Яна Любарская: Актер Денис Котельников: «Смех в лицо приближающейся смерти…»

Loading

И поползли слухи, что людей там держат насильно, в ужасных обстоятельствах, а потом — убивают. Под давлением датского правительства, руководство СС решило продемонстрировать делегации Красного Креста «образцовый» лагерь, показав остальным, что якобы, это — неправда, и что евреи там проживают в самых лучших условиях. Для того, чтобы скрыть факт перенаселения лагеря, нацисты депортировали большую часть заключённых в Аушвиц.

Яна Любарская

АКТЕР ДЕНИС КОТЕЛЬНИКОВ: «СМЕХ В ЛИЦО ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ СМЕРТИ…»

Фото предоставлены Денисом Котельниковым

Яна ЛюбарскаяДенис Котельников — молодой, талантливый актер театра и кино. Глядя на него, кажется, что ему очень легко и просто даются и хореография, и актёрское мастерство, и исполнительское искусство. Он родился в 1990-м году в Москве, окончил Московское хоровое училище им. А.В. Свешникова при Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Театральный институт им. Б.В. Щукина (курс музыкального театра, художественные руководители Е.В. Князев и В.И. Тартаковский). С 2011 года служит в Московском Театре Мюзикла.

Наш герой — Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф.И. Шаляпина, Лауреат Всероссийского конкурса юных вокалистов им. А. Пирогова. Озвучивал анимационные и художественные фильмы. Участник лабораторного показа проекта «Времена не выбирают» в Центре искусств Михаила Барышникова (Нью-Йорк, 2010 г.) Сегодня же — мы поговорим о его роли Вилли Вебера в культовом, успешном музыкальном спектакле «Кабаре Терезин», с участием звёзд московских мюзиклов и оркестра «Universe Band», выпущенном в 2020-м году режиссёром Ниной Чусовой и продюсером Михаилом Шейниным, прочно успевшим завоевать внимание и любовь зрителей.

***

— Уважаемый Денис, ваша роль, ваш трогательный образ в этом спектакле отца семейства, которого нацисты отправляют на смерть, в печи Аушвица, заставляет плакать пол зала, настолько хорошо, искренне и убедительно, вы её играете! Мне, давно сотрудничающей с Российским Центром «Холокост», всё это особенно интересно. Расскажите, пожалуйста, вкратце, о сюжете данного сценического действа, основанного на текстах, музыке и детских рисунках, действительно созданных в Терезиенштадте.

— Яна! Очень приятно, что вы решили написать об этом спектакле! Для меня это — важная работа, ведь на сцене оживает подлинная, реальная история кабаре Терезинского лагеря, основанная на архивном, историческом, музыкально-поэтическом материале. В 1941-м году, на территории оккупированной Моравии, было организовано «образцовое гетто», в котором находились заключенные литераторы, актёры, музыканты — цвет еврейской интеллигенции Западной Европы. И, чтобы преодолеть тяготы лагерной жизни и не пасть духом, узники решают создать настоящее кабаре, где исполняются скетчи и сатирические номера. Оно становится излюбленным местом обитателей лагеря. Однажды, в Терезиенштадт прибывает новая семья: Ильзе Вебер — известная детская писательница из Праги вместе с младшим сыном и мужем Вилли, которого играю я. По сценарию, мы постепенно привыкаем к трудностям жизни заключенных, включая голод, холод, болезни, постоянный страх и тоже начинаем выступать на подмостках Кабаре Терезин, где обретаем новых друзей — актрису Ханну и режиссёра Карела. С нами приезжает и неунывающий, весёлый старик Мендель. Вместе мы становимся одной большой семьей: ходим на работу и устраиваем маленькие, но тёплые праздники. Иногда нам даже кажется, что наша жизнь налаживается…

— Понятно…

— Это, как вы уже поняли — очень печальная, трагическая история, но в ней — много юмора, музыки и веселья. Персонажи спектакля сопротивляются горю, стараясь выжить в этих, нечеловеческих условиях и находят повод для радости, даже в самых тяжёлых ситуациях, стараясь поддерживать культурную и духовную жизнь, что очень важно для любого человека. Этот спектакль призывает любить жизнь и ценить каждый её момент, ведь лозунг терезинцев: «Обнимитесь друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!» Хочу отметить, что наш спектакль стал лауреатом фестиваля «Музыкальное сердце театра» 2022 года в четырех номинациях, как лучший музыкальный спектакль 2022 года, получив награды за лучшую режиссуру, лучшую аранжировку, лучшую женскую роль. В нём звучат произведения композиторов — узников лагеря Терезин, а также несколько авторских сочинений композитора Сергея Дрезнина. Аранжировки также выполнены им. На нашей сцене можно видеть небольшой оркестр, с нашитыми на груди жёлтыми звездами — такой же, какой был там, в Терезине.

