Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваикра

Loading

На эту разницу нужно обязательно обратить внимание. Мудрецы учат нас, что к любым нюансам в формулировках Торы нужно внимательно прислушиваться. Если два стиха тождественны по содержанию, то они обязательно будут тождественны и по форме. Не бывает в Торе произвольной игры словами, вариаций для красоты слога.

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ВАИКРА

Михаил Ривкин«если кто согрешит по ошибке (против какой-либо) из заповедей Г-сподних запретительных и поступит против одной из них. Если священник помазанный согрешит во грех народу, пусть принесет за грех свой, который совершил, бычка из скота, без порока, Г-споду в грехоочистительную жертву» (Ваикра 4:2-3)

«Если же вся община Исраэйлева (согрешит) по ошибке, и скрыто будет дело от глаз общества, и сделают что-нибудь против заповедей Г-сподних, чего не надлежало делать, и станут виновны, То, когда сознан будет грех, которым они согрешили, пусть представит общество бычка из скота в очистительную жертву…» (Ваикра 4:13-14)

«Если князь согрешит и поступит против одной из заповедей Г-спода, Б-га своего, как не надлежало поступать, по ошибке, и провинится; То, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть принесет свою жертву — козла без порока» (Ваикра 4:22-23)

«А если согрешит кто-либо из народа земли по ошибке сделает что-нибудь против одной из заповедей Г-сподних, чего не надлежало делать, и провинится» (Ваикра 4:27)

Все перечисленные выше случаи имеют между собою нечто общее: согрешивший должен принести жертву грехоискупительную. Из конкретного содержания цитированных отрывков, а также из общего контекста очевидно, что во всех случаях речь идёт о грехе по ошибке.

Автор «Книги заповедей» в своём объяснении смысла всех заповедей следует общему принципу: «деяния увлекают за собою сердца». Иными словами, именно деяния, практическая деятельность людей оставляют куда более глубокий отпечаток в человеческой душе (на благо или во вред), нежели изучение и теоретический анализ заповедей. Исходя из этого принципа, автор анализирует смысл грехоочистительной жертвы (предписывающая заповедь 95 в его классификации), и приходит к таким выводам:

«Мы уже говорили, что в самом существенном сердца наши устремлены за деяниями, и потому когда согрешит человек, он не может очистить сердце только речениями уст своих, он не может просто произнести вслух: я согрешил, я больше не буду. Он должен искупить свой грех деянием великим, взять из своей собственности, и привести свою скотину в Дом Избранный, к коэну, и совершить весь ритуал, описанный в законе о жертве грехоочистительной. И по свершении всех этих действий запечатлеется в душе его всё злодеяние греха и впредь он от греха воздержится.

И в этом коренится Б-жественное повеление всегда приносить в жертву из того, что особенно притягательно для человеческого сердца, из таких вещей, как мясо, вино или хлеб, чтобы сильнее пробудить человеческое сердце, когда оно обращено к этим вещам /…/ И есть особенно сильное пробуждение человеческого сердца, когда человек приносит в жертву животное, ибо он чувствует своё подобие этому животному. Ведь тело человека и тело животного во многом подобны, и не различаются, но одному из них дарован рассудок, а другому — нет. И в момент греха человек теряет рассудок, и следует ему знать, что в этот момент он делается подобен животному. /…/ и потому заповедано ему взять тело из плоти, такое же, как и он сам, и принести в Избранное Место, во славу рассудку, и сжечь это тело там /…/ дабы нарисовать в сердце своём ясную картину того, что всякая ценность тела без рассудка теряется и полностью исчезает, и чтобы радовался он уделу своему, радовался что дарована ему Всевышним разумная душа, которая пребудет вовеки, и также у тела, единого с нею, есть надежда на воскресение, поскольку следует оно путями Всевышнего, т.е. воздерживается от грехов многих. И обещает Тора, что этим великим деянием, при ясном осознании совершающего это деяние, очистится он от греха сердцем и душою, и будет искуплен грех по ошибке. Но умышленный грех не искупается посредством такого уподобления, ибо согрешивший умышленно не подлежит увещеванию посредством такого уподобления, но только наказанию по закону, как сказано: «а розга — для спины глупых» (Мишлей 26:3)»

