Михаил Ривкин: Недельный раздел Бемидбар

Loading

По мнению тех, кто считает, что заповедь счисления с помощью монет это «одноразовая» заповедь, опять-таки возникает вопрос: а в чём же грех Давида?

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ БЕМИДБАР

Михаил Ривкин«И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Исраэйля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно» (Бемидбар 1:1-2)

Ицхак Абарбанель сформулировал те сложности и недоумения, которые вызывает эта заповедь:

«Ведь это же обратное тому, что написано в Торе: «Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Исраэйлевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Г-споду при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их» (Шемот 30:12) И вот как комментирует РАШИ: «Когда пожелаешь узнать их точное число, не считай их по головам, но пусть каждый даст тебе половину шекеля и сосчитай монеты, и будешь знать их число», и как же, в таком случае заповедано, чтобы считали их поголовно?» (И. Абарбанель Бемидбар там)

И все комментаторы чувствовали это противоречие между заповедью о первом исчислении, до построения Мишкана, (Шемот 30:12) и между заповедью о втором исчислении, и многие пытались это противоречие гармонизировать разными путями. Вот что пишет РАШИ:

«Поголовно — при помощи монет, полшекеля на голову» (РАШИ Бемидбар 1:2)

Однако Ицхак Абарбанель и ещё некоторые комментаторы полагают, что такое объяснение, т.е. пересчёт монет, противоречит простому смыслу Торы. Ведь сказано прямо, что считать надо «поголовно» и нет намёка на то, чтобы брать полшекеля с головы, и вообще никакого указания, как именно проводить подсчёт. И вот что Абарбанель говорит в комментарии к книге IIШемуэля:

«И как же это, что заповедал Всевышний в пустыне Синай и степях моавитянских «Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Исраэйля по семействам их»? И эти слова говорят нам, что исчисление проводилось не с помощью монет, но по головам. И, при всём уважении к РАШИ, который говорит, что подсчёт вёлся монетами, это не истинное толкование, ибо сказано «поголовно» — и это указывает, что считали по головам, а не по монетам»

И таково же его мнение в комментарии к недельному разделу Ки Тиса и к разделу Бемидбар, и так же считают другие комментаторы. Но они при этом полагают, что эта заповедь подсчёта по головам была одноразовой, а не постоянной заповедью на веки вечные. Но и в такой трактовке смысл заповеди остаётся сокрытым, пока сам И. Абарбанель его не проясняет:

«И главная цель исчисления в книге Шемот состояла в том, чтобы собрать по полшекеля на серебряные колонны, для возведения Мишкана, но никак не наоборот, т.е. не было исчисление главной целью, а монеты — только подсобным средством. И если Всевышний заповедал так, то исполнители его воли, исполнители заповеди не подвержены никакому вреду и ущербу» (И. Абарбанель, Бемидбар 1:2)

Последние слова в этом комментарии заслуживают особого внимания. Ни у кого и ни у чего нет силы и власти принести вред человеку, кроме как у посланника Всевышнего. Поэтому нельзя понимать собирание полушекеля как некий обходной манёвр с целью избежать того вреда, который станет результатом переписи. Только по воле Всевышнего может случится несчастье, нет автоматического возмездия и автоматического воздаяния. Поэтому И. Абарбанель энергично полемизирует против всех, кто считает, что и в разделе Бемидбар считали по числу монет, а не поголовно. И против всех, кто верит, что придёт мор, если считать поголовно, он возражает так:

«И теперь, когда пересчёт народа стал необходимостью, заповедал Всевышний, чтобы считали народ без помощи монет, и без помощи других предметов, ибо «посланцы заповеди не доступны вреду» (Псахим 8А). И пусть не боятся и не опасаются»

И в различных перечнях заповедей мы не находим жёсткой привязки заповеди пересчёта к заповеди полушекеля. И в «Книге воспитания» (гл. Ки Тиса заповедь дарования полушекеля) просто и прямо сказано:

«Пусть каждый в Израиле, двадцати лет и старше, бедный или богатый, даст полшекеля каждый год, через посредство коэнов, \…\ и все эти деньги складывали в одном из приделов Храма, и из этих денег покупали жертвы постоянные и дополнительные, и все прочие жертвы, и соль, которой солят жертвы, и хлеба приношения, и омер, и два хлеба, и красную корову, и козла отпущения»

Однако, если И. Абарбанель прав, то возникает естественный вопрос: в чём же, в таком случае, грех Давида, о котором подробно рассказано в книге IIШмуэля, гл. 24. Ведь Давид пересчитал сынов Израиля и за это он сам и Израиль были наказаны эпидемией.

