Остается лишь удивляться, как пропагандиста исторических знаний хватает буквально на всё. Уверен, что юбиляр сохранит его неиссякаемую энергию еще на многие годы.
Пропагандист исторических знаний
Михаил Стрелец
6 апреля 2017 года исполняется 60 лет моему израильскому коллеге и другу Григорию Рейхману, историку, переводчику, журналисту, пропагандисту исторических знаний, сосредоточенному, если так можно выразиться, на двух проблемных блоках в контексте истории Второй мировой войны: на Холокосте и героизме, проявленном евреями в борьбе со смертельным врагом — германским нацизмом.

Случаен ли такой творческий выбор?
Сам Григорий попытался ответить на этот вопрос односложно. «Я — продукт своего времени. Не более того…»
Попробуем и мы ответить на этот вопрос.
Григорий родом из многонационального Баку, столицы советского Азербайджана, земли, на протяжении веков не знавшей ни еврейских погромов, ни позора антисемитизма. Несмотря на желание матери, известного в республике музыканта, он по ряду причин не продолжил традицию. Не пошел и по стопам отца, прошедшего от предгорий Кавказа до Вены в качестве военного врача, инвалида Второй мировой войны.
Его путь к профессии историка пролег через филателию. Все началось с пяти четырехкопечных советских почтовых марок, посвященных событиям Великой Отечественной войны, он до сих пор помнит, что они были посвящены Сталинградской и Курской битвам, обороне Киева и Ленинграда. Позже прибавились почтовые миниатюры с портретами героев той страшной войны, затем письма полевой почты. Работа над коллекцией требовала не только времени, но и знаний, эрудиции, обращения к научной литературе. Ведь за каждой почтовой миниатюрой — панорама исторических событий.
Григорий много общался со старшими «собратьями по увлечению», это были умудренные жизненным опытом, взрослые, немолодые люди. Среди них — участник войны, журналист Илья Исаакович Каменкович; морской офицер, участник войны Алексей Самуилович Тейтельбаум, многолетний председатель Бакинского отделения Всесоюзного отделения ВОФ Вадим Георгиевич Топалов. Всех троих объединяла не только любовь к почтовой марке и всему, что связано с историей почты, но и интерес к теме Антифашистской борьбы в странах Европы в годы Второй мировой войны. В их коллекциях были поистине уникальные почтовые отправления, сохранившие память о жертвах нацизма, и, конечно же, об ихсоплеменниках. Как активист Клуба юных филателистов Григорий был награжден путевкой в «Артек», принял участие в Первой Всесоюзной филателистической выставке в Киеве в 1969 году, принеся республике одну из трех бронзовых медалей.
…В беседе с коллегой не смог удержаться от вопроса — имел ли сам Григорий, будучи еще подростком, представление о том, что происходило именно с евреями в годы войны?..Ведь, в отличие от евреев, проживавших в Украине, в Белоруссии, в России, странах Балтии и Молдавии, до столицы солнечного Азербайджана Баку, к счастью, не докатился огненный вал германского нашествия…Ответ не заставил себя ждать: «Мне было всего десять лет, когда бабушка (со стороны моей мамы) вручила мне три журнала «Юность» и тоном, не допускающим возражений, тихо, глядя мне в глаза, сказала: «Прочитай…» На мой вопрос «Зачем?» последовал ответ: «Ты — еврей…». В «Юности» был опубликован роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Это был 1967 год. И — своего рода первый урок еврейского самосознания. Роман меня тогда потряс. Только в 1991 году, на 50-летии Бабьего Яра в Киеве мне удалось увидеть книгу, полную версию романа, не изуродованную советской цензурой. Тогда же бабушка и рассказала мне, что ее родная сестра Соня, ее муж Яша и младшая дочь Элеонора, Норочка, стали жертвами гитлеровских палачей в Таганроге, не успели эвакуироваться последним пароходом. Старшая дочь Мария, Мура, гостила в то время в Баку и осталась живой, оттуда ушла на фронт военным врачом… В студенческие годы прочел «Тяжелый песок» Рыбакова». Обе книги стали своего рода фундаментом «еврейской самоидентификации» моего собеседника.
… Придет время, и в 1993 году, сразу же после «алии», как называют в Израиле репатриацию, Григорий заполнит на погибших родственников Листы Свидетельских показаний и отправит их в «Яд ва-Шем»…
«…В школьные годы читал запоем исторические романы, документальные исследования, мемуарную литературу, в том числе монографии, в которых осмысливались сюжеты, связанные с историей германского нацизма и Второй мировой и Великой Отечественной войны как ее составной части, — вспоминал Григорий, — Конечно, это была весьма идеологизированная, «партийная» литература. Тем не менее, полученные знания пригодились в будущей жизни, в Израиле. В школе учился и владеть пером. Сочинения по литературе были скорее, экскурсом в историю, осмыслением судеб литературных героев в контексте исторических событий…»
Еще школьником он во всеуслышание заявил, что станет историком. Неоднократно участвовал и побеждал в исторических олимпиадах, что давало преимущество для поступления в университет.
В Шестой бакинской школе (школа №6 г. Баку), которую спустя несколько лет закончил и будущий нынешний президент Азербайджана Ильгам Алиев, Григорию очень повезло на учителей — предметников; истории, литературы, иностранного. «Они были профи в своем деле…» Летом 1974 года поступил на исторический факультет в российском городе Иванове. «Близость к Москве, библиотекам и архивам, возможность приобщиться к интересным темам, поработать не только с фотороликами, но и подышать архивной пылью…» Повезло ему и с вузовскими педагогами, которых, как и друзей студенческих лет, вспоминает добром. Спецкурс по истории Великой Отечественной студентам — пятикурсникам читал бывший член комиссии по расследованиям преступлений нацистов в Заксенхаузене доцент Юрий Якобсон, курс новейшей истории читал специалист по немецкой историографии Второй мировой войны, профессор Андрей Мерцалов.
Финалом в Ивановском госуниверситете стала в 1979 году защита диплома по теме, связанной с судьбой исследователя Второй мировой войны академика Александра Михайловича Самсонова и его вклада в исследование Сталинградской битвы как одной из решающих битв во Второй мировой войне. В конце 1985 года Григорий встретится в Москве с героем своего выпускного исследования академиком Самсоновым, и тот выразит сожаление, что не был приглашен на ту защиту. Он тогда не мог предугадать, что одна из его однокурсниц, Ирина Аверьянова, с которой он спишется уже из Израиля, проникнется с его подачи темой Холокоста и героизма и дважды посетит израильские семинары для российских учителей в «Яд ва-Шем» в рамках совместных программ с Российским НПЦ «Холокост», но это будет еще впереди…
…В вузе Григорий Рейхман сотрудничал с университетской многотиражкой, областной молодежной и партийной прессой, писал и в армии. В «дивизионке» и окружной. После службы, вернувшись в Баку, несколько лет проработал в местной прессе. Публикации иллюстрировал своими фотографиями. С камерой не расставался нигде и никогда…
В годы «перестройки» в числе первых стал изучать иврит и разрабатывать еврейскую тему в азербайджанской русскоязычной прессе. Большую роль в становлении Григория Рейхмана как «еврейского» журналиста сыграл бакинский учитель истории Пиня Абович Калика, участник войны, чьи родители погибли в Уманском гетто. Калика, последовательный борец с антисемитизмом в приснопамятные советские времена и один из еврейских активистов в республике в период «перестройки», немало сделал для популяризации учения Януша Корчака и подвига героев восстания в Собиборе среди граждан бывшего СССР еще в те годы, когда многое было под запретом, а словосочетание «еврей-герой» было не только негласным запретом советских властей, но и могло быть приравнено к проявлению «сионизма». «Учителя уже нет, но его помнят, а это — главное, — отметил благодарный ученик…
В 1991 году Рейхман представлял одно из информагентств Азербайджана на 50-летии трагедии Бабьего Яра в Киеве. В том же году, на Хануку прошел учебный семинар от Бар-Иланского университета по теме Холокоста и героизма в Ростове на-Дону. Весной 1992 года на первом семинаре для журналистов, пишущих на «еврейские» темы в Голицыне у Григория произошла мимолетная встреча с профессором МГУ Семеном Гуревичем, приглашенным организаторами из Посольства Израиля в России для чтения лекций. Тот, ознакомившись с публикациями Григория о Холокосте и героизме, благословил на продолжение этой темы в творчестве. Семинар в Израиле летом 1992 года только укрепил его в решении репатриироваться на историческую родину.
После возвращения проработал короткое время в качестве преподавателя иврита и еврейской истории в еврейской воскресной школе, был переводчиком израильской журналистки в ее путешествии по Азербайджану и Средней Азии.
С декабря 1993 года Григорий Рейхман — в Израиле. Перед отъездом на ПМЖ уже состоявшийся журналист, пишущий как на «военную» тему, так и по сугубо «еврейской» проблематике, готов был к трудностям репатриации и абсорбции. Помог иврит. Прибавьте к этому еще преданность делу и поразительную работоспособность. Приходилось тяжело работать сутками и нередко не по специальности: «Многие статьи писались по ночам, между уходами и приходами на работу. Но это — Израиль. У нас нельзя было работать в «щадящем режиме»…
Сегодня Григорий — автор более 200 публикаций в русскоязычной прессе Израиля, США, России, Украины, в ряде международных интернет-изданий, а также научных сборников в России, Латвии, Украины и Беларуси. В русскоязычных СМИ Израиля опубликовано немало его переводов с иврита и английского. Несмотря на многочисленные трудности, ему повезло на замечательных людей. Это ученые из мемориального комплекса «Яд ва-Шем» Ицхак Арад, Ирит Абрамски, Арон Шнеер, Анатолий Кардаш (увы, покойный), искусствовед и педагог Елена Макарова, историк из Тель-Авивского университета Леонид Смловицкий и другие.
Григорий — участник ряда русскоязычных издательских и мемориальных проектов воспоминаний переживших Холокост. «Издание книги в Израиле — дело неблагодарное, дорогостоящее. Не издав своей, благословляю в «большое плаванье» книги других». И таких благословлений у Григория Рейхмана, журналиста с образованием историка, немало. Достаточно вспомнить статьи — аннотации и рецензии на документально достоверные воспоминания бывших узников нацизма Баси Цин, Николая Шаткина, Розалии Кричевской, военнопленного и партизана Давида Кагана, беженок от нацизма Сары Криль и Дани Берзин, партизанского командира Леонида Беренштейна, воина Второй мировой Михаила Миркина(США), исследователей Холокоста Арона Шнеера, Анатолия Кардаша, Шауля Фридлендера и т.д. По словам известного израильского историка Леонида Смиловицкого, статьи Григория, будь то переводы, очерки или рецензии на тематические издания, носят исследовательский характер.
С 2000 года по 2014 год Григорий являлся представителем Российского Центра «Холокост» в Израиле, активно участвовал в самых разлных научных, мемориальных и издательских проектах Центра «Холокост» и Российского еврейского конгресса, связанных, в частности, с энциклопедией «Холокост на территории СССР», «Письма евреев периода Второй мировой войны», «Эстафета памяти», и др.. Шесть лет был модератором сайта Российского НПЦ «Холокост». Один из немногих был удостоен Гранта израильского Фонда «Генезис».
Постоянно учился. Дважды прослушал курс от «Яд Ва-Шем» и Минобразования Израиля (тема Холокоста в киноискусстве), и представленные им на иврите итоговые работы удостоены не менее 90 баллов. После окончания одного из них, в составе группы израильских учителей посетил мемориальные «еврейские» места в Польше. «Поездка была весьма плодотворной. Когда пишешь о Варшавском гетто или об освобождении Майданека, Аушвица, надо представлять себе место…» Три фотографи Григория из шести, вошедших в альбом по итогам участия в международном фотоконкурсе к 65-летию Победы (организатор конкурса и выставки Леонид Падруль, Израиль) были сделаны в Майданеке…
Есть у него целый ряд злободневных публикаций, показывающих живучесть нацистской юдофобской идеологии в деяниях современных исламских террористов, достаточно вспомнить недавнюю публикацию в научном сборнике в Риге об «отце арабского нацизма» иерусалимском муфтии Аль-Хусейни, мечтавшем об уничтожении евреев нацистами в Подмандатной Палестине в годы Второй мировой войны и его современных преемниках — арабских террористах против Израиля. Не остался он в стороне от российских и израильских «кинематографических» проектов, за что назван авторами фильмов в заключительных титрах среди удостоенных благодарности.
…Григорий принимал личное участие и в работе ряда международных конференций (в том числе и интернет-конференцй), посвященных Второй мировой войне, Холокосту и героизму — в Берлине, в Риге, в Днепропетровске, в Москве, в Ростове — на-Дону, в Иерусалиме, в Новороссийске.
Его выступления на них — это как мониторинг израильской русскоязычной прессы по теме Холокоста и героизма, так и интересные рассказы о работе по сохранению исторической памяти о подвигах его соплеменников в годы Второй мировой войны, которая уже более 20 лет ведется в поистине уникальном израильском Военно-историческом музее «Энергия мужества» в г. Хадере. Григорий уже не первый год является членом Ассоциации историков «Арсенал» и научным сотрудником этого музея.
Г. Рейхман :«Несколько слов о музее. Он авторский по концепции и содержанию. Создан более 20 лет назад военным историком, подполковником Советской армии в отставке Давидом Зельвенским, который участвовал в создании и реконструкции десятков музеев (Ленинград, Томск, Кишинев и др.), преподавал курс «История войн и военного искусства» в офицерском училище и университете — , одним словом, это профессионал очень высокого класса», — говорит Григорий, — работать с таким человеком и сплотившимся вокруг него коллективом единомышленников — волонтеров я считаю за честь. Еще в бывшем СССР Давид Зельвенский занимался сбором документальных свидетельств об участии евреев во Второй мировой и других войнах истории, даже когда это, мягко говоря, «не поощрялось». В 1994 году он прибыл в Израиль и, не обнаружив «профильных» музеев о воинах — евреях той войны, решил с помощью семьи и ветеранов создать первый в Израиле музей об участии полутора миллионов евреев в разгроме нацистского врага. (Открыт 24.4.95) Вместе с тем музей раскрывает многовековое военное наследие еврейского народа, участие евреев в различных войнах, в том числе в Первой и Второй мировых. Экспонируются поистине редкие реликвии: знамена, оружие, награды, форма, снаряжение, документы, фотографии и др. Центральное место занимает тема: «Еврейское население СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)». Таким образом, перед нами и первый музей многовековых еврейских военных традиций. Музей с первоклассной методикой и музейной педагогикой. Вот где мне выпала честь трудиться…».
Давид Зельвенский оценил по достоинству знания Григория, его умение владеть пером, фотокамерой и, конечно же, донести исторические знания о вкладе воинов — евреев в разгром нацизма до самой широкой аудитории, включая как гостей Израиля, так и ивритоговорящие группы посетителей. «Было время, когда коренные израильтяне имели весьма слабое представление о том, что судьбы мира и еврейского народа решались не только в Северной Африке или на Тихом Океане, но и на полях сражений под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Именно многомиллионная и многонациональная Красная армия, в рядах которой сражалось полмиллиона евреев, вместе с армиями стран Антигитлеровской коалиции, сломала хребет германской военной машины, именно она освобождала еврейские гетто на территории бывшего СССР и нацистские концлагеря уничтожения на территории Польши, в том числе и «фабрику смерти» Аушвиц, — говорит Григорий .