Возникает вопрос, в чём же состоит грех человека ошибающегося, ведь только по неосторожности совершил он то, что совершил, ведь он не желал плохого? На этот вопрос даёт подробный ответ рав Шимшон Рафаэль Гирш, объясняя, в чём же именно грешит ошибающийся:

«Ошибающийся это тот, кто грешит по неосторожности, т.е. потому, что в момент греха нет в сердце его должной концентрации и сосредоточенности, нет стремления привести все свои поступки в соответствие с Торой и заповедями. И потому он не «трепещет над словом Моим» (Йешайа 66:2). И отсутствие этого трепета, несерьёзность, легкомыслие в жизненных установках, нежелание и неспособность привести свою жизнь в соответствие с Торой и заповедями, всё это и составляет сущность такого вот «греха по ошибке».

Мы видим достаточно сложную, неоднозначную ситуацию. «Грех по ошибке» не сводится к тому, что у согрешившего не было злого умысла, что он всего лишь «забыл», всего лишь «отвлёкся», проявил неосторожность. Пусть и не вполне осознанно, согрешивший «не трепещет над словом Моим», проявляет небрежение и легкомыслие там, где они менее всего уместны. Чем выше позиция согрешившего, тем выше и его ответственность. В этом случае всякая рассеянность, всякая забывчивость чреваты самыми тяжкими последствиями. Поэтому и та грехоискупительная жертва, которую приносят сильные мира сего тяжелее, чем жертва простого человека. В нашей главе перечислено четыре случая принесения грехоискупительной жертвы, начиная с тягчайшего, в порядке убывания значимости согрешившего.

«Если священник помазанный согрешит во грех народу» —

«Священник помазанный», по принятому толкованию, это Первосвященник, Великий коэн. Каждый его грех, пусть и неумышленный, имеет тяжкие последствия для всего народа.

«Если же вся община Исраэйлева (согрешит) по ошибке» —

Согласно толкованию Мудрецов, «вся община» это Санхедрин, который вправе судить и поучать галахе весь народ Израиля. Далее следуют более лёгкие случаи:

«Если князь согрешит \…\ по ошибке, и провинится»

«А если согрешит кто-либо из народа земли по ошибке»

В русских переводах описания всех четырёх случаев начинаются со слова «если». Однако в оригинале это не так. Первый, второй и четвёртый случай начинаются со слова אם, которое, действительно, правильнее всего перевести словом «если». Это слово выражает вариативность, неоднозначность ситуации: событие может либо произойти, либо нет, в зависимости как от желания, так и от множества внешних, привходящих обстоятельств, от времени, от места действия, от условий среды. В третьем случаем, при описании греха князя, использовано слово  אשר. Это слово в данном случае правильнее было бы перевести как «который», и тогда меняется весь смысл предложения! Речь идёт не о возможности, а о событии достоверном и неизбежном.

«Князь, который согрешит по ошибке и провиниться».

На эту разницу нужно обязательно обратить внимание. Мудрецы учат нас, что к любым нюансам в формулировках Торы нужно внимательно прислушиваться. Если два стиха тождественны по содержанию, то они обязательно будут тождественны и по форме. Не бывает в Торе произвольной игры словами, вариаций для красоты слога. И в данном случае тоже есть большая разница между употреблением слов «Если» и «который». На эту разницу обратил внимание Р. Овадия Сфорно, и так прокомментировал третий случай грехоочистительной жертвы:

«Князь, который согрешит» — ибо это распространённый случай, что он согрешит, как сказано «И утучнел Йешурун и стал брыкаться» (Деварим 32:15)» (Сфорно Шемот 4:22)

Иными словами, царский престол, самовластие, сила которой пользуются для господства над себе подобными, дабы держать их в страхе — именно эта сила представляет собой огромную опасность, именно она может соблазнить властителя и ввести его во грех. Именно поэтому сказано не «если», а «который», как если бы было сказано «когда князь согрешит», ибо непременно он совершит одну из возможных для сильных мира сего ошибок, и тогда обязан он принести жертву грехоочистительную, по закону.

