Михаил Ривкин: Недельный раздел Ки Таво

 155 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Каждый член общины выбирает одну грань, одну сторону тех поразительных и сложных изменений, котрые пережил еврейский народ за последнее время, и выражает своими словами, за что именно он хочет поблагодарить Творца. Каждый говорит о том, что ему ближе всего, о том, что его более всего тронуло, что даёт ему надежду на будущее.

Недельный раздел Ки Таво

Михаил Ривкин

И будет, когда ты придешь в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, То возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, чтобы пребывало там имя Его. И приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: «заявляю я ныне Г-споду, Б-гу твоему, что я вошел в ту землю, которую Г-сподь клялся отцам нашим дать нам» (Деварим 26:1-3)

Итак, в отношении первых плодов мы обязаны выполнить две заповеди: Принесения первых плодов и прочтения слух над первыми плодами соответствующей Декларации. Второе едва ли не важнее первогого! Ведь именно эта Декларация выражает словами ту главную идею, которую символизирует Принесение первых плодов:

«Ибо главное содержание Веры в Б-га… что человек призаёт, что от Него идут все блага, и что «своею собственной рукой» человек ничего не добьётся… и такого рода мысли [что человек всего добивается сам] это — отвержение Власти Небес и Страха Б-жьего, результатом чего являются все несчастья, которые с нами происходят, и об этом мы предупреждены, и сказано нам: и тот, кто приходит в землю, и тот, кто эту землю унаследовал, и жил там долгие годы, должен остерегаться, чтобы не сказать в сердце своём: «Сила и могущество рук моих дали мне это богатство». Ибо уже забудут потомки твои и потомки потомков твоих все те деяния Г-спода Великого, которые он сотворил, пока не привёл тебя в эту землю. И потому ты должен совершить это дело, и взять с собой всё то, что напоминает тебе, что «Г-споду — Земля и все твари её», и из Его рук дана она тебе в дар, и Он всегда влияет на все твои успехи, и принесение первых плодов, и начатков всего произрастающего на земле — это признание Власти Б-жьей» («Акедат Ицхак» гл. 98).

Об этом же пишет Ицхак Абарбанель в своём пояснении к «Учителю Растерянных» РАМБАМа:

«Дабы смирить годыню Сердца человеческого, ибо первые плоды милы человеку премного, как сказано: «как первый плод смоковницы в начале созревания ее увидел я отцов ваших» (Ошеа 9:10), а также «как первый, до лета созревший плод, который, едва попав в руку увидевшего его, тут же бывает проглочен» (Йешая 28:4), именно поэтому заповедано нам смирить свою гордыню, и не есть от них, а приести их Творцу».

Из года в год, мнеого сотен лет повторяли наши предки одну и ту же фразу: «я вошел в ту землю, которую Г-сподь клялся отцам нашим дать нам». Простые еврейские крестьяне, далёкие предки которых поселились в Земле Израиля, и с тех пор не покидали её пределов, неизменно говорили о себе в первом лице: «я вошёл в ту землю», хотя они, в подавляющем большинстве, никакой другой земли вообще не видали. Даже когда иврит перестал быть разговорным языком у евреев, всё равно, каждый, приносивший первые плоды обязан был повтоить эту фразу, слово в слово, вслед за коэном. Надо полагать, эта фраза выражает что-то очень важное в еврейской традиции, не даром она легла, с некоторыми изменением, в основу одной из известнейших фраз Пасхальной Агады:

«в каждом поколении обязан человек рассматривать себя, как будто он сам вышел из Египта /…/ не только предков наших вызволил Пресвятой, благословен Он, но и нас тоже вызволил вместе с ними»

Каждый еврей должен был в эти минуты ещё раз пережить свою особую, личную связь с Творцом, и ощутить ту особую милость, которую оказывает ему Творец, давая возможность жить в Земле Израиля и наслаждаться её плодами.

Вот уже две тысячи лет, как Храм разрушен и выполнение заповеди Принесения первых плодов стало для евреев невозможным, по крайней мере в той форме, как оно описано в Торе. Но связь народа Израиля и Земли Израиля возобновлена! Именно эта связь, возвращение Земли её Народу, или, как говорили первые еврейсие поселенцы, «завоевание земли» стало, наряду с «завоеванием труда», одной из идейных основ сионистского движения. Физический труд земледельца, освоение новых участков земли, повышение её плодородия, совершенствование сельскохозяйственного труда были в первой половине ХХ века главной целью киббуцев, по праву считавшихся флагманом сионизма. При этом киббуцы (за редким исключением) были явлением сугубо светским. Все атрибуты еврейской «религии», в её традиционном понимании отрицались начисто. Тем более интересно, что обряд Принесения первых плодов стал едва ли не единственным исключением из этого правила. Каждый год, накануне праздника Шавуот, по всей стране двигались торжественные процессии повозок доверху нагруженных плодами Земли Израиля. Все жители киббуцев и мошавов, нарядно одетые, с детьми, сопровождали эти процессии сопровождали и гордо демонстрировали смущённым горожанам, что такое «настоящий сионизм». Надо полагать, что и для сугубо светских киббуцников было важно в этот момент почувствовать самим и показать своим детям и связь отдельного еврея с вечным еврейским народом, и те глубокие корни, которые связывают евреев с их Землёй.

Далеко не все такие процессии направлялись в сторону Иерусалима. Многие просто проходили по близлежащим городам и селениям. Да и плоды, в конечном счёте, либо раздавались нуждающимся, либо возвращались назад в киббуц. Один из важнейших аспектов Принесения первых плодов в таких празднествах был утрачен. Сохранилась некая символика самого Принесения, но начисто была отброшена Декларация, и даже символика Декларации. Эти процессии были важны, как первый шаг в сторону еврейской традиции и именно в таком качестве многими расматривались, но урбанизация, со временем, сделала их всё менее и менее популярными.

В наши дни многие, когда население Израиля, в подавляющем большинстве, городское, многие пытаются возродить эту древнюю традицию в другом её аспекте: именно, как Декларацию. Так, в нашей религиозной общине «Мевакшей Дерех» принято на День Независимости произносить слова благодарности за создание Государства Израиль. Каждый член общины выбирает одну грань, одну сторону тех поразительных и сложных изменений, котрые пережил еврейский народ за последнее время, и выражает своими словами, за что именно он хочет поблагодарить Творца в этот день. Каждый говорит о том, что ему ближе всего, о том, что его более всего тронуло, что даёт ему надежду на будущее.

Разумеется, это только первая попытка такого рода. Детали этой церемонии меняются каждый год. Но сама идея, хотелось бы налеяться, найдёт дорогу ко многим сердцам.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *