Михаил Ривкин: Недельный раздел Ки Теце

Loading

И ни один судья из плоти и крови не может каким-то образом принять на себя власть и полномочия Творца, и определить точную меру того дурного влияния, которому подвержены потомки. Земной судья должен всегда оставаться в тех строгих и достаточно узких рамках, которые определила ему Тора.

Михаил Ривкин

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КИ ТЕЦЕ

Михаил РивкинНе будут преданы смерти отцы из-за сынов, а сыны не будут преданы смерти из-за отцов. Каждый за свой грех смерти предан будет. (Деварим 24:16)

У того, кто учит этот стих, неизбежно возникает вопрос: разве эти слова не противоречат сказанному в Десяти Речениях: «поминающий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня» (Шемот 20:5)? Многие комментаторы искали ответ на этот вопрос, и все искали его в одном направлении. С характерной для него остротой и точностью отвечает на этот вопрос Авраам Ибн Эзра:

«И заблуждающиеся спросят: как же это сказано «не будут преданы смерти отцы за сынов», а в другом месте сказано: «поминающий вину отцов». И такая постановка вопроса в корне ошибочна, ибо «не будут преданы смерти отцы за сынов» это заповедь Израилю, а «поминающий вину отцов» — это высшая воля поминающего вину смертных» (Ибн Эзра Деварим 24:16)

И Рабби Шемуэль бен Меир объясняет это более простым и понятным языком:

«сыны не будут преданы смерти из-за отцов» в суде, как сказано: «Но сыновей убийц он не умертвил, так как написано в книге Торат Мошэ, где Г-сподь приказал, сказав: «Да не будут умерщвляемы отцы за детей, и дети да не будут умерщвляемы за отцов» (II Млахим 14:6) Но Пресвятой, будь Он благословен, взыщет вину отцов с сыновей, если они продолжают греховные деяния своих отцов \…\ будут они наказаны, но не посредством земного суда» (РАШБАМ там)

И ещё глубже эту разницу между судом Судьи над всей Землей и судом земным разъясняет Р. Йосеф Ибн Каспи:

«сыны не будут преданы смерти из-за отцов»: смысл сказанного состоит в запрете наказания земным судом, ибо взыскание вины отцов с их сыновей достойно и уместно только в том случае, если взываем мы к Суду Всевышнего, Всезнающего и Всевидящего, который понимает истинную меру всякой вины» (Мишне Кесеф там)

И мы видим в той реальности, с которой мы ежедневно сталкиваемся, как злые деяния родителей, их приверженность злу, гедонизм, эгоизм, интеллектуальная нечестность, нарушение общественных норма и правил, как всё это губительно отражается на судьбе детей. Именно таков дурной пример, который постоянно стоит перед глазами потомков, начиная с детских лет, именно такова греховная среда, которая их окружает, которую они воспринимают как пример для подражания, такова та атмосфера, которой они дышат — и может ли быть более суровое наказание сынам за грехи отцов? И ни один судья из плоти и крови не может каким-то образом принять на себя власть и полномочия Творца, и определить точную меру того дурного влияния, которому подвержены потомки. Земной судья должен всегда оставаться в тех строгих и достаточно узких рамках, которые определила ему Тора. Судья должен судить каждого человека по тем делам, которые тот сам фактически совершил и о которых судья получил точное свидетельство:

«сыны не будут преданы смерти из-за отцов» — Почему это сказано? Потому что ранее уже было сказано «поминающий вину отцов сыновьям» (Шемот 20:5) возможно ли, что речь идёт также и о тех, кого приговорил к смерти суд? Нет! Потому что в Писании сказано: «сыны не будут преданы смерти из-за отцов» (Мидраш Танаим де Рабби Ишмаэль 24)

И те, кто трактует Тору по простому смыслу так же придерживаются этого объяснения, в том числе и Рав Овадия Сфорно:

«Не будут преданы смерти отцы из-за сынов»: даже за грех великий, за бунт против царя Израиля. В древности был у царей обычай казнить также и сыновей бунтующих, чтобы не восстали они впредь против царства, как сказано в Писании: «Готовьте резню сынам его за греховность отцов их, чтобы они не поднялись и не завладели землею» (Йешайау 14:21) И во всяком случае запретила Тора царям Израиля казнить одних за вину других, и в этом — великое милосердие Всевышнего к Его народу. И это исполнил Амация бен Йеуда, как сказано: «И когда упрочилось за ним царство, он умертвил рабов своих, которые убили царя, отца его. Но сыновей их он не умертвил, ибо написано в Торе, в книге Мошэ, что Господь приказал, сказав: «Да не умрут отцы за детей, а дети не умрут за отцов, но каждый лишь за свой грех должен умереть» (Хроник 25:3-4)» (Овадья Сфорно Деварим 24:16)

Однако Мудрецы в Масехет Санхедрин 24В предлагают другое объяснение:

