Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 2.3 Бо

 188 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Приходится с горечью констатировать, что уже первая фраза Декларации Независимости Израиля о том, что в этой Стране сформировался еврейский народ, является неприкрытой ложью. Мы количественно накопились в Египте, сформировались как народ в пустыне и сюда пришли уже в виде сформировавшегося народа.

בס»ד

Комментарии Торы

2.3 Глава Бо

Исраэль Дацковский

2.3.1

Стих 12:29 сообщает о гибели первенцев по всей земле Египта, а следующий стих (12:30) говорит, что «был вопль великий в Египте ибо нет дома, где нет умершего.» Тут же стих 12:31 сообщает, что фараон уже ночью призвал Моше и Аарона и приказал уходить из страны. Возникает вопрос: фараон мог знать, что происходит во дворце, в ближайших домах и во дворцах ближайших министров, но он ночью не мог иметь картины происходящего по всему Египту. Средства связи и коммуникации того времени не позволяли столь быстро собрать достаточно полную объективную информацию. Во-первых сбор информации внутри каждого города (а Египет был растянут в основном вдоль Нила на сотни километров) занял бы время, затем путь посланца в областной город, обработка информации там и отправка посланника в столицу — это несколько суток. Во-вторых, если допустить наличие сигнальных вышек и телеграфа факелами (а вышек понадобится много из-за того, что Египет страна равнинная, там нет редких высоких гор, как это было между Иерусалимом и Вавилоном (мишна «Рош аШана)) — то время сокращается, но остается большим — обработка информации в мелких городах и в областных центрах не сильно сокращается, сокращается только скорость доставки сообщений. Да и вокруг столицы скорость передачи информации должна была замедлиться, так как каждая вышка у столицы должна была обслуживать несколько переферийных линий. В общем, меньше, чем за сутки информацию не собрать. А фараон в короткий период времени от казни в полночь до еще не наступившего рассвета все понял и еще ночью выгнал Моше и Аарона вместе со всем народом и скотом.

На это может быть приведено по крайней мере два объяснения.

Первое — сам Моше в стихах 11:4-6 информирует фараона о ближайшей казни. На опыте предыдущих ударов фараон уже уразумел, что слова Моше осуществляются с удивительной точностью и неизбежностью. Тогда, увидев, что произошло в его дворце и ближайшей округе, фараону было несложно обобщить наблюдение на весь Египет.

Второе (привел мой сын Моше — 18 лет) — после опыта предыдущих казней (с первой по восьмую) с медленным сбором и анализом всеобъемлющей информации по всей стране по каждой казни (этот сбор информации и анализ занимал много времени и был готов спустя заметное время после окончания очередной казни, но увеличивал опыт и формировал постоянную связь частной картины с общей) фараон научился по тому, что он видит вокруг себя, понимать, что происходит по всей стране египетской. Поэтому в ночь казни первенцев ему было достаточно получаса — часа, чтобы все понять, вызвать руководителей евреев к себе и выслать евреев из Египта.

