В традиционных толкованиях не раз звучало недоумение: возможно ли, что то самое возвышенное качество, которым Ноах уже наделён, ведь Ноах «был непорочным», применительно к Аврааму сформулировано как требование, как качество, которое только предстоит приобрести, «будь непорочен». Неужели таково соотношение между нравственным уровнем Авраама и Ноаха?
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ НОАХ
Hoax был человеком праведным, непорочным в своем поколении: с Б-гом ходил Hoax (Брейшит 6:9, пер. Ш.Р. Гирша)
Первый в истории человек, которому Тора приписывает определённые качества, это Ноах, второй праотец человечества, современник погрязшего в грехе и пороке мироздания, которое было уничтожено за свою испорченность, но также свидетель начала качественно нового мироздания.
Особое качество, непорочность, второй раз появляется в Торе, когда речь заходит об Аврааме:
«ходи предо Мною и будь непорочен» (там 17:1)
В традиционных толкованиях не раз звучало недоумение: возможно ли, что то самое возвышенное качество, которым Ноах уже наделён, ведь Ноах «был непорочным», применительно к Аврааму сформулировано как требование, как качество, которое только предстоит приобрести, «будь непорочен». Неужели таково соотношение между нравственным уровнем Авраама и Ноаха? Мудрецы Талмуда нашли ответ, разрешающий это недоумение в некотором умалении достоинств Ноаха:
«Что значит «в своём поколении»? Есть те, кто трактует эти слова как похвалу Ноаха, а есть те, кто трактует как осуждение: праведник в своём поколении, но не праведник в других поколениях. На что это похоже? Если положит человек серебряную монету среди медных монет, то будет она выглядеть драгоценною. Так и Ноах замечательно выглядел среди поколения Потопа. А есть те, кто трактует как похвалу. На что это похоже? Сосуд с благовониями, который положили на свежую могилу, благоухает, а если бы положили его в доме, то благоухание его было бы ещё приятнее» (Танхума Ноах, 8).
РАШИ повторяет вкратце ту же идею:
«Есть те, кто трактует как похвалу: если бы он жил в поколении праведников, то был бы ещё более праведным, есть те, кто трактует как осуждение: только на фоне своего поколения был праведником, а живи он в поколение Авраама, он бы праведником не считался» (РАШИ там 6:9).
Вторичный комментатор РАШИ, Р. Мордехай Яфе, так объясняет эту мысль:
«И знай, что оба эти мнения, хвалебное и осуждающее, едины в том, какую степень праведности они присваивают Ноаху, и нет между ними спора в этом вопросе. И по тому, и по другому мнению, Ноах был не более чем праведником среднего уровня. Спор между ними в толковании слова «в своём поколении». Одни трактуют как похвалу, и говорят, что если бы жил он в поколении праведников, то научился бы у них благим поступкам, и стал бы ещё более праведным. Другие трактуют как осуждение и говорят: только в своём поколении он считался праведником, но не был он упорен в своей праведности, и даже если бы жил он в поколении Авраама, то не стал бы он более праведным, ибо не учился бы он у Авраама благим поступкам» («Ливуш Ора» Брейшит 6:9).
В чём же состоит главное отличие Авраама от Ноаха? Это отличие явственно проявляется в тот момент, когда они оба оказываются в похожем положении, когда Всевышний объявляет и тому, и другому о своём суровом приговоре грешникам.
Ноаху сказано:
«И сказал Б-г Ноаху: конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с землею» (Брейшит 6:13)
Аврааму сказано:
«И сказал Г-сподь: вопль Сыдомский и Аморский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступали они, тогда — конец! а если нет, то буду знать» (там 18:20-21).
Но их реакция очень отличается, на что обращает внимание книга Зоар:
«И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? (там 18:23) Сказал Р. Йеуда: кто видел столь милосердного праотца как Авраам? Про Ноаха сказано «конец всякой плоти пришёл предо мной \…\ Сделай себе ковчег из дерева гофэр», и промолчал Ноах, и ничего не сказал, и не просил о милосердии. Но Авраам, когда ему было сказано «вопль Сыдомский и Аморский, велик он, и грех их, тяжел он весьма», немедленно ответил «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Зоар 106А)
Ноах не желает вмешиваться, не желает принимать на себя ответственность за всё человечество, Ноах озабочен только спасением себя и своих близких, а мироздание пусть пропадает пропадом. Однако имеется ещё одно отличие, которое находим мы при сравнении двух стихов, с которых начали:
Про Ноаха сказано: «С Б-гом ходил Ноах» (Брейшит 6:9)
Про Авраама сказано: «Ходи предо мною и будь непорочен»
Один ходил «с», другой ходил «перед». В чём же разница? И снова Тора учит нас вслушиваться в каждое слово. Перед нами не просто «образные выражения», не просто две цветистые метафоры, мы видим две качественно разные формы хождения, две ступени в отношениях, две разные степени близости. Об этом говорит мидраш «Брейшит Раба»:
«С Б-гом ходил Ноах» Рабби Йеуда и Рабби Нехемия: Р. Йеуда рассказал притчу о царе, у которого было два сына, старший и младший. Сказал младшему: иди со мной, сказал старшему: иди предо мною. Так же и Аврааму, чьи силы были велики, сказано: «Ходи предо мною и будь непорочен», но Ноаху, чья сила была мала, сказано «С Б-гом ходил Ноах».
Р. Нехемия рассказал притчу о любимце царя, который завяз в топком болоте, посмотрел царь и увидел его. Сказал ему: чтобы ты не завяз, впредь ходи со мною. И потому написано «С Б-гом ходил Ноах». Чему же подобен Авраам? Любимцу царя, которого увидел царь в тёмной нише у входа. Посмотрел любимец, и посветил ему через окно. Посмотрел царь и увидел его, сказал ему: так же, как ты светил мне через окно, иди передо мною и освещай дорогу.
Сказал Всевышний Аврааму: «так же, как светил ты мне из Месопотамии, иди и свети мне в Стране Израиля» (Брейшит Раба 30:10)
И РАШИ поясняет эти слова так:
«С Б-гом ходил Ноах» — а Аврааму Он сказал «Который шёл предо мною». Ноах нуждается в помощи, а Авраам был настолько праведен, что мог идти самостоятельно»
Образы, которые используют мудрецы, весьма красноречивы. Тот, кто вязнет в топком болоте, в грязи, безусловно хочет выбраться, он машет руками и ногами, чтобы вылезти, но он не в состоянии самостоятельно выползти из топи, которая засасывает всё его тело, все конечности, он нуждается в помощи, чтобы кто-то пришёл и вытащил его. Так и Ноах стремился вылезти из трясины своего поколения, и поскольку он этого хотел, взял его Всевышний за руку и сказал «иди со мною». Но Авраам не нуждается в помощи, напротив! Кому подобен идущий пред Всевышним:
«Это подобно вождю, который идёт, а старейшины идут перед ним» (Брейшит Раба, там)
Ноах был праведником только по отношению к себе самому, он спас свою душу, однако не ему выпало породить народ, который станет провозвестником Царского величия. Не про него сказано «знаю его». В данном контексте «знаю его» означает «избрал его».
«Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и суд» (Брейшит 18:19, перевод Ф. Гурфинкель)
Ноах был избран из всех своих современников, чтобы остаться в живых, но Авраам был избран для определённой мисси, для выполнения определённого предназначения. Хорошо сформулировал это различие Мартин Бубер:
«Ноах занимает своё место в мире природы, он спасён от вод Потопа — Авраам делает первый шаг по тропе истории, как вестник, как глашатай царства Всевышнего».
Вместо комментария напомню о выдвижении равина Михаила Ривкина на диплом «За заслуги» с обоснованием:
«Вот уже почти 8 лет Михаил ведет громадную аналитическую и просветительскую работу по распространению среди читателей этого Портала основательного знания Торы, что соответствует целям и истории этого Портала».
Данная публикация подтверждает такую оценку работ М. Ривкина
Спасибо за ваше внимание к моим заметкам. За восемь (или чуть больше) лет моя аудитория несколько раз сменилась, и я очень рад, что вы, Борис, читаете мои скромные заметки всё время и находите их неплохими. Все комплименты — на счёт мудрецов и комментаторов, вся критика — на счёт автора.
Михаил, не скромничайте. Если кто, как не Вы заслуживает!
Есть несколько интересных и новых для меня идей, спасибо.
Срасьо, Бенни! Ваше мнение для меня всегда важно.
«В чём же состоит главное отличие Авраама от Ноаха? Это отличие явственно проявляется в тот момент, когда они оба оказываются в похожем положении, когда Всевышний объявляет и тому, и другому о своём суровом приговоре грешникам.»
«Ноах не желает вмешиваться, не желает принимать на себя ответственность за всё человечество, Ноах озабочен только спасением себя и своих близких, а мироздание пусть пропадает пропадом.»
__________________________________
Реинкарнировавшись в Моше, Ноах это исправил — история с золотым тельцом 🙂
И вообще…
Ноах был реинкарнацией Авеля, а Авраам — Адама. Есть разница
Хотя… о реинкарнациях (кто чья) много чего понаписано и есть разные мнения 🙂
Рав Хаим виталь среди реинкарнаций Каина называет Эсава, Итро, Надава и Авиу. Причём в случае Итро — воплотилась хорошая сторона Каина, и потому Итро — Это тикун Каина.