— Как лично вы попали в этот проект?

— Меня пригласила к участию в нём музыкальный руководитель этого спектакля, Анна Петухова. И это стало моей первой совместной работой с талантливым режиссёром Ниной Чусовой, которая предварительно собрала о Терезинском гетто огромное число важнейших исторический сведений, создав такое оригинальное, замечательное, аутентичное музыкальное сценическое действо. Работа над этим спектаклем началась незадолго до пандемии, в 2020-м году. Нам постоянно приходилось что-то придумывать, дабы иметь возможность встречаться, репетировать. Вообщем, выпускали задуманное — в весьма непростых условиях. Каждый раз нам казалось, что еще немного, и всё развалится, но мы преодолели все сложности. Наше кабаре ожило, как и кабаре в Терезине, существовавшее, вопреки всем обстоятельствам!

— Вы играете в паре с популярной актрисой, Валерией Ланской, исполнительницей роли писательницы Ильзе Вебер. Она — конкретный персонаж, который существовал на самом деле, верно?

— Да, конечно, Ильзе Вебер — реальный человек, детская писательница, которая стала узницей Терезина, вместе с мужем и ребёнком. Позже, она погибла в Аушвице, вместе со своим младшим сыном. Но её рукописи остались, благодаря ее выжившему супругу Вилли. В один из дней, моему герою пришла пора «ехать на Восток, откуда никто и никогда еще не возвращался». А его жены (Ильзе) с ребенком — на тот момент ещё не было в страшных списках. Но Ильзе решила, что семья не должна расставаться, и они отправились вместе с мужем. Женщина отказалась бросить Вилли и добровольно присоединилась к перевозке, в концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау, где она и ее сын Томаш (мои жена и сын по сценарию спектакля) — были убиты. В реальности, так и произошло. Муж писательницы, Вильгельм, успел спрятать стихи и песни супруги, до их депортации из Терезиенштадта, а затем вернулся за рукописями, в конце 1945 года. Благодаря Вилли, мы можем слышать «забытый» голос Ильзы Вебер, сохранившийся в ее стихах и песнях.

— Солидная сцена в спектакле уделена визиту в Терезинское гетто делегации Красного Креста. Почему?

— Так задумала наш режиссёр Нина Чусова, уделить в спектакле особое место этому событию. Терезиенштадт считался образцово — показательным лагерем, и никто из живущих вне гетто, не понимал, что творится за его стенами. В октябре 1943 года из Дании в Терезиенштадт были депортированы 476 евреев (большинству евреев Дании удалось бежать в Швецию). И поползли слухи, что людей там держат насильно, в ужасных обстоятельствах, а потом — убивают. Под давлением датского правительства, руководство СС решило продемонстрировать делегации Красного Креста «образцовый» лагерь, показав остальным, что якобы, это — неправда, и что евреи там проживают в самых лучших условиях. Для того, чтобы скрыть факт перенаселения лагеря, нацисты депортировали большую часть заключённых в Аушвиц. В Терезиенштадте устроили «семейные бараки», чтобы иметь возможность показать их делегации, в случае вопросов о родственниках. После отъезда высокопоставленных «гостей», все депортированные в Аушвиц заключённые, были убиты. 23 июня 1944 года Красному Кресту демонстрировались школа, больница, театр, кафе, бассейн и детский сад. Был проведён футбольный матч. Дети узников сыграли перед «почётными гостями» оперу «Брундибар», написанную заключённым в Терезиенштадте композитором Гансом Красой. Разговоров с заключёнными с глазу на глаз делегация не вела. Визитёрам был продемонстрирован фильм заключённого режиссёра Курта Геррона о жизни в Терезиенштадте, под названием «Терезиенштадт. Документальный фильм из еврейского поселения», более известный под неофициальным названием «Фюрер дарит евреям город». Визит комиссии и фальсификация счастливой жизни в Терезине сохранились в рисунках узников, высмеивавших это событие, используя чёрный юмор.

— Как часто в наши дни, на сцене популярного столичного театра «Маска» можно увидеть этот спектакль?

— К сожалению, «Кабаре Терезин» играется сегодня достаточно редко. Мы с коллегами мечтаем, чтобы он шёл на регулярной основе.

— Что лично для вас значит эта роль?