И есть ещё одно важное отличие при описании греха князя. Если при описании греха Санхедрина и греха простого человека сказано «против одной из заповедей Г-сподних», грех князя сформулирован иначе: «против одной из заповедей Г-спода, Б-га своего», имя Всевышнего упомянуто полностью. РАМБАН дал такое толкование этому отличию:

«И смысл слов «Г-спода Б-га» заключается в указании, что, хотя он повелитель, который не страшится творений из плоти и крови, следует ему страшиться Г-спода Б-га, который господин надо всеми господами, и потому среди заповедей царских есть заповедь написать Свиток Торы. Иными словами, должен он принять в сердце своём, что есть над ним высшая власть, от которой зависит его царство и его душа» (РАМБАН Ваикра 4:22)

Если одно из плотских созданий вознесено над себе подобными, то должен такой человек более всех остальных помнить, что он не более чем плоть и кровь, и есть над ним Высший Судия.

И в наши дни стоит помнить именно об этом толковании заповеди…

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваикра

  1. По-моему одного пункта не хватает:
    1. Первосвященник;
    2. Кнессет;
    3. «Князь»;
    4. Весь народ;
    5. Отдельная личность из народа;

    Всевышний вовсю использует так называемый «условный рефлекс» путём наказания за невольный грех искупительной жертвой.
    В НЛП это ещё называется «якорная техника» — грешнику «ставят якорь» 🙂

    Интересно — не съедают ли жрецы мясо искупительной жертвы? Я бы съел — чего зря добру пропадать.

    И ещё насчёт грехов (повторюсь):

    Проступок с наказанием увязан,
    Так парадокс Создатель разрешил —
    Наказан не за то, что согрешил,
    А тем, что согрешил и был наказан…

    Был наказан невниманием.

    1. Вы правы, когда предлагаете включить в перечень «грешников по ошибке» ещё один пункт: прегрешение народа Израиля, как национального коллектива. Более того, в самом тексте Торы такой пункт имеется. Второй пункт этого списка в оригинале сформулирован так: «если же вся община Израиля согрешит по ошибке». По простому смыслу ясно, что речь идёт именно о народе. Так что, на самом деле, в этом списке отсутствует именно Кнессет или же эквивалентный ему в период Мишны и Талмуда Санхедрин. Грех этого «коллективного суверена» никоим образом не сводится ни к греху князей, ни к греху народа в целом. И Мудрецы, среди которых были и члены Санхедрина, прекрасно сознавали, что грех «коллективного суверена» должен быть выделен отдельно, ибо его последствия ложатся на весь народ Израиля тяжким бременем. Но при этом возможности традиционного толкования ограничены: в окончательном варианте списка должно быть только четыре пункта, не больше. Отсюда и возникает трактовка слов «община Израиля» как Санхедрин. В результате народ Израиля из списка исчезает.
      Что касается обращения с тушей грехоочистительной, то оно полностью идентично обращению с жертвой мирной (шломим). Некоторые части, т.е. тук (внутренний жир), почки, перепонки, сжигается на жертвеннике. Кровь используется для кропления перед завесой, а то, что не использовано для этой цели, выливается у основания жертвенника. Все остальные части туши сжигаются дотла в специально отведённом месте (Ваикра 4:5-12, и далее аналогичные описания). Почему же коэнам, в данном случае, ничего не достаётся? Ясных объяснений в традиционном толковании нет. Можно только догадываться, что вопрос о том, нужна ли вообще грехоочистительная жертва иногда решался при участии коэнов, и потому нужно было освободить их всякой материальной заинтересованности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.