Иосиф Гальперин: Две пьесы Соломонова в Израиле

Loading

И шизофрения интеллигенции, тружеников нивы культуры, делающих внутри себя несколько оборотов вокруг моральной оси, произнося «не все так однозначно», и пытающихся предугадать настроение начальства, которое и само не знает, что у него сегодня в склеротической голове.

Иосиф Гальперин

ДВЕ ПЬЕСЫ СОЛОМОНОВА В ИЗРАИЛЕ

Двойной код распада

Иосиф ГальперинКогда-то Артур Соломонов написал пьесу о том, как смерть Сталина воспринимают в России. И позвали его с этой пьесой в академический императорский театр, стали пробовать поставить, учитывая те или иные возможные пожелания и трактовки власти и общества. Дошло до того, что он вскричал: «Если будете ставить, уберите мое имя с афиши!» и убежал. А потом написал очень смешную пьесу об этой истории «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», которая теперь идет в разных странах для русскоязычной аудитории, в ней сформулирован консенсус «расколотого общества»: «Тиран-правитель и палач-герой». Шизофрения распада мира, который смотрит в прошлое и хочет приспособить его к сиюминутным пиар-нуждам. Который свидетельства преступлений приравнивает к мыслительным ходам и готов постмодернистски выражать «все относительное» — тем самым призывая новые преступления, ускоряющие распад. И шизофрения интеллигенции, тружеников нивы культуры, делающих внутри себя несколько оборотов вокруг моральной оси, произнося «не все так однозначно», и пытающихся предугадать настроение начальства, которое и само не знает, что у него сегодня в склеротической голове.

Пьеса переведена на восемь языков, идет в разных странах. Спектакль мы смотрели в Хайфе в зале «Аудиториума», перед началом присутствовал портрет Сталина и столик с рюмками. К сожалению, мой Пентакс опять схалтурил и голова нашего друга Артура Соломонова, выглядывающего из-за портрета, вышла нерезкой, фото годится только для домашнего напоминания о событии. Приходится ставить фото Самсунга — и со мной.

Публики было много — и не только тех, кто помнит времена Союза.

Публики было много — и не только тех, кто помнит времена Союза.

Зал заполнился.

Зал заполнился.

Трагифарс, державший внимание публики даже в своем непривычном для реалистического тетра виде, шел быстро, жестко, ярко и разнообразно, с отточенными актерскими работами. Блистал известный не только россиянам Анатолий Белый, сыгравший и роль Сталина, и роль извивающегося под президентом и его министром режиссера Вольдемара Аркадьевича (на снимке с Полиной Пахомовой).

В этой мизансцене Белый (в центре) рядом с Михаилом Шацем (шоумен ожидаемо оказался хорошим актером, сыграв чиновника Минкульта) и режиссером израильской постановки Илином Ювалем, на сцене воплотившим роль Драматурга. А Белый этой ролью объяснил, почему он ушел из МХТ после начала войны в Украине.

Натан и енот

Артур Соломонов написал свой роман примерно за год до большой войны, но прозорливо собрал в него характеры и резоны всех тех, кто привел Россию к 24.02.22. Здесь и подростковый (гопнический, местечковый) комплекс неполноценности перед «пиндосами», и сознательное размывание границ добра и зла, и стремительное отупение вроде бы разумных, но уж очень осторожных людей. В главном герое читаются не только «Натан Дубовицкий» (Владислав Сурков), но и Борис Березовский, и Жириновский, а в сценическом воплощении Анатолия Белого — даже такой мелкий бес, как Борис Якеменко.

Натан и енот
Натан и енот

Да, роман перешел на театральную сцену, вчера в Тель-Авиве была премьера спектакля в центре Сюзанны Даляль. Артур перед премьерой волновался не меньше актеров, развлекая себя и публику мемом-мерчем «За истинный союз еврея и енота!»

Натан и енот
Натан и енот

В тексте Соломонова, полном саркастического медленного яда, таких фраз немало, они сопровождают Натана и его бессловесного подручного гималайского енота Тугрика во всех авантюрах — вплоть до полета в космос. Думаю, пьесу увидят не только в Израиле, но поймут всю прелесть — только русскоязычные. Спектакль поставила Татьяна Марек, она и сыграла Тугрика, принимающего фонтаны Натанова красноречия и готового быть забритым на фронт. Как-то подумалось об инфернальном прислуживании тугриков любым демагогам.
А я с гордостью вспомнил предисловие к роману, которое написала Любовь Цуканова. В нем Люба тоже поработала предсказателем: сказала, что роман обязательно должен шагнуть на сцену. Поэтому я с полным на то правом снял ее рядом с енотом, стоявшим в фойе театрального зала.

Натан и енот
Натан и енот
Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Иосиф Гальперин: Две пьесы Соломонова в Израиле

  1. Как в Израиле некому исправить положение с военной «концепцией» умиротворения Хамаса, кроме как тем генералам и политикам, которые в ней виноваты, так и интеллигенции надо самой найти выход из нынешней шизофренической ситуации в обществах.

    1. Да, я думаю, твердая нравственная позиция, идейная незашоренность и широта внимания к реалиям позволят интеллигенции, наконец, выполнить свою профессиональную задачу. Только не надо ее оставлять на пораженных профессиональной кривизной философов, политологов, экономистов, видимо, острота художественного зрения сейчас важнее.

  2. «И шизофрения интеллигенции, тружеников нивы культуры, делающих внутри себя несколько оборотов вокруг моральной оси, произнося «не все так однозначно», и пытающихся предугадать настроение начальства, которое и само не знает, что у него сегодня в склеротической голове.»
    _______________________________

    Интеллигенция больна…
    Коль некуда деваться —
    Готова есть с руки она
    И грязно отдаваться…

Добавить комментарий для Zvi Ben-Dov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.