2.3.2

Стих 12:37: «… около шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей.» Наши мудрецы оценивают общее число вышедших из Египта евреев примерно в 3,000,000 человек. Попробуем оценить среднее число детей в еврейской семье в Египте. Для начала предположим, что детей в интервал между поколениями мы берем интервал от первых родов родителей до первых родов детей). То есть, в Египте прошло 10 поколений (примерно 20 лет на поколение), начало было положено примерно 40 людьми (70 спустившихся в Египет минус 24 сына Яакова с женами, уже закончившими деторождение, минус сам Яаков — расчет весьма примерный). Приняв среднее количество детей за 6 и утроение еврейского населения за поколение, мы получим общее число евреев в конце египетского рабства 40 Х (3 в степени 10) = 40 Х 60,000 = 2,400,000 выживших детей последнего поколения + 800,000 родителей +250,000 их дедушек и бабушек в возрасте до 60 лет, итого около 3,500,000. При допущении, что 4/5 евреев погибло при казни темноты (см. второе объяснение РАШИ на слово «хамушим» в стихе 13:18 недельной главы Бешалах книги Шмот, это мы обсудим в комментарии на следующую недельную главу Бешалах), но снизив интервал между поколениями до 18 лет, (12 поколений выживших детей последнего поколения в Египте), что все равно нереально много — тогда женились рано и начинали рожать в 14-15 лет, мы получим более 4,000,000 выживших детей последнего поколения + 1,300,000 их родителей + 400,000 их дедушек и бабушек в возрасте до 60 лет, итого около 6,000,000. То есть, для получения многочисленного еврейского народа совершенно не было необходимости каждой женщине рожать несколько раз по 6 детей при каждых родах, достаточно было иметь в среднем 6-7 детей всего. Гибель части мальчиков по указу фараона перед рождением Моше расчеты существенно не меняет, так как рожали в то время обычно повзрослевшие девочки (это Вам не начало времен, когда Авраам родил Ицхака!) и при наличии официально разрешенного многоженства компенсировать некоторую нехватку мальчиков было несложно (хотя отметим, что если Авраам имел дополнительную жену Агарь не от хорошей жизни — Сара не рожала (Кетура не в счет — вдовец должен жениться по принципу Торы «… нехорошо человеку быть одному …» из стиха 2:18 недельной главы Берешит), Яаков увеличил количество жен с двух до четырех по той же причине, да и вторая жена появилась у него не по его желанию, а о вторых и более женах Ицхака, Моше, Аарона и многих других нам ничего неизвестно — кроме Давида и Шломо, да и Элканы из книги Шмуэля алеф с Ханой и Пниной. Поэтому напрашивается вывод о не столь уж широком распространении многоженства в еврейском народе при его официальной разрешенности). В этих расчетах мы совершенно не приняли в расчет возможное существование и спуск в Египет общины, выросшей из 318 учеников Авраама примерно 7-8 поколений назад — там поколения менялись куда быстрее, чем поколения цепочки Авраам — Ицхак — Яаков — сыновья Яакова. Эта община могла насчитывать несколько тысяч человек и объяснить слова Торы из недельной главы Шмот «… и наполнилась ими страна».

Мидраши о многочисленных родах по 6 детей при каждых родах, очевидно, берут свое начало в комментарии РАШИ на стих 1:7 недельной главы Шмот («по шесть из одного живота»), но эта фраза РАШИ совсем не подразумевает такое многочисленное потомство каждой еврейской женщины. Скорее подход РАШИ говорит: «Шесть детей за весь фертильный период женщины». Также можно предположить, что РАШИ говорит о благословении, когда в еврейском народе не было ни бесплодной, ни бесплодного и МИНИМАЛЬНОЕ число, рождаемое каждой еврейской женщиной за жизнь НЕ БЫЛО МЕНЬШЕ шести детей. Благословение обычно подразумевает минимальное количество даруемого, но не ограничивает щедрость Тв-рца верхней границей. Поэтому логично предположить, что многие женщины рожали за свою жизнь более шести детей и СРЕДНЕЕ количество детей в еврейских семьях вполне могло быть и семь, и восемь, что при геометрической прогрессии резко увеличивает количество евреев в 10-12 поколении, считая от спуска в Египет Яакова с семьей.

На это утверждение есть традиционное возражение, что по результатам подсчета первенцев в начале книги Бемидбар при рассмотрении соотношения числа первенцев с числом взрослых мужчин (не считая детей до 20 лет) получается (при аномально малом приведенном в Торе числе первенцев), что число детей в семье доходило до пятидесяти, что нереально, если не принять в соответствии с мидрашом, что женщина рожала несколько раз по шесть детей за раз. На это можно возразить, что если бы так и было, число евреев в Египте составляло бы многие миллиарды (40 начальных семей Х (25 в степени 10)). Ни первый, ни второй расчет не вяжутся с практическим отсутствием роста численности евреев в конце странствия по пустыне по сравнению с Исходом. За 40 лет должно было смениться минимум 2 поколения и даже при среднем количестве детей в семье на уровне шести еврейское население должно было бы вырасти на порядок. Отсутствие возрастания численности указывает, что количество детей в пустыне упало до двух (простое воспроизведение), да и то без учета последнего поколения, родившегося в Египте, которое, и только оно, подрастая, и достигая двадцатилетнего возраста, должно было утроить результаты счета евреев в конце странствий по пустыне по сравнению с Исходом. А если принять в расчет последнее Египетское поколение, то даже полное отсутствие детей семьях в пустыне не выводит на сохранение численности евреев. Из подсчета евреев в конце странствий по пустыне обычно делается вывод о том, что за грех у Баал-Пеора больше всех пострадало колено Шимона (численность которого уменьшилось, вообще говоря, в пределах нормального отклонения от среднего значения и не указывает на особое наказание этого колена), но нами не найдено объяснение отсутствия роста численности евреев.