«Не будут преданы смерти отцы из-за сынов»: Если мы учим из этих слов, что не будут преданы смерти отцы за сыновей и сыновья за отцов, то ведь уже сказано: «каждый за грехи свои да будет предан смерти». Но смысл слов «Не будут преданы смерти отцы из-за сынов» состоит в том, что не будут преданы смерти отцы по свидетельству сыновей и сыновья по свидетельству отцов»

В данном случае, как и во многих других, толкование Мудрецов строится на исходном допущении, что в тексте Торы нет и не может быть тавтологии. Поэтому Мудрецы не стали комментировать стих Торы по простому смыслу, так как его толковали те комментаторы, которых мы цитировали ранее, как двойное отрицание того же утверждения, сначала — в негативной форме, а затем, повторно, в форме положительного утверждения, в конце стиха. Такого рода повторения, смысл которых состоит в акцентировании, в усилении того или иного утверждения, того или иного образа, иногда встречаются в Торе, особенно в поэтических отрывках, однако они невозможны там, где закон, заповедь Торы строго формулируется для обязательного исполнения. В этом случае каждое повторённое слово, каждая повторная формулировка должна добавлять что-то к первоначальному утверждению. И потому Мудрецы толковали две части стиха как два разных утверждения. Первое утверждение, сформулированное негативно, это запрет осуждать на смерть по показаниям родных. Вторая утверждение, сформулированное положительно, это повеление «каждый за грехи свои да будет предан смерти», повеление судить человека только по его грехам.

Однако такое толкование даётся не только на основе формально-стилистических доводов, но и на основе внутреннего смысла, на основе допущения, что суд Торы гуманен. Вот что пишет МАЛБИМ:

«И невозможно толковать буквально, а именно, что нельзя осуждать сына за грехи отца и отца за грехи сына, ибо немыслимо представить себе, что суд, про который сказано «И судит общину … и оправдывает общину», суд, который обязан искать смягчающие вину обстоятельства при всякой возможности, что такой суд обречёт человека смерти за грехи другого» (МАЛБИМ Деварим там)

Другие комментаторы ещё более усиливают такое утверждение. Невозможно представить себе такую ситуацию «косвенного осуждения», поскольку даже за свои грехи человека осуждают не иначе, как по показаниям двух свидетелей, и только если он был заранее предупреждён, только если есть полная уверенность, что он совершил преступление злонамеренно на глазах свидетелей

Может показаться, что цитированные выше отрывки из IIМлахим 14:6 и из Хроник 25:3-4, рассказывающие о поступке царя Амации, противоречат точке зрения Мудрецов, которые толкуют закон Деварим как запрет свидетельства сыновей против отцов, а не как запрет наказывать отцов за грехи сыновей. Ибо в рассказах про царя Амацию прямо приводится ссылка на Тору Моше, причём Тора трактуется именно по простому смыслу, буквально, а не так как толкуют Мудрецы.

Сторонники толкования по простому смыслу также обращают внимание на это противоречие, и вот что говорит Рав Леви бен Гершон:

«Но сыновей убийц он не умертвил, так как написано в книге Торат Мошэ» И это знак того, что истинный смысл слов Писания «сыны не будут преданы смерти из-за отцов» в том, что не будут отцы умерщвлены за грехи сыновей, а сыновья — за грехи отцов» (РАЛБАГ IIМлахим 14:6)

Но автор «А-кта веа-кабала» также выразил своё мнение по этому вопросу, исходя из того, что слова Торы имеют множество значений (семьдесят ликов Торы). Каждое дополнительное поучение Мудрецов, каждая новая трактовка ни в коем случае не отменяет первичного значения Торы, и об этом сказано в Гемаре несколько раз: «никогда Писание не лишается простого смысла»

И это великое правило Торы, о котором постоянно должен помнить каждый, кто её изучает.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Михаил Ривкин: Недельный раздел Ки Теце

  1. Тут бы сначала разобраться с понятиями «отцы» и «сыновья».
    Если понятие биологическое — то скорее всего имеется в виду суд человеческий, а если «духовное» — то это суд Бога.
    Причём, «отец» и «сын» — это разные реинкарнации одной и той же Души.
    Т.е. Всевышний не наказывает (в биологическом смысле) детей за грехи отцов и наоборот.
    И не наказывает и не вознограждает — Он «работает» с душами.
    Пишут, что таким образом:
    Цадик бен цадик вэ-тов ло (правденик сын праведника и ему хорошо)
    Цадик бен раша вэ-ра ло (правденик сын грешника и ему плохо)
    Раша бен раша вэ-ра ло (грешник сын грешника и ему плохо)
    Раша бен цадик вэ-тов ло (грешник сын праведника и ему хорошо)
    Имеются в виду прошлая (отец) и настоящая (сын) реинкарнации той же Души.
    И ведь не проверишь… 😀

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.