«И сказал царь Йоаву, военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Исраэйлевым, от Дана до Беэйр-Шэвы, и пересчитайте людей, чтобы знать мне число народа. И сказал Йоав царю: да умножит Г-сподь, Б-г твой, народ, сколько его есть, и еще во сто раз столько, и глаза господина моего царя (да) увидят (это); но для чего господин мой царь этого желает? Но строгим было слово царя Йоаву и начальникам войска; и пошел Йоав с начальниками войска, что были при царе, считать народ Исраэйльский. И перешли они Ярдэйн, и остановились в Ароэйре, с правой стороны города, который в долине (удела) Гадитов, а (оттуда прошли) к Язэйру. И пришли в Гилад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и в окрестности, и (прошли) к Цидону. И пришли в крепость Цора и во все города Хиввийцев и Кенаанеев, и вышли на юг Йеудеи в Беэйр-Шэву. И обошли всю землю, и по истечении девяти месяцев и двадцати дней пришли в Йерушалаим. И подал Йоав царю число пересчитанных людей, и было Исраэйльтян восемьсот тысяч мужей храбрых, (способных) обнажить меч, а мужей Йеудеи пятьсот тысяч человек. И дрогнуло (от раскаяния) сердце Давида после того, как он сосчитал народ… И сказал Давид Г-споду: весьма согрешил я, что сделал это; а теперь, Г-споди, прости, прошу, грех раба Твоего, ибо поступил я весьма неразумно. (IIШмуэля 24:2-10)

И по мнению РАМБАНа, который считает, что заповедь счисления народа с помощью полушекеля дарована на веки вечные, и по мнению И. Абарбанеля, который считает, что это — «одноразовая» заповедь, остаётся без ответа вопрос о грехе Давида и о его наказании.

Вот как формулирует этот вопрос сам РАМБАН:

«И я далёк от мнения, что Давид был небрежен в соблюдении слов Писания «и не будет мора среди них при исчислении их» (Шемот 30:12) И возможно, что ошибся Давид, но в этом случае сам Йоав должен был бы вести счёт монетами. И почему же, в таком случае, не считал Йоав монеты, чтобы не согрешить?»

По мнению тех, кто считает, что заповедь счисления с помощью монет это «одноразовая» заповедь, опять-таки возникает вопрос: а в чём же грех Давида?

На этот вопрос предлагались разные ответы, но наиболее убедительным представляется тот, который дал РАЛБАГ и затем повторил Ицхак Абарбанель, в комментарии к IIШмуэля 24:2-10:

«Грех состоял в том, что Давид, помазанник Всевышнего, Б-га Израиля, простёр десницу свою и возложил упование на множество народа, и не было угодно и достойно, чтобы он простёр свою десницу и счёл множество народа, и видел в этом залогом успеха. Но должен он был полагаться только на милость Всевышнего, ибо от Него зависит успех и многочисленны, и малочисленных»

И из подробностей этой истории ясно, что перепись эта служила военным нуждам, ибо пересчёт был возложен «Йоава, военачальника» и на военачальников Израиля, и считали только «людей войска, способных обнажить меч»

Тора не запретила человеку стараний и усилий в борьбе за существование, напротив, она требует от человека деятельности и трудолюбия, приложения всех сил и возможностей для защиты жизни и освоения земли и природы, а потому и армия для обороны народа — это одно из требований Торы. Но если так, то почему же РАЛБАГ и Абарбанель жалуются на царя Давида, когда он собирает армию? Ведь и перепись Моше тоже была для военных нужд, для завоевания Земли?

Грех царя Давида состоял в том, что он перешёл ту неуловимую грань, которая отделяет армию, как некую силу, строго подчинённую своей задаче от армии, как предмета гордости, восхищения и хвастовства.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Бемидбар

  1. «Грех царя Давида состоял в том, что он перешёл ту неуловимую грань, которая отделяет армию, как некую силу, строго подчинённую своей задаче от армии, как предмета гордости, восхищения и хвастовства.»
    ===
    По-моему эта грань отделяет некий баланс коллективизма-индивидуализма от перекоса в сторону коллективизма. При балансе важно и число солдат (сила армии) и имя (уникальная личность) каждого солдата. При балансе есть важна и победа и святость индивидуальной человеческой жизни.
    А при перекосе важно только число солдат (сила армии) и пропадает святость индивидуальной человеческой жизни. По Торе это огромный грех лидеров народа.

  2. «И обошли всю землю, и по истечении девяти месяцев и двадцати дней пришли в Йерушалаим. И подал Йоав царю число пересчитанных людей, и было Исраэйльтян восемьсот тысяч мужей храбрых, (способных) обнажить меч, а мужей Йеудеи пятьсот тысяч человек.»
    _____________________________

    1. Интересно, как Йоав перевёз (если перевёз) почти 120 тонн серебра?

    2. Наверное, так зарождалось еврейское налоговое управление — мас а-хнаса 🙂

    1. По простому смыслу, Йов считал именно людей, а не монеты, и именно в этом состоял грех Давида.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.