2.3.3

Стихи 12:37,38: «… около шестисот тысяч (иврит: кэ-шеш меОт) пеших мужчин, кроме детей. А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними.» Иврит Торы приводит слова «э́рев рав» без дополнительного указания на количество неевреев. Выражение «э́рев рав» вошло в современный иврит как единое выражение, указывающее на иноплеменников (неевреев) без указания на их численность. Но само слово «рав» оправдывает перевод «многочисленная толпа», если к определению иноплеменников отнести только слово «э́рев».

Во всяком случае, все комментаторы указывают на большое число гоев, вышедших вместе с евреями из Египта, поэтому вслед за комментаторами и мы не можем предположить, что их было мало.

Попробуем оценить число вышедших с евреями гоев. Причем, оценить «сверху», то есть получить верхнюю оценку числа неевреев. Обопремся на две порции информации из Торы и на представление о том, что при прямом и явном раскрытии Тв-рца у горы Синай все неевреи приняли гию́р и стали евреями, так как при раскрытии Тв-рца человек лишается свободы выбора и может только прилепляться к Нему.

Счет числа евреев по числу сданных ими половинок шекеля был единственным пересчетом без разделения на колена, то есть явно включал в себя «огиюренных» у горы Синай неевреев (кстати, в отличие от следующих пересчетов этот включал в себя и левитов). Он дал результат 603.550 человек (стих 38:26 в недельной главе Пкедуй книги Шмот). Перед этим пересчетом было уничтожение 3.000 евреев за грех золотого тельца (стих 32:28 в недельной главе Тиса книги Шмот). Значит, количество евреев в момент стояния у горы Синай было 606.550. А количество евреев, вышедших из Египта — около 600.000 (эта цифра взята из стиха 11:21 недельной главы Баалотха книги Бемидбар). То есть, счет «э́рев рав» зависит от нашего предположения о том, сколько евреев вышло из Египта. Если мы признаем, что слово «около» говорит минимум о 580.000 евреев (если меньше, то слово «около шестисот тысяч (иврит: кэ-шеш мео́т)» начинает плохо описывать количество вышедших из Египта евреев, а если больше — то наша оценка перестанет быть оценкой «сверху»), то получим численность гоев 26.000 — 27.000 взрослых мужчин (чуть больше численности левитов или численности колена Шимона в сороковом году странствий. Если считать «э́рев рав» с женами и детьми, то получиться 120.000 — 150.000 человек. Считать по мужчинам или по семьям — так или иначе, выходит около 5% населения стана).

Мы далеки от того, чтобы признавать, что большая часть «новых евреев» погибла в различных морах как наиболее неблагонадежная часть евреев (суд левитов над согрешившими в истории с золотым тельцом, погибшие в Киврот Аттава после «вкушения» перепелов в стихе 11:33 недельной главы Беаалотха книги Бемидбар и другие трагические события). Во-первых, при таком предположении оправдались бы слова Моше Тв-рцу (сказанные по другому поводу): «Зачем египтянам сказать: «Со злостью вывел Он их, чтобы убить их в горах и чтобы истребить их с лица земли.»» (стих 32:12 недельной главы Ки тиса книги Шмот). Во-вторых, эти люди уходили в страшную пустыню и полную неопределенность из СВОЕЙ страны, а не из рабства, бросив все нажитое и организованное их поколениями. Уходили за непонятным Тв-рцом, не получив никаких обязательств от евреев и еще не зная, что такое гиюр. Уходили в условиях, когда, по мнению мудрецов, 80% евреев уходить из Египта не захотели (но эти не захотевшие выходить из Египта евреи не ожидали, что их так быстро похоронят). В-третьих, после принятия еврейства при прямом раскрытии Тв-рца у горы Синай, эти «новые евреи» не могут находиться в подозрении больше, чем иные евреи, которые в Египте умудрились спуститься на 49-ую ступень нечистоты. Ведь известно, что «неофиты» часто проявляют гораздо большую преданность свежепринятой идеологии, чем ее более давние последователи. И Тв-рец признал как их гиюр, так и их право находиться в еврейском стане тем, что ман выпадал и для них.