— Как я уже сказал выше, для меня роль Вилли является не просто работой, а некоей, очень значимой миссией, хотя признаюсь, что я и сам весьма тяжело переживаю эту историю. Эмоционально подготовиться к этому спектаклю — просто невозможно, как и невозможно сдержать слёзы. Вместе с коллегами — актёрами и музыкантами, мы воссоздаём, можно сказать из пепла, истории погибших людей, сохраняя историческую память. Впервые в этом спектакле, я играю главу семейства, и у меня есть сын, роль которого исполняет Ваня Новосёлов. Держать этого смелого, озорного мальчишку на руках, разговаривать с ним — просто удивительные, новые, непередаваемые ощущения.

— Получали ли вы когда-либо отзывы зрителей о своей работе?

— Разумеется. Некоторые из моих театральных поклонников порой удивляются, как можно смеяться над такими страшными вещами?! Отвечу так: жанр кабаре — лёгкий, весёлый. А наш смех — драматический, не побоюсь этого слова, смех — в лицо приближающейся смерти. Мы пытаемся спастись, выстоять, благодаря иронии и юмору, которые используем, как оружие, вопреки всем страшным, свалившимся на наши головы, трагическим обстоятельствам. Это — своеобразное противостояние безоружных людей — злу, когда в ответ на террор, на горе, мы используем юмор, иронию и смех. Всё, что у нас остаётся…

— Кто для вас в жизни является примером настоящего мужчины?

— Мой дедушка — Виноградов Виктор Серафимович, один из участников первого подразделения Группы «Альфа». Ему удалось побывать в Афганистане. Дедушка — очень честный человек, который прошёл через многое. Своими руками, вместе со своим сыном, он построил дачный домик. Сейчас, он — пенсионер.

— Как вы решились ступить на путь актёра?

— Актёром я стал по воле случая. Сначала учился в Московском хоровом училище им. А.В.Свешникова при Академии хорового искусства имени В.С.Попова, а после окончания училища, узнав, что в Театральном институте им. Б.В.Щукина впервые организовали музыкальный курс, решил поступать именно туда. Это оказалось отличной возможностью проявить себя, получить новые умения и знания…

— Как вам работается под руководством известного драматурга Нины Чусовой? Насколько она строга, требовательна к своим актёрам?

— Нина Чусова — настоящий профессионал своего дела. Замечательный, душевный человек, который может буквально из воздуха создать целые миры! С радостью и большим интересом, я жду премьеры её спектаклей и вижу, что она с неподдельным трепетом и глубоким вниманием относится ко всем своим работам, будь то — лёгкий комедийный жанр или спектакли на серьёзные темы. Заметил, что мне вообще часто везёт на хороших, умных и мудрых людей…

P.S.: Создатели «Кабаре Терезин» выражают особую благодарность Виктору Вексельбергу, председателю попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности, члену бюро президиума РЕКа, семья отца которого погибла в гетто, и Евгению Белову — члену президиума НО БФ РЕК, без которых этого спектакля не было бы.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Яна Любарская: Актер Денис Котельников: «Смех в лицо приближающейся смерти…»

  1. «— Да, конечно, Ильзе Вебер — реальный человек, детская писательница, которая стала узницей Терезина, вместе с мужем и ребёнком. Позже, она погибла в Аушвице, вместе со своим младшим сыном. Но её рукописи остались, благодаря ее выжившему супругу Вилли. В один из дней, моему герою пришла пора «ехать на Восток, откуда никто и никогда еще не возвращался». А его жены (Ильзе) с ребенком — на тот момент ещё не было в страшных списках. Но Ильзе решила, что семья не должна расставаться, и они отправились вместе с мужем. Женщина отказалась бросить Вилли и добровольно присоединилась к перевозке, в концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау, где она и ее сын Томаш (мои жена и сын по сценарию спектакля) — были убиты. В реальности, так и произошло. Муж писательницы, Вильгельм, успел спрятать стихи и песни супруги, до их депортации из Терезиенштадта, а затем вернулся за рукописями, в конце 1945 года. Благодаря Вилли, мы можем слышать «забытый» голос Ильзы Вебер, сохранившийся в ее стихах и песнях.»

    Они не строили себе пирамид из меди
    И надгробий из бронзы.
    Не оставили после себя наследников,
    Детей, сохранивших их имена.
    Но они оставили свое наследство в писаниях,
    В поучениях, сделанных ими.

    Построены были двери и дома, но они разрушились,
    Жрецы заупокойных служб исчезли,
    Их памятники покрылись грязью,
    Гробницы их забыты.
    Но имена их произносят, читая эти книги,
    Написанные, пока они жили,
    И память о том, кто написал их,
    Вечна.

    …Книга лучше расписного надгробья
    И прочной стены.
    Написанное в книгах возводит дома и пирамиды в сердцах тех,
    Кто повторяет имена писцов,
    Чтобы на устах была истина.
    ( Из лирики Древнего Египта в переводах Анны Ахматовой)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.