В музее созданы ряд документальных выставок, в том числе и уникальная мультимедийная экспозиция, посвященная участию евреев СССР в Великой Отечественной войне «На линии огня. Опыт коллективного портрета воинов-евреев». Именно Григорию была поручена пропаганда этой выставки. По поручению музея «Энергия мужества» и Музейной комиссии ЦС Союза ветеранов Второй мировой войны — борцов с нацизмом(Израиль)— Григорий Рейхман представлял ее как в Израиле, так и за его пределами.
Давид Зельвенский: «Трудно переоценить роль и место Григория Рейхмана в многогранной музейной работе. Его публикации, лекции, экскурсии — всегда оригинальны и самобытны. Количество отснятых им событийных фотографий поражает. Он для музея делает любую порученную работу и в любое время суток. Григорий способен сегодня прилететь из Риги и завтра отправиться в Берлин, выступить в Новороссийске и затем отправиться в Брест… Причем: «…без страха и упрека» ! При этом еще успевает творчески побрататься с дюжиной «доцентов с кандидатами» и обаять неповторимым израильским шармом весь научный «слабый» пол . Так держать! — мое пожелание юбиляру. »
…Мне, автору этой статьи, довелось познакомиться с Григорием Рейхманом в Беларуси, в Бресте, в январе 2016 года, стать его гидом по Брестской крепости и по Бресту. Григорий привез нам в Брест из Израиля несколько интересных книг для еврейской общины и музейную экспозицию о героях — евреях, он был тепло принят моим другом, журналистом, редактором газеты «Брестский курьер» Николаем Алексеевичем Александровым, который разработал историко — публицистический проект «Имена и Времена». Два альбома с сотней постеров, посвященных Бресту, подаренные в лице Григория Рейхмана музею «Энергия мужества», мы не сомневались, найдут достойное применение в Израиле. Вскоре от Григория пришло теплое письмо и благодарность за гостеприимство: «Поездка в Беларусь, встречи, участие в презентации изданий, посвященных Холокосту и героизму — все это, конечно же, нашло последующее отражение в работе нашего израильского музея, который является инновационной площадкой для интересных разработок». И это не пустые слова: Григорий прислал мне статью о том, как «работала» в Хадере передвижная выставка о знаменитых евреях Бреста на базе указанного проекта в рамках встречи с искусствоведом из Беларуси (Гродно) Инессой Двужильной и презентации ее книги об отражении темы Холокоста в академической музыке. Мероприятие прошло с участием представителей Посольства Беларуси в Израиле. Узнали мы и о том, что Григорий Рейхман упомянут и в новом документальном сборнике международного значения «Брест. Лето. 1941 год», поскольку поддерживал поиск документов в Израиле. Недавно он вернулся из Новороссийска, где в рамках международной научной конференции о войнах России в минувшем столетии и их влиянии на общественное самосознание, прочел популярную лекцию в краеведческом мемориальном музее о героизме воинов-евреев, один из которых, майор Цезарь Кунников, погибший в боях за этот город, увековечен в экспозиции Хадерского музея.
В городе своего проживания Ашдоде Григорий Рейхман ведет проект «Морешет» — «Традиция» при поддержке Ашдодского муниципалитета, об этом свидетельствуют многочисленные публикации в местной региональной прессе. Буквально на днях он прислал мне свою статью, посвященную участию его соплеменников в восстании 1956-го года в Венгрии. Собраны и проанализированы малоизвестные страницы еврейской истории.
Остается лишь удивляться, как пропагандиста исторических знаний хватает буквально на всё. Уверен, что юбиляр сохранит его неиссякаемую энергию еще на многие годы.