Тогда возникает вопрос о том, где эти «новые евреи» жили на стоянках в пустыне. Описаны только станы колен Израиля, «новые евреи» в колена не входили, оставаясь «бесколенными» и без надела в земле Израиля (то есть, после входа в Страну они должны были стать или профессиональными военными, или ремесленниками, или наемниками у крестьян-евреев). Факт их несмешивающегося с коленами Израиля житья может быть обоснован как отдельным, не смешавшимся с остальными коленами житьем потомков сыновей Итро — кейнийцев, о чем явно сказано в стихах 15:6,7 книги Шмуэль алеф, так и мидрашом о том, как сын египтянина и еврейки Шломит пытался поставить свой шатер в стане колена Дана, но был оттуда изгнан (мидраш на последний эпизод в недельной главе Эмор книги Ваикра). Но тогда вопрос об их расположении на стоянках в стане в пустыне остается открытым, а таких «новых евреев» было немало, хотя в дальнейшие пересчеты по коленам эти «новые евреи» не входили. Оценить изменение численности этих «новых евреев» в конце странствий не представляется возможным. В той же мере признание наличия этого слоя «бесколенных» евреев понижает точность определения числа судей в народе Израиля (если не принять, что названия судей отражали их звания в судебной системе, а не число руководимых ими евреев — это мы обсудим в комментарии на главу Итро). Для раскрытия этой неясности нам осталось предположить, что они были распределены по коленам, но, не входя в их число, жили в пустыне снаружи стана колена, к которому они были «приписаны», а, уже живя в Стране, с течением времени смешались с «изначальными» евреями. Хотя Храм имел отдельный вход для тех, кто не имел принадлежности к тому или иному колену или не знал о своей принадлежности к колену, но это, похоже, больше касалось принявших гиюр уже в Стране.

2.3.4

В стихе 12:38 Тора сообщает нам, что вместе с евреями из Египта вышел их мелкий и крупный скот, «очень большое стадо». О необходимости взять с собою весь скот в пустыню для служения Тв-рцу Моше неоднократно упоминает в беседах с фараоном, да и при отправке евреев в пустыню фараон упомянул этот скот (12:32). Однако, рабы принципиально лишены своего имущества. Это указывает на то, что заметная часть евреев не была порабощена, жила в земле Гошен и занималась выпасом общего скота (разделенного на владения колен и семейств или не разделенного). И эти пастухи явно не были из колена Леви, которое, будучи рассеянным среди евреев по всему Египту, занималось образованием еврейских детей. Значит, рабство евреев было несколько менее полное, чем принято считать, так как порабощенные евреи в массе были не в земле Гошен, а за пределами этой земли скотоводство было затруднено природными условиями и явно не поощрялось местным населением («… ибо отвратителен для египтян всякий пастух овец» — книга Берешит, недельная глава Ваигаш, стих 46:34).

2.3.5

Таблица казней

Номер казни Название казни Указание Тв-рца о казни Отчет о выполнении казни Прекращение казни Особенность казни для евреев. Сердце Паро
1 Кровь Первое, обращение Тв-рца к Моше (7:14-18): Возьми посох, который превращался в змея (посох Моше (4:3 и 4:17 в недельной главе Шмот), но все действия перед Паро до казней выполнял Аарон, в том числе и этим посохом — см. 7:9), ударь по воде.

Второе обращение Тв-рца к Моше (7:19): скажи Аарону, чтобы он простер руку на воды.

И сделали так. Он (кто — Моше или Аарон?) поднял посох и ударил по воде Нет отчета о прекращении казни. Написано (7:25): и исполнилось семь дней. У евреев была питьевая вода, которую они могли продавать египтянам за деньги (согласно мидрашу).

Сердце Паро не тронулось от этой казни (7:23)

2 Лягушки Обращение Тв-рца к Моше (8:1): скажи Аарону, чтобы он простер руку на воды. И простер Аарон руку свою (8:2) Паро попросил Моше и Аарона помолиться (8:4).

Паро назначил молитву на завтра (8:6). А молился только Моше (8:8).

Паро … отягчил сердце свое (8:11).)
3 Вши Обращение Тв-рца к Моше (8:12): скажи Аарону: простри посох твой и ударь в прах земной. Так и сделали (8:13) Нет отчета о прекращении казни. Сердце Паро заупрямилось (8:15)
4 Аров (дикие звери) Тв-рец посылает Моше к Паро предупредить о казни (8:16, 17) «И сделал Г-сподь так [без Моше и Аарона]» (8:20). Паро попросил Моше и Аарона принести жертвы в Египте (8:21). После отказа Моше обещал отпустить Из Египта для жертвоприношения в обмен на молитву за Паро (8:24). Моше помолился и Тв-рец удалил аров (8:26, 27). Отличу в тот день землю Гошен (8:18). Но евреи жили по всей стране («и наполнилась ими земля та» (1:7).

Я сделаю различие между народом Моим и народом твоим (8:19).

Паро отягчил сердце свое (8:28)

5 Девер (моровая язва) Тв-рец посылает Моше к Паро предупредить о казни (9:1-3) И сделал это Г-сподь (9:6) Нет отчета о прекращении казни. Различие сделает Г-сподь между скотом израильским и скотом египетским (9:4).

Отягчилось сердце Паро (9:7)

6 Пыль Обращение Тв-рца к Моше и Аарону (9:8): Возьмите полные горсти пепла и Моше бросит их к небу на глазах Паро Так и сделали (9:10) Нет отчета о прекращении казни. Г-сподь ожесточил сердце Паро (9:12)
7 Град Обращение Тв-рца к Моше (9:13) Пойди предупреди Паро (9:13).

Простри руку твою к небу (9:22)

И простер Моше посох свой к небу; и произвел Г-сподь… (9:23) Паро призвал Моше и Аарона: помолитесь (9:27, 28)

И вышел Моше от Паро и простер руки свои к Г-споду (9:33)

В земле Гошен не было града (9:26)

И … Паро… отягчил сердце свое (9:34)

8 Саранча Обращение Тв-рца к Моше (10:1): войди к Паро (про Аарона не сказано). И пришел Моше с Аароном к Паро (10:3).

И сказал Г-сподь Моше: Простри руку твою на землю египетскую (10:12)

И простер Моше посох свой на землю египетскую; и Г-сподь навел восточный ветер … (10:13) Паро просит Моше и Аарона помолиться (10:16, 17)

И вышел он (Моше?) от Паро и помолился(10:19)

Я отягчил сердце его (10:1)

(перед 8-ой казнью)

Но Г-сподь ожесточил сердце Паро (10:20) (после 8-ой казни)

9 Темнота И сказал Г-сподь Моше: простри руку твою к небу (10:21) И простер Моше руку свою к небу (10:22) Казнь длилась три дня (10:22) У всех сынов израйлевых был свет в жилищах их (10:23) В жилищах, но не сказано, что вне жилищ. А мидраш говорит, что евреи ходили по домам египтян и высматривали имущество и драгоценности.

И ожесточил Г-сподь сердце Паро (10:27)

10 Казнь первенцев Моше обращается к Паро и приводит слова Тв-рца о казни первенцев (11:4-6) В полночь поразил Г-сподь всякого первенца в земле египетской (12:29) Казнь была одномоментная. У всех сынов израйлевых пес не пошевелит языком (11:7)

Но Г-сподь ожесточил сердце Паро (11:10) (перед 10-ой казнью)

Примечание: ссылка на стихи Торы для первых семи казней — по недельной главе Вайера книги Шмот, последних трех казней — по недельной главе Бо книги Шмот.

Отметим, что имеются многочисленные отличия между указанием о казни и техникой ее исполнения. А для первой части указание об исполнении противоречиво, как правило, исполнено первое указание.

Отягчение сердца Паро Тв-рцом — не сплошное, а только после 6-ой, перед и после 8-ой, после 9— ой и перед 10-ой казнями. Сам Паро отягчал свое сердце после 2-ой, 3-ей, 4-ой казнями, очевидно, после 5-ой (не совсем ясно) и 7-ой казнью. После первой части было равнодушие Паро, а не отягчение своего сердца.

Выделение земли Гошен — только в 4-ой и 7-ой казнях. Выделение евреев — в 4-ой, 5-ой, 9-ой и 10-ой казнях.

О временной длине казней по прямому тексту Торы можно говорить только в 1-ой казни (семь дней), в 9-ой (три дня) и в 10-ой казни (одномоментная). Только в части казней есть просьба Паро о прекращении очередной казни: во 2-ой, 4-ой, 7-ой и 8-ой казнях.

В символическом начале 4-ой, 5-ой и 10-ой казней ни Моше, ни Аарон не участвовали.

Отметим не совсем ясные причины для выбора именно такого порядка казней, который был реализован Тв-рцом. Основная цель казней — не разрушить Египет (это является побочной целью казней), не объяснить фараону и египтянам кто есть Тв-рец и необходимость ему подчиняться (это тоже является побочной целью казней), а довести именно до еврейского народа правду о Тв-рце и Его всемогуществе. Но тогда ожидался бы порядок казней с возрастающей силой или опасностью, хотя бы для египтян. Самая тяжелая казнь — казнь первенцев действительно стоит последней в очереди. Темнота имеет много побочных причин и целей, поэтому ее девятое место также достаточно понятно. Но аров (дикие звери) по опасности явно просится на восьмое место, седьмое и шестое мы бы отдали деверу (моровая язва) и граду. На пятое место мы бы поставили кровь А саранча, вши и лягушки, пыль являются в наших глазах неопасными казнями и мы бы их разместили бы вначале. Но Тв-рец в Своей бесконечной мудрости разместил казни в том порядке, в котором разместил. И Его замысел, реализованный в порядке следования казней, нам остался непонятным.

2.3.6

Имеются два похожих по содержанию стиха с одним и тем же оборотом речи: «И будет, когда введет тебя Г-сподь в землю Канаанеев…» (13:5) и «И когда введет тебя Г-сподь в землю Канаанскую …» (13:11). К ним можно подойти двумя путями. Во-первых можно сказать, что Моше обращается к каждому еврею лично и персонально, а поэтому здесь отсутствует общность и, в частности, указание на самого Моше как входящего в Страну. В подтверждение можно привести стих 13:4: «Сегодня выходите вы …» без «мы», вроде бы без Моше, когда мы знаем, что из Египта он вышел вместе со всеми. Но, во-вторых, на эти стихи можно посмотреть как на неосознанное пророчество Моше о себе самом, о том, что он не войдет в Страну. В этом взгляде мы можем опереться на стих 21:5 в недельной главе Вайера книги Берешит, где Авраам, идя возносить Ицхака, говорит своим отрокам: «… я и этот отрок пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Комментарий на это место хорошо известен — Авраам по его информированности на этот момент времени полагал, что он вернется один, без Ицхака, но его уста неосознанно произнесли пророчество о том, что он вернется вместе с Ицхаком. Тут комментаторы ввели понятие неосознанного пророком, но произнесенного им пророчества. Именно этим способом и можно прокомментировать слова Моше.

2.3.7

Стих 13:2 начинает идею о посвящении первенцев Тв-рцу (что можно прочитать как требование выкупа первенцев, так и как выделение первенцев для особой службы Тв-рцу), а стих 13:15 сообщает, что «… а всякого первенца сынов моих выкупаю …». Однако по первоначальному плану Тв-рца первенцы сынов Израиля были назначены служить в Храме. Замена первенцев левитами произошла позже, как один из результатов греха золотого тельца в недельной главе Ки Тисса. С одной стороны, несложно воспользоваться принципом РАШИ о том, что в Торе нет раннего и нет позднего. Но этот принцип относится к эпизодам действия, к эпизодам, которые описывают некоторые события. Этот принцип гораздо труднее отнести к сообщениям о заповедях — пока не возникли соответствующие условия, заповедь может оказаться не соответствующей состоянию еврейского общества. Именно это и происходит в данном случае. До греха золотого тельца первенцы не могли быть выкупаемы — они были кандидатами на службу в Храме.

По этому поводу сделаем ряд замечаний. Во-первых, тогда следует отнести эту часть речи Моше к гораздо более позднему времени, что не очень логично, так как его предпасхальный рассказ очень естественно включает напоминание о казни первенцев в Египте, а приведенная выше цитата из стиха 13:15 — только часть фразы. Разделять части стиха, относя каждую часть к иному времени — проблематично. Но и заповедь о Песахе логично отнести ближе ко второму Песаху, когда уже и Храм был готов, и в нем уже шла служба коэнов и левитов.

Во-вторых, собственно объявление о запланированной (и одновременно отменяемой) службе первенцев появляется только после греха золотого тельца (но еще до идеи Храма и службы в нем, хотя идея все же витала в воздухе — хотя бы из обещания Тв-рца что-то дать Моше на горе Синай — уже из этого косвенно следовала и идея ковчега, и идея места его нахождения — Храма). Значит, до отмены этого решения первенцы могли просто не знать о таких планах по поводу их работы в Храме, а тогда идея выкупа первенцев как следствие казни первенцев Египта оказывается на месте.

В-третьих, к моменту первого спуска Моше с горы Синай решение Тв-рца о замене первенцев левитами и учреждение рода коэнов еще не было объявлено. Обращение народа к Аарону (с просьбой изготовить статую) до назначения его «главным» коэном показывает, что дальнейшее назначение Аарона коэном получило признание и одобрение народа еще до назначения, из-за реального авторитета Аарона в народе. Ведь к нему обратились не как к известному профессиональному скульптору. А потому это назначение совершенно естественно даже без приказа Тв-рца об этом, и тогда появляется дополнительный вопрос даже на теоретические претензии Кораха на первосвященство — даже если на мгновение допустить, что Моше без указания Тв-рца назначил своего брата первосвященником, то это назначение в глазах народа было совершенно естественным.

2.3.8

Рассмотрим противоречие в рассказе Торы о ночи перед Исходом.

С одной стороны, Тора в стихе 12:11 повелевает: «И так ешьте его [жертву песах — барашка или козленка]: ваши чресла препоясаны, ваша обувь на ваших ногах, и ваш посох в руке вашей и ешьте его с поспешностью …», то есть похоже, что Тора дает указание о том, что следует каждую секунду ожидать сигнала к выходу и быть уже полностью готовым к нему.

С другой стороны, Тора явно говорит, трапеза начинается еще вечером и что до утра никакого выхода из Египта не ожидается. Это видно из стиха 12:10 «… но оставшееся от него до утра на огне сожгите», из стиха 12:22 «… и не выходите никто за дверь своего дома до утра» (не будем уточнять о вынужденном походе в туалет, который в те времена располагался вне дома). РАМБАН, комментируя эти стихи, утверждает, что нужно даже по поручению Тв-рца, не говоря уже о иных делах человека, выходить из дома утром и возвращаться еще днем и приводит из ТАНАХа многочисленные примеры этого правильного поведения (правда, только касательно выхода из дома, но не возвращения в него, и, похоже, касательно времени неосвещенных и опасных дорог вне населенного пункта, снаружи от запираемых городских ворот).

Тут не удается воспользоваться принципом РАШИ о неверном хронологическом порядке стихов в Торе — ведь указание о невыходе евреев из домов до утра (стих 12:22) явно должно было последовать еще вечером, чтобы ночью никто из евреев не шлялся бы по улицам. Значит, для объяснения необходимости поспешной трапезы при обилии времени до утра необходимо добавить в стих (12:22) некоторое отсутствующее в нем указание и стих приобретет вид: «… и не выходите никто за дверь своего дома [без особого на то указания] до утра». Ведь приказ на выход из Египта поступил столь неожиданно, что и тесто не вскисло, а значит и еду на дорогу евреи не успели приготовить (стих 12:34). Значит, не было выделено время на сжигание остатков несъеденного мяса.

Теперь становится понятным указание Тв-рца о поспешной трапезе, начинаемой относительно рано вечером при долгом времени до утра. Тв-рец требует проворности (иврит: зризу́т, см. книгу «Месила́т йашари́м» РАМХЛя — раби Моше Хаим Луцатто) в выполнении Его указаний даже для случаев, когда нам кажется, что времени достаточно и можно не торопиться. Ведь изменение указаний или условий может последовать в любой момент времени и мы можем оказаться с незаконченным выполнением предыдущего указания. Иными словами — нужно планировать свои действия надолго вперед, выполнять планы проворно, но одновременно быть готовыми к быстрой смене условий, к крушению намеченных планов и к необходимости разумно и обоснованно действовать в совершенно новых и неожиданных навязанных нам условиях.

2.3.9

Попробуем выделить стадии Исхода.

Первая стадия — от стояния Моше перед несгораемым кустом и получения от Тв-рца задания на вывод евреев из Египта до собственно Исхода утром после казни первенцев. Смысл стадии — подготовка евреев к исходу из Египта. Итог стадии — сам Исход.

Вторая стадия — от утреннего Исхода до рассматривания трупов египтян после перехода Красного моря. Смысл стадии — пока евреи идут к Красному морю, они чувствует себя героическими сбежавшими рабами, но понимают право «хозяина» (египтян) их вернуть и заставить опять работать на себя, понимают наличие у египтян силы, обеспечивающей реализацию этого египетского права. Поэтому они впадают в панику, заметив преследователей и чувствуя себя прижатыми к морю. Это — еще толпа рабов, хоть и сбежавших от «хозяина». Смысл облачного днем и огненного ночью столба, неотступно сопровождающего их, еще не воспринимается ими в качестве гаранта их свободы от египтян. И только после утопления египтян в море рвется их связь с рабством в Египте (они еще не раз вспомнят это рабство — и в начале падения мана с перепелами (стих 16:2 и далее в недельной главе Бешалах), и при бунте сброда (иврит: асафсу́ф, стих 11:4 недельной главы Баалотха книги Бемидбар), и после оглашения итогов разведки («… назначим руководителя и вернемся в Египет …» — стих 14:4 недельной главы Шлах книги Бемидбар. Но это уже будут «приятные» воспоминания о прошедшем или знак отчаяния, но ни в какой мере не мысленная, духовная, внутренняя подчиненность бывшему египетскому «хозяину»). Итог стадии — разрыв неразрывной связи раба с «хозяином», евреев — с Египтом. Именно в этом мы видим смысл и важность седьмого дня Пейсаха.

Третья стадия — поход от Красного моря к горе Синай. Еще не народ, еще много проблем, еще нет четкого понимания целей, но уже не рабы, уже отделились от Египта, уже идут к свободе.

Четвертая стадия — формирование народа. От Десятисловия до сдачи Мишкана в эксплуатацию (золотой телец — в середине стадии). Формирование структуры народа, его Службы и его целей, его подчиненности Тв-рцу. Вторая, третья и четвертая стадии уложились ровно в один год, первый год нашего нахождения в пустыне.

Пятая стадия — краткий и безуспешный поход в Эрец Исраэль (без перемещения стана) — от сдачи Мишкана в эксплуатацию, через посланную Моше разведку в Страну до разгрома у Хормы. Итог — принятие наказания о сорокалетних странствиях по пустыне и подчинение ему по безвыходности.

Шестая стадия — тридцать девять лет в пустыне. Главный итог — передача Торы непобедимому поколению и его подготовка к захвату Страны. В конце стадии — военная тренировка по разгрому Сихона и Ога с оккупацией освободившейся после полного и поголовного геноцида населения этих царств территории для колен Гада, Реувена и половины колена Менаше. Разгром мидьян за совращение евреев и разгром народа Арада — мелкие эпизоды внутри этой стадии.

Седьмая стадия — выполнение прямого приказа Всевышнего — неспровоцированная агрессия против мирных канаанских народов, геноцид местного населения вплоть до полного его уничтожения (включая стариков, женщин и детей), далее оккупация и раздел между собой территорий, зачищенных от коренного населения (представляем себе, как читается такое содержание стадии интеллигентом, воспитанном в «либеральных» и «демократических» традициях!). Приходится с горечью констатировать, что уже первая фраза Декларации Независимости Израиля о том, что в этой Стране сформировался еврейский народ, является неприкрытой ложью. Мы количественно накопились в Египте, сформировались как народ в пустыне и сюда пришли уже в виде полностью сформировавшегося, сплоченного, целеустремленного, непосредственно руководимого Тв-рцом народа.

И последняя, восьмая стадия, длящаяся (с перерывами) до сегодняшнего дня — еврейская жизнь в Стране, данной нам Хозяином всей земли.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *