Игорь Файвушович: От красот Петербурга мне чуть голову не снесло

Loading

Игорь Файвушович

От красот Петербурга мне чуть голову не снесло

В Петербург мы с женой стараемся наезжать в пору белых ночей, хотя в июле они почти на излёте. Я прожил там более 40 лет, а она там родилась, пережила блокаду…

На этот раз решили акцентировать своё внимание исключительно на «культурных» объектах – памятниках архитектуры, искусства, истории. Опасались получить подспудный стресс, испытанный нами, когда 9 лет назад посетили наш любимый город в дни празднования его 300-летия и повстречались с новыми реалиями, чужими лицами, а главное – с другим городом.

Теперь попытаемся стать просто экскурсантами, «не ходить в народ» и избегать ненужных контактов с «тенями прошлого».

Итак, 10 июля приземлились в аэропорту «Пулково-2», где нас встретили старшая сестра жены Тамара с роскошным букетом цветов и не менее роскошным автомобилем представительского класса «Крайслер». Слава Богу, её дочь работает в бизнесе и имеет возможность помогать маме-пенсионерке деньгами. Накрапывал мелкий дождик, столь желанный нами, израильтянами с 21-летним стажем, но он не мешал нашему элегантному водителю развивать большую скорость, обгоняя и подрезая помехи, и справа, и слева.

Наш путь на правый берег Невы лежал через сравнительно новый (2004 года постройки) вантовый Большой Обуховский мост. На него мы въехали с КАД (кольцевой автодороги), внушительного сооружения, отмеченного нами как значительная веха в развитии инфраструктуры Питера.

А уже со следующего утра началась наша насыщенная, плотная культурная программа – экскурсии – городские и загородные – в музеи, к архитектурным и историческим памятникам, и, конечно, в театры.

По рекам, каналам, далее – везде

Петербург давно называют «Северной Венецией». Два города, рождённые из воды, украшенных множеством водных каналов и рек, больших и малых. Санкт-Петербург, как и Венеция, притягателен для нас не только своей красотой, прежде всего, это города с особой судьбой. Оба они, появившись на свет, со временем превратились в основные города сильной морской державы, а по своей атмосфере – в некое «государство в государстве» со своими укладом и привычками. Как есть особый стиль Венеции, так есть и петербургский стиль.

Неповторимый этот стиль, в котором холодность и даже суровость сочетаются с невероятной гармонией и светом. Я, как и прежде, был покорён обликом города, совершенством его линий, тем ощущением бесконечного пространства, которое дарит Нева.

Отправившись в это небольшое, длительностью чуть больше часа, водное путешествие по Неве, Фонтанке, Мойке, Крюкову каналу, мы увидели не только главное украшение рек и каналов – набережные, фигурные ограды и мосты, но и основные объекты наших будущих экскурсий.

Летний Сад

После трёхлетней реконструкции он вновь открыт для посетителей. Но мы не узнаём любимые многими поколениями места… Раньше мы приходили погулять в старинном парке, любовались скульптурами 18 века, рассматривая трещинки и как будто прикасаясь к истории.

А теперь что? Ощущение, что попадаешь в фойе турецкого супермаркета, украшенного новоделами. Кажется, что копии скульптур сделаны из пластика: они даже бликуют на солнце!

Правда, сами реставраторы объясняют, что замена скульптур – это жизненная необходимость – мраморные бюсты и скульптуры разрушались от капающего на них липового сока. «Нынешние копии сделаны из смеси мраморной крошки и полиэфирной смолы и по своему внешнему виду абсолютно не отличаются от оригиналов», – говорят работники сада.

Но больше всего нам не понравились зелёные решётки, за которые заключены кустарники, обрамляющие аллеи.

Администрация музея пол открытым небом успокаивает: через три года ограждения уберут. Эти опоры необходимы для правильного роста кустарников, высаженных плотной полосой.

Инженерный (Михайловский замок)

В советское время в этой парадной резиденции Павла Первого размещались различные проектные учреждения и НИИ, которые сильно испортили интерьеры замка. Его реконструкция началась в 1992 году. Сегодня это ансамбль, соединяющий в себе черты русской и европейской архитектуры, предстал перед нами во всём блеске, но, к сожалению, без первоначальных предметов интерьера – мебели, картин и украшений. Их реставрация проводилась по старым чертежам и картинам.

Поклониться мостам

Проплывая по Крюкову каналу через исторический район Коломну, мы вспоминали о поэме А.С. Пушкина «Домик в Коломне», в которой он писал о жизни этой когда-то бедной и малонаселённой части города.

Вот тут-то мне чуть голову не снесло от красот родного города… Правда, в буквальном смысле. В районе Коломны я вышел на кормовую часть, выпрямившись во весь рост, чтобы поснимать проплывающие достопримечательности: Мариинский театр, строительство его второй очереди. При этом я совершенно забыл о предупреждающей надписи при входе на борт: «Не вставайте со своих мест при прохождении мостов!» Тем более что из-за дождей вода в канале сильно поднялась.

Хорошо, что одна внимательная пассажирка (дай ей Бог здоровья!) вовремя окликнула меня! Остаток рейса я провёл в ужасе от того, что стало бы с моей бедной головой…

С того приснопамятного дня прошло больше месяца, так что теперь можно вернуться к Маринке. Как известно, первоначальный проект «Мариинский-2» был утверждён для воплощения ещё в 2003 году, его автором был известный французский архитектор Доминик Перро. Многие петербуржцы, включая городскую культурную элиту, никогда не признавали этот проект, за вычурность и безвкусие называя его «золотой картофелиной».

В конце июля 2009 года был утверждён новый проект канадского бюро «Diamond and Schitt Arcitects», который и осуществляется сейчас. В названии бюро слово «брильянт», звучащее многообещающе – это вам не «картофелина»! Однако, пока что, кроме высоких бетонных стен, я не узрел ничего. А ведь «грозились» сдать «объект» в эксплуатацию в конце прошлого года!

Адмиралтейство

Главное здание Адмиралтейства закрыто защитным коконом на время многолетнего ремонта. И только шпиль блестит во славу российского флота. А в Александровском саду перед главным входом развёрнута необычная выставка: не менее сотни медвежьих фигур двухметрового роста, вылепленных из неведомого мне материала, символизируют некую акцию единства народов мира в защиту голодающих детей. Каждый из мишек раскрашен причудливым образом художниками из разных стран.

Эрмитаж

Сокровищница изобразительного искусства, гениальное творение Б.Растрелли, Зимний дворец, построенный в стиле «барокко», как всегда, не обманул наших ожиданий. В Эрмитаже насчитывается около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, и только 10% выставлено для обозрения из-за недостатка помещений. Поэтому радует, что восточное крыло здания бывшего Главного штаба, шедевр великого К.Росси, передано Эрмитажу, и сейчас полным ходом идёт его реконструкция. До окончания работ остаётся около года…

Под надзор и опеку Эрмитажа передан также и Александрийский столп, чудо инженерного расчёта, стоящее в центре Дворцовой площади. К сожалению, вокруг колонны пришлось установить дополнительное ограждение от вандалов, покушавшихся на элементы чугунного литья основания памятника.

Петропавловская крепость

Историческое ядро Петербурга, Петропавловская крепость, была заложена в 1703 году по плану Петра Первого. Мы с удовольствием побродили по территории, зашли в Петропавловский собор, тем более, по православному календарю это был День Петра и Павла. Подошли к усыпальнице императоров. Сегодня на территории этого старейшего музея-заповедника открыто много всевозможных экспозиций. Среди них- «Скульптуры Родена» и «Восковые фигуры» Их мы и посетили.

На выставке восковых фигур их числится 60: от царя Ивана Грозного, убивающего своего сына, до В.Ленина, чуть не убитого Ф.Каплан. Фигуры этих антиподов невозмутимо стоят рядом. Жаль, что не заметили большого портретного сходства – будь то А.Пушкин или Ф.Шаляпин…

Выйдя из ворот крепости, послушали военную музыку. 20 музыкантов в форме военных моряков исполняли марши и, в частности, «Прощание славянки». Публика живописно располагалась вокруг на зелёных лужайках.

Петергоф

Очередная кульминация наших «питерских каникул» – Петергоф. Несмотря на дождливую погоду, преследовавшую нас почти все эти дни, летим в Петергоф на «Метеоре» на подводных крыльях. От Дворцовой набережной до петергофского причала «летели» почти 40 минут. И вот – знаменитые фонтаны салютуют в честь нашего приезда восторженными струями.

Большой Петергофский дворец был закрыт, так что мы компенсировали это посещением сразу пяти музеев! Среди них – «Екатерининский корпус», «Монплезир», «Особая кладовая», «Банный корпус» и «Гроты Большого каскада». Все музеи по-своему интересны, а в некоторых из них мы побывали впервые, так как они открылись сравнительно недавно.

Много сил и знаний Петергофскому музею-заповеднику посвятил его бывший бессменный директор, нынешний почётный президент Вадим Валентинович Знаменов, мой одноклассник. Спасибо, Вадик!

Гатчинский дворец Павла Первого

В Гатчине, на самой высокой точке холма на берегу Серебряного озера расположено монументальное здание Дворца Павла Первого. В здании 18 века насчитывается 1000 помещений, из которых пока что отреставрировано 11 залов. Дворец облицован пудостским камнем, который, в зависимости от освещения, меняет свою окраску от светло-жёлтой до серой. При этом. На фасаде нет никакой позолоты или скульптурных украшений. Я отметил это как некую аскетичность по сравнению с роскошью «барокко» петербургских царских дворцов.

11 залов, которые мы посетили, восстановлены после войны, когда там побывали немцы, а затем размещались предприятия. Убранство залов теперь предстаёт таким, как это было задумано архитекторами и декораторами Антонио Ринальди, Винченцо Бренна, Андреяном Захаровым и др.

До свидания, прекрасный дворец! Это был единственный «дворец-замок» в пригородах Петербурга. Завтра – грех не посетить Александро-Невскую Лавру.

Александро-Невская Лавра

Нашей основной целью было посещение Некрополя, где погребены выдающиеся деятели литературы и искусства – архитекторы, композиторы, поэты, учёные. Прежде всего – это Лазаревское кладбище, названное в честь любимой сестры Петра Первого – Натальи. Здесь покоятся К.Росси, М.Ломоносов, Н.Ланская (жена А.Пушкина), Д.Фонвизин, А.Воронихин, А.Радищев и др.

Прейдя тропинку, ступили на землю Тихвинского кладбища, где обрели вечный покой И.Крылов, Н.Гнедич, Н.Карамзин, М.Глинка, В.Жуковский, Ф.Достоевский, П.Чайковский,.Рубинштейн и др.

От Лавры до Адмиралтейства простирается легендарный Невский проспект. Пройдёмся и проедемся по нему.

Вдоль по Невскому

Наш путь ежедневно начинался от памятника Александру Невскому и до Дворцовой площади. Правда, всю 4,5-километровую длину Невского проспекта мы преодолевали по-разному: частично – пешком, частично – на автобусе или троллейбусе. Было приятно рассматривать привычные с детства и любые сердцу фасады знаменательных, да и простых зданий – большинство из них окрашено и приведены в порядок. Очень многие здания давно превращены в отели, рестораны и магазины, в числе которых много и дорогих. 

Бросается в глаза немыслимо большое количество банков по обеим сторонам Невского. Порой в голову закрадывается мысль – их больше, чем во всей Швейцарии. Для чего – для отмывания денег? А вот обычных прачечных для простолюдинов что-то не попадалось…

А вот – и «Елисеевский» извечный символ Невского проспекта. После нескольких лет ремонта он, наконец, открылся. Интерьер отреставрирован, а деликатесы, выставленные за стеклом на прилавках и специальных стендах открытого доступа, вызывают изумление у человека ниже среднего достатка. Цены – запредельные, доступные разве что для российских толстосумов и гурманов-иностранцев. Для них в центре зала оборудовано кафе.

Для придания «Елисеевскому» колорита прошлого века в центре торгового зала установлен рояль с открытой крышкой. Автоматика позволяет бесплатно наслаждаться хотя бы фортепьянной музыкой…

К сожалению, до сих пор закрыты на ремонт такие известные универмаги, как ДЛТ и «Фрунзенский». Правда, на углу Невского и улицы Восстания раскинулся огромный торговый центр финского концерна «Стокманн». Это – шесть этажей модной одежды для мужчин, женщин и детей, товары для дома и семьи, а также великолепный Гастроном. Торговые залы «Стокманна» соединены многочисленными эскалаторами. Дизайн помещений – великолепный, наверное, он даст фору многим зарубежным торговым сетям такого рода.

По музеям

Невский – центр жизни Петербурга, и, как писал бессмертный Н.В.Гоголь, «составляет всё». Отсюда мы отклонялись совсем недалеко, чтобы посетить музеи-квартиры А.С.Пушкина, А.А.Ахматовой. соборы – Казанский и Исаакиевский.

Пытаясь побольше надышаться воздухом культуры и истории, мы бродили по залам Русского музея, Строгановского дворца, Кунсткамеры…

Ну, и, разумеется, нас захлестнула театральная жизнь Питера – благо, получали приглашения и контрамарки. Впрочем, из семи спектаклей остановимся лишь на четырёх.

Балет Аллы Духовой «Тодес»

Полтора часа прекрасного зрелища: 25 танцоров обоего пола заряжали весь БКЗ «Октябрьский» колоссальной энергетикой. Номера сменялись один за другим, поражая необычными трюками, которые украсили бы любое шоу, в том числе – «Мулен Руж». Впрочем, этот коллектив – лауреат международных конкурсов в Лондоне, Париже и Монте-Карло. Пожелаем ему творческих удач «далее – везде»!

Концертное исполнение оперы Ж.Бизе «Кармен»

Оно состоялось в обновлённом до блеска зрительном зале Михайловского театра (бывший Малый оперный). На сцене – симфонический оркестр театра под управлением 36-летнего дирижёра Василия Петренко. Он уже снискал себе известность за рубежом, много лет работая в Ливерпуле.

За оркестром – мужской и женский хоры театра в составе 50-60 человек. Мы получили большое удовольствие от прекрасной музыки и великолепного вокала солистов и хора.

В соседней с нами ложе сидел меценат и по совместительству директор этого театра Владимир Кехман, бывший «банановый» король. Рефрен некогда популярной песни «Всё могут короли!» счастливо воплотился на судьбе заметно процветающего Михайловского театра.

«Моя прекрасная леди»

Этот классический мюзикл Ф.Лоу поставлен на сцене Мариинского театра с участием актёров из разных театров: им. Комиссаржевской, Музыкальной комедии, Молодёжного тетра на Фонтанке и др.

Постановочная группа почти вся зарубежная. Дирижёр – Гавриэль Гейне. А главные роли исполняли Валерий Кухарешин, Гелена Гаскарова, Виктор Кривонос и др. Спектакль прошёл с большим успехом.

«Бал вампиров»

На этот бал нас пригласили за два дня до отлёта домой, в Израиль. Это – культовый мюзикл, оригинальная версия которого принадлежит знаменитому режиссёру Роману Полански. В этом международном проекте: музыка Джима Стейнмана, либретто и стихи Михаэля Кунце.

«Бал вампиров» впечатлил музыкой, размахом постановочных средств, аудио – и видеоэффектов и главное, прекрасным вокалом. Интересно, что партию «главного вампира» исполнял Иван Ожогин, бывший церковный певчий. Это спектакль уже обрёл громкую славу и огромный успех.

Пора улетать на юг

Хотя я и пытался быть сторонним наблюдателем в этой поездке, да не очень-то удалось. Ведь мне дóроги и мои немногочисленные родственники, и одноклассник Саша, и вдова моего недавно ушедшего из жизни близкого друга Олега – Юля. Опечалило российское здравоохранение – оно не охраняет, так хотя бы жизнь спасало! Пенсионеры, имеющие право на так называемую квоту, то есть определённую сумму, которое государство может им выделить на операцию, исследования, лекарства, воспользоваться ею не могут из-за очередей и прочих бюрократических сложностей. Поэтому пенсионеры тщатся изо всех сил купить всё необходимое за полную стоимость, не дожидаясь помощи от так называемого государства…

Ну, а в остальном – в Петрограде-Ленинграде-Санкт-Петербурге – всё хорошо! Только прощаюсь я с ним без всякого сожаления.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Игорь Файвушович: От красот Петербурга мне чуть голову не снесло

  1. Ну и в конце пассажа надо обязательно облить грязью страну (государство), которе дало тебе образование, жилье, работу и возможность впоследствие эмигрировать!

Обсуждение закрыто.