи Липкина, прочитанные тогда в гостях у Клычкова в присутствии Клюева, Мандельштама и Павла Васильева, чьи стихи перед этим были приняты с восторгом. Липкин, однако, добавляет: «Пусть читатель … не подумает, что Клычков был антисемитом. Он никогда не страдал национальной нетерпимостью. Думаю, что если выразить его мысль наипростейшим образом, то это надо сделать так: русский писатель не может быть неправославным».)

рубцовско— рыжее
А вот у поэта — всемирный запой
А. Блок

Поэзия русская пьяная
у пьяного на языке
Поэта с глазами стеклянными,
свалившегося в пике.

Не так все в родимом отечестве –
всемирный запой у него
и водкой одной только лечится
души антивещество.

Подлечится… и повесится
иль как— нибудь сгинет еще,
прозрений чудных околесицей,
пока не забыли, прощен.

Браток Иванушка и сестрица Олёнушка
(Несказка)

От ВЧК до ЧВК
прошло почти 100 лет:
ах! — до чего же коротка
была дорожка в полшажка
сквозь грай газет.

Главней чем Ленинский Завет,
в чем для Ивана — дурака
трех буковок секрет,
что рисовал на всех заборах
на безграничной Родины просторах?

Загадочная русская душа!
Ой, до чего же хороша
была Олёнушка – сеструшка
(— Кто говорит: хохлушка?)
Ну, погоди! Браточек сымет стружку…

Со щукою наперевес
шпана— шпаной с винтовкой,
браток — совсем уже облез –
Олёнушку пугает красной кнопкой:

ей снится? Отгадай секрет,
мух сдунув с киевских котлет,
шпаны узнав геонауку, —
сон адов будет в руку.

Ведь для Ивана – дурака,
чтоб не зевать со скуки,—
была бы крепкая рука,—
всего важней найти Врага
внутри – кругом ­­– снаружи:
пущай нам будет хуже!
Сырмяжной сказочки секрет —
страшней его сегодня нет.
На свалку выкинув жену,
Иван— дурак влез на страну –
она идет под ним ко дну,
то бишь с войною на сестру —
Иванушка, савраска:
— Тпру!

…хвалился, идучи на рать,
на купола крестясь, как тать,
на луковки…
Братка давно пора послать
на три веселых буковки:
Иванушка, пора бы с рати
в дворец свой, в бункер
на полати —
и русские чаи гонять,
конец намазав клюковкой…

Print Friendly, PDF & Email

27 комментариев для “Бен-Эф: Плач по русской культуре

  1. Спасибо автору. Чего только ни придумаешь, мечтая об Одессе?
    У меня вопрос не к поэту, а к редактору: «Это, вообще, что было? Неужели материалы не проходят хоть минимальную фильтрацию?»

    1. Это был талантливый, гротесково-саркастический плач по той «культуре», которая без прикрас и без грима явила нам себя в Буче, в Мариуполе, в убитых украинских детях, в уничтожаемом в украинских портах зерне — эх, тяжело далось это стране, пережившей голод в Поволжье и ленинградскую блокаду; да разве окоротишь, обуздаешь её, эту неуёмную русскую удаль!
      А Вы, собственно, о какой фильтрации речь ведёте? Здесь, чай, не путинская Россия.

      1. Дорогой Самсон, спасибо на добром слове! Здешняя публика, видно, весьма далека от этих реалий. Хотят «красивой поэзии», но какое время — такие и песни или вернее его горькие заметы.

  2. Aharon L. :
    «… подозреваю, что в Вашем школьном возрасте еще не была гугла…»
    —————————————————————————————————
    Меня успокаивает, что во времена отсутствия интернета подобные ошибки случались не только у меня. И. Одоевцева в «На берегах Невы» вспоминает: Н.Гумилев рассказывает, как написал в альбом знакомой девочке, что любит сыр «кананбер». И только позднее от матери узнал, что правильно «камамбер».
    Вообще-то поэты ради стихосотворения готовы изуродовать любое слово. Но я сильно удивился, когда прочитал у Л. Брик, что Маяковский писал безграмотно и ей приходилось много править его стихи.

  3. В продолжение «Плача..»:

    Хоть без отчества, как без отечества –
    и таблетками это не лечится,
    но не бейся челом ты о пни
    лукоморья – охолони!

    1. zaчем им отечество-отчество
      у них есть платочек — то аленький
      то розовый, то черно-красненький
      у них лук и море с сосисками
      и печь на колесиках маленьких

      1. Мы нефть всю отправим в Бразилию
        Мозги отошлём в Израилию,
        А лук вместе с квасом — в Болгарию
        Детишек пошлём в Халигалию

  4. О прежнем
    о Брежнем
    и об овире…

    По «Тарасу Бульбе» , по школьной литературе:
    — Разве её наберешь на лэптаповой клавиатуре?
    О женщинам (?!) в русских селеньях
    ____________________________
    Тоже что- пропущено, или в падежах ошибка ?

  5. «Eврею быть русским поэтом
    никак невозможно – нельзя!
    Свидетели: Бродский при этом
    и Пастернак – не князья,

    как Пушкин иль там Боратынский —
    абрамычей всяких послед —
    Пан польский и Князь абиссинский
    поэзии Русской во вред?!

    Стиха не спасет «мандельштамство»,
    ни Троя, ни Парфенон,
    ни ласточки, ни лютеранство –
    пера обрезанья закон

    эпохи глухой Москвошвея –
    у страха глаза велики,
    буграми голов большевея,
    последних гусей косяки,

    в потемки российские тычась,
    летят в темноту, трепеща,
    в надежде пустой сотен тысяч
    правопорядка сообща.

    Не имать бы этого сраму –
    да не вырвать у гуся пера –
    послать бы их всех к Мандельштаму…»
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Пора им, пора топора ,
    Сибири, Воронежа тож
    (Штоб этот хаос иудейский
    сменивши, собраться в колхоз)

    В колхозе «Червоное дышло»
    дают трудодни каждый раз
    когда пастернак коромыслом
    когда мандельштамит Кавказ

    Жем чужина моря Одесса
    а может быть, это — Кронштадт
    Над морем то черным, то белым
    За чайкой летит парабеллум

  6. «Не вынуть из речки нам танечкин мяч,
    по экрану ерзая мышкой,—
    Кто он был Гумилева палач?
    За давностью лет уже не узнать –
    плюнув в сердцах: «ети их мать!» —
    Одни наградные книжки…

    Ведь для Ивана – дурака,
    чтоб не зевать со скуки,—
    была бы крепкая рука,—
    всего важней найти Врага
    внутри – кругом ­­– снаружи:
    пущай нам будет хуже!
    Сырмяжной сказочки секрет —
    страшней его сегодня нет.
    На свалку выкинув жену,
    Иван— дурак влез на страну –
    она идет под ним ко дну…»
    ===============
    Эта, типа што ко дну ,
    Не про Канатчиков од нУ.
    У нас таких канатчиков
    канадчиковых вкладчиков…
    Нашли и руку и страну,
    Ети их мать, их не узнать.
    Они щитают этажи и собирають багажи

  7. Мехмат. 15-ый этаж. ???
    Картина на стене…

    Мехмат распологался на 16-м этаже.

  8. Отечество Боратынского было Абрамович, но это вовсе не значит, что он имел к евреям какое-то отношение. Имя Абрам было в православных святцах, его носили многие русские люди, например, художник Архипов. Предок Пушкина арап Ганнибал был крещен в христианскую веру и наречен Абрамом.

    1. Неисповедимы пути Господни: «Царь Соломон встретился с царицей Савской. А сын их — плод страстной любви — стал правителем Абиссинии, положив начало императорской династии. Уразумела, Натали? Так что я, — Пушкин вздернул подбородок, — далекий потомок великого Соломона и желаю, чтобы на посмертном моем памятнике красовался древний иудейский знак. Шестиконечные звезды должны быть и на могилах Абрама Ганнибала и его сына Осипа, если, конечно, сохранились.

      Пушкин протянул жене лист с рисунком памятника и проставленными размерами:

      — Спрячь и сохрани. Памятник сделаешь, как я пожелал. Такова моя воля. Не плачь и успокойся.

      1. «Уразумела, Натали? Так что я, — Пушкин вздернул подбородок, — далекий потомок великого Соломона и желаю, чтобы на посмертном моем памятнике красовался древний иудейский знак. Шестиконечные звезды должны быть и на могилах Абрама Ганнибала и его сына Осипа, если, конечно, сохранились.
        Пушкин протянул жене лист с рисунком памятника и проставленными размерами:
        — Спрячь и сохрани. Памятник сделаешь, как я пожелал. Такова моя воля. Не плачь и успокойся.»
        =============
        Да будь я и негром преклонных годов,
        и то, без унынья и звона,
        я Пушкина выучил бы давно —
        — потомок он… Соломона !

    2. Замечание на замечание. Вы, по всей видимости, имели в виду не «отечество», а «отчество». Фамилия поэта, о котором идёт речь, «Баратынский».

  9. «— С Каначиковых дач?» ?? Это типа такая топография?
    — С Каначиковых дач еврейский льётся плач?

    _______________________________________
    «Канатчикова дача» — народное название Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н. А. Алексеева, она расположена в местности Канатчиково (Канатчикова дача).

    1. «— С Каначиковых дач?»
      ——————————————————————————
      Скорее всего здесь просто опечатка (пропуск буквы).
      Но не исключено, что автор именно в таком виде услышал когда-то это слово. До сих пор помню тройку за диктант еще в начальной школе, когда сделал сразу две ошибки в одном слове. Я написал «каклета». Именно так называла эту еду наша деревенская няня, именно такое написание я считал правильным.
      А теперь в связи с этой опечаткой у поэта у меня появился вопрос: глухие люди пишут стихи? Ведь чтобы подобрать правильно рифму, её нужно сначала услышать. Про одного оглохшего композитора мы знаем. А были ли глухие поэты?

      1. В. Зайдентрегер: 18.08.2023 в 09:16
        А теперь в связи с этой опечаткой у поэта у меня появился вопрос: глухие люди пишут стихи? Ведь чтобы подобрать правильно рифму, её нужно сначала услышать. Про одного оглохшего композитора мы знаем. А были ли глухие поэты?
        _____________________________
        Про глухих поэтов не знаю, но есть такой симптом — говорение в рифму. К поэзии он никакого отношения не имеет.

        1. «… есть такой симптом — говорение в рифму. К поэзии он никакого отношения не имеет.»
          _______________________________

          Ещё как имеет — это превращает то, что автор считает стихами в турбулентный поток сознания, добавляя огромное количество дополнительных смыслов.
          Некоторые думают, что это и есть Поэзия. А кто так не думает «сам дурак» 🙂

          1. Поясняю про «потоки сознания» в поэзии…
            Поэзия, как «поток сознания» может быть разделена на пять уровней:
            1. Нет потока сознания. Есть вся эта «муть» используемая классиками — такая, как гиперола, метафора, аллегория и т.д. , требующая ещё и хорошего владения языком, но не для того, чтобы наклеивать марки.
            2. Пока ещё нормальное изложение но с элементами «ламинарного» потока сознания. Можно понять дополнительные смыслы, идущие этакими слоями и даже читать приятно.
            3. Ламинарный поток сознания в чистом виде. Количество дополнительных смыслов резко возрастает. Их (смыслы) можно толковать по-разному, читать можно (если красиво), но затруднительно — это «на любителя» или ценителя «истинной поэзии». Короче, красиво, но ещё понятно.
            4. Смесь «ламинарного» потока сознания с «турбулентным». Тяжёлый случай поскольку частичная «турбулентность» потока сознания слабо поддаётся пониманию. Правда, есть «гурманы», которые считают, что именно такой (нет на них Шекспира, Гёте или на худой конец Пушкина) и должна быть современная поэзия. Если красиво написано и рифма не «хромает» — терпимо.
            5. Турбулентный поток сознания в чистом виде. Хрен, что поймёшь. Количество смыслов, о которых сам автор и не думал, стремится к бесконечности. Иногда поток плохо отрифмованный и не «злоупотребляющий» красотой. Тоже если красиво — можно простить автору. «В пианиста не стрелять! Как может — так играет.»

      2. В. Зайдентрегер — подозреваю, что в Вашем школьном возрасте еще не была гугла, а слово еще долго было нелитературным, т.е. в письменном виде просто-запросто и не встретишь. А тут повторено, поскольку вынесено в цитату-преамбулу. Редактору простительно принять это искажение, как намеренное. Было бы и стихам простительно, если бы они впечатляли. Например, в строках «И столько свеч для нас двоих! И я считаю их», или «Из пламя и света рожденное слово» — не всякий заметит, что правильно свечей и пламени. А глухих поэтов «простите, не припомню».
        Инна Беленькая — понимаю, о какой глухоте Вы говорите, но пришло в голову, что глухота, полная, ограничивает развитие личности сильнее, чем слепота. Великие слепые встречаются. Успешно отучившегося у нас на матмехе знаю лично, по крайней мере одного. Слышал и о программистах. Но не представляю, чтобы глухой мог прослушать курс, считывая с губ. При этом учебники к его услугам безо всякого Брайля. Вероятно, моя выборка непредставительна.

        Автору спасибо за возможность забыть о нашем сумасшествии. Кому-то нравится и славабогу (sic!).

        1. Всем спасибо за поправки. Ошибки исправлю, но не будем забывать:
          «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю.»
          А.С. Пушкин

          1. Не могли бы Вы объяснить, почему «Плач по русской культуре», когда Вы говорите только о литературе?

        2. Мой программист (когда я работал в Jerusalem Collage of Technology) был слепым и при этом «звёздным».
          А из глухих композиторов, кажется все знают Бетховена.
          Правда, и мой программист, а Бетховен такими (слепой, глухой) не родились…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.