Лев Мадорский: История тёти Гали

Loading

Дедушка, учитель математики в школе, ещё до войны возил маму в Москву и показывал какому-то профессору. Профессор сказал, чтобы мама после школы приезжала в Москву и поступала в университет. На математический факультет. Потому что у неё большие способности, Große Gabe к математике.

Лев Мадорский

ИСТОРИЯ ТЁТИ ГАЛИ

Говорят, что наиболее откровенным и разговорчивым человек становится в поезде, самолёте, на вокзале. Короче, в дороге. Как убедился недавно, есть ещё одно место, где люди готовы поделиться личным, сокровенным с малознакомыми людьми. Это больница.

Особенно, если больные онкологические. Я не психолог, но, кажется, понимаю почему это происходит. Когда человек неожиданно узнаёт, что у него рак и не в первой стадии, (в Германии этого не скрывают) он меняется. Он становится другим. Он начинает по другому смотреть на мир, на окружающих, на собственную жизнь. То, что казалось важным (деньги, работа, карьера), отступает на второй план. Появляются другие ценности. Правда, не у всех. Одни впадают в депрессию и начинают острее ощущать кратковременность, бессмысленность, ненужную суету жизни. Другие, напротив, лучше видят красоту мира, острее чувствуют радость общения, радость теперешнего, сегодняшнего бытия.

Поэтому именно в больнице, где я находился более двух недель с диагнозом, который не хочется лишний раз произносить, а потом в реабилитационной клинике, узнал о людях и о себе, кажется, больше, чем за всю предыдущую жизнь…

В клинике, расположенной в сосновом лесу, с вежливым и как-то особенно приветливым персоналом, где каждый жил в отдельном номере с туалетом и душем. В клинике, напоминающей не больницу, а хороший отель, я довольно быстро влился в компанию русскоязычных немцев. Как они сами себя называли — русаков. Компанию, состоявшую из пяти женщин разного возраста, очень худого парня и пожилого мужчины. Компанию, жившую здесь своей, в значительной степени, изолированной от местных немцев жизнью. По вечерам они собирались у «тёти Гали», на этаже, где жила русская немка из Казахстана. Галя была женщина средних лет, но по деревенски рано посчитавшая себя старухой и потому по старушечьи выглядевшая.

Мы пили чай и рассказывали истории, в основном, из собственной жизни. Одну историю, поразившую меня, которую рассказала тётя Галя, хочу здесь привести. Галя (фамилию я так и не узнал) рассказывала медленным, тягучим говорком, иногда вставляя немецкие слова…

— Думаете я родилась в Казахстане ? Совсем нет. А где бы вы думали, — Галя весело оглядела нас, — в Москве. На улице Чайковского. Но Москву, скажу честно, не помню. Absolut vorgessen. Прожила там до трёх-четырёх лет и только потом мы переехали в Казахстан. В совхоз «Знамя Ильича». Тот самый, в котором прожила потом всю жизнь, ganzes Leben.

В Казахстан мою маму (ей было тогда 17 лет), как этническую немку, выслали в 1942 году вместе с сестрой и родителями. Раньше они жили в Астрахани. Как оказались в Москве? Besondere Fall. Потому что мама у меня была особенная. Мама у меня была вундеркинд. — Галя помолчала довольная, что привлекла своим рассказом всеобщее внимание. — Она, ещё когда в школе училась, поражала учителей способностями к математике. Все эти школьные геометрии, алгебры для неё были раз плюнуть.

Дедушка, учитель математики в школе, ещё до войны возил маму в Москву и показывал какому-то профессору. Профессор сказал, чтобы мама после школы приезжала в Москву и поступала в университет. На математический факультет. Потому что у неё большие способности, Große Gabe к математике. Ну вот… — Оля глотнула остывший час, поправила платочек и добавила с гордостью, — Вот такая у меня мама.

— Ну а дальше? — торопили мы, — Что дальше?

— А что дальше. Сначала, ещё в войну мама работала дояркой. Потом узнал про её способности директор совхоза (толковый был мужик, хоть и одноногий), и перевёл в бухгалтеры. Но мама тосковала. Не нравилась ей деревенская жизнь. Nicht gefallen. Ей в 1950 году 25 стукнуло. По деревенским понятиям старая дева. Подкатывались к ней 2-3 мужика, но без толку… Она хотела учиться дальше и о замужестве не думала. К этому времени закончилась война. А как учиться? Как уехать? Kein Pass. Нет паспорта.

— Переезжать в другое место нельзя. Раз в месяц надо отмечаться в милиции. К тому времени дедушку в лагерь забрали, Бабушка с горя заболела и умерла. Осталась мама одна. Точнее, вдвоём с младшей сестрой, моей тётей. Ни с кем в деревне мама особо не общалась. С работы домой. Из дома на работу. Вот и вся жизнь… И вдруг, в один прекрасный день она исчезла. Как сквозь землю провалилась. Нет её и никто ничего не знает. Niemаnd gewusst.

— Ну, конечно, к тёте явился милиционер: «Где сестра?» — Keine ahnung. Понятия не имею. — Какие-нибудь вещи взяла с собой? Чемодан, сумку? — Нет, всё на месте. Ничего не взяла. — Потом уже через много лет тётка рассказала, что всё она знала. Мама говорила, что больше так не хочет жить и поедет в Москву к тому профессору, к которому её дедушка возил. Может он поможет ей поступить учиться на математическом факультете.

— Но тётя, как партизан. Никому ни слова. Kein Wort. — Оля сделала паузу, оглядела нас, словно проверяя все ли её слушают, и, наконец, продолжила. — Знакомого профессора мама в Москве не нашла. В университете ей сказали, что такой больше не работает, а расспрашивать она побоялась. Вот так. Ну и что делать? Решила ехать обратно. Других вариантов не было. Да и деньги на исходе, только что на обратную дорогу. — Оля глотнула чай и снова надолго замолчала.

Мы тоже молчали, ожидая продолжения. Наконец кто-то не выдержал: «Ты будешь рассказывать или нет?»

— А что рассказывать? Это всё. Ganze Geschichte. Что было дальше, где мама прожила ещё два года, кто мой папа, этого я так и не узнала. И, наверно, не узнаю никогда. Не хотела мама про это рассказывать, да мы особо и не спрашивали.

— А что было потом, когда она вернулась?

— Судили её, но обошлось. Дали год условно. Или времена другие пошли, иди директор одноногий хорошо про маму сказал. К тому же ребёнок маленький на руках. В общем, обошлось.

— А учёба?

— Какая там учёба. К тому времени, когда можно стало уезжать, мама уже вышла замуж. Ещё двоих родила. Не до учёбы.

В этот вечер других историй не рассказывали. Сидели тихо. Пили чай. Перекидывались отдельными фразами. Раньше обычного ушли спать.

Print Friendly, PDF & Email

29 комментариев для “Лев Мадорский: История тёти Гали

  1. Маркс Тартаковский.
    — 2023-11-30 13:16:25(614)
    Есть «некоторая разница»: война разворачивалась на территории одной страны — и в тысячах километров от другой…
    ///
    Март Самойлович, даже две: в одной стране 120 тесяч японцев переселили только на время войны с Япониев и разрешили вернуться еще до ее окончания — в другой немцев переселяли в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области еще до войны с Германией, в 1936, и удерживали всех депортитованных в течение десяти лет после окончания войны.

    1. в одной стране 120 тесяч японцев переселили только на время войны с Япониев и разрешили вернуться еще до ее окончания — в другой немцев переселяли в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области еще до войны с Германией, в 1936, и удерживали всех депортитованных в течение десяти лет после окончания войны.
      ———————
      Я уже писал Маркс, об этом, но Александр сформулировал более конкретно. Другими словами, всю историю США и России,как в важных делах, так и, как в данном сдучае, в мелочах, прослеживается разница ( не в пользу России) между Россией и Америкой. И условия содержания военнопленных в США и на нашей бывшей Родине тоже догадыватесь в чью пользу. Самое неприятное, что эта разница в проявлениях демократии и в стандарте жизни благополучно перекочевала в 21 век. Знаю, что Вы патриот России и Вы мне друг, но истина дороже…

    1. Вы делаете ошибки в немецком языке. Alles
      vergessen.
      —————
      Спасибо, В.Ф, Это. в данном случае, не столько ошибка скалько описка.

  2. Понимаете, Лев, какая штука.
    Факт, что фольксдойче стали опорой оккупационной власти на захваченных территориях.
    И факт, что американцы точно также поступили со своими гражданами японского происхождения.
    Правда через много-много лет извинились перед ними.

    1. Фольксдойч стали опорой оккупационного режима
      ——-
      Тут, Сэм, на мой.взгляд два момента и оба со знаком минус. Во- первых, действительно, национальная принаджность частенько важнее моральных принципов, и, во- вторых,
      нам ещё далеко до времени, когда разделение на нации станет атавизмом. Это было бы верным знаком, символом прогресса

        1. Лев, неужто Вы — антсионист?
          Не верю
          —————
          Нет, Сэм, конечно нет.. И больше всего я переживаю за судьбу Израиля. Каждое утро пишу в гугле:»Удары по ХАМАС» Речь совсем о другом. Я любитель фантастики ( иногда фантастика становится реальностью) и мне близки космопотитические устремления. Поэтому я верю, что когда-нибудь в отдалённом будущем исчезнут нации, мы все будеи земляне и граждане мира. Ну почему бы, чёрт возьми, не помечтать!?

    2. Сэм
      — 2023-11-27 13:52:12(343)
      Понимаете, Лев, какая штука.
      Факт, что фольксдойче стали опорой оккупационной власти на захваченных территориях.
      И факт, что американцы точно также поступили со своими гражданами японского происхождения.
      Правда через много-много лет извинились перед ними.
      ///
      Если уж говорить всю правду — американцы отменили закон о выселении еще до конца войны.
      Галина мама сбежала в 1950, а уезжать стало можно еще через сколько лет?
      Так что «точно также» можно сказать разве что с очень большой натяжкой — если вообще можно.

      1. Галина мама сбежала в 1950, а уезжать стало можно еще через сколько лет?
        Так что «точно также» можно сказать разве что с очень большой натяжкой — если вообще можно.
        ——————
        Я, Сэм, согласен с Александром. У Вас не совсем точная хронология. Обдегчение пришло только после смерти «вождя народов»

        1. Уважаемый Лев, если бы г-н Бархавин был бы минимально объективен, то он должен был бы написать типа: «вы в принципе правы, но не совсем точны. Японцы были отпущены уже … году.» (Я специально этим вопросом не занимался, в одном месте нашёл 1944, в другом -1945 год)
          А если вас интересует моё отношение к сталинскому режиму, то я его высказал не раз, к примеру в переписке с Алексом Манфишем, который, как мне кажется, к нему чересчур благосклонен. Но это не означает, что надо тупо относится ко всему, что делалось в то страшное время, и в первую очередь во время той Войны.

          1. Сэм
            — 2023-11-29 09:34:26(481)
            Уважаемый Лев, если бы г-н Бархавин был бы минимально объективен, то он должен был бы написать типа: «вы в принципе правы, но не совсем точны…
            ///
            Любопытные представления у г-на Сёмы Давидовича о минимальной объективности.
            Вот он вещает «американцы точно также поступили со своими гражданами японского происхождения» — и если у него есть сомнения в своей объективности, он их держит при себе.
            Когда его мягко поправляют, что «точно также» можно сказать разве что с очень большой натяжкой — если вообще можно, это вызывает его обвинение в отсутствии минимальной объективности — поскольку, видите ли, его не признали «в принципе» правым.
            Насколько можно считать Сэма с его «точно также» в принципе правым — можно судить из прямого сравнения.

            США:
            2 января 1945 года /ЕЩЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ — А.Б./ были отменены военные законы по выселению. Интернированные начали возвращаться в свои дома, хотя лагеря оставались открытыми для тех, кто ещё не готов был их покинуть. Освобождаемые получили по 25 долларов и билет на поезд. Последний лагерь был закрыт в 1946 году

            СССР:
            Трудармия была расформирована только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться только в места выселения: Урал, Сибирь, Казахстан, где находились их родственники. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 133/12 д. № 111/45 от 26 ноября 1948 года все выселенные в годы ВОВ были приговорены к ссылке навечно…
            До 1956 года подавляющее большинство немцев в местах своего проживания находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре.

            Ну и как вишенка на торте — это вообще были два разных процеса, интернирование (японцев в США) и депортация (немцев в СССР). Интересующиеся могут посмотреть определения этих процессов, чтобы понять, насколько они в принципе различны — по причинам, по статусу перемещаемого населения, по обязательствам государства относительно условий проживания.

            Так что если Сэм продолжает настаивать, что объективно он «в принципе прав» со своим «точно также» — то я буду настаивать, что объективно его «точно также» — в принципе ложь.
            А якщо ні — то ні в якому разі:)

      2. Галина мама сбежала в 1950, а уезжать стало можно еще через сколько лет?
        Так что «точно также» можно сказать разве что с очень большой натяжкой — если вообще можно.
        —————
        Да, Александр. Большая разница между американскими и российскими порядками( в пользу американских) началась давно и кончится , думаю, не скоро. Хотя по прежнему квасные российские патриоты прехрительно называют американцев америкашками

        1. «…называют американцев америкашками»
          __________________________

          Давно уже пиндосами, Лев 🙂

      3. 2 января 1945 года /ЕЩЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ — А.Б./ были отменены военные законы по выселению (США)
        Трудармия была расформирована только в 1947 году.
        (СССР)
        ——————
        Цифры , Сэм, говорят сами за себя

        1. Лев, то, что Вы любом разногласии посчитаете неправым меня, меня не удивляет.
          То, что г-н Бархавин, конечно же не вещает, а просто занимается подменой того, что я написал, удивляет ещё меньше.
          Где и когда я сравнивал сталинский СССР с США?
          Я просто привёл ФАКТ, что как в СССР были высланы его граждане немецкой национальности, так и это было сделано в США.
          И на мой взгляд, как это и не выглядит плохо, это было необходимо в условиях той войны.
          Как необходимо делать то, что делает Израиль сегодня.
          А в отношении г-на Бархавина я могу только повторить то, что сказал Маск в отношении ушедших с бывшего твитера рекламодателей.
          Осторчело.

          1. то, что Вы любом разногласии посчитаете неправым меня, меня не удивляет.
            —————
            Где Вы, Сэм, такое умудрились увидеть. Тем более, в любом разногласии…
            —————-
            Факт, что фольксдойче стали опорой оккупационной власти на захваченных территориях.
            И факт, что американцы точно также поступили со своими гражданами японского происхождения.
            —————-
            По моему, Сэи, я только подтвердил, что американцы действовали более демократично. Впрочем, нельзя забывать и то, что они не испытали тех ужасов войны, которые испытали россияне, особенно, евреи. Потому , видимо, и отношение к российским немцам после войны было более жёсткое, чем в Штатах к японцам. Хотя в Хиросиме и Нагасаки они выдали им по полной…

          2. Извините, Сэм, за описку в имени

          3. Cэм
            — 2023-11-30 12:54:08(613)
            Я просто привёл ФАКТ, что как в СССР были высланы его граждане немецкой национальности, так и это было сделано в США.
            ///
            Это ложь — Сэм не писал, что его сравнение ограничивается фактом высылки; его «американцы точно также поступили со своими гражданами японского происхождения» — это комментарий на рассказ о судьбе Галиной мамы. «Точно также» было бы уместно, если б она в 1946 в возрасте 21 год имела право вернуться законно в место проживания до высылки, а затем законно поехать в Москву пытаться поступить в университет — и это совершенно другая судьба, чем в 25 тайно бежать, рискуя 20-летней каторгой.
            Поэтому его «точно также» — это ложь. Возможно, он имел в виду только сам факт высылки, когда писал комментарий, поэтому мое замечание было достаточно мягким — но написал он то что, написал. И если б на это замечание ответил, как в подобных следует отвечать в представлении нормальных людей (например, Aвтор — 2023-11-30 14:48:43(617) Спасибо за поправку. Конечно, $2.5 миллиарда), на этом бы дело и закончилось. Но поскольку он настаивает на своем «точно также» — приходится констатировать, что это сознательная ложь.

            «А в отношении г-на Бархавина… Осторчело»
            ///
            Сэм, я и слова такого не знаю. Но если это объяснение в любви — то I love you too:)

  3. по почте из Израиля от Марка Ф.
    ______________
    Русские немцы- это Ganze Geschihte-Зачастую даже и не немцы, а голландцы, или сербы, порой богемцы. В России раньше все кто «не наш» были немцами. Колонизовали Юг европейской части империи, компактно жили на Волге, аккурат напротив Саратова. Остийские так вообще составляли костяк императорской армии и флотаю Везде и в науке, и в медицине . и в искусстве ив инженерном деле. Всего не перечислишь и всех имён не назовёшь.
    На моей малой родине, Буковине, жили немецкие переселенцы и австрийцы. После войны многие сменили записи в метриках и паспортах на что-нибудь другое, не вызрывоопасное. Встречался там с ними.
    Позднее обнаружил немецкие фамилли на досках почёта на лесоразработках ( продолжение следует)

    1. В первой части перечитывая, обнаружил две ошибки: не сербы,а сорбы и не Остийские, а Остзейские немцы»

      1. Продолжение:
        Северного Урала, куда их депортировали в дремучие сталинские времена. Пришлось как-то сопровождать призывников из Омской области. Так и там немецкие имена имели место быть.
        А Казахстан и Средняя Азия!
        Товарищи по работе Кригер, Вазингер, Шульц, Винтер. Где они сейчас? Трудно сказать. После войны многие из немцев старались сойти за евреев, но очень быстро поняли, что это далеко не сахар и потихонечку вернулись к первоначальному состоянию.

  4. «Другие, напротив, лучше видят красоту мира, острее чувствуют радость общения, радость теперешнего, сегодняшнего бытия.»
    ===
    Они правы.

    А сам рассказ: у тёти Гали с мамой та же тайна (чужой жизни и своего происхождения), что у почти всех из нас с поколениями пра-бабушки/пра-дедушки и дальше в прошлое.

    Если даже «кребс» не должен мешать стараться жить радостно, то тем более это.

    1. Если даже «кребс» не должен мешать стараться жить радостно, то тем более это.
      ==================
      У меня такой диагноз был 21 год назад, но ( стучу по дереву) пока живу.

  5. «… с диагнозом, который не хочется лишний раз произносить,»
    ————————————————————————————————————
    Я тоже не люблю произносить этот диагноз. На русском языке очень не люблю.
    И уж если приходится о нём говорить, то использую иностранное слово «кребс».
    Звучит не так уж страшно, как по-русски.

    1. «Деменция» звучит страшнее — уж лучше большие по пять, но вчера или маленькие, но по три сегодня 🙂

      1. «Деменция» звучит страшнее — уж лучше большие по пять, но вчера или маленькие, но по три сегодня 🙂
        —————
        Наверно в сочетании деменция и рак есть преимущество- носитель имея первое забывает о втором.

        1. Сдержать не мог счастливых слёз —
          С болезнью справиться несложно!
          Пусть излечить нельзя склероз,
          Но позабыть о нём возможно!
          🙂

    2. И уж если приходится о нём говорить, то использую иностранное слово «кребс».
      Звучит не так уж страшно, как по-русски.
      ________________
      Всё, Виктор, зависит от стадии и от органа. Но, всё равно, не